ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели. Китайские ракетные двигатели


Россия сорвала планы Китая скопировать ее ракетные двигатели. Ридус

html itemscope="" itemtype="http://schema.org/WebSite" prefix="ya: https://webmaster.yandex.ru/vocabularies/">

найти ×    предложить новость Авторские колонкиФоторепортажиВидеоБездна Нет логина?

www.ridus.ru

Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели :: NoNaMe

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

Поставки электронной компонентной базы России Пекин увязывает с предоставлением ему уникальных технологий двигателестроения.

----------------------<cut>----------------------

Китай готов поделиться с Россией технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения, получив в обмен технологии создания жидкостных ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.

Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.

Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года.

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.

txapela.ru

Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели страница 3 :: NoNaMe

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

Поставки электронной компонентной базы России Пекин увязывает с предоставлением ему уникальных технологий двигателестроения.

----------------------<cut>----------------------

Китай готов поделиться с Россией технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения, получив в обмен технологии создания жидкостных ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.

Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.

Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года.

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.

 Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.

txapela.ru

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели — Рамблер/новости

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

— Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.

Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.

— Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.

Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).

— Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.

Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

— Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.

Читайте также

news.rambler.ru

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

С их помощью китайская промышленность сможет сэкономить минимум десятилетие на разработку экологически чистых ракет-носителей

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

— Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.

Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.

— Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.

Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).

— Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.

Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

— Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.

maxpark.com

Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели - Концептуал.рф

Концептуал СМИ Китай готов поделиться с РФ технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы

Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).

«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.

Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.

— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.

Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года. 

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.

— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.

xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai

Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

С их помощью китайская промышленность сможет сэкономить минимум десятилетие на разработку экологически чистых ракет-носителей

Фото: архив редакции

Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

— Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.

Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.

— Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.

Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).

— Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.

Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

— Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.

www.rusfact.ru