ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

БМД-1. Двигатель бмд 1


Персональный сайт - БМД-1

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что «крылатая пехота» по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровней развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники, способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.

Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1. В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1. В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

БМД построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит — впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.

Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали — на 78", зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50". Такое решение продиктовано стремлением увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трех перископов. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.

С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемета калибра 7,62 мм, установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.

В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом: основная ее часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект к пушке — 40 выстрелов находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведется кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требовании к машине был ее малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд выбранный наводчиком в точку заряжания после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Одновременное решение таких задач как поиск целей наведение орудия его заряжание и ведение огня проблема довольно сложная для одного человека поэтому психофизические данные наводчика заметно ухудшались в зависимости от продолжительности ведения боевых действии и количества произведенных выстрелов. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М "Малютка". Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке в машине перевозились еще два. Пусковая установка ПТУРСы приборы управления и наконец способ их установки на БМД точно такие же как и на БМП

Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах дневном и ночном. Ведение наблюдения в темное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне справа от пушки). В зависимости от погодных условии максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера базой для которой принята высота цели равная 27м.

Непосредственно за башней предусмотрены места для трех десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, третий вооружен своим штатным оружием — 7,62-мм автоматом АКМ. В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение в котором установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающий мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Принимая во внимание небольшую массу машины — 6700 кг — это дает очень высокое значение удельной мощности двигателя — 26 3 кВт/т что в свою очередь позволяет развивать максимальную скорость более 60 км/ч.

Двигатель сблокирован с трансмиссией которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода) двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок. Кроме того в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы приводящие в действие водометные движители.

Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. По обе стороны от воздухозаборника на крыльях машины установлены два дополнительных топливных бака.

В состав ходовой части БМД применительно к одному борту входят пять обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические узлы объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот усилие на который передается через слои жидкости. Гидропневматическая подвеска сложнее торсионной, но имеет более выгодные характеристики по упругости в широком диапазоне нагрузок. К тому же она сочетает функции упругой рессоры гидравлического амортизатора гасящего колебания корпуса и устройства изменения клиренса машины от 100 до 450 мм. Это позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге вывешивать ее при установке на десантную платформу уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву.

Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Натяжные колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью гидравлического привода. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель БМД со своего места не покидая машины. На БМД применяются мелкозвенчатые гусеницы у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние — за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.

БМД способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные — в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины БМД отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания — до 10 км/ч — и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой переда машины.

В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД, входят фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура. Кроме того, на БМД установлен радиомаяк, сигналы которого указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолета. Все десантники-члены экипажа, сброшенные с парашютами отдельно от БМД, имеют радиодатчики, принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей.

Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.

Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать ее в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск. В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного энергопитания.

В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 400 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д зависело от его предназначения, однако, чаще всего оно состояло из двух 7,62-мм пулеметов, установленных в носу машины, автоматического 30-мм гранатомета АГС-17, одного-двух автоматов и четырех дымовых гранатометов. БТР-Д использовались в качестве машин управления, артиллерийских тягачей и вспомогательных машин (например, санитарно-эвакуационных и связи). Постоянный экипаж БТР-Д состоял из трех человек, в десантном отделении размещались десять солдат.

По мере накопления опыта эксплуатации на БМД-1 проводились различные конструктивные доработки, направленные на повышение надежности работы ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Велась работа и по повышению боевых характеристик БМД-1 В 1978 году на вооружение принимаются модернизированные образцы БМД-1П и БМД-1ПК. Эти машины были оборудованы пусковыми установками для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 «Конкурс» и 9М111 «Фагот».

В 1979 году на базе БТР-Д был создан бронетранспортер БТР-РД, оборудованный противотанковыми комплексами «Фагот». Он поступил на вооружение противотанковых подразделений воздушно-десантных войск. Позднее на базе БТР-Д были созданы БТР-ЗД для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов, специальные машины связи, санитарный вариант БТР-Д и бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д.

В начале 80-х годов начался серийный выпуск самоходного миномета «Нона-СВ», базой для которого также послужил БТР-Д. В средней части корпуса размещается башня кругового вращения с установленным в ней 120-мм нарезным минометом, заряжающимся с казенной части. Дальность стрельбы самоходного миномета составляет почти 9 км. В вертикальной плоскости ствол миномета наводится от -4° до +80°. Возимый боекомплект состоит из 60 осколочно-фугасных, кумулятивных, зажигательных, дымовых и осветительных выстрелов. Экипаж машины состоит из четырех человек командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Боевая масса, т 7,5Экипаж, чел 2+5Габаритные размеры, ммдлина 5400ширина 2630высота 1620-1970клиренс 100-450Бронирование противопульноеВооружение 73 мм пушка 2А28, три 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТУР 9М14М «Малютка»Боекомплект 40 выстрелов, 3 ПТУР, 4000 патроновДвигатель 5Д 20, б цилиндровый, 4 тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 176 кВт при 2600 об/минУдельная мощность двигателя, кВт/т 26,3Удельное давление на грунт, Мпа 0,061Максимальная скорость, км/чпо шоссе 60 на плаву 9- 10Запас хода по шоссе, км 500Запас топлива, л 300Преодолеваемые препятствийподъем, град 32высота стенки, м 0,7ширина рва, м 2,0глубина брода, м плавает

aleksandr-millarm.narod.ru

Персональный сайт - БМД-1

БМД-1 (боевая машина десанта-1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12 и Ил-76. Принята на вооружение в 1969 году.

История создания

Боевая машина пехоты БМП-1

Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Маргелова. К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и СУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантых войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.

Серийное производство и дальнейшее развитие

Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение. В организации производства новой боевой машины на ВгТЗ и ВгСЗ принимали участие также ВНИИ Стали, Институт электросварки им. Е. О. Патона и ряд других предприятий Миноборонпрома, Минавиапрома и Минсудпрома. В первые годы производство БМД-1 велось малыми партиями для обеспечения оперативного внесения изменений в её конструкцию по результатам войсковой эксплуатации.

В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек. Производство БМД базовой модификации продолжалось до 1979 года, всего было выпущено около 2200 машин в линейном и не менее 360 в командирском варианте.

В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД, получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1П и БМД-1ПК. Основным введённым на БМД-1П изменением стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, повлекшая за собой некоторое сокращение боекомплекта пулемётов, кроме того, на БМД-1П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986, а БМД-1ПК — по 1987 год. Всего было выпущено, соответственно, более 1000 и 220 машин этих вариантов, кроме того до их стандарта модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций БМД-1
БМД-1 обр. 1969 г. БМД-1К обр. 1971 г. БМД-1П обр. 1977 г. БМД-1ПК обр. 1978 г.
Экипаж (десант), человек 3 (4) 6 3 (4) 6
Размеры
Боевая масса, т 7,2 ±2,5% 7,6 ±2,5% 7,6 ±2,5% 7,6 ±2,5%
Длина, м 5,40
Ширина, м 2,63
Высота, м 1,62—1,97
Вооружение
Пушка 1 × 73-мм 2А28 1 × 73-мм 2А28 1 × 73-мм 2А28 1 × 73-мм 2А28
Пулемёты 3 × 7,62-мм ПКТ 3 × 7,62-мм ПКТ 3 × 7,62-мм ПКТ 3 × 7,62-мм ПКТ
Боекомплект, выстрелов / патронов 40 / 4000 40 / 3000 40 / 3500+440 40 / 3250+440
ПТУР 3 × 9М14 3 × 9М14 2 × 9М113 1 × 9М111 1 × 9М113 1 × 9М111
Подвижность
Двигатель дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. дизельный 6-цилиндровый 240 л. с. дизельный 6-цилиндровый 240 л. с.
Удельная мощность, л.с./т 33,3 31,6 31,6 31,6
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 60 60
Средняя скорость по просёлку, км/ч 35 35 35 35
Запас хода по шоссе, км 500 500 500 500
Удельное давление на грунт, кг/см² н/д н/д н/д н/д
Оборудование
Радиостанция 1 × Р-123 2 × Р-123 1 × Р-123 или Р-173 2 × Р-123 или Р-173
Зарядный агрегат 1 × АБ-0,5-П/30 1 × АБ-0,5-П/30
Прибор радиационной и химической разведки ПРХР ПРХР ГД-1М ПРХР

Конструкция

БМД-1 имеет компоновку с расположением отделения управления и среднего отделения, сочетающего функции боевого и десантного, в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой. Боевой расчёт машины, включающий экипаж и десант, состоит из семи человек: командира, старшего механика-водителя и пулемётчика, находящихся в отделении управления; заместителя командира (наводчика-оператора), находящегося в башне; старшего стрелка, гранатомётчика и помощника гранатомётчика, размещающихся на своих местах в кормовой части среднего отделения.

Броневой корпус и башня

БМД-1 имеет противопульное дифференцированное бронирование. Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов броневого алюминиевого сплава АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°. Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Часть деталей корпуса изготавливается из иных материалов: крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя с середины 1970 года — из броневой стали.

Вооружение

Учебные 73-мм выстрелы в транспортёре орудия 2А28

Основное вооружение БМД-1 составляет 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». 2А28 имеет ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и гидравлический концентрический откатник. 2А28 использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами (гранатами), боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов, размещённых в механизированной боеукладке. Выстрелы расположены по периметру башни в транспортёре механизированной укладки, который обеспечивает выведение выстрела к точке заряжания, после чего наводчик-оператор вручную осуществляет заряжание орудия. Боевая скорострельность орудия составляет 6—7 выстрелов в минуту. В боекомплект орудия первоначально входили лишь выстрелы ПГ-15В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты. Максимальная дальность стрельбы кумулятивной гранатой составляет 1300 метров, а максимальная дальность осколочной, формально, 4400 метров, но на практике дальность эффективной стрельбы не превышает, соответственно, 800 и 600 метров.

Орудие размещается в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни, максимальные углы наведения установки в вертикальной плоскости составляют от −5° до +30°. Наведение установки осуществляется электромеханическим приводом 1ЭЦ10М «Кристалл», обеспечивающим скорость наведения установки в горизонтальной плоскости от 0,1° до 20° в секунду в горизонтальной и от 0,07° до 6° в вертикальной плоскости, либо дублирующим ручным приводом. Наведение установки на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела 1ПН22М1 «Щит». Дневная ветвь прицела имеет увеличение 6× и поле зрения в 15°, ночная же представляет собой прибор ночного видения пассивного типа, имеющий увеличение 6,7× и поле зрения 6° и работающий за счёт усиления естественной ночной освещённости, обеспечивая дальность видения около 400 метров. Дальномера БМД-1 не имеет, но прицел снабжён шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 метра («танк»). С введением выстрелов с осколочными гранатами на БМД-1 начал устанавливаться прицел 1ПН22М2, отличающийся лишь наличием прицельной сетки для стрельбы осколочными гранатами, имеющими иную баллистику. На машинах со старыми прицелами стрельба осколочными гранатами должна была осуществляться с использованием таблицы поправок, крепившейся на корпусе прицела.

Для поражения бронированных целей на дальностях, недоступных для пушечного вооружения, БМД-1 оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». В состав комплекса входят: открытая пусковая установка рельсового типа, размещённая на крыше башни над стволом пушки, управляемые ракеты 9М14 или 9М14М и аппаратура управления 9С428. Штатный боекомплект БМД-1 состоит из трёх ракет, перевозящихся в укладках в башне, заряжание пусковой установки производится наводчиком-оператором вручную. Ракеты имеют ручную одноканальную систему управления по проводам и управляются наводчиком-оператором на всём протяжении полёта при помощи рукоятки пульта управления. Максимальная дальность стрельбы ПТРК составляет 3000 метров, минимальная — 500. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части первого варианта ракеты 9М14 составляет 400 мм по нормали, для поздних вариантов, таких как 9М14МП1Н, эта величина доходит до 520 мм.

На БМД-1П вместо 9К11 установлен более совершенный ПТРК 9К111, рассчитанный на поражение бронетехники, ДОТов и зависших вертолётов. В состав комплекса входят: пусковая установка 9П135 или 9П135М, управляемые ракеты в одноразовых транспортно-пусковых контейнерах и аппаратура управления 9С451М. Штатно в боекомплект БМД-1П включаются ракеты двух типов: две 9М113 «Конкурс» и одна 9М111-2 или 9М111М «Фагот» Пусковая установка в походном положении перевозится в боевом отделении, а в боевом крепится на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, может быть развёрнута на отдельной огневой позиции вне БМД. Обе ракеты имеют полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления, 9М111-2 имеет дальность стрельбы от 70 до 2000 метров и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9М111М — от 75 до 2500 метров и бронепробиваемость 460 мм. Ракета 9М113 имеет дальность стрельбы от 75 до 4000 метров и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение её модернизированный вариант 9М113М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью.

Ракета 9М14 на пусковой установке

Транспортно-пусковой контейнер с ракетой 9М111М на пусковой установке

Средства наблюдения

Средства связи и навигации

На линейных БМД-1 для внешней связи установлена радиостанция Р-123, а с середины 1973 года — её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия». Радиостанция установлена слева в лобовой оконечности отделения управления и обслуживается командиром машины. Р-123М представляет собой коротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 20—51,5 МГц, состоящий из 1261 фиксированной частоты с шагом 25 кГц, четыре из которых, настроенные предварительно, могут переключаться одной манипуляцией оператора, после чего радиостанция обеспечивает беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Работа радиостанции в БМД осуществляется на 4-метровую штыревую антенну, обеспечивая дальность связи с однотипной радиостанцией на дальности до 28 км, в движении по среднепересечённой местности со скоростью до 40 км/ч — до 20 км, при включённом подавителе шумов — до 13 км. При выходе из строя основной антенны, связь может осуществляться через аварийную антенну, представляющую собой кусок изолированного провода длиной 3 м, дальность связи при помощи которой ограничивается 4 км, либо 1 км, если вторая радиостанция также работает на аварийную антенну.

БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М, установленной в левом подкрылке корпуса, работу с которой осуществлял командир или левый стрелок-автоматчик, антенным фильтром для обеспечения одновременной работы двух радиостанций на одну антенну, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М представляет собой ранцевую носимую ультракоротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 36—46,1 МГц, состоящий из 405 фиксированных частот с шагом 25 кГц. Р-105М обеспечивает связь с однотипной радиостанцией при работе с места на комбинированную антенну высотой 2,7 м — до 8 км, на лучевую антенну направленного действия длиной 40 м, подвешенную на высоте 1 м над землёй — до 15 км, на лучевую антенну, поднятую на высоту 5—6 м — до 25 км. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30 хранящимся в походном положении на месте сиденья стрелка-автоматчика, а в рабочем положении устанавливающимся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.

На БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года вместо радиостанций Р-123М начал устанавливаться более современный комплекс средств связи «Абзац», состоящий из радиостанции Р-173 «Абзац-Р» и приёмника Р-173П «Абзац-П». Р-173 представляет собой ультракоротковолновую полупроводниковую аналогово-цифровую радиостанцию с частотной модуляцией телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 30—75,999 МГц с шагом сетки частот в 1 кГц. Число заранее подготовленных частот Р-173 увеличено до 10. При работе на стандартную штыревую антенну длиной 2 м, Р-173 обеспечивает дальность связи до 20 км в движении, бо́льшая дальность связи может обеспечиваться в диапазоне 30—52 МГц при работе на антенну длиной 3 м.

Для внутренней связи БМД-1 оборудована интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124 на пять абонентов, на БМД-1К ТПУ расширено до шестерых абонентов. Вместе с радиостанцией Р-173 на БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года устанавливалось модернизированное ТПУ Р-174.

Двигатель и трансмиссия

На БМД-1 установлен V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели 5Д20-240. Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см³ и развивает максимальную мощность в 240 л.с. (176 кВт) при 2400 об/мин. Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска; с введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом.

Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, топливная система включает в себя три бака общей ёмкостью 280 литров, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Система воздухоочистки — двухступенчатая, с блоком циклонов в первой ступени, фильтрующими кассетами во второй и автоматическим эжекционным удалением пыли. Для повышения безопасности движения на плаву в систему воздухозабора двигателя включены два связанных клапана, обеспечивающих забор воздуха на плаву через среднее отделение. Двигатель имеет систему охлаждения эжекторного типа, обеспечивающую также вентиляцию моторно-трансмиссионного-отделения и отсос пыли из системы воздухоочистки.

В состав трансмиссии БМД-1 входят:

Изменениям трансмиссия БМД-1 в ходе серийного производства не подвергалась, за исключением замены с 1970 года однодискового главного фрикциона двухдисковым. Все приводы управления трансмиссией — механические. Главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота объединены с двигателем в одном силовом блоке.

Ходовая часть

Водоходный движитель

Машины на базе БМД-1

Единственной серийной машиной на базе БМД-1 стал БТР-Д — бронетранспортёр, принятый в 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск. Появление БТР-Д было вызвано малой вместимостью БМД-1, затруднявшей полное перевооружение на него воздушно-десантных войск. БТР-Д на 800 кг тяжелее базовой машины и конструктивно отличается от неё прежде всего удлинённым на 483 мм корпусом с дополнительной парой опорных катков, отсутствием башни и увеличенной высотой среднего отделения, в котором в дополнение к троим членам экипажа располагаются девять десантников. Штатное вооружение БТР-Д состоит из двух курсовых пулемётных установок, аналогичных БМД-1, десант может также вести стрельбу через амбразуры из личного оружия. На базе БТР-Д, в свою очередь, был создан ряд специализированных вариантов, таких как носитель ПТУР, машина для перевозки расчётов ПЗРК, командно-штабная машина и ряд других.

Точные данные о численности выпущенных БТР-Д отсутствуют, но согласно данным, представленным СССР при заключении ДОВСЕ, всего в Европе имелось 769 бронетранспортёров этого типа. БТР-Д использовались советскими и российскими войсками и миротворческими контингентами в ряде операций. По состоянию на 2007 год, в странах бывшего СССР, прежде всего в России, на вооружении всё ещё остаётся около 800 БТР-Д.

Первые попытки создания САУ на базе БМД-1 были предприняты ещё в 1967—1968 годах, но разработанные 120-мм самоходный миномёт 2С8 «Ландыш» и 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» в серийное производство не пошли, так как слишком высокой оказалась нагрузка на ходовую часть при выстреле. Лишь в конце 1970-х годов на базе БТР-Д была создана 120-мм САУ 2С9 «Нона-С», чьё серийное производство началось в 1981 году.

rpg-artist.narod.ru

С НЕБА - В СРАЖЕНИЕ

Взгляните на рисунки. По внешнему виду — типичный представитель бронетанковой техники. Но это не танк, не гусеничный транспортер, не броневик и не самоходное орудие. БМД-1 “сама по себе”. Совокупность высоких боевых свойств делает машину уникальной. При ее проектировании четко выражен принцип “десантникам — десантную машину

”.

Обратимся к авторитетному мнению военных специалистов. Они считают, что когда БМД-1 встала в боевой строй, это существенно повысило мобильность, вооруженность и защищенность парашютно-десантных подразделений, действующих в бою, в том числе и в условиях применения ядерного оружия.

Итак, вооружение, маневр, защита — вот три корневых боевых качества, которые в комплексе характеризуют боевую машину. С этих позиций и будем оценивать БМД-1.

Начнем с вооружения. Ведь машина создана не для парада, а для боя в глубоком тылу противника, и поэтому уровень огневой мощи БМД-1 очень высок. Судите сами, на борту машины размещены: орудие, комплекс ПТУРС, четыре (!) пулемета (причем три танковых), ручной противотанковый гранатомет, пять автоматов, двадцать гранат Ф-1. И это — при массе всего в 6,7 т

!

Кто же управляет этим комплексом огневых средств и в целом — машиной! Первым из экипажа назовем, конечно, командира. Вторым — заместителя командира, он наводчик-оператор. Остальные члены экипажа: механик-водитель, старший стрелок, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика. Всего семь человек.

Теперь об орудии. Оно гладкоствольное, полуавтоматическое, калибр — 73 мм, дальность прямого выстрела — до 765 м, наибольшая предельная дальность — 1300 м, скорострельность высокая — до 6—7 выстрелов в минуту, фактически через каждые 9—10 с может быть произведен прицельный выстрел. А объяснение тому простое: заряжание хотя и ручное, но сочетается с механизированной боеукладкой конвейерного типа. На “бесконечной” ленте установлены гнезда для артиллерийских выстрелов. Их сорок — это и есть боекомплект орудия. При включении привода конвейер подает снаряды непосредственно к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай.

Обратите внимание, над орудием — малогабаритная оперенная ракета. Это комплекс ПТУРС — противотанковый управляемый реактивный снаряд (ракета), про который недаром говорят, что мал золотник, да дорог. А весь комплекс состоит из пускового кронштейна и направляющей со снарядом. Кронштейн установлен на подвижной бронировке и лафете орудия. А ракеты заранее скомплектованы с направляющими и находятся в боеукладках. 3apяжать просто и удобно. Наводчик-оператор может поражать цели на дальностях от 500 до 3000 м.

Он сам принимает решение и выбирает цель. Ею может быть танк, бронетранспортер, самоходное орудие, установка ПТУРС, орудие, пулемет или, наконец, пехота противника. Словом, чти ближе и опаснее в данный момент. Здесь действует одно правило: “Вижу — стреляю!

О пулеметах разговор особый. С орудием спарен один пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Наибольшая прицельная дальность у него — 1800 м, боевая скорострельность — 250 выстрелов в минуту, питание патронами — ленточное. Конструкторы применили здесь интересное техническое решение, уложили пулеметные ленты так, что стрельбу из пулемета стало возможно вести непрерывно, без перезаряжания, до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов.

Еще два пулемета ПКТ — курсовые. Из них ведут стрельбу по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Калибр их тоже 7,62 мм. Правда, у курсовых пулеметов наибольшая прицельная дальность равна 800—1000 м, а число патронов в ленте — 250.

Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена. За счет чего? Стрельбой экипажа из автоматов АКМС и ручного пулемета РПКС непосредственно из машины. Специально для этого оборудованы три амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах, а третья — в крышке кормового люка. Бортовые установки могут закрываться вручную броневыми заслонками, а кормовая — пробкой. При необходимости можно привести в действие и ручной противотанковый гранатомет.

Теперь — немного воображения, и можно представить себе могучий шквал огня, которой обрушивает на ошеломленного противника БМД-1. Н заметьте, десантники применяют оружие, не выходя из машины, с году или с коротких остановок. Кроме того, башня машины вращается вкруговую, и наводчик-опеоатор может вести стрельбу в любом направлении. Несложные расчеты показывают, что в одну минуту на данном участке БМД-1 выпускает прицельно до семи снарядов и более 1850 пуль! Мчится машина по полю боя, гремят орудийные выстрелы, в сплошной гул сливаются пулеметные и автоматные очереди. Вооружение и экипаж размещены столь рационально, что это повышает эффективность всего боя: вокруг десантной машины создается зона сплошного огня. Это же, в сущности, настоящий “огневой еж” — попробуй возьми такого.

Верно говорят командиры: маневр — душа атаки. Но атака предполагает стремительные рывки, резкие выпады в сторону, охваты, обходы. И притом местность — не ровная лента шоссе, а, как иногда говорят, “черт ногу сломает”. Бой в степи или пустыне — одна обстановка, бой в лесу или населенном пункте — совсем другая. И если десантная машина имеет первоклассное вооружение, но тихоходна и малоподвижна, то пользы от нее будет мало.

Что же можно сказать о БМД-1! Маневренность — понятие комплексное. Применительно к десантной машине надо рассматривать все три компонента — проходимость, подвижность и поворотливость.

Начнем с проходимости. Длина опорной поверхности гусениц машины 2,8 м, и удельное давление на грунт всего 0,5 кгс/см2, что сопоставимо с подобным показателем взрослого человека. Вывод — где солдат пройдет, там пройдет и десантная боевая машина. Во всяком случае, она успешно преодолевает заболоченные и заснеженные участки. К тому же и клиренс у нее сделан регулируемым. Механик-водитель, нe выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 110 до 450 мм. Для этого достаточно переключатель перевести в положение “Подъем

” или “Опускание”. Таким же путем можно изменить степень натяжения гусениц. В определенных условиях это улучшает амортизацию БМД-1 и ее проходимость.

Что касается подвижности машины, то она характеризуется очень хорошими показателями. И в этом нет ничего удивительного. Гусеницы легкие, мелкозвенные, траки соединены резино-металлическими шарнирами. Поэтому БМД-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге со скоростью до 35 км/ч, а по шоссе мчаться с почти “автомобильной” скоростью — до 61 км/ч!

Одной из важнейших характеристик таких машин является запас хода по топливу. Другими словами, каков “километраж” БМД-1 от заправки до заправки? Он внушительный — до 500 км! А это, если хотите, уже новое качество в действиях десантников. Как было раньше! Только пешком. Если за сутки прошли 80 км, это уже здорово. А сейчас можно сделать бросок на полтысячи километров — и все это в глубоком тылу противника.

Боевая машина легко преодолевает различные препятствия, может двигаться даже в условиях бездорожья. А водные преграды! В годы Великой Отечественной войны реки форсировали подчас на подручных средствах, то есть в буквальном смысле на том, что попадается под руку — бревно, доска, охапка соломы. БМД-1 берет водные преграды с ходу, так что современные десантники даже ног се замочат.

В этом отношении советские конструкторы сделали, видимо, максимум возможного на сегодняшний день. Десантная машина способна двигаться на плаву со скоростью до 10 км/ч. При этом запас хода по топливу (на плаву) составляет от 96 до 116 км! Даже реку километровой ширины БМД-1 преодолевает всего за шесть минут. Такие качества боевой техники меняют все привычные представления о действиях парашютно-десантных подразделений.

Откуда же такие возможности? Дело в том, что конструкторы применили в БМД-1 водометные движители, а попросту — водометы. Осевой водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу — создается реактивная сила. Таких водометов на машине два — по одному вдоль каждого борта корпуса.

Машина отлично приспособлена для действий на пересеченной местности, в лесу, населенных пунктах. Она “верткая”, как говорят специалисты. Может развернуться буквально на “пятачке”. Это нормально, так как радиус поворота равен ширине колеи машины — 2380 мм. Такие качества весьма ценны в бою, когда надо сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела.

Но и этим не исчерпываются достоинства БМД-1. Она, например, отлично “видит” и “слышит

”. “Глаза” — это совершенные приборы наблюдения и прицеливания. Причем не имеет никакого значения, в каких условиях ведется стрельба — днем или ночью. Поражение противника гарантировано, так как поиск целей и прицеливание, например, из орудия и спаренного пулемета производится с помощью перископического комбинированного прицепа. Он, как говорят, “дневной — ночной”.

А под “ушами” имеется в виду средство связи — радиостанция Р-123. Она компактна, надежна, хорошо противостоит вибрациям и тряске. И “услышать” она может далеко — в микротелефонном режиме до 20 км.

И наконец, о защите. Это немаловажный компонент среди других боевых качеств. Конструкторы вынуждены принимать альтернативные технические решения, им приходится выбирать — что защищать и как защищать. При проектировании любой боевой машины, состоящей из сотен агрегатов, узлов и систем, идет борьба за каждый килограмм массы и каждую единицу объема. Исходя из этого, необходимо по достоинству оценить труд наших конструкторов: им удалось в БМД-1 сделать круговое бронирование. Таким образом, надежно защищены жизненно важные узлы, системы и экипаж. Осколки и пули уже не причинят вреда машине, не остановят выполнение поставленной задачи.

Однако надо быть готовым и к тому, что противник: может применить ядерное оружие. Как же “реагирует” БМД-1 на его поражающие факторы?! В общем-то довольно активно защищается. Важно, что специальная система защиты работает автоматически. При ядерном взрыве моментально фиксируется поток гамма-излучения и подается сигнал на исполнительные органы. При этом сразу же обесточивается основные цепи питания, двигатель выключается, машина замирает на месте. Закрываются жалюзи, заслонки. вентиляторов. Выключаются сами вентиляторы. Стопорится башня. Итог: корпус БМД-1 герметизируется и машина готова встретить ударную волну. Она теперь уже не сможет поразить экипаж и оборудование.

Как только пройдет фронт ударной волны, механик-водитель включает сепаратор-нагнетатель: экипаж получает возможность дышать очищенным воздухом и, кроме того, внутри машины создается избыточное давление. Это исключает попадание радиоактивной пыли внутрь БМД-1.

Вступает в действие автоматика и в тех случаях, когда местность заражена отравляющими веществами. По команде датчиков моментально герметизируются обитаемые отделения, а силовое остается открытым. И в этом есть большой смысл: двигатель продолжает работать, и машина броском преодолевает зараженный участок местности.

Непосредственно в бою, когда экипаж открывает огонь из всех видов оружия, вступает в действие подсистема, вентилирующая обитаемые отделения, подогревающая в холодное время воздух и регулирующая его газовый состав в зоне дыхания экипажа, когда ведется интенсивная стрельба из штатного оружия. В результате в замкнутом пространстве обитаемых отделений создаются комфортные условия для экипажа. Личный состав меньше утомляется и может вести бой длительное время.

На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, термическая дымовая аппаратура, водооткачивающие средства. Все это заметно повышает живучесть БМД-1 и ее защищенность.

Подведя итог, сделаем небольшое сравнение. Что брал с собой десантник, когда покидал борт самолета в минувшую войну? Зачастую лишь самое необходимое — автомат, десантный нож, гранаты, саперную лопатку, запас боеприпасов и продовольствия. А сейчас парашютным способом десантируются самоходные артиллерийские орудия, реактивные установки, боевые машины и другая техника. Благодаря этому парашютно-десантные подразделения могут успешно вести бой в глубоком тылу противника, действовать дерзко и стремительно, на большую глубину. И не последнее место здесь занимают БМД-1, обладающие высокими огневыми и эксплуатационными возможностями.

А. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ

hobbyport.ru