




Использование: в многополюсных шаговых двигателях с большим числом пар полюсов. Сущность изобретения: многополюсный ротор намагничен, имеет на одной из своих сторон, расположенной против полюсных наконечников, чередующиеся полюса N и S, распределенные вдоль его периферии, намагниченные параллельно его оси. Каждый из полюсных наконечников имеет вогнутую внутреннюю кромку, снабженную зубцами, разделенными зубцами промежуточного наконечника. Сердечник, на который установлена катушка, связывает магнитно полюсные наконечники с катушкой. Шаг
s зубцов полюсных наконечников отличен от шага
r полюсов ротора. Это позволяет повысить точность и надежность. 4 з. п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к многополюсным шаговым двигателям с большим числом пар полюсов.


rравен 2
/16. Вид магнитного поля, создаваемого в этом пространстве полюсами 11, схематически изображен на фиг. 5. На примере фиг. 11 показан ротор с 30 парами полюсов. На фиг. 9 показана возможная характеристика описываемого двигателя. В то же время, как угловой шаг пар полюсов ротора 10 равен
r , как это видно на фиг. 4, угловой шаг
S полюсных зубцов каждого из наконечников 1 и 2 немного отличается от полюсного шага
r и находится в пределах от 0,8 до 1,2 х 

/2N, в результате чего полюс Sb установится симметрично на один из зубцов 5 наконечника 1. В связи с тем, что угловой шаг зубцов статора немного отличен, в данном случае несколько больше, чем угловой шаг пар полюсов ротора, соседние полюса с теми, которые были обозначены Sa и Sb на фиг. 4, не окажутся в положениях, симметричных относительно зубцов 5 полюсных наконечников 1 и 2 (фиг. 3), которые они перекрывают. Именно такое положение приведет к ослаблению или даже устранению некоторых паразитных моментов. Прежде чем рассматривать более подробно определение условий, позволяющих сдержать эти паразитные моменты, ниже будет вкратце описан со ссылками на фиг. 6-8 пример применения двигателя, описываемого в практическом случае. Оба полюсных наконечника 1 и 2 закреплены посредством винтовых соединений 14 и 15 на опорной пластине 16 так, чтобы оказаться в той же самой плоскости, параллельной плоскости пластины 16. Они расположены таким же образом, что и на фиг. 1 и 3, а винтовые соединения 15 также прикрепляют по отношению к пластине 16 сердечник, на который установлена катушка 4 возбуждения. Промежуточный полюсный наконечник 7 прикреплен на кронштейне 17 в нескольких частях, введенном в центральное отверстие пластины 16, одновременно выполняя функцию подшипника для вала 18 роторного узла 19 и опорной детали для промежуточной пластины 7. Другой подшипник 20, направляющий вал 18, прикреплен к закрывающей пластине 21 прямоугольной формы, которая удерживается на расстоянии от опорной пластины 16 с помощью винтовых соединений 14. Роторный узел 19 описанного двигателя содержит кольцевой якорь 21, профиль которого виден на фиг. 8, через который проходит вал 18 и в котором фальцевкой закреплено намагничиваемое кольцо 10 ротора. Вал 18 проходит в виде выступа над пластиной 21 и может принимать соединительный элемент, который поддерживает любой элемент, который должен быть приведен в движение ротором. В крупносерийном производстве роторный узел 19 может изготавливаться полностью или частично с помощью операции инъекцирования магнитного материала, как, например, пластоферрита. Двойная шестерня роторного узла содержит две части 23 и 24 различного диаметра, что позволяет приводить в движение вращающиеся органы зубчатого часового механизма, вал 18 обеспечивает вращение ротора в подшипниках и несет секундную стрелку. Кольцевой якорь 22 ротора установлен на корпусе 25, центральную часть которого образует средство 26. Обратимся теперь к одной из характеристик описанной конструкции, благодаря которой возможно свободное определение определенных конструктивных параметров в зависимости от требуемых для получения параметров. Как видно из фиг. 3, благодаря наличию промежуточного полюсного наконечника 7 магнитный поток, который создается в этом пространстве в момент импульсов, строго направляться извилистым воздушным зазором 9. На графике фиг. 10 показан вид различных моментов, которые надо учитывать для определения размеров двигателя. Кривая момента Мiобозначает силовой момент, который воздействует на ротор в момент импульса в зависимости от его углового положения относительно статора. Это периодическая кривая, период которой равен 
/N. Кривая Мробозначает фиксирующий момент, который обеспечивает позиционирование ротора в течение периодов между импульсами. Ее период равен 
/2N. Кривая, обозначаемая Mраr, обозначает одну из многих паразитных кривых, наличие которых зависит от формы и шага полюсных зубцов 5 наконечников 1, 2. Форма этой кривой может быть изменена в результате тщательного подбора параметра k, который дает соотношение между шагом полюсных зубцов и шагом полюсов ротора. Эти паразитные моменты представляют собой гармоники высшего ряда момента позиционирования Мi. Можно добиться устранения второй и четвертой гармоник в результате точного выбора соотношения. И, наконец, линия Мrобозначает момент сопротивления от трения, вызываемый подшипником. Момент МW обозначает сумму внешних механических моментов, воздействующих на ротор, как, например, момента трения в зубчатой передаче, момента дебаланса стрелок и т. д. Уже были проведены экспериментальные исследования на опытном образце, которые позволили признать, что можно составить для данного образца график, изображенный на фиг. 10, который дает форму изменения амплитуд моментов Мi и Мpar в зависимости от значения, которое выбирают для параметра k. На фиг. 10 паразитный момент Мpar представляет собой момент второй гармоники Мр, и видно, например, что этот паразитный момент может быть устранен с помощью выбора значения 1,04 для коэффициента К. В то время, как этот коэффициент приводит к некоторому уменьшению амплитуды Мi, это уменьшение невелико. Такие образом, изобретение позволяет легко изготовить двигатель малых размеров и, в частности, малой высоты с высоким числом шагов наоборот и, в частности, с 60 шагами за оборот. Размеры этого двигателя могут быть разработаны таким образом, чтобы условия работы были оптимальными, в частности, с точки зрения расхода тока, максимально сведенного до минимума. Этот двигатель позволяет изготовлять детали для часов, в которых секундная стрелка может быть установлена непосредственно на приводной вал, что значительно снижает значение необходимых зубчатых передач. Как было видно на фиг. 5, в описанном варианте выполнения намагничивание ротора приводит к тому, что все полюса чередующейся полярности выполнены на одной стороне намагниченного кольца. Возможна и иная форма осуществления, где ротор намагничен чисто параллельно к оси, то есть обе его поверхности намагничены, а полюса одной из его сторон всегда прямо противоположны полюсам противоположного знака на противолежащей его стороне. Возможен вариант выполнения средства фиксирования ротора в виде ферромагнитных элементов, расположенных напротив кромки ротора или его передней поверхности, лежащей напротив полюсных наконечников. Многочисленные варианты описанного осуществления возможны. Таким образом, изобретение позволяет получить шаговый двигатель с 60 шагами за оборот при простой его конструкции с малой высотой без значительного снижения КПД. (56) Патент Швейцарии N 599707, кл. Н 02 К 37/00, 1980. Патент США N 4713565, кл. Н 02 К 37/00, 1980. Патент Франции N 2406907, кл. Н 02 К 37/00, G 04 C 3/00, 1979.Формула изобретения
1. МНОГОПОЛЮСНЫЙ ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий ротор с постоянными магнитами чередующейся полярности, образующими N пар полюсов, распределенных вокруг центральной оси и намагниченных параллельно этой оси, магнитопровод статора с обмоткой, размещенной на сердечнике, и двумя основными полюсными наконечниками, лежащими напротив друг друга в одной плоскости, перпендикулярной к центральной оси ротора, причем каждый из этих наконечников соединен с концом сердечника и имеет вогнутый край с полюсными зубцами, распределенными вокруг указанной оси, а ротор вытянут в плоскости, параллельной плоскости основных наконечников, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и надежности, она снабжен промежуточными зубчатым полюсным наконечником, размещенным между основными полюсными наконечниками, причем зубцы промежуточного полюсного наконечника расположены между зубцами основных полюсных наконечников с образованием извилистых воздушных промежутков. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что профили зубцов промежуточного полюсного наконечника и основных полюсных наконечников дополняют друг друга, а извилистые воздушные промежутки между ними имеют приблизительно постоянную ширину. 3. Двигатель по п. 2, отличающийся тем, что угловой шаг зубцов полюсных наконечников статора
s -связан с угловым шагом
r полюсов ротора соотношением
s= k
r , где K = 0,8 - 1,2;
r = 2
/ N , где N - число пар полюсов ротора. 4. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что асимметричный элемент выполнен в виде ряда отверстий, выполненных в основных полюсных наконечниках и/или в дополнительных полюсных наконечниках. 5. Двигатель по пп. 1 - 4, отличающийся тем, что ротор содержит 30 пар полюсов, распределенных на одной из его торцевых поверхностей, обращенной к основным наконечникам.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11www.findpatent.ru
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 448554
Союз Советских
Социалистических
Респтбчии (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 30.11.70 (21) 1497302/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.10,74. Бюллетень № 40
Дата опубликования описания 06.08.75 (51) М. Кл. Н 02k 17/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.313.33 (088,8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Л. А. Борисов, Л. М. Периков, А. В. Семернин и В. В. Яропольский (71) Заявитель (54) АСИНХРОННЫЙ РЕДУКТОРНЫЙ m-ФАЗНЫЙ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к асихронным редукторным электродвигателям, применяемым в системах автоматики.
Известны асинхронные редукторные электродвигатели, содержащие аксиально смещенные пакеты статора и ротора.
Целью изобретения является упрощение конструкции и уменьшение расхода активных м атер и алов.
Эта цель достигается тем, что статор и ротор содержат 2m аксиально смещенных пакетов, причем 2(т — 1) внутренних пакетов попарно магнитосвязаны и магнитоизолированы от других пакетов. Статорная обмотка выполнена в виде (m — 1) катушек, расположенных между магнитопроводами каждой пары, и две катушки, расположенные между крайними магнитопроводами и соответствующими им соединительными магнитопроводами. Короткозамкнутые обмотки ротора и статора выполнены на каждой паре магнитопроводов.
На чертеже изображен трехфазный вариант электродвигателя.
Электродвигатель содержит шесть (равных по количеству 2m, где т — число фаз) магнитоизолированных пакетов 1 статора и шесть (т, е. тоже 2m) также магнитоизолированных пакетов 2 ротора. Пакеты статора расположены в корпусе 3 с аксиальными магнитопроводами 4 и 5 и четырьмя (т. е. равными m+1) кольцевыми фазными катушками возбуждения
6, каждая из которых осуществляет возбуждение соответствующих пакетов статора и соот5 ветствующих расположенных в их расточке пакетов ротора. Аксиальные магнитопроводы
7 и 8 обеспечивают прохождение магнитного потока в роторе, причем крайние магнитопроводы 4 на статоре и магнитопроводы 7 на ро10 торе образуют технологический зазор. Вал 9 ротора с подшипниками 10 центрируется посредством крышек 11 в корпусе 3. В пазах пакетов статора расположена короткозамкнутая обмотка типа «беличьей клетки», состоящая
15 из трех катушек 12. Витки каждой катушки охватывают зубцы двух соседних магнитоизолированных друг от друга пакетов статора.
При этом замыкание витков в поперечной плоскости между магнитоизолированными па20 кетами отсутствует. В пазах пакетов ротора также размещена короткозамкнутая обмотка типа «беличьей клетки», состоящая из трех катушек 13. Витки каждой катушки охватывают зубцы двух соседних магнитонзолирован25 ных пакетов ротора, при этом в поперечной плоскости между пакетами они не замыкаются. В случае необходимости иметь меньший момент инерции ротор выполняется без обмотки. Зубцы одного пакета ротора смещены по
30 углу относительно зубцов другого пакета ро448554 тора, магнитоизолированного от первого, на угол величиной
2к
Л т (Л вЂ” Лс) где Лр — число зубцов ротора;
Z„ — число зубцов статора.
Зубцы двух магнитоизолированных пакетов статора совпадают по углу.
Принцип действия предлагаемого двигателя заключается в том, что под действием переменного m-фазного напряжения, подключенного к обмотке возбуждения, возникает пульсирующее магнитное поле в соответствующих фазах. Поле, созданное одной из фаз обмотки, имеет положение в пространстве в соответствии с положением наибольшей проводимости рабочего зазора, определяемым положением ротора относительно статора при заданной разнице зубцов ротора и статора, и трансформирует э.д,с. в короткозамкнутых обмотках (расположенных на соответствующих пакетах данной фазы) в плоскости, перпендикулярной вектору пульсирующего магнитного потока.
Соответствующий трансформируемой э. д. с. ток в указанных контурах короткозамкнутой обмотки охватывает пакеты соседних фаз.
При этом момент на валу в результате взаимодействия потока этих фаз с током в контурах будет наибольшим, если наибольшая величина этого тока в пространстве и во времени будет совпадать с наибольшей величиной потока указанных фаз. Пространственное совпадение наибольшей величины тока в контурах, индуцируемого от соседних фаз, с максимальным потоком настоящей фазы обеспечивается за счет сдвига зубцов ротора в пакетах этой фазы относительно соседних на
2;.
Z>m (Z> Z ) градусов, а совпадение наибольших величин тока и потока по времени обеспечивается фа2к зовым сдвигом каждой фазы на градусов, что и создает электромагнитный момент, пропорциональный произведению магнитного потока от обмоток возбуждения на ток в короткозамкнутых обмотках. Под воздействием этого момента происходит поворот ротора. С поворотом ротора на угол, равный одному зубцовому делению ротора, положение наибольшей магнитной проводимости в рабочем зазоре каждого пакета перемещается на угол в
360 эл. град. (При Лр — — Е,+1 электрические градусы равны геометрическим).
Таким образом, по сравнению с известным асинхронным редукторным двигателем конструктивные отличия предложенного двигателя обеспечивают увеличение действующего на валу асинхронного момента за счет работы основной гармоники магнитного потока с учетом
15 одновременной работы кромок многих зубцов (редукция момента) и, кроме того, за счет размещения короткозамкнутых обмоток как в пазах статора, так и в пазах ротора.
Предмет изобретения
Асинхронный редукторный m-фазный электродвигатель, содержащий статор с кольцевыми обмотками и аксиально смещенными маг25 нитопроводами с короткозамкнутыми обмотками и зубчатый ротор с короткозакмнутыми обмотками, содержащий аксиально и радиально смещенные зубчатые магнитопроводы, о т л ичающийся тем, что, с целью упрощения
30 конструкции и уменьшения расхода активных материалов, статор и ротор выполнены из
2m пакетов каждый, причем 2(m — 1) внутренних пакетов как на роторе, так и на статоре попарно соединены магнитопроводами и магни35 тоизолированы от других пакетов, а два крайних пакета ротора магнитно соединены с соответствующими им крайними пакетами статора посредством двух соединительных магнитопроводов, разделенных кольцевым воздуш40 ным зазором, причем короткозамкнутые обмотки расположены на каждой паре магнитоизолированных пакетов как статора, так и ротора, а статорная обмотка содержит т — 1 катушек, расположенных между каждыми
45 двумя магнитносоединенными магнитопроводами статора, и две катушки, расположенные между соответствующим крайним пакетом и соединительным магнитопроводом.
448554
Составитель В. Комаров
Техред М. Семенов
1 едактор В. Левятов
Корректор Н. Лебедева
Типография, ар. Сапунова, 2
Заказ 1601/18 Изд. № 1424 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
www.findpatent.ru
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве многофункциональных асинхронных электрических машин. Технический результат - расширение области применения шестиполюсной статорной обмотки асинхронной электрической машины. Данный технический результат достигается тем, что шестиполюсная статорная обмотка асинхронного двигателя состоит из 18 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с началом 7, конец 7 - с началом 13, конец 13 - с началом 14, конец 14 - с началом 8, конец 8 - с началом 2, конец 3 - с началом 9, конец 9 - с началом 15, конец 15 - с началом 16, конец 16 - с началом 10, конец 10 - с началом 4, конец 5 - с началом 11, конец 11 - с началом 17, конец 17 - с началом 18, конец 18 - с началом 12, конец 12 - с началом 6, выводы (19-24) взяты от объединенных конца 17 и начала 18 катушечных групп, от объединенных начала 1 и конца 4 катушечных групп, от объединенных начала 3 и конца 6 катушечных групп, от объединенных начала 5 и конца 2 катушечных групп, от объединенных начала 14 и конца 13 катушечных групп, от объединенных начала 16 и конца 15 катушечных групп. 5 ил. 
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при производстве многофункциональных асинхронных электрических машин.
Известна шестиполюсная статорная обмотка асинхронного двигателя из 9 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с началом 4, конец 4 - с началом 7, конец 2 - с началом 5, конец 5 - с началом 8, конец 3 - с началом 6, конец 6 - с началом 9. Выводы от начал 1, 2, 3 и концов 7,8,9 катушечных групп позволяют соединять фазные обмотки в звезду или в треугольник (рисунок 2.9 на странице 16 книги Богатырева Н.И., Ванурина В.Н., Вронского О.В. «Схемы статорных обмоток, параметры и характеристики электрических машин переменного тока», Краснодар, 2007, 301 с.).
Недостаток данной обмотки в ограниченности ее применения.
Известна шестиполюсная статорная обмотка асинхронного двигателя из 18 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с концом 4, начало 4 - с началом 7, конец 7 - с концом 10, начало 10 - с началом 13, конец 13 - с концом 16, конец 3 - с концом 6, начало 6 - с началом 9, конец 9 - с концом 12, начало 12 - с началом 15, конец 15 - с концом 18, конец 5 - с концом 8, начало 8 - с началом 11, конец 11 - с концом 14, начало 14 - с началом 17, конец 17 - с концом 2. Выводы от начал 1, 3, 5 и начал 2, 16, 18 катушечных групп позволяют соединять фазные обмотки в звезду или в треугольник (рисунок 2.12 на странице 17 книги Богатырева Н.И., Ванурина В.Н., Вронского О.В. «Схемы статорных обмоток, параметры и характеристики электрических машин переменного тока», Краснодар, 2007, 301 с. - прототип).
Недостаток данной обмотки в ограниченности ее применения.
Техническим решением изобретения является расширение области применения шестиполюсной статорной обмотки асинхронной электрической машины.
Решение поставленной задачи достигается тем, что шестиполюсная статорная обмотка асинхронного двигателя содержит 18 катушечных групп, при этом конец 1 катушечной группы соединен с началом 7, конец 7 - с началом 13, конец 13 - с началом 14, конец 14 - с началом 8, конец 8 - с началом 2, конец 3 - с началом 9, конец 9 - с началом 15, конец 15 - с началом 16, конец 16 - с началом 10, конец 10 - с началом 4, конец 5 - с началом 11, конец 11 - с началом 17, конец 17 - с началом 18, конец 18 - с началом 12, конец 12 - с началом 6, выводы 19-24 взяты от объединенных конца 17 и начала 18 катушечных групп, от объединенных начала 1 и конца 4 катушечных групп, от объединенных начала 3 и конца 6 катушечных групп, от объединенных начала 5 и конца 2 катушечных групп, от объединенных начала 14 и конца 13 катушечных групп, от объединенных начала 16 и конца 15 катушечных групп.
На фигуре 1 показана схема обмотки, на фигурах 2 и 3 - схема соединения фаз в треугольник и схема токов в сторонах катушек, на фигурах 4 и 5 - схема соединения фаз в две звезды и схема токов в сторонах катушек.
Согласно фигуре 1 в шестиполюсной статорной обмотке асинхронного двигателя из 18 катушечных групп конец 1 катушечной группы соединен с началом 7, конец 7 - с началом 13, конец 13 - с началом 14, конец 14 - с началом 8, конец 8 - с началом 2, конец 3 - с началом 9, конец 9 - с началом 15, конец 15 - с началом 16, конец 16 - с началом 10, конец 10 - с началом 4, конец 5 - с началом 11, конец 11 - с началом 17, конец 17 - с началом 18, конец 18 - с началом 12, конец 12 - с началом 6, выводы 19-24 взяты от объединенных конца 17 и начала 18 катушечных групп, от объединенных начала 1 и конца 4 катушечных групп, от объединенных начала 3 и конца 6 катушечных групп, от объединенных начала 5 и конца 2 катушечных групп, от объединенных начала 14 и конца 13 катушечных групп, от объединенных начала 16 и конца 15 катушечных групп.
Согласно фигурам 2 и 3 при включении в сеть обмотки выводами 20, 21, 22 по схеме треугольника фазные зоны составляют 120 электрических градусов (стороны катушек фазы А обозначены квадратами, фазы В - треугольниками и фазы С - кругами).
Согласно фигурам 4 и 5 объединением выводов 19, 23, 24 в нулевую точку статорная обмотка без разрыва питания соединяется в две параллельные звезды с шириной фазной зоны 60 электрических градусов, как и стандартного шестиполюсного асинхронного двигателя. Соединения в треугольник и в две параллельные звезды определяют разную номинальную мощность двигателя, а пусковой ток при соединении фаз в треугольник в 1,73/2 раза меньше, чем при соединении фаз в две параллельные звезды.
Данное техническое решение позволяет выполнять переключение шестиполюсной статорной обмотки асинхронного двигателя с треугольника на две параллельные звезды без разрыва питания, что способствует снижению величины пускового тока двигателя при простейшей схеме коммутации. Включение в сеть обмотки по схеме треугольника или в две параллельные звезды обеспечивает и разную номинальную мощность на валу двигателя.
Шестиполюсная статорная обмотка асинхронного двигателя из 18 катушечных групп, отличающаяся тем, что конец 1 катушечной группы соединен с началом 7, конец 7 - с началом 13, конец 13 - с началом 14, конец 14 - с началом 8, конец 8 - с началом 2, конец 3 - с началом 9, конец 9 - с началом 15, конец 15 - с началом 16, конец 16 - с началом 10, конец 10 - с началом 4, конец 5 - с началом 11, конец 11 - с началом 17, конец 17 - с началом 18, конец 18 - с началом 12, конец 12 - с началом 6, выводы (19-24) взяты от объединенных конца 17 и начала 18 катушечных групп, от объединенных начала 1 и конца 4 катушечных групп, от объединенных начала 3 и конца 6 катушечных групп, от объединенных начала 5 и конца 2 катушечных групп, от объединенных начала 14 и конца 13 катушечных групп, от объединенных начала 16 и конца 15 катушечных групп.
www.freepatent.ru