ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Боевая машина десанта БМД-1. Бмд 1 двигатель


БМД-1 боевая машина десанта — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Боевая машина десанта-1

История создания

БМД-1 разработана и производилась Волгоградским тракторным заводом (сегодня "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"). Принята на вооружение в 1969 г. В настоящее время производство БМД-1 завершено.

Назначение

Боевая плавающая гусеничная машина десанта БМД-1 предназначена для оснащения подразделений воздушно-десантных войск с целью повышения их мобильности, вооруженности и защищенности. Может десантироваться с самолетов военно-транспортной авиации парашютным и посадочным способом с самолетов типа Ан-12. Является первой в мире машиной данного класса.

Особенности компоновки

Особенности компоновки БМД-1 в отличие от БМП-1 обусловлены необходимостью расширить огневые возможности размещенных в ней стрелков. Машина условно разделена на три части.

В передней части корпуса размещены механик-водитель, справа от него командир машины, а слева пулеметчик, которые могут вести огонь из автономных 7,62-мм пулеметных установок.

Средняя часть машины служит для установки одноместной башни с основным вооружением, в которой слева от орудия располагается наводчик-оператор. За башней находится отделение для трех десантников.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в корме машины. Спешивание десантников происходит через кормовой люк благодаря низкому двигателю и вынесенной системе охлаждения в бортовые отсеки.

Маневренность

Высокие подвижность и маневренность БМД-1 обеспечиваются V-образным 6-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 с жидкостным охлаждением, мощностью 240 л.с. Конструктивно он близок двигателю УТД-20, установленному на БМП-1. Система питания воздухом имеет устройство воздухозабора из двух кинематически связанных клапанов, которые обеспечивают попеременный забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Всасываемый двигателем воздух может подогреваться.

Эжекционная система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. Она имеет отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Пуск двигателя осуществляется электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя, предотвращающий попадание воды в его цилиндры при остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Механическая трансмиссия состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые сухого трения. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы объединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть имеет по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс, в т.ч. и при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется механиком-водителем. Удельное давление на грунт составляет 0,47 кг на кв.см.

Передвижение по воде и управление обеспечивается двумя водометными движителями с заслонками, установленными в кормовой части. Для откачки воды используются два насоса с электродвигателями.

Максимальная скорость по шоссе - 60-62 км/ч, по воде -10 км/ч. Запас хода составляет 320 км, запас топлива - 500 л. Машина может преодолевать ров шириной 2 м, стенку высотой 0,7 м и подъем в 32 град. с креном не более 18 град.

Защищенность

Сварные корпус (из алюминиевого сплава толщиной 15-23 мм) и башня (из стальной брони) обеспечивают защиту экипажа спереди от 12,7-мм бронебойных и круговую от 7,62-мм пуль.

Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми над гусеничными нишами. В целях маскировки, кроме защитной окраски, используется термоконденсационная система дымопуска. Коллективная защита от ОМП обеспечивается прочной, жесткой и герметичной броневой конструкцией корпуса и башни, прибором радиационной и химической разведки (ГО-27), автоматически срабатывающими по его сигналу уплотнениями, фильтровентиляционной установкой, механизмами остановки двигателя и системой вытяжной вентиляции.

Вооружение

Основное вооружение аналогично вооружению БМП-1 и установлено в одноместной конической сварной вращающейся башне. В его состав входят: 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с упрощенным автоматом заряжания и концентрическими противооткатными устройствами, спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ, установленная над пушкой ПУ ПТУР 9М14М "Малютка" с ручным управлением по проводам, два 7,62-мм пулеметы в каждом углу передней части корпуса. В боекомплект орудия входят 40 кумулятивных и осколочно-фугасных выстрелов к орудию, 4 ПУ ПТУР и 2000 7,62-мм патрона.

Для прицеливания наводчик использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1, четыре перископических прибора ТНПО-170, командир машины и стрелки-пулеметчики - перископические приборы наблюдения-прицелы ТНПП-220. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники могут использовать два призменных прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С.

Другое оборудование

Кроме указанного, БМД-1 оборудована автоматическим противопожарным оборудованием (автоматическая установка ППО с системой термодатчиков в МТО, ручной огнетушитель), радиостанция Р-123, танкопереговорное устройство ТПУ Р-124 на пять абонентов.

Модификации

БМД-1 стала базой для создания целого семейства машин различного назначения. В период с 1969 по 1984 гг. были разработаны и серийно производились бронетранспортер БТР-Д, машина управления артиллерией 1В119, бронированная ремонтно-эвакуационная машина

БРЭМ-Д, самоходное орудие 2С9 «Нона-С» (всего 15 модификаций).

БМД-1К - командирский вариант машины (1971 г.), который предназначен для обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями. В отличие от БМД-1, на командирской машине дополнительно установлены вторая радиостанция Р-123М, антенный фильтр, позволяющий работать двум радиостанциям на одну антенну, второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30, курсоуказатель ГПК-59, отопитель калориферного типа и вентилятор среднего отделения, два съемных столика.

Для улучшения условий работы командира с машины снята левая курсовая пулеметная установка, а боекомплект к пулеметам ПКТ уменьшен до 3250 патронов. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата (по-походному) демонтировано среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика. Установленное на командирской машине дополнительное оборудование обеспечивает: оперативную связь с вышестоящим командиром, автономное питание (энергообеспечение) средств связи машины на стоянке при неработающем двигателе машины, вождение машины по заданному курсу в сложных условиях ориентирования, обогрев обитаемых отделений машины в условиях низких температур и др.

БМД-1П вариант с ПУ для ПТУР 9М111 "Конкурс" и прицелом наводчика 1ПН22М2.

Интересные факты

В 1974 г. на вооружение был принят 73-мм выстрел с осколочной гранатой ОГ-15В и в связи с этим вместо прицела 1ПН22М1 на машине устанавливается прицел 1ПН22М2 с нарезкой шкал для стрельбы осколочной гранатой.

С 1975 г. литые алюминиевые опорные катки заменяются штампованными.

В 1977 г. в состав вооружения БМД-1 вводится комплекс управляемого вооружения 9К111.

Модернизированные БМД-1П и БМД-1ПК выпускалась до 1985 г., а изготовленные ранее при капитальном ремонте доводились до уровня БМД-1П. Выпущенные в 1984 г. машины, вместо ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 оснащались новыми полупроводниковыми УКВ-радиостанциями Р-173 "Абзац-Р" с частотной модуляцией, 10 заданными заранее подготовленными частотами и дальностью связи с 3-метровой штыревой антенной до 20 км, приемниками Р-173П "Абзац-П№, а также новым ТПУ Р-174.

В 1979г. часть боевых машин БМД-Ш оборудовали системой пуска 82-мм дымовых гранат 902В "Туча" для постановки дымовой завесы на удалении до 200-300 м от машины. Модернизированные до уровня БМД-1П машины на заводах капитального ремонта системой "Туча" не оснащались.

С 1980 г. аккумуляторные батареи 12СТ-70М меняются на 12СТ-85Р.

На Украине планировалась модернизация вооружения БМД-1 и БМД-1П путем установки на них унифицированного боевого модуля КБА-105 "Шквал". В его состав входят 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1 (2А72), 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ), ПТРК 9К111 (планируется заменить на ПТРК "Булава" украинского производства), 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя" и система 902В "Туча". Система управления огнем модуля включает двухплоскостной электромеханический гироскопический стабилизатор вооружения СВУ-500 "Карусель" и оптико-телевизионную систему наблюдения и прицеливания ОТП-20 "Циклоп-1" украинской разработки. Как резервный оптический прицел применяется перископический зенитный прицел ПЗУ-8. ПТУР в полете управляется прибором 9Ш119М1.

БМД-1 состоит на вооружении армий России, Азербайджана, Украины, Анголы, Беларуси, Узбекистана, Индии, Ирака, Армении, Молдовы. БМД-1 использовалась в боевых действиях в ряде локальных войн и при правильном боевом применении показала высокую эффективность.

Характеристики БМД-1:

Масса - 7600 кг Вооружение: -Пушка, тип гладкоствольная пушка 2A28 -Управляемое оружие ПТУР 9М14М -Пулемет 1 × 7,62-мм ПКТ Двигатель - 6-цилиндровый дизельный, 5Д20 Мощность двигателя - 240 л.с. Запас хода по шоссе – 320 км Скорость движения: -по шоссе до 65 км\ч -на плаву до 10 км\ч

Источники

Международный проект Дмитрия Смирнова

Оружие России

letopisi.org

БМД-1 1969 БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА ссср

Разработка первой в мире специализированной боевой машины воздушно-десантных войск, предназначенной для десантирования как парашютным, так и посадочным способом, началась в 1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности этой машины (и всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По своим огневым возможностям она была идентична боевой машине пехоты БМП-1. БМД-1 (объект 915) была принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968 года.Машины БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имеет Ирак. После вывода кубинских войск с африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.

БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.

Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у БМП-1. Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.

Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое – вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.

Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.

В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта.

У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).

В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с открытым металлическим шарниром состоит из 87 траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями. При движении по воде в носовой части корпуса поднимается волноотбойный щиток с пневмоприводом.

В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы «Туча», на других заменялись катки на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2). На базе линейных машин выпускались командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК), которые отличались наличием дополнительной радиостанции и еще одной антенны на корме корпуса.

za-cccp.narod.ru

Боевая машина десанта БМД-1 - 23 Июля 2010

Боевая машина десанта БМД-1

Боевая машина десанта БМД-1

БМД-1 (боевая машина десанта-1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12 и Ил-76. 

История создания

Боевая машина десанта БМД-1

Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Маргелова. К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и СУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантых войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.

Боевая машина десанта БМД-1

БМД-1 разработана и производилась Волгоградским тракторным заводом (сегодня "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"). Принята на вооружение в 1969 г. В настоящее время производство БМД-1 завершено.

Назначение

Боевая машина десанта БМД-1

Боевая плавающая гусеничная машина десанта БМД-1 предназначена для оснащения подразделений воздушно-десантных войск с целью повышения их мобильности, вооруженности и защищенности. Может десантироваться с самолетов военно-транспортной авиации парашютным и посадочным способом с самолетов типа Ан-12. Является первой в мире машиной данного класса.

Особенности компоновки

Боевая машина десанта БМД-1

Особенности компоновки БМД-1 в отличие от БМП-1 обусловлены необходимостью расширить огневые возможности размещенных в ней стрелков . Машина условно разделена на три части.В передней части корпуса размещены механик-водитель, справа от него командир машины, а слева пулеметчик, которые могут вести огонь из автономных 7,62-мм пулеметных установок.Средняя часть машины служит для установки одноместной башни с основным вооружением, в которой слева от орудия располагается наводчик-оператор. За башней находится отделение для трех десантников.Моторно-трансмиссионное отделение находится в корме машины. Спешивание десантников происходит через кормовой люк благодаря низкому двигателю и вынесенной системе охлаждения в бортовые отсеки.

Маневренность

Боевая машина десанта БМД-1

Высокие подвижность и маневренность БМД-1 обеспечиваются V-образным 6-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 с жидкостным охлаждением, мощностью 240 л.с. Конструктивно он близок двигателю УТД-20, установленному на БМП-1.Система питания воздухом имеет устройство воздухозабора из двух кинематически связанных клапанов, которые обеспечивают попеременный забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Всасываемый двигателем воздух может подогреваться.Эжекционная система охлаждения обеспечивает отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. Она имеет отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Пуск двигателя осуществляется электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя, предотвращающий попадание воды в его цилиндры при остановке во время преодоления водной преграды или мойки.Механическая трансмиссия состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые сухого трения. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы объединены с двигателем в один силовой блок.

Боевая машина десанта БМД-1

Ходовая часть имеет по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс, в т.ч. и при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется механиком-водителем.

Передвижение по воде и управление обеспечивается двумя водометными движителями с заслонками, установленными в кормовой части. Для откачки воды используются два насоса с электродвигателями.

Защищенность

Боевая машина десанта БМД-1

Сварные корпус (из алюминиевого сплава толщиной 15-23 мм) и башня (из стальной брони) обеспечивают защиту экипажа спереди от 12,7-мм бронебойных и круговую от 7,62-мм пуль.Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми над гусеничными нишами. В целях маскировки, кроме защитной окраски, используется термоконденсационная система дымопуска. Коллективная защита от ОМП обеспечивается прочной, жесткой и герметичной броневой конструкцией корпуса и башни, прибором радиационной и химической разведки (ГО-27), автоматически срабатывающими по его сигналу уплотнениями, фильтровентиляционной установкой, механизмами остановки двигателя и системой вытяжной вентиляции.

Вооружение

Боевая машина десанта БМД-1

Основное вооружение аналогично вооружению БМП-1 и установлено в одноместной конической сварной вращающейся башне. В его состав входят: 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с упрощенным автоматом заряжания и концентрическими противооткатными устройствами, спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ, установленная над пушкой ПУ ПТУР 9М14М "Малютка" с ручным управлением по проводам, два 7,62-мм пулеметы в каждом углу передней части корпуса. В боекомплект орудия входят 40 кумулятивных и осколочно-фугасных выстрелов к орудию, 4 ПУ ПТУР и 2000 7,62-мм патрона.

Боевая машина десанта БМД-1

Для прицеливания наводчик использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1, четыре перископических прибора ТНПО-170, командир машины и стрелки-пулеметчики - перископические приборы наблюдения-прицелы ТНПП-220. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники могут использовать два призменных прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С.

Другое оборудование

Кроме указанного, БМД-1 оборудована автоматическим противопожарным оборудованием (автоматическая установка ППО с системой термодатчиков в МТО, ручной огнетушитель), радиостанция Р-123, танкопереговорное устройство ТПУ Р-124 на пять абонентов.

Модификации

Боевая машина десанта БМД-1

БМД-1 стала базой для создания целого семейства машин различного назначения. В период с 1969 по 1984 гг. были разработаны и серийно производились бронетранспортер БТР-Д, машина управления артиллерией 1В119, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, самоходное орудие 2С9 «Нона-С» (всего 15 модификаций).

БМД-1К - командирский вариант машины (1971 г.), который предназначен для обеспечения надежности и оперативности управления подразделениями. В отличие от БМД-1, на командирской машине дополнительно установлены вторая радиостанция Р-123М, антенный фильтр, позволяющий работать двум радиостанциям на одну антенну, второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30, курсоуказатель ГПК-59, отопитель калориферного типа и вентилятор среднего отделения, два съемных столика. Для улучшения условий работы командира с машины снята левая курсовая пулеметная установка, а боекомплект к пулеметам ПКТ уменьшен до 3250 патронов. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата (по-походному) демонтировано среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика. Установленное на командирской машине дополнительное оборудование обеспечивает: оперативную связь с вышестоящим командиром, автономное питание (энергообеспечение) средств связи машины на стоянке при неработающем двигателе машины, вождение машины по заданному курсу в сложных условиях ориентирования, обогрев обитаемых отделений машины в условиях низких температур и др.

БМД-1П

БМД-1П вариант с ПУ для ПТУР 9М111 "Конкурс" и прицелом наводчика 1ПН22М2.

БТР-Д

БТР-Д – плавающий авиадесантный бронетранспортер с удлиненным шасси без башни. Он предназначен для перевозки личного состава и раненых, а также для транспортировки вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и других военных грузов. Масса 8 т, грузоподъемность 1400 кг, экипаж и десант 14 человек. Вооружен двумя курсовыми пулеметами ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Вместо башни используется небольшая вращающаяся командирская башенка, в которой установлено 2 прибора наблюдения ТНПО-170А и прибор ТКН-3Б с осветителем. В бортах корпуса и в кормовом люке имеется 5 амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами для стрельбы из автоматов. Увеличена длина опорной поверхности гусениц, на каждом борту установлено по 6 опорных и 5 поддерживающих катков. По подвижности и защищенности БТР-Д близок БМД-1.

БРЭМ-Д

БРЭМ-Д - ремонтная машина.БТР-ЗД - гусеничное плавающее шасси. На нем может быть размещена спаренная зенитная установка ЗУ-23-2, предназначенная для защиты подразделений ВДВ от ударов низколетящих самолетов и вертолетов противника.

Нона-С

Кроме того, оно может быть использовано в качестве гусеничной базы для 120-мм самоходного орудия "Нона-С".

Характеристики

Боевая масса, т7,2
Экипаж, чел.3
Десант, чел.4
Размеры, мм
Длина корпуса5400
Ширина корпуса2630
Высота1620—1970
Клиренс100—450
Пушка
Марка пушки2А28 «Гром»
Калибр73-мм
Боекомплект пушки40
Пулемёты
Марка ПКТ
Калибр7,62-мм
Количество, шт.3
Другое вооружение
ПТУР9М14
Двигатель
Марка5Д20-240
ТипДизельный
Мощность двигателя, л. с.240
Скорость по шоссе, км/ч60
Скорость по пересечённой местности, км/ч35
Скорость на плаву, км/ч9-10
Запас хода по шоссе, км500
Удельная мощность, л. с./т33
Препятствия
Преодолеваемый подъём, град.32
Преодолеваемая стенка, м0,7
Преодолеваемый ров, м2,5
Преодолеваемый брод, мплавает
Боевая машина десанта БМД-1

3v-soft.clan.su

Боевая машина десанта БМД-1 - российские солдаты как надежная опора России

БМД-1

Разработка первой в мире специализированной боевой машины воздушно-десантных войск, предназначенной для десантирования как парашютным, так и посадочным способом, началась в 1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности этой машины (и всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По своим огневым возможностям она была идентична боевой машине пехоты БМП-1. БМД-1 (объект 915) была принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968 года.Машины БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии в качестве основного средства для транспортировки личного состава и поддержки его огнем. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе, также некоторое количество таких машин имеет Ирак. После вывода кубинских войск с африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.

БМД-1 имеет следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких алюминиевых сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях.

Масса БМД-1 в боевом снаряжении, равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7 т. Сварной корпус из алюминиевого сплава позволил при той же жесткости и прочности конструкции, что и у стальной, несколько снизить общую массу. Коническая сварная башня с установленным в ней комплексом вооружения заимствована у БМП-1. Необычным является размещение экипажа. Механик-водитель сидит в передней части корпуса по центру. Слева от него находится место командира, а справа – стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в одноместной башне, а остальные трое десантников – позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В задней части оборудован специальный большой люк для выхода наружу по крыше МТО.

БМД-1 отправляются в Афганистан

Основным вооружением БМД-1 является 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое – вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.

Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170.

В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта.

У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).

БМД-1

В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с открытым металлическим шарниром состоит из 87 траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

БМД-1 в Афганистане

Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями. При движении по воде в носовой части корпуса поднимается волноотбойный щиток с пневмоприводом.

В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы «Туча», на других заменялись катки на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2). На базе линейных машин выпускались командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК), которые отличались наличием дополнительной радиостанции и еще одной антенны на корме корпуса.

ТТХ БДМ-1
Боевая масса, т 7 200+2,5%
Экипаж (десант), чел. 2 (5)
Длина, мм 5400
Ширина, мм 2630
Высота, мм 1620...1970
Клиренс, мм 100...450
Броня, мм: противопульная
Скорость максимальная, км/ч: 60...62
Скорость максимальная на плаву, км/ч: 10
Запас хода, км: 500
Удельное давление на грунт, кг/см 2: 0,47...0,5
Подъем, град. 32
Высота стенки, м 0,7
Ширина рва, м 2,5
Глубина брода, м плавает

www.soldati-russian.ru

Боевая машина десанта БМД-1

  

 

 

  

К началу 60-х годов прошлого века в кругах наиболее прогрессивных военных руководителей Вооруженных Сил СССР пришли к выводам, что новая крупномасштабная война, если она случится, по характеру ведения боевых действий соединениями, частями и подразделениями сухопутных и воздушно-десантных войск будет сильно отличаться от аналогичных в период второй мировой войны. Советские военные специалисты полагали, что современный общевойсковой бой будет характеризоваться применением тактического ядерного оружия, других видов оружия массового поражения (ОМП) всеми противоборствующими сторонами, сплошным огневым поражением, исключительной маневренностью и непрерывностью ведения боевых действий, отсутствием сплошной линии фронта. Для успешного ведения боевых действий в таких сложных условиях, требовалось коренным образом пересмотреть организационную структуру и техническое оснащение мотострелковых, танковых и воздушно-десантных войск, многократно повысить их маневренность, мобильность, управляемость, защиту от ОМП и огневую мощь.  Если для мотострелковых войск с начала 50-х годов были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились несколько типов бронетранспортеров и бронированных разведывательно - дозорных машин, то пехота ВДВ в вопросе повышения мобильности могли рассчитывать лишь на автомобильную технику (автомобили ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-63, ГАЗ-66). С началом разработки проекта боевой машины пехоты (БМП), стало ясно, что ВДВ нуждаются в собственной бронированной машине с мощным вооружением, способной десантироваться как посадочным так и парашютным способом. Инициатором разработки такой машины был прославленный военноначальник -  командующий ВДВ генерал армии В.Ф. Маргелов. Разработку проекта  боевой машины было решено провести на конкурсной основе. Тактико-техническое задание (ТТЗ) было выдано одновременно КБ Мытищенского машиностроительного завода (ММЗ), КБ Волгоградского тракторного завода и Всесоюзному научно-исследовательскому институту (ВНИИ-100, г. С. Петербург) в апреле 1964 г. По его условиям боевая машина должна иметь броню, защищающую экипаж и десант от пуль и осколков, быть плавающей, обладать огневой мощью БМП и, самое главное, быть авиатранспортабельной и способной к десантированию парашютным способом. Конструкторские коллективы КБ ММЗ и ВНИИ-100 в своих разработках использовали узлы и механизмы, хорошо освоены промышленностью при производстве БРДМ-2 и тягача АТ-П , оба КБ предполагали оснастить боевую машину 140-сильным карбюраторным двигателем ГАЗ-41. Оба проекта не вполне соответствовали требованиям ТТЗ. По иному подошли к решению задачи в коллективе особого КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова, создав проект принципиально новой машины. При рассмотрении трех проектов именно проект Волгоградского тракторного завода был признан наиболее соответствующим требованиям заказчика и был выбран для дальнейшей разработки. Непосредственно к работам над созданием новой машины (объект 915) в ОКБ приступили уже летом 1965 г. При создании БМД конструкторы применили новаторские разработки советских ученых в области алюминиевых сплавов для создания броневой защиты (броневой сплав АБТ-101), дизельный двигатель 5Д-20 - новейшую разработку Барнаульского моторостроительного завода, принципиально новую систему гидравлической подвески, обеспечивающую изменяемый клиренс машины. На плаву БМД двигалась с помощью двух водометных движителей. Комплекс вооружения, заимствованный от БМП-1, дополнялся двумя курсовыми пулеметами ПКТ, расположенных в специальных нишах по краям корпуса. В мае 1966 г. машина прошла заводские испытания и после устранения выявленных недостатков, в 1967 г. была представлена государственной комиссии под председательством генерала Ю.М. Потапова, по результатам  которых машина была рекомендована к принятию на вооружение. 14 апреля 1969 г. боевая машина десанта БМД-1 постановлением Совета Министров СССР была принята на вооружение ВДВ. Серийное производство машины было организованно на Волгоградском  тракторном заводе в 1968, еще до принятия БМД на вооружение и продолжалось до 1979 г. В период с 1972 по 1975 г. была произведена незначительная модернизация ходовой части. В 1971 г. на вооружение была принята БМД-1К - командирский вариант машины, отличающейся от базовой наличием второй радиостанции Р-123. Всего было произведено 2200 БМД-1 и 360 БМД-1К. В 1978 г. на вооружение принимается очередная модификация БМД-1 - БМД-1П и соответственно командирская машина БМД-1ПК. На новой машине вместе противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К14 устанавливался ПТРК 9К111, БМД оборудовалась гирополукомпасом ГКП-59 и отопителем. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 г. (было выпущено не менее 1000 машин), БМД-1ПК - с 1979 по 1987 г.    (220 машин). На базе БМД-1 был создан бронетранспортер БТР-Д и многочисленное семейство машин на его базе. Официально БМД-1 на экспорт не поставлялась, однако имеются сведения о наличии небольшого количество машин в вооруженных силах Кубы и судя по американским фотоматериалам из Ирака неизвестное количество БМД-1 состояло на вооружении армии этой страны.           

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМД-1 БМД-1К БМД-1П БМД-1ПК
1 Экипаж чел. 3 6 3 6
2 Десант чел. 4 - 4 -
3 Вооружение 73 мм 2А28

7,62 мм ПКТ

9К14

9К111

 

1

3

1

-

 

1

3

1

-

 

1

3

-

1

 

1

3

-

1

 

4 Боекомплект  

73 мм ПГ-9

7,62мм

ПТУР 9М14

ПТУР 9М111

ПТУР 9М113

 

40

3000

3

-

-

40

3000

3

-

-

40

3940

-

1

2

40

3940

-

1

1

5 Прицел 1ПН22М1 1 1 1 1
6 Мощность двигателя 5Д-20 л.с. 240 240 240 240
7 Максимальная скорость км/ч 60 60 60 60
8 Скорость на плаву км/час 9-10 9-10 9-10 9-10
9 Боевая масса т 7,2 7,6 7,6 7,6
10 Запас хода по топливу км 500 500 500 500
11 Длина по корпусу мм 5400 5400 5400 5400
12 Ширина мм 2630 2630 2630 2630
13 Высота (по верхнему срезу башни) мм 1620-1970 1620-1970 1620-1970 1629-1970
14 Дорожный просвет мм 100-450 100-450 100-450 100-450
17 Аппаратура связи  

Р-123М

 

1 2 1 2
18 Навигационная аппаратура  

ГПК-59

 

- - 1 1
19 Бронирование мм

 

10-32 10 - 32 10 - 32 10-32

\

 

cris9.armforc.ru

Боевая машина десанта БМД-1

Работы по созданию боевой машины десанта (БМД) для Воздушно-десантных войск начались по инициативе командующего ВДВ генерал-полковника В.Ф. Маргелова. Инициативу В.Ф. Маргелова поддержало военное и политическое руководство страны. В апреле 1964 г. одновременно нескольким организациям, включая конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно - исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, была поручена подготовка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск. В проекте БМД, разработанном во ВНИИ-100, двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размещены в передней части корпуса у правого борта. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя. За механиком-водителем в МТО, уступом от левого к правому борту, были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение. Башня с вооружением, заимствованная у БМП "Объект 765", располагалась со смещением от продольной оси машины к левому борту. За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочих мест десантников имелись установки для стрельбы из личного оружия, но они не позволяли вести прицельный огонь в направлении движения машины. Корпус машины предлагалось изготавливать из алюминиевого сплава Д-20. Боевая масса машины, согласно расчетам, составляла 6,6 т, масса десантируемой машины - 5,9 т. В аванпроекте БМД, предложенном ОКБ ММЗ, были применены отработанные в производстве узлы и агрегаты серийных машин - ГАЗ-41 и артиллерийского тягача АТ-П. Однако все картеры агрегатов, кронштейны подвески и опорные катки завод предусматривал изготавливать не из чугуна и стали, а из легких сплавов. Броневой корпус предполагалось выполнить из броневого алюминиевого сплава АБТ-101. В ходовой части использовались гусеницы с открытым металлическим шарниром, гарантийный срок службы которых составлял 2000 км. Для рассмотрения завод представил несколько вариантов компоновок БМД. Согласно первому варианту, БМД представляла собой самоходную артиллерийскую установку, в которой 73-мм орудие "Гром" со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и специальным прицелом устанавливалось в лобовом листе броневой рубки корпуса (углы наводки по вертикали - от -5 до +15°, по горизонтали - в секторе ± 15°). 15 выстрелов размещалось в механизме заряжания. Остальные 15 выстрелов располагались в боеукладке под механизмом заряжания. На качающейся части орудия снаружи устанавливался специальный кронштейн с направляющими для пуска управляемых ракет ПТРК "Малютка". Двигатель с главным фрикционом и системой охлаждения размещался в кормовой части корпуса машины, коробка передач - в носовой части; она соединялась с двигателем карданным валом, а с главной передачей и планетарными механизмами поворота (ПМП) - через промежуточный картер. Все агрегаты МТО располагались вдоль продольной оси машины, а по бортам корпуса были выполнены отсеки, в которых находился экипаж машины и десант в количестве двух и пяти человек соответственно. Выход экипажа и десанта производился вверх через люки в крыше корпуса и назад - через кормовые двери. При движении на плаву использовался гусеничный движитель (за счет перемотки гусениц). Боевая масса машины составляла 6,7 т, масса десантируемой машины - 6,0 т. Согласно второму варианту, основное оружие устанавливалось во вращающейся башне, выполненной по типу башни БМП "Объект 765". Но в представленном проекте башня была выполнена двухместной и имела кормовую нишу, в которой размещался механизм заряжания емкостью 19 выстрелов. Остальные 11 выстрелов находились в корпусе. В башне слева от орудия располагался наводчик, справа - командир. Ходовая часть машины имела переднее расположение ведущих колес. В носовой части корпуса, перед башней, размещались: слева - механик-водитель и справа от него - два десантника. Сзади башни располагались еще два десантника. Каждое рабочее место десантника оборудовалось установкой для стрельбы из личного оружия. Вход и выход из машины были организованы аналогично первому варианту. Движение машины на плаву осуществлялось с помощью двух водометных движителей. Боевая масса машины составляла 7,55 т, масса десантируемой машины - 6,85 т. В третьем варианте БМД, представленном ММЗ, башня с оружием была полностью заимствована у БМП "Объект 765" и устанавливалась в средней части корпуса со смещением от продольной оси машины к левому борту на 200 мм. В ходовой части использовалось кормовое расположение ведущих колес. В носовой части корпуса слева размещался механик-водитель, рядом с ним - командир и один десантник. Рядом с башней и за башней располагались еще три десантника; рабочие места пяти десантников оборудовались установками для ведения огня из личного оружия. Выход экипажа и десанта из машины на суше осуществлялся по проходу между двигателем и системой охлаждения над коробкой передач через люк в кормовом листе корпуса, на плаву - через люки в крыше корпуса и башни. В МТО, располагавшемся в кормовой части машины, поперек корпуса у правого борта устанавливался карбюраторный двигатель. В трансмиссии применялась коробка передач, выполненная по схеме коробки передач АСУ-57. По обоим бортам располагались два водометных движителя. Боевая масса машины составляла 7,46 т, масса десантируемой машины - 6,76 т. Особым конструкторским бюро ВгТЗ в 1964 г. были представлены два компоновочных решения на одном шасси, различавшиеся расположением отделения управления. Оба варианта БМД, получившей заводское обозначение "Объект 915", имели активное размещение десанта и кормовое расположение МТО. В обоих вариантах в МТО устанавливались дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) и специальная трансмиссия. В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа - механик-водитель. Десант из пяти человек размещался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины. Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП "Объект 765". В башне размещался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.

Полноразмерный макет БМД "Объект 915" (первый вариант). 1964 г.

В августе 1964 г. на ВгТЗ изготовили макет БМД "Объект 915" (вариант 1) в натуральную величину с размещением механика-водителя в двухместной башне. Машина имела на вооружении 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 ("Гром"), один 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с орудием, и три 7,62-мм пулемета (один ПКТ и два ПК), монтировавшиеся в шаровых установках в носовой части корпуса, а также пусковую установку ПТРК "Малютка". При дальнейшей работе над вариантами компоновок БМД "Объект 915" в начале 1965 г. было выявлено, что, несмотря на преимущества первого варианта, его реализация в металле влекла за собой увеличение массы машины на 200-300 кг. Кроме того, установка башни (боевого отделения) иной конструкции нарушала унификацию с проходившей в это время испытания и планируемой к принятию на вооружение опытной БМП "Объект765". Поэтому предпочтение отдали второму варианту компоновки с использованием унифицированного боевого отделения "Объекта 765" и с размещением механика-водителя в корпусе машины.

Полноразмерный макет БМД "Объект 915" (второй вариант). 1965 г.

Летом 1965 г. изготовили макет БМД "Объект 915" (вариант 2) в натуральную величину на основе опытного броневого корпуса. Одноместная башня с вооружением была полностью заимствована у БМП "Объект 765", в ней размещался один из двух членов экипажа - наводчик-оператор. Вооружение БМД составляли 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 (в серии - 2А28), пусковая установка ПТРК "Малютка", один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ. Первые три опытные машины испытали пробегом на заводском полигоне - по грунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву - в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась "нехватка" боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем. Всесторонние полигонные и войсковые испытания "Объекта 915" начались в 1967 г., по результатам которых в 1969 г. БМД "Объект 915" была принята на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии под обозначением БМД-1. С 1968 года она производилась серийно на ВгТЗ.

БМД-1 ранних выпусков

БМД-1 имеет классическую для танков компоновочную схему: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из алюминиевых броневых плит. Броня защищала экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно наклонена к вертикали - на 78°, угол наклона нижней составляет 50°. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой. Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Башня - сварная из стальной брони, заимствована у боевой машины пехоты БМП-1. Ее лобовые детали защищают от 12,7-мм бронебойных пуль.

БМД-1 выпуска 1981 г.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Стрелок-пулеметчик располагается справа от механика-водителя. Стрелки-десантники размещены позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО. В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней, заимствованной у БМП-1, внутри которой находится сиденье наводчика. Основным вооружением являются полуавтоматическая гладкоствольная пушка 2А28 "Гром" калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность 1300 м. Боевая скорострельность 6 - 7 выстр./мин. Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов ПГ-15В с кумулятивными противотанковыми гранатами, который размещен в механизированной (конвейерной) укладке, расположенной по окружности башни на вращающейся платформе, как и в БМП-1. Поскольку одним из важнейших требований к машине была ее малая масса, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП-1) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд, выбранный наводчиком, в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополнила пусковая установка противотанковых управляемых ракет - ПТУР 9М14М "Малютка", доступ к которой осуществляется через специальный люк в крыше. Всего в машине размещено три ПТУР (две в укладке в башне и одна в корпусе) и 2000 патронов к спаренному пулемету. Последние снаряжаются в ленты, которые укладываются в два магазина по 1000 патронов в каждом, размещенных в гильзозвеньесборнике. После установки магазинов на место ленты соединяются между собой патроном.

Серийный бронетранспортер БТР-Д

Вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов. В качестве дублера используется ручной привод. Для наблюдения за местностью и ведения огня установлен комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) монокулярный перископический прицел 1ПН22М1. В амбразурах по краям лобовой части корпуса в шаровых опорах установлены два курсовых пулемета ПКТ. Огонь из них ведут командир машины и пулеметчик. Боекомплект каждого пулемета состоит из 1000 патронов, размещенных в четырех штатных коробках. В средней части корпуса машины на обоих бортах и в крышке кормового люка имеется по одной шаровой установке для стрельбы из автоматов АКМС. Шаровые установки, расположенные на бортах, закрываются броневыми заслонками, которые открываются вручную с рабочих мест стрелков.

Бронетранспортер БТР-РД "Робот" с ПУ ПК "Конкурс"

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен 6-цилиндровый V-образный четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий мощность 240 л.с. при 2400 об/мин. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Двигатель сблокирован с трансмиссией, состоящей из однодискового фрикциона сухого трения, четырехступенчатой механической коробки передач, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водометные движители. Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. Ходовая часть БМД-1 применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические рессоры, объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот, усилие на который передается через жидкость. Подвеска позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, вывешивать ее при установке на десантную платформу, уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву. Направляющие колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью кривошипного механизма с гидравлическим приводом. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, состоящие из 87 траков каждая. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре односкатных обрезиненных поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами. Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении вдоль бортов корпуса машины. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания (до 10 км/ч) и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой передней части корпуса машины.

Бронетранспортер БТР-ЗД с установленной ЗУ-23-2

В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД-1, входят система коллективной защиты от ОМП, автоматическая система пожаротушения, а также водооткачивающая и дымообразующая аппаратура. Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов. На базе БМД-1 с 1971 года выпускалась командирская машина БМД-1К, на которой дополнительно были установлены вторая радиостанция Р-123М; антенный фильтр; второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124; бензоэлектрический агрегат; курсоуказатель; отопитель и вентилятор среднего отделения; прибор радиационной и химической разведки ПРХР; два съемных столика; снята левая курсовая пулеметная установка. В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный в КБ ВгТЗ с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1, и четырех дымовых гранатометов 902В "Туча", смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников.

Самоходное артиллерийское орудие 2С9 "Нона-С"

В 1979 году на базе БТР-Д был создан бронетранспортер БТР-РД "Робот", оборудованный ПУ 9П135М противотанкового комплекса "Конкурс" для ПТУР 9М113 или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 "Фагот". Позднее на базе БТР-Д были созданы БТР-ЗД "Скрежет" для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов (шесть ПЗРК "Стрела-3"). Эта машина используется также в качестве шасси для установки на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете. БТР-Д послужила базой и для создания самоходного артиллерийского орудия 2С9 "Нона" и машины управления артиллерии 1В119 "Реостат". Последняя оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером, дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа "Муха".

Машина управления артиллерией 1В119 "Реостат"

Командно-штабная машина звена "полк - бригада" КШМ-Д "Сорока" оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи. У БМД-КШ "Синица" батальонного звена имеется две радиостанции Р-123. Бронированная ремонтно-эвакуационной машина БРЭМ-Д оснащена краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным аппаратом. На базе БТР-Д выпускались станция спутниковой связи Р-440 ОДБ "Фобос", санитарный бронетранспортер, а также станции пуска и управления дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами типа "Пчела" и "Шмель" комплекса воздушного наблюдения местности "Малахит". В конце 1970-х годов БМД-1 подвергались изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы 902В "Туча", на других опорные катки заменялись на более новые.

Модернизированная БМД-1П

В 1978 году были приняты на вооружение модернизированные варианты БМД-1П и БМД-1ПК с повышенной огневой мощью за счет установки ПУ для стрельбы ПТУР комплекса "Конкурс" или "Фагот" с полуавтоматическим наведением, повышенной бронепробиваемостью. Пусковая установка комплекса 9М14М на маске пушки демонтирована, а на крыше башни установлен кронштейн для крепления станка пусковой установки 9П135М комплекса "Конкурс" ("Фагот"). Боекомплект составляют две ракеты 9М113 и одна - 9М111. В походном положении внутри корпуса укладывается и пусковая установка, а кроме того, тренога, позволяющая осуществлять наведение и пуск ПТУР с грунта. В боекомплект пушки 2А28 введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. Боекомплект к курсовым пулеметам ПКТ составляет 1940 патронов в лентах по 250 патронов, уложенных в шести коробках; 440 патронов находятся в заводской упаковке. На машине также установлены усовершенствованные приборы наблюдения и прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонны. На экспорт БМД-1 и БТР-Д не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество БМД-1 получила Куба, которая применяла их в Анголе. После вывода кубинских войск с Африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск. По-видимому незначительное количество БМД-1 имелось и у Ирака в 1991 году. После распада СССР значительное количество боевых машин десанта осталось за пределами России, в некоторых бывших союзных республиках, на территории которых дислоцировались соединения ВДВ.

sermonak.narod.ru

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

Боевая машина десанта БМД-1 была принята на вооружение воздушно-десантных войск (ВДВ) СССР в 1969 году. В Советском Союзе было семь дивизий ВДВ, имеющих по штату по 330 БМД каждая. Боевые машины десанта БМД применялись советскими войсками в Афганистане, а позднее — российскими войсками в Чечне. Небольшое количество БМД было поставлено на экспорт в Индию и Ирак.

БМД-1 выполнена по необычной компоновке. Место механика-водителя находится в передней части корпуса по центру, слева от него — место командира, справа — стрелка из двух 7,62-мм курсовых пулеметов, установленных по бортам. Отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса. Башня кругового вращения установлена, аналогичная БМП-1, установлена ближе к переднему срезу корпуса. За башней находится небольшое десантное отделение, вмещающее четыре десантника. Посадка и высадка десанта осуществляется через верхний люк. За десантным отделением находится моторно-трансмиссионное отделение с 6-цилиндровым V-образным дизельным двигателем 5Д20.

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

Корпус БМД-1 сварной из алюминиевой брони, впервые примененной в советском танкостроении. Лобовая броня защищает от пуль крупнокалиберного стрелкового оружия, боковая - от пуль индивидуального стрелкового оружия. Днище БМД-1 усилено ребрами жесткости.

Ходовая часть БМД-1 состоит из пяти опорных катков и четырех поддерживающих роликов с каждой стороны, ведущих колес сзади и направляющих — спереди. Подвеска независимая и ее особенностью является то, что она имеет возможность с помощью гидравлической системы изменять клиренс (дорожный просвет) от 100 до 450 мм.

Башня БМД-1 вооружена 73-мм пушкой 2А28 Гром, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Над стволом орудия размещена пусковая установка ПТУР 9М14 Малютка.

Боевая машина десанта БМД-1 имеет возможность преодоления водных препятствий вплавь с помощью водометных движителей со скоростью до 10 км/час. При входе в воду необходимо поднимать спереди волнозащитный щиток.

В состав штатного оборудования БМД-1 входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство Р-124, автоматическая система пожаротушения, система защиты от оружия массового поражения (ОМП), система пуска дыма, система противоатомной защиты, фильтровальная вентиляционная установка, система вытяжной вентиляции, оптические приборы ночного видения.

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

БМД-1. БМД. (СССР-Россия)

Характеристики:

modernweapon.ru