Двигатель снимается с автомобиля вместе с коробкой передач из моторного отсека вверх. Для этого необходима специальная подъемная траверса, так как при поднятом капоте вынуть двигатель с помощью крана не представляется возможным. Для проведения операций снизу автомобиля потребуется также 4-стоечный подъемник или смотровая канава.
В зависимости от даты выпуска и комплектации двигателя жгуты проводов, топливопроводы, вакуумные шланги, а также шланги системы охлаждения в моторном отсеке имеют различную проводку. Поскольку в данном руководстве не могут быть подробно рассмотрены все варианты комплектаций, предлагаем снимаемые детали помечать краской или бирками, чтобы не возникало трудностей при установке.
4-цилиндровый рядный двигатель
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок выполнения операций по снятию и установке 6-цилиндрового рядного двигателя аналогичен приведенному для 4-цилиндрового.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
Снятие
1. Установите капот в вертикальное положение, для чего откройте капот, нажмите на него и удерживайте в этом положении. Нажмите на стопорный рычаг с надписью «PRESS» около правого шарнира и отпустите капот. Газонаполненные амортизаторы приведут его в вертикальное положение.
2. Снимите кожух моторного отсека снизу.
Для моделей выпуска с 06.1995 по 06.1996 г., оборудованных кондиционером:
3. Снимите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения. При этом следует учесть, что детали крепления имеют левую резьбу.
Для всех моделей:
4. Слейте охлаждающую жидкость и снимите радиатор.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На автомобилях, оборудованных кондиционером, необходимо после снятия радиатора защитить конденсатор пластиной 400 х 680 х 1 мм, которую можно изготовить самостоятельно из жести и закрепить крепежными скобами.
5. Отсоедините контактный разъем от измерителя массового расхода воздуха.
6. Выньте поперечную трубу вместе с верхней крышкой воздушного фильтра и измерителем массового расхода воздуха.
7. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При этом из памяти электронных приборов стираются коды противоугонной системы, магнитолы, радио. Впоследствии их необходимо восстанавливать.
8. Снимите крышку блока управления.
9. Отсоедините контактный разъем блока управления, подняв зажимы вверх.
10. Отсоедините разъем защиты от возникающих пиков напряжения.
11. Отсоедините провода от генератора.
12. Отсоедините контактный разъем датчика концентрации кислорода.
13. Отсоедините шину «массы» от двигателя.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач (АКП):
14. Отсоедините контактный разъем в моторном отсеке впереди слева. При этом следует отвернуть крепление и приподнять бачок с жидкостью для омывания стекол.
Для всех моделей:
15. Отсоедините снаружи кузова провод, соединенный с контактом «30», расположенным в нише для ног водителя.
16. Отсоедините крепление провода 1 (рис. 5.10) «массы», соединяющего кузов с двигателем.
Рис. 5.10. Провод, соединяющий двигатель с кузовом: 1 - провод
Для моделей с кондиционером:
17. Отсоедините контактный разъем от компрессора.
Для всех моделей:
18. Если коробка передач отсоединена от двигателя, снимите стартер.
19. Отсоедините вакуумный шланг от клапана абсорбера.
20. Отсоедините тягу акселератора.
21. Откройте на короткое время крышку топливного бака, чтобы сбросить избыточное давление паров топлива.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ввиду опасности воспламенения не пользуйтесь открытым огнем, разогретыми предметами, не курите. Пары бензина ядовиты, потому обеспечьте хорошую вентиляцию вашего рабочего места. Пользуйтесь защитными очками, поскольку топливная система находится под давлением. При отсоединении ее элементов может произойти выброс топлива.
22. Промаркируйте топливопроводы с помощью бирок или клейкой ленты и отсоедините их, предварительно заглушив отверстия и пережав шланги хомутами против вытекания топлива. Вытекшее топливо удалите тряпкой.
23. Отсоедините вакуумные трубопроводы от впускного коллектора, отвернув накидные гайки.
24. Откачайте с помощью шприца 1 рабочую жидкость из бачка гидроусилителя рулевого управления (рис. 5.11), после чего отсоедините шланги, заглушив отверстия технологическими пробками.
Рис. 5.11. Удаление рабочей жидкости из бачка гидроусилителя рулевого управления: 1 - шприц
25. Отсоедините возвратный шланг 1 (рис. 5.12) и шланг 2 высокого давления от насоса гидроусилителя.
Рис. 5.12. Отсоединение шлангов гидроусилителя рулевого управления: 1 - возвратный шланг; 2,3 - шланг высокого давления; 4 - всасывающий маслопровод
Для автомобилей с регулированием дорожного просвета:
26. Отсоедините дополнительный шланг 3 высокого давления и всасывающий маслопровод 4, предварительно ослабив крепление хомутов и сдвинув их.
Для всех моделей:
27. Отсоедините шланги системы охлаждения от головки цилиндров сзади и от насоса охлаждающей жидкости, перед этим ослабьте затяжку хомутов и сдвиньте их.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования - попадание хладагента на кожу может вызвать местное обморожение.
Для моделей с кондиционером:
28. Отверните болты (рис. 5.13, стрелки) крепления компрессора 1, после чего, не отсоединяя шланги, подвесьте его к кузову с помощью проволоки.
Рис. 5.13. Снятие крепления компрессора системы кондиционирования: 1 - компрессор
Для всех моделей:
29. Слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров в соответствующую емкость, отвернув пробку сливного отверстия. После слива пробку заверните.
30. Отсоедините от коробки передач тяги управления.
31. Отсоедините трубопровод от рабочего цилиндра сцепления (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Отсоединение трубопровода от рабочего цилиндра сцепления
32. Снимите систему выпуска отработавших газов.
33. Отсоедините карданный вал от коробки передач.
34. Снимите заднюю поперечную балку 1 (рис. 5.15) силового агрегата вместе с опорой.
Рис. 5.15. Задняя поперечная балка силового агрегата: 1 - балка; 2, 3 - болты
35. Отверните болты крепления опор двигателя к кузову и поперечной балке передней подвески.
36. Если коробка передач отсоединяется от двигателя, отверните нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
37. Зацепите стропы грузоподъемного механизма за проушины двигателя и приподнимите силовой агрегат так, чтобы тросы натянулись.
38. Отверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю.
39. Отожмите с помощью монтировки двигатель от коробки передач и поднимайте вверх. Обеспечьте наклонное положение силового агрегата под углом не более 45° (рис. 5.16).
Рис. 5.16. Подъем силового агрегата
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При подъеме силового агрегата следите за тем, чтобы не повредить кузов. Особое внимание обратите на заднюю проушину и масляный фильтр.
40. Снимите двигатель с автомобиля, отсоедините коробку передач.
Проверка технического состояния деталей
Проследите, чтобы на резиновых опорах силового агрегата, шлангах охлаждающей жидкости, трубопроводах не было трещин и разрывов.
Шариковый подшипник, расположенный в коленчатом валу, должен вращаться легко и без заеданий.
Удостоверьтесь, что подшипник выключения сцепления вращается легко и не имеет заеданий при осевом перемещении.
Проверьте толщину фрикционных накладок ведомого диска сцепления.
Установка
41. Соедините коробку передач с двигателем, если она была снята.
42. Установите силовой агрегат в моторный отсек через верх, проследив, чтобы при опускании не были повреждены детали силового агрегата и кузова.
43. Соедините коробку передач с промежуточным фланцем двигателя, завернув болты крепления моментами: М10 х 40~55 Н-м, М10 х 45-55 Н-м, М10 х 90"45 Н-м.
44. Соедините провод 1 «массы» (рис. 5.10).
45. Установите болты передних опор силового агрегата и затяните их от руки.
46. Заверните болты крепления задней опоры следующими моментами:
- болты 2 (рис. 5.15):
на двигателях серий 111 и 104 - 25 Н-м; на двигателе серии 112 - 30 Н-м;
- болты 3 крепления задней поперечины к кузову - 40 Н-м;
- болты и гайки крепления задней опоры к коробке передач - 40 Н-м;
47. Заверните болты крепления передней опоры следующими моментами:
- болты крепления к балке передней подвески:
на двигателях серий 111 и 104 - 55 Н-м; на двигателе серии 112 - 35 Н-м;
- болты крепления к блоку двигателя: на двигателях серий 111 и 104 - 25 Н-м; на двигателе серии 112 - 20 Н-м;
- болт крепления теплозащитного экрана -10 Н-м;
48. Подсоедините карданный вал к коробке передач.
49. Установите стартер (если двигатель снимался без коробки передач).
50. Подсоедините к двигателю провод «массы», идущий от кузова.
51. Соедините коробку передач с механизмом управления.
52. Соедините рабочий цилиндр сцепления с трубопроводом, после чего удалите воздух из гидропривода сцепления.
53. Установите детали системы выпуска отработавших газов.
Для моделей с кондиционером:
54. Установите компрессор 1 (см. рис. 5.13), завернув болты крепления моментом 25 Н-м, и снимите защитную пластину для конденсатора.
Для всех моделей:
55. Установите ремень привода вспомогательных агрегатов.
56. Установите радиатор.
57. Установите шланги системы охлаждения и надежно закрепите их хомутами.
Для моделей выпуска с 06.1995 по 06.1996 г., оборудованных кондиционером:
58. Установите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения. При этом следует учесть, что детали крепления имеют левую резьбу.
Для всех моделей:
59. Установите снизу щиток моторного отсека.
60. Опустите автомобиль.
61. Прикрепите возвратный шланг 1 (см. рис. 5.12) и шланг 2 высокого давления к насосу гидроусилителя рулевого механизма.
Для автомобилей с регулированием дорожного просвета:
62. В дополнение к предыдущей операции - подсоедините шланг 3 высокого давления и всасывающий маслопровод 4. Для всех моделей:
63. Подсоедините топливопроводы.
64. Соедините вакуумные шланги с двигателем.
65. Установите крышку коробки блока управления.
Для моделей с АКП:
66. Подсоедините трубопроводы к блоку клапанов.
Для всех моделей:
67. Наденьте вакуумный шланг на клапан абсорбера.
68. Установите поперечный патрубок воздушного фильтра, датчик массового расхода воздуха и верхнюю часть воздушного фильтра.
69. Подсоедините контактный разъем к датчику массового расхода воздуха.
70. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости восполните ее объем до нормы и удалите воздух из тормозной системы.
71. Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя рулевого механизма и удалите воздух из системы.
72. Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок системы охлаждения.
73. Проверьте уровень масла в двигателе и коробке передач, при необходимости восполните его объем.
74. Соедините провод с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи.
75. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры, проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также герметичность шланговых соединений.
76. Закройте капот, нажав на рычаг около правого шарнира капота.
77. Настройте часы.
78. Введите коды противоугонной системы и магнитолы.
79. Считайте возможные коды неисправностей двигателя и устраните эти неисправности.
automn.ru
Снимаем капот и запасное колесо. Демонтируем опоры запасного колеса. Отсоединяем наконечник минусового провода от выпускного коллектора. Сливаем из двигателя масло и охлаждающую жидкость. Снимаем радиатор (при этом на автомобиле ВАЗ-21213 снимаем кожух вентилятора, а на автомобиле ВАЗ-21214 — электровентиляторы). Снимаем термостат со шлангами системы охлаждения. Отсоединяем от патрубков радиатора отопителя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости. Снимаем корпус воздушного фильтра (на впрысковом двигателе корпус снимаем с датчиком массового расхода воздуха). Отсоединяем от дроссельного узла и ресивера впрыскового двигателя трос привода дроссельной заслонки. От карбюратора двигателя ВАЗ-21213 отсоединяем приводы воздушной и дроссельных заслонок. Демонтируем генератор и стартер. Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора и коробки передач. Отсоединяем от двигателя шланг вакуумного усилителя тормозов.
...а также шланг продувки адсорбера. На двигателе ВАЗ-21213 отсоединяем от топливного насоса шланг подвода топлива, а от карбюратора – сливной шланг. На впрысковом двигателе отсоединяем от трубки регулятора давления топлива шланг слива топлива,...
На впрысковом двигателе снимаем модуль зажигания и отсоединяем массовый провод от шпильки крепления крышки привода распределительного вала; разъемы моторного жгута проводов от регулятора холостого хода, топливной рампы, датчиков-детонации, положения коленчатого вала и дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости (два датчика), давления масла. На карбюраторном двигателе отсоединяем разъемы моторного жгута проводов от карбюратора, датчика-распределителя зажигания, датчиков давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Отводим жгуты проводов в сторону. Отсоединяем центральный высоковольтный провод от крышки датчика-распределителя зажигания. Отворачиваем гайки крепления подушек левой и правой опор силового агрегата к кронштейнам поперечины передней подвески. Демонтируем среднюю рулевую тягу. Отсоединяем крепления редуктора переднего моста к кронштейнам двигателя. Отворачиваем болты крепления крышки картера сцепления к его нижней части и болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Чтобы не повредить рабочий цилиндр сцепления при демонтаже двигателя, отсоединяем цилиндр от картера сцепления (не размыкая гидропривод) и отводим на шланге в сторону. Выполнение перечисленных операций приведено в соответствующих разделах. Закрепляем трос подъемного устройства на двигателе: с правой стороны – за передний рым; с левой стороны – за задний кронштейн блока цилиндров, к которому крепился редуктор переднего моста. Приподнимая двигатель, выводим шпильки подушек левой и правой опор силового агрегата из отверстий в кронштейнах поперечины. Затем смещаем двигатель вперед, чтобы вывести конец первичного вала коробки передач из подшипника, расположенного во фланце коленчатого вала, и из ступицы ведомого диска сцепления.
Устанавливаем двигатель на автомобиль в последовательности обратной снятию. При соединении двигателя с коробкой передач первичный вал коробки должен войти в шлицы ведомого диска сцепления. |
automn.ru
1. Установите двигатель вместе с коробкой передач в моторный отсек автомобиля. | |
2. Вверните три болта крепления
опоры №1 силового агрегата.
Момент затяжки: 67–93,2 Н•м |
|
3. Установите опору №3 силового
агрегата и закрепите болтами.
Момент затяжки: 85,3–116,6 Н•м |
|
4. Закрепите гайками опору №2
силового агрегата.
Момент затяжки: 38–51 Н•м |
|
5. Установите опору №4 силового агрегата
и закрепите болтами.
Момент затяжки: Гайки: 68–93 Н•м Болты: 64–89 Н•м |
|
6. Снимите грузоподъемный механизм, поддерживающий двигатель. | |
7. Установите новые стопорные кольца на приводных валах. | |
8. Легкими ударами установите внутренние шарниры равных угловых скоростей приводных валов в коробку передач. | |
9. Установите кронштейна поддержки
приводного вала и закрепите тремя болтами к блоку цилиндров двигателя.
Момент затяжки: 43–62 Н•м |
|
10. Установите пальцы шаровых шарниров нижних рычагов передней подвески в поворотные кулаки и закрепите стяжными болтами. Момент затяжки: 43–52 Н•м |
|
11. Установите левую и правую тяги стабилизатора.
Момент затяжки: 43–61 Н•м |
|
12. Установите приемную выхлопную трубу. Момент затяжки: А – 40,2–54,9 Н•м В – 69–94 Н•м С – 20,6–27,4 Н•м |
|
13. Подсоедините две трубы системы охлаждения масла к автоматической коробке передач. | |
14. Подсоедините электрический разъем к электромагнитному клапану автоматической коробки передач. | |
15. Подсоедините электрический разъем к переключателю индикатора включенной передачи. | |
16. Установите рабочий цилиндр сцепления
и подсоедините к нему трубку.
Момент затяжки: 18,6–25,5 Н•м |
|
17. Подсоедините тяги управления
механической коробкой передач.
Момент затяжки: 16–23 Н•м |
|
18. Закрепите гайкой с шайбой тягу
автоматической коробки передач.
Момент затяжки: 32–46 Н•м |
|
19. Установите трос селектора на тягу управления автоматической коробкой передач и закрепите его U-образным зажимом. | |
20. Подсоедините электрический разъем к выключателю фонаря заднего хода на автомобилях с механической коробки передач. | |
21. Подсоедините электрический разъем к датчику скорости автомобиля. | |
22. Подсоедините электрический разъем к датчику частоты вращения входного вала коробки передач. | |
23. Подсоедините шину заземления к верхней части картера коробки передач. | |
24. Установите кронштейна компрессора кондиционера
и закрепите его пятью болтами.
Момент затяжки: Кронштейн компрессора: М14 – 38–51 Н•м М12 – 19–25 Н•м Компрессор кондиционера: 39–52 Н•м |
|
25. Установите и закрепите тремя
болтами кронштейн насоса усилителя рулевого управления.
Момент затяжки: 39–52 Н•м |
|
26. Установите термозащитный экран выпускного
коллектора и закрепите его болтами.
Момент затяжки: TED: 18,6–25,5 Н•м BFD: 7,8–10,8 Н•м |
|
27. Установите левый и правый брызговики моторного отсека и закрепите их винтами. Момент затяжки: 13,5–16 Н•м |
|
28. Установите передние колеса и
закрепите их болтами. Момент затяжки: 88–118 Н•м. |
|
29. Установите шину заземления двигателя и закрепите ее болтами. Момент затяжки: А – 38–51 Н•м В – 7,8–11,8 Н•м |
|
30. Подсоедините электрические разъемы к генератору. | |
31. Подсоедините электрические разъемы к стартеру. | |
32. Подсоедините электрические разъемы к клапану системы управления частотой вращения холостого хода и датчику положения дроссельной заслонки. | |
33. Установите кронштейн электрических разъемов и закрепите болтами. Подсоедините электрические разъемы к двигателю. Момент затяжки: 37,2–51,9 Н•м |
|
34. Подсоедините электрические разъемы к топливным форсункам. | |
35. Подсоедините шланги идущие к отопителю. | |
36. Подсоедините шланг подачи топлива к топливной магистрали. | |
37. Подсоедините верхний и нижний шланги радиатора. | |
38. Подсоедините вакуумный шланг к вакуумному усилителю тормозов. | |
39. Установите корпус воздушного фильтра в сборе и подсоедините впускной воздушный патрубок к дроссельному узлу. | |
40. Установите заборник свежего воздуха. | |
41. Подсоедините шланг вентиляции. | |
42. Установите трос акселератора и, при наличии, трос управления системы круизконтроля. | |
43. Установите диагностический разъем в кронштейн датчика расхода воздуха. | |
44. Подсоедините электрические разъемы датчика температуры поступающего в двигатель воздуха и датчика расхода воздуха. | |
45. Установите ремень привода насоса усилителя
рулевого управления и компрессора кондиционера. Отрегулируйте натяжение
ремня. Вверните шарнирный и монтажные болты. Прогиб ремня: Новый: 8,0–9,0 мм Ранее использовавшейся: 9,0–10,0 мм |
|
46. Установите опору аккумуляторной
батареи и батарею. Момент затяжки: 13,5–16 Н•м |
|
47. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения. | |
48. Подсоедините провода к положительной и отрицательной клеммам аккумуляторной батареи. | |
49. Проверьте уровни и, при необходимости, долейте все жидкости. | |
50. Пустите двигатель, проверьте его работу и отсутствие утечек жидкостей. |
automn.ru
Снятие и установка двигателя (этап 1). 1 - ремень привода навесных агрегатов, 2 - диффузор вентилятора, 3 - вентилятор, 4 - корпус воздушного фильтра, 5 - топливная трубка, 6 - шланг вакуумного усилителя тормозов, 7 - вакуумный шланг, 8 - впускной патрубок, 9 - резонатор 10 - дефлектор (113.942), 11 - теплозащитный экран блока реле, 12 - подкрылок.
1. Снимите отделочную панель.
2. Проверьте серьги для подъёма двигателя на с сутствие повреждений. В случае необходимое замените серьги в соответствии с грузоподъёмнстью.
3. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
4. (113.942) Снимите дефлектор.
5. Слейте охлаждающую жидкость из двигателя радиатора.
6. Слейте моторное масло.
Момент затяжки...............................................30 Нм
7. Снимите вентилятор.
8. Снимите диффузор вентилятора.
9. Закрепите защитный металлический лист на радиаторе/конденсаторе кондиционера.
Размер листа....................................... 400x680x1
10. Снимите расширительный бачок.
11. Снимите корпус воздушного фильтра.
12. Снимите впускной патрубок и резонатор.
Примечание: не повредите пластиковые детали
Снятие и установка двигателя (этап 2). 1 - гайка, 2 - насос усилителя рулевого управления, 3 - компрессор кондиционера, 4 - шланг радиатора, 5 - от циркуляционного насоса к насосу охлаждающей жидкости, 6 - шланг от корпуса термостата к радиатору, 7 - шланг охлаждающей жидкости, 8 - правый кислородный датчик, 9 - каталитический нейтрализатор ОГ, 10 - кронштейн приёмных труб, 11 - левый кислородный датчик.
13. Снимите шланг от циркуляционного насоса к насосу охлаждающей жидкости.
14. Снимите шланг от корпуса термостата к радиатору.
15. (113.942) Снимите радиатор.
16. Отсоедините шланг от вакуумного усилителя тормозов от задней части впускного коллектора.
17. Слейте рабочую жидкость из системы усилителя рулевого управления.
18. Отсоедините нагнетательный и возвратный шланги от насоса усилителя рулевого управления. Установите заглушки для предотвращения попадания грязи.
Момент затяжки:
нагнетательный шланг (М16х1,5)..............45 Нм
возвратный шланг...........................................2 Нм
19. Отсоедините вакуумный шланг.
20. Отсоедините топливный шланг.
Момент затяжки...............................................38 Нм
Внимание:
- Перед отсоединением сбросьте давление топлива через сервисный клапан.
- Возможно возгорание от открытого пламени, искр, курения!
21. Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от задней части двигателя.
22. Отсоедините жгут проводов от двигателя.
23. Снимите ремень привода навесных агрегатов.
24. Отсоедините разъём от компрессора кондиционера.
25. Снимите компрессор кондиционера с двигателя, не отсоединяя трубок. Подвесьте его со стороны подсоединения трубок.
Момент затяжки...............................................20 Нм
26. (113.942) Снимите теплозащитный экран блока реле.
27. (113.942) Снимите левый подкрылок.
28. Отсоедините разъёмы кислородных датчиков.
29. Отсоедините приёмные трубы от выпускного коллектора.
Момент затяжки...............................................20 Нм
30. Снимите кронштейн приёмных труб.
Примечание:
- При сборке установите новые гайки.
- Закрепите систему выпуска ОГ за кузов.
31. Снимите гидротрансформатор.
Момент затяжки...............................................42 Нм
32. Снимите стартер.
Примечание: не отсоединяйте провода.
Момент затяжки...............................................42 Нм
33. Отверните болты крепления картера гидротрансформатора.
Примечание:
- (112.942) Не отворачивайте два верхних болта.
- (113.942) Не отворачивайте два нижних болта.
34. Отверните нижние гайки опор двигателя.
Момент затяжки...............................................35 Нм
35. Отсоедините трубку рабочей жидкости АКПП.
36. Установите спецприспособления для подъёма двигателя.
37. Приподнимите двигатель за переднюю серьгу. Перед тем как поднимать и опускать двигатель убедитесь что:
- защитные экраны не мешают,
- шланги не натянуты,
- части двигателя и двигатель не касаются кузова.
38. Установите кронштейн на поперечную балку.
39. Отверните два болта крепления картера гидротрансформатора.
Внимание: не повредите радиатор/ конденсатор!
40. Вытяните двигатель вперёд и поднимите вверх.
41. Сборку производите в обратной последовательности.
42. Залейте жидкости в систему охлаждения, смазки, усилителя рулевого управления до нормы, (см. главу "Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки").
43. Запустите двигатель и проверьте соединения на герметичность.
44. Проверьте уровень рабочих жидкостей.
45. Проверьте отсутствие кодов неисправностей.
automn.ru
1. Снять отрицательный провод с аккумулятора. |
2. Снять защиту картера и брызговик. |
3. Снять решетку радиатора. |
4. Отсоединить трос открытия капота от механизма закрывания капота и извлечь из фиксаторов. |
5. Снять капот, предварительно отметив положение петель, для облегчения повторной установки и отсоединив трубку омывателя ветрового стекла. |
6. Отвинтить три винта и снять крышку дроссельного клапана. |
7. Снять крышку воздушного фильтра, расходомер воздуха и впускную воздушную магистраль. |
8. Снять крышку маслозаливной горловины. |
9. Отвинтить болты и снять верхнюю часть кожуха вентилятора. |
10. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, для чего под сливную пробку радиатора подставить соответствующий контейнер и открыть сливную пробку, расположенную в нижней части радиатора. Для ускорения слива охлаждающей жидкости открыть пробку расширительного бачка. Для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров отвинтить дренажный болт, расположенный в блоке цилиндров. |
11. Отсоединить шланги системы охлаждения от радиатора отопителя. |
12. Снять вентилятор с муфтой вязкого сцепления. |
13. Отсоединить вакуумную трубку усилителя тормозов от впускного коллектора. |
14. Отключить электрические провода и снять разъемы со следующих агрегатов и датчиков: – генератора; – стартера; – датчика температуры; – датчика температуры системы управления двигателем; – датчика давления масла; – электромагнитного клапана на топливном насосе высокого давления; – датчика положения дроссельной заслонки; – электромагнитной муфты вентилятора; – клапана оборотов холостого хода; – распределителя; – инжекторов; – термодатчика радиатора. |
15. Отсоединить от двигателя провод массы. |
16. Отсоединить трос акселератора, трос понижения передачи автоматической коробки передач или электромагнитный выключатель понижения передачи. |
17. Разгерметизировать топливную систему и отсоединить шланги подачи и возврата топлива. |
18. Снять вспомогательные приводные ремни гидроусилителя рулевого управления и кондиционера. Отвинтить насос и компрессор кондиционера и при помощи мягкой проволоки подвесить к кузову не отсоединяя от них шлангов. |
19. Снять крышку и ротор распределителя зажигания вместе с проводами. |
20. Снять стартер. |
21. Слить моторное масло и снять фильтр. |
22. Снять трос сцепления. |
23. Отвинтить переднюю приемную трубу от выпускного коллектора. |
24. На автомобилях с автоматической коробкой передач отвинтить преобразователь крутящего момента от приводного диска. |
25. Установить таль для подъема двигателя и приподнять двигатель, а затем отвинтить держатели двигателя. |
26. Соблюдая осторожность, грузоподъемным механизмом приподнять двигатель и отвинтить кронштейн крепления двигателя к опорам. |
27. Отвинтить задний щиток двигателя. |
28. Отвинтить болты крепления картера сцепления. |
29. Подпереть коробку передач при помощи соответствующего подъемника и широкой доски и немного приподнять коробку передач. |
30. Соблюдая осторожность, грузоподъемным механизмом приподнять двигатель и отделить от него коробку передач. |
31. Извлечь двигатель из моторного отсека. |
automn.ru
Поставьте автомобиль на подъемник или над смотровой канавой, установите упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или двух сторон.
Снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.
Слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, верхний рычажок управления отопителем сдвиньте вправо (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки. |
Отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снимите радиатор вместе с термостатом, шлангами и электродвигателем вентилятора.
Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой.
Накидным ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору.
Снимите коробку передач, действуя, как описано в главе "Коробка передач".
Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельных заслонок карбюратора и трос управления воздушной заслонкой. Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.
Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны — за отверстие крепления кожуха сцепления.
Рис. 3–3. Подвеска двигателя: 1 — кожух опоры; 2 — опора передней подвески двигателя; 3 — фланец блока цилиндров; 4 —кронштейн; 5 — промежуточная пластина; 6 — изолирующее пластмассовое кольцо; 7 — пружина опоры; 8 — буфер; 9 — подушка опоры; 10 — шайба; 11 — опора задней подвески двигателя; 12 — дистанционная втулка; 13 — поперечина задней подвески двигателя |
Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.
Отверните болты крепления сцепления и снимите его.
Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.
Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.
Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.
Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.
automn.ru
1. Используя метчик М10х1,25 очистите резьбу в отверстиях крепления гидротран сформатора и подготовьте новые болты крепления. |
2. Поддержите коробку передач домкратом через деревянный брусок и извлеките доску, которая поддерживала коробку передач. |
3. Используя грузоподъемный механизм и соблюдая осторожность, опустите двигатель в моторный отсек. |
4. Перемещая двигатель к коробке передач, соедините их, при этом коробка передач должна установиться на направляющие штифты в блоке цилиндров. Ввинтите три верхних болта крепления коробки передач к двигателю. |
5. Затяните гайки и болты требуемым моментом. |
6. Если сцепление привинчено болтами к маховику, соблюдайте осторожность, чтобы коробка передач не висела на входном валу. |
7. Ввинтите четыре нижних болта крепления коробки передач к двигателю, но не затягивайте их окончательно. |
8. Установите правый кронштейн силового агрегата и болтами привинтите его к блоку цилиндров, затянув их требуемым моментом. |
9. При необходимости переместите силовой агрегат до совмещения отверстий и, используя новые болты, привинтите правый кронштейн крепления силового агрегата к кузову и затяните болты крепления требуемым моментом. |
10. Затяните болты крепления коробки передач к двигателю требуемым моментом, затем отсоедините от двигателя грузоподъемный механизм и извлеките домкрат из-под коробки передач. |
11. Установите защитную крышку на картер сцепления. |
12. Установите сцепление. |
13. Установите приемную выхлопную трубу. |
14. Установите шкив коленчатого вала в последовательности, обратной снятию. |
15. Опустите автомобиль на землю. |
16. В последовательности, обратной снятию установите все ранее снятые провода, трубки и шланги. |
17. При наличии, установите насос усилителя рулевого управления, отрегулируйте натяжение приводного ремня насоса и удалите воздух из гидравлической системы. |
18. Установите генератор и отрегулируйте натяжение приводного ремня. |
19. Установите корпус воздушного фильтра. |
20. Установите новый масляный фильтр и залейте в двигатель масло. |
21. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения. |
22. Установите капот. |
23. Подсоедините провод массы к аккумулятору. |
automn.ru