Фирма Junkers получила заказ от Министерства авиации Германии на разработку ТРД JUMO-109-004 в 1939 г. Разработанный под руководством доктора А.Франца, двигатель был рассчитан на то, чтобы его можно было быстро запустить в производство, несмотря на ухудшение некоторых его характеристик.
В ноябре 1940 г. JUMO-109-004A был испытан на стенде, а марте 1942 г. прошел летные испытания. Построено около тридцати экземпляров этой модификации. Серийный образец JUMO-004B1 запущен в производство в марте 1944 г. Он имел следующие параметры:
Рвзл. = 900 кгс
Суд.взл. = 1,4 кг/кгс.ч
Gв = 21,2 кг/с
πк = 3,14
Тг = 1048 К
Мдв. = 745 кг
Lдв. = 3860 кг
Dмакс. = 760 мм
Разрабатывались другие модификации двигателя: JUMO-004D (Рвзл. = 1050кгс), JUMO-004H (Рвзл. = 1805 кгс), JUMO-004G (Рвзл. = 1693 кгс). В 1945 г. проведены испытания двигателя JUMO-004E с дожиганием топлива (Рвзл. = 1000 кгс, Рвзл.с дожиг. = 1200 кгс, Тг дожиг. = 1143 К). В производстве двигателей участвовали заводы, расположенные в городах Дессау, Магдебург, Кетен, Прага, Циттау и др. В связи с усилившейся бомбардировкой Германии эти предприятия были передислоцированы в подземные убежища, наиболее крупное из которых площадью 40000 м 2 располагалось вблизи г.Нордхаузен.
Всего в Германии изготовлено 6424 двигателя марки JUMO-004 (в 1943 г. - 41 шт., в 1944 г. - 1201 шт., в 1945 г. - 5182 шт.), которые устанавливались на самолеты Ме-262 и Ar-234В.
С целью знакомства с немецкими работами в области реактивных двигателей, а также для отправки в СССР образцов этой техники по окончании войны были организованы группы из советских специалистов, которые входили в состав Комиссии по изучению научных и технических достижений Германии. Председателем Комиссии назначен А.С.Яковлев, конструктор истребителей марки “Як”, который занимал в то время должность заместителя министра по опытному самолетостроению.
В 1945-46 гг. Советское правительство решило возобновить производство двигателей на заводах фирмы Junkers в г. Дессау. В этом городе располагались опытные заводы фирмы по производству авиационных двигателей и самолетов.
На территории завода были найдены подорванные фаустпатронами двигатели JUMO-004. Предполагалось из имеющихся деталей построить двигатели JUMO-004, продолжить их совершенствование, а также возобновить разработку двигателей JUMO-012 и JUMO- 022. Для этого было организовано Особое техническое бюро МАП, руководил которым Н.М.Олехнович.
Конструкторскому бюро под руководством доктора А.Шайбе в г. Дессау было дано задание закончить форсирование ТРД JUMO-004F с тягой на земле 1200 кгс в мае 1946 г. Двигатель был изготовлен в мае 1946 г. и в течение всего 1946 г. на двигателях велись испытательные и доводочные работы. Проведено несколько длительных испытаний в пределах от 10 до 25 часов. Но форсирования двигателя на ресурс 20-25 часов достигнуть не удалось из-за недостаточной прочности турбинных лопаток. Осенью 1946 г. КБ Шайбе было занято разработкой новой конструкции лопаток и дисков турбины.
В октябре 1946 г. все работы в этом направлении были переведены на строящийся в г. Куйбышев завод No2. Доктор Шайбе возглавил ОКБ-1, в котором работали инженеры фирмы Junkers.
В 1945 г. ОКБ В.Я.Климова занялось внедрением в производство трофейного немецкого турбореактивного двигателя JUMO-004 под индексом РД-10. Двигатель имел осевой восьмиступенчатый компрессор, камеру сгорания с шестью индивидуальными жаровыми трубами, расположенными по окружности, и одноступенчатую турбину. Регулирование тяги осуществлялось единым рычагом за счет изменения подачи топлива и площади выходного сечения сопла путем перемещения в сопле подвижного конуса. В качестве основного топлива использовался керосин, для запуска двигателя применялся бензин. Раскрутка турбины при запуске осуществлялась специальным двухцилиндровым бензиновым пусковым двигателем с отдельной бензосистемой.
Рном. = 900 кгсСуд.ном. = 1,43 кг/кгс.чGв = 23 кг/сπк = 3,0Lдв. = 3935 ммDдв. = 810 ммМдв. = 720 кг
РД-10 серийно производился до 1953 г. и эксплуатировался на первых советских реактивных истребителях А.С.Яковлева (Як-15, Як-17, Як-19), С.А.Лавочкина ("150", "152", "156" и др.), П.О.Сухого (Су-9) и др. В самолетостроительных ОКБ А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина совместно с ЦИАМ были разработаны несколько конструкций двигателя РД-10Ф с дополнительным впрыском (дожиганием) топлива за турбиной – в реактивное сопло, что позволило увеличить тягу двигателя на старте на 20...25% и на 60...100% на максимальной скорости полета. В 1946-49 гг. двигатели РД-10А/РД-10Ф выпускались на Уфимском заводе No26 (сейчас ОАО “Уфимское МПО”). В 1946 г. выпущено 59 двигателей, в 1947 г. - 447, в 1948 г. - 833.
www.propulsionplant.ru
Общие данные
2490000 Цена |
300 HP Прочность |
2755 кг Масса |
298.6 HP/сек Урон |
754.8 Скорость |
760 км/чМакс. скорость у земли |
760 км/чМакс. скорость на высоте |
1200 мОптимальная высота |
820 км/чСкорость пикирования |
51.7 м/сСкороподъёмность |
120 км/чСкорость сваливания |
348 км/чОптимальная скорость |
Маневренность
86.8 Управляемость |
8.5 сСреднее время виража |
140 °/сСкорость крена |
1062.3 Манёвренность |
VIII
Первый реактивный истребитель, принятый на вооружение ВВС СССР. Разработан на базе Як-3 в 1946 году. Всего было выпущено 280 самолётов.VIII | ЮМО 004 | 840 | реактивный | 720 | 128800 |
IX | РД-10Ф | 1100 | реактивный | 850 | 184600 |
IX | РД-10А | 910 | реактивный | 745 | 150000 |
VII | Як-15 ЮМО | 300 | 1855 | 140000 |
IX | 23-мм НС-23КМУ (Ф) | 23 | 1760 | 140 | 420 | 90 | 84500 |
X | 23-мм НР-23 (Ф) | 23 | 2000 | 170 | 480 | 90 | 85000 |
Двигатель
VIIIЮМО 00429000
РД-10ФIX25500
РД-10АIX24200
РД-10Конструкция
VIIЯк-15 ЮМОVIII23500
Як-15Фюзеляжное вооружение
VIII2x23-мм НС-23КМ (Ф)IX38000
2x23-мм НС-23КМУ (Ф)X47200
2x23-мм НР-23 (Ф)Премиумный самолет
Подарочный самолет
Исследуется на Як-9У через двигатели M-106-1ск и ВК-107A за 113800
Так же исследуется на Як-3 через двигатели ВК-107A и ВК-108 за 105800 опыта.
Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:
Первый советский реактивный истребитель. Истребители 8-го уровня у других наций - поршневые. Что дает некоторые плюсы - Як-15 очень быстрый - может летать на уровне 800км\ч. При этом мы имеем довольно хорошее время виража, а это лучше чем у большинства самолетов на уровне. Основные минусы, с которыми придется столкнуться - очень низкая прочность и слабое вооружение. Имеем всего две 23-мм пушки, а сражаться мы будем против самолетов, у которых уже есть 30мм пушки и по несколько штук на борту. В итоге мы имеем реактивный самолет для маневренного боя. Закручиваем маломаневренных противников, уворачиваемся от бум-зумов высотников, настреливаем им в спину. А со скороподъёмностью в 31,5 м\с сможем достаточно эффективно мстить высотникам. Вся тактика в бою сводится к простым правилам:
1) Не лезьте вперед, не привлекайте к себе внимание.
2) Не идите в лобовые атаки, ибо прочности мало и это неравноценная трата и без того малого кол-ва. Лобовая оправдана против самолетов с очень малым кол-вом прочности.
3) Изначально летите на оптимальной высоте или чуть ниже в куче союзников. Главными целями являются все самолеты, которые спустились к земле, не следует пытаться тянуться на высоту и тягаться с высотными самолетами, там Вы просто очень легкая мишень.
4) Ввязывайте в маневренный бой и уничтожайте зазевавшихся противников, которые в это время сидят на хвостах союзников.
5) Используя скорость на низких высотах можно отрываться от противников, которые медленнее. Таким же маневром можно спускать их вниз, где Вы сможете легко с ними справиться.
Достоинства:Прокачка умений пилота:
"Зоркий" увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.
"Меткий стрелок I" уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.
"Меткий стрелок II" Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%
"Пилотажник" повышает манёвренность по всем осям на 2%.
"Жажда крови" после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд
В августе 1946-го, на следующий день после воздушного парада в Тушино, Микоян и Яковлев были вызваны в Кремль, где получили личное указание Сталина о постройке пятнадцати МиГ-9 и такого же количества Як-15, для демонстрации на ноябрьском параде. «Парадные» Як-15 должны были выпускаться без оружия и бронезащиты, с верхним фюзеляжным топливным баком полного объёма (при установке пушек его объём уменьшался) и неполным комплектом радиооборудования.
Выпуск Як-15 поручили заводу №31 в Тбилиси, который продолжал производить Як-3. Работая в три смены, завод выпустил малую серию Як-15 вовремя, во многом благодаря преемственности конструкции истребителя с Як-3. Завод в Тбилиси строил самолёты, но испытывать их не мог, из-за непригодности для Як-15 ВПП его аэродрома. Истребители в разобранном виде отправляли железнодорожным транспортом в подмосковный город Жуковский, на аэродром ЛИИ. Там их собирали и испытывали.
Первым эксплуатацию реактивных истребителей в ВВС начал личный состав 50-го отдельного учебно-тренировочного Краснознамённого авиационного полка, во время подготовки к ноябрьскому параду над Красной площадью 1946 года. Однако спешка оказалась напрасной — пилоты уже сидели в кабинах, но им так и не пришлось поднять в этот день свои машины в воздух из-за тумана над Москвой.
Як-15 ранних серий
Як-15 ранних серий
Компоновочная схема
Компоновочная схема
wiki.wargaming.net
Предназначен для двигательной установки второй ступени РН "Протон".Компоненты топлива: окислитель — азотный тетраксид, горючее — несимметричный диметилгидразин. Двигательная установка ступени комплектуется из трех двигателей РД-0210 и одного двигателя РД-0211, отличающегося от двигателя РД-0210 наличием генератора и смесителя для системы наддува баков РН. Двигатель РД-0210 (РД-0211) — с дожиганием генераторного окислительного газа в камере, однокамерный, однократного включения, с насосной подачей топлива. Управление РН в полете осуществляется отклонением двигателей. Двигатель регулируемый. Изменение тяги двигателя осуществляется регулятором, установленным в магистрали горючего газогенератора. Одновременная выработка компонентов топлива из баков РН обеспечивается дросселем, установленным в магистрали горючего камеры.Наддув баков РН производится восстановительным и окислительным газом, вырабатываемым в соответствующих газогенераторах двигателя РД-0211. Управление элементами автоматики двигателя осуществляется с помощью пироэнергодатчиков. В процессе создания двигателя был выявлен ряд серьезных дефектов, заключающихся в возгорании деталей газового тракта турбины турбонасосного агрегата и высокочастотных колебаниях в камере сгорания. Для исключения возгорания узла турбины заменены материалы отдельных деталей, введена продувка застойных зон, изменена конструкция уплотнений, введен автомат осевой разгрузки ротора турбонасосного агрегата. Для устранения высокочастотных колебаний в камере сгорания была произведена доработка смесительной головки камеры сгорания путем перекрытия части отверстий в форсунках горючего. Двигатель начал проектироваться в 1963 г., сдан в эксплуатацию в 1978 г.
1 | Тяга, т | 59 |
2 | Удельный импульс, с | 326 |
3 | Количество включений | 1 |
4 | Время работы, с | 230 |
5 | Масса, кг | 565 |
6 | Давление в камере сгорания, атм | 150 |
7 | Удельная тяга | 326 |
8 | Количество камер сгорания, шт. | 1 |
9 | Высота, мм | 2327 |
10 | Количество пусков при стендовых испытаниях | более 1100. |
11 | Количество пусков при летных испытаниях | около 900 |
12 | Уровень надежности | 0,99844 |
13 | Абсолютное давление в камере сгорания, мПа | 14,7 |
14 | Диапазон изменения тяги, процентов | 4 |
15 | Диапазон изменения соотношения топлива, процентов | 10 |
16 | Абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель, мПа | 0,426-0,686 |
17 | Абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель, мПа | 0,162 — 0,588 |
18 | Угол отклонения двигателя, градусов | 3 |
19 | Диаметр среза сопла , мм | 1470 |
1 | Стоимость (двигателя), млн. руб. | 2011-01-01 | 27.5 |
ecoruspace.me
Предназначен для третьей ступени РН "Восток". Двигатель был разработан в короткий срок (1 год 3 месяца) на базе двигателя РД-0105 с целью совершенствования характеристик и повышения надежности ракеты-носителя. 12 апреля 1961 года РН с двигателем РД-0109 вывела на орбиту космический корабль с Ю.А. Гагариным. Двигатель работает на компонентах топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин. Двигатель однокамерный, однократного включения, с насосной подачей топлива, без дожигания. Двигатель начал разрабатываться в 1959 г., прошел весь цикл конструкторских, доводочных, летных испытаний и с 1965 г. изготавливался серийно.В процессе проектирования двигателя были применены новые технические решения, отличавшие его от прототипа:
1 | Тяга (пустота), кН | 54.5 |
2 | Время работы, с | 430 |
3 | Масса (двигателя), кг | 121 |
4 | Диаметр (среза сопла ), мм | 1100 |
5 | Высота, мм | 1575 |
6 | Диапазон регулирования (по давлению в камере сгорания), процентов | +5 -8 |
7 | Диапазон регулирования (по соотношению компонентов), процентов | 7 |
8 | Давление (в камере сгорания), мПа | 5 |
9 | Давление (на срезе сопла), мПа | 0,0053 |
10 | Удельный импульс тяги (пустота), метра в секунду | 3170 |
11 | Соотношение массовых расходов компонентов топлива (через дроссель) | 2,14 |
12 | Удельная масса двигателя, кг/кН | 2,22 |
ecoruspace.me