Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff, за что ему большое спасибо.Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).
T-72A
Т-72АВ , T-72AV
Т-72Б (образца 1984 г), T-72Bпринят на вооружение в 1984 г
Т-72Б1 , T-72B1
Т-72БМ , T-72BM(Т-72Б обр. 1989)
Т-72БМ (фото В.Кузьмина, источник)
последовательный РМШ (источник)
Т-72БА , T-72BA
Т-72Б3 , T-72B3
В дополнение к вышеизложеному:
Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (источник)
Т-72Б3 на параде в Нижнем Новгороде, май 2014 (источник)
67viktor.livejournal.com
Параметр | Единица измерений | Т-72Б |
Полная масса | т. | 44,5 |
Экипаж | чел. | 3 |
Двигатель В-84-1 | л.с. | 840 |
Удельное давление на грунт | кгс/см2 | 0,83 |
Длина танка | ||
с пушкой вперед | мм | 9530 |
корпуса | мм | 6860 |
Ширина танка | мм | 3460 |
Высота танка | мм | 2226 |
База | мм | 4270 |
Клиренс | мм | 428...470 |
Скорость движения | ||
Средняя по сухой грунтовой дороге | км/ч | 40-45 |
Максимальная по дороге с твердым покрытием | км/ч | 60 |
На передаче заднего хода, максимальная | км/ч | 4,8 |
Расход топлива на 100 км | ||
По грунтовой дороге | л, до | 260...450 |
По дороге с твердым покрытием | л, до | 240 |
Емкость баков | л | 1200 |
Запас хода по топливу | км | |
Вооружение | ||
Гладкоствольная пушка — пусковая установка | мм | 125 |
Пулемет ПКТ (спаренный с пушкой) | мм | 7,62 |
Пулемет НСВТ | мм | 12,7 |
Преодолеваемые препятствия | ||
высота стенки, м | 0,85 | |
ширина рва, м | 2,8 | |
брод (с подготовкой), м | 1,2 (1,8) | |
глубина водной преграды, преодолеваемой с оборудованием для подводного вождения, м | 5 | |
Боекомплект | ||
Выстрелов к пушке | шт | 45 |
Патронов: | ||
к пулемету (7,62 мм) | шт | 2000 |
к пулемету (12,7 мм) | шт | 300 |
Страна: | СССР/Россия |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1974 г. |
Длинна: | 9,53 м |
Ширина: | 3,59 м |
Высота: | 2,19 м |
Броня, лоб: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Броня, борт: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Броня, башня: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | Дизель В-46-6, мощностью 780 л.с. |
Дальность хода: | 700 км |
Максимальная скорость: | 60 км/ч |
Масса: | 41,5 тонн |
Вооружение: | 1х пушка 2А46 125-мм (44 выстрела), 1х пулемет ПКТ калибра 7,62-мм (2000 патронов), 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм (300 патронов), 12 пусковых установок 81-мм для пуска дымовых гранат. |
Характеристики приведены для Т-72А
Основной боевой танк Т-72 («объект 172М») это самый массовый и известный советский танк последних десятилетий двадцатого века (и самый массовый в мире танк 2-го поколения). Разработка Т-72 велась с 1967 по 1972 год на «Уралвагонзаводе», а основой для машины послужил более ранний танк Т-64А, но с ходовой частью от опытного танка, известного как «объект 167».
В 1971 году первые Т-72, совместно с «конкурентами»: проверенным Т-64А, и новым газотурбинным Т-80, приняли участие в беспрецедентных испытания боевых машин. В составе трех рот (каждая рота оснащена танками одной модели), танки проделали путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, а затем, через Баку и пустыню Каракумы, прошли почти до самого Ашхабада. Причем это был не просто «прогон» машин: постоянно проводились учебные стрельбы, ротные и взводные учения, в общем, было сделано все, чтобы выявить действительно лучшие образцы.
По итогам испытаний ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин, а уже в 1974 году были изготовлены 220 серийных танков.
Чертеж основного боевого танка Т-72
Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год, а в период с 1978 по 1990 год, ещё и на Челябинском тракторном заводе. Всего было произведено около 20 000 танков Т-72. Кроме СССР, производством по лицензии занимались:
На данный момент состоит на вооружении : России (2000 в строю, 7000 в резерве), Азербайджане (220), Алжире (325), Анголе (35), Армении (102), Белоруссии (1465), Болгарии (362), Венгрии (238), Вьетнаме (больше 120), Грузии (41), Индии (1950), Ираке (77, чехословацкого производства), Иране (480), Йемене (93), Казахстане (980), Кении (110, оставлены Украиной), Киргизии (150), Ливии (200), Македонии (31), Марокко (100), Мьянме (14), Польше (586), Сербии (13 + 210 М84), Сирии (1600), Словакии (245), Таджикистане (30), Туркмении (670), Узбекистане (70), Украине (не более 885), Хорватии (3) и Чехии (175).
Данные приблизительные, на 2010 г., число реально действующих машин, кроме России, не известно.
Основной боевой танк Т-72 первых модификаций
Компоновка основного танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения.
Корпус танка — сварной, собирается из броневых листов различной толщины. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63 градуса к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную броню, эквивалентную по степени защиты стальной броневой плите толщиной до 600 мм.Башня — литая, относительно небольшая, её передняя часть также представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.
Отделение управления расположено в передней части танка, справа и слева от места водителя-механика расположены топливные баки, сзади — вращающийся транспортер автомата заряжания. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика- водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Сиденье водителя установлено в углублении на днище танка, за счет чего водитель располагается сидя, в отличие от большинства западных танков, где его место размещается полулежа.
Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и отделено перегородкой от моторного, зато в отделение управления (и обратно), можно перейти без проблем. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева. В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится электромеханическим автоматом заряжания.
Основной боевой танк Т-72М
22 выстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки, ещё 17 выстрелов размещены в укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин (при ручном — 1-2 выстрела в минуту).
Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.
Подвеска — индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие и ведущие колеса литые, стальные.
Танк оборудован радиостанцией, системой противоатомной защиты, автоматической системой пожаротушения, термической дымовой аппаратурой, оборудованием подводного вождения, оборудованием для самоокапывания.
Основной боевой танк Т-72Б
Основной боевой танк Т-72Б
Основной боевой танк Т-72Б3
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
Т-72 | |
Т-72 в парке «Патриот». | |
основной танк | |
41,0[1] | |
классическая | |
3 | |
Уралвагонзавод | |
см. История создания и производства | |
с 1967 по 1973 | |
с 1973 по 2005[2][3][4] | |
с 1974 | |
около 30 000[5] | |
см. Операторы | |
6670[1] | |
9530[1] | |
3460 (по бортовым экранам) / 3370 (по гусеницам) | |
2190[1] | |
4270[1] | |
2790 | |
428[~ 1]–470[~ 2][1] | |
катаная и литая стальная и комбинированная сталь-стеклотекстолит-сталь (лоб корпуса) | |
От ОБПС(КС) = от 310 (450)до 750 (1100) в различных модификациях[6]. | |
от суммарно 205 / 68° и второй слой 60°, комбинированная | |
85 / 60° | |
70 и 80 мм | |
От ОБПС (КС) = от 410 (500) для Т-72А до 800 (1200) для Т-72Б[7] | |
125-мм 2А46 | |
гладкоствольная пушка | |
48 | |
39[1] (в т. ч. 22 выстр. в АЗ) | |
–6°13'…+13°47'[~ 3] | |
360 | |
до 9,4[~ 4][1] | |
прицел-дальномер ТПД-2-49[1], перископический ночной ТПН-1-49-23[1]ночной прицел ТНП-1-49-23 | |
ru-wiki.ru
Танк Т-72Б3 на учениях / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Новый дизельный двигатель для танка Т-72Б3 будет запущен в производство, сообщает во вторник корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ).
По данным компании, двигатель мощностью 1130 лошадиных сил создан специально для установки на модернизируемые и новые серийные танки Т-72БЗ.
"Форсированный дизельный двигатель В-92С2Ф, разработанный ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (в составе УВЗ входит в госкорпорацию "Ростех"), успешно прошел все виды испытаний и получил документацию для серийного производства (литера "01")", - уточняет УВЗ, добавляя, что присвоение указанной литеры означает принятие изделия на вооружение.
По информации корпорации, "В-92С2Ф максимально унифицирован с предшественником - дизельным мотором В-92С2". В частности, он выполнен в тех же габаритах и устанавливается в моторный отсек танка без каких-либо доработок машины, что позволяет производить замену В-92С2 на В-92С2Ф без изменений технологического процесса. В компании уточняют, что мотор уже был опробован на технике, участвовавшей в играх "Танковый биатлон", и неофициально был прозван "спортивным".
"По мере выполнения опытно - конструкторской работы для достижения заданных характеристик конструкция дизеля последовательно совершенствовалась, и после модернизации получился новый дизель. Он имеет усиленный картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу, улучшенные турбокомпрессор, выпускную систему и систему охлаждения. Предусмотрено предупреждение выхода из строя дизеля при критической потере охлаждающей жидкости. Головки блока отливаются из жаропрочного алюминиевого сплава. Топливная система обеспечивает высокую экономичность и имеет механизм ограничения мощности, снижающий нагрузку на дизель при достижении предельных температурных параметров", - цитирует УВЗ слова гендиректора ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Петра Переведенцева.
ЕКАТЕРИНБУРГ, РИА Новости2
www.arms-expo.ru
Танк Т-72Б3 на учениях / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Новый дизельный двигатель для танка Т-72Б3 будет запущен в производство, сообщает во вторник корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ).
По данным компании, двигатель мощностью 1130 лошадиных сил создан специально для установки на модернизируемые и новые серийные танки Т-72БЗ.
"Форсированный дизельный двигатель В-92С2Ф, разработанный ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (в составе УВЗ входит в госкорпорацию "Ростех"), успешно прошел все виды испытаний и получил документацию для серийного производства (литера "01")", - уточняет УВЗ, добавляя, что присвоение указанной литеры означает принятие изделия на вооружение.
По информации корпорации, "В-92С2Ф максимально унифицирован с предшественником - дизельным мотором В-92С2". В частности, он выполнен в тех же габаритах и устанавливается в моторный отсек танка без каких-либо доработок машины, что позволяет производить замену В-92С2 на В-92С2Ф без изменений технологического процесса. В компании уточняют, что мотор уже был опробован на технике, участвовавшей в играх "Танковый биатлон", и неофициально был прозван "спортивным".
"По мере выполнения опытно - конструкторской работы для достижения заданных характеристик конструкция дизеля последовательно совершенствовалась, и после модернизации получился новый дизель. Он имеет усиленный картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу, улучшенные турбокомпрессор, выпускную систему и систему охлаждения. Предусмотрено предупреждение выхода из строя дизеля при критической потере охлаждающей жидкости. Головки блока отливаются из жаропрочного алюминиевого сплава. Топливная система обеспечивает высокую экономичность и имеет механизм ограничения мощности, снижающий нагрузку на дизель при достижении предельных температурных параметров", - цитирует УВЗ слова гендиректора ООО "ЧТЗ-Уралтрак" Петра Переведенцева.ЕКАТЕРИНБУРГ, РИА Новости2
Подпишитесь на нас Вконтакте
www.globalwarnews.ru