ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Новое в блогах. Двигатель торпеды


Торпеда — WiKi

В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году[1], ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).

В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо»[2]. Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», а торпедистов «минёрами».

В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года[3][4][1].

Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo)[источник не указан 1561 день].

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники[5][6] утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии[1] первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года[7])

И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы[8], которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската[5].

  Роберт Уайтхед и его торпеда
  Сброс торпеды с британского самолёта (около 1918 года)   Торпеды Mk.46 на подвесах противолодочного вертолёта Lynx

Первым идею о самодвижущемся морском снаряде в начале XV века высказал итальянский инженер Джованни да Фонтана[9]. Впервые термин «torpedo» для обозначения морского боеприпаса использовал Роберт Фултон в начале XIX века. В течение всего XIX века различными инженерами разрабатывались проекты подводных самодвижущихся снарядов, но на ракетной тяге.

Первая самодвижущаяся мина («самодвижущееся торпедо») была создана 1865 году русским изобретателем И. Ф. Александровским[2][10].

«В 1865 году,— пишет Александровский,— мною был представлен… адмиралу Н. К. Краббе (управляющий Морским министерством Авт.) проект изобретённого мною самодвижещегося торпедо. Сущность… торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретённой мною подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и моем торпедо главным двигатель — сжатый воздух, те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине… с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо… автоматическим механизмом. По представлению моего проекта самодвижущегося торпедо Н. К. Краббе нашёл его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка только строилась».

— [2]

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) разработал англичанин Роберт Уайтхед (1866 год). 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча торпеда была впервые применена британским флотом в боевых условиях, однако безуспешно — цель сумела уклониться от попадания.

Впервые торпеды были успешно применены Россией во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 14 января 1878 года, в результате операции, проведённой под руководством адмирала Макарова против турецкого флота в районе Батума, два катера, «Чесма» и «Синоп», спущенные с минного транспорта «Великий князь Константин», потопили турецкий пароход «Интибах». Торпеды также активно применялись во время первой Русско-японской войны.

По-видимому первой управляемой торпедой является разработанная в 1877 году Торпеда Бреннана.

Первая мировая война

  «Момент вылета мины из орудия» (1916)

Во время Первой мировой войны торпеды применялись воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках: например, 27 августа 1916 года румынские торпедные катера атаковали австро-венгерские мониторы возле болгарского города Русе на Дунае.

Вторая мировая война

Электрические торпеды

Одним из недостатков парогазовых торпед является наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих, поэтому после Первой мировой войны начались попытки применения в качестве двигателя торпеды электромотора. Идея была очевидна, но ни одно из государств, кроме Германии, до начала Второй мировой войны реализовать её не смогло. Кроме тактических преимуществ оказалось, что электрические торпеды сравнительно просты в изготовлении (так, трудозатраты на изготовление стандартной немецкой парогазовой торпеды G7a(T1) составляли от 3740 человеко-часов в 1939 г. до 1707 человеко-часов в 1943 г.; а на производство одной электроторпеды G7e (Т2) требовалось 1255 человеко-часов). Однако максимальная скорость хода электроторпеды равнялась только 30 узлам, в то время как парогазовая торпеда развивала скорость хода до 46 узлов. Также существовала проблема устранения утечки водорода из батареи аккумуляторов торпеды, что иногда приводило к его скоплению и взрывам.

В Германии электрическую торпеду создали ещё в 1918 г., но в боевых действиях её применить не успели. Разработки продолжили в 1923 г., на территории Швеции. В 1929 г. новая электрическая торпеда была готова к серийному производству, но официально её приняли на вооружение только в 1939 г. под обозначением G7e. Работы были настолько засекречены, что британцы узнали о ней только в том же 1939, когда части такой торпеды обнаружили при осмотре линейного корабля «Ройял Оук», торпедированного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Однако, уже в августе 1941 на захваченной U-570 в руки британцев попали полностью исправные 12 таких торпед. Несмотря на то что и в Британии, и в США в то время уже имелись опытные образцы электрических торпед, они просто скопировали германскую и приняли её на вооружение (правда, только в 1945, после окончания войны) под обозначением Mk-XI в британском и Mk-18 в американском флоте.

Работы по созданию специальной электрической батареи и электродвигателя, предназначенных для торпед калибра 533 мм, начали в 1932 г. и в Советском Союзе. В течение 1937—1938 гг. было изготовлено две опытовые электрические торпеды ЭТ-45 с электродвигателем мощностью 45 кВт. Она показала неудовлетворительные результаты, поэтому в 1938 г. разрабатывается принципиально новый электродвигатель с вращающимися в разные стороны якорем и магнитной системой, с высоким КПД и удовлетворительной мощностью (80 кВт). Первые образцы новой электрической торпеды изготовили в 1940 г. И хотя германская электрическая торпеда G7e попала в руки и советских инженеров, но те не стали её копировать, а в 1942 г., после проведения государственных испытаний, была принята на вооружение отечественная торпеда ЭТ-80. Пять первых боевых торпед ЭТ-80 поступили на Северный флот в начале 1943 г. Всего во время войны советские подводники израсходовали 16 электрических торпед.

Таким образом, реально во Второй мировой войне электрические торпеды имели на вооружении Германия и Советский Союз. Доля электрических торпед в боекомплекте подводных лодок кригсмарине составляла до 80 %.

Неконтактные взрыватели

Независимо друг от друга, в строгой тайне и почти одновременно военно-морские флоты Германии, Англии и Соединённых Штатов разработали магнитные взрыватели для торпед. Эти взрыватели имели большое преимущество перед более простыми контактными взрывателями. Противоминные переборки, находящиеся ниже броневого пояса кораблей сводили к минимуму разрушения, вызываемые при попадании торпеды в борт. Для максимальной эффективности поражения торпеда с контактным взрывателем должна была попасть в небронированную часть корпуса, что оказывалось весьма трудным делом. Магнитные взрыватели были сконструированы таким образом, что срабатывали при изменениях магнитного поля Земли под стальным корпусом корабля и взрывали боевую часть торпеды на расстоянии 0,3—3,0 метра от его днища. Считалось, что взрыв торпеды под днищем корабля наносит ему в два или три раза большие повреждения, чем такой же по мощности взрыв у его борта.

Однако, первые германские магнитные взрыватели статического типа (TZ1), которые реагировали на абсолютную величину напряжённости вертикальной составляющей магнитного поля, просто пришлось снять с вооружения в 1940 г., после Норвежской операции. Эти взрыватели срабатывали после прохождения торпедой безопасной дистанции уже при лёгком волнении моря, на циркуляции или при недостаточно стабильном ходе торпеды по глубине. В результате этот взрыватель спас несколько британских тяжёлых крейсеров от неминуемой гибели.

Новые германские неконтактные взрыватели появились в боевых торпедах только в 1943 г. Это были магнитодинамические взрыватели типа Pi-Dupl, в которых чувствительным элементом являлась индукционная катушка, неподвижно закреплённая в боевом отделении торпеды. Взрыватели Pi-Dupl реагировали на скорость изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля и на смену её полярности под корпусом корабля. Однако радиус реагирования такого взрывателя в 1940 г. составлял 2,5—3 м, а в 1943 по размагниченному кораблю едва достигал 1 м.

Только во второй половине войны на вооружение германского флота приняли неконтактный взрыватель TZ2, который имел узкую полосу срабатывания, лежащую за пределами частотных диапазонов основных видов помех. В результате даже по размагниченному кораблю он обеспечивал радиус реагирования до 2—3 м при углах встречи с целью от 30 до 150°, а при достаточной глубине хода (порядка 7 м) взрыватель TZ2 практически не имел ложных срабатываний из-за волнения моря. Недостатком ТZ2 являлось заложенное в него требование обеспечить достаточно высокую относительную скорость торпеды и цели, что было не всегда возможно при стрельбе тихоходными электрическими самонаводящимися торпедами.

В Советском Союзе это был взрыватель типа НВС (неконтактный взрыватель со стабилизатором; это магнитодинамический взрыватель генераторного типа, который срабатывал не от величины, а от скорости изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля корабля водоизмещением не менее 3000 т на расстоянии до 2 м от днища). Он устанавливался на торпеды 53-38 (НВС мог применяться только в торпедах со специальными латунными боевыми зарядными отделениями).

Приборы маневрирования

В ходе Второй мировой войны во всех ведущих военно-морских державах продолжались работы по созданию приборов маневрирования для торпед. Однако только Германия смогла довести опытные образцы до промышленного производства (курсовые системы наведения FaT и её усовершенствованный вариант LuT).

FaT

Первый образец системы наведения FaT был установлен на торпеде TI (G7a). Была реализована следующая концепция управления — торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории («змейкой») со скоростью 5-7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со «змейкой» поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.

С мая 1943 году следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка «змейки» 800 м) стали устанавливать на торпедах TII (G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

LuT

Система наведения LuT была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двукратной установки поворотов до начала движения «змейкой». Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции — сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение «змейкой» поперек курса движения конвоя. Длина участка «змейки» могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счётно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

ru-wiki.org

Ракеты и торпеды с НОВЕЙШИМИ ЯДЕРНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ: как это работает?

Попробуем разобраться, как это работает?

Итак, до сих пор мы знали только о ядерных силовых установках для космических ракет. В космических ракетах обязательно есть вещество, которое, будучи разогретым или разогнанным ускорителем, питаемым ядерной силовой установкой, с силой выбрасывается из сопла ракеты и обеспечивает ей тягу. Вещество при этом расходуется и время работы двигателя ограничено.

Такие ракеты уже были и ещё будут. А вот за счёт чего движется ракета нового типа, если её дальность является "практически неограниченной"?

 

Чисто теоретически, кроме тяги на веществе, имеющемся в запасе на ракете, движение ракеты возможно за счёт тяги электрических двигателей с "пропеллерами" (винтовой двигатель). Электричество при этом производит генератор, питающийся от ядерной силовой установки.

Но такую массу без большого крыла на винтовой тяге, да ещё с винтами небольшого диаметра, в воздухе не удержать — слишком мала такая тяга. А это таки ракета, а не беспилотник.

Итого, остаётся самый неожиданный и, как оказалось, самый эффективный способ обеспечения ракеты веществом для тяги — взятие его из окружающего пространства. Т.е., как бы это удивительно ни звучало, но новая ракета работает "на воздухе"! В том смысле, что из её сопла вырывается именно разогретый воздух и более ничего! А воздух не закончится, пока ракета находится в атмосфере. Именно поэтому эта ракета — крылатая, т.е. её полёт проходит целиком в атмосфере.

Классические технологии ракет большой дальности старались сделать полёт ракеты выше, чтобы уменьшить трение о воздух и тем самым увеличить их дальность. Мы как всегда сломали шаблон и сделали ракету не просто большой, а неограниченной дальности именно в воздушной среде.

Неограниченная дальность полёта даёт возможность таким ракетам работать в режиме ожидания. Запущенная ракета прибывает в район патрулирования и нарезает там круги, ожидая доразведки данных о цели или прибытия цели в данный район. После чего неожиданно для цели немедленно её атакует.

Думаю, аналогично устроена и ядерная энергетическая установка для подводных аппаратов о которых говорил Путин. С той поправкой, что вместо воздуха используется вода.

Дополнительно об этом говорит то, что эти подводные аппараты обладают низкой шумностью. Известная торпеда "Шквал", разработанная ещё в советское время, имела скорость порядка 300 км/час, но была очень шумной. По сути это была ракета, летящая в воздушном пузыре. За малошумностью же стоит новый принцип движения. И он — тот же самый, что и в ракете, потому что универсален. Была бы только окружающая среда минимально необходимой плотности. Этому аппарату неплохо подошло бы название "Кальмар", потому что по сути это водомётный двигатель в "ядерном исполнении" )))

Что касается скорости, она кратно превосходит скорость самых быстрых надводных кораблей. Самые быстрые корабли (именно корабли, а не катера) имеют скорость до 100-120 км/час. Следовательно, с минимальным коэффициентом 2 получаем скорость 200-250 км/час. Под водой. И не очень шумно. И с дальностью в многие тысячи километров... Страшный сон наших недругов.

Относительно ограниченная по сравнению с ракетой дальность — временное явление и объясняется тем, что морская вода высокой температуры — очень агрессивная среда и материалы камеры, условно говоря, сгорания, имеют ограниченный ресурс. Со временем же дальность этих аппаратов может быть увеличена в разы только за счёт создания новых, более устойчивых материалов.

Я думаю, что 1 марта 2018 года Путиным обнародовано поистине эпохальное открытие российских учёных, в металле воплощённое нашими инженерами. Оно открывает новые, совершенно фантастические перспективы для военной техники и в перспективе — энергетики и транспорта вообще.

Автор Максим Исаев, vk.com/todaystory

Подробности об оружии, оснащенном новыми двигателями:МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ТОРПЕДЫ: последнее предупреждение?Межконтинентальная гиперзвуковая ракета «Авангард»

Предположительный вид гиперзвукового планирующего крылатого блока «Авангард»

Предположительный вид гиперзвукового планирующего крылатого блока «Авангард»

\

 

maxpark.com

56 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)53-56 / КИТ / изделие 22753-56В / изделие 27553-56ВА / 53-ВА / изделие 274  Прямоидущая противокорабельная бесследная торпеда. Разработка велась НИМТИ на базе исследований, проведенных по изучению тепловых кислородных двигателей в 1946-1950 г.г. Основой для исследований послужила трофейная германская документация. В ходе исследований создан экспериментальный образец торпеды с кислородным тепловым двигателем калибра 533 мм. Дальнейшая разработка торпеды передана в СКБ завода №175 "Красный прогресс" Минсудпрома СССР (г.Токмак). Главный конструктор - А.Б.Тополянский, заместитель главного конструктора - Берсудский М.Х. Принята на вооружение в 1956 г. Серийное производство торпед 53-56 велось на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). В процессе производства торпеда модернизирована для устранения ряда критичных недостатков, приводивших к снижению скорости и выходу торпед из строя. Постепенно кислородные торпеды 53-56 заменены на вооружении более надежными парогазовыми воздушно-керосиновыми 53-56В / 53-56ВА. По умолчанию данные торпеды 53-56.Торпеда 53-56ВА. Идентификация предположительная. Музей 411-я батарея, г.Одесса (фото - Александр Коновалов, http://forums.airbase.ru).Система управления и наведение - торпеда оснащена новым прибором маневрирования и новым оптическим неконтактным взрывателем НВ-57 (ГОИ им.Вавилова МОП СССР, главный конструктор - С.Я.Эмдин).

Торпеда 53-56ВА оснащена акустической пассивной системой самонаведения (ССН) и электромагнитным неконтактным взрывателем.Радиус реагирования ССН - 600 м

ССН торпеды 53-56ВА. Идентификация предположительная. Музей 411-я батарея, г.Одесса (фото - Александр Коновалов, http://forums.airbase.ru). Двигатель:- 53-56 - тепловой кислородный парогазовый двухцилиндровый горизонтальный поршневой двигатель подобный двигателю торпеды 53-51;Топливо - кислород, керосин, вода

- 53-56В / 53-56ВА - тепловой воздушный парогазовый двигатель мощностью 460 л.с., аналогичный двигателю торпеды 53-51;  двухцилиндровый горизонтальный.Топливо - воздух, керосинОбъем сжатого воздуха - 647 лДаление воздуха - 200 атм

Тепловой воздушный парогазовый двигатель мощностью 460 л.с., музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

Хвостовая часть торпеды 53-56ВА. Идентификация предположительная. Музей 411-я батарея, г.Одесса (фото - Александр Коновалов, http://forums.airbase.ru).

ТТХ торпеды: Калибр - 533,4 мм
  53-56 53-56В 53-56ВА
Длина 7450 мм 7738 мм 7488 мм
Масса 1900 кг 1900 кг 1875 кг
Масса ВВ 400 кг 400 кг 260 кг (210 кг по др.данным)
Дальность хода (при скорости) 8 км (50 уз)13 км (40 уз) 4 км (50 уз)8 км (40 уз) 11 км (32 уз)10 км (29 уз)
Модификации:- 53-56 КИТ - базовый вариант торпеды образца 1956 г., кислород + керосин. Торпеды 53-56 постепенно заменены на вооружении более надежными парогазовыми 53-56В / 53-56ВА.

- 53-56В - вариант разработанный на базе торпед 53-56 и 53-39ПМ / 53-51 специально для поставок на экспорт и практических стрельб и "несекретным" двигателем. Последняя отечественная торпеда с парогазовым воздушным тепловым двигателем. Принята на вооружение в 1964 г. Торпеда разработана СКБ завода №175 "Красный прогресс" Минсудпрома СССР (г.Токмак).

- 53-56ВА / 53-ВА - экспортная модификация торпеды 53-56В с пассивной акустической ССН, вероятно, аналогичная используемой на торпедах САЭТ-60. Принята на вооружение в 1966 г. Торпеда разработана НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор") для ВМС Югославии. В процессе создания торпеды неоднократно срывались сроки сдачи изделия Заказчику из-за неполадок в работе системы управления и ССН.

Носители  - подводные лодки и надводные корабли. 

Статус:СССР - состояла на вооружении.

- 1958 г. - торпеда 53-56 находится в серийном производстве на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата).- 1972 г. - на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) в серии находились торпеды 53-55В и для поставок на экспорт 53-56ВА / 53-ВА.- 1980 г. - на вооружении ВМФ есть торпеды 53-56, 53-56В, 53-56ВА.

 Экспорт - на экспорт поставлялась торпеда 53-56ВА как минимум в страны Варшавского договора.

Индия - имели место поставки торпед 53ВА.

Югославия:- 1966 г. - официальное начало поставок торпед. Торпеда 53-ВА создавалась ЦНИИ "Гидроприбор" по заказу ВМС Югославии.

Источники:Александров А.Б. Жизненные обстоятельства инженера или хроника пикирующего торпедиста. Сайт http://torpeda-idetbezkrena.narod.ru/, 2011 г.Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.Колядин П.К. Записки военпреда. Сайт http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.Коршунов Ю.Л., Строков А.А. Торпеды ВМФ СССР. С.-Пб., "Гангут", 1994 г.Форум "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru, 2010 г.Форум РПФ. Сайт http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2010 г.ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.Russia-USSR Torpedoes Post-World War II. Сайт http://www.navweaps.com, 2008 г.

militaryrussia.ru

Акустическая самонаводящаяся торпеда с пониженным шумом двигателя

Изобретение относится к противолодочному оружию, более конкретно к акустическим самонаводящимся торпедам. Торпеда содержит тепловой двигатель, полый вал с глушителем, свисток, микрофоны самонаведения и электрические заградительные фильтры. На конце глушителя, за винтами движителя, надет свисток. Свисток выполнен с возможностью прохождения через него отработанного газа с пониженной шумностью. Микрофоны самонаведения выполнены с возможностью преобразования звукоизлучения в звуковые сигналы. Электрические заградительные фильтры выполнены с возможностью пропускания только сигналов шумов корабля-цели. Достигается увеличение чувствительности системы самонаведения торпеды. 5 ил.

 

Изобретение относится к Военно-морскому флоту и применяется против надводных кораблей всех типов и классов.

Известна торпеда, имеющая для движения тепловой двигатель, создающий сильный шум от отработанного газа, выходящего наружу из торпеды, намного превосходящий по шуму сигнал-шум, исходящий от корабля-цели, во время приема его акустической системой самонаведения торпеды /см. лит. В.П.Дородных и В.А.Лобашевский. Торпеда, стр.27, 1984 г./.

Известна еще торпеда электрическая, у которой двигатель не создает шума, этим исключается влияние его на систему самонаведения торпеды. Основные недостатки этой торпеды в том, что она обладает малым энергоресурсом, имеет высокую стоимость и малую скорость движения, не более 30 узлов /см. лит. А.Ф.Забнев. Торпедное оружие, стр.25 и стр.40-41, табл.2, 1984 г./.

Целью настоящего изобретения является исключить влияние шума двигателя торпеды на систему самонаведения торпеды.

Данная цель достигается тем, что отработанный газ из теплового двигателя торпеды выбрасывается через внутренний полый вал-глушитель наружу, на конце которого после движителя винтов насажен свисток, преобразующий остаток шума отработанного газа в узкополосную звуковую частоту, задерживающуюся электрическим заграждающим /режекторным/ фильтром, находящимся на торпеде, но зато сигнал-шум корабля-цели будет проходить через электрические фильтры к системе самонаведения торпеды и затем к механизмам управления торпедой.

На фиг.1 изображена акустическая самонаводящаяся торпеда со своими основными частями.

На фиг.2 - структурная электрическая схема данной торпеды.

На фиг.3 - движение торпеды к кораблю-цели.

На фиг.4 - поперечное сечение корпуса торпеды.

Акустическая самонаводящаяся торпеда 1 состоит из следующих основных частей:

корпуса 2; теплового двигателя 3; полого вала 4 с глушителем 5; движителя с винтами 6,7; свистка 8, микрофонов 9,10; заграждающих /режекторных/ электрических фильтров 11,12; электрических усилителей 13,14; системы самонаведения 15 торпеды 1; механизма управления 16 торпедой 1; блока электропитания 17.

Все приведенные части торпеды на фигурах соединены между собой электропроводами.

На фиг.3 приводится торпеда 1 и ее движение 19 к кораблю-цели 18; сигнал-шум 20, исходящий от корабля-цели 18.

Акустическая самонаводящаяся торпеда действует следующим образом. При выходе торпеды 1 с торпедного аппарата в ней запускается тепловой двигатель 3; отработанный газ в нем поступает во внутренний вал 4 с глушителем 5, после этого пониженный шум теплового двигателя 3 проходит через свисток 8 и выбрасывается наружу, вне торпеды. Этим создается преобразованное звукоизлучение, отличающееся от шума теплового двигателя 3 торпеды 1.

Звук свистка и сигнал-шум, исходящий от корабля-цели, одновременно принимаются микрофонами 9,10. От микрофонов все принятые звуковые сигналы по электропроводам поступают на электрические заграждающие фильтры 11,12, в которых задерживаются звуки свистка 8 и одновременно при этом пропускаются сигналы-шумы, исходящие от корабля-цели 18. Эти шумы по электропроводам подаются на электрические усилители 13,14; после этого усиленные сигналы поступают на механизм управления 16 торпедой 1, направляющий их на корабль-цель 18.

Внутри корпус 2 торпеды 1 обложен звукоизолирующим материалом 21, поглощающим шум теплового двигателя 3 торпеды 1, к примеру губчатой резиной.

Для доказательства всего этого был проведен следующий опыт с устройством, состоящим из следующих материалов:

ванны 22 с водой; свистка 8 с воздухопроводом 23; пылесоса 24; гидрофона 25 (см. фиг.5).

При включении пылесоса 24 с его выхода шумящий воздух подавался через воздухопровод 23 на свисток 8. Свисток начинал излучать непосредственно в глубь воды в ванне определенную звуковую частоту, отличающуюся от издаваемого шума пылесоса 24, улавливаемую гидрофоном 25.

Отсюда вывод, что свист свистка в водной среде ничем не отличается от свиста в воздушной среде, и он происходит без изменения его частоты.

Акустическая самонаводящаяся торпеда с пониженным шумом двигателя, отличающаяся тем, что отработанный газ тепловым двигателем выбрасывается наружу через полый вал с глушителем, на конце которого за винтами движителя надет свисток, и при прохождении отработанного газа с пониженной шумностью через свисток создается преобразование звукоизлучения, отличающееся от шума теплового двигателя, и после приема их микрофонами самонаведения они превращаются в звуковые сигналы, и при поступлении этих сигналов по электропроводам к электрическим заградительным фильтрам они задерживаются ими, а сигналы шума корабля-цели свободно проходят через эти фильтры.

www.findpatent.ru

УГСТ / УГСТ-М | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534УГСТ-М

Универсальная глубоководная самонаводящаяся  торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР УГСТ "Физик" в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).

Торпеда УГСТ на одной из выставок военной техники в Санкт-Петербурге (http://www.oborona.ru).Торпеда УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, 27 июня 2009 г. (фото - ADV1971, http://photofile.ru).

Торпеда УГСТ (http://www.atrinaflot.narod.ru).

Компоновочная схема торпеды УГСТ. Обозначения: ГО - головной отсек, БЗО и ПЗО - боевое и практическое зарядные отделения, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - руксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных (http://www.gidropribor.ru).

Система управления и наведение - при применении с подводной лодки торпеда идет под телеуправлением до захвата цели системой самонаведения (ССН). Телеуправление осуществляется по проводам, разматываемым с двух катушек - на торпеде и на ПЛ. Комплекс управления использует буксируемую лодочную катушку телеуправления. Воздействие потока воды на скорости иногда приводит к закручиванию буксируемой катушки и обрыву провода телеуправления. Применение длинного кабель-троса для уменьшения этого эффекта исключает использование телеуправления на малых глубинах и возможность стрельбы многоторпедными залпами (в отличие от западных и китайских современных систем).

Торпеда имеет режим телеуправления, режим самостоятельного поиска по кильватерноу следу, режим следования курсу с заданным количеством маневров по обстановке.Длина провода системы телеуправления - 25 км (торпедная катушка), 5 км (буксируемая катушка).

Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, июнь 2009 г (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).

Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Справа внизу - разъем устройства ввода данных (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).

Для торпеды УГСТ разработано два типа систем самонаведения (ССН):1. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ГНПП "Регион" с плоской приемо-излучающей антенной решеткой с регулируемым сектором обзора. Так же в ССН задействованы многоканальные активные гидролокаторы.

2. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ЦНИИ "Гидроприбор". Считается, что ССН торпеды обладает некоторыми недостатками.

Радиус реагирования ССН:- 1200 м (по надводным корабалям)- 2500 м (по подводным лодкам)Радиус реагирования неконтактного взрывателя:- по подводным лодкам - 2 м- по надводным кораблям - 6-8 мВремя индикации кильватерного следа после прохода надводного корабля - до 350 сек

Органы управления курсом и глубиной - гидродинамические рули двухплоскостные рули оригинальной конструкции. Выдвигаются за калибр ракеты после выхода из торпедного аппарата.

Хвостовая часть торпеды УГСТ, хорошо видно сложенные гидродинамические рули и водозаборник водометного движителя (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).

Двигатель - тепловой аксиально-поршневой парогазовый двигатель АПД на унитарном (однокомпонентном) топливе. Мощность двигателя  - 350 кВт. Двигатель разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Особенность двигателя - вращающаяся камера сгорания с подачей топлива высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа. Запуск двигателя осуществляется стартовым пороховым зарядом, размещенным в камере сгорания. Вариант - тепловая пропульсивная система ТПС-53 (точно не идентифицировано). Движитель водометного типа соединен с двигателем без редуктора.Хвостовая часть торпеды УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, 27 июня 2009 г. (фото - ADV1971, http://photofile.ru).

Водометный движитель торпеды УГСТ (http://www.atrinaflot.narod.ru).

- УГСТ-М - на модификации торпеды использован тепловой турбинный двигатель 19ДТ, возможно, на унитарном (однокомпонентном) топливе, созданный и испытанный в 2002 г.

ТТХ торпеды:Калибр - 533 мм

  УГСТ УГСТ НАТО
Длина 7200 мм 6050 мм
Масса 2200 кг 1880 кг
Масса ВВ 300 кг 300 кг
Дальность хода максимальная 50 км 40 км
Дальность хода:- 40 км (скорость 50 уз)- 50 км (скорость 30 уз)- 60 км (с ТПС-53)Скорость хода максимальная :- 50 уз (1-й режим)- 40 уз (2-й режим, 30 уз по данным 2000 г.)- 65 уз (с ТПС-53)Глубина хода - до 500 мГлубина стрельбы с ПЛ - до 400 м

Типы БЧ - существует несколько модификаций БЧ.

Модификации:- УГСТ - базовая модель, длина 7200 мм для применения из торпедных аппаратов российского стандарта;

- УГСТ НАТО (наименование условное) - модификация длиной 6050 мм для применения из торпедных аппаратов стандарта НАТО.

- УГСТ-М - модификация с турбинным двигателем 19ДТ, принята на вооружение в 2004 г..

Носители: подводные лодки и надводные корабли (без телеуправления).

Статус: Россия- 2003 г. июнь - на морском салоне МВМС-2003 в Санкт-Петербурге впервые публично показана торпеда УГСТ. На второй день работы выставки торпеду закрыли от всеобщего обозрения.

- 2008 г. - МО России ведет закупки небольших объемов комплектующих и ЗИП к торпедам УГСТ. Объявлен конкурс на закупку 8 шт торпед УГСТ, произведено под конкурс 7 торпед заводом "Дагдизель". Возможно, торпеды закупались для оснащения новых ПЛ и ПЛА ВМФ России.

- 2009 г. - торпеда УГСТ представлена на выставке военной техники - морском салоне IMDS-2009. Торпеда предлагается на экспорт.

- 2012 г. 21 марта - на сайте госзакупок опубликован открытый тендер на техническое обслуживание торпед "Физик-1" / изделие 2534 в ходе испытаний ПЛАРК "Северодвинск" пр.885. По условиям тендера предполагается до 25 ноября 2012 г. завершить испытания торпед с подводной лодки. Судя по всему в ходе испытания планируется использовать 6-7 торпед УГСТ / "Физик-1", в т.ч. 2 торпеды с доработкой по программе расширенных испытаний. Работы с торпедами запланировалы Гособоронзаказом на 2012 г. Стартовая цена контракта по техническому обслуживанию и подготовке торпед - 96 млн. руб.

Фотографии:

Источники:Википедия - свободная энцикпедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.Кабанов А., Кульбицкий В., Санников Ю. Тепловые торпеды - высокоточное оружие. // Национальная оборона. № 12 / 2010 г.Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.ОАО «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Сайт http://www.gidropribor.ru, 2011 г.Оружие и технологии России. Том III: Вооружение Военно-морского флота. Под общей редакцией министра обороны РФ Сергея Иванова. М., «Оружие и технологии». 2001 г.Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2010 г.ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота . 1945-2000. Минск, Харвест, М., АСТ. 2001 г.

militaryrussia.ru

Торпеды

 

Осенью 1984 года в Баренцевом море произошли события, которые могли привести к началу мировой войны.

 

В район боевой подготовки советского северного флота неожиданно на полном ходу ворвался американский ракетный крейсер. Это произошло во время торпедометания звеном вертолетов Ми-14. Американцы спустили на воду скоростную моторную лодку, а в воздух подняли вертолет для прикрытия. Авиаторы североморцы поняли, что их целью является захват новейший советской торпеды.

 

Почти 40 минут длилась дуэль над морем. Маневрами и потоками воздуха от винтов советские летчики не давали назойливым янки приблизиться к секретному изделию, пока советский торпедолов благополучно не поднял его на борт. Подоспевшие к этому времени корабли охранения вытеснили американский крейсер за пределы полигона.

 

Торпеды всегда считались наиболее эффективным оружием отечественного флота. Не случайно за их секретами регулярно охотятся спецслужбы НАТО. Россия продолжает оставаться мировым лидером по количеству ноу-хау в применении при создании торпед.

 

Современная торпеда грозное оружие современных кораблей и подводных лодок. Она позволяет быстро и точно наносить удары по противнику в море. По определению торпеда это автономный самодвижущийся и управляемый подводный снаряд, в котором запечатано около 500 кг взрывчатого вещества или ядерная боевая часть. Секреты разработки торпедного оружия являются наиболее охраняемыми, и число государств, владеющих этими технологиями даже меньше количества членов «ядерного клуба».

 

В период Корейской войны в 1952 году американцы планировали сбросить две атомные бомбы каждая весом 40 тонн. В это время на стороне корейских войск действовал советский истребительный авиаполк. Советский Союз также имел ядерное оружие, и локальный конфликт в любую минуту могут перерасти в настоящую ядерную катастрофу. Сведения о намерениях американцев применить атомные бомбы стали достоянием советской разведки. В ответ Иосиф Сталин приказал ускорить создание более мощного термоядерного оружия. Уже в сентябре того же года министр судостроительной промышленности Вячеслав Малышев представил на утверждение Сталину уникальный проект.

 

 

Вячеслав Малышев предложил создать для первой атомной подводной лодки огромную ядерную торпеду Т-15. Этот 24-метровый снаряд калибра 1550 миллиметров должен был иметь вес 40 тонн, из которых только 4 тонн приходилось на боеголовку. Сталин одобрил создание торпеды, энергию для которой производили электрические аккумуляторы.

 

Это оружие могло бы уничтожать крупные военно-морские базы США. Из-за повышенной секретности строители и атомщики консультации с представителями флота не вели, поэтому никто не подумал как обслуживать такого монстра и стрелять, кроме того ВМС США имели всего лишь две базы доступные для советских торпед, поэтому от супергиганта Т-15 отказались.

 

В замена моряки предложили создать атомную торпеду обычного калибра, которая могла бы применяться на всех подводных лодках. Интересно, что калибр 533 миллиметра общепринятый и научно обоснован, так как калибр и длина это фактически потенциальная энергия торпеды. Скрытно наносить удары по вероятному противнику можно было только на большие дистанции, поэтому конструкторы и военные моряки отдали приоритет тепловым торпедам.

 

Десятого октября 1957 года в районе Новой Земли были проведены первые подводные ядерные испытания торпеды калибром 533 миллиметра. Новой торпедой стреляла подводная лодка С-144. С дистанции 10 километров подлодка выполнила одно торпедный залп. Вскоре на глубине 35 метров последовал мощный атомный взрыв, его поражающие свойства фиксировали сотни датчиков, размещенных на боевых кораблях, находившихся в районе испытаний. Интересно, что экипажи во время этого опаснейшего элемента заменили животными.

 

 

По итогам этих испытаний, военный флот получил на вооружение первую атомную торпеду 5358. Они относились к классу тепловых, так как их двигатели работали на парах газовой смеси.

 

Атомная эпопея это только одна страница из истории российского торпедостроения. Более 150 лет назад идея создать первую самодвижущую морскую мину или торпеду выдвинул наш соотечественник Иван Александровский. Вскоре под командованием адмирала Макарова впервые в мире была применена торпеда в бою с турками в январе 1878 года. А в начале Великой Отечественной войны советские конструкторы создали самую высокоскоростную торпеду в мире 5339, что значит 53 сантиметра и 1939 года. Однако подлинный рассвет отечественные школы торпедостроения произошел в 60-е годы прошлого века. Его центром стал ЦНИ 400, в последствие переименованный в «Гидроприбор». За прошедший период институт передал советскому флоту 35 различных образцов торпед.

 

Помимо подлодок торпедами вооружались морская авиация и все классы надводных кораблей, бурно развивающегося флота СССР: крейсеры, эсминцы и сторожевые корабли. Также продолжали строиться уникальные носители этого оружия торпедные катера.

 

В тоже время состав блока НАТО постоянно пополнялся кораблями с более высокими характеристиками. Так в сентябре 1960 года на воду был спущен первый в мире атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» водоизмещением 89000 тонн, с 104 единицами ядерных боеприпасов на борту. Для борьбы с авианосными ударными группами имеющих сильную противолодочную оборону, дальности существовавшего оружие было уже недостаточно.

 

Не замеченными к авианосцам могли подойти только подводные лодки, но вести прицельную стрельбу по большому кораблю прикрытого кораблями охранения было крайне сложно. Кроме того за годы Второй мировой войны американский флот научился противодействовать системе самонаведения торпеды. Чтобы решить эту проблему советские ученые впервые в мире создали новое торпедное устройство, которое обнаруживала кильватерную струю корабля и обеспечивала его дальнейшее поражение. Однако тепловые торпеды имели существенный недостаток их характеристики резко падали на большой глубине, при этом их поршневые двигатели и турбины издавали сильные шумы, что демаскировало атаковавшие корабли.

 

В виду этого конструкторам пришлось решать новые задачи. Так появились авиационная торпеда, которая размещались под корпусом крылатой ракеты. В результате время поражения субмарин сократилась в несколько раз. Первый такой комплекс получил название «Метель». Он был предназначен для стрельбы с подводными лодками со сторожевых кораблей. Позже комплекс научился поражать и надводные цели. Ракето-торпедами были вооружены и субмарины.

 

В 70-х годах ВМС США переквалифицировали свои авианосцы из ударных, в многоцелевые. Для этого был заменен состав базирующихся на них самолетов в пользу противолодочных. Теперь они могли не только наносить воздушные удары по территории СССР, но и активно противодействовать развёртыванию в океане советских подводных лодок. Для прорыва обороны и уничтожения многоцелевых авианосных ударных групп, советские подлодки стали вооружаться крылатыми ракетами, стартовавшими из торпедных аппаратов и летевших на сотни километров. Но даже это дальнобойное оружие не могло потопить плавучий аэродром. Требовались более мощные заряды, поэтому специально для атомоходов типа «Щука» конструкторы «Гидроприбор» создали торпеду увеличенного калибра 650 миллиметров, которая несет более 700 килограммов взрывчатки.

 

 

Этот образец используется в так называемой мертвой зоне своих противокорабельных ракет. Он наводится на цель либо самостоятельно, либо получает информацию от внешних источников целеуказания. При этом торпеда может подойти к противнику одновременно с другими средствами поражения. Защититься от такого массированного удара практически невозможно. За это она получила прозвище «убийца авианосцев».

 

В повседневных делах и заботах советские люди не задумывались об опасностях связанных с противостоянием сверхдержав. А ведь на каждого из них было нацелено в эквиваленте около 100 тонн боевых средств США. Основная масса этого оружия была вынесена в мировой океан и размещена на подводных носителях. Главным оружием советского флота против субмарин были противолодочные торпеды. Традиционно для них использовались электрические двигатели, мощность которых не зависела от глубины хода. Такими торпедами вооружались не только подводные лодки, но и надводные корабли. Самыми мощными из них были большие противолодочные корабли. Долгое время наиболее распространенные противолодочные торпеды для субмарин были СЭТ-65, но в 1971 году конструкторы впервые применили телеуправление, которое осуществлялось под водой по проводам. Это резко увеличило точность стрельбы подлодок. А вскоре была создана универсальная электроторпеда УСЭТ-80, которая эффективно могла уничтожать не только субмарины, но и надводные корабли. Она развивала высокую скорость более 40 узлов и имела большую дальность. Кроме того поражала на глубина хода недоступной для любых противолодочных сил НАТО - свыше 1000 метров.

 

В начале 90-х годов после распада Советского Союза заводы и полигоны института «Гидроприбор» оказались на территории семи новых суверенных государств. Большинство предприятий были разграблены. Но научные работы по созданию современного подводного ружья в России не прерывались.

 

сверхмалая боевая торпеда

 

Подобно беспилотным летательным аппаратом торпедным оружием в ближайшие годы будут пользоваться с возрастающим спросом. Сегодня Россия строит боевые корабли четвертого поколения, и одной из их особенности является интегрированная система управления оружием. Для них специально созданы малогабаритные тепловые и универсальные глубоководные торпеды. Их двигатель работает на унитарном топливе, которое по сути является жидким порохом. При его горении выделяется колоссальная энергия. Данная торпеда универсальна. Она может применяться с надводных кораблей, подводных лодок, а также входить в состав боевых частей авиационных противолодочных комплексов.

 

Технические характеристики универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды с телеуправлением (УГСТ):

Вес - 2200 кг;

Вес заряда - 300 кг;

Скорость - 50 узлов;

Глубина хода - до 500 м;

Дальность - 50 км;

Радиус самонаведения - 2500 м;

 

 

В последнее время состав американского флота пополняют новейшие атомные субмарины класса «Вирджиния». Их боезапас включает 26 модернизированных торпед Mk 48. При стрельбе они устремляются к цели расположенной на дальности 50 километров со скоростью 60 узлов. Рабочие глубины хода торпеды в целях неуязвимости для противника составляют до 1 километра. Противником данных лодок под водой призвана стать российская многоцелевая подводная лодка проекта 885 «Ясень». Ее боезапас составляет 30 торпед, а секретные пока характеристики ни в чем не уступают.

 

И в заключении хотелось бы отметить, что торпедное оружие хранит в себе массу секретов, за каждый из которых вероятному противнику в бою придется заплатить дорогую цену.

korabley.net

MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Комплекс ВА-111 "Шквал", торпеды М-4 / М-5

Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик - ГНПП "Регион" (по состоянию на 2012 г. входит в "Корпорацию "Тактическое Ракетное Вооружение").

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам "Белка" и "Колонок". В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне - ГНПП "Регион") во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) - изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды "Шквал" стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов (позже - с 1967 по 1979 г.г. - бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже - Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)САЭТ-60 / ДЭСТ / изделие 228САЭТ-60М / изделие 228САЭТ-60А / ДЭСТ-2 / изделие 228САЭТ-60МЭ / изделие 228

Противокорабельная самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда / дальноходная электрическая самонаводящаяся торпеда (ДЭСТ). Торпеда разработана СКБ завода "Двигатель" совместно с НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"), главный конструктор - П.В.Матвеев. Разработка велась как минимум с 1957 г., торпеда принята на вооружение в феврале 1960 г. Модификация САЭТ-60М принята на вооружение в 1969 г. Серийное производство велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).

Торпеда САЭТ-60А. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М"АПР-2Е "Ястреб-Э"  Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение. Первое упоминание в прессе АПР-2 - 1992 г.

 

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)МГ-74 / МГ-74Э  "Корунд-2"МГ-74М / МГ-74МЭ "Корунд-2М"

Самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия. Разработан, вероятно, ЦНИИ "Гидроприбор", принят на вооружение в 1974 г. Серийно приборы производились заводом "Двигатель" (г.Ленинград, ныне - Санкт-Петербург). По своим внешним обводам, основным составным частям, энергосиловой установке, системе управления движением, вспомогательным системам и устройствам, элементам стыковки с торпедным аппаратом прибор аналогичен электрической торпеде.

Назначение прибора:- подавление приемных трактов гидроакустических средств противолодочных сил;- подавление систем самонаведения торпед;- отвлечение противолодочных сил на ложные направления;- отведение самонаводящихся торпед от ПЛ.

В режиме подавления приборы излучают мощные гидроакустические помехи; врежиме ловушки имитируют ходовые шумы и эхо-сигналы ПЛ, маневрируя по программе, соответствующей поведению ПЛ при уклонении от противолодочных сил и от самонаводящихся торпед.

Прибор гидроакустического противодействия МГ-74 (http://www.kremalera.narod.ru).

Схема прибора гидроакустического противодействия МГ-74МЭ (http://milparade.com).

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)УМГТ-1 "Водопад"УМГТ-1 "Орлан" / АТ-3 / изделие 297УМГТ-1 "Ветер"УМГТ-1 "Раструб-Б"УМГТ-1 "Дукат-2"УМГТ-1М / УМГТ-1МЭ Универсальная малогабаритная противолодочная торпеда, самонаводящаяся. Разработана в НПО "Уран" Минсудпрома СССР (ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством главного конструктора В.А.Левина. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр.690 BRAVO. Принята на вооружение в 1981 г. в качестве боевой части противолодочного ракетного комплекса РПК-6 "Водопад". Позже на вооружение приняты модификации торпеды для применения в других ракетных комплексах, а так же для противолодочной авиации. Торпеда предназначена для поражения подводных лодок в любом положении, транспортов и других небронированных кораблей. Модификация УМГТ-1М создана ЦНИИ "Гидроприбор" после 1991 г.

 

Торпеда УМГТ-1, выставка техники на аэродроме Кневичи, Дальний Восток, 9 апреля 2012 г. (http://quick-spinch.livejournal.com).

Ил-38 и торпеда УМГТ-1. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

Торпеда УМГТ-1 (http://forums.airbase.ru).

Торпеда УМГТ-1МЭ (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.).

 

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)53-65 / ССТ / Б-1-5153-65М / изделие 26653-65МА / 53-65А / ССТ-2 / изделие 234

Противокорабельная торпеда. Разработана Ломоносовским филиалом НИИ-400 (позже переименован в НИИ "Морпеплотехника") на базе торпеды 53-61 по теме НИР Б-1-51. Главный конструктор - Кокряков Д.А - в 1964 г. удостоин Ленинской премии СССР за создание торпеды. Разработка приборов управления торпеды ССТ начата в 1958 г. Испытания опытной партии торпед ССТ начаты на оз.Иссык-Куль в 1961 г. Государственные испытания торпеды ССТ завершены в 1965 г. в то же году она принята на вооружение под названием 53-65.

В 1969 г. Ломоносовским филиалом НИИ-400 выпущен модернизированный вариант 53-65М и в том же году выпущен вариант 53-65К с кислородным тепловым двигателем. Торпеда 53-65К в инициативном порядке разработана КБ завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) без техзадания, НИР и ОКР с использованием выпускавшихся серийно узлов и деталей других торпед.

На базе торпеды 53-65 Ломоносовским филиалом НИИ-400 в 1967 г. начато создание торпеды ССТ-2 / 53-65МА / 53-65А для ПЛА пр.705 с автоматической системой торпедной стрельбы. На торпеде устанавливалась новая ССН и модернизировался двигатель, торпеды оборудованы электрической системой ввода стрельбовых данных. По предложению ОКБ завода им.С.М.Кирова введено практическое отделение торпеды с надувной элластичной емкостью вместо раздвижной. Испытания торпеды ССТ-2 начаты в 1968 г. и продолжены в 1969 г. на озере Иссык-Куль. Испытания торпеды 53-65МА / ССТ-2 завершены в декабре 1969 г. Торпеда 53-65А для ПЛА пр.705 принята на вооружение в 1973 г. и серийно производилась на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). По умолчанию данные торпеды 53-65.

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)МГ-104

Самоходный прибор гидроакустического противодействия. Разработан ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор - Р.А.Лукин. Принят на вооружение подводных лодок ВМФ в 1987 г. Прибор предназначен для защиты от торпед противника в качестве ложной цели. Прибор размещается вне корпуса ПЛ в унифицированной забортной пусковой установке (УЗПУ)...

Прибор МГ-104. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru).

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)СЭТ-72 / МГТ-3 / изделие 270

Универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда. Торпеда разработана в ЦНИИ "Гидроприбор" под руководством В.И.Сендерихина (позже - А.И.Эфендиев) с учетом итогов конкурса торпед УСТ, объявленного ВМФ в 1964 г. По итогам конкурса, выбрана электрическая торпеда с водно-химическим источником тока (ВХИТ) - аналогичная ЭУ выбрана и для универсальной торпеды СЭТ-72. Торпеда принята на вооружение в 1972 г. и предназначалась для замены торпед МГТ-1 и СЭТ-40. Фактически эксплуатация торпеды в ВМФ СССР начата в 1975 г. За время эксплуатации в составе ВМФ СССР произведено около 20 выстрелов торпедами в боевой комплектации - ни в одном из выстрелов скорость 40 уз не достигнута. Торпеда неоднократно модернизировалась в 1970-1980-е годы.

Опытовый вариант торпеды СЭТ-72 (фото из архива Igor_Feo, http://forums.airbase.ru).
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)"Малышка" / МТТКомплекс "Пакет" / "Пакет-НК"

Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда / торпеда-компонент комплекса "Пакет". Разработка торпеда начата  в 2001 г. совместно НИИ "Мортеплотехника", ГНПП "Регион" и заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). Головной разработчик - ГНПП "Регион", НИИ "Мортеплотехники" обеспечивали создание энергодвижительного модуля торпеды. Наименование НИР по созданию торпеды - "Малышка". Согласно официальным описаниям торпеда может применяться не только против подводных лодок, но и против надводных кораблей. Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. торпеда предлагается на экспорт.

Торпеда МТТ (http://www.oborona.ru).

Торпеда МТТ и её компоновочная схема: АМ - аппаратурный модель, БЗО - боевое зарядное отделение, ОА - отсек адаптации, РО - резервуарное отделение, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение (http://www.gidropribor.ru).

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)ОКР "Безмолвие"

Опытная малошумная противолодочная торпеда. Разработка по теме ОКР "Безмолвие" велась ЦНИИ "Гидроприбор" с 1975 г., главный конструктор - Б.А.Казнаков. Торпеду предполагалось оснастить системой телеуправления. По состоянию на 1977 г. разработка темы не была завершена.

Каталог военной техники:

Наши партнеры:

free counters

Последние комментарии

И вот все бы хорошо, но вот в одном из рассказов меня фрагментик один насторожил:Или...

oldstaryi Wrote:Макс, специально для вас нашёл воспоминания одного начсектора по...

oldstaryi Wrote:Оттуда же.."Не могу не вспомнить интереснейшее, чисто советское...

нашёл топопривязчик, но вид только сзади...

Смотрим фильм с забойной музыкой...https://www.youtube.com/watch?time_cont ... X3hXWV9PbI

Ж

Упражнение упражнением, только это скорее исключение из общей практики. Ракета...

Ж

Уважаемый Кот 45, ваше предположение об установке втулок в ПРТБ не верно. Существовало...

oldstaryi Wrote:Димми, может быть вам удастся найти фото и описание топопривязчика...

militaryrussia.ru


Смотрите также