Масса, кг 220
Частота вращения выходного вала, об/мин. 6000
Мощность, л.с:
чрезвычайный режим 1550
максимальный режим 1300
номинальный режим 1110
крейсерский режим 1000
Степень повышения давления 14,4
Предназначается для среднего многоцелевого вертолета Ка-62.
Модификации:РД-600С взлетной мощностью 957 кВт для двухдвигательного многоцелевого самолета-амфибии «ЯМАЛ».
Разрабатывается НПО «Сатурн» г. Рыбинск1988 года.
Особенности конструкции:
РД-600В имеет осецентробежный компрессор (три осевых и одна центробежная ступени с регулируемыми направляющими аппаратами, противоточную кольцевую камеру сгорания, охлаждаемую двухступенчатую турбину компрессора, двухступенчатую неохлаждаемую силовую турбину с выводом вала вперед, несоосный двухступенчатый редуктор. Двигатель оснащен электронной цифровой двухканальной с полной ответственностью системой автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом, комплексно решающей вопросы управления, контроля и диагностирования силовой установки вертолета.
Впервые в отечественном двигателе применены: встроенное в двигатель пылезащитное устройство инерционного типа, сегментная с высокоэффективным охлаждением конструкция жаровой трубы и газосборника, охлаждаемая с полувихревой матрицей рабочая лопатка турбины высотой менее 200 мм, в четырехступенчатом компрессоре получена степень сжатия Пк 14,4.
Двигатели РД-600В проходят поузловую доводку. На данный момент имеют наработку более 4000 часов, подтвержденную мощность 1300 л.с. и удельный расход топлива 218 г/л. с.ч. На сегодняшний день поставлены АО Камов два двигателя для проведения испытаний систем вертолета, обкатки и ресурсного испытания главного редуктора и два двигателя для первого вертолета Ка-62. Подана заявка в АР МАК на сертификацию двигателя в соответствии с АП-33 АП-21.
Двигатель РД-600В отличается:
высокой надежностью;
модульностью конструкции;
встроенным высокоэффективным пылезащитным устройством;
электронной, цифровой, двухканальной, с полной ответственностью системой автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом;
развитой системой контроля и диагностики;
встроенным промежуточным редуктором с муфтой свободного хода;
оборотами выходного вала 6000 об/мин.;
низкой массой двигателя (сух.) — 220 кг.
avia.biz.ua
Разработка турбовинтового двигателя РД-600В на предприятии "Рыбинские моторы" началась в 1988 году. Предназначен для многоцелевого вертолёта Ка-62. На РД-600В впервые в отечественном двигателестроении было применено встроенное в двигатель пылезащитное устройство инерционного типа, сегментная с высокоэффективным охлаждением конструкция жаровой трубы и газосборника, охлаждаемая с полувихревой матрицей рабочая лопатка турбины высотой менее 200 мм. В четырёхступенчатом компрессоре получена степень сжатия 14,4. РД-600В имеет блочную конструкцию. Модуль генератора объёдиняет осецентробежный компрессор (три осевых и одна центробежная ступени с регулируемыми направляющими аппаратами), противоточную кольцевую камеру сгорания и охлаждаемую двухступенчатую турбину компрессора. Свободная турбина двухступенчатая, неохлаждаемая, с выводом вала вперёд. Редуктор двухступенчатый, несоосный. Двигатель оснащён электронной цифровой двухканальной с полной ответственностью системой автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом, комплексно решающей вопросы управления, контроля и диагностирования силовой установки вертолёта. Модификации:
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru
Научно производственное объединение "Сатурн" подписало с вертолетостроительной фирмой "Камов" договор о поставке двух двигателей РД-600В для второго образца вертолета Ка-60 ("Касатка"), строящегося на Луховицком авиационном производственно-испытательном комплексе.
Поставка двигателей заказчику будет осуществлена в конце этого года. В первом квартале 2003 года НПО "Сатурн" планирует поставить еще два двигателя РД-600В для вертолета Ка-62 (гражданская модификация Ка-60), сообщили "Интерфаксу-АВН" в среду пресс-службе НПО "Сатурн".
Вертолетный турбовальный двигатель нового поколения РД-600В мощностью 1500 л.с. разработан в НПО "Сатурн" по заказу министерства обороны РФ и министерства транспорта РФ. Он предназначен для оснащения вертолетов Ка-60, Ка-60У, Ка-62 фирмы "Камов" и их модификаций. При производстве двигателя используются новейшие достижения в области проектирования, конструирования, а также металлургии. Установленная на РД-600В современная электронно-цифровая система с полной ответственностью обеспечивает комплексное решение задач автоматического управления, контроля и диагностики двигателя с гидромеханическим резервированием управления.
Многоцелевой вертолет Ка-60 "Касатка" предназначен для перевозки десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования морской экономической зоны с базированием на кораблях, проведения поисково-спасательных район, обучения и тренировки летного состава.
НПО "Сатурн" является ведущим российским разработчиком и производителем газотурбинной техники для авиационного и промышленного применения. В настоящее время предприятие активно участвует в важнейших программах создания перспективных двигателей для летательных аппаратов, в том числе в разработке и производстве силовой установки для истребителя пятого поколения. В спектре продукции, выпускаемой НПО "Сатурн", - двигатели для гражданских и военных самолетов, наземные силовые установки для РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром", двигатели для беспилотных летательных аппаратов.
В ОАО "НПО "Сатурн" входят Научно-технический центр им. А.Люльки, Производственный центр, включающий Завод газотурбинных двигателей, Завод промышленных газотурбинных установок, Опытный завод, Инструментальный завод, Лыткаринский машиностроительный завод, маркетинговый и финансовый центры, Управление эксплуатации и сервисного обслуживания. В настоящее время в НПО "Сатурн" работает более 21000 высококвалифицированных специалистов различных специальностей.
Ссылки по теме: Дайджест прессы за 24 октября 2002 года | Дайджест публикаций за 24 октября 2002 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс-АВН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-60, Научно-производственное объединение "Сатурн", Камов, Русское Авиационное Общество (в процессе тестирования)www.aviaport.ru
Базовым двигателем для военного вертолета-Ка-60 и его гражданского аналога-Ка-62 будет РД-600 повышенной мощности, сообщил «Интерфаксу-АВН» директор программы-Ка-60/62 компании «Вертолеты России» Алексей Чижиков.
«В перспективе более мощный РД-600 будет выпускаться как двигатель второй серии», — сказал А.Чижиков.
По его словам, в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) разработан план повышения мощности РД-600 с 1300 л.с. до приблизительно 1600 л.с.
Между тем, уточнил А.Чижиков, «первые серии вертолетов-Ка-60 для российских ВВС и-Ка-62 для гражданских эксплуатантов будут оснащаться РД-600 с существующими параметрами и характеристиками».
«Сейчас ОДК определяется с моторостроительным заводом для выпуска двигателей РД-600», — отметил собеседник агентства. — Нельзя исключить, что в связи с большой загрузкой рыбинского моторного завода, изготовление РД-600 может быть передано другому предприятию».
По его данным, «двигатель РД-600 включен в число приоритетных программ создания и развития авиадвигателей модельного ряда ОДК».
Ранее сообщалось, что РД-600 оснащен современной электронно-цифровой системой, комплексно решающей вопросы автоматического управления, контроля и диагностики двигателя с гидромеханическим резервированием управления. Впервые в российском вертолетостроении применены встроенное в двигатель пылезащитное устройство инерционного типа; сегментная, с высокоэффективным охлаждением, конструкция жаровой трубы и газосборника; охлаждаемая рабочая лопатка турбины высотой менее 20 мм. В 4-ступенчатом компрессоре достигнута степень сжатия Пк=14,4.
Ка-60и-Ка-62 являются первыми вертолетами фирмы «Камов», «выполненными по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении.
Вертолет-Ка-60 предназначен для доставки отделения десантников (до 12) с легким вооружением. Экипаж в зависимости от модификации может состоять из одного или двух человек. Ка-60 оснащен двумя двигателями РД-600 мощностью 1300 л.с. Максимальная взлетная масса вертолета — 6500 кг. Максимальная скорость — 300 км/ч; дальность полета — до 770 км, с дополнительными топливными баками — 1180 км. Многоцелевой-Ка-60 станет базовым для целого семейства вертолетов различного назначения, в том числе используемых в Минобороны, МЧС, Погранслужбе, других силовых структурах Потребность только Минобороны РФ в вертолетах типа-Ка-60 оценивается специалистами до 400 машин.Вертолет-Ка-62 является гражданской версией транспортно-десантноговертолета-Ка-60. Базовым для-Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку 14–16 пассажиров или 2000 кг груза в грузовой кабине или до 2500 кг — на внешней подвеске. На его базе разрабатываются санитарный и спасательный варианты.
www.russianhelicopters.aero
16 лет назад, 10 декабря 1998 года, состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Кроме того, в 2014 году исполнилось 30 лет с начала старта работ по этому проекту. Тем не менее, несмотря на достаточно большое время, прошедшее с начала работ и испытаний, вертолет Ка-60 пока не дошел до эксплуатации в армии и гражданских структурах. Сейчас ведутся различные испытания и доработки, по окончании которых сможет начаться производство серийных машин.
Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолета, получившего обозначение В-60, началась в 1984 году. Вооруженные силы нуждались в современной машине, способной заменить в войсках устаревшие вертолеты Ми-4. Одной из организаций, начавших разработку такой машины, было ОКБ Н.И. Камова. В течение нескольких лет специалисты определили основные черты облика нового вертолета и начали работу над эскизным вариантом проекта. В 1988 году началось предварительное проектирование палубной модификации нового В-60.
Эскизное проектирование вертолета В-60, вскоре сменившего название на Ка-60, продолжалось до 1990 года. Серьезные изменения в жизни армии и страны серьезно ударили по множеству новых проектов, в том числе и по вертолету Ка-60. Темп работ значительно упал, из-за чего дальнейшая подготовка конструкторской документации затянулась на несколько лет. Первый прототип Ка-60 был построен в 1998 году. В конце июля на летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась официальная презентация машины.
Ка-60 «Касатка»/ Фото: Виталий В. Кузьмин/ https://ru.wikimedia.orgПосле первого показа новый вертолет приступил к наземным испытаниям, продолжавшимся до конца осени. Первый полет под управлением летчика-испытателя А.К. Смирнова состоялся 10 декабря. Следующие несколько лет специалисты занимались проверкой и доработкой машины. Те или иные испытания продолжаются до сих пор.
Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет необычный для камовских вертолетов облик. Он построен по классической схеме с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Такая схема была использована по ряду причин. Основной считаются предполагаемые режимы работы машины. Характерной особенностью вертолета с соосными несущими винтами является устойчивость и стабильное поведение в режиме висения, однако они имеют более сложную и дорогую конструкцию в сравнении с «классической» техникой. По подсчетом специалистов ОКБ Камова, новый В-60/Ка-60 должен был проводить в режиме висения всего 1% полетного времени. В результате было решено отказаться от соосной схемы, поскольку новый вертолет не смог бы полностью реализовать ее потенциал.
Помимо классической схемы вертолет Ка-60 получил еще несколько необычных для фирмы «Камов» особенностей. Так, конструкция машины примерно на 60% состоит из композиционных материалов, что повышает ее характеристики, в первую очередь тяговооруженность и ряд других параметров.
Фюзеляж вертолета Ка-60 длиной 13,47 м имеет обтекаемую форму и построен по схеме «полумонокок». Нагрузки воспринимаются металлическими силовыми элементами, дополненными металлической и композитной обшивкой. Компоновка отсеков вертолета типична для подобной техники. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, размещается антенна бортовой РЛС, за ней находится кабина экипажа с двумя местами летчиков. Средняя часть фюзеляжа отдана под грузопассажирскую кабину и моторное отделение, помещенное над ее потолком.
Хвостовая балка фюзеляжа оснащается стабилизатором с двумя шайбами-килями на концах, а также несет рулевой винт в кольцевом канале и киль с дополнительным стабилизатором. Для разгрузки рулевого винта концевые шайбы имеют несимметричный профиль, благодаря чему при скоростном полете создают дополнительную аэродинамическую силу, частично компенсирующую реактивный момент несущего винта, и тем самым разгружают рулевой винт.
При разработке вертолета Ка-60 был принят ряд мер, направленных на обеспечение безопасности экипажа и пассажиров. Так, при посадке с вертикальной скоростью, превышающей допустимую, часть энергии удара поглощается амортизаторами и конструкцией шасси. Кроме того, летчики располагаются на специальных ударопоглощающих креслах. Конструкция всех обитаемых объемов рассчитана таким образом, что при повреждении или разрушении деформируется, не подвергая экипаж и пассажиров риску.
Над потолком грузопассажирской кабины имеется моторное отделение, в котором находятся главный редуктор и два турбовальных двигателя РД-600В. Взлетная мощность двигателей – по 1300 л.с., чрезвычайная – по 1550 л.с. Через главный редуктор крутящий момент двигателей передается на несущий и рулевой винты. В качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель АИ-8.
Под полом кабины размещены четыре мягких топливных бака общей емкостью 1120 л. При необходимости «Касатка» может использовать два подвесных бака емкостью по 390 л.
Опытные вертолеты Ка-60 оснащались четырехлопастными несущими винтами диаметром 13,5 м. По некоторым данным, планировалось внедрение пятилопастной конструкции. Лопасти имеют прямоугольную в плане форму и стреловидные законцовки. Известно о разработке системы снижения шума, автоматически осуществляющей оптимизацию режима работы несущего винта.
В хвостовой части фюзеляжа имеется кольцевой канал диаметром 1,4 м, внутри которого установлен рулевой винт с 11 лопастями. Использование большого количества лопастей и кольцевого канала позволило повысить эффективность работы винта в сравнении с классическими «открытыми» винтами.
Вертолет Ка-60 «Касатка» оснащается трехточечным шасси с хвостовой стойкой. Для улучшения аэродинамики в полете шасси выполнено убирающимся. Основные колеса с тормозами подтягиваются к фюзеляжу, хвостовое – убирается в балку. Колея шасси – 2,5 м, база – 4,76 м. Шасси имеет специальную конструкцию, способную не только обеспечивать мягкую посадку, но и поглощать часть энергии удара при посадке с высокой вертикальной скоростью. В аварийных ситуациях шасси выдерживает посадку со скоростью до 6 м/с. При необходимости шасси вертолета может оснащаться надувными баллонетами для посадки на воду.
Управление вертолетом Ка-60 осуществляется при помощи жесткой проводки с гидроусилителями. Последние сопряжены с системой автоматического управления. Гидроусилители рулевых приводов включены в две автономные гидравлические системы. Помимо системы управления гидравлика отвечает за выпуск и уборку шасси, блокировку хвостовой опоры и торможение.
В кабине экипажа предусмотрены два рабочих места пилота, при этом командир машины располагается на правом кресла. Оба места пилотов оборудованы набором всех необходимых органов управления и пилотажной аппаратурой. Предусмотрено оборудование связи и навигации. Важным элементом авионики является радиолокационная станция, наличие которой обусловлено необходимостью пилотирования машины в любое время суток и в любых метеоусловиях.
Под носовым обтекателем фюзеляжа «Касатка» несет антенну РЛС «Арбалет», предназначенную для слежения за местностью и обстановкой в воздухе. При этом основной задачей станции является обеспечение пилотирования в сложных условиях. РЛС «Арбалет» позволяет своевременно обнаруживать различные помехи и реагировать на них. Так, линии электропередач могут быть замечены на дальности не менее 500 м.
Позади кабины пилотов в фюзеляже находится грузопассажирская кабина, в которой перевозится полезная нагрузка. Для размещения пассажиров или груза используется объем длиной 3,3 м, шириной 1,75 м и высотой 1,3 м. В бортах предусмотрены две сдвижные двери размером 1,3х1,25 м. В кабине можно разместить до 14 человек или 2 т груза. При необходимости вертолет Ка-60 может использовать внешнюю подвеску. В таком случае грузоподъемность увеличивается до 2,5 т.
Масса пустого вертолета Ка-60 – 3500 кг. Максимальная взлетная – 6500 кг. Благодаря усовершенствованной аэродинамике машина может развивать скорость до 300 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км. Практическая дальность – 700 км. Статический потолок составляет 2100 м, практический – 5150 м.
К настоящему времени построено несколько прототипов «Касатки», используемых в различных испытаниях. В июне 2010 года опытная машина с бортовым номером «602», ранее неоднократно демонстрировавшаяся на различных выставках, совершила аварийную посадку и получила серьезные повреждения. Эта авария ударила по срокам реализации всего проекта.
Еще в конце девяностых военные и компания «Камов» начали делать заявления, касающиеся дальнейшей судьбы проекта Ка-60. Звучали самые оптимистичные прогнозы. Утверждалось, что новый вертолет будет принят на вооружение в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, по ряду причин Ка-60 до сих пор остается на стадии испытаний опытной техники. Точные сроки начала эксплуатации этих машин в войсках пока остаются неизвестными. За последние годы эту дату неоднократно переносили.
В 1992 году компания «Камов» начала разработку гражданской версии вертолета Ка-60. Новый проект получил обозначение Ка-62. Эта машина должна была отличаться от базовой иным составом оборудования, а также отсутствием некоторых агрегатов и особенностей, характерных для военной техники, но не используемых на гражданских вертолетах. В 1995 году на международной выставке МАКС-95 в подмосковном Жуковском был представлен полноразмерный макет Ка-62. Вскоре работы были приостановлены ввиду недостатка средств.
Разработка гражданской версии «Касатки» возобновилась лишь спустя полтора десятилетия. В 2012 году на выставке HeliRussia был показан новый макет машины, имеющий ряд заметных отличий от предыдущего. Так, вертолет Ка-62 получил обновленные основные опоры шасси, закрытые специальными обтекателями, а также удлиненную до 4,1 м грузопассажирскую кабину. Пожалуй, самым важным изменением проекта стала обновленная силовая установка. Серийные вертолеты будут оснащаться двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden3G французского производства с взлетной мощностью по 1776 л.с. и чрезвычайной по 1941 л.с. Также вертолет Ка-62 получил несущий винт с пятью лопастями.
Новые двигатели, как ожидается, позволят повысить максимальную скорость вертолета до 308 км/ч и довести крейсерскую до 290 км/ч. Кроме того, ожидается увеличения потолка: статический должен вырасти до 3300 м, практический – до 5700 м. Грузоподъемность и количество пассажиров должны остаться на прежнем уровне.
В 2013 году на выставке МАКС впервые был показан опытный образец гражданской «Касатки». В настоящее время этот вертолет готовится к началу летных испытаний. Первый полет планировался на август 2014 года, однако позже его перенесли на декабрь. Таким образом, первый Ка-62 может подняться в воздух уже в самое ближайшее время.
Интересен тот факт, что вертолет Ка-62 «Касатка» привлек внимание зарубежных заказчиков задолго до начала испытаний, когда был готов только полноразмерный макет. В декабре 2012 года корпорация «Вертолеты России» заключила контракт с бразильским авиаперевозчиком Atlas Táxi Aéreo. В соответствии с этим соглашением до конца первого квартала 2016 года должно быть поставлено семь машин. Имеется дополнительный опцион еще на семь вертолетов.
Вертолет Ка-60, предлагаемый военным, к настоящему времени прошел большое количество различных испытаний. Гражданский Ка-62 пока готовится к первому полету. Это означает, что судьба обоих проектов может быть решена в самое ближайшее время. Коммерческий вариант «Касатки» уже заинтересовал потенциальных заказчиков и стал предметом контракта. Базовый многоцелевой вертолет для армии, в свою очередь, пока не имеет такого успеха и не поставляется в войска. Даже спустя три десятилетия после начала разработки будущее этой машины не определено, из-за чего может быть предметом серьезных споров.
По материалам сайтов:http://russianhelicopters.aero/http://helicopter.su/http://airwar.ru/http://bastion-karpenko.ru/http://armsdata.net/
topwar.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Для этого термина существует аббревиатура «РД», но под ней могут пониматься и другие значения — см. РД.РД-600, РД-600В — малоразмерный высокоэкономичный турбовальный двигатель, предназначенный для средних многоцелевых вертолётов.
ТВД РД-600 был сконструирован в 1988 году на ОАО РКБМ (Рыбинские моторы). Главный конструктор А. С. Новиков. Имеет 2 варианта: РД-600В (вертолётный) и РД-600С (самолётный). На данный момент широкого применения не получил. Дорабатывается.
В 1992 году на базе РД-600 был создан ТВД-1500.
РД-600В имеет осецентробежный компрессор (три осевых и одна центробежная ступени) с регулируемыми направляющими аппаратами, противоточную кольцевую камеру сгорания, охлаждаемую двухступенчатую турбину компрессора, двухступенчатую неохлаждаемую силовую турбину с выводом вала вперёд, несоосный двухступенчатый редуктор. Двигатель оснащён электронной цифровой двухканальной с полной ответственностью системой автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом, комплексно решающей вопросы управления, контроля и диагностирования силовой установки вертолёта.
Впервые в отечественном двигателе применены: встроенное в двигатель пылезащитное устройство инерционного типа, сегментная с высокоэффективным охлаждением конструкция жаровой трубы и газосборника, охлаждаемая с полувихревой матрицей рабочая лопатка турбины высотой менее 200 мм, в четырёхступенчатом компрессоре получена степень сжатия Пк = 14,4.
encyclopaedia.bid
Кассиодор (лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator, между 480—490, Сцилациум, Бруттий — между 585—590, там же) — римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель во время правления короля остготов Теодориха Великого и его преемников, вершиной его карьеры стала должность префекта претория Италии.
Происходил из сирийского рода, поселившегося в Италии в IV веке, три поколения его предшественников занимали разнообразные государственные посты. Кассиодор начал карьеру придворного панегириста в первом десятилетии VI века. После падения Остготского королевства Кассиодор, по-видимому, полтора десятилетия провёл в Константинополе, в 554 году удалился в родовое имение на юге Италии, где основал просветительский центр, монастырь Виварий, в котором занялся реализацией своей образовательной и культурной программы. В библиотеке Вивария имелись все основные произведения позднеримской христианской литературы, а также многие классические сочинения; в монастыре осуществлялись переводы с греческого языка, которым сам Кассиодор владел слабо. Последние труды — о правописании и исчислении даты Пасхи — написаны в 93-летнем возрасте.
Принципиальная обращённость произведений Кассиодора к современникам обеспечила популярность его трудов, его наследие широко использовали Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Гинкмар Реймский, Алкуин, Рабан Мавр, Марсилий Падуанский. Традиция скриптория и школы Вивария были продолжены в Монте-Кассино и аббатстве Боббио.
(далее…)encyclopaedia.bid