ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Модернизационный комплект «Бережок» для БМП-2. Двигатель утд 23


Модернизационный комплект «Бережок» для БМП-2 » Военное обозрение

Модернизированную машину представили на совместном международном ОСУ «Дон-Антитеррор» в сентябре 2012 года. Внимание многих участников было нацелено именно на модернизацию известной БМП-2 – БМП-2М «Бережок». Сейчас разработчики модернизируют машины БМП-2, стоящие на вооружении алжирской армии. Имеется не подтверждённая информация о проведении данной модернизации для МВД России.

Российская армия пока находится в режиме ожидания – БМП-3 практически не поступают на вооружение, БМП «Курганец-25» является пока перспективным проектом. Военным остается только посматривать на вооружение подразделений МВД.

«Бережок» представляет тульское КБП в составе:- современная система управления оружием с панорамным прицелом и тепловизионным каналом;- современный РК универсального типа;- автоматический гранатомет.

Установка вооружения на борт машины выполнена очень грамотно, что позволяет говорить о большей эффективности при выполнении поставленных задач по сравнению с машиной огневой поддержки «Терминатор». Контейнеры с ракетами укрыты за бронеэкранами, что уменьшает вероятность повреждения вооружения осколками или стрелковым оружием. Конструкция ПУ и основных агрегатов заметно проще, что ведет к удешевлению себестоимости и повышению надежности. Гранатомет, установленный на верхней части башни, получил немалые углы в вертикальной плоскости и круговой в горизонтальной плоскости. Выигрывает БМП-2М «Бережок» у «Терминатора» и по вертикальным углам основного комплекса вооружения в 1.5 раза (против 45 градусов). Модернизированная машина может стать тем самым современным, недорогим и надежным образцом легкой бронетехники для подразделений силовых ведомств, приспособленных выполнять поставленные боевые задачи в любое время при любых условиях.

БМП-2 запустили в серию в начале 1980 годов, и до конца десятилетия не прекращалось массовое производство пехотных бронемашин. Предназначение – транспортировка пехотных подразделений на передний край театра боевых действий, увеличение мобильности пехотных частей, обеспечение защиты и поддержки вооружением даже при использовании противником ядерного вооружения. Военное ведомство России располагает на сегодня 5 000 машинами БМП-2 и ее модификаций.

В связи с окончанием заводского срока эксплуатации, остро встал вопрос о проведении модернизации боевых машин, о смене на вооружении БМП-2 другой машиной можно даже и не мечтать в ближайшие годы. Один из вариантов модернизации пехотных боевых машин становится МК «Бережок».

Проведенный анализ использования БМП-2 и современных решений при создании зарубежных аналогов, показал потребность в улучшение всех основных характеристик машины и ее вооружения. Основным моментом становится использование БМП для нанесения эффективных ударов по основным боевым танкам противника, оснащенных защитой динамического типа.

Основными недостатками БТР-2 являются:- ведение огня в ночное время, 800 метров против 2000 метров у современных БМП;- перезаряжание противотанкового комплекса «Конкурс», связанное с вероятностью поражения члена экипажа и отсутствие возможности ведения огня в движении;- СУО неавтоматизированного типа, не позволит использовать в полной мере модификации вооружения.

МодернизацияОбновленная боевая машина «Бережок» является детищем ГУП «КБП». По заявлениям разработчиков, машина в данной модернизации приобрела огневую мощь сравнимую с огневой мощью 3-4 БМП-2.

Данная модернизация сразу заинтересовала зарубежных пользователей БМП-2. Первыми заинтересовались индийские военные, от которых она получила положительные отзывы. Первый зарубежный контракт на МК «Бережок» разработчики заключили с алжирскими представителями в 2005 году.

Устанавливаемое оборудование и вооружение:- СУО от МК «Бережок» - все суточная, автоматизированная. Имеет автомат сопряжения. Унификация с комплексом «Бахча»;- ПТУР «Корнет» с эффективной дальностью применения 5 километров. Имеет возможность ведения огня в любое время суток по легкобронированным объектам;- орудие калибра 30мм. Предназначение – ведение огня по легкобронированным объектам и пехоте противника;-гранатомет АГ-17 автоматического типа. Предназначение – нанесение ударов по площадям;- двигатель УТД-23 с увеличенной мощностью в 370 л.с. Возрастает скорость передвижения по необорудованным дорогам – 44 км/ч. Вырастает удельная тяга на максимальных скоростях более чем на 60 процентов. Снижается, правда незначительно расход топлива – около 5 процентов.- прицел командирский комбинированного типа (день/ночь). Унификация с прицельным оборудованием наводчика;-лазерный дальномер для прицела. Дополнительно используют его для наведения управляемых ракет;- современные блоки стабилизатора установленного вооружения. Повысилась точность стрельбы;-цифровой БВ и набором датчиков для вычисления параметров типа боеприпасов, улов наклона орудия, угловой скорости и характеристик атмосферы. -подкалиберный бронебойный снаряд «Трезубка». Вошел в состав основного боекомплекта. Имеет улучшенные характеристики в плане пробиваемости.

Комплекс «Корнет» оснастили лазерно-лучевой полуавтоматической системой наведения. Бронепробиваемость ракеты до 1.3 метров. Такие показатели позволят использовать машину для поражений современных основных танков, имеющих динамическую защиту. Используется многозарядная ПУ. Исполнение 2 контейнера с ракетами. Боевая эффективность увеличилась за счет улучшенной скорострельности и максимального урона. Имеется возможность залпового удара по цели (2 ракеты).

Увеличивает общую огневую мощь 30мм АГ-17. Боезапас – 300 боеприпасов. Стабилизация по вертикальность плоскости. Использование гранатомета в боевых конфликтах, существенно повышает эффективность огня и поражение легкобронированных объектов, живой силы противника. Эффективная дальность применения до 1.7 километра.

По ходу проведения модернизации, командир получил панорамный прицел, немного изменил свое месторасположение гранатомет, ПУ комплекса «Корнет» получили бронированную защиту. Эта модернизация и стала называться КМ «Бережок».

Основное назначение у машины осталось неизменным, дополнительно получив возможность решать задачи по противодействию воздушных атак и применения основных танков.

ЭффективностьЭффективность МК «Бережок», можно ценить из следующего примера – при атаке опорного пункта с усилением рота БМП, применение в движении вооружения по противнику, привело к снижению коэффициента потерь в более чем два раза, затраты (меньший расход боеприпасов) на ее выполнение уменьшили почти в 2 раза.

НедостаткиТребование наличия возможности преодоления водных преград, приводит к плохой защищенности машины. БМП сильно пострадает даже от ручного вооружения (бронебойная пуля), а говорить о подрыве фугасного заряда или использование по БМП орудий/пулеметов. Повышенная уязвимость на поле боя.

Остался неучтённым в МК «Бережок» опыт использования БМП в военных конфликтах – Афганистан, Чечня. В некоторых других вариантах исполнения этой проблеме уделяется очень много внимания. Однако до сих пор остается неизменным одно - пренебрежение жизнью отдельного солдата. Отсутствие приемного уровня комфорта с тесным внутренним размещением экипажа.

Модификации боевой машины пехоты:- БМП с АГ-17 «Пламя – БМП-2»;- афганская модификация с улучшенной броней – БМП-2Д- модификация с боевым модулем «Бахча-У» - БМП-2БМ «Бахча-У»;- модификация по МК «Бережок»- БМП-2М «Бережок»;- модификация с ПТУР «Атака»- БМП «КУВ Б05С011»;- чехословацкая модификация - BVP-2;- индийская модификация – Sarath;- спецмодицикация для Финляндии - BMP-2;

Источники информации:http://warfiles.ru/show-14500-bmp-2m-berezhok-na-vystavke-proshedshey-v-hode-ucheniy-don-antiterror.htmlhttp://www.soldati-russian.ru/index/boevaja_mashina_pekhoty_bmp_2/0-42http://gurkhan-nt.livejournal.com/138010.htmlhttp://twower.livejournal.com/849162.htmlhttp://www.youtube.com/watch?v=6M4BCc4LdHE

Автор: Роман Джерелейко

topwar.ru

БМП против вертолета » Военное обозрение

БМП-2 одна из самых массовых отечественных боевых машин пехоты. Предназначена для транспортировки солдат к переднему краю, повышению их мобильности, вооруженности и защищенности, в том числе и при применении ядерного оружия. Принята на вооружение в 1980 году, серийно выпускалась до 1990 года. В настоящее время в российской армии насчитывается около 5000 таких машин. С момента начала эксплуатации прошло довольно много времени, поэтому на повестку дня встал вопрос о модернизации данной техники. ГУП «КБП» представило на суд военных свой вариант модернизации, который получил название БМП-2М «Бережок».

Анализ тенденций развития современного вооружения показал, что почти все основные характеристики БМП-2, прежде всего управляемого снаряда, требуют существенных улучшений. Главное значение при этом принимает необходимость поражения современных основных боевых танков, оборудованных динамической защитой. Помимо этого, дальность стрельбы обычной БМП-2 в ночное время равна 800 метров, в то время как большинство современных БМП и танков оснащены тепловизорами способными эффективно распознавать цели на расстоянии в 2000-2500 метров. Перезарядка ПТУР «Конкурс» стоящих на вооружении БМП-2 связана с большими потерями времени и вероятностью поражения одного из членов экипажа огнем стрелкового оружия или осколками при перезарядке комплекса. К тому же серьезным недостатком комплекса вооружения является невозможность стрельбы ПТУР на ходу.

Важнейшей задачей являлось и совершенствование неуправляемого оружия, которое более эффективно и экономично при ведении боя в ближней зоне против пехоты противника. Однако устранение этой проблемы на штатной БМП-2 было весьма ограничено использованием неавтоматизированной системы управления огнем.

Модернизация машины, проведенная ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», позволила увеличить ее огневую мощь по сравнению с базовой моделью в 3-4 раза. За свою работу авторский коллектив «КБП» получил национальную премию «Золотая идея», не осталась без внимания российская разработка и за рубежом. Машина была продемонстрирована вооруженным силам Индии и получила от индийских военных экспертов высокие оценки. Ну а первый экспортный контракт на модернизацию 300 БМП-2 до уровня БМП-2М «Бережок» был заключен с Алжиром в 2005 году.

БМП-2М «Бережок» обладает автоматизированной всесуточной системой управления огнем (СУО) с автоматом сопровождения, которая была унифицирована с ранее разработанным комплексом «Бахча». Вооружение БМП состоит из противотанковых управляемые ракет «Корнет» с эффективной дальностью стрельбы 5 км. с возможностью применения в дневное и ночное время по сильнобронированным целям, 30-мм пушки для борьбы с легкобронированной техникой и пехотой противника, а также автоматического гранатомета АГ-17 для работы по площадям – живой силе и окопам противника. Данный комплекс, оснащенный новой СУО позволяет БМП решать весь спектр задач, который возложен на более тяжелые боевые машины (основные танки) в любое время суток.

Помимо этого на машину устанавливается новый двигатель повышенной мощности УТД-23 (370 л/с, удельная мощность 28 л.с./т.) против штатного двигателя УТД-20 (300 л/с, удельная мощность 23 л.с./т). Установка более мощного двигателя позволяет повысить среднюю скорость по грунтовым дорогам на 30% до 44 км/ч, а также повысить на 64% удельную силу тяги на максимальной скорости. Вместе с этим удалось добиться снижения на 5% уровня потребления топлива при движении по грунтовым дорогам.

Произошла замена штатного командирского прицела БПК-2-42 на новый комбинированный (дневной/ночной), который был максимально унифицирован с прицелом наводчика. Даная модернизация позволила повысить точность стрельбы всеми видами боеприпасов, в том числе и на ходу, и вести боевую работу машины круглосуточно. Новый прицел оснащен лазерным дальномером, который также используется в качестве прибора наведения ПТУР. Для повышения точности стрельбы и улучшения условий боевой работы была произведена замена блоков стабилизатора вооружения на более современные, а также установлен цифровой баллистический вычислитель с комплексом датчиков (параметров атмосферы, типа снарядов, угла наклона цапф пушки, угловой скорость цели и др.). Боекомплект пушки пополнился новым бронебойным подкалиберным снарядом «Трезубка» с более высокими характеристиками пробиваемости (эффективная дальность стрельбы по целям класса БТР – 2200 м).

ПТРК «Корнет» оснащенный полуавтоматической лазерно-лучевой системой наведения обладает достаточно высокой бронепробиваемостью (до 1200 мм), что позволяет ему поражать многие современные танки, в том числе оснащенные динамической защитой. Дальность стрельбы по целям днем – 5500 м, ночью – 4500 м. «Корнет» устанавливается на многозарядной пусковой установке, не требующей перезарядки во время боя, всего имеется два боевых контейнера по 2 ракеты. Повышение боевой эффективности достигается за счет увеличения максимального урона и повышения боевой скорострельности, также применение комплекса снижает опасность поражения экипажа БМП. Предусмотрена и стрельба залпом двумя ракетами.

В качестве дополнительного средства усиления огневой мощи в состав БМП-2М «Бережок» входит 30 мм автоматический гранатомет АГ-17. Стабилизированная в вертикальной плоскости установка, имеющая бронированный магазин на 300 гранат, размещается в тыльной части башни. Применение гранатомета во время боя, в том числе и при стрельбе в движении, позволяет эффективно бороться с живой силой противника в складках местности, окопах, за какими-либо преградами на расстоянии до 1700 м.

В ходе дальнейших заводских испытаний машина получила новый панорамный прицел командира, чуть измененное расположение гранатомета АГ-17, а пусковые контейнеры ПТУР «Корнет» были защищены бронекожухами, именно в таком виде модернизированная БМП получила свое название БМП-2М «Бережок».

После модернизации боевая машина осталась эффективным транспортным средством, которое получило возможность успешно выполнять другие боевые задачи (противотанковые, зенитные) на уровне специализированной техники. В итоге ее боевая эффективность выросла в 3,2 раза (в качестве показателей эффективности в расчет брался боевой потенциал применяемых комплексов вооружения). Так при выполнении стандартной боевой задачи (атака опорного взводного пункта усиленной ротой БМП) за счет возросшей дальности эффективной стрельбы с ходу всеми видами оружия, в том числе из гранатомета, потери в бою уменьшаются в 2,4-2,6 раза, а затраты на выполнение боевого задания снижаются в 1,5-1,7 раза.

topwar.ru

Украина поставила Казахстану и Индии контрафактные двигатели для бронетехники: diana_mihailova

В последние годы власти Украины объявили курс на так называемую модернизацию военно-промышленного комплекса, промежуточные итоги которой оцениваются неоднозначно.

Начиная с событий 2014 года официальный Киев неукоснительно соблюдает принцип «Всегда дружу против кого-то». В ходе расширения военно-политического конфликта вокруг народных республик и Крыма украинские власти форсированными темпами переходят на стандарты НАТО.

Тем не менее имеющиеся производственные мощности, технологическая база, наряду с широкой номенклатурой резервных запасов, относящихся к советскому прошлому и существующий кооперации в рамках СНГ, также как нынешние экономические реалии, связанные со спадом промышленного сектора и всей экономики не позволяют украинской стороне в ближайшие годы перейти на «западные» оружейные и производственные стандарты.

Это напрямую касается украинских экспортных поставок обычных вооружений за 2016 год. БМ «Оплот», Т-64БВ-1, различных модификации БТР-3,БТР-4, БРДМ, комплектующие узлов и агрегатов, стрелкового вооружения, включая крупнокалиберные пулеметы и т.д.

Спектр государств-потребителей куда поставляется данная номенклатура вооружений формируют эксплуататоры располагающие парками комплексов изготовленных по стандартам советского/российского производства.

Аналоги украинского оборонного экспорта, как правило, всегда дешевле чем у конкурентов, в число которых входи и РФ, а значит и более доступны. Правда низкая цена является объективным отражением более низкого качества на международном рынке вооружений. Взять хотя бы нарекания, вызванные низким качеством сплавов и элементной базы, по Т-64 и БМ «Оплот» для нужд ВС Таиланда. Или БТР–4 для ВС Ирака.

К тому же Украина, как конкурент и оппонент, стремится наращивать сотрудничество со странами, имеющими различные ограничения/ препятствия по унификации или импорту комплексов российского производства. Так называемый «отраженный экспортный потенциал». К числу таких сделок многие эксперты относят столь обсуждаемый «Пакистанский контракт» по поставке в эту страну 100 БМ «Оплот». Впрочем остаются вопросы по срокам его реализации.

При этом ВПК Украины и «Укрспецэкспорт» за последние 4 года неоднократно становились фигурантами скандалов связанны с промышленным шпионажем, поставками под видом новой техники/узлов и агрегатов ранее эксплуатирующихся изделий и контрафакта.

В середине декабря 2015 года на индийское предприятие «Engine Factory Avadi» выполняющие государственный контракт по ремонту и модернизации БМП-2, обратились представители «Дизелестроительного завода имени С.М. Кирова» с предложением поставок двигателя УТД-29, в качестве альтернативы замены старых силовых установок УТД-20(силовой агрегат БМП-1,БМП-2) на российские УТД-23.

Позже выяснилось, что силовой агрегат УТД-29 никогда не производился на украинской территории. Для справки, данный двигатель разработан для нужд ВС РФ и серийно выпускается на АО «Барнаултрансмаш», обладающим исключительными правами на выпуск данного изделия.

Как выяснилось позже украинская сторона через подставные организации находящиеся под юрисдикцией США, Великобритании, Индонезии пыталась закупить 50 двигателей УТД-29 с целью налаживания собственного производства и продажи под видом установочной серии «перекупленных» изделий российского производства.

В мае 2017 года история с «украинскими» двигателями для БМП продолжилась. На АО «Барнаултрансмаш» поступил официальный запрос от юридической организации работающий в интересах ВПК Республики Казахстан с целью предоставления сведений о производстве двигателя УТД-20 и его узлов и агрегатов.

Речь шла о том, является ли данное российское предприятие единственным мировым изготовителем двигателей серии УТД-20, выдавало ли предприятие лицензии на производство двигателей за рубежом. В частности, поднимался вопрос обладает ли украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» лицензией на производство двигателей семейства специального назначения УТД для легкой бронетехники.

В направленном казахстанской стороне ответе от руководства российского предприятия сообщалось, что с 2008 года в АО «Барнаултрансмаш» не применяется система иностранного представительства и дилеров (дистрибьюторов). Однако в период с 2013-15 год на предприятие неоднократно обращались различные украинские компании с целью получения статуса официального представителя предприятия на территории собственной страны. На все запросы российское предприятие ответило отказом.

Представители Казахстана пояснили, что в 2014 году ГК «Укрспецэкспорт» в соответствии с договором № 31/03-14Д поставила 11 новых двигателей УТД-20 МО РК. Номера двигателей в экспортируемой серии: 2Е01ЮЭПФ4916-2Е01ЮЭПФ4926.

После специальных мероприятий и экспертизы специалистами АО «Барнаултрансмаш» было установлено, что данная серия двигателей на предприятии не изготавливалась. Однако в июне 2006 года завод осуществил поставку 11 двигателей в в/ч 75053 МО РФ (г.Пенза), номера которых по последним 4 цифрам частично совпадают с номерами изделий реализованных в Республике Казахстан.

Также руководство российского предприятия отметило, что в период до 2014 года поступали неоднократные обращения от компаний работающих в интересах МО Республики Казахстан, таких как: АО «Семейинжиниринг» и «Казспецэкспорт» для заключения договора на поставку двигателей серии УТД для машин БМП-1, БМП-2. В последствии казахстанская сторона отказалась от своих намерений, вероятно получив украинские аналоги.

Ранее в 2010-11 гг. Украина поставила грузинским партнерам двигатели ЗД12(силовые установки для военных катеров) якобы имеющие российское происхождение.

Индийская БМП-2

В последние годы Украина пытается противопоставить себя России в самых различных областях. При этом захватившие власть в Киеве националисты руководствуются принципом "если не получается навредить - так хоть нагадить". Гадят с большим энтузиазмом и даже упоением. Пускай не очень получается, для "свидомых" увлекателен сам процесс.

Вот и на азиатском рынке вооружений Украина проявляет себя очень активно, хотя в реальности предложить не может почти ничего. История с танками Т-84 "Оплот", так и не поставленными в Таиланд, уже хорошо известна. Бангкок не дождался "продвинутых" танков с Украины и в итоге заказал танки VT-4 у Китая.

Падение производства на Украине заставляет бандеровских негоциантов искать другие способы проникнуть на азиатские рынки. Известно, что если производить нечего - можно купить и перепродать. И в Киеве таки нашли весьма креативный (как им кажется) способ вытеснения России с самого выгодного для Москвы индийского рынка.

Для Индии самым традиционным партнером (с 1985 г.) по поставке, обслуживанию, ремонту и модернизации боевой техники является СССР/Россия (через "Рособоронэкспорт"). В прошлом году стало известно о планах Минобороны Индии до 2021 года провести комплексную модернизацию приобретенных у нас БМП-2, в том числе заменить двигатели.

Россия предложила индийской стороне заменить стоящие на БМП-2 силовые агрегаты УТД-20 на УТД-23 по довольно низкой цене. Прекрасно осведомленное об этом украинское руководство решило обойти "ватников".

В декабре 2015 года на индийское предприятие "Engine Factory Avadi" Министерства обороны Индии (г.Ченнаи), ответственное за осуществление модернизации силового агрегата БМП-2, вышли с предложением о сотрудничестве представители украинского оборонного предприятия "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" (Украина, Запорожская область, г.Токмак, входил в структуру ОАО "Юждизельмаш").

Суть предложения заключалась в поставках для индийских БМП более совершенных двигателей УТД-29. Представители завода им. Кирова безапелляционно заявили, что УТД-23, которые предлагает Россия, уже не ставятся на БМП в самой России. Зачем, говорили они, вам устаревшие силовые агрегаты, если мы можем вам поставить более совершенные.

В общем, что называется "уделали москалей"... Только вот есть во всем этом один маленький ньюанс - двигатели УТД-29 никогда на Украине не производились и не производятся. Данный силовой агрегат является разработкой российской оборонной промышленности и производится на ОАО "ХК Барнаултрансмаш", которое обладает исключительными правами на изготовление УТД-29.

УТД-29 (фото из выставочного зала завода "Барнаултрансмаш")

Завод ОАО "Барнаултрансмаш"

Вид на Барнаул

Украинский "Дизелестроительный завод имени С.М. Кирова" до 2000 года производил двигатели УТД-20, однако в ходе процедуры банкротства в 2007-2009 годах производство было остановлено, имущество и площади распроданы. Известно, что в настоящее время на производственной площадке предприятия находятся отдельные производства, выпускающие номенклатуру изделий для ремонта ранее изготовленной продукции. Все!

Вид на г. Токмак, Запорожская область, Украина (на переднем плане "Дизелестроительный завод им. Кирова"

Один из цехов "Дизелестроительного завода им. Кирова" в г. Токмак

Так какие же двигатели Украина собралась продавать Индии, если у нее самой их нет? Для украинских аферистов здесь все просто - нужно их взять там где они есть - в Барнауле.

В течение 2015 года в коммерческий отдел ОАО "ХК Барнаултрансмаш" неоднократно обращались различные коммерческие предприятия, расположенные в Индонезии, Великобритании, США, с предложениями о приобретении двигателей УТД-29 в количестве до 50 штук. При требовании предоставить сертификат конечного пользования двигателей иностранная сторона отвечала отказом, либо указывала что он будет предоставлен после поставки товара иностранному партнёру.

В ходе проверки выяснилось, что адреса электронной почты, с которых велась деловая переписка, принадлежат украинскому представительству компании "Агрофертранс ЛТД" (крупный международный трейдер минеральных удобрений). Получается, что украинские компании через подставные фирмы в разных странах пытались закупить российские УТД-29 для последующей перепродажи в Индию.

На самом деле планы украинских остапов бендеров даже более амбициозные. Судя по всему на "Дизелестроительном заводе имени С.М. Кирова" были намерены наладить производство контрафактных двигателей УТД-29. А пока инженеры предприятия разберутся с производством впарить индусам якобы украинские УТД-29, закупленные в Барнауле.

Индия уже давно старается диверсифицировать поставки вооружений. Часть военной техники закупается в США, Китае, европейских странах, но вот от украинских "партнеров" индусам стоит бежать подальше. После срыва поставок танков в Таиланд и планов по афере с российскими двигателями для БМП-2 от них можно ждать уже чего угодно.

diana-mihailova.livejournal.com

Реквием "Юждизельмашу": убили завод, отвечавший за поставку в войска двигателей для бронетехники

Этот старейший завод Украины, на котором работали более десяти тысяч жителей города Такмак, что в Запорожской области, в свое время выпустил первый советский трактор и первую советскую "самодвижущуюся морскую мину", а затем отвечал за надежность ракетно-ядерного щита СССР и за поставку в войска двигателей для бронетехники

ЮДМ (5)Заводоуправления в годы расцвета "Юждизельмаша"......заводоуправление сегодня:2015-02-13 11.39.55

2015-02-13 11.44.34

2015-02-13 11.45.27

Коль мяса не надо, бери танковый двигательДля начала объясню, почему наша газета нынче заинтересовалась токмакскими дизелестроителями. В начале февраля Громадське TV поведало историю приобретения одним из ремзаводов Украины двигателей УТД-20 для бэтээров, которые – после соответствующего ремонта, естественно, должны были быть отправлены в зону проведения АТО – на Восточный фронт.В качестве поставщика железного, образно говоря, сердца для боевых машин, оказывается, была выбрана фирма, торгующая... мясом. А за двигатели потом ремзавод переплатил... почти вдвое.Но и это еще не все. Поступившие на завод двигатели, приобретенные [предположительно] у воюющей с Украиной России, оказались... нерабочими! Вот выписки из рекламационных актов [обнародованны ГромадTV], составленных по сему поводу: "Теч оливи", "забоїни, що свідчать про невідповідність 1-ї категорії", "теч палива із під штуцера", "теч палива дренажної системи".А еще телевизионщики объяснили, почему завод вынужден был обратиться к мясоторговцам. Потому, что единственный в Украине производитель УТД-20 [расшифровывается как "универсальный танковый двигатель"] – токмакский завод "Юждизельмаш", обанкротился и прекратил существование. Таким образом, отвечать за поставку необходимых нашей армии – и не выпускающихся у нас, танковых двигателей могут... ну, хоть фармацевты, не в обиду будь им сказано. Напрямую-то договариваться не с кем: не производятся больше в Токмаке железные сердца для боевых машин – полностью свернуто производство на "Юждизельмаше".Чтобы на месте кое-что разузнать об умершем [или, что точнее, убитом] заводе, я решил отправиться в Токмак, где мой коллега Виталий Голод пообещал мне организовать встречу с очень достойным и очень сведущим человеком.

По реке жизни Василия АхрамееваЭтим человеком оказался почетный гражданин Токмака, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного знамени, Почетный работник тяжелого и транспортного машиностроения СССР, Заслуженный машиностроитель Украины, бывший генеральный директор "Юждизельмаша" Василий Ахрамеев.Василий Никифорович также автор трехтомных мемуаров "Рекою жизни", в которых необычайно интересно и в мельчайших подробностях рассказал и о Токмаке, и о своем любимом дизелестроительном заводе, которому отдал 23 года своей жизни [возглавлял предприятие, сделав его ведущим в СССР, с 1965-го по 1988-й].Об истории завода Василий Никифорович может рассказывать бесконечно. Я же прошлое "Юждизельмаша" постараюсь вместить в несколько абзацев.Дизелестроительный завод им. С. М. Кирова - один из старейших заводов в Украине, в советское время был ведущим дизелестроительным заводом СССР [выпускал 92 модификации дизельных двигателей] и являлся градообразующим предприятием Токмака [на заводе работали около 10 тысяч человек].Основан был – как завод земледельческих машин, в 1882 году немцем Фуксом. Спустя три года неподалеку появился аналогичный завод австрийца Клейнера.В 1923 году на восстановленных после Гражданской войны и объединенных в одно предприятие заводах было запущено производство первого советского трактора "Запорожец", нефтяных двигателей, жаток, буккеров и плугов.9 июля 1935 года заводу присвоено имя Кирова. В этом же году такмачане получили задание освоить производство первых советских торпед – "самодвижущихся морских мин", как их тогда называли. В послевоенный период на восстановленном заводе был налажен выпуск новых дизелей [мощностью 40 и 80 л.с.], а в начале 50-х созданы базовая модель дизеля 6Ч12/14, различные модификации дизель-генераторов, судовых двигателей и дизелей для привода различных механизмов.В конце 70-х годов завод вошел в ПО "Юждизельмаш".В самом начале 21-го века производство дизелей в Токмаке было прекращено.А вот каким застал в 1965 году Токмак новый директор дизелестроительного Василий Ахрамеев [глава из его мемуаров максимально ужата мной]:"Непролазная грязь по всем городским улицам, кроме узкой проезжей части улицы Революционной, выложенной гранитным нетесаным булыжником... Не лучшая картина ожидала меня и на заводе. Отсутствие дорог с твердым покрытием. Нет ни одного теплого туалета, даже в заводоуправлении. Цехи забиты оборудованием. Между станками может протиснуться только человек со стройной фигурой модели. Рабочие в замусоленной одежде приходят на работу и возвращаются в ней домой... Много я видел заводов, но такая картина впервые предстала перед моими глазами. Везде груды металла и копошащиеся среди них чумазые люди. В цехах страшный холод. Я не мог осознать, как в этом хаосе можно изготовлять высокой точности технику, от которой требуется устойчивая работа в экстремальных условиях... Когда я отвлекался от кошмара, который пришлось увидеть через двадцать лет после войны, моему удивлению не было предела. Такое безропотно мог терпеть только наш народ, ждущий в неведомом будущем светлую жизнь при коммунизме".Последнее замечание автора – не в бровь, как говорится, а в глаз кэпэушным крикунам, с пеной у рта пытающимся доказать, что при сэсэсэре жисть была... ну пряничная!Ахрамеев

Ахрамеев-2Генеральный директор "Юждизельмаша" Василий Ахрамеев

Дизелестроительный завод в Токмаке и его продукция:ЮДМ (1)

ЮДМ (2)

ЮДМ (4)

ЮДМ (7)

ЮДМ (8)

ЮДМ (9)

ЮДМ (10)

Дизель для запуска стратегической ракетыВ 1967 году дизелестроители завода им. Кирова получили важнейший, невероятной секретности правительственный заказ: изготовить и выдать стране двигатели, которые будут работать... в шахтах – на глубине в 600 метров, без доступа воздуха и без каких бы то ни было дополнительных источников питания.Не об угольных шахтах речь шла. Дизели нужны были для запуска – в случае необходимости, стратегических ракет [часть из них, естественно, была оснащена ядерными боеголовками]. Дело тут вот в чем, если объяснить примитивно.Сами ракеты всегда находились в подземных шахтах. А запитывались они энергией с поверхности земли. В связи с этим противнику, чтобы сделать эти ракеты неуправляемыми, достаточно было нанести по прилегающей к шахтам территории удар с воздуха – тоже ракетой, скажем. Установленный же в шахте дизель сохранял работоспособность ракеты даже в случае атомного удара по поверхности земли [проверено было на практике].Вот так в скромном Токмаке создавался ракетно-ядерный щит СССР.– Гарантию на такие машины вы давали, Василий Никифорович?– А как же! Из ста тысяч произведенных нами шахтных дизелей неполадки возможны были только в одном из них. Высочайшее качество предусматривала та работа. Каждый начальник цеха нес персональную ответственность за каждую деталь, которая шла на эту машину.

Памяти "двадцатки"3 сентября 1968 года курьерской почтой на токмакский дизелестроительный завод было доставлено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №705-263 о создании производства универсальных танковых двигателей УТД-20, которые по сию пору специалисты называют "двадцаткой".Никто в машиностроительных кругах СССР не верил, что "в какой-то деревне", как пренебрежительно называли тогда Токмак, можно будет наладить серийное производство затребованного армией универсального двигателя для боевых машин пехоты [БМП] и бронетранспортеров [БТР]. А токмачане, назло всем сомневающимся, в мае 1973 года сдали военной проверке первые двигатели собственного изготовления – из узлов и деталей, произведенных Токмакским заводом им. Кирова.– Я читал, Василий Никифорович, что со временем вы довели производство "двадцатки" до 1600 штук в месяц, это так?– До 2600! А в случае войны производство УТД-20 увеличилось бы до четырех тысяч штук. При работе в три смены.Между прочим, по оценкам зарубежных специалистов, токмакский УТД-20 относится к двигателям авиационного класса, что является показателям высшего уровня мастерства задействованных на его выпуске людей.В начале 21-го века, как я уже констатировал, эти люди остались без работы. Они оказались не нужными стране. Их мастерство, опыт страна даже в копейку не оценила: трудовой стаж заводчанам перестали засчитывать, если мне память не изменяет, еще в 2004 году.Сегодня завод, производивший – без преувеличения, уникальные двигатели, которыми была оснащена значительная часть бронетанковой техники Вооруженных Сил СССР [кроме Токмака, УТД-20 выпускали только в Барнауле], представляет из себя... ничего он из себя не представляет!– Войны в Токмаке не было, а завод разрушен так, будто бы боевые действия на его территории таки велись, – грустно шутит мой многоуважаемый собеседник, который – и это известно всем в Токмаке, гайки с завода не вынес для собственного обогащения.Кстати, Василий Никифорович знает рассказанную мной в самом начале нашего сегодняшнего разговора телеисторию о приобретении ремзаводом нерабочих двигателей для бэтээров.– А ведь Украина, – добавляет он, – могла бы по сей день – не завися ни от кого, производить и бэтээры, и бээмпэ. Если бы имела свой двигатель. Ту самую "двадцатку".– Восстановить в Токмаке заводское производство двигателей возможно? Как это было после Гражданской войны. Или после Отечественной.– Я вам так отвечу: восстановить производство невозможно, но производить двигатели можно. Какая в конце концов разница, где их будут собирать? Лишь бы собирали! А в городе пока еще остались специалисты. С некоторыми из них я общался лично. Они готовы работать. Даже бесплатно.ЮДМ (6)В этом цеху выпускалась легендарная "двадцатка"

2015-02-13 11.27.59Цех по выпуску "двадцатки" сегодня

БМП-1 (с гранатометом на башне)БМП-1, оснащенная двигателем, изготовленным в Токмаке

2015-02-13 11.30.56Заводская улица

2015-02-13 11.37.01От былой славы "Юждизельмаша" в Токмаке остался памятник дизелестроитлям

Памятник первому советскому трактору и токмакскому дизелю:2015-02-13 11.37.46

2015-02-13 11.38.24

2015-02-13 11.45.50Памятник погибшим в войну дизелестроителям. И убитому "Юждизельмашу"

В заключение позволю себе еще одну цитату из мемуаров "Рекою жизни":"Мог ли я, уходя на пенсию [позавчера, к слову, Василию Никифоровичу исполнилось 87 лет, – прим. авт.], предвидеть, что государство, на уничтожение которого тратились триллионы, волей одного человека без единого выстрела, без материальных затрат рухнет, как карточный домик. При том, это сделает весь мощный капиталистический мир руками одного человека, гражданина нашей страны. Вероятно, наш народ настолько возненавидел "социализм", строящийся группой человеконенавистников под лозунгами социалистического учения, проповедующего равенство, братство, мир, свободу и счастье на земле. Эти изверги превратили социализм в советском государстве в общественный строй намного страшнее фашизма. Собственный народ в этом обществе был так закабален и закрепощен, что знал только тяжелый труд в полунищенском существовании".Владимир ШАК[Газета "МИГ", Запорожье]

vladimir-shak.livejournal.com