Мотомириада №63
Последний мирный год… Нам досталась лишь его половинка, а США насладились им почти сполна: только после нападения японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года страна вступила во Вторую мировую войну. Одиннадцать месяцев 1941 года американских обывателей занимали совсем другие битвы: на бейсбольном поле между «Нью Йорк Янкиз» и «Бруклин Доджерз»… или на местном мотоциклетном рынке между Harley-Davidson и Indian. И не меньший эффект, чем победа «Нью Йорк Янкиз» в Мировой серии, произвело появление 48-сильного Harley-Davidson FL – на тот момент одного из самых мощных мотоциклов в мире.Harley-Davidson FL, 1941
Ахейцы и троянцы, Монтекки и Капулетти, Том и Джерри… Достойное место в этом ряду эпических противостояний занимает и занявшая первую половину ХХ века битва двух гигантов мотоциклетного рынка США – компаний Harley-Davidson и Indian. Причём поначалу фирма из Милуоки вчистую проигрывала сопернику из Спрингфилда – до Первой мировой войны продажи её мотоциклов были в два-три раза ниже. И если в конце концов Harley-Davidson одержал верх, то это была мучительно трудная победа «по очкам». Два соперника пристально следили друг за другом, немедленно отвечая на каждый выпад. В 20-е годы прошлого века это привело к тому, что их производственные программы почти «отзеркаливали» друг друга: 1206-кубовому Indian Big Chief соответствовал 1207-кубовый Harley-Davidson JD, 998-кубовому Indian Chief – 989-кубовый Harley-Davidson J, а одноцилиндровому 348-кубовому Indian Prince – тоже одноцилиндровый 346-кубовый Harley-Davidson А.
Harley Davidson EL из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”
В 1927 году руководители компании Indian сделали сильный ход: приобрели компанию Ace, которая выпускала четырёхцилиндровые мотоциклы конструкции знаменитого инженера Уильяма Хендерсона. На этот шаг правление Harley-Davidson ответило асимметрично: вместо разработки собственной «четвёрки» бросило силы на проектирование верхнеклапанного V-твина, который не уступал бы Indian Four в динамике, но при этом был бы дешевле в производстве. И в 1936 году на рынок вышло семейство «Е», с 989-кубовыми моторами мощностью 37 л.с. (базовая модель «Е») или 40 л.с. (форсированная модификация «EL»). Harley-Davidson EL разгонялся до заветных 100 миль в час (160,9 км/ч) – такой мощности и динамики за такую цену ($380) не мог предложить больше никто. Рынок новшество оценил: верхнеклапанные модели (заслужившие прозвище Knucklehead – «Суставчатая голова» – за характерную форму клапанных крышек, напоминавшую сжатый кулак с выпиравшими костяшками), несмотря на свои детские болезни (потёки масла и поломки клапанных пружин), стали хитами продаж.
Двигатель Harley Davidson 74 cu, образец 1941 года
Мотоциклы Harley-Davidson семейства «Е» охотно покупали не только простые мотоциклисты, но и полицейские департаменты. Но в стране хайвеев и дешёвых восьмицилиндровых автомобилей даже их динамики не хватало. Поэтому к сезону 1941 года по просьбе спецслужб была разработана верхнеклапанная модификация с увеличенным до 1207 см³ (74 кубических дюйма – в привычных для американцев величинах) рабочим объёмом двигателя – модель «FL». Этот мотор развивал 48 л.с. при 5000 об/мин, что обеспечивало отличную разгонную динамику (при этом заявленная максимальная скорость – 95 миль в час, или 153 км/ч – была ниже, чем у «EL»). В своих основных чертах новый двигатель повторял все характерные особенности семейства «Е»: цилиндры и головки цилиндров из чугуна, сборный коленвал на подшипниках качения, привод верхних клапанов штангами от установленного в картере одного распредвала, циркуляционная система смазки сухого типа, с расположенным под седлом маслобаком. Традиционной конструктивной чертой моторов Harley-Davidson были вильчатые шатуны, с входящими друг в друга нижними головками. Такая конструкция позволяла размещать оси цилиндров в одной плоскости, что уменьшало ширину двигателя, нагрузки на коренные подшипники и вибрации; с другой стороны, задний цилиндр при этом оказывался полностью затенён передним, что ухудшало его охлаждение.
Система смазки двигателя 74cu
Прирост рабочего объёма был обеспечен увеличением и диаметра цилиндра (с 84,24 до 87,3 мм), и хода поршня (с 88,9 до 100,8 мм). Повышенную мощность обеспечивал также карбюратор Linkert увеличенной производительности, диаметр его диффузора по сравнению с моделью «EL» был увеличен с 28,5 до 33,3 мм. Возросшему крутящему моменту отвечала новая конструкция картера, а усиленный коленвал стал тяжелее прежнего почти на 2 кг. Переделанные коромысла позволили улучшить смазку газораспределительного механизма.
Крутящий момент от двигателя передавался двухрядной цепью на установленную в отдельном блоке четырёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Заново разработанное многодисковое сцепление имело увеличенную на 65% площадь накладок. Основу шасси составляла мощная дуплексная трубчатая рама. Впереди была установлена рычажная вилка типа Springer, а жёсткую заднюю подвеску компенсировало подрессоренное седло. Впрочем, не надо сочувствовать водителю: вилка Springer была так хороша, что лицензию на неё приобрёл производитель «двухколёсных Rolls-Royce» – британская компания Brough Superior; сам же Harley-Davidson применял её на ностальгических моделях и в XXI веке. Столь же эффективно было и подрессоривание седла, благодаря чему Harley-Davidson дотянул с внедрением мягкой задней подвески аж до 1957 года. Комфорту способствовал и переход в 1941 году на стандартную комплектацию шинами 5,00-16 вместо применявшихся ранее 4,50-18.
Для модельного ряда 1941 года была разработана новая панель приборов
Мотоциклы Harley-Davidson считаются отличными образцами стиля арт-деко, так популярного между двумя мировыми войнами, и модель «FL» не стала исключением. Каплевидный бензобак, изящные глубокие крылья порождали стремительный облик, который подчёркивала проходящая по баку металлическая полоса, визуально переходящая в диагональный элемент рамы. На размещённой на бензобаке панели приборов (хромированной в люксовом исполнении) выделялся огромный спидометр, фланкированный контрольными лампами. Новый глушитель с наконечником «ракетный стабилизатор» вместо прежнего «рыбьего хвоста» не только стал изящнее, но и эффективнее снижал уровень шума.
Если не считать трёхколёсных Servicar, то «FL» стал самым дорогим мотоциклом в производственной программе Harley-Davidson 1941 года ($465 – на $40 дороже, чем «EL»). Для сравнения: средний годовой доход американца в то время составлял $515, а самый дешёвый Ford стоил $684. Несмотря на это, по продажам новинка уступила лишь модели «WL» – было продано 2452 аппарата модели «FL», на 172 больше, чем «EL». Но 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, и США вступили в войну. Модель «FL» не попала в обойму военных заказов, и её производство замерло на мизерном уровне (например, в 1943 году – всего 33 аппарата). Лишь после Победы она взяла своё: в 1946 году было продано 3986 машин под обозначением «FL» – она вновь уступила лишь модели «WL».В 1948 году на смену семейству Knucklehead пришло капитально модернизированное Panhead, с гидротолкателями клапанов и головками цилиндров из лёгкого сплава. Но индекс «FL» дотянул до наших дней – он присутствует и в заводском обозначении современной модели Road King, которая считается прямым наследником мотоцикла Harley-Davidson FL 1941 года.
Всего с 1941 по 1947 годы было изготовлено 14 954 мотоцикла модели «FL», а также несколько сотен машин версии «F», со сниженной степенью сжатия.
Производитель | Harley-Davidson Motor Co., г. Милуоки, Висконсин, США |
Годы выпуска | 1941-1947 |
Количество, шт | 14 954 |
Стоимость | 465 $ |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный |
Объем двигателя, см3 | 1207 |
Диаметр и ход поршня, мм | 87,3 х 100,8 |
Мощность | 48 л.с. при 5000 об / мин |
Зажигание | батарейного типа |
Карбюратор | Linkert |
Аккумулятор | 6 В |
Сцепление | многодисковое, сухое |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | трубчатая, дуплексная |
Передняя подвеска | Springer, короткорычажная, с фрикционным демпфером |
Задняя подвеска | жёсткая |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 5,00-16 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 2300* |
Ширина, мм | 1020* |
Высота, мм | 1130* |
Колесная база, мм | 1510* |
Клиренс, мм | 115* |
Высота сидения, мм | 800* |
Масса, кг | 261 |
Емкость бензобака, л | |
Максимальная скорость, км/ч | 153 |
Дальность, км |
* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.
Спасибо команде Harley-Davidson Russia and CIS за предоставленные архивные фотографии.
motos-of-war.ru
Во Второй Отечественной войне эволюционный ход истории мотоциклов Harley-Davidson был прерван. Основным направлением стал армейский мотоцикл «WL». За годы войны их было произведено более 90 000 штук. Помимо модели «WL» с 1942 года вышел в историю и «ХА 750», образцом которому послужил двухцилиндровый, 748 - кубовый BMW R71, мощностью 23 лошадиных сил, имеющий карданную передачу. По окончанию военного времени компания продолжила выпуск «престижных», нижнеклапанных модификаций «WL» и разработку «F» и «Е».С 1947 года пополнила модельную гамму одноцилиндровая двухтактная модель лёгкого 123 см3 мотоцикла «S1252», которая фактически являлась немецким трофеем «ДКВ RT125». К концу 1947 года практически у всех верхнеклапанных моторов головки цилиндров были заменены алюминиевые. С 1949 года на мотоциклы стали устанавливать гидравлическую, телескопическую переднюю вилку с амортизаторами «Hydra glide».125 см3 мотоциклы Harley-Davidson Teleglide стал оборудоваться данным типом передней вилки только с 1951 года, а через два года, на нём заменили и двигатель на 165 – кубовый, мощность которого достигала 5,5 л.с. В скором будущем мотоцикл-ветеран уступает своё место новой 738 – кубовой, 30 - сильной модификации «K». Оборудованной четырехступенчатой КП с более прочной рамой имеющий телескопическую вилку на переднем колесе и маятниковая подвеска на заднем. Мотоцикл «K» считался спортивным, так как конструктивно походил на «KR». История мотоциклов Harley-Davidson знает и настоящие звёзды, им считается вышедший в 1957 г. 883 – кубовый 40 – сильный мотоцикл «XL Sportster». Немного погодя, стартует обновлённая, форсированная 55 л.с. версия «XLCH» способная разгоняющаяся - 190 км./ч. Начиная с 1958 г. на заднюю подвеску устанавливают подвеску маятникового типа и гидравлический привод «Duo Glide» заднего тормоза. С 1960 года проходит ряд модернизаций у лёгких мотоциклов, уже устаревающий 165 см3 Hammer заменяется более совершенным Harley super 10. Следом выпускают первую модель мотороллера Topper с двухтактным 165 – кубовым двигателем, на 12-дюймовых колёсах одетый в стеклопластиковую облицовку.
История компании «Harley-Davidson» знает и случаи по приобретению чужих компаний, так в 1960 г. компания выкупает свыше 50% ценных бумаг компании «Aermacchi» (Италия). А со временем доля выкупленных акций американцами составила весь контрольный пакет и в 1966 г. подразделение «AMF» становится лидером на итальянском рынке. В 1962 году в состав компании «Харлей-Дэвидсон» вливается и «TBM - Company» специализирующая на изготовлении различных типов стеклопластика, которые нашли обширное применение в мотоциклостроении. 1966 год был годом активных изысканий по разработки 1207 см3 силового агрегата «Shovelhead». Задача была направлена на разработку головки цилиндра и усовершенствование систем смазки. В результате выпускают два двигателя «FL» и «FLH» мощность которых достигала 58 и 66 л.с. соответственно. Активный рост мотто-производства в 60-е годы не сильно отразился на финансовом благополучии концерна, доля мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» достигала всего каких-то 6 %. И в 1969 г. сливается с концерном «AMF» теряя при этом свою независимость. Новое руководство вкладывает серьёзные средства в производственные мощности, отстраивает в Нью-Йорке сборочный завод. Годовой выпуск заметно увеличивается с 25 000 до 75 000 экземпляров. Однако это ведёт к падению качества. В процессе производства рождается новый характерный стиль, заслуга, которая всецело принадлежит Willy G.Davidson, приходящимся внуком, одному из основоположников корпорации, занимающий в тот момент времени должность ведущего дизайнера.Благодаря ему, в 1971 году рождается знаменитый FX 1200 Super Glide, совокупность наилучших характеристик не связанных стилей и направлений, в итоге, был разработан абсолютно уникальный, американский, знаковый тип совершенно новой субкультуры будущих «круизёров», яркого будущего мотоциклов Harley-Davidson. В 1972 году выходит кардинально обновленный 997 –кубовый, 61- сильный XL1000 Sportster. Модель XL1000 Sportster выходит в облегчённой дуплексной раме, оснащён дисковыми тормозами переднего колеса – яркий представитель гоночного семейства.Очень смелой оказалась вышедшая в 1976 году модель «XLCR1000», стиль которой очень напоминал европейский «кафе-рэйсер». Так же на нём был установлен небольшой полуобтекатель, литые диски, отделанные чёрным цветом и обладал форсированным силовым агрегатом мощностью 68 л.с. К сожалению американцы не были в восторге от трудов Davidson Willie G. Совершенно по другому, был принят выпущенный «FXS1200 Low Rider», дебют, которого состоялся в 1977 г., который внешне сильно напоминал чоппер, значительно увеличенный вылет у передней вилки, с заметно удлинённой базой, и низкая посадка мотоциклиста. Его мотор «Shovelhead» с 1978 года был доведён но 1338 – кубов, а мощность достигла 64 лошадки.
К концу 1979 года выпускается новый «FLT80 Tour Glide» помимо модернизированного двигателя крепящийся на раме при помощи сайлентблоков и пятиступенчатой коробки, мотоцикл приобретает туристический обтекатель, оборудованный двумя передними фарами. На следующий год разработчики выпускается новый «FXB80 Sturgis», с новым техническими новинками, зубчатый ремень усиливается кевларом. В последствии, данная конструкция стала неотъемлемой частью всех мотоциклов компании. История мотоциклов Harley-Davidson в 80-е годы переживала не самые яркие времена – выпуск значительно сократился до 45 000. Сотрудники отмечали усиливающий натиск японских производителей, и не дальновидную стратегию руководителей «AMF», цель которой заключалась в извлечении сиюминутной и максимальной прибыли.В конечном итоге менеджерам удаётся потихоньку приобрести контрольный пакет акций, тем самым компания Harley-Davidson снова обретает свободу в выборе стратегии развития. Первоочередной задачей для нового руководства становится повышение контроля за качеством сборки и снизить производственные издержки. Большую роль сыграла и государственная поддержка, которая повышает пошлины на 5-и летний срок на мотоциклы импортного производства, рабочий объём которых превышает 700 см3. 1982 год был ознаменован выходом сразу двух модификаций «Sportster», первая «XLX 61 Stripster» выходила в крайне ограниченной комплектации. Целью которой было максимально возможно понизить стоимость. Вторая же модель «XR1000R», была прямой противоположностью первой и ориентирована был на ценителей: спортивная, трековая внешность, 998-кубовый силовой агрегат, использовались два карбюратора, максимально облегчённый мотоцикл до 230 килограммов. В 1983 году компания Harley-Davidson разрабатывает и выпускает мощный 1 338 – кубовый мотор «Evolution» мощностью 67 л.с. Основным различием от своего предшественника являлся двигателя «Shovelhead» обладающий чугунными гильзами в алюминиевых цилиндр, они позволили повысить степень сжатия и увеличить экономичность. Параллельно разработчики компании разрабатывают новый круизёр «FXST Softaif»на относительно жёстких амортизаторах на задней подвеске. В 1985 г. состоялась презентация обновлённого «Sportster», на котором устанавливался мощные моторы «Evolution». Силовых агрегатов было два: первый 883 – кубовый, 50 сильный, второй, с рабочим объёмом 1101 см3 мощность которого составляла 54 л.с. С 1987 года силовой агрегат заменяется на 1198 – кубовый, 64 сильной, а коробка передач устанавливается пятиступенчатая. Отметив положительную тенденцию не «ретро» стиль, Willy G. Davidson в 1985 году выпускает новый мотоцикл FLST Heritage Softail, внешний вид которого напоминает облик мотоциклов 50-х годов. А на мотоцикле FXSTS Springer Softail была установлена передняя, рычажная вилка в точности копировали внешний вид моделей с 1908 по 1950–х годов. Стоит отметить, что к 1990 году финансовая составляющая компании Harley-Davidson выпустившая 62 000 мотоциклов заметно улучшилась. Что даёт возможность сделать перспективные приобретения. Так, например компания приобретает британский концерн «Armstrong», что даёт возможность приобрести военные контракты на производство и выпуск мотоциклов военного назначения. Так армейцы в некоторых странах получают современные военные мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» это – 504 кубовые, 27 сильные Harley-Davidson Rotax. Следом в 1992 году история компании Harley-Davidson отмечает покупку акций фирмы «Buell», специализирующей на производстве спортивных мотоциклов, а в 1998 г. компания Harley-Davidson стала единственной владелицей компании «Buell».
С 1994 года мотоциклы Harley-Davidson начинают активно участвовать в мотогонках, и для этой цели создаётся двухцилиндровый, 996 – кубовый, 135 сильный, спортивный VR1000. С двигателем установленным на алюминиевой, диагональной раме. Спортивная модель мотоцикла Harley-Davidson VR1000 выпускалась уже на новом заводе, запущеный в Канзас Сити. Его назначением было производство спортивных мотоциклов, спортбайков, спортстеров «Харлей-Дэвидсон». Мотоциклы Harley-Davidson и дальше совершенствовали традиционные направления своих моделей. Это были три направления «Sportster», «Ssoftail» и туристический «Electra Glide» но в 1990 году к туристическому семейству прибавляется 1338 – кубовая модель в спортивном обличии «Dyna Glide». Модель регулярно модернизировалась, и в 1998 году обновлённая туристическая модель «Dyna Glide» выходит с новым 1449 –кубовым силовым агрегатом «Twin Cam», мощностью 64-лошадки. Основной характерной чертой, данного силового агрегата являлось то, что каждый цилиндр обладал своим индивидуальным распредвалом, а в головках цилиндров располагались только клапаны.Данный двигатель зарекомендовал себя с положительной стороны и в 1990 году было принято решение оснащать данным типом все семейство «Ssoftail».
Но серьёзную революцию в истории компании Harley-Davidson произвёл в 2001 году мотоцикл «VRSCA V-Rod». Разработанный общими усилиями ведущих инженеров «Харлей-Дэвидсон» и «Порше». Модель двухцилиндрового, 1130 - кубового мотоцикла жидкостного охлаждения, с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на каждую головку цилиндра, система впрыска топлива и мощностью 115 л.с. Оригинальный дизайн мотоцикла заключался в просторной конструкционной раме необычной формы. В настоящее время компания Harley-Davidson является лидером в разработке и выпуску мотоциклов, производство её составляет 200 000. Мотоциклы Harley-Davidson занимают верхние строчки во всех номинациях на американском рынке, в категориях самых мощных и тяжёлых мотоциклов с рабочим объёмом более 700 см3.
auto2020.ru
Мотоциклы впервые появились в 1885 году. Авторами изобретения такого вида транспорта стали немцы Даймлер и Майбах. Неудивительно, что в начале прошлого века основное производство было сконцентрировано в Старом Свете. В Америке же эта индустрия находилась в зачаточном состоянии.
В 1903 году братья Уолтер и Артур Дэвидсон вместе с Уильямом Харлей собрали свой первый мотоцикл. Надо сказать, что в стране они были не первыми создателями нового транспорта. Например, основанная еще в 1901 году «Indian motorcycle company» надолго стала главным конкурентом для фирмы «Harley-Davidson».
Первоначально ее продукты мало чем отличались от аналогов. По сути первый мотоцикл тогда представляли собой обычный велосипед, который имел одноцилиндровый двигатель. Он с помощью кожаного ремня приводил в движение заднее колесо. Присутствовали и обычные для велосипеда педали и цепи, с помощью которых можно было разогнать средство до необходимой скорости или помочь при подъеме в гору. Первый двигатель имел объем в 165 кубических сантиметров и походил на все существующие аналоги.
Детали мотоцикла изготавливались вручную. То устройство передвигалось со скоростью в 7-8 км/час, что было сравнимо с быстрой ходьбой. Вторая модель уже была собрана на основе более мощного двигателя, именно она и поступила в продажу. «Настоящий» мотоцикл весил около 13 килограмм и обладал двигателем объемом 405 см³. Работы над созданием первых моделей велись в сарае во дворе дома Дэвидсонов. Но большинство узлом команда изготавливала с железнодорожных мастерских.
В свой первый год компания выпустила всего три мотоцикла, а в 1904 годы уже восемь. В 1905 году - 16, а в 1906 году - уже 50. В январе 1905 году вышла и первая реклама, сообщавшая о старте продаж сперва двигателей, а потом уже и мотоциклов. В 1906 году начала работать первая фабрика Харли и Дэвидсона на Авеню стрит. Это был деревянное здание размером 12 на 18 метров.
Если первые модели были исключительно черными, то потом появился и вариант с серой окраской. Благодаря такой цветовой гамме и низкому шуму двигателей байкеры даже прозвали те мотоциклы «серым тихим другом». Однако компания стремилась к созданию более мощного и сильного двигателя, что и послужило причиной для создания знаменитого V-Twin мощностью 7 лошадиных сил.
Дело в том, что в 1907 году Уильям Харли получил высшее образование инженера-механика, что позволило качественнее заниматься любимым делом. Фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило в 1907 году выпустить уже 150 мотоциклов. Компании удалось заключить договор с местной полицией, что позволило увеличить объемы. Благодаря новому двигателю удавалось достигать максимальной скорости в 97 км/час, а продажи с 1908 по 1909 год выросли с 450 до 1150 штук.
У нового «Харлея» присутствовали вакуумные клапаны, использовалась ременная передача, что и отличало его от аналогов. И хотя явные дефекты привели к быстрому отказу от модели, сама компоновка V-Twin была использована вновь в 1911 году. На этот раз аппарат получил еще и механическое управление клапанами и использование успокоителя цепи. Технология стала развиваться, уже в 1912 году компания представила свой первый вариант коробки передач. В 1913 году была разработана цепная передача, а на следующий год - двухскоростная. В 1912 году компания увеличила объем своих двигателей - с 812 «кубиков» до 1000.
В 1913 году кирпичное здание, простояв всего три года, было снесено. Вместо него появилось уже роскошный пятиэтажный дом из красного кирпича и железобетона. К 1914 году компания обошла своего главного конкурента, «Индиан». В тот году было выпущено 16284 «Харлея».
В 1916 году случилось первое задокументированное применение мотоциклов компании в военных действиях. С помощью этих двухколесных машин мексиканские повстанцы осуществляли свои налеты на американские города. Местные же власти под руководством генерала «Першинга» выступали на мотоциклах «Индиан».
В ходе Первой мировой войны компания получила официальный военный заказ уже от армии Великобритании - 500 мотоциклов. После вступления в боевые действия и Америки «Харлеи» понадобились и американским военным. К 1920 году компания стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Ее продукция реализовывалась дилерами в 67 странах. Всего же ежегодно выпускалось более 28 тысяч машин. А в 1921 году гонщик Отто Уолкер на мотоцикле от Harley-Davidson выиграл гонку со средней скоростью свыше 160 км/час.
В 1919 году появились малые «V-Twins» на 578 см³. А в 1921 году появилась и знаменитая 74-я модель с объемом двигателя 1200 см³. Компания постоянно улучшала конструкцию своего двигателя, но так и не удалось избавиться от типичных для него проблем - быстрого изнашивания, постоянного засорения, трудностей с обслуживанием. А ведь конкуренты из «Indian Motorcycle Company» на тот момент выпускали пускай и менее эффективные двигатели, но отработанные до совершенства. В итоге и руководство Harley-Davidson осознало, что пора уже создавать свои V-образные моторы с продольным расположением.
Первые такие мотоциклы Harley-Davidson имели двигатель Flathead V-twin с объемом 730 см³. Этот мотор стал настоящей классикой, выпускаясь до 1973 года на трехколесных, военных и даже гоночных моделях. Однако удачный двигатель появился как раз перед Великой Депрессией. В этот период продажи компании упали вдвое, но она все равно сумела выжить.
В середине 1930-х, когда экономика стабилизировалась, Harley-Davidson неожиданно получила выигрышную позицию на рынке. При значительном спросе на мотоциклы качественных предложений практически не было. Компания быстро наращивала продажи, не забывая и о разработке новых двигателей. Еще в 1931 году началась разработка Panhead, который появился только через пять лет.
Неожиданно быстро подошла к концу эра основателей компании. В 1937 году скончался Уильям Дэвидсон, а в 1942 году умер и его брат Уолтер. В 1943 году не стала Уильяма Харли. В 1950 году в автомобильной катастрофе погиб Артур Дэвидсон, последний из отцов-основателей компании. Можно сказать, что так закончился важный этап в жизнь знаменитого бренда. Но в этот тяжелый период компания не дрогнула и продолжила начатое дело. Правда на популярность культовых для американских байкеров серий «К» и «КН» стали влиять британские модели, в обилие хлынувшие на американский рынок после окончания Второй мировой.
В 1957 году свет увидел новый двигатель «V-Twin» объемом 883 см³. Новый мотоцикл получил коробку передач, совещенную с двигателем. Такая блочная конструкция стала основой знаменитого «XL Sportster», гоночного лидера следующих десяти лет. С 1950-е фанаты марки получили улучшенную подвеску, дополнительные фонари, улучшенное лобовое стекло. С 1958 году мотоциклы Harley-Davidson получили электрический стартер, что повлекло установку емкого аккумулятора и увеличение веса. В итоге в полном снаряжении мотоциклы достигали массы в 360 килограмм.
А конкуренты между тем не дремали. Они основательно «кусали» американского гиганта своей дешевой, но вместе с тем и качественной продукции. Бренд Harley-Davidson оставался в почете разве что у армии, полиции, да немногочисленных фанатов. Они, кстати, обожали улучшать конструкцию мотоциклов. А в 1960-е фирма заметно ухудшила свою репутацию. Одно время она вообще завозила в Америку итальянские мотоциклы.
В 1965 году частная структура превратилась в акционерное общество, а через 4 года и вообще стала частью Американской Машиностроительной и Сталелитейной компании. Многие фанаты не перенесли такой утраты индивидуальности их любимой маркой.
Зато в 1970-е отмечается новый взлет Harley-Davidson. После выхода культового фильма «Easy Rider» с двумя чопперами марки и акции компании поползли вверх, и в обществе возродился интерес к «харлеям». В 1971 году вышла модель FX Super Glide, тут же стала хитом. В семействе Glide через пять лет было уже 11 успешных моделей.
Конструкторские и дизайнерские наработки 70-х оказались хотя и относительно успешными, но нетипичными для Harley-Davidson. Стало понятно, что новые хозяева из AMF развивают бренд в неверном направлении. Вот и было решено советом директоров Harley-Davidson выкупить свой контрольный пакет акций, что и произошло в 1981 году. Бренд снова обретает независимость, осталось только вернуть доминирующий статус.
Компания тут же предложила своим клиентам за дополнительную плату несколько важных новшеств: новую компоновку мотора, пятискоростную коробку передач, ременные передачи. Постепенно Harley-Davidson возвращает свой культовый статус, ее акции постоянно растут в цене.
Маркетинговая политика компании заключается в создании сообщества лояльных к марке потребителей. Недаром говорят, что Harley-Davidson - это стиль жизни. Покупатель марки осуществляет свою давнюю мечту о приобретении красивого и стильного аппарата, надежного и при нечастой езде, и при редком обслуживании.
Мощные и красивые мотоциклы являются символом открытой для путешествий дороги и какого-то приобщения к элитному братству мотоциклистов. Неслучайно модели от Harley-Davidson постоянно побеждают в номинации самых экономичных и удобных мотоциклов. Сегодня компания имеет оборот в 5 миллиардов долларов, из которых 140 миллионов - чистая прибыль. Славу бренду кует более чем 6300 сотрудников.
www.molomo.ru