ГАЗ-ММ | |
Общие данные | |
Производитель : | ГАЗ |
Годы пр-ва: | 1938—1949 |
Сборка: | ГАЗ (1938-1947), КИМ (1938-1939), Ростовский автосборочный завод (1939-1941), УльЗиС (1947-1949, 1956?) |
Класс : | 1,5 тонны |
Иные обозначения: | «газик», «полуторка» |
Дизайн | |
Платформа : | ГАЗ-ММ |
Двигатели | |
ГАЗ-ММ | |
Производитель: | ГАЗ |
Марка: | ГАЗ-ММ |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 3 285 см3 |
Максимальная мощность: | 50 л.с., при 2800 об/мин |
Конфигурация: | рядный, четырёхцилиндровый |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Ход поршня: | 107,95 мм |
Диаметр цилиндра: | 98,43 мм |
Cтепень сжатия: | 4,6 |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | SV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал (англ.) русск. : | чугун |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: | А-66 или А-70 |
Трансмиссия | |
4-ст. мех. | |
Характеристики | |
Массово-габаритные | |
Длина: | 5250 мм |
Ширина: | 2040 мм |
Высота: | 1900 мм |
Клиренс : | 200 мм |
Колёсная база : | 3340 мм |
Масса: | 1750 кг |
Динамические | |
Макс. скорость: | 70 км/ч |
На рынке | |
Предшественник ГАЗ-АА | Преемник Преемник ГАЗ-56 (серийно не выпускался) |
Связанные: | ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА |
Другое | |
Грузоподъёмность: | 1500 кг |
Расход топлива: | 19,5 л/100 км |
ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. До 1942 года ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел.
Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938—1946, на УАЗе — 1947—1949, по некоторым данным, выпуск продолжался до 1956 года.В 1942—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации.Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.
В художественном фильме «Репортаж с линии огня» (1984, реж. Леон Сааков, комп. Вениамин Баснер) полуторке была специально посвящена песня «Грузовичок-фронтовичок» в исполнении Эдуарда Хиля.
www.avtodor.su
ГАЗ-ММ — грузовой автомобиль, производившийся в СССР с 1938 по 1949 год, модернизированная модификация ГАЗ-АА.
В 1939 году двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. был модернизирован с применением деталей от американского двигателя Ford-B, в результате чего мощность увеличилась до 50 л.с. Новый двигатель получил название ГАЗ-М, а автомобили, на которых он стал устанавливаться, ГАЗ-ММ. Были установлены также новые карданный вал и рулевое управление.
На Горьковском автомобильном заводе автомобиль выпускался с 1938 по 1946 год, на Ульяновском — с 1947 по 1949-й (по некоторым данным, производство грузовиков продолжалось до 1956 года). Также на Горьковском заводе выпускался упрощенный вариант с разными вариантами комплектации, имеющий обозначение ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13).
Основная часть автомобилей была списана в СССР в начале 1960-х годов в связи с запретом автомобилей, имеющих механичекий привод тормозов.
cyclowiki.org
ГАЗ-ММ
Общие данные
Иные обозначения | «газик», «полуторка» |
ГАЗ-ММ
Производитель: | ГАЗ |
Марка: | ГАЗ-ММ |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 3 285 см3 |
Максимальная мощность: | 50 л. с., при 2800 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 98,43 мм |
Ход поршня: | 107,95 мм |
Степень сжатия: | |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | SV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | чугун |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: | А-66 или А-70 |
4-ст. мех.
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость | 70 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Грузоподъёмность | 1500 кг |
Расход топлива | 19,5 л/100 км |
ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, а угловатые крылья появляются только на упрощенной модификации ГАЗ-ММ-В военных и послевоенных лет.
Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938—1946, на УАЗе — 1947—1949, по некоторым данным, из-за дефицита моторов М-1 (уходивших на трехоски ГАЗ-ААА и броневики БА-10, фактический полномасштабный выпуск ГАЗ-ММ начался только с 1940 года, а закончился в 1956-м (возможно, в 1950-56 гг. это были капитально отремонтированные на УАЗе машины).
В 1943—1945 гг. на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации. Внешне отличался кроме деревянно-брезентовой кабины (в 1942-м и без дверей, только с брезентовыми защитными клапанами) угловатыми крыльями, получаемыми из кровельного (или любого подходящего) железа методом простой гибки, которые сохранились и на машинах выпуска 1946-1949 гг., а также устанавливались на капитально отремонтированные машины ранних лет выпуска.
Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.
В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.
В художественном фильме «Репортаж с линии огня» (1984, реж. Леон Сааков, комп. Вениамин Баснер) полуторке была специально посвящена песня «Грузовичок-фронтовичок» в исполнении Эдуарда Хиля.
ru-wiki.org
ГАЗ-ММ
Общие данные
Сборка: | ГАЗ (1938-1947), КИМ (1938-1939), Ростовский автосборочный завод (1939-1941), УльЗиС (1947-1949, 1956?) |
Иные обозначения: | «газик», «полуторка» |
Производитель: | |
Марка: | ГАЗ-ММ |
Тип: | Бензиновый |
3 285 см3 | |
Максимальная мощность: | |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | |
Клапанной механизм: | SV |
чугун | |
Материал ГБЦ (англ.): | |
Тактность (число тактов): | |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: | А-66 или А-70 |
4-ст. мех.
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость: | 70 км/ч |
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: | 1500 кг |
Расход топлива: | 19, 5 л/100 км |
ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъемностью 1, 5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. До 1942 года ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел.
Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938—1946, на УАЗе — 1947—1949, по некоторым данным, выпуск продолжался до 1956 года.
В 1942—1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации.
В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.
Более подробно на: ru.wikipedia.org
www.alfanoff.ru
ГАЗ-ММ: автомобиль войны Подписанный в мае 1929 года договор между представителями Высшего Совета Народного Хозяйства СССР и руководством Ford Motor Company предусматривал предоставление лицензии на производство в нашей стране легковой модели Ford A и грузовой Ford AA, а также оказание технической помощи в организации этого процесса. Через три года в Нижнем Новгороде (позже — Горьком) был построен завод, с конвейера которого в декабре 1932 года сошли автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Последний по его грузоподъемности в полторы тонны прозвали полуторкой — именно ей выпало стать самым массовым грузовиком тех лет. Приоритет производства грузовиков — главная черта советского автомобилестроения начиная с 30-х годов. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйства и армии требовало большого количества грузовых автомобилей. Потом они стали необходимы и на фронте, и в тылу. Горячий керосин Автомобили Генри Форда всегда отличались простотой и продуманностью, касалось ли это легковушек или грузовиков. Конструкции узлов и агрегатов не были сложными, что значительно облегчало эксплуатацию и ремонт автомобиля. Четырехцилиндровый мотор ГАЗ-АА, обладая низкой степенью сжатия, мог работать на любом бензине, при жаркой погоде — на керосине. Коробка передач была четырехступенчатой без синхронизаторов, и шестерни зацеплялись с характерным хрустом. Передняя и задняя оси были подвешены к раме через рессоры: спереди стояла одна поперечная, сзади — две продольные кантилеверного типа: перевернутая рессора центром закреплена на раме, передним концом через серьгу — также на раме, а задним концом — к мосту. Тормоза на полуторке были механические с тросовым приводом на все колеса. И никаких усилителей — водители просто сильнее жали на педаль. Кантилеверная рессора заднего моста — центр закреплен на раме, передний конец через серьгу — тоже на раме, а задний — жестко к мосту На передних колесах не было тормозов — на фронте это явное излишество Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком из бензобака в моторном щите и еще множество удачных технических решений не требовали от водителей глубоких познаний в механике и упрощали обслуживание полуторок, во множестве заполнивших дороги Советского Союза. К 1935 году Горьковский автозавод выпустил почти 45 тыс. грузовиков ГАЗ-АА, при этом автомобиль практически не изменялся, и только в 1938—1940 годах фордовскую конструкцию несколько раз модернизировали. Мощность двигателя увеличилась до 50 л. с., рулевой механизм усовершенствовали, усилили крепление задних рессор, появились новый буксирный прибор и крепление запасного колеса, слабый карданный шарнир был заменен на более надежный типа «Спайсер». Полуторки с более мощным мотором получили индекс ГАЗ-ММ, хотя в целом конструкция автомобиля осталась прежней. Не обходилось и без недостатков. Слабым местом было крепление на картере сцепления реактивной вилки передней оси, воспринимающей нагрузки при торможении. Поломки этого соединения случались очень часто. Неудобная ручная установка опережения зажигания вызывала раздражение у водителей. А действовавший от разрежения во впускном коллекторе ваккуумный стеклоочиститель не всегда работал достаточно эффективно.Вакуумный стеклоочиститель только для водителя, второй — излишество Часто ломалась передняя поперечная рессора, а двигатель, с системой смазки разбрызгиванием, имел весьма ограниченный ресурс и требовал капремонта уже через 30 тыс. км пробега. Впрочем, альтернативы полуторке тогда не было — она долго оставалась единственной. Проще простого В предвоенное время горьковские полуторки — самые распространенные грузовики в Советском Союзе — автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ к 1941 году составляли 58,5% автопарка Красной Армии. И хотя к началу войны эти модели уже морально устарели, ничего лучшего практически не было. Зато не было проблем с поставкой и взаимозаменяемостью запчастей, в то время как у автотранспортников вермахта, имевшего весьма разномастный парк машин, такие проблемы возникали часто. Сначала немецкие солдаты улыбаясь позировали на фоне разбитых полуторок, которые летом 1941 года были сотнями раскиданы по обочинам дорог — большая часть машин Красной Армии оказалась потеряна в первые месяцы войны. От автомобильной промышленности потребовалось не только в кратчайшие сроки возместить эти потери, но и обеспечить фронт и тыл необходимым количеством грузовиков. Поэтому с началом войны конструкция ГАЗ-ММ была пересмотрена исходя из сырьевых и технологических возможностей военного времени — и без того простую полуторку упростили донельзя.Дефицит металла в конце концов вынудил делать тентованные кабины на деревянном каркасе. Максимально были упрощены и подножки, и крылья Передние крылья стали плоскими, их гнули на гибочном станке, а потом сваривали — это позволяло экономить дефицитную штамповочную сталь и ускоряло процесс изготовления. Экономили и на кабине: сначала она стала деревянной, а потом и вовсе лишилась «твердой» крыши — ее заменил матерчатый тент на каркасе. Вместо привычных дверей появились тентовые «скатки». Все лишнее убрали — это касалось не только ненужных на фронте бамперов, но и передних тормозов, боковых откидных бортов (погрузка осуществлялась только через задний), а также глушителя. Все машины комплектовались только одной, левой, фарой — точно такие же ставили и на танки, и на самоходки, и на бронеавтомобили. Естественно, предприятия — поставщики светотехники работали на пределе своих возможностей и обеспечить грузовики двумя фарами уже не могли.«Салон» грузового автомобиля продувался всеми ветрами. В непогоду в роли дверей и стекол выступали тентовые «скатки» Главная машина Кроме обычных грузовиков на базе полуторки выпускались трехосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные машины ГАЗ60, газогенераторные ГАЗ-42, автобусы ГАЗ-03-30, санитарные ГАЗ-55, штабные автомобили ГАЗ-05-193 и еще множество различной спецтехники вроде аэродромных бензозаправщиков, техничек, прожекторных установок, пожарных автомобилей. Полуторки были везде — перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались они на Дороге жизни — ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с Большой землей. Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины проваливались под лед и тонули.Откидной борт только задний. Это позволяло упростить технологический процесс производства автомобилей, которые для фронта требовались в очень большом количестве Именно на эту машину легла вся тяжесть первых месяцев войны, так как ленд-лизовская техника стала поступать в СССР только в 1942 году. К тому же техническая подготовка водителей и техперсонала Красной Армии тогда оставляла желать лучшего, поэтому осваивали иностранную технику очень долго, причем тысячи машин были загублены неумелым обращением. Тогда Главное автомобильное управление Красной Армии напечатало для шоферов брошюры с предельно упрощенным содержанием и инструкциями вроде: «Водитель! В автомобиль „Студебеккер“ нельзя заливать керосин. Он на нем не поедет, это тебе не полуторка!» Когда же война закончилась, то всю ленд-лизовскую американскую технику пришлось вернуть. На восстановлении разрушенной страны опять работали полуторки. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-ММ до 1947 года, параллельно осваивая новую модель ГАЗ-51. Потом ее производство перевели на Ульяновский автомобильный завод, где ГАЗ-ММ выпускали еще три года. Всего же за два десятка лет производства было выпущено около миллиона полуторок. Память войны Машина оказалась настолько живучей, что отдельные экземпляры ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ эксплуатировались вплоть до 70-х годов. Потом полуторки списывали и отправляли в металлолом, но некоторые экземпляры удостаивались чести быть водруженными на постаменты перед воротами автокомбинатов. Только недавно среди коллекционеров появилась мода на эти машины. Евгений Шаманский из подмосковоного города Королев восстановил в своей мастерской военный вариант полуторки ГАЗ-ММ 1943 года выпуска. Этот экземпляр его собрания — память о Великой Отечественной войне.Приборов три: указатель уровня топлива, спидометр и амперметр |
armdgroup.ru