Таблица 10.3 Перечень операций по техническому обслуживанию и
диагностированию смазочной системы двигателей
Наименование' операций | Применяемые приборы и вид приспособления ТО | ||
Проверяют уровень масла в картере двигателя и при необходимости доливают | Визуально по масломер- ЕТО ной линейке. 03-4967М, АТО-4822 | ||
Убеждаются в отсутствии подтеканий масла | Визуально | ЕТО | |
После заводки двигателя и в процессе рабочего дня наблюдают за показателями давления масла в магистрали и температурой масла | По штатному манометру и термометру | ЕТО | |
Проверяют загрязненность ротора центрифуги и очищают ее от отложений | КИ-9912А ТУ 11 БеО-003 | ТО-1 | |
Заменяют фильтрующие элементы и промывают корпус фильтра грубой очистки масла (К-700А,К-701) | ТО-2 | ||
Очищают от отложений и промывают центробежный маслоочиститель | КИ-9912А | ТО-2 | |
Заменяют масло в картере дизеля с промывкой смазочной системы | ОМ-2871 А, ОМ-16361 | ||
Измеряют давление в магистрали смазочной системы дизеля | КИ-13936 | ТО-3 | |
Проверяют состояние агрегатов смазочной системы | ТО-3 | ||
Промывают сапун дизеля | ТО-3 | ||
Заменяют масло в соответствии с на- ступающим сезоном | СТО |
Давление масла проверяют устройством КИ-13936 или КИ-4940. При исправном состоянии двигателя давление и температура моторного масла находятся во взаимосвязи. После пуска двигателя из-за высокой вязкости масла давление может достигать 0,3... 1,0 МПа. По мере прогрева двигателя давление снижается. На давление и температуру масла также влияет износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы двигателя, сорт масла, исправность клапанов и износ насоса.
Присоединяют прибор КИ-13936 с помощью переходника к магистрали смазочной системы двигателя (рис. 5.1).
Проверяют давление масла при холодном двигателе, для чего запускают его, устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала и определяют давление масла по манометру.
Прогревают двигатель до номинального температурного режима, определяют давление масла при минимальной и номинальной частоте вращения коленчатого вала.
Сравнивают показания давления масла в магистрали с данными таблицы 10.4, а также по манометру устройства и штатному манометру трактора на номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала. Показание штатного манометра не должно отличаться от показаний контрольного более чем на ±5% от измеряемого давления.
Если целью измерения является определение вероятностного ресурса работы смазочной системы и кривошипно-шатунного механизма тракторных двигателей, то необходимо использовать для этого данные таблицы 10.5
Если давление масла не соответствует рекомендуемым (табл. 10.4, 10.5), регулируют клапаны (сливной, предохранительный, редукционный) проверяют износ масляного насоса и подшипников коленчатого вала.
Таблица 10.4. Основные показатели и регулировочные данные по системам смазки двигателей
Модель двигателя | Частота вращения колен, вала, мин"1 | Давление масла, МПа | Номинальная частота вращения ротора центрифуги, мин | ||||
Минимальная | Номинальная | При минимальной частоте вращения колен, вала | При номинальной частоте вращения колен, вала | ||||
На холодном двигателе | На прогретом двигателе | Номинальн. | Допустимое | ||||
ЯМЗ- 238Н(240Б) | 800 | 1900 | Не менее 0,3 | Не менее 0,6 | 0,45...0,75 | 0,20 | 6000...7000 |
СМД-60(62) | 800 | 2100 2000 | 0,25 | 0,05 | 0,25... 0,4 | 0,20 | 6000 |
Д-240 Д-240Т | 600 | 2200 | 0,25 | 0,05 | 0,2...0,3 | 0,15 | 6000 |
А-41 | 700 | 1750 | 0,25 | 0,08 | 0,3...0,5 | 0,20 | 6000 |
А-01 | 700 | 1700 | 0,25 | 0,08 | 0,3...0,5 | 0,20 | 5500 |
Д-21А, Д-144,Д-37Е | 800 | 1800 | 0,20 | 0,05 | 0,15...0,35 | 0,15 | 5500 |
КамАЗ-740 | 500-600 | 2600 | Не более 0,55 | 0,1 | 0,45... 0,50 | 0,30 | 5000 |
ЗИЛ-130 | 3200 | 0,40 | 0,04...0,07 | 0,25... 0,30 | 0,25 | 5000-6000 | |
| ЗМЗ-53-11 | 3200 | 0,60 | 0,05 | 0,25... 0,40 | 0,20 | 5500...5000 1 | |
[ 412Э | 5500...5800 | 0,60 | 0,08 | 0,20...0,40 | 0,15 | --- |
Таблица 10.5 - Допускаемые значения давления масла в магистрали.
Двигатель | Трактор | Номин-ая частота вращения кол.вала мин-1 | Давление масла, МПа, Д1 | Давление масла, МПа, Д2 | Давление масла, МПа, Д3 |
ЯМЗ-240Б | К-701 | | 0,17 | 0,20 | 0,25 |
ЯМЗ-238НБ | K-700 | 1700 | 0,17 | 0,20 | 0,25 |
СМД-62 СМД-60 | Т-150 Т-150К | 2100 2000 | 0,12 | 0,15 | 0,19 |
А-01М | Т-4А | 1700 | 0,12 | 0,16 | 0,22 |
Д-160 | Т-130 | 1250 | 0,12 | 0,15 | 0,19 |
А-41 | ДТ-75М | 1750 | 0,12 | 0,16 | 0,22 |
Д-240Т Д-240 | МТЗ-100 МТЗ-80 | 2200 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-65Н | ЮМЗ-6ЛЛ | 1750 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-144 | Т-40М | 1800 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Д-21А1 | Т-25А, Т-16 | 1800 | 0,10 | 0,12 | 0,15 |
Проверка работоспособности реактивной масляной
studfiles.net
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Техническое обслуживание пусковых двигателейПри обслуживании пусковых бензиновых двигателей П-46 и ПД-ЮМ надо учитывать следующие особенности.
Двигатель ПД-ЮМ смазывают маслом, добавляемым к топливу (бензину) в пропорции 1 : 15. Смесь бензина с маслом необходимо приготовлять в чистой посуде, строго соблюдая пропорцию, так как в противном случае двигатель будет либо плохо заводиться, либо быстро изнашиваться.
Отстой из топливного бака нужно сливать через 100—120 ч работы дизеля, а промывать топливный бак и топливопроводы через 500—600 ч.
Пусковой бачок двигателя П-46 рекомендуется промывать чистой водой и затем просушивать с открытыми пробками один раз в год при переходе на осенне-зимнюю эксплуатацию. Детали фильтра-отстойника также нужно периодически разбирать и промывать в бензине.
В двигателе П-46 уровень масла в картере проверяют масл‘о-мерной линейкой перед каждым пуском, а заменяют масло с промывкой картера через 250 ч работы дизеля. Уровень масла в редукторе проверяют через 250 ч работы, а заменяют масло с промывкой корпуса и сапуна через 1000 ч. Работу конических шестерен заводного механизма контролируют соответственно через 125 и 1000 ч работы дизеля.
В двигателе ПД-ЮМ уровень масла в редукторе проверяют через 20—24 ч работы дизеля, а заменяют масло с промывкой корпуса редуктора через 300—360 ч работы. В редуктор заливают 50 г свежего масла через 1000 ч работы дизеля.
Обслуживание карбюратора заключается в периодической промывке бензином и очистке сжатым воздухом деталей, каналов, отверстий и жиклеров. Очищать их проволокой воспрещается во избежание увеличения размера калиброванных отверстий. Разбирать и собирать карбюратор следует только в случае необходимости, в мастерских. Нужно постоянно проверять плотность соединений, чтобы не допускать попадания воздуха в цилиндры помимо карбюратора.
Разбирать и собирать карбюратор нужно на сборочном месте с применением набора специальных инструментов.
Дроссельная и воздушная заслонки должны свободно и без заеданий поворачиваться на своих осях и плотно прилегать в закрытом состоянии к стенкам смесительной камеры.
Рекомендуется периодически удалять смолистые отложения в карбюраторе, промывая его детали в ацетоне. Можно удалять смолистые отложения и без разборки карбюратора. Для этого надо приготовлять смесь из 0,25—0,50 л бензина и ацетона в одинаковой пропорции и давать двигателю выработать ее на холостом ходу.
Для удаления воды и грязи из отстойника фильтра пускового двигателя П-46 нужно закрыть краник топливного бачка, отвернуть гайку накидной скобы, крепящей стакан отстойника к корпусу, и снять стакан. Затем надо отвернуть фильтрующий пластинчатый элемент фильтра и промыть его в керосине.
Обслуживание воздухоочистителя пускового двигателя П-46 состоит в его промывке и смене смазки через каждые 125 ч работы дизеля.
Обслуживание муфты сцепления двигателей П-46 и ПД-10М сводится к промывке фрикционных накладок и к регулированию зазора между дисками в случае их износа. Во избежание замасливания накладок необходимо после 60 ч работы дизеля удалять накопившееся масло через спускное отверстие в корпусе муфты. Диски муфты при замасливании промывают бензином с помощью шприца через открытый люк, либо путем заливки в корпус муфты и запуска двигателя. Двигатель должен проработать около минуты.
Муфту сцепления регулируют так же, как и главную муфту дизеля Д-108. Не следует затягивать муфту больше, чем требуется. Этим предотвращается пробуксовывание дисков при пуске холодного двигателя.
Читать далее: Обслуживание электрооборудования дизельных экскаваторов
Категория: - Эксплуатация экскаваторов
stroy-technics.ru
Категория:
Техническое обслуживание дорожных машин
Техническое обслуживание системы запуска двигателейНормальное функционирование пусковых устройств дизельных двигателей поддерживается выполнением работ по техническому обслуживанию, в числе которых: дозаправка бачка топливом и периодическая его промывка, очистка отстойника и фильтра, очистка воздухоочистителя, регулирование карбюратора и ,слив из него отстоя, дозаправка картера двигателя П-23У маслом и его замена, проверка состояния коллектора и щеток стартера и регулирование его привода, проверка правильности установки зажигания и регулирование зазора между контактами прерывателя магнето, регулирование зазора между электродами свечей, сцепления и механизма выключения.
Рис. 53. Регулирование зазора клапанов распределительного механизма пускового двигателя П-23У:1 — толкатель клапана, 2 — контргайка, 3 — регулировочный болт, 4 — стержень клапана
Зазор между стержнями клапанов и торцами регулировочных болтов толкателей распределительного механизма двигателя П-23У проверяют в таком порядке. Очищают от загрязнений крышки люков клапанов и корпуса сцепления и снимают их, выключают зажигание и вывертывают свечу первого цилиндра. Прикрыв пальцем отверстие свечи, проворачивают за пусковую рукоятку коленчатый вал до такта сжатия, определяя его по выталкиванию пальца сжатым воздухом. Затем совмещают метку в. м. т. на маховике с риской на корпусе сцепления.В таком положении щупом проверяют зазор между головкой регулировочного болта и стержнем клапана (рис. 53). У прогретого двигателя зазор должен быть 0,2 мм. Если он не соответствует указанному значению, производят регулировку вращением регулировочного болта, предварительно ослабив контргайку. После установления требуемого зазора затягивают контргайку и повторно проверяют зазор щупом.
Отрегулировав зазоры в клапанах первого цилиндра, проворачивают коленчатый вал на пол-оборота, проверяют и при необходимости регулируют клапаны второго цилиндра.
Топливный бачок пускового двигателя дозаправляют бензином А-72, а двигателей типа ПД-10У — смесью, состоящей из 15 ч. указанного бензина и 1 ч. дизельного масла. Смесь перед заправкой готовят в отдельной посуде, тщательно ее перемешивая. Во время сезонного обслуживания бачок промывают.
Уровень масла в картере пускового двигателя П-23У проверяют масломерной линейкой ежесменно перед его запуском. При снижении уровня масла ниже нижней метки на линейке его доливают.
При ТО-2 машины заменяют масло в картере пускового двигателя, для чего, остановив прогретый двигатель, открывают отверстия в картере и сливают масло, а когда оно стечет, сливные отверстия закрывают пробками, заливают в картер промывочную жидкость, состоящую из 50% автотракторного масла и 50% дизельного топлива, несколько ниже нижней метки на масломерной линейке. Запускают двигатель, и после 3—4 мин его работы на малых оборотах сливают промывочную жидкость, промывают набивку сапуна, пропитывают ее маслом и заливают в картер свежее масло до уровня верхней метки на масломер- ной линейке. Затем запускают двигатель на 2—3 мин и после его остановки снова проверяют уровень масла. При необходимости его доливают до уровня верхней метки на линейке.
Для очистки отстойника отвертывают гайку крепления стаканчика, закрыв перед этим расходный кран бачка, снимают стаканчик, промывают его и вместе с ним сетку фильтра. После ставят на место сетку и стаканчик, закрепив его гайкой.
Отстой из поплавковой камеры карбюратора сливают через сливное отверстие, открыв его пробку.
Нарушение нормальной работы карбюратора часто происходит из-за засорения жиклеров. Их очищают сжатым воздухом, отвернув для этого пробки в корпусе карбюратора. Если этой очисткой не удается достигнуть желаемых результатов, то карбюратор снимают, разбирают и прочищают жиклеры специальными чистиками. Не допускается очищать их проволокой.
Основной регулировкой карбюратора является установление минимально возможной частоты вращения коленчатого вала пускового двигателя на холостом ходу. Регулирование осуществляется вращением винта холостого хода при работе прогретого двигателя.
В карбюраторе один раз в год при сезонном обслуживании проверяют уровень топлива в поплавковой камере. Для этого выворачивают пробку сливного отверстия из корпуса поплавковой камеры и вместо нее закрепляют резиновый шланг, соединенный со стеклянной трубкой. Стеклянную трубку устанавливают возле камеры так, чтобы верхний ее конец был выше плоскости разъема корпуса и крышки камеры. В таком положении открывают расходный кран топливного бачка и смо|рят на стеклянную трубку. Если уровень топлива в ней совпадает с меткой на корпусе камеры, он считается нормальным. При несовпадении требуется регулировать уровень топлива подгибанием упорной пластины рычага поплавка. При снижении уровня топлива в камере пластину подгибают вверх, а повышении — вниз.
В воздухоочистителе пускового двигателя П-23У через одно ТО-1, а при работе в пыльных условиях — чаще, проверяют уровень масла в поддоне. При необходимости его доливают, используя для этого отработанное и профильтрованное моторное масло. Во время ТО-2 очищают фильтрующие элементы.
Периодически требуется проверять, не попало ли масло в корпус сцепления; для этого открывают пробку сливного отверстия и, если оно там есть, сливают.
Сцепление пускового устройства регулируют, если оно пробуксовывает или затруднено включение. У правильно отрегулированного сцепления пускового устройства с двигателем П-23У усилие на рычаге включения находится в пределах 80— 100 Н. Проверяют усилие динамометрическим приспособлением КИ-16333. При несоответствии усилия указанным значениям сцепление регулируют. Для этого открывают крышку люка, выключают сцепление, проворачивают его крестовину так, чтобы защелка оказалась против люка, вытягивают ее из отверстия нажимного диска, проворачивают крестовину по часовой стрелке до попадания защелки в следующее отверстие диска. После этого проверяют усилие включения сцепления. Если оно будет недостаточным, следует провернуть крестовину еще на одно отверстие. По окончании регулировки сцепления закрывают люк крышкой.
Сцепление пусковых устройств с двигателями ПД-10У регулируют следующим образом (рис. 54). Включают сцепление, переведя рукоятку на себя до отказа, вывертывают стопорный болт и выдвигают рукоятку до выхода ее зубьев из зацепления с подвижным упором. После этого рукоятку поворачивают от себя на 20—30° и вводят ее в зацепление с упором. В заключение завертывают стопорный болт.
На последних выпусках машин управление сцеплением пусковых устройств осуществляется рычагом, расположенным в кабине. В этом случае сцепление регулируют перестановкой рычага на шлицах валика. При включенном сцеплении рычаг должен отклоняться от вертикального положения на 25—35°.
Рис. 54. Регулирование сцепления пускового устройства:1 — рукоятка включения, 2 — стопорный болт, 3 — подвижный упор
При пробуксовывании правильно отрегулированного сцепления пускового устройства с двигателем П-23У необходимо промыть его диски. Для этого заливают в картер керосин до уровня нижней кромки люка, проверив перед этим, надежно ли завернута пробка сливного отверстия. Закрывают крышку люка, запускают пусковой двигатель и во время его работы включают и выключают сцепление. Через 1—2 мин двигатель останавливают, открывают сливное отверстие картера сцепления, выключают сцепление и после того, как стечет керосин, завертывают пробку сливного отверстия и выключают сцепление.
При правильной регулировке механизма выключения пускового устройства отключают привод при частоте вращения коленчатого вал двигателей ПД-10У — 4500—5000 об/мин, а П-23У — 2800—2900 об/мин. Проверяют его в такой последовательности. Запускают пусковой двигатель, вводят в зацепление шестерню механизма выключения с венцом маховика основного двигателя, постепенно открывают дроссельную заслонку карбюратора, наблюдая при этом по тахометру за частотой вращения коленчатого вала пускового двигателя. В момент выхода из зацепления шестерни привода замечают показания тахометра. Если частота вращения коленчатого вала не соответствует указанным выше показателям, то механизм регулируют изменением силы сжатия пружин защелок.
Техническое обслуживание электрооборудования пусковых устройств описано совместно с электрооборудованием машин.
Читать далее: Техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и управления машин
Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин
stroy-technics.ru
Техническое обслуживание системы питания заключается в проверке ее технического состояния, обнаружении и устранении неисправностей, заправке горючим, в проведении комплекса работ по обеспечению надежной работы фильтров, насосов и карбюратора.
При ЕТО машина заправляется горючим, приборы системы питания очищаются от грязи и пыли.
При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, а также очищается воздушный фильтр, проверяется крепление топливного насоса, карбюратора, впускного и выпускного коллекторов, выпускной трубы и глушителя.
Проверяется работа карбюратора и его привода, при необходимости выполняется регулировка карбюратора на минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам сливается отстой из топливных баков, фильтров и фильтра-отстойника, промываются фильтры и фильтры-отстойники, проверяются работа топливного насоса, уровень горючего в поплавковой камере карбюратора, действие привода, полнота открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок.
При СО промываются топливные баки без снятия их с машины, продуваются топливопроводы, устанавливается заслонка подогрева горючей смеси в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации. Карбюратор разбирается, с его деталей удаляются отложения, промывается и проверяется действие ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя.
В процессе обслуживания выявляются и устраняются отказы и неисправности.
К основным отказам и неисправностям системы питания бензиновых двигателей относятся переобогащение или переобеднение горючей смеси, прекращение подачи горючего.
Внешними признаками переобогащения горючей смеси являются перегрев и перебои в работе двигателя, падение мощности, хлопки в глушителе, дымный выпуск, большие отложения нагара в камере сгорания, на клапанах, поршнях, свечах.
Признаками переобеднения горючей смеси являются вспышки во впускном коллекторе в результате медленного горения смеси, падение мощности и перегрев двигателя, перерасход горючего и др.
Причинами этих неисправностей могут быть повышенный или пониженный уровень горючего в поплавковой камере карбюратора, изменение проходного сечения его жиклеров и воздушных каналов вследствие засорения или износа, неисправность экономайзера, подсос воздуха.
Прекращение подачи горючего может произойти из-за разрыва диафрагмы топливного насоса, поломки или ослабления пружин егоклапанов, плохого прилегания клапанов вследствие ослабления пружин или попадания грязи,засорения топливопроводов, фильтров и топливного бака, попадания и замерзания в них воды (зимой), подсоса воздуха через соединения топливопроводов между баком и насосом или прокладку фильтра-отстойника.
Работа топливного насоса по создаваемому им давлению может проверяться также без снятия его с двигателя. Для этого в тройник между штуцером карбюратора и топливопроводом, подходящим к нему от насоса, устанавливают прибор мод. 527Б, который имеет контрольный манометр со шкалой до 1 кгс/см2 (100 кПа). При работе двигателя на малой частоте вращения на холостом ходу исправный бензиновый насос должен создавать давление 0,2 – 0,3 кгс/см2 (20 – 30 кПа), которое после остановки двигателя в течение 15 с не должно падать более чем на 0,05 кгс/см2 (5 кПа).
1 – винты регулировки качества смеси; 2 – упорный винт
Рисунок. 24.1 - Регулировка системы холостого хода
Систему холостого хода карбюратора регулируют упорным винтом 2 (рисунок 24.1), ограничивающим закрытие заслонок, и винтом 1, изменяющими состав горючей смеси при полностью прогретом двигателе и при совершенно исправной системе зажигания. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и точность зазора между их электродами.
Начиная регулировку, необходимо завернуть винт качества смеси до упора, а затем отвернуть на три оборота. После этого следует пустить двигатель и установить упорным винтом такое наименьшее открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель работает устойчиво. Смесь надо обеднять с помощью регулировочного винта, завертывая этот винт при каждой пробе на ¼ оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за сильного обеднения смеси в цилиндрах. Затем следует обогатить смесь, вывернув регулировочный винт на ½ оборота.
Отрегулировав состав смеси, следует попытаться уменьшить частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе, постепенно отвертывать упорный винт дроссельной заслонки, после чего надо вновь попытаться обеднить смесь с помощью винта, как указано выше. Обычно после двух–трех попыток удается найти правильное положение для регулировочных винтов.
Нужно иметь в виду, что если карбюратор двухкамерный, то качество смеси регулируется в каждой камере отдельно.
poznayka.org