👁 183
За последнее десятилетие Китай показывает небывалый рост во всех отраслях своей промышленности. Наука, автомобили, гаджеты, компьютеры. Не отстает и космос. Только за последние годы Китайское национальное космическое управление (CNSA) серьезно расширило ассортимент своей серии ракет-носителей «Чанчжэн», запустило космическую станцию «Тяньгун-2», а также активно развивает свою лунно-исследовательскую программу «Чанъэ». И на этом Поднебесная останавливаться не собирается.
Глядя в будущее, Китайское правительство дало одобрение на разработку новых классов тяжелых ракет-носителей, которые в перспективе будут использоваться для еще более амбициозных космических миссий. Речь идет, например, о «Чанчжэн-9» — новой трехступенчатой ракете-носителе сверхтяжелого класса, с помощью которой можно будет проводить пилотируемые миссии к Луне. Согласно последним данным из различных СМИ, Китай очень хочет провести демонстрацию работы двигателя этой ракеты и планирует это осуществить уже в этом году.
Речь, как указывают источники, идет именно об основном двигателе первой ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-9». Согласно заявлениям китайской Академии аэрокосмической техники двигателестроения (AAPT), являющейся частью Китайской космической корпорации (CASC), а также людей, ответственных за разработку, данные двигатели вкупе будут способны создавать от 3500 до 4000 тонн тяги.
В AAPT также указали, что работа над двигателями второй и третьей ступени, которые будут способны создавать тягу примерно в 200 и 25 тонн соответственно, тоже проводится. Если отталкиваться от этих цифр, то получается, что это будет самая мощная китайская ракета. Она станет примерно в 6 раз мощнее ракеты-носителя «Чанчжэн-5» и, вполне возможно, даже ракеты-носителя «Сатурн-5», использовавшейся в рамках космической программы «Аполлон».
Двигатели «Сатурн-5» были способны генерировать примерно 3400 тонн тяги. Ракета могла выводить на низкую околоземную орбиту до 140 тонн полезной нагрузки или 48 тонн к лунной орбите. Та же «Чанчжэн-9», если верить сделанным заявлениям, будет способна выводить до 140 тонн на низкую околоземную орбиту и как минимум 50 тонн на лунную.
Со слов Ли Хона, главы Китайской академии разработок технологий ракетоносителей (подразделение CASC, отвечающее за разработку и производство большинства китайских ракет-носителей), для основного двигателя также построен новый огромный турбонасосный агрегат, поскольку новый двигатель будет в четыре раза мощнее самого мощного на данный момент китайского ракетного двигателя YF-100, способного генерировать 120 тонн тяги.
Полные технические характеристики китайской ракеты-носителя сверхтяжелого класса пока неизвестны, однако китайское новостное агентство China News Service сообщает, что ее диаметр будет составлять 10 метров. Согласно заявлению, сделанному Ли Хоном, двигатель первой ступени, работающий на керосиново-кислородной смеси, сможет генерировать 480 тонн тяги (против 680 тонн у двигателя F-1, использовавшегося в «Сатурн-5»). В свою очередь, вторая и третья ступени будут комплектоваться двигателями на смеси из жидкого водорода и жидкого кислорода.
Вполне возможно, что демонстрация работы двигателя ракеты будет проведена уже в этом году. Если проект окажется успешным, «Чанчжэн-9» займет место среди других ракет-носителей сверхтяжелого класса. В настоящий момент единственной активной ракетой-носителем данного класса является Falcon Heavy от компании SpaceX. Однако совсем скоро к ней может присоединиться Space Launch System (NASA), а затем и BFR от SpaceX. Россия тоже ведет разработку ракеты сверхтяжелого класса КРК СТК (космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса). Ее летные испытания должны будут начаться в 2028 году. Главным разработчиком является ракетно-космическая корпорация «Энергия». Все эти ракеты разрабатываются с целью доставки людей на Луну и Марс, а возможно, и за их пределы.
Помимо возможной демонстрации технологии двигателя ракеты «Чанчжэн-9» у китайского космического агентства запланировано на этот год множество других амбициозных задач. В их числе — 35 космических запусков ракет серии «Чанчжэн», 14 из которых придутся на ракеты-носители «Чанчжэн-3А», а 6 – на ракеты-носители «Чанчжэн-3C». Большинство этих миссий будет связано с выводом спутников навигационной системы «Бэйдоу». Кроме того, запланирован запуск лунного посадочного модуля «Чанъэ-4».
В этом году Китай также планирует провести миссии с использованием своей новейшей ракеты-носителя «Чанчжэн-5», что позволит подготовиться к будущим миссиям по доставке китайских посадочных модулей и орбитальных аппаратов на Луну и Марс. Ожидается также активная работа над ракетой «Чанчжэн-7», которая, вероятнее всего, станет основным носителем при строительстве новой орбитальной станции, завершить которое Китай хочет в 2022 году.
Источник
aboutspacejornal.net
Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.
— Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.
Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.
— Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.
По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.
В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.
Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).
— Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.
Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.
— Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.
iz.ru
У КНР весьма амбициозная космическая программа. Здесь и освоение Луны с добычей гелия-3, и отправка зондов в дальний космос, и создание собственного марсохода. Кроме того, China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) планирует создать собственный шаттл с ядерной тягой. Правда, не сейчас, а лишь к 2040 году.
Начало плану положено расширением модельного ряда ракет Long March, которые использовались в 1970-х. Long March 8, относительно недорогая ракета, должна быть готова к использованию к 2020 году. Китай планирует предложить свои космические мощности другим государствам. Ракеты, которые можно использовать повторно, будут выпускаться Китаем к 2025 году. Long March 9 — новое поколение китайский ракет, которое должно увидеть свет к 2030 году. Это, по словам представителей китайской космической программы, тяжелые ракеты-носители, способные вывести до 100 тонн полезного груза на низкую орбиту Земли. Для сравнения, Falcon Heavy может выполнить эту задачу лишь с грузом в 70 тонн.
Ну а в 2040 году Китай планирует начать эксплуатацию ракет с атомным движком. Такие системы, по мнению китайских ученых, можно использовать для любых целей — от освоения пояса астероидов до посещения далеких звезд. К сожалению, дополнительной информации о проекте пока нет.
Тем не менее, в намерениях китайцев сомневаться не приходится: они уже неоднократно показывали, что способны выполнить то, что планируют. Один из примеров — отправка «нефритового зайца» на Луну и успешное в целом выполнение лунной миссии. Если бы у аэрокосмической отрасли страны получилось выполнить все поставленные цели, человечество еще больше продвинулось бы в освоении околоземного космического пространства.
habr.com
Россия отказалась поставлять в Китай ракетные двигатели, поскольку в настоящее время для этого нет законодательной базы. Как сообщили «Известиям» в госкорпорации Роскосмос, ситуация может измениться к концу 2016 года, так как Пекин проявляет интерес к российским агрегатам.
«В настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией, поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу», — заявили изданию в пресс-службе корпорации.
В Роскосмосе отметили, что законодательная база необходима для регламентации обязательств сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. При этом госкорпорация для преодоления юридических формальностей создала совместно с китайскими коллегами необходимые рабочие группы.
Впервые интерес к российским жидкостным ракетным двигателям Китай высказал в 2014 году. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что соглашение о поставках агрегатов может быть подписано в декабре 2015 года.
13:56 — 30 октября 2014
В качестве возможной причины промедления подписания соглашения называется задержка китайской стороной поставок электронно-компонентной базы классов military и space для российских спутников. Другим фактором может быть желание Пекина приобрести не готовые двигатели, а технологию их создания, на что Россия не согласна.
В настоящее время жидкостные российские двигатели РД-180 устанавливаются на первой ступени американского носителя тяжелого класса Atlas V, создаваемой компанией ULA (United Launch Alliance) — совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin. Агрегат РД-193 будет использоваться и в ракете среднего класса Antares компании Orbital ATK. Оба двигателя производятся химкинским научно-производственным объединением «Энергомаш».
lenta.ru
Китайцы снова жгут. Корпорация аэрокосмической науки и техники из КНР (CASC), которая занимается космической программой Поднебесной, опубликовала амбициозную «дорожную карту» до 2040 года.
Судя по ней, первым этапом станет расширение семейства ракет-носителей «Чанчжэн» («Великий поход»). Эта серия используется с 1970 года, а в 2020 году появится, как ожидается, «Чанчжэн 8», которая будет настолько дешёвой, что обеспечит Китаю выход на международный рынок коммерческих запусков.
К 2025 году намечается ввод в эксплуатацию многоразового космического корабля для богатых туристов, а ещё через 5 лет планируется запустить тяжёлую ракету «Чэнчжэн 9» грузоподъёмностью в 100 тонн. Для сравнения, Falcon Heavy от SpaceX сможет поднимать до 70 тонн. И наконец, в CASC планируют к 2035 году сделать все ракеты возвращаемыми.
Но самое крутое планируется на 2040 год. Корпорация намерена создать космический челнок я атомным двигателем. Хотя о нём пока почти ничего не сообщается.
tehnot.com
Китайская Народная Республика намерена создать к 2040-му году многоразовый космический корабль, который будет использовать ядерную силовую установку.
Как сообщает издание GBTIMES, Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (China Aerospace Science and Technology Corporation, CASC) представила планы развития космической программы Поднебесной на период с 2017 по 2045 год. Одним из самых амбициозных проектов, упомянутых в дорожной карте, является новый многоразовый космический корабль, который намерены оснастить ядерным ракетным двигателем (ЯРД). Детальной информации о космическом аппарате представлено не было.
Ядерный ракетный двигатель является разновидностью ракетного двигателя, который использует энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги. В разные периоды ученые предлагали несколько конструкций ЯРД: газофазную, жидкофазную, твердофазную (по агрегатному состоянию ядерного топлива в активной зоне реактора).
Схема американского ЯРД NERVA / wikipedia
Примерно в тот же период, согласно программе развития, Китай должен будет создать многоразовую ракету-носитель, которую можно будет использовать для межпланетных запусков. Для реализации такой транспортной системы предлагают использовать ресурсы, добытые на астероидах. При этом уже к 2035 году страна намерена полностью отказаться от одноразовых ракет в пользу аналогов Falcon 9. Одним из инструментов покорения дальнего космоса должна стать ракета-носитель, грузоподъемность которой составит более ста тонн. Ее намерены создать до 2030 года.
Еще раньше — к 2025 году — китайцы намерены построить многоразовый космоплан. К 2020-му КНР хочет существенно расширить свои возможности за счет введения в эксплуатацию новых ракет семейства «Чанчжэн», в частности, за счет новой и относительно недорогой ракеты «Чанчжэн-8». Напомним, ранее также сообщалось о разработке в Китае перспективной тяжелой ракеты «Чанчжэн-9» и твердотопливной «Чанчжэн-11».
Старт Чанчжэн-5 / Росбалт
Конечным итогом реализации всех аспектов озвученной программы должно стать мировое лидерство КНР в вопросе покорения космоса. Стоит, впрочем, отметить, что нет никаких гарантий, что сроки реализации основных этапов амбициозного плана не будут перенесены.
Ранее, напомним, мы сообщали, что NASA выделило 67 млн на ионный двигатель для полетов на Марс. Инженеры США намерены создать ионные двигатели, тяга которых будет превосходить соответствующие показатели существующих аналогов как минимум в несколько раз. Это даст NASA принципиально новые возможности.
Илья Ведмеденко
salik.biz
Среди ключевых направлений сотрудничества России и Китая в космической сфере эксперты выделяют спутниковую навигацию, пилотируемую космонавтику, научный обмен и мониторинг космического мусора.
Об активизации сотрудничества России и Китая в космосе после встречи с лидером КНР Си Цзиньпином в Москве журналистам рассказал президент России Владимир Путин. По его словам, сейчас готовится очередная программа сотрудничества в области космоса на 2018-2022 годы, в которой затрагиваются вопросы совместного освоения космического пространства.
«В первую очередь речь идет о совместных научных разработках и проектах по дистанционному зондированию земли в формате уточнения сигналов национальных навигационных систем – ГЛОНАСС и Beidou. Продолжаются переговоры о поставках китайцам российских ракетных двигателей РД-180, но многое здесь упирается в вопрос цены и подписание соглашения об охране технологий. В то же время вопрос с двигателями нельзя назвать для Китая критичным, так как они могут запускать аппараты и на своих двигателях», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Эксперты отмечают, что Россия со времен СССР считается мировым лидером в части производства ракетных двигателей и пилотируемой космонавтики. Но есть и ряд нерешенных советских проблем, они связаны с микроэлектроникой и созданием спутников. Здесь уже Китай сегодня занимает ведущие позиции, и наши страны могли бы помочь друг другу преодолеть технологическое отставание. Китайцы хотят получить передовые знания о ракетных технологиях, а нам нужны качественные электронные комплектующие для космических аппаратов.
«Еще одно направление сотрудничества связано с космической станцией и пилотируемой космонавтикой в целом. Пока китайцы в этом направлении повторяют то, чем мы занимались 40 лет назад. Они постепенно создают и наращивают орбитальную станцию, хотя движение у них происходит относительно медленно. Корабль летает один раз в два года, но запуски происходят последовательно и без срывов.
Их космическая станция, по размерам сравнимая с половиной «Мира», будет готова к 2024 году. Нам сотрудничество на этом направлении не очень интересно по нескольким причинам. Во-первых, до 2024 года мы можем спокойно использовать МКС для любых исследований. Во-вторых, углы наклонов к экватору у нас сильно отличаются, поэтому для совместного строительства космической станции нам бы пришлось перестраивать всю систему запусков. Нам сейчас необходимо подумать о собственной программе, и китайцы здесь нам не помощники», - продолжает эксперт.
Еще одно немаловажное направление сотрудничества связано с мониторингом космического мусора, который создает все больше проблем для космонавтики всего мира. Вишенкой же на «космическом торте» должны стать совместные программы по освоению Луны. Как отмечает Моисеев, китайцы официально обозначили, что высадка Луну является их дальней стратегической целью.
«Если они будут развиваться такими темпами дальше, и бросят на эту цель все ресурсы пилотируемой космонавтики, то к 30-м годам вполне могут совершить демонстрационную высадку на Луну – соответствующие ресурсы у них есть. Мы можем поучаствовать в лунном проекте со своими технологиями. Но стоит отметить, что большинство лунных наработок имеют советское наследие, и нам придется переделывать их с учетом современных технологических подходов. Советские и американские автоматы в свое время получили большой объем знаний по Луне, этот опыт можно использовать», - резюмирует Моисеев.
Читайте нас в Яндексе
Автор: Андрей Петров
rueconomics.ru