ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Военно-транспортный самолет Ил-76М (СССР). Ил 76 двигатель


76МД - это... Что такое Ил-76МД?

Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.

Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °. Каждое крыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.

Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.

Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.

По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
н.д. Флаг СССР
86742
Флаг СССР
н.д.
н.д. Подробности неизвестны
н.д. Флаг СССР
86711
Флаг СССР
Рига
н.д. При движении по рулежным дорожкам врезался в здание
н.д. Флаг СССР86834 Флаг СССР
Новокузнецк
0/н.д. Грубая посадка
23.11.79 Флаг СССР
86714
Флаг СССР
у Витебска
н.д. Разбился при заходе на посадку ночью
25.12.79 Флаг СССР
86036
Флаг АфганистанаКабул 44/44 Врезался в гору при заходе на посадку
23.09.80 Флаг ИракаYI-AIO Флаг ИракаБагдад н.д. Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны
05.06.83 Флаг СССР86718? Флаг АфганистанаДжелалабад н.д. Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается)
27.10.84 Флаг СССР86739 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Сбит душманами
1985 Флаг Ливии5A-DKK Флаг ЛивииСебха н.д. Грубая посадка
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNF Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DLL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
02.04.87 Флаг СССР76679 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
02.04.87 Флаг СССР76685 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
11.12.88 Флаг СССР86732 Флаг СССРу Ленинакана 78/78 Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения
19.12.88 Флаг СССР78771 Флаг СССРНовая Земля 0/н.д. Разбился при посадке
18.10.89 Флаг СССР76569 Флаг СССРКаспий 57/57 Пожар первого двигателя, упал в море
20.10.89 Флаг СССР76466 Флаг СССРу Ленинакана 25/25 Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр
01.02.90 Флаг СССР86021 Флаг СССРу Паневежиса 7/7 После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП
27.03.90 Флаг СССР78781 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Разбился при снижении
12.06.90 Флаг СССР86905 Флаг АфганистанаКабул 0/10 Сбит душманами
24.05.91 Флаг СССРLZ-INK Флаг Иранау Бахтарана 4/10 Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку
28.08.92 Флаг России78780 Флаг АфганистанаКабул 0/0 Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов.
08.07.93 Флаг России86039 Флаг РоссииПсков 11/11 Пожар на борту
19.07.94 Флаг Россиин.д. Флаг АнголыЛуанда? 0/0 Уничтожен при артобстреле
31.12.94 Флаг Белоруссии76836 Флаг Боснии и ГерцеговиныСараево 0/н. д. Вылетел за пределы залитой водой ВПП
05.04.96 Флаг России76752 Флаг РоссииКамчатка 19/19 Врезался в гору
06.06.96 Флаг Украины76539 Флаг ДР КонгоКиншаса 10/10 Разбился при взлете
19.08.96 Флаг России76513 Белград 12/12 Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой
12.11.96 Флаг Казахстана76435 Флаг ИндииИндия 37/37 Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер
27.11.96 Флаг России78804 Флаг Россииоколо Абакана 23/23 Разбился вскоре после взлета, был перегружен
25.01.97 Флаг России76834 Флаг РоссииАнадырь 0/26 Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций
13.07.98 Флаг Украины76424 Флаг ОАЭРас-эль-Хайма 8/8 Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета
17.07.98 Флаг УкраиныUR-UCI Флаг ЭритреиАсмера 10/10 Разбился при снижении
26.07.99 Флаг России76819 Флаг РоссииИркутск 0/7 Разбился при взлете
20.06.00 Флаг России76723 Флаг РоссииАстрахань 0/228 Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой
18.04.01 Флаг Украины78821 Флаг БельгииОстенде 0/8 Прервал взлет из-за пожара двигателя
14.07.01 Флаг России76588 Флаг РоссииЧкаловский 10/10 Разбился при взлете из-за перегруза
02.12.01 Флаг России76839 Флаг РоссииМагаданская область 18/18 Пожар на борту
24.02.02 Флаг Иранан.д. Флаг ИранаМешхед 0/230 Возврат в аэропорт, пожар на борту
27.07.02 Флаг Украины76717 Флаг УкраиныЛьвов 0/0 Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27
08.12.02 Флаг России76758 Флаг СШАГуам 0/0 Поврежден тайфуном
31.01.03 Флаг ЛаосаRDPL-34141 Флаг Восточного ТимораВосточный Тимор 6/6 Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа
19.02.03 Флаг Ирана15-22.. Флаг Иранаоколо Кермана 275/275 Разбился в горах
04.04.03 Флаг Иракан.д. Флаг Иракааль-Такадум 0/0 Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке
04.03.04 Флаг УкраиныUR-ZVA Флаг АзербайджанаБаку 3/7 Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера
18.05.04 Флаг Азербайджана4K-AZ27 Флаг КитаяУрумчи 7/7 Разбился вскоре после взлета
30.12.04 Флаг МолдавииER-IBM Флаг АфганистанаКабул 0/8 Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку
03.02.05 Флаг СуданаST-EWB Флаг СуданаХартум 7/7 Упал с эшелона, проблемы с топливной системой
23.03.05 Флаг МолдавииER-IBR Флаг ТанзанииМванза 8/8 Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП
11.11.05 Флаг Пакистана4L-ZIL Флаг АфганистанаАфганистан 8/8 Врезался в гору
09.03.07 Флаг Белоруссии78826 Флаг СомалиМогадишо 0/15 Сбит исламистами
23.03.07 Флаг Белоруссии78849 Флаг СомалиМогадишо 11/11 Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76
10.05.07 Флаг КиргизииEX-093 Флаг Республики КонгоПойнте Нуар 0/0 Загорелся при погрузке
14.02.08 Флаг КазахстанаUN-76020 Флаг АфганистанаКандагар 0/н.д. Загорелся двигатель
14.06.08 Флаг СуданаST-WTB Флаг СуданаХартум 4/4 Взорвался при взлете
15.01.09 Флаг России76825 Флаг РоссииМахачкала 4/7 Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине.
09.03.09 Флаг ЮАРS9-SAB Флаг Угандыозеро Виктория 11/11 Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета.

dic.academic.ru

Ил-76: вечный транспортник | Армейский вестник

Ил-76: вечный транспортник

В конце марта 2016 года авиационная общественность довольно скромно отметила очередной юбилей: 45 лет назад, 25 марта 1971 года, в Москве с Центрального аэродрома им. Фрунзе экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем СССР Эдуардом Кузнецовым выполнил первый полет на тяжелом военно-транспортном самолете Ил-76.

Три года назад — 25 марта 2013 года — был подписан договор между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» на поставку 39 самолетов модернизированного проекта Ил-76МД-90А в рамках исполнения государственного контракта от 4 октября 2012 года.

Ил-76: вечный транспортник

Сегодня, когда первый серийный борт Ил-76МД-90А уже поставлен в войска и началась его эксплуатация, «пришло время потолковать о многих вещах»: об истории, о целесообразности и перспективах возрождения самолета, созданного без малого полвека назад.

45 лет в небе

Самолет, изначально создававшийся под требования воздушно-десантных войск, предназначался для транспортировки и десантирования личного состава и военной техники. Для своего времени это была современная машина, отвечавшая требованиям заказчика. Впервые отечественный военно-транспортный самолет оснащался турбореактивными двигателями, кроме того, имел полностью герметичную грузовую кабину и мог использоваться на грунтовых площадках.

Наряду с основным транспортно-десантным назначением, Ил-76 стал платформой для создания широкой номенклатуры специальных версий, таких как топливозаправщик, постановщик помех, ДРЛОиУ и так далее. Начиная с конца 70-х годов, Ил-76 в версиях Т/ТД поступает на службу в гражданскую авиацию. К 90-м годам ХХ века военные и гражданские варианты основного самолета советской ВТА эксплуатировались по всему миру.

Ил-76: вечный транспортник Первый полет Ил-76 25 марта 1971 года

Ужесточение международных требований по шумам и эмиссии (выбросу вредных веществ в атмосферу) привело к тому, что к началу 2000-х гражданские эксплуатанты самолета разработки конца 60-х годов задумались о возможных путях модернизации существующего парка и заказе новых самолетов данного типа. Проблемы экономичности, шумов и эмиссии традиционно мало волнуют военных, однако ВТА была заинтересована в повышении грузоподъемности и эффективной дальности Ил-76МД.

Авиационная промышленность и Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина встали перед дилеммой: модернизировать существующие самолеты либо возродить производство самолета заново. Выбор был сделан во вполне советском стиле: если дают деньги, надо делать и то, и то.

Ил-76ТД

Гражданские эксплуатанты Ил-76ТД, совершающие коммерческие рейсы в Европу, США и Японию, были поставлены перед фактом, что к середине двухтысячных годов самолеты, не удовлетворяющие требованиям ИКАО по шумам и эмиссии, перестанут пускать в эти страны.

В отличие от военных, коммерческим пользователям государство предлагало самим решать проблемы дальнейшего использования Ил-76. Программа ремоторизации на модернизированные двигатели Д-30КП-2 могла стать выходом для небольших компаний, но так и не была реализована.

Понимая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, крупнейший оператор тяжелых транспортных самолетов на постсоветском пространстве группа компаний «Волга-Днепр» приступила к реализации собственной программы модернизации самолета Ил-76ТД. Уже в 2002 году «Волга-Днепр» делает заказ на «Пермском моторном заводе» на поставку комплекта двигателей ПС-90 для первого самолета. А через год покупает у ОАО «Ил» конструкторскую документацию на проект модернизации. По сути, вся разработка и реализация программы модернизации самолетов Ил-76 была проведена силами компании «Волга-Днепр» при формальном участии Ильюшина.

Итогом этой работы стал запуск в производство модернизированного самолета Ил-76ТД-90ВД с новыми двигателями ПС-90А-76, новой авионикой и новым пилотажно-навигационным комплексом «Купол-III-76М-ВД».

За четыре года частная компания, финансируя проект из собственных и заемных средств, прошла путь от выработки технического лица нового самолета до ввода в строй первого серийного экземпляра. Сейчас авиакомпания «Волга-Днепр» располагает пятью самолетами данного типа и успешно их эксплуатирует.

Ил-76: вечный транспортник Ил-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр»

В данном случае ставка «Волги-Днепр» на производство самолета с нуля, а не на ремонт и модернизацию существующих самолетов, полностью себя оправдала. Купить самолеты по 50 млн. долларов никто, кроме авиакомпании «Волга-Днепр» и азербайджанской компании Silk Way Airlines, позволить себе не смог. Таким образом, реализовав проект постройки пяти модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, авиакомпания «Волга-Днепр» получила доминирующее положение на рынке перевозки негабаритных грузов на европейских направлениях и в США.

Единственный известный проект модернизации гражданской версии с ремоторизацией на двигатели ПС-90А-76 был выполнен в 2015 году заводом ТАПОиЧ по заказу российской авиакомпании «Шар инк ЛТД» и получил регистрационный номер RA-76384. В настоящее время самолет эксплуатируется в Экваториальной Гвинее под флагом авиакомпании Ceiba Cargo.

Ил-76МД

Один из наиболее повторяемых тезисов сторонников возобновления производства Ил-76 звучит так: нельзя до бесконечности продлевать ресурс, самолеты не вечные. Действительно, ресурс любого самолета — величина конечная. В настоящее время в эксплуатации ВВС РФ находятся около 90 единиц Ил-76 в стандартной модификации МД, не считая воздушных танкеров Ил-78 и платформ для спецверсий. Назначенный производителем ресурс Ил-76МД составляет 30 000 часов. Налет строевых бортов, массовое производство которых пришлось на 80-е годы ХХ века, колеблется от 2500 до 3500 часов, то есть выработка ресурса на сегодняшний день составляет 10-15 процентов.

Ил-76: вечный транспортник Два основных спецварианта Ил-76: заправщик Ил-78 и «летающий радар» А-50

Удивлять такие цифры не должны: ВТА — это не гражданская авиация, где месячный налет воздушного судна, как правило, с лихвой перекрывает годовой налет военно-транспортных самолетов. Сейчас средний налет Ил-76 — это 15 часов в месяц, таким образом, годовой налет не достигает и 200 часов.

Своевременное техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) позволяют поддерживать самолеты в состоянии летной годности неограниченное количество времени. Наглядным примером являются американские стратегические бомбардировщики B-52, последний из которых сошел со стапелей в начале 60-х годов. Указанные самолеты ВВС США планируют эксплуатировать до 40-х годов XXI века.

Реалистичный подход отечественных военных эксплуатантов к бюджету в начале 2000-х годов заставлял искать возможности модернизации существующего парка Ил-76. В 2002 году Министерство обороны РФ объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки двигателей ПС-90А-76.

В декабре 2005 года в небо поднялся самолет Ил-76МД-90, прошедший модернизацию на авиазаводе ВАСО. Переделке подвергся серийный самолет Ил-76МД, произведенный на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте в 1991 году. В результате модернизации самолет получил двигатели и авионику, аналогичные гражданскому проекту Ил-76ТД-90ВД. Стоимость модернизации составила примерно 14 миллионов долларов, из которых 12 миллионов пришлось на четыре двигателя ПС-90А-76.

В 2006 году ВВС РФ обозначили потребность в 12 самолетах Ил-76МД-90 до 2010 года. Однако модернизированный Ил-76МД-90 так и остался единственным в своем роде — больше ни одного борта ВВС не получили.

В 2011 году появляется новый проект модернизации самолетов типа Ил-76М и Ил-76МД, разработанный в «Ильюшине» по техническому заданию ВВС (ОКР «Кузнецк»). 29 февраля 2016 года первый модернизированный по данному проекту самолет, получивший индекс Ил-76МД-М, поднялся в воздух. 11 лет напряженной работы между первым полетом Ил-76МД-90 и первым полетом Ил-76МД-М не прошли даром: при сопоставимой цене модернизации в 13-14 миллионов долларов самолет лишился современных двигателей ПС-90-76А, зато приобрел современное пилотажно-навигационное оборудование.

Примерно в то же время, в 2002 году, НПО «Сатурн» в инициативном порядке разработало проект глубокой модернизации серийно производящегося на предприятии двигателя Д-30КП-2 для самолетов Ил-76. В 2005 году был построен первый опытный двигатель, получивший наименование Д-30КП «Бурлак».

Техническим заданием на модернизацию Д-30КП ставилась цель повышения тяги двигателя с 12 000 до 13 000 кгс. Одним из главных достоинств двигателя, наряду с унификацией с серийными Д-30КУ/КП, была возможность ремоторизации на него строевых Ил-76 силами местных технических служб без переделки пилонов и изменения конструкции планера. Причем модернизация Д-30КП не потребовала бы производства новых двигателей — достаточно было проводить капитальный ремонт существующих с одновременной модернизацией до версии Д-30КП «Бурлак». На тот момент ВВС РФ проявляли крайнюю заинтересованность в реализации этого проекта.

Кроме того, программу Д-30КП «Бурлак» поддерживали коммерческие операторы Ил-76ТД, которые не могли себе позволить заказывать новые самолеты типа Ил-76ТД-90ВД/SW. Однако проект Д-30КП-2 остановился на этапе летных испытаний и не получил дальнейшей поддержки государства.

Заключение

Юбилейный год первого полета Ил-76 Объединенная авиационная корпорация и Авиационный комплекс Ильюшина традиционно отметили громкими заявлениями, переносом сроков, отставками и перспективными планами.

Ил-76: вечный транспортник Ил-76МД-90А на летно-испытательной станции завода «Авиастар»

3 марта генеральный директор «Ильюшина» Сергей Вельможкин заявил, что в 2016 году поставок Ил-76МД-90А не планируется, зато в 2017 году «поставка будет увеличена до трех машин». Это достаточно интересное заявление, учитывая, что контрактом предусматривается поставка шести самолетов в 2017-м, а к 2020 году по контракту с министерством обороны должны быть поставлены все 39 единиц.

24 марта генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов объявил о планах создания Ил-76ТД-90А — гражданской модификации военно-транспортного самолета. «Будет произведено достаточное количество», — подчеркнул генеральный конструктор. Остается открытым вопрос о потенциальных заказчиках машины, учитывая крайне узкий рынок специальных грузовых перевозок, а также сроки поставок гражданских машин, при том, что исполнение государственного контракта явно откладывается.

В этот же день последовало заявление советника генерального директора компании по науке Генриха Новожилова: «Мы сегодня запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ». По всей видимости, имеется ввиду перспектива запуска в производство самолета с удлиненной грузовой кабиной Ил-76МФ, который производился на Ташкентском заводе ТАПОиЧ и поставлялся в Иорданию.

Собственно, запас по тяге двигатели ПС-90 давали этому самолету еще в 1995 году, когда он совершил первый полет, однако, учитывая снижение веса крыла, а следовательно и всего самолета на 2,5 тонны за счет применения длинномерных панелей крыла, вполне возможно, что данная модификация может понравиться военным и получит второе дыхание.

Ил-76: вечный транспортник Ил-76МФ авиакомпании Jordan International Air Cargo

22 марта стало известно, что генеральный директор самолетостроительного завода «Авиастар-СП» Сергей Дементьев предположительно в апреле покинет свой пост. «Это часть комплекса мер по улучшению управляемости корпорации. Передача полномочий предусматривает прекращение действующих договоров с частью генеральных директоров «дочек». До вступления решений в силу конкретные кадровые изменения комментировать считаем преждевременным», — пояснили в пресс-службе ОАК.

Однако ульяновский новостной портал 73online.ru сообщил, что, по его сведениям, Сергей Дементьев уволен за неудовлетворительные показатели работы: «За последние несколько лет в модернизацию «Авиастара» было вложено несколько миллиардов рублей. Однако производительность труда на предприятии не повысилась. Более того, не были сокращены издержки — то, что в первую очередь требовали от Дементьева. Получалось, что цеха модернизированы, оборудование новое, а работали здесь по-старому и со старой выработкой. Ничего не менялось. На это гендиректору «Авиастара» указывали постоянно».

Рассматривая текущую программу возрождения производства военно-транспортного самолета Ил-76, нельзя не отметить некоторые положительные моменты: самолеты так или иначе производятся, новое оборудование для переоснащения завода закупается, смежники загружены, бюджеты осваиваются. И самое главное — вопрос о создании и производстве военно-транспортного самолета нового поколения (Ил-106/ПАК ТА) вполне оправданно откладывается в далекое будущее, что, безусловно, снимает лишнюю головную боль с профильного КБ.

/Владимир Моисеев, lenta.ru/

army-news.ru

Ил-76 Википедия

Тип Разработчик Производитель Главный конструктор Первый полёт Начало эксплуатации Статус Эксплуатанты Годы производства Единиц произведено Стоимость единицы Варианты
Ил-76
Ilyushin Il-76MD, Russia - Air Force AN1686673.jpg
тяжёлый транспортный
Флаг СССР/Флаг России ОКБ им. С. В. Ильюшина
Флаг СССРФлаг Узбекистана «ТАПОиЧ» [1](бывший) Флаг России «Авиастар-СП»
Г. В. Новожилов
25 марта 1971 года[2]
1974 год
эксплуатируется
Algerian Il-76 fleet[d][5][6][7], Ангола[5][8], Армения[5] и Белоруссия[5][8]
1973 — наше время
950 (до 2000 года)[3]
~ 5 млрд. руб.Ил-76МД-90А (2017 год)[4]
А-50А-60А-100Ил-78KJ-2000
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Ил-76 тяжелый военно-транспортный самолёт

Новейшие лучшие военные самолеты ВКС России и мира фото, видео быстрыми шагами продвигаются вперед, привлекая к себе все новые силы и расширяя поле своей деятельности. Такая же ситуация была в начале 20-го века. Бипланы французского типа появляются в Германии («Авиатик»), Англии(«Коди»), России («Россия А»). Но вскоре создатели летательных аппаратов стали обращаться к схеме моноплана. В числе их прежде всего следует назвать французского инженера Луи Блерио. Первый его моноплан «Блерио V» большого успеха не имел. «Блерио VII» совершил два полета, но потом тоже потерпел катастрофу. Но Луи неутомимо продолжал поиски.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

История развития авиации РФ и мира смотреть онлайн о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II “Вебе*. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Современная отечественная авиация России видео, фото по мере количественного роста и качественного развития воздушного флота все больше возрастала его роль в боевых операциях. Наряду с широким применением самолетов днем при благоприятной погоде, их начали использовать в сложных метеоусловиях и ночью. Все операции сухопутных войск проводились при самом активном участии авиации оказывавшей положительное влияние на ход и завершение боевых действий. Она вела воздушную разведку и прикрывала свои войска от воздушной разведки и ударов авиации противника, поддерживала пехоту.

Применение авиации СССР и немецкой во второй мировой войне. Интерес к легкобомбардировочной авиации возродился в 1936 г., когда неожиданно Польша продемонстрировала на выставке в Стокгольме свой PZL Р-23 «Карась»», нем немало удивила ведущие авиационные державы. Это был передовой по тем временам легкий одномоторный бомбардировщик-моноплан. Цельнометаллическая конструкция, хорошая аэродинамика и сильное оборонительное вооружение сделали этот самолет классическим. Вскоре подобные бомбардировщики появились и в других странах — Су-2 в СССР. Кавасаки Ki-32 и Мицубиси Ki-ЗО в Японии. Фэйри «Бэттл»» в Англии и т.д.

Перспективная боевая русская и мировая авиация с каждым годом получает мощный толчок по развитию благодаря развитию новых технологий в России и во многих странах. Самолеты стремительно совершенствуются, ростет мощность двигателей, скорость и высота полета, увеличивается грузоподъемность и дальность действия; кроме того, большие возможности открыло применение новых материалов. Во многих странах мира конструкторы настойчиво ищут пути для достижения больших скоростей полета.

Истребители стоящие на вооружении РФ считаются одними из наиболее перспективными в направлении развития боевой авиации. Применение средств и методов уменьшения заметности известно под названием технологии «стелс», которая представляет собой не какое-либо одно техническое усовершенствование, а синтез многих технических решений и методов, предусматривающих применение малоотражающих форм, радио- и теплопо-глощающих материалов и улучшенного радиоэлектронного оборудования. В результате проведенных работ по применению технологии «стелс» были созданы малозаметные ударные самолеты и стратегический бомбардировщик.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России. Для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

kollektsiya.ru

76МФ - это... Что такое Ил-76МФ?

Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.

Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °. Каждое крыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.

Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.

Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.

По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
н.д. Флаг СССР86742 Флаг СССРн.д. н.д. Подробности неизвестны
н.д. Флаг СССР86711 Флаг СССРРига н.д. При движении по рулежным дорожкам врезался в здание
н.д. Флаг СССР86834 Флаг СССРНовокузнецк 0/н.д. Грубая посадка
23.11.79 Флаг СССР86714 Флаг СССРу Витебска н.д. Разбился при заходе на посадку ночью
25.12.79 Флаг СССР86036 Флаг АфганистанаКабул 44/44 Врезался в гору при заходе на посадку
23.09.80 Флаг ИракаYI-AIO Флаг ИракаБагдад н.д. Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны
05.06.83 Флаг СССР86718? Флаг АфганистанаДжелалабад н.д. Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается)
27.10.84 Флаг СССР86739 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Сбит душманами
1985 Флаг Ливии5A-DKK Флаг ЛивииСебха н.д. Грубая посадка
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNF Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DLL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
02.04.87 Флаг СССР76679 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
02.04.87 Флаг СССР76685 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
11.12.88 Флаг СССР86732 Флаг СССРу Ленинакана 78/78 Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения
19.12.88 Флаг СССР78771 Флаг СССРНовая Земля 0/н.д. Разбился при посадке
18.10.89 Флаг СССР76569 Флаг СССРКаспий 57/57 Пожар первого двигателя, упал в море
20.10.89 Флаг СССР76466 Флаг СССРу Ленинакана 25/25 Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр
01.02.90 Флаг СССР86021 Флаг СССРу Паневежиса 7/7 После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП
27.03.90 Флаг СССР78781 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Разбился при снижении
12.06.90 Флаг СССР86905 Флаг АфганистанаКабул 0/10 Сбит душманами
24.05.91 Флаг СССРLZ-INK Флаг Иранау Бахтарана 4/10 Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку
28.08.92 Флаг России78780 Флаг АфганистанаКабул 0/0 Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов.
08.07.93 Флаг России86039 Флаг РоссииПсков 11/11 Пожар на борту
19.07.94 Флаг Россиин.д. Флаг АнголыЛуанда? 0/0 Уничтожен при артобстреле
31.12.94 Флаг Белоруссии76836 Флаг Боснии и ГерцеговиныСараево 0/н. д. Вылетел за пределы залитой водой ВПП
05.04.96 Флаг России76752 Флаг РоссииКамчатка 19/19 Врезался в гору
06.06.96 Флаг Украины76539 Флаг ДР КонгоКиншаса 10/10 Разбился при взлете
19.08.96 Флаг России76513 Белград 12/12 Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой
12.11.96 Флаг Казахстана76435 Флаг ИндииИндия 37/37 Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер
27.11.96 Флаг России78804 Флаг Россииоколо Абакана 23/23 Разбился вскоре после взлета, был перегружен
25.01.97 Флаг России76834 Флаг РоссииАнадырь 0/26 Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций
13.07.98 Флаг Украины76424 Флаг ОАЭРас-эль-Хайма 8/8 Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета
17.07.98 Флаг УкраиныUR-UCI Флаг ЭритреиАсмера 10/10 Разбился при снижении
26.07.99 Флаг России76819 Флаг РоссииИркутск 0/7 Разбился при взлете
20.06.00 Флаг России76723 Флаг РоссииАстрахань 0/228 Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой
18.04.01 Флаг Украины78821 Флаг БельгииОстенде 0/8 Прервал взлет из-за пожара двигателя
14.07.01 Флаг России76588 Флаг РоссииЧкаловский 10/10 Разбился при взлете из-за перегруза
02.12.01 Флаг России76839 Флаг РоссииМагаданская область 18/18 Пожар на борту
24.02.02 Флаг Иранан.д. Флаг ИранаМешхед 0/230 Возврат в аэропорт, пожар на борту
27.07.02 Флаг Украины76717 Флаг УкраиныЛьвов 0/0 Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27
08.12.02 Флаг России76758 Флаг СШАГуам 0/0 Поврежден тайфуном
31.01.03 Флаг ЛаосаRDPL-34141 Флаг Восточного ТимораВосточный Тимор 6/6 Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа
19.02.03 Флаг Ирана15-22.. Флаг Иранаоколо Кермана 275/275 Разбился в горах
04.04.03 Флаг Иракан.д. Флаг Иракааль-Такадум 0/0 Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке
04.03.04 Флаг УкраиныUR-ZVA Флаг АзербайджанаБаку 3/7 Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера
18.05.04 Флаг Азербайджана4K-AZ27 Флаг КитаяУрумчи 7/7 Разбился вскоре после взлета
30.12.04 Флаг МолдавииER-IBM Флаг АфганистанаКабул 0/8 Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку
03.02.05 Флаг СуданаST-EWB Флаг СуданаХартум 7/7 Упал с эшелона, проблемы с топливной системой
23.03.05 Флаг МолдавииER-IBR Флаг ТанзанииМванза 8/8 Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП
11.11.05 Флаг Пакистана4L-ZIL Флаг АфганистанаАфганистан 8/8 Врезался в гору
09.03.07 Флаг Белоруссии78826 Флаг СомалиМогадишо 0/15 Сбит исламистами
23.03.07 Флаг Белоруссии78849 Флаг СомалиМогадишо 11/11 Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76
10.05.07 Флаг КиргизииEX-093 Флаг Республики КонгоПойнте Нуар 0/0 Загорелся при погрузке
14.02.08 Флаг КазахстанаUN-76020 Флаг АфганистанаКандагар 0/н.д. Загорелся двигатель
14.06.08 Флаг СуданаST-WTB Флаг СуданаХартум 4/4 Взорвался при взлете
15.01.09 Флаг России76825 Флаг РоссииМахачкала 4/7 Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине.
09.03.09 Флаг ЮАРS9-SAB Флаг Угандыозеро Виктория 11/11 Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета.

dal.academic.ru

76МФ - это... Что такое Ил-76МФ?

Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.

Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °. Каждое крыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.

Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.

Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.

По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
н.д. Флаг СССР86742 Флаг СССРн.д. н.д. Подробности неизвестны
н.д. Флаг СССР86711 Флаг СССРРига н.д. При движении по рулежным дорожкам врезался в здание
н.д. Флаг СССР86834 Флаг СССРНовокузнецк 0/н.д. Грубая посадка
23.11.79 Флаг СССР86714 Флаг СССРу Витебска н.д. Разбился при заходе на посадку ночью
25.12.79 Флаг СССР86036 Флаг АфганистанаКабул 44/44 Врезался в гору при заходе на посадку
23.09.80 Флаг ИракаYI-AIO Флаг ИракаБагдад н.д. Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны
05.06.83 Флаг СССР86718? Флаг АфганистанаДжелалабад н.д. Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается)
27.10.84 Флаг СССР86739 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Сбит душманами
1985 Флаг Ливии5A-DKK Флаг ЛивииСебха н.д. Грубая посадка
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNF Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DNL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.1986 Флаг Ливии5A-DLL Флаг ЛивииТриполи 0/0 Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
02.04.87 Флаг СССР76679 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
02.04.87 Флаг СССР76685 Флаг СССРСиваш 8/8 Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
11.12.88 Флаг СССР86732 Флаг СССРу Ленинакана 78/78 Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения
19.12.88 Флаг СССР78771 Флаг СССРНовая Земля 0/н.д. Разбился при посадке
18.10.89 Флаг СССР76569 Флаг СССРКаспий 57/57 Пожар первого двигателя, упал в море
20.10.89 Флаг СССР76466 Флаг СССРу Ленинакана 25/25 Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр
01.02.90 Флаг СССР86021 Флаг СССРу Паневежиса 7/7 После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП
27.03.90 Флаг СССР78781 Флаг АфганистанаКабул 11/11 Разбился при снижении
12.06.90 Флаг СССР86905 Флаг АфганистанаКабул 0/10 Сбит душманами
24.05.91 Флаг СССРLZ-INK Флаг Иранау Бахтарана 4/10 Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку
28.08.92 Флаг России78780 Флаг АфганистанаКабул 0/0 Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов.
08.07.93 Флаг России86039 Флаг РоссииПсков 11/11 Пожар на борту
19.07.94 Флаг Россиин.д. Флаг АнголыЛуанда? 0/0 Уничтожен при артобстреле
31.12.94 Флаг Белоруссии76836 Флаг Боснии и ГерцеговиныСараево 0/н. д. Вылетел за пределы залитой водой ВПП
05.04.96 Флаг России76752 Флаг РоссииКамчатка 19/19 Врезался в гору
06.06.96 Флаг Украины76539 Флаг ДР КонгоКиншаса 10/10 Разбился при взлете
19.08.96 Флаг России76513 Белград 12/12 Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой
12.11.96 Флаг Казахстана76435 Флаг ИндииИндия 37/37 Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер
27.11.96 Флаг России78804 Флаг Россииоколо Абакана 23/23 Разбился вскоре после взлета, был перегружен
25.01.97 Флаг России76834 Флаг РоссииАнадырь 0/26 Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций
13.07.98 Флаг Украины76424 Флаг ОАЭРас-эль-Хайма 8/8 Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета
17.07.98 Флаг УкраиныUR-UCI Флаг ЭритреиАсмера 10/10 Разбился при снижении
26.07.99 Флаг России76819 Флаг РоссииИркутск 0/7 Разбился при взлете
20.06.00 Флаг России76723 Флаг РоссииАстрахань 0/228 Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой
18.04.01 Флаг Украины78821 Флаг БельгииОстенде 0/8 Прервал взлет из-за пожара двигателя
14.07.01 Флаг России76588 Флаг РоссииЧкаловский 10/10 Разбился при взлете из-за перегруза
02.12.01 Флаг России76839 Флаг РоссииМагаданская область 18/18 Пожар на борту
24.02.02 Флаг Иранан.д. Флаг ИранаМешхед 0/230 Возврат в аэропорт, пожар на борту
27.07.02 Флаг Украины76717 Флаг УкраиныЛьвов 0/0 Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27
08.12.02 Флаг России76758 Флаг СШАГуам 0/0 Поврежден тайфуном
31.01.03 Флаг ЛаосаRDPL-34141 Флаг Восточного ТимораВосточный Тимор 6/6 Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа
19.02.03 Флаг Ирана15-22.. Флаг Иранаоколо Кермана 275/275 Разбился в горах
04.04.03 Флаг Иракан.д. Флаг Иракааль-Такадум 0/0 Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке
04.03.04 Флаг УкраиныUR-ZVA Флаг АзербайджанаБаку 3/7 Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера
18.05.04 Флаг Азербайджана4K-AZ27 Флаг КитаяУрумчи 7/7 Разбился вскоре после взлета
30.12.04 Флаг МолдавииER-IBM Флаг АфганистанаКабул 0/8 Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку
03.02.05 Флаг СуданаST-EWB Флаг СуданаХартум 7/7 Упал с эшелона, проблемы с топливной системой
23.03.05 Флаг МолдавииER-IBR Флаг ТанзанииМванза 8/8 Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП
11.11.05 Флаг Пакистана4L-ZIL Флаг АфганистанаАфганистан 8/8 Врезался в гору
09.03.07 Флаг Белоруссии78826 Флаг СомалиМогадишо 0/15 Сбит исламистами
23.03.07 Флаг Белоруссии78849 Флаг СомалиМогадишо 11/11 Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76
10.05.07 Флаг КиргизииEX-093 Флаг Республики КонгоПойнте Нуар 0/0 Загорелся при погрузке
14.02.08 Флаг КазахстанаUN-76020 Флаг АфганистанаКандагар 0/н.д. Загорелся двигатель
14.06.08 Флаг СуданаST-WTB Флаг СуданаХартум 4/4 Взорвался при взлете
15.01.09 Флаг России76825 Флаг РоссииМахачкала 4/7 Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине.
09.03.09 Флаг ЮАРS9-SAB Флаг Угандыозеро Виктория 11/11 Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета.

dic.academic.ru

Военно-транспортный самолет Ил-76М (СССР)

Военно-транспортный самолет Ил-76 (код НАТО — Il-76M Candid) предназначен для десатирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов. Разработка самолета начата в конце 60-х годов, первый полет опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г Серийное производство ведется с 1975 г., и к 1992 г. построено около 700 самолетов.

На базе Ил-76 созданы самолеты различного назначения:Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ — военно-транспортные самолеты.Ил-76Т, Ил-76ТД — транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ Ил-76ТДП — пожарный самолет. Ил-76/lJl — летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.

На самолете установлена навигационная РЛС (под кабиной штурмана), метеорологическая РЛС (в носовой части), БЦВМ.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Кабины экипажа и грузовой отсек герметичные. Фюзеляж балочной конструкции, овального поперечного сечения по кабине экипажа и круглого — по грузовой кабине. Механизация крыла по передней и задней кромкам состоит из отклоняющихся пятисекционных предкрылков и выдвигающихся трехщелевых закрылков, элеронов, спойлеров и тормозных щитков.

Четыре ТРДД установлены под крылом на пилонах и заключены в гондолы, которые закреплены на самих двигателях. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Все они разделены на 4 группы по числу двигателей, в которых для предотвращения взрыва используется система наддува нейтрального газа. Шасси самолета состоит из четырех главных опор (расположены спереди и сзади центра тяжести самолета) и передней стойки.

Самолет имеет герметичную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера (по два с каждого борта; задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника. В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек). Длина грузового отсека - 20 м, ширина - 3,4 м, высота - 3,46 м.

По конструктивной и аэродинамической компоновке, а также по своим летно-техническим характеристикам Ил-76М практически не имеет отличий от самолета Ил-76, за исключением максимально перевозимой нагрузки, которая увеличена на 20 т.

Ил-76МД (код НАТО - Candid-В) предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. При установке недорогого специального оборудования может использоваться для тушения сильных пожаров.

Первая опытная машина была создана в марте 1971 г. на базе Ил-76М, а с июня 1974 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение.

Ил-76МД - самолет автономной эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа.

Силовая установка, все системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и взлетной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлетная масса самолета возросла со 170 ди 190 т в основном за счет заправляемого топлива и незначительно - за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить дальность полета самолета Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%.

Тележка шасси, в отличие от Ил-76М. расположена не вдоль, а поперек, что повышает взлетно-посадочные характеристики при использовании грунтовых аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлета и посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трехщелевые закрылки. ИЛ-76МД оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные системы самолета многократно резервированы.

Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействия ПВО противника и включает прицельно навигационный пилотажный комплекс, радиосвязное, десантно-транспортное оборудование и средства индивидуальной защиты.

В состав ПНПК входят; курсовая система, РЛС обзора земной поверхности, центральный цифровой вычислитель, система автоконтроля, система автоматического управления полетом, радиотехническая система ближней навигации и посадки, радиолокационный запросчик-ответчик, оптико-инфракрасный прицел, аппаратура сигнализации об опасном сближении с землей.

Радиосвязное оборудование включает: КВ-радиостанцию, аварийную радиостанцию, самолетное переговорное устройство, аппаратуру речевого оповещения, магнитофон.

Десантно-транспортное оборудование предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов, размещения и швартовки их при перевозке. Состоит из тельферного, рольгангового, швартовочно-такелажного, вспомогательного парашютного и санитарного оборудования.

Ил-76МД оснащен средствами индивидуальной и огневой защиты, в состав которых входят: станция предупреждения об облучении, станция для создания радиопомех, инфракрасные патроны, автомат выброса дипольных отражателей и две авиационные пушки калибра 23 мм с радиолокационной прицельной станцией (для отражения атак с задней полусферы). Под крылом могут устанавливаться подвески для четырех 250-кг авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.

По транспортным возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а перед своим зарубежным аналогом C-141 имеет преимущества в эксплуатации самолета с укороченных и грунтовых аэродромов, в возможности длительной автономной эксплуатации. Кроме того, оснащенность вооружением Ил-76МД, присущая ему высокая механизация погрузочно-разгрузочных работ и большая допустимая масса моногруза до 48 т (на С-141 - 36 т) значительно превышают его возможности по сравнению с C-141A.

Ил-76МД применялся в ходе боевых действий в Афганистане, где в боевой обстановке он неоднократно подтверждал свои высокие летные характеристики и надежность. Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс. м в самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа кусок обшивки размером 2,5x2 м. С этим повреждением машина прошла еще более 200 км и произвела благополучную посадку.

Ил-76МФ предназначен для перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных.

Работа по проектированию Ил-76 с удлиненным фюзеляжем началась в 80-х годах. В августе 1995 г. самолет, получивший обозначение Ил-76МФ, выполнил свой первый полет. Ввод его в эксплуатацию был облегчен высокой преемственностью конструкции, ее освоенностью, а также хорошей оснащенностью традиционных эксплуатантов.

Удлинение грузовой кабины на 6,6 м позволило увеличить ее обьем с 320 до 400 м3 и практически полностью использовать грузоподъемность машины. Одновременно повысились возможности самолета по транспортировке грузов в контейнерах и на поддонах.

Современные экономичные двигатели ПС-90-76 позволили увеличить топливную эффективность самолета на трассах протяженностью 3700 км на 32% по сравнению с Ил-76ТД.Способность этих машин работать в условиях особо жаркого климата или на высокогорных аэродромах повышает эффективность их применения. Ил-76 МФ оснащен современным ПИК.

Ил-76ТД (код НАТО — «Candid-А») — тяжелый транспортно-десантный самолет, который предназначен для перевозки и десантирования крупногабаритной техники и грузов, взлетает и садится на бетонированные и грунтовые ВПП.

Ил-76ТДП способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать ею площадь 500 х 100 м в течение 6 секунд или сбрасывать на очаг пожара 44 пожарных-парашютистов и 5000 кг спецоборудования (стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 ч).

Ил-76ЛЛ оснащен оборудованием для летных испытаний двигателей Д-ЗОКП, I-IK-86, ПС-90А, Д-18Т, Д-236 и других перспективных силовых установок (испытываемый двигатель подвешивается на пилоне под крылом вместо одного из штатных).

Оборонительное вооружение Ил-76 включает 2 пушки ГШ-23Л (калибр 23 мм) в кормовой установке, унифицированные с пушками, установленными на бомбардировщике Ту-95МС. Для защиты от ракет с ИК ГСН имеются контейнеры с ложными ИК-целями (192 патрона калибра 50 мм). В грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (массой до 10000 кг), сбрасываемые парашютным способом.

Строится серийно. Около 100 самолетов были экспортированы гражданским и военным пользователям в разных странах мира. Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Ирака, Индии, Сирии, Польши и Чехии.

На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО «Аднан-1» с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер» (франзуского производства, дальность обнаружения целей класса «истребитель» - 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу «шланг-конус»). Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ил-76МЭкипаж, чел. 6 Скорость, км/ч:максимальная 850крейсерская 760—800Практический потолок, м 12700Дальность перегоночная, км 7200Максимальная полезная нагрузка, кг  47000 Длина разбега(при нормальной взлетной массе), м 1600 Длина пробега(при нормальной посадочной массе), м 780—1000 Габариты самолета, м:размах крыла 50,5длина 46.6высота 14,42 Двигатель, кгс:ТРДД Д-ЗОКП 4 по 12000

www.dogswar.ru


Смотрите также