На западе грузовым автомобилем на метане сложно кого-то удивить. Там, где перевозчики вынуждены считать каждый евроцент, такие автомобили не редкость, но только не у нас. Впрочем, ситуация меняется в лучшую сторону
текст: Михаил Ожерельев / фото: Михаил Ожерельев / 02.10.2015
В России, где около 49 млн автомобилей, газомоторное топливо (ГМТ) потребляют всего 111 тыс. шт. На ГМТ приходится 2,6% рынка моторных топлив: пропан-бутан (2,1 %) и КПГ (0,5 %). Однако считается, что КПГ (он же метан) в качестве энергоресурса лучше, чем пропан-бутан, который пока еще более распространен на рынке. Метан не токсичен, менее взрывоопасен (поскольку легче воздуха и при утечке быстро улетучивается), более экологичен, к тому же поставляемый по трубопроводу природный газ невозможно разбавить и добавить примеси. Важно и то, что метан дешевле: средняя цена по стране — 12,3 р. за кубометр, в то время как пропан-бутан стоит примерно 16 р. за литр, при этом расход последнего на 20% выше.
С момента принятия постановления правительства о развитии в России рынка газомоторного топлива прошло около двух лет, и за это время наметились определенные подвижки в расширении соответствующей инфраструктуры: в регионах идет строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), выделяются земельные участки. Еще более активными оказались автомобилестроители. Отечественный автопром, отвечая требованиям времени, наращивает серийное производство газовых версий коммерческого транспорта, есть соответствующие предложения и у импортеров. Примечательно, что наряду с общественным транспортом и дорожно-коммунальной техникой растет сегмент тяжелых магистральных грузовиков, использующих природный газ. Впрочем, это неудивительно, достаточно прикинуть эксплуатационные расходы дальних автоперевозок.
ВСЕ СЕРИЙНОЕ
Крупнейшую программу разработки и выпуска автомобилей на газомоторном топливе реализует КамАЗ. На сегодняшний день Камский автогигант является единственным российским автопроизводителем, разработавшим собственный газовый двигатель (сейчас аналогичным путем идет ярославский «Автодизель»). В 2014 году КамАЗ выпустил и продал около 1000 газовых автомобилей, в текущем году компания планирует увеличить этот показатель. Газовая версия грузовика примерно на 20 % дороже стандартной, но на серийную газовую машину действует полная заводская гарантия.
Volvo Fh23 c газовой аппаратурой английской фирмы Clean Air Power
В сегменте магистральных тягачей компания предлагает сразу три серийных модели. Седельный тягач КамАЗ-65116-30 с колесной формулой 6х4 предназначен для работы в составе автопоездов с полуприцепами полной массой 38 500 кг (нагрузка на седельно-сцепное устройство 15 т), выполняющих технологические перевозки длинномерных грузов, строительных материалов, пищевых жидкостей между предприятиями, расположенными в крупных городах. Машина оснащена 11,7-литровым газовым двигателем КамАЗ 820.62.260 (260 л. с., Евро-4) и 10-ступенчатой механической коробкой передач (мод. 154). Топливная система автомобиля включает 13 композитных баллонов объемом 80 литров каждый: 9 баллонов расположены вертикально за кабиной, 4 — горизонтально слева на раме. Общий объем баллонов составляет 1040 литров и вмещает 208 м3 сжатого природного газа при давлении 200 атм.
Седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG доступен в России
Седельный тягач КамАЗ- 65116-32(6х4) предназначен для работы в сцепке с полуприцепами полной массой 38 800 кг. Он отличается более мощным газовым двигателем КамАЗ-820.62.300 (300 л. с., Евро-4), который работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач ZF 9S1310ТO.
Особый интерес представляет тягач КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ, который способен работать как на компримированном (КПГ), так и на сжиженном (СПГ) природном газе. За кабиной вертикально расположены баллоны с компримированным метаном, а на раме — криобак для сжиженного газа. Метан в криобаке находится при температуре –168 о С. Объем бака составляет 450 литров, или 240 м3 газа, что достаточно для пробега на расстояние до 600 км. Общий пробег с использованием двух баков автомобиля достигает 1050 км. Применение сжиженного природного газа вызвано тем, что он вдвое более эффективен по объему хранения, чем сжатый. К слову, идея не нова. Вспомним мелкосерийную модификацию среднетоннажного ЗИЛ-138П с тремя криогенными баллонами для работы на сжиженном природном газе и бензине.
СПРОС ПРИДЕТ
Перспективы российского рынка оценивают и европейские импортеры. Компания Iveco готова предложить перевозчикам новую модификацию грузовика Stralis, укомплектованную газовым силовым агрегатом стандарта Евро-6. Iveco Stralis Natural Power предлагается в трех вариантах исполнения: 2- и 3-осное шасси и 2-осный седельный тягач. Сборка новинки осуществляется на тех же мощностях, что и дизельного варианта модели, — на предприятии в Мадриде. Машина укомплектована двигателем Cursor 8 с диапазоном мощностей 270– 330 л. с. В комплекте с двигателем работает 16-ступенчатая механическая трансмиссия ZF или автоматическая 6-ступенчатая Allison. Емкость газовых баллонов машины составляет от 400 до 1300 литров.
EcoGas — новый топливный бренд, разработанный компанией «Газпром газомоторное топливо
Отметим, что Iveco один из лидеров рынка коммерческих моделей, оснащенных газовыми двигателями. В продуктовой линейке производителя имеются легкие, средние, тяжелые грузовики и автобусы, работающие на КПГ. В данный момент Iveco уже продала 12 тыс. подобных модификаций, из которых в 2014 году — 2000 машин.
Такие экологически чистые грузовики Scania используются для транспортировки продуктов в крупнейшей сети быстрого питания
Хорошие новости есть и у скандинавских производителей грузовиков. В начале 2015 года Scania сертифицировала в России три модели тяжелых грузовиков на метане. Грузовики Scania Р260 6х2/4 и Scania Р340 6х2/4 представляют собой рефрижераторные фургоны с трехосными шасси, которые оснащены газовыми двигателями ОС 09 G101 и OC 09 G 102 (Евро-6, 280 и 340 л. с. соответственно). Газовый двигатель конвертирован из дизельного и работает по циклу Отто. Это 9-литровый, 5-цилиндровый рядный мотор с турбиной и интеркулером. Его отличают распределенный впрыск, индивидуальные катушки зажигания и дроссельная заслонка на впуске. Сервисный интервал для смены масла, свечей и фильтров — 45 000 км. Имеющиеся на борту 8 стальных баллонов общей вместимостью 824 литра обеспечивают запас хода до 490 км.
Версия Iveco Stralis CNG с газовым двигателем Cursor 8 natural Power
Кроме этого Scania предлагает в России седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG. Машина с 340-сильным газовым двигателем обладает собственным весом 7800 кг и нагрузкой на седельно- сцепное устройство 10,5 т. Газовые грузовики Scania P340 имеют немало полезного оборудования, облегчающего труд водителя и снижающего расходы владельца. Например, 6-ступенчатая автоматическая коробка передач GA 766R (Allison MD 3200) с двумя программами вождения существенно упрощает управление грузовиком и позволяет экономить топливо. В компании утверждают, что эти машины отличаются от имеющихся на российском рынке аналогов самым низким воздействием на окружающую среду.
Особенностью седельного тягача КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ является наличие криобака для сжиженного метана
В опытной эксплуатации в России находится еще одна интересная модель экологически чистого тягача скандинавского производства. Речь идет о новом седельном тягаче Volvo Fh23, двигатель которого работает по газодизельной технологии. Состав топливной смеси в 13-литровом 460-сильном моторе пропорционален: примерно 75 % метана и 25 % дизельного топлива (используется в качестве запальной дозы), однако соотношение может меняться в зависимости от типа перевозок и метода эксплуатации автомобиля.
Таким образом, производители подвижного состава, работающего на метане, помогают перевозчикам уже сегодня воспользоваться государственной поддержкой, направленной на стимулирование спроса на газовую автомобильную технику. Они же дают возможность сформировать парк экономичного и качественного автотранспорта с высокой остаточной стоимостью на вторичном рынке.
ДЕНИС КОРНИЕНКО, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО КОММЕРЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ООО «ГАЗПРОМ ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО»
На сегодняшний день в структуре моторного топлива доля бензина составляет 50 %, доля дизтоплива — примерно 47 %, еще 2,1 % приходится на пропан-бутан и всего 0,5 % на КПГ. При этом на газомоторном топливе в стране эксплуатируется порядка 111 тыс. автомобилей, что составляет всего 0,2 % от всего парка России. Это совсем немного, и наш целевой ориентир — это 5 % по замещению традиционного моторного топлива метаном, в численном выражении — порядка 10 млрд м3 ежегодно.
Главная задача компании «Газпром газомоторное топливо» — реализация природного газа на автозаправках. Потребителю нужна техника, которая будет работать на этом топливе. Поэтому мы активно работаем с автопроизводителями — подсказываем, какие модели требуются потребителю, какова специфика этих машин. Нашими партнерами являются 26 российских и зарубежных автопроизводителей, с которыми мы обмениваемся информацией, проводим совместные акции, организуем тест-драйвы.
Сегодня мы видим, что автомобильная техника, работающая на природном газе, выпускается как российскими, так и зарубежными предприятиями, т.е. практически в полном объеме производство этой техники налажено. Например, у КамАЗа любой выпускаемый грузовик или автобус можно заказать в газовом исполнении.
Другой важнейший вопрос — развитие заправочной сети. Сейчас в России 268 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Конечно, этого мало. Для примера, в Германии порядка 950 АГНКС, хотя ее территорию не сравнить с нашей. Прирост количества АГНКС обеспечивается двумя путями. Первый путь — строим собственную заправочную сеть. Второй — работаем с частными инвесторами по программе франчайзинга, а также по программе строительства частными инвесторами газозаправочных объектов с последующим их приобретением нашей компанией. Нами выделено 10 приоритетных регионов с самыми высокими объемами автотранспортных потоков, среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополье, Краснодарский край, регионы Урала и Поволжья. В этих регионах газозаправочная сеть будет развиваться наиболее активно.
В рамках заключенных с Субъектами РФ соглашений о сотрудничестве определяются оптимальное местоположение объектов газозаправочной инфраструктуры и их технические характеристики, ведется разработка мероприятий для региональных программ повышения энергоэффективности, осуществляется планирование закупки газобаллонного транспорта. Таким образом, процесс строительства газозаправочной сети синхронизирован с переводом муниципальных автопарков на природный газ.
5koleso.ru
Обещал выложить более подробный пост о «Белом КАМАЗе» — автомобиле на природном газе. Исполняю, с благодарностью к представителям Коминвест-АКМТ в Набережных Челнах, организовавшим нам экскурсию.
КАМАЗ на газе, причем не на привычном нам пропан-бутане, а на природном газе, или метане. Большинство соотечественников не задумываются о разнице и привычно припоминают красные баллоны, в которых бултыхается сжиженный газ. Так вот, это совсем не то.
Белый КАМАЗ (на метане, природном газе)Разница между пропаном и метаном существенная. Пропан, как и бензин, результат переработки нефти и насколько я понимаю, представляет легко сжижаемые летучие фракции. Технологически, это почти тот же бензин, технология получения которого довольно сложна и не дешева. Довольно быстро перестает испаряться, поэтому со стабильностью этого топлива на морозе проблемы.
Метан — обычный попутный газ, который извлекается вместе с нефтью и на нефтяных месторождениях, и НПЗ часто просто сжигается, как отходы добычи. На специальных газовых месторождениях добывается, упрятывается в трубопроводы и потом горит в газовых плитах наших домов, или в топках бойлерных. Гораздо дешевле пропана, т.к. не является продуктом нефтеперегонки. Стабилен при низких температурах. С ним одна проблема — он трудно сжижается, поэтому его хранят под сильным давлением, сильно сжимая. Т.е. для него требуются сверхпрочные баллоны.
Проектам использования метана на транспорте в нашей стране уже полсотни лет, но внедряются они лениво — на фига париться, если надо создавать инфраструктуру, да и бензин практически халявный (до сих пор в Москве то ли одна, то ли две таких заправки).
С точки зрения топливной эффективности, экологичности и экономичности, метан — среднее между ДВС и электромобилем (выхлоп получается практически чистым). На КАМАЗе давно ведутся работы по созданию метанового дизельного двигателя. Использование метана не требует изменения конструкции блока цилиндров, а лишь изменения системы подачи топлива. И вот, мы имеем в наличии новый двигатель, пригодный к использованию совершенно иного топлива.
Всего скорее, как в Бразилии альтернативой бензиновым и дизельным двигателям являются двигатели на тростниковом спирте, в Европе — использование электроэнергии, получаемой «чистыми» способами, то в России завтрашний день альтернативной энергетики всего скорее будет связан с природным газом (по крайней мере еще на полсотни лет).
Upd: в Томске наблюдали приличный парк городских автобусов (ПАЗиков) на метане.
trans-continental.ru
Участие Татарстана в пилотном проекте по внедрению газомоторного топлива стало толчком для новых перспективных разработок газового направления на «КАМАЗе».
Речь идёт о технике, работающей на сжиженном природном газе (СПГ). Такие КАМАЗы более экономичны и экологичны даже по сравнению с грузовиками, работающими на компримированном природном газе (КПГ). Техника на СПГ гарантирует больший пробег на одной заправке, увеличение грузоподъёмности шасси за счёт меньшего веса криогенного бака в сравнении с двумя-тремя кассетами КПГ, более низкую себестоимость производства топлива и улучшенные экологические характеристики: КАМАЗы на СПГ будут соответствовать экологическим нормам «Евро-5» и «Евро-6». В скором времени Татарстан планирует запустить малотоннажный завод по производству СПГ мощностью 56 тысяч тонн. Это позволит обеспечивать топливом порядка одной тысячи машин в год и решит основную проблему на пути развития газовой техники – недостаточное количество и распространённость заправок.
Стоит отметить, что «КАМАЗ» серийно начал выпускать газобаллонную технику уже в 2011 году. Автомобильная техника, работающая на газе, а именно газодизельные автомобили (КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118, КАМАЗ-55118), выпускалась ещё с 1987 года. Всего таких автомобилей было произведено более 10 тысяч. По словам директора Департамента маркетинга ОАО «КАМАЗ» Сергея Колесникова, сегодня газомоторная камазовская техника крайне востребована: «Автомобили, в основном, приобретают муниципалитеты различных городов нашей страны для различных нужд города, закупают дочерние общества ОАО «Газпром», автотранспортные предприятия, строительные компании, грузоперевозчики. Свыше 200 газобаллонных автобусов НЕФАЗ обслуживали гостей и участников XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани».
Сегодня на базе газобаллонного шасси КАМАЗ-65115 выпускаются различные самосвалы для строительства и сельского хозяйства, спецтехника для коммунальных и дорожных служб. Появились полноприводные версии на базе проверенных дизельных автомобилей КАМАЗ-43114 и КАМАЗ-43118, компактные мусоровозы на базе двухосных шасси КАМАЗ-53605 и КАМАЗ-4308, тяжёлый самосвал на шасси КАМАЗ-6520, а также пригородный автобус. Всего же камазовский модельный ряд автомобильной техники экологического стандарта «Евро-4» на компримированном природном газе включает в себя 14 моделей техники.
Посетить раздел «Газобаллонная техника»
kamaz.ru
ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы, плюсы и минусы. Просто о сложном
Обзор самосвала Камаз 65115 на метане
Двигатель КАМАЗ на метане
Газовое оборудование на дизель
КАМАЗ 43114 с газовым двигателем на метане
метан вытесняет дизтопливо
Проект газодизель
Дизель на газе
АВТОНОВОСТИ - КамАЗ показал новый 6-цилиндровый дизель мощностью 750 л.с.
КАМАЗ на газе МЕТАН с турбированным двигателем и электронной педалью
Также смотрите:
kamaz136.ru
Обзор самосвала Камаз 65115 на метане
КАМАЗ 43114 с газовым двигателем на метане
Нефаз 5299 с Камаз 820 Метан. Запуск.
Константин-ПРО автомобиль Урал на метане (газ).
ГБО на КАМАЗ И МАЗ! часть 2 Установка в Твери.
Самосвалы КАМАЗ 65115 на метане
Новый двигатель КамАЗ известны подробности
ГБО на КАМАЗ И МАЗ! часть 3 . Установка в Твери.
Автомобиль на метане. Есть ли смысл переходить на метан?
Test-drive Scania G340 CNG автомобиль работает на метане
Также смотрите:
kamaz136.ru
Обзор Камаз 65115 на метане
ГБО на КАМАЗ И МАЗ! часть 12 . Установка в Твери (перевод в конце ролика).
ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы, плюсы и минусы. Просто о сложном
Двигатель КАМАЗ на метане
метан на камазе.
Перевод автотранспорта на метан
CNG (methane) KAMAZ 740.11-240 traveling in Uzbekistan
ГБО на КАМАЗ И МАЗ! часть 3 . Установка в Твери.
КАМАЗ на природном газе для Набережных Челнов
Правда о метане
Также смотрите:
kamaz136.ru
Обзор самосвала Камаз 65115 на метане
Двигатель КАМАЗ на метане
КАМАЗ 43114 с газовым двигателем на метане
Обзор Iveco Eurocargo на метане
Автомобили КАМАЗ с двигателями Cummins Камминс ISLe340 / 375
Какое ГБО выбрать: метан или пропан?
ГАЗ на дизель. Газодизель Италия. Рассрочка. Выгодные условия для корпоративного транспорта.
Дизель на газе
Вахтовый автобус НЕФАЗ 4208-12-15 (4208-11-13) на шасси Камаз 43114
Газель бизнес на метане
Также смотрите:
kamaz136.ru