




Автобус малого класса ПАЗ-32054 является одной из тридцати модификаций базовой модели самого массового автобуса России 90-х и 2000-х годов ПАЗ-3205. Отличительной видимой особенностью является двухдверная компоновка салона, но если заглянуть глубже, то выявится ряд технических новшеств. После поэтапной модернизации транспортное средство стало более надежным, повысились потребительские характеристики и моторесурс.

В декабре 1989 года на Павловском заводе им. А.А. Жданова (Нижегородская область, г. Павлов) была запущена в серию при «жизни» ставшая легендарной модель пригородного и городского автобуса малого класса ПАЗ-3205. Их можно встретить в каждом городе страны, ведь этот четырехколесный труженик стал самым массовым автобусом, производимым в стране. Всего разработано более 30-ти модификаций этой модели, десять из которых производятся серийно. Одной из них является автобус ПАЗ-32054.
Несмотря на скромную внешность, юркий «пазик» доказал свою полезность и на переполненных автомобилями улицах городов, и на пригородных маршрутах с небольшим пассажиропотоком, и в качестве спецтранспорта в организациях, предприятиях, учебных учреждениях различного профиля. А две автоматических двери ПАЗ-32054 гораздо удобнее одной.

25 лет назад никто и не предполагал, что только-только вставшему на конвейер ПАЗ-3205 уготована не только яркая жизнь, но и возможность побить рекорд долголетия своего предшественника – ПАЗ-672. Автобус не являлся следствием запланированного обновления модельного ряда. Наоборот, он был итогом отказа от производства более совершенной модели ПАЗ-3203, комплектующие для которой не смогли поставить смежные организации. Конструкторы завода нашли компромиссное решение – объединили новый кузов со старым шасси, естественно, проведя над последним все возможные доработки.
Первый опытный образец ПАЗ-3205 был собран летом 1979 года, лишь спустя десятилетие поступив в серию. Несмотря на значительный процент унификации и внешнюю схожесть с автобусами серии 3203, 3205 отличался планировкой салона и имел целый ряд конструктивных отличий по кузову. Через год заводчане представили предшественника современного ПАЗ-32054 – двухдверную модификацию ПАЗ-32051.
Базовое шасси стало общим для всего многочисленного семейства новых «пазиков». Одной из значимых особенностей является оригинальная пневмогидравлическая тормозная система, позволившая искоренить одну из главных бед ПАЗ-672 – недостаточную эффективность рабочих тормозов с гидровакуумным приводом. Изменился и рулевой механизм – применение типа "винт-шариковая гайка" с встроенным гидроусилителем (от МАЗ-5336) позволило на 60% сократить число гибких шлангов, повысив надёжность работы узла.
Не осталась без внимания и подвеска: сужение рессорной колеи позволило уменьшить радиус разворота, а удлиненные передние рессоры совместно с установкой корректирующих пружин в задней подвеске увеличили плавность хода. Дизайн кузова большинства исполнений был однотипным. Это касается и ПАЗ-32054, фото которого, если закрыть глаза на дополнительную дверь, как две капли воды похоже на снимки ПАЗ-3205. В 2013 году после легкого рестайлинга изменился дизайн фар – они стали прямоугольными.

Технические характеристики этой модификации значительно улучшены в сравнении с базовой моделью. Кузов обзавелся двумя дверями в середине и в конце салона. В отличие от стандартных однодверных вариантов, это новшество значительно облегчило посадку-высадку пассажиров и повысило безопасность транспортного средства: в случае аварии или техполомок люди оперативнее могут эвакуироваться из салона. Из-за появления дополнительных дверей изменилось расположение кресел, а количество сидячих мест немного уменьшилось.

Изначально под капотом было решено устанавливать два варианта силовых агрегатов – бензиновые и дизельные. Если бензиновые (производства ЗМЗ и ММЗ) отлично себя зарекомендовали, то с дизелями возникли непредвиденные проблемы. В качестве дизельных агрегатов рассматривались отечественный ГАЗ-542 и японский Hino W04CT. Первые дизельные «пазики» вышли на испытания в 1987 году, но из-за сложностей компоновки «газовский» мотор сошел с дистанции практически сразу, а дорогущий японский дизель ставили в ПАЗ-32054 лишь под заказ с начала 90-х.
Также развивалось направление езды на сжиженном газе. Еще в 1987 году были подготовлены техническое задание и техдокументация на автобус с пропановым газобаллонным оборудованием, опытные образцы которого были построены в 1987-1989 годах. Доводочные работы по этим машинам проводились совместно с конструкторами заводов ПАЗ, ГАЗ и ЗМЗ.
Сейчас ПАЗ-32054 (технические характеристики приведены ниже) имеет два типа исполнения:
В таблице представлены характеристики каждой модели:
32054-07 | 32054 | |
Моторы | ММЗ Д-245.9Е2 ММЗ Д-245.9Е3 ММЗ Д-245.7Е2 | ЗМЗ 52342.10 ЗМЗ 5234.10 |
Мощность, л. с. | 130 130 117 | 124 130 |
Скорость (max), км/час | 96 (класс II) 85 (класс I-II) | 90 (класс II) 80 (класс I-II) |
КПП | СААЗ 136 или СААЗ 3206 | ГАЗ-3307 |
Цилиндры | 4R | 8V под углом 90° |
Нормы экологичности | Euro-3 | Euro-3,4 |

Простая, удобная для ремонта конструкция, компактные размеры, экономичность, высокая окупаемость и низкая (относительно конкурентов) стоимость позволили «пазику» завоевать сердца эксплуатирующих организаций и пассажиров.
fb.ru

Городской и пригородный транспорт – это предназначение модели автобуса ПАЗ-32054-04. Кузов автобуса имеет вагонную компоновку и малогабаритную конструкцию модели. Рулевой механизм оснащен рулем с гидравлическим механизмом. Модель автобуса используется в качестве перевозки грузопассажирского транспорта по городу и за его пределами. Дизельный двигатель дает возможность в будущем переоборудовать более новые модели на газ. Для безопасности разработчики создали в автобусе тормозные механизмы всех барабанных колес, систему торможения с функцией ABS, тормозная система пневматическая и двухконтурная, разделенная по осям на контуры.
Узнать цены на все модели автобуса ПАЗ можно на rapkrd.ru
Наличие 2 дверей и простота салона доставит пассажирам удовольствие от езды. Комфорт и надежность, маневренность и безопасность, способность езды по бездорожью и по асфальтированной поверхности – одни из многих преимуществ модели автобуса ПАЗ-32054-04. Отопление автобуса посредством воздушной системы, обеспечивается посредством тепла при охлаждении двигателя.Расположение переднее продольное. Автобус соответствует нормам экологической безопасности Евро-4. При максимальной скорости 80 км час автобус способен ездить максимально эффективно по городскому транспорту. Модель имеет задний ведущий мост и коническую главную передачу. В зимний период транспортное средство оснащено двойным остеклением окон и дополнительным утеплением пола. Специальный термоизоляционный слой в полу обеспечит защиту от холода. По сравнению с другими моделями в автобусе утеплены боковины и потолок. Сидение водителя с подогревом, и отделено от пассажиров перегородкой.
При расходе топлива 18 литров на 100 км при скорости 60 км ч – это выгодное вложение средств на покупку транспортного средства. Общее количество мест 38, в том числе из них посадочных 21. Модель автобуса имеет высокий процент ремонтопригодности и потребительские характеристики. Доступность запасных частей в отличие от импортных моделей.
Автобус имеет гарантийный срок эксплуатации полтора года и 50 тыс км с дизельным двигателем. Павловский автобусный завод предоставит автобус ПАЗ-32054-04 для перевозки детей в школу по сельской местности, а также для экскурсионных поездок. Улучшенная модификация автобуса способствует росту популярности этой модели. Благодаря низким ценам имеет высокую покупательную способность. Автобус способен работать при тяжелых условиях в зимний период.
www.club-motors.ru
| ПАЗ-3205 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| присутствует в некоторых странах Европы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1989 — настоящее время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| более 145 000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 90 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| высокопольный малый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Евро-1—Евро-5) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6925 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2530 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2880 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 264 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 22+12+2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ЗМЗ-5234
ММЗ Д-245.7
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЗ-3205 (разг. «Па́зик») — советский и российский высокопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года.
С 2014 года для марок автобуса ПАЗ-3205 и ПАЗ-4234 появился рестайлинг.
Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972-1977 гг. и подготовленный к серийному производству с 1979 г., но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[1]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[2]. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.[3] В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии[4].
Выпускается в большом количестве модификаций:
| Технические характеристики | |
| Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
| Колёсная формула | 4 × 2 |
| Общее число мест | 41 |
| Число мест для сидения | 25 |
| Максимальная скорость, км/ч | 90 |
| Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 19 |
| Ёмкость топливного бака, л | 105 |
| Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с ABS |
| Длина, мм | 7000 |
| Ширина, мм | 2530 |
| Высота, мм | 2880 |
| База, мм | 3600 |
| Полная масса, кг | 7610 |
| Комплектуется двигателями | ЗМЗ-5234.10, ЯМЗ 534, ММЗ 245.7 |
| Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
| Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предложил масштабную (1/43) модель пригородного автобуса ПАЗ-3205 бело-голубого цвета. Также модель в масштабе 1:48 была выпущена китайской фирмой «Технопарк». Фирма «Автотайм» подготовила к выпуску модель ПАЗ-32053.
wikiredia.ru
| Класс автобуса | Малый | Малый |
| Назначение | Пригородный | Пригородный |
| Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
| Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
| Длина / ширина / высота мм | 6925 / 2500 / 2880...2940 | 6925 / 2500 / 2880...2940 |
| База, мм | 3600 | 3600 |
| Высота потолка в салоне, мм | 1965 | 1965 |
| Количество / ширина дверей, мм | 2 / 725 | 2 / 725 |
| Угол въезда пер./Угол съезда зад. град. | 24 / 15 | 24 / 15 |
| Мин. радиус разворота, м | 7,6 | 7,6 |
| Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
| Тормозная система | Рабочая: пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABSСтояночная: привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы | |
| Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
| Емкость топливного бака, л | 105 | 105 |
| Система отопления | Калориферная от системы охлаждения двигателя | Автономный жидкостный предпусковой подогреватель и салонные отопители |
| Двигатель (тип) | ЗМЗ-5234 (Бензиновый) | ЯМЗ 534210 (Дизельный) |
| Расположение | Переднее, продольное | Переднее, продольное |
| Количество и расположение цилиндров | 8V | 4R |
| Нормы экологической безопасности | Euro-4 | Euro-4, Euro-5 |
| Рабочий объем двигателя, л | 4,67 | 4,43 |
| Мощность двигателя, кВт (л.с.). |
90 (122,4) - 3200 мин-1 |
109,2 (148,5) - 1200...1600 мин-1 |
| Макс крутящий момент, Нм | 288Нм при 1800+/-200мин-1 | 455Нм при 1200...1600 мин-1 |
| Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 20,5 | 18 |
| Максимальная скорость, км/ч | 90 | 95 |
| КПП | ГАЗ- механическая, 4 ст., с ручным управлением | ZFS5-42 мех. |
| Мост | ОАО "КААЗ", задний ведущий мост, главная передача - коническая, гипоидная | ОАО "КААЗ", задний ведущий мост, главная передача - коническая, гипоидная |
| Масса снаряженная/полная, кг | 4680...5575/7670... 8415 | 4680...5575/7670...8415 |
| Общее число мест(в т.ч. посадочных) | 42 / 23 | 42/23 |
| Сцепление | Однодисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний и гидравлическим приводом. | Однодисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний и гидравлическим приводом. |
| Северное исполнение автобуса | двойное остекление боковых окон, дополнительное утепление пола (термоизоляционный слой), утепленный потолок и боковины, перегородка между водителем и пассажирским салоном, дополнительный отопитель. | |
skatplus.ru
ПАЗ 32054 -двухдверный атобус, с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10, на мостах КААЗ с пневматической тормозной системой с АБС. Общее число мест 42 (23 посадочных), полумягкие сиденья с невысокими спинками.
Автобус ПАЗ 32054 производится на отечественном ООО «Павловский автобусный завод», который выпускает более десятка различных типов городских и пригородных автобусов. Завод постоянно занимается совершенствованием качества продукции, разрабатывает новые современные модели в разных вариантах модификаций.
ПАЗ 32054 завоевал на отечественном автомобильном рынке большую популярность. Данная модель отличается простотой и неприхотливостью в обслуживании, благодаря чему она пользуется большим спросом во всех регионах России. Автобус 32054 может комплектоваться как дизельным, так и бензиновым двигателями, а также предусматривается несколько вариантов компоновки салона. Малые автобусы данной модели обеспечивают в сложной обстановке города высокую маневренность, а также позволяют без труда осуществлять регулярную перевозку пассажиров.
| Класс автобуса | малый |
| Назначение | городской / пригородный |
| Длина / ширина / высота | 7000 мм / 2500 мм / 2960 мм |
| База | 3600 мм |
| Масса снаряженная, полная | 5130 / 8185 кг |
| Минимальный радиус разворота | 7,6 м |
| Максимальная скорость | 90 км/ч |
| Контрольный расход топлива | 20,5 л на 100км |
| Емкость топливного бака | 105 л |
| Общее число мест (в т.ч. посадочных) | 42 (23) |
| Ресурс двигателя/КПП/мостов | 300000 км |
| Ресурс кузова | 6 лет |
| Система отопления салона | Воздушная, использующая тепло системы охлаждения |
| Наличие ABS | есть |
| Рулевое управление | МАЗ-64229 с гидроусилителем |
| Количество дверей | 2 |
| Тип шасси (мосты) | КААЗ |
Несущий, вагонной компановки.
Полумягкие, нерегулируемые, обивка - кожзаменитель
Рабочая: Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS
Стояночная: Привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам колес заднего моста
ЗМЗ-5234.10, бензиновый, четырехтактный
Число и расположение цилиндров: 8, V-образно
Рабочий объем: 4,67л
Мощность: 96 кВт. (130,56 л.с.) при 3200 об/мин
Крутящий момент: 320 Нм. при 2250 об/мин
Соответствие нормам токсичности: EURO-3
ГАЗ 3307, механическая, 4 ст.,
www.aist-yar.ru
Цена 1 450 000 руб.
ПАЗ-32054 (двудверная модификация базовой модели) проходит поэтапную модернизацию по повышению надежности, ресурса и потребительских характеристик автобуса.
Автобус оснащен моторным тормозом в базовой комплектации.
Гарантийный срок: с бензиновым двигателем - 2 года или 60 тыс.км.
| Тип кузова | Несущий, вагонной компоновки |
| Колесная формула | 4x2 |
| Длина/ширина/высота | 7000 / 2500 / 2890… 2960 |
| База, мм | 3600 |
| Высота потолка в салоне, мм | 1965 |
| Количество/ширина дверей, мм | 2/725 |
| Мин. радиус разворота, м | 7,6 |
| Общее число мест в т.ч. посадочных | 42/23+1; |
| Масса снаряженная/полная, кг. | 4680… 5130/ 7735… 8185; 4 |
| Емкость топливного бака, л | 105 |
| Мост | КААЗ |
| Рулевой механизм | с гидроусилителем руля |
| Тормозная система | Рабочая – пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес Запасная – один из контуров рабочей тормозной системы |
| Вентиляция | Естественная, через люки и форточки боковых окон |
| Система отопления | Воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя |
| Двигатель | ЗМЗ 5234 Е4 (бензиновый) |
| Количество и расположение цилиндров | 8V |
| Рабочий объем двигателя, л | 4,67 |
| Мощность двигателя, (л.с.) | 122 |
| Макс. Крутящий момент, Нм | 288 при 2250 мин-1; |
| Подвеска | Передняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя - зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с корректирующими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами |
| Максимальная скорость, км/ч | 90 |
| КПП | ГАЗ-3307, мех., 4-ст. |
www.russian-bus.ru
Цена 2 029 000 руб.
ПАЗ-32054 (двудверная модификация базовой модели) проходит поэтапную модернизацию по повышению надежности, ресурса и потребительских характеристик автобуса.
Автобус оснащен моторным тормозом в базовой комплектации.
Гарантийный срок: с дизельным двигателем - 18 месяцев или 50 тыс. км.
| Тип кузова | Несущий, вагонной компоновки |
| Колесная формула | 4x2 |
| Длина/ширина/высота | 7000 / 2500 / 2890… 2960 |
| База, мм | 3600 |
| Высота потолка в салоне, мм | 1965 |
| Количество/ширина дверей, мм | 2/725 |
| Мин. радиус разворота, м | 7,6 |
| Общее число мест в т.ч. посадочных | 36/21+1 |
| Масса снаряженная/полная, кг. | 4895… 5610 / 7630… 8350 |
| Емкость топливного бака, л | 105 |
| Мост | КААЗ |
| Рулевой механизм | с гидроусилителем руля |
| Тормозная система | Рабочая – пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес Запасная – один из контуров рабочей тормозной системы |
| Вентиляция | Естественная, через люки и форточки боковых окон |
| Система отопления | Воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя |
| Двигатель | ММЗ Д 245.9 Е4 (дизельный) |
| Количество и расположение цилиндров | 4R |
| Рабочий объем двигателя, л | 4.75 |
| Мощность двигателя, (л.с.) | 129 |
| Макс. Крутящий момент, Нм | 460 при 1500 мин-1 |
| Подвеска | Передняя – зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя - зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с корректирующими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами |
| Максимальная скорость, км/ч | 90 |
| КПП | СААЗ, мех., 5-ст. |
www.russian-bus.ru