ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации). Двигатель танка т 72


Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.

Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.

За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.

И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.

 

 

Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.

Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.

 

 

Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

 

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).

 

 

«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.

Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.

Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Кроме того, повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

 

 

 

Танк T-72 с двигателем 5TДФMA-1: основные отличия от серийного танка Т-72Б

 

♦ Двигатель мощностью 1050 л.с.

♦ Кумулятивная динамическая защита башни типа «Нож»

♦ Кондиционер боевого отделения

♦ Вспомогательная силовая установка

♦ Трансмиссия с повышенным КПД.

 

 

Тактико-технические характеристики танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

№ п/п

Параметр

Значение

1.

Боевой вес, т.

42,7

2.

Экипаж, человек

3

3.

Размеры Д х Ш х В, мм

9530 х 3460 х 2226

4.

Клиренс, мм

470

5.

Двигатель, мощность л.с.

Пятицилиндровый двухтактный оппозитный с турбонаддувом 5ТДФМА-1, 1050 л.с. с валом отбора мощности на привод вентилятора

6.

Трансмиссия

Механическая с гидроуправлением. Соосные бортовые коробки передач, планетарные, четырёхрядные, семискоростные с фрикционным включением при помощи бустеров. Постоянный привод на соосные однорядные бортовые передачи

7.

Скорость максимальная, км/ч.

60,5

8.

Запас хода по топливу, км

500

9.

Эквивалентная бронезащита башни, мм

550 + ДЗ «Нож»

10.

Эквивалентная бронезащита корпуса, мм

450 + ДЗ «Контакт»

11.

Пушка, калибр мм

Гладкоствольная 2А46М – ПУ ПТУР,125 мм, с эжектором и термозащитным кожухом

12.

Скорострельность с использованием автомата заряжания, выстр./мин.

6-8

13.

Боекомплект, выстрелов

39, из них 22 в автомате заряжания

14.

Типы применяемых снарядов

БОПС, ОФС, КС, ПТУР 9М119М «Рефлекс-М» (АТ-11 «Sniper-B» по классификации НАТО)

15.

Комплекс управляемого ракетного вооружения

9К120 «Свирь»

16.

Принцип действия системы наведения ракеты

Полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в луче лазера

17.

Спаренный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

ПКТ, 7,62 мм, 2000 патронов

18.

Зенитный пулемёт, тип, калибр, боекомплект

НСВТ «Утёс»,12,7 мм, 300 патронов

19.

Система постановки дымовых завес, кол-во и калибр мортир, применяемые гранаты.

Система «Туча-902Б», 8 мортир 82 мм, гранаты 3Д6 и 3Д17

20.

Прицельный комплекс наводчика

1А40-1, со стабилизированным полем зрения, встроенным лазерным дальномером и танковым баллистическим вычислителем (ТБВ)

21.

Баллистический вычислитель

1В528 на основе микропроцессора

22.

Прицел-прибор наведения

1К13-49, для дубляжа 1А40-1 и обеспечения стрельбы управляемыми снарядами

23.

Механизм поворота башни

Гидравлический с ручным дублированием

24.

Стабилизатор

2Э42-2 «Жасмин»

25.

Комбинированный (дневной/ночной). прибор наблюдения командира

ТКН-3В, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

26.

Ночной прибор наблюдения механика-водителя

ТВНЕ-4Б, электронно-оптический, перископический, бинокулярный

27.

Ходовая часть

Гусеничная. 6 катков на борт

28.

Гусеница

Металлическая с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатая с цевочным зацеплением

29.

Ведущее колесо

Заднего расположения, со съёмными венцами и устройством предотвращения схода гусеницы

30.

Опорный каток

Двухскатный с наружными резиновыми шинами, диски штампованные из алюминиевого сплава. Передние катки с дополнительным подшипником

31.

Направляющее колесо

Двухскатное из литых дисков

32.

Поддерживающий ролик

Однобандажный с внутренней амортизацией. Болтовое крепление к корпусу

33.

Подвеска

Индивидуальная торсионная несоосная

34.

Гидроамортизатор

Гидравлический лопастной на 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески, соединён с балансиром тягой и двумя шарнирами

35.

Радиостанция

Р-173

36.

Танковое переговорное устройство

Р-174

37.

Кондиционер

КС-4,5. Холодопроизводительность 3500 Вт, воздухопроизводительность не менее 500 куб.м/ч, диапазон поддерживаемой температуры от 18 до 30°С

38.

Вспомогательная силовая установка, марка, мощность кВт, время непрерывной работы

ЭА-10, 10 кВт. 24 часа

39.

Система защиты от оружия массового поражения

Фильтровентиляционная установка, прибор радиационной и химической разведки ГО-27

40.

Оборудование для самоокапываня

Устр-во самоокапывания «Элемент»

41.

Оборудование для подводного вождения танка

Система ОПВТ и система «Брод»

 

 

Конструктивные изменения танка Т-72Б (объект 184) с двигателем 5ТДФМА-1

 

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72, путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения, незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от повышающего редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом. Комплекс конструкторских мероприятий позволил повысить производительность измененной системы охлаждения двигателя на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%, при этом достигнута 6% экономия топлива.

Предложенная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Повышение удельной мощности машины позволило повысить её защищённость за счёт установки встроенной динамической защиты башни, аналогичной применяемой в БМ «Булат».

 

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

Танк Т-72 с двигателем 5ТДФМА-1 (вариант модернизации)

Текст: п-к Клименко А.С., Березуцкий С.М.Фото ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»

Танк Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты, устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах, отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.

Необходимость наличия кондиционера – требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских военных, тепловизионная система Catherine французского производства, установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С, поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что не только приводит к выходу из строя электронных компонентов аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.

За сорок лет, прошедших с момента создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом – при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых динамических характеристик машины невозможно.

И без того ограниченный, моторесурс танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении. Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью, существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки вышеупомянутого агрегата.

Осмыслив вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.

Специалистами ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.

Экспериментальная машина проходит ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050 л.с.

Схема модернизации моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя 5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).

«Изюминкой» двигателей семейства 5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например, эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не более 1 часа) допустимая до +125° С.

В ходе реализации проекта модернизации шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя, изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока (моторно-трансмисионной установки) в целом.

Для примера: производительность измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6% экономия топлива.

Созданная конструкция МТО более компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт.

gurkhan.blogspot.com

Танк Т-72БА – описание, фоторепортаж и фотодетализация

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий

 

 

История появления в Российских вооруженных силах модернизированного танка Т-72БА восходит свои корнями к началу 90-х годов ХХ века. В 1991 году нижнетагильский «Уралвагонзавод» продолжал выпуск танка Т-72Б, его экспортной модификации Т-72С, совместно с УКБТМ вел работы по модернизации и совершенствованию «объекта 184», готовился к серийному производству «объекта 188», параллельно велись работы по еще более перспективным машинам. В это же время производством «Бэшки» занимался еще и Челябинский тракторный завод. Однако развал Советского Союза поставил крест на производственных планах. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийное производство Т-72Б было свернуто на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков было свернуто окончательно и навсегда. УВЗ какое-то время продолжал выпуск экспортной продукции, инженерных машин и лелеял надежды на развертывание крупной серии Т-90 («объект 188»). Однако обвальная конверсия 1992 года вынудила «Уралвагонзавод» заняться новым для себя делом – освоить ремонт танков Т-72Б, а так же ремонт Т-72А с модернизацией до уровня Т-72Б. Это, казалось бы, не сложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где собственно разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов. Организовать слив топлива и масел и многое другое. За 1992 год УВЗ в целях эксперимента отремонтировал для МО 10 машин в вариантах Т-72Б и Б1. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б составила 8400000 рублей, а до уровня Т-72Б1 – 6850000-6400000 рублей соответственно. При этом, для справки, стоимость Т-72С изготовленного в этот же период составляла 14500000 рублей* [указаны внутренние цены на момент описываемых событий]. Таким образом, модернизация тянула на 44-58% стоимости от нового танка. Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми, же ТРЗ была отпугивающей. Тем не менее, руководство УВЗ в лице гендиректора Серякова В.С. прибывало в благостных надеждах планируя осуществлять в 1993 году ремонт до 40 машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны 3 варианта глубокой модернизации:

1-й вариант «Б» с установкой ВДЗ, «Шторы» и КУВ «Свирь»;

2-й вариант «Б1» с установкой ВДЗ и «Шторы»;

3-й вариант «т.н. идеальный» с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, «Шторой» и КУВ «Рефлекс».

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, т.к. программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу отсутствия средств у МО. Вместо этого в 1993 году УВЗ небольшими партиями проводил простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 годы включительно работ по модернизации и ремонтам Т-72 не проводилось.

Со сменой генерального директора (в июле 1997 года на эту должность вступил Николай Александрович Малых) оживились и работы в области ремонта/модернизации Т-72-х. В 1998 году для отработки навыков по модернизации было решено взять у МО 20-30 изделий на капитальный ремонт. В марте 1998 года была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированного СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-5». К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби. Однако данный вариант опять-таки оказался дорог для родного МО. Кроме этих машин, ставших прототипами для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 машин «объект 184» и «объект 172М». Объем доработок, как и 5 лет назад на них был невелик. В следующем 1999 году МСЗ УВЗ были отремонтированы уже 30 машин Т-72Б и Б1. Настало время «узаконить» проводимые при ремонте доработки, в связи с чем, в период с 15.10. по 26.11.2000 года были проведены государственные испытания модернизированного танка. После их успешных завершений танк был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» и «объект 184А1» по внутризаводской документации).

Первые серии модернизированных таким образом машин (1998-2000 гг.) были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» (часть с «Контакт-5»), доработанным до уровня Т-72Б последних серий выпуска (1991 г.) СУО 1А40-1. Внешне машина с доработанным СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, но ввод суммарной поправки оставался по-прежнему ручной. Позже на Т-72БА начали устанавливать модернизированное красногорским «Зенитом» СУО 1А40-1М. Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

• наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

• учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

• автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

• полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

• расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира.

В состав СУО 1А40-1 и 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 9М119 и 9М119М. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

В 2005 году, после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М2.

Штатные стабилизаторы вооружения 2Э28М и 2Э42-2 заменены на новый 2Э42-4. Стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальной плоскостях. Обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

Взамен дизелей В-84-1 и В-84М танка Т-72Б, имеющих проблему в виде перегрева и прогара выпускного коллектора, на Т-72БА установлен улучшенный двигатель этого семейства – дизель В-84МС. На выпускных коллекторах этого двигателя установлены сильфоны смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило температурный режим работы коллектора и снизило тепловую заметность танка. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б – танк Т-72С «Shilden». Аналогично танку Т-90 обр. 1993 года была доработана трансмиссия. С 1999 года на модернизированные Т-72БА устанавливается новая ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ (черт. 172.55.010сб1) и с возможностью установки асфальтоходных башмаков (черт. 188.91.009сп), соответственно были применены новые ленивец и звездочка ведущего колеса.

В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища. Под сиденьем механика-водителя был установлен поперечный пиллерс и два дополнительных ребра жесткости под днищем. Рядом с сиденьем установлена распорная стойка, а само сиденье механика-водителя подвешено к крыше корпуса. Между ребрами жесткости установлены накладные броневые листы (вариант).

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до соответствия чертежу 185.40.005сб принятому на Т-72Б с 1989 года, при этом в обязательном порядке передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резино-металлические.

Следующая серия машин (1999-2002 гг.) в целом была аналогична первой, но имела уже комплекс ВДЗ «Контакт-5». «Контактом-5» были оснащены так же несколько машин модернизированных в1999 г, а в 2000 году встречались машины с НДЗ, так что принятое автором разделение на серии носит несколько условный характер.

С 2003 года на Т-72БА было введено унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2 отработанное на Т-90С индийского заказа, аналогичное установкам МТО на Т-90А. Помимо двигателя, сюда входит усиленная трансмиссия, алюминиевые радиаторы с повышенной теплоотдачей, доработанная система воздухоочистки с длинной конфузорной трубой. Внедрены средства ИК-маскировки аналогично Т-90А. Ходовая часть усовершенствована – увеличен динамический ход катков. Установлено ППО с системой управления 3ЭЦ13-1. Комплекс средств связи «Абзац», который включает УKB радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности. Установлен клапан автоматического слива отстоя, ночной прибор механика-водителя ТВН-5.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем предписанных инструкцией 1978 года.

Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются.

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит обезличивание и доведение до единого стандарта. Так, например в 2006 году на ремонт поступили 2 танка Т-72Б, произведенных УВЗ весной 1991 года по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, ремонт проводить по стандартной ремонтной документации. Единственные отличия, которые сохраняются у машин прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 год неоднократно менялась конструкция комбинированного наполнения ВЛД корпуса и скул в башне. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт в соответствии с «Инструкцией по ремонту БП», в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранние утилизированного танка. Для целей подобного ремонта, а так же для модернизации машин очень ранних выпусков, ГАБТУ создает резерв танковых башен, причем в резерв идут башни исключительно чертежа 172.10.100сб и выпуска не ранее 1989 года. Случаи же ремонта машин с боевыми повреждениями не так уж и редки.

Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту 5 машин с «дырами» в корпусе и башнях пришедших на завод в 2005 году. Среди них отыскалась «семдесятдвойка» принимавшая участие в боях 1996 года за г.Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне был убит. После извлечения останков тел погибших танкистов машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там, на одном из БТРЗ, машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 года она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. При осмотре были найдены следы крови и полуразложившиеся останки человеческих тканей. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машина была эвакуирована на артиллерийско-боеприпасный полигон «Института испытания металлов», где с соблюдением необходимых осторожностей была разряжена. Вообще состояние машин приходящих на завод из войск никакой критике не поддается. Зачастую все, что можно разграблено, разбито, разукомплектовано. На броне и на полках растут мох, травы, и даже… березки!

Схема работ по ремонту с модернизацией выглядит приблизительно следующим образом:

1. Поставка партии машин на завод с БХ или в/ч

2. Разгрузка

3. Слив топлива, масел и прочих жидкостей

4. Полный демонтаж

5. Дефектация узлов и агрегатов

6. Дробеструй

7. Доработка корпуса под установку двигателя, трансмиссии, приводов управления и систем двигателя

8. Доработка башни под монтаж СУО, пушки, модифицированного автомата заряжания

9. Окраска

10. Ремонт узлов и агрегатов

11. Изготовление и закупка новых узлов и агрегатов

12. Монтаж систем, узлов и агрегатов (как новых, так и капитально отремонтированных) в корпусе:

• доработка и установка модернизированных бортовых передач и внутренних редукторов;

• установка нового либо капитально отремонтированного двигателя;

• установка новой трансмиссии;

• монтаж новых систем двигателя;

• установка новых приводов управления;

• установка новой ходовой части;

• установка новой электропроводки и электрооборудования;

• установка системы ППО;

• установка новых средств связи;

• установка нового автомата заряжания и т.д. и т.п.

13. Монтаж систем, узлов и агрегатов (как новых, так и капитально отремонтированных) в башне и на башне:

• монтаж подбоя и надбоя;

• установка вооружения;

• монтаж элементов СУО;

• установка новых средств связи и т.д. и т.п.

14. Монтаж башни на корпусе

15. Монтаж комплекса ДЗ

16. Настройка и контрольно-проверочные работы

17. Окраска

18. Сдаточные испытания

19. Отгрузка

Данная схема объясняет высокие затраты на модернизацию относительно выпуска новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается, тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве имеют место расходы на заготовку материалов и собственно изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и как следствие машины целиком. Кроме того Государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, да же в наших современных вполне рыночных капиталистических условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Так же весьма трудозатратны ручные корпусные работы при проводимой модернизации – резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией – невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства Обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и практически нулевым уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование необходимое для ремонта поставлялось либо с хранения и Госрезерва либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того БТРЗ как правило не выполняли сложные корпусные работы. Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом. В частности в США. Помимо того что все работы связанные с ремонтом и модернизацией БТТ производятся на государственных арсеналах их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины.

Парадокс ситуации в том, что в СССР и России экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машины и ее модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставленной на экспорт, скажем в Индию или Алжир, вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика, и именно потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» стоимости.

Первое появление Т-72БА на публике состоялось в июле 2000 года во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс – 2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич», Уралвагонзавод на правах радушного хозяина, предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что как-то различить можно было, только часть ствола. Не обошлось и без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из передач «Ударная сила» 1 канала, сдобренное комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая российская боевая машина (см. видео tank_T-72AB.avi). Реальность была на много проще и банальнее…

В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276 мсп, 239 тп 34-й МСД, а также в 81 мсп и 152 тп 27-й МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники приуроченных к празднику Дня Победы в городах Екатеринбург и Самара. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных как «Южный щит-2006», учения лета 2008 года в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: танки Т-72БА как правило являются машинами командиров взводов.

Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в состав частей СКВО (г.Владикавказ).

По велению времени для обучения экипажей танков Т-72БА были разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А». На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные соответственно в городах Екатеринбург и Владикавказ.

Давать оценку данному варианту модернизации довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более дорогих вариантах модернизации Т-72. В 1998-99 гг. отпускная цена завода на данные машины была ниже их себестоимости на 13-34%. Т.е. УВЗ делал модернизацию танков для нашей Армии в убыток себе. На сегодняшний день МО так же не спешит расщедрится – поставки идут на грани рентабельности. Таким образом, Т-72БА можно назвать «модернизацией по деньгам» – за что заплатили, то и получили! Не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика с весьма скудным финансированием.

Далее – фоторепортажи и фотодетализация Т-72БА >>>

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

Танк Т-72 | Военное оружие и армии Мира

Разработка танка Т-72 началась в 1968 году в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. Дело в том, что Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева не мог обеспечить выпуск требуемого количества танков Т-64А даже в мирное время, не говоря уже о военном. Кроме того, по своей эксплуатационной надежности «шестьдесятчетверка» не вполне устраивала армию. Поскольку больше всего нареканий вызывал двигатель 5ТДФ, планировалась установка на Т-64А двигателя другого типа, в частности В-45 — усовершенствованной версии дизеля семейства В-2.

t-72-3

РАЗРАБОТКА

Первый образец опытного танка «объект 172» был изготовлен на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле летом 1968 года, второй — в сентябре. От Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электрогидромеханический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее — остались на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки».

ИСПЫТАНИЯ

До конца года оба танка прошли заводские испытания на полигоне. Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках «объект 172», которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем — в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье. В КБ Уралвагонзавода, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на «объекте 172» ходовую часть с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект 172М». Двигатель, форсированный до 780 л. с, получил индекс В-46. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т, но подвижность, запас хода и проходимость остались на прежнем уровне. Установочная партия из 15 машин «объект 172М» совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошла многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Маршрут движения был выбран от Днепропетровска через Украину в Белоруссию в район Слуцка и далее в обратном направлении на Днепропетровск, а затем через Донбасс и Северный Кавказ до Баку, через море на паромах до Красноводска, через пустыню Каракумы и горный хребет Копетдаг. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.

Конструкция танка Т72

Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка, В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, селектор передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО- 168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.

Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.

КОНСТРУКЦИЯ

Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Корпус танка — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным, она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.

Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, механик-водитель в боевом положении располагается сидя, так как нижняя часть его кресла была установлена в специальной выштамповке днища. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения.

22 артвыстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размещены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр/мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр/мин. Бронебойно-подкалиберный снаряд ЗБМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТи 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволяющим вести прицельный огонь и во время движения.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ

На танке установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л. с. при 2000 об/мин. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и общий ведущий вал на две семискоростные планетарные коробки передач.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1,2 и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 41 т развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Запас хода по шоссе — 500 км. На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения, оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

МОДИФИКАЦИИ

В декабре 1976 года Уральскому КБ транспортного машиностроения было поручено провести модернизацию танка Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Эта работа завершилась принятием на вооружение танка Т-72А. В том же году началось его серийное производство, завершившееся в 1985 году. Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм пушки 2А46 с лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. Боекомплект пушки увеличили до 44 артвыстрелов, при этом емкость вращающегося транспортера автомата заряжания осталась прежней. Повышению огневой мощи танка способствовала и установка на нем новых прицелов. На Т-72А был установлен лазерный (или, как он именовался в документах тех лет — квантовый) прицел-дальномер ТПД-К1, После этого процесс измерения наводчиком дальности стал занимать доли секунды. Вместо ночного активного прицела был установлен активно-пассивный ТПН-3-49, Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и ИК-осветителем Л-4 «Луна-4» возросла до 1300 м. В пассивном режиме она составляла 500 м.

Существенно возросла защищенность машины. Это было достигнуто за счет как увеличения толщины броневых деталей, особенно в лобовой части, так и применения комбинированной брони с наполнителями из новых неметаллических материалов. В процессе серийного производства танк Т-72А продолжал совершенствоваться. Так, например, в 1980 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм броневого листа и перераспределения толщины комбинированной брони: 60+100+50 мм вместо 80+105+20мм. В 1981 году на танк Т-72А начали устанавливать 125-мм пушку 2А46М. Особенностью конструкции этого орудия было быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником, что позволяло производить замену ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни.

С 1982 года на Т-72А начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40, а с 1984-го стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим — в вертикальной. В том же году на Т-72А появился двигатель В-84 мощностью 840 л. с. В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта с 1985 года на танках Т-72А устанавливалась навесная динамическая защита. Танки, прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Т-72 АВ.

Т-72Б

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-72Б. В его конструкции были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет — комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты «Контакт» состоял из 227 контейнеров. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной защиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Огневая мощь танка возросла благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120«Свирь». Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа «танк» не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные — в боеукладках корпуса и башни. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Входе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л. с. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ.

    2069      

warfor.me

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Танк Т-72, созданный более трех десятилетий назад, до сих пор остается основой танкового парка многих стран мира, многие страны разработали свои программы модернизации т-72, которые могут поставить его на один уровень с наиболее современными танками.

Югославская модернизация Т-72

Модернизированный ОБТ М-84AB1 внешне похож на своего предшественника М-84А (читай — на Т-72М1) и имеет боевой вес более 44 тонн. Он оснащен новой силовой установкой, состоящей из 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью1000 л.с. Трансмиссия идентична той, что устанавливалась на танках Т-72М: две бортовые планетарные коробки передач с гидроуправлением, но они имеют пять передач переднего и одну передачу заднего хода.

В перспективе планируется использование более мощного (до 1200 л.с.) двигателя с полностью автоматической трансмиссией. Установленный на танке двигатель V-46TK является дальнейшим развитием отечественного дизеля В-46. Эта силовая установка, как сообщалось, позволяет развить машине максимальную скорость по шоссе до 70 км/чи обеспечивает разгон до скорости 32 км/чс места за 8,5 с.

Гусеничная лента с разборными траками, наподобие тех, что используются на Т-80 или на машинах западного образца, может оснащаться съемными асфальтоходными башмаками.

Корпус и башня танка Degman имеют улучшенную броневую защите и динамическую защиту оригинальной разработки, новые системы коллективной защиты, ППО и предотвращения взрыва топлива в баках.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

В качестве основного вооружения оставлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А46, однако под нее разработаны новые боеприпасы, включая бронебойный подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1800 м/с. Ствол пушки оснащен теплоизоляционным кожухом и СКПДС. Дополнительное вооружение включает спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ-12,7.

Автоматизированная СУО включает комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика SGS-D со встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел наводчика имеет стабилизированное в двух плоскостях поле зрения, ночной канал снабжен ИК-электронно-оптическим усилителем 2-го поколения. По желанию заказчика на танке может быть установлен тепловизионный прицел наводчика TSGS-D.

Командир танка будет иметь в своем распоряжении комбинированный (дневной/ночной) прицел, монитор системы видеоотображения и средства управления СУО. Датчики СУО будут установлены сзади башни. Стандартное оборудование танка V2001 будет включать комплект ОПВТ и приспособление для самоокапывания.

Словацкая модернизация Т-72

Если бы кто-то решил провести конкурс на самую необычную модификацию Т-72, то, наверное, одно из первых мест занял бы Т-72М2 «Модерна». Этот танк впервые был представлен на международной выставке «Деффендори-94″, где вызвал большой интерес военных специалистов.

Первое, что бросается в глаза — две автоматические пушки КАА калибра 20 мм, размещенные на бортах башни. С их помощью возможно было поражение как наземных, так и низколетящих воздушных целей.

В создании данной машины приняли участие бельгийские и французские фирмы. В частности, модернизации была подвергнута система управления огнем. Так, вместо штатного ночного прицела, установлен тепловизор, ранее разработанный для модернизации бельгийских танков «Леопард-1».

Командир танка получил панорамный прицел VS580 от танка «Леклерк», в результате он дублирует функции наводчика, а также может вести огонь из автоматических пушек.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

На танке установили комплект динамической защиты весом в 1,5 тонны, которая значительно усилила противокумулятивную стойкость фронтальной проекции. В результате всех нововведений танк «пополнел» до 43,5 тонны. Чтобы характеристики подвижности не ухудшились, на «Модерну» установили двигатель мощность 850 л.с. Запас хода — до 650 км.

На танке установлена система предупреждения о лазерном облучении, которая сопряжена с системой пуска дымовых гранат. Для улучшения работы экипажа есть кондиционер. В отделении управления было усилено днище, а сидение механика-водителя подвешено к подбашенному броневому листу.

Украинская модернизация Т-72

Т-72АГ модернизация предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780/840 л.с. новым двигателем серии 6ТД, который был разработан для танков Т-80УД/Оплот. Имеются два различных варианта дизельных двигателей: 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. и 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Оба двигателя обеспечивают высокие характеристики при эксплуатации в условиях пустыни при температурах окружающей среды до 55 градусов выше нуля.

Для повышения тактической мобильности Т-72АГ дополнительно может быть оборудован спутниковой системой навигации. Для повышения уровня защиты на танке Т-72АГ устанавливаются дополнительные броневые модули на лобовые части корпуса и башни, встроенная динамическая защита (ВДЗ) на корпус и башню, а также бортовые экраны с ВДЗ в передней части корпуса. С целью повышения защиты экипажа от оружия массового поражения на танк Т-72АГ устанавливается система коллективной защиты, предназначенная для герметизации обитаемого отделения. Дополнительно на Т-72АГ может быть установлен комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».

На танке Т-72АГ при модернизации возможно сохранить штатную 125-мм пушку 2А46. Однако для повышения огневой мощи ее целесообразно заменить на 125-мм пушку КБА1 украинского производства. Эта пушка обеспечивает наивысшую вероятность попадания из танкового вооружения не только при стрельбе с места по месту, но и при стрельбе в движении по движущейся цели. Кроме того, существует вариант модернизации Т-72 с применением пушки калибра120 мм и боеприпасов стандарта НАТО. Отличительной чертой Т-72АГ является наличие зенитной установки закрытого типа, размещенной на командирском люке.

Также на модернизированном танке Т-72АГ устанавливается современный комплекс управления огнем, позволяющий эффективно поражать неподвижные и движущиеся цели как с места, так и сходу. Взамен прицела ТПД-К1 установлен прицел 1Г46 с линией визирования, стабилизированной как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Вместо ночного прицела ТПН-1 (ТПН-3), установлен ночной комплекс наводчика ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э. Данный прицел обеспечивает дальность видения ночью в пассивном режиме до1200 м. Новый комплекс управления огнем танка может включать в себя комплекс управляемого вооружения.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Еще одним вариантом усовершенствования танк Т-72 стал совместный проект модернизации этой машины украинскими, чешскими и французскими конструкторами, который был реализован при создании танка Т-72МП. Это, можно сказать, дальнейшее совершенствование Т-72АГ, но в рамках натовского сотрудничества. Украину в этом проекте представляют ХКБМ и ЗТМ им. Малышева, Чехию — предприятия PSP BOHEMIA a.s., Францию — фирмы SAGEM и SFIM. Новый проект модернизации танка может позволить продлить срок службы Т-72 на 15-20 лет и по стоимости составит не более 30% от суммы, необходимой для закупки новых машин.

По соотношению стоимость — эффективность по некоторым параметрам Т-72МП имеет даже лучшие результаты, чем у новых танков. Модернизация разработана как модульная система, что позволит выполнять будущие усовершенствования в зависимости от потребностей клиентов. Благодаря использованию последних разработок в области танкостроения, по своим боевым характеристикам танк Т-72МП приблизился к новейшим машинам ведущих стран НАТО, таким как «Леклерк», М1А2 «Абрамс» и «Леопард» 2А5.

Модернизация Т-72МП предусматривала повышение всех основных боевых свойств танка — огневой мощи, защищенности и подвижности. Проблема повышения огневой мощи решена за счет расширения возможностей обнаружения целей и их идентификации в любых условиях, сокращения времени реакции на открытие огня после обнаружения. Это достигнуто установкой в танк панорамного дневного прицела командира VS/MVS 580 и комбинированного (дневного/ночного) прицела наводчика SAVAN-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионной камерой. Оба прицела имеют независимую стабилизацию линии прицеливания в двух плоскостях.

С установкой на танк новых прицелов, автоматизированной СУО с комплектом автоматических датчиков условий стрельбы, включая и датчик метеорологических условий, системы контроля относительного положения дульного среза ствола и усовершенствованной пушки удалось значительно увеличить вероятность попадания с первого выстрела с места и с ходу, днем и ночью при любых погодных условиях. Кроме того, упростились действия экипажа при вооружении танка.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Защищенность танка повышена благодаря установке на него встроенной и дополнительной динамической защиты нового поколения. Как сообщается в рекламных проспектах, она повышает стойкость бронирования против боеприпасов с кумулятивной боевой частью в два раза, против бронебойно-подкалиберных снарядов — в 1,6 раза и обеспечивает защиту даже от боеприпасов с тандемными боевыми частями. На Т-72МП может устанавливаться система оптико-электронной защиты от противотанковых управляемых ракет с инфракрасным и лазерным наведением, аналогичная имеющимся на российских танках Т-80У и Т-90 системам «Штора-1» и «Штора-2». Машина также снабжена новыми системами ППО, диагностики и связи.

Лучшие показатели подвижности танка Т-72МП по сравнению с базовым Т-72 достигнуты благодаря применению другой силовой установки, которая не требует модификации корпуса и не меняет силуэт машины. По своему составу и характеристикам силовая установка Т-72МП ничем не отличается от стоящей на Т-72АГ.

Ориентация на Запад многих бывших партнеров по Варшавскому договору, а также наличие у них в большом количестве различных модификаций танка Т-72, подвигло украинских танкостроителей к разработке «семьдесят-двойки» для НАТО — Т-72-120. Основным отличием от двух предыдущих харьковских моделей является то, что на этом танке устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка под натовские боеприпасы соответствующего калибра.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Комплекс вооружения оснащен новым автоматом заряжания, расположенным в нише башни, подобным тому, что установлен на французском танке «Леклерк». В транспортере A3 размещается 22 унитарных выстрела, остальные 20 укладываются в специальную нишу в задней части боевого отделения. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.

Польская модернизация Т-72

От своего прототипа танк «Тварды» отличается в первую очередь новой системой управления огнем СКО-1М «Драва», разработанной и изготовленной в Польше.

Другой новый элемент — активная броня типа «Эрава-1» (однослойная) и «Эрава-2» (двухслойная). Подобную защиту от кумулятивных снарядов для Т-72 в свое время разработали и советские конструкторы, но «Эрава» расположена иначе и защищает большую поверхность. Кроме того, «Тварды» снабжены покрытием, поглощающим радиационное облучение, системой «Обра-4», предупреждающей об облучении танка лазером, 12-ствольной 81-мм системой пуска дымовых гранат «Туча» и одноствольной 80-мм системой пуска антилазерных гранат «Теллур».

На башне установлено зенитное вооружение модели ЗУ-72. У водителя есть пассивный прибор ночного видения «Радомка». Дно под местом водителя усилено дополнительной броней. В конце1994 г., с началом серийного производства, на РТ-91 начала устанавливаться французская система управления огнем «Savan-15T». Главное вооружение, трансмиссия и ходовая часть сохранены от Т-72, однако установлен новый польский 12-цилиндровый турбодизель S12U мощностью 625 кВт (2300 об/мин), с которым танк развивает скорость до70 км/ч, причем в перспективе предполагается использовать более мощный, 735-киловаттный (т.е. 1000-сильный), агрегат.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Пробег танка с одной заправкой достигает 650 км. РТ-91 предназначается в первую очередь для польской армии; однако, если будут желающие, они смогут купить этот танк примерно за 2 млн долларов. Поляки сознают, что «Тварды» — последняя возможность хоть в какой-то мере приспособить к сегодняшним требованиям конструкцию, принятую на вооружение еще в 1972 г. Но Польше нужен танк нового поколения, и работа над ним была начата в 1995 г. в надежде к середине 1998 г. произвести ходовые испытания прототипа, условно названного «Гориллой».

В отличие от РТ-91, «Горилла» будет иметь башню западного типа с почти вертикальными стенками, основную броню сверху должны прикрывать керамические бронеплитки и активная броня, защищающие от подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также специальный слой для поглощения электромагнитного излучения. Двигатель — дизель мощностью порядка 1000 кВт. Основное вооружение российское: два пулемета, 125-мм гладкоствольное орудие с автоматическим заряжанием (способное также служить для пуска ПТУР 9М 119 «Свирь»), поражающее цели на расстоянии до5000 м и пробивающее броню до700 мм.

Системы управления огнем и силовой агрегат вкупе с трансмиссией, разрабатываемые специально для «Гориллы», должны быть компьютеризованными. Поляки ищут возможность сотрудничества при создании этого 55-тонного танка с военной промышленностью Франции, Израиля и ЮАР.

Пока трудно сказать, начнется ли в перспективе замена устаревших РТ-91 «Гориллами» — ведь стоимость разработки новой машины соизмерена с расходами на создание лучшего западноевропейского танка «Леопард». Но закупать много современных танков — хоть на Западе, хоть на Востоке — ничуть не дешевле, причем в последнем случае страдает собственная промышленность.

Израильская модернизация Т-72

T-72SIM-1, модернизацию, которую провела израильская компания Elbit Systems. В ходе модернизации на танки Т-72 были установлены новые средства связи, система «свой-чужой», навигационное оборудование GPS, две тепловизионные камеры (в приборе наблюдения механика-водителя и в прицеле наводчика). Система управления огнем была доработана для обеспечения возможности вести огонь управляемой ракетой через канал ствола.

Вооружение T-72SIM1 стабилизировано для обеспечения возможности вести огонь сходу. Корпус и башня защищены навесными элементами динамической защиты. При модернизации на танки установлена новая система управления и командования. Это компьютеризированная система, которая позволяет командиру и экипажу получать информацию о поле боя.

Навигационная система GPS предоставляет дополнительную информацию для подчиненных экипажей с помощью службы коротких сообщений (SMS). Навигационная система работает в любых метеорологических условиях, что делает его отличной от других систем GPS.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Т-72 SIM-1 имеет систему «свой-чужой», которая в случае наведения на дружественный танк предупреждает экипаж о потенциальной ошибке в тревожным звуком.

Что касается системы связи, старые R173 были заменены цифровой тактической системой радиосвязи FALCON производства HARRIS Corporation. Она имеет перескок частот, что уменьшает возможность декодирования и обеспечивает шифрование переговоров. Радиостанция имеет возможность общаться в радиусе до20 км и работает на СВЧ частотах. Также доступна возможность передачи SMS-сообщений.

Азербайджанская модернизация Т-72

Т-72 Aslan Проект модернизации разработан израильской компанией Elbit Systems вместе с представителями промышленности Азербайджана. В ходе модернизации на танки устанавливают компьютеризированную систему управления огнем для обеспечения выполнения автоматических операций. Это компьютеризированная система, которая позволяет командиру и экипажу получать информацию о поле боя. Система управления огнем была доработана для обеспечения возможности вести огонь управляемой ракетой через канал ствола.

В комплект модернизации также входит две тепловизионные камеры для механика-водителя и в прицеле наводчика орудия танка. Комплект систем наблюдения позволяет вести боевые действия в любых метеоусловиях и в ночное время суток.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Корпус и башня танка Т-72 Aslan защищены навесными элементами динамической защиты. Навигационная система GPS предоставляет дополнительную информацию для подчиненных экипажей с помощью службы коротких сообщений. Навигационная система работает в любых метеорологических условиях, что делает его отличной от других систем GPS.

Т-72 Aslan имеет систему «свой-чужой», которая в случае наведения на дружественный танк предупреждает экипаж о потенциальной ошибке тревожным звуком.

Казахстанская модернизация Т-72

Танк получил встроенную динамическую защиту, противокумулятивные решетки. Дневной прицел наводчика остался прежним, однако старый активно-пассивный ночной прицел заменен на тепловизионный. Командир танка получил возможность дублировать действия наводчика. Механик–водитель также получил новый прибор наблюдения.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Установлены новые средства связи и навигации западного производства. Возможна установка кондиционера и вспомогательного энергоагрегата.

Танк получил гусеничную ленту с резиновыми подушками. Двигатель — мощностью до840 л.с. (характеристики подвижности остались прежними).

Румынская модернизация Т-72

TR-125 при проектировании новой машины основное внимание было уделено усилению защиты танка. В результате этого его вес возрос на 7 т по сравнению с базовой моделью. Увеличение веса повлекло за собой изменения в ходовой части, которая на танке TR-125 имеет по семь опорных катков на каждый борт.

С целью сохранения необходимой подвижности на нем был установлен более мощный двигатель 8VSA3 мощностью около 900л.с., разработанный во Франции. Но в родное МТО он не поместился, поэтому танк пришлось еще и удлинить на один каток, получив при этом характерную семиопорную ходовую часть и узнаваемые очертания МТО.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Вооружение танка TR-125 аналогично советскому танку Т-72, а все восемь дымовых гранатометов установлены на левой стороне башни.

Чешская модификация Т-72

Вооружение осталось в том же составе, что и на базовом танке Т-72 и его модификациях. Однако на модернизированной машине пушка оборудована системой контроля относительного положения дульного среза ствола (СКПДС), позволяющей контролировать несоответствие оси канала ствола пушки оптической линии прицеливания, возникающего в результате изгиба ствола.

Рост огневой мощи танка осуществлен за счет повышения точности стрельбы оружия по неподвижным и движущимся целям как при стрельбе с места, так и при стрельбе с ходу. Существенно увеличена эффективная дальность стрельбы из танка днем и особенно ночью. Это достигнуто благодаря установке в танк автоматизированной СУО TURMS-T, значительно расширившей возможности как наводчика, так и командира танка по эффективному обнаружению и поражению целей.

СУО совмещена со стабилизатором вооружения и автоматом заряжания базового танка. Она управляет работой этих систем, подготавливает и автоматически вводит исходные данные для стрельбы, автоматически отрабатывает углы прицеливания в соответствии с исходными данными для стрельбы, а также наводит пушку 2А46 и спаренный с ней пулемет ПКТ на цель.

Еще одним направлением повышения огневой мощи нового танка является разработка новых боеприпасов для штатной 125-мм танковой пушки 2А46. Чешскими оружейниками для нее был создан новый выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом, имеющим, как сообщается, лучшие характеристики рассеивания и большую бронепробиваемость по сравнению с существующими боеприпасами,

В совокупности принятые меры позволили увеличить дальность эффективного огня модернизированного танка с ходу до 2000 м. Дальность обнаружения цели типа танк стала составлять до 5000 м днем и до 4000 м ночью.

Повышение защищенности танка обеспечивается комплектом динамической защиты DYNA-72, изготавливаемым заводом VOP 025. Комплект ДЗ DYNA-72 обеспечивает дополнительную защиту всех жизненно важных мест танка от всех типов имеющихся боеприпасов. Эта ДЗ безопасна в обращении, устойчива против действия пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

На танках Т-72 серии CZ устанавливается система обнаружения и оповещения о лазерном облучении LARDIS, которая связана через ТБВ с СУО. Дымовые гранаты DGO-1 нового поколения отстреливаются из 12 гранатометов, расположенных по шесть с каждой стороны башни.

Модернизированный чешский танк оборудован новой системой ППО типа BUA, способной обнаруживать и ликвидировать появляющийся пожар и опасность взрыва внутри машины. Жизненно важные места танка (боевое отделение, моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления) оборудованы термо- и оптическими датчиками, а также баллонами с экологически безвредным огнегасящим составом DeuGen.

Для защиты танка от магнитных мин был разработан навесной электромагнитный трал, который создает дополнительное магнитное поле и вызывает, таким образом, детонацию электромагнитных мин как спереди, так и с боков двигающегося танка.

Проблема повышения подвижности танка решена в двух вариантах, и, как результат, выпускаются два типа модернизированных танков — Т-72М3 CZ и Т-72М4 CZ.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Танк Т-72МЗ CZ имеет «родной» двигатель и бортовые коробки передач, усовершенствованные с таким расчетом, чтобы, по крайней мере, показатели подвижности и маневренности были сохранены на прежнем уровне при увеличившемся боевом весе нового танка. Главная особенность модернизации двигателя В-46ТК — это установка двух турбокомпрессоров. Усовершенствование бортовых коробок передач состоит в снижении нагрузок на их главные компоненты и предотвращение повреждений в случае неправильного управления танком. Кроме того, некоторые изменения претерпела и ходовая часть танка.

На танке Т-72М4 CZ установлен новый силовой блок — POWERPACK, который позволил повысить подвижность и маневренность машины. По сравнению со штатными силовыми установками этот вариант значительно облегчает управление танком, имеет большую мощность двигателя, обеспечивает лучшие разгонные характеристики и позволяет увеличить среднюю скорость машины при движении в различных условиях местности. Основным элементом силового блока POWERPACK является четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Condor CV-12 1000 ТСА с жидкостным охлаждением, имеющий мощность 746 кВт (1013 л.с.). Двигатель оснащен нагнетателем с двумя турбокомпрессорами.

Индийская модернизация Т-72

Когда в начале нового века стало ясно, что Т-72М1 все больше не соответствует современным требованиям, Индия решила опереться на собственные силы в модернизации этих танков.

Подход был радикальным, танк полностью лишился башни со 125-мм пушкой. Ее место заняла очень похожая, но переделанная под более легкое шасси башня с многослойным противоснарядным бронированием. Так же, как и «Арджун», танк, получивший обозначение «ЕХ», вооружили 120-мм нарезным орудием. Поскольку индусы не стали автоматизировать процесс заряжания, в экипаже появился еще один человек.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Прицелы были более совершенными, чем на Т-72М1, наводчик, в частности, получил тепловизор, которым в режиме «дубль» может также пользоваться и командир. Он, в свою очередь, имеет стабилизированный в двух плоскостях панорамный прицел.

Поскольку танк по сравнению с первоначальной массой в 41 тонну потяжелел, то мощности двигателя уже не стало хватать, и пришлось устанавливать 1000-сильный дизель, позволивший сохранить удовлетворительные характеристики подвижности на уровне базового образца.

Хорватская модернизация Т-72

M-84D — хорватский вариант модернизации югославского ОБТ М-84. Он оснащен новым двигателем мощностью1200 л. с. (895 кВт) и новой динамической защитой RRAK. М-84D может быть оборудован дистанционно управляемым боевым модулем «Самсон» производства Rafael либо модулем Protector M151 производства Kongsberg, а также цифровым баллистическим вычислителем Omega производства Fotona. Электрический привод башни обеспечивает быстрый перенос огня, новый комплект защиты уязвимых зон обеспечивает защиту экипажа от биологических, химических и ядерных угроз.

Усовершенствованные тепловизионные камеры обеспечивают возможность действовать в условиях пониженной видимости — в сумерках, ночью, в тумане, задымлении и т. д. Все новые танки M84D и M84A4 оснащены новейшим комплектом связи производства Racal. Запас хода M-84A4 и M-84D составляет 700 км, максимальная скорость — 65 км/ч. Усовершенствование автомата заряжания повысило скорострельность с 8 до 9 выстрелов в минуту, эффективность увеличилась на 15 %.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

Боеукладка защищена противокумулятивными экранами, двигатель сзади дополнительно защищен цепями. Для хранения дополнительного боекомплекта добавлена башенная корзина, защита которой усилена противокумулятивными экранами. Установлены ПТРК LAHAT и система предупреждения о лазерном облучении LIRD-4B.

Иракская модификация Т-72

В конце 80-х годов Ирак организовал выпуск лицензионной версии Т-72М1 под названием «Ассад Бабил» (Вавилонский лев). Основной трудностью в производстве танков было налаживание выпуска качественных пушечных стволов. Ресурс ствола составлял 120 выстрелов. Точно неизвестно сколько «Львов» удалось выпустить: по одним данным — всего несколько штук, по другим — около 100.

Основной танк Т-72: зарубежные модификации

/Александр Иванов, topwar.ru/

army-news.ru