МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.
В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.
Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.
Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.
Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.
Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.
Силовой агрегат | ЯМЗ-238В |
Мощность, л.с. | 240 |
Топливо | дизель |
Количество тактов | 4 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Количество цилиндров | 8 |
ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.
Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.
Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.
Длина, мм | 6454 |
Ширина, мм | 2860 |
Высота, мм | 1865 |
Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.
За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.
Предельная скорость, км/час | 61,5 |
Усредненная скорость, км/час | 26-32 |
Затрата горючего, л (100 км) | 90-120 |
Колея, мм | 2500 |
База, мм | 3700 |
Дорожный просвет, мм | 395-415 |
Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.
Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.
За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.
Самые популярные модели:
Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.
Силовой агрегат | ЯМЗ-238Н |
Мощность, л.с. | 300 |
Расход горючего, л.с. (100 км) | 100 |
Вес, кг | 11500 |
Предельная грузоподъемность, кг | 4000 |
Предельная скорость, км/час | 61,5 |
Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.
Фото МТЛБу.
Тягач — вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.
Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.
В техническом описании и в инструкции по эксплуатации МТЛБ написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.
Периодичность и виды ТО:
Самодельный гусеничный вездеход — описание, план изготовления, инструменты и видео.
Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130 тут.
Хотите узнать, как сделать снегоход из мотоблока?
Так что такое МТЛБ. Это помощник в поле деятельности человека. Машина, которая верой и правдой служила многие годы и до сих пор находится на вооружении у многих стран.
В видео показана работа техники.
Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.
Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. На сегодняшний день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.
МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».
В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.
В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно просто изготовить бронированный корпус, большинство механизмов и узлов остались прежними.
Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.
Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с приданием плавучести тягачу. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости машины.
Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.
Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.
За трансмиссионным отделением находится отсек управления, они разделены броневой перегородкой. В отделении управления расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.
За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.
В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, который предназначен для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.
Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами с мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.
Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².
Подвеска вездехода – независимая торсионная.
МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным и в России, и далеко за ее пределами. Поэтому неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Огромным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
Также на базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |
militaryarms.ru
Несмотря на стремительное развитие автомобильного производства и создание высокотехнологических автомобилей, некоторые советские агрегаты все равно остаются одними из наиболее востребованных машин благодаря высоким показателям выносливости и мощности двигателей. Например, вездеход МТЛБ известен во всем мире, как уникальный бронетранспортёр, не имеющий достойных аналогов. Что же, давайте выясним, за счёт чего автомобиль получил такую популярность.
Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.
Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностейОсновное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.
Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.
Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.
Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.
Советский автомобиль представлен огромным количеством различных вариаций, которые отличаются годом производства и некоторыми дополнительными конструкциями. Если во время СССР МТЛБ выпускался в разных местах, но как одна модель, то после провозглашения независимости многие страны начали выпускать собственные варианты бронетранспортёра.
Список современных государств, которые занимаются производством автомобиля МТЛБ:
Стоит отметить, что в Швеции существует собственная модель МТЛБ под названием Pbv 401 со специальной пулевой установкой. То же самое касается Казахстана, где инженеры разработали самоходный миномёт «Айбат», оснащённый советской военной техникой. В свою очередь, Польша выпустила вариант танка MT-LB с тридцати (12,7) миллиметровым пулемётом.
Стандартный вездеход вмещает одиннадцать пассажиров, а тягач МТЛБу восемнадцатьЧто касается российских и советских моделей, то наиболее популярным вездеходом является МТ-ЛБВ, известный также как «снегоболотоход». Очень широко используется в северных регионах и может передвигаться по толстому льду благодаря системе пониженного давления на грунт. Стандартный вариант агрегата МТ-ЛБ предназначен для работы в гражданском секторе и может применяться в качестве перевозчика. Но лучше всего на автомобильном рынке все же продаются военные модели, представленные наиболее широкой линейкой различных танков и силовых установок. Например, версия МТ-ЛБВМК, оснащённая новым двигателем от Ярославского завода, чья мощность составляет 240 л.с, дополнительно включает зенитный пулемёт «Корд».
Важно отметить, что среди всех аналогичных моделей, самым высоким показателем мощности обладает двигатель МТ-ЛБВМ1К — 310 л.с.
Среди качественных украинских агрегатов можно выделить вездеход МТ-ЛБР6 с новым дизельным мотором. Оригинальность этого автомобиля заключается в усовершенствованной одноместной башне и повышенном уровне безопасности водителя за счёт специального кевларового подбоя.
Лучшими техническими характеристиками, по мнению экспертов, обладает тягач МТЛБу. Максимально внутрь вездехода помещается около восемнадцати человек в зависимости от экипировки, но оптимальным показателем считается 10-12 пассажиров. Тягач оснащён двигателем ЯМЗ-238Н и имеет мощность 300 л.с, а общий примерный расход топлива составляет 100 литров на каждые 100 км. Грузоподъёмность машины равняется 4000 кг, а общий вес 11500 кг. Среди всех других схожих моделей, МТЛБу считается самым прочным и надёжным.
Как было отмечено выше, помимо основной серии, военный вездеход на гусеницах имеет множество вариантов комплектации от разных заводов и даже стран. Более подробную информацию касательно линейки бронетранспортёров может предоставить Википедия или другие схожие автомобильные ресурсы.
В военных операциях МТБЛ применяется исключительно для оборонительных целейСпециальная кабина полностью изолирована от внешнего шума и максимально сохраняет тепло внутри самого танка. Бронетранспортёр МТЛБ оборудован кузовом закрытого типа на одиннадцать пассажирских мест, а водительская кабина вмещает до двух человек. В рабочем состоянии общая масса агрегата составляет почти десять тысяч килограмм, но в эту цифру не входит возможное количество пассажиров. Максимальная скорость танка составляет 61 км/час на нормальной дороге, а на сухой грунтовке примерно тридцать километров.
Машина оснащена двумя отдельными входами и двумя люками для быстрой высадки и посадки солдат. Кабина и основная платформа вездехода хорошо отапливается, а в специальных моделях, предназначенных для дальних северных регионов, включены дополнительные тепловые установки.
Несмотря на все защитные комплектации, танк сохраняет широкий панорамный обзор на дорогу, благодаря которому оператор может вести машину в ночное время. Помимо двух основных фар, вездеход МТЛБ имеет специальную фару-искатель для хорошего видения в тёмное время суток. Благодаря новым мощным двигателям, автомобиль передвигается по воде со скоростью шесть километров в час и беспрепятственно преодолевает любые болота средней глубины.
Важно отметить, что, несмотря на все технические характеристики, машина не предназначена для наступательных операций и силовые установки крепятся исключительно в средствах самообороны! Общая длина вездехода составляет около 6500 мм, а ширина 2860 мм.
Все органы управления танком находятся в непосредственной доступности для оператора, и любые операции осуществляются в течение нескольких секунд. Помимо основных механизмов передвижения, водитель может регулировать температуру на платформе и кабине, а также приводить в действие все дополнительные установки.
Стандартные модели современного российского бронетранспортёра оснащены мотором ЯМЗ-238В. Мощность агрегата составляет 240 л.с, позволяя быстро передвигаться на труднопроходимых участках. Двигатель работает на дизеле и является продуктом Ярославского завода, который на сегодняшний день поставляет моторы для многих отечественных компаний. ЯМЗ-238В имеет v-образную форму и состоит из восьми цилиндров.
МТЛБ может использоваться для выравнивания грунта и перевозки грузовКачественная комплектация агрегата позволяет передвигаться по болотам и мягкому зубчатому грунту. Дополнительно за проходимость вездехода отвечают увеличенные ленточные гусеницы, снижающие нагрузку на почву и увеличивающие предельную скорость, которая составляет 61 км/час. На каждые сто километров вам понадобится примерно 110 литров топлива в зависимости от сложности трассы.
Затрагивая вопрос эксплуатации, стоит отметить, что срок жизни вездеходов МТБЛ будет зависеть от нагрузок и регулярного ремонта. Согласно инструкции производителя владельцу необходимо ежедневно осуществлять проверку всех механизмов агрегата, включая технические характеристики, и уделять особое внимание частям, которые потенциально могут повредиться при пересечении водной местности. Также не стоит забывать о сезонных проверках и подготовке автомобиля к зимнему времени года, когда он требует особого бережного отношения.
К сожалению, многие модели транспортёра давно сняты с производства и найти их можно только на вторичном рынке. Стоимость нового автомобиля 2017 года составляет примерно три миллиона рублей, а более старые версии обойдутся в полтора миллиона. Подержанные модели можно приобрести за один миллион или даже дешевле, и финальная цена будет зависеть от пробега и состояния вездехода.
Завершая обзор, хочется ещё раз подчеркнуть, что вездеход МТБЛ прекрасно зарекомендовал себя во многих странах, как качественный и выносливый агрегат, который с лёгкостью выполняет задания любой сложности. Даже сегодня бронетранспортёр можно встретить на вооружении некоторых стран, и каждые несколько лет машиностроительные заводы выпускают новые варианты модификаций.
При регулярном уходе и бережном отношении техника однозначно прослужит вам ни один десяток лет и полностью отобьёт свою стоимость!
Интересное по теме:
Вконтакте
Google+
traktoramira.ru
Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».
В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».
Содержание статьи
1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.
Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.
Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.
Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.
Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.
После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.
Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.
Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.
По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.
Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.
Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.
Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.
Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.
В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.
Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.
Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.
Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:
Армейский список может продолжить зенитная система «Стрела», санитарная машина, аппарат для химической разведки, командно-штабной вариант, технические тягачи со стрелой для эвакуации техники и многое другое.
Кроме этого, имеется множество разработок для геологов, лесников, пожарной службы. Каждая имеет свои характерные особенности, как то увеличенный запас топлива, поворотные транспортеры и мостики, или вмонтированные цистерны и прочее. Поскольку тягач используется более 20 странами по всему миру, уследить за всеми переделками очень сложно.
Аналоги существуют, однако они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тягачи, широко распространенные были в годы Второй Мировой войны, в настоящее время не столь популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.
Советскими конструкторами создана машина, одинаково хорошо справляющаяся с самыми разноплановыми задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи без брони и без вооружения. К примеру, M939, грузовик — тягач колесного типа, а не гусеничный, состоящий на вооружении армии США, даже не легкобронированный.
Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американские М939 не так универсальны.
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
warbook.club
Лёгкий многоцелевой гусеничный вездеход МТЛБ предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 тонн, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей.
Основные части вездехода МТЛБ: корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и оборудование.
Силовая установка состоит из двигателя ЯМЗ-238В и его систем охлаждения, подогрева, смазки, питания топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов. Трансмиссия состоит из главного фрикциона, промежуточного редуктора, центральной карданной передачи, главной передачи и бортовых передач. Ходовая часть состоит из ведущих колёс, двух направляющих колёс с натяжными устройствами, двух гусениц, 12 опорных катков и четырёх гидроамортизаторов.
В передней части корпуса МТЛБ размещены агрегаты силовой передачи, отделение управления и установка ТКБ-01-1. Отделение управления отделено от силовой передачи перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.
Сиденье механика-водителя МТЛБ расположено между главной передачей и двигателем с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье механика-водителя мягкое, регулируется по длине, высоте и наклону спинки.
В средней части корпуса в специальном отделении размещён двигатель ЯМЗ-238В со всеми его агрегатами и системами. Вся остальная часть корпуса используется для размещения людей и груза. Отделение двигателя отделено от отделения управления и грузовой платформы теплошумоизоляционными перегородками. В отделении грузовой платформы установлено четыре топливных бака: два — на днище и два — в боковых полостях корпуса.
Баки, расположенные на днище, имеют размеры и конфигурацию, позволяющие использовать их как сиденье (каждый на 4 человека). Для этого на баки укладываются поролоновые подушки. При перевозке грузов спинки сидений откидываются на баки и образуют опоры для груза. Для сообщения управления с грузовой платформой с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откидных сиденья.
Масса в рабочем состоянии (без груза и экипажа): 9700 кг.Грузоподъёмность:номинальная, при буксировке прицепов — 2000 кг.максимальная, при перевозке груза без прицепа — 2500 кг.Количество посадочных мест, включая водителя:в кабине — 2на платформе — 11Габаритные размеры МТЛБ:длина — 6454 мм., ширина (по гусеницам) — 2850 мм., высота — 1865 мм.Дорожный просвет: 395-415 мм.Средний расход топлива с грузом и прицепом на 100 км.: 90-120 кг.Тип и модель двигателя МТЛБ: ЯМЗ-238В (4-х тактный дизель с прямым впрыском)
sptechnika.ru
Вездеход МТЛБ, или как его еще называют «мотолыга» изначально производился на Харьковском Тракторном Заводе и поставлялся на вооружение как в советскую армию так и союзникам СССР. После распада союза до сих пор производятся различные модификации МТЛБ на заводах «Муромтепловоз» и «Уралвагонзавод».
Многоцелевой Тягач Легкий Бронированный участвовал практически во всех вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве. Техника на самом деле очень универсальная и может быть использована не только как транспорт в мирных целях, но и как боевая машина - несущая конструкция для различных орудий. Сейчас на шасси МТЛБ устанавливаются зенитные пулеметы калибром 12,7 мм, гранатомет АГС-17 «Пламя», автоматическая пушка 23 мм, пусковая установка ПТУР 9М133 «Корнет», пушка 30 мм и т.п. или целая башенная установка от БТР-80.
В гражданских целях эта машина сейчас используется как тягач-транспортер для перевозки людей и чаще всего ее можно встретить в северо-восточных районах нашей страны, где дороги есть далеко не везде, а добираться до места назначения очень нужно. Проходимость у МТЛБ отличная, легко идет по лесу, по полям в любую погоду, по снегу любой глубины. И это не трактор, по маневренности может потягаться с легковым автомобилем. А с новым двигателем может развивать скорость до 90 км/ч по трассе. Но здесь есть и не очень приятные особенности – сравнительно малый вес МТЛБ (порядка 10 т.) и то, что рычаги управления не возвращаются автоматически в нейтральное положение, может привести к потере управления, а если это происходит на каком-нибудь шоссе, то и возможно ДТП со всеми вытекающими последствиями. Было много случаев как этот гусеничный тягач улетал с трассы на скорости или сталкивался с легковыми или грузовыми автомобилями.
Устанавливаемый двигатель в МТЛБ это ЯМЗ-238В, дизельный, 8-ми цилиндровый, V-образный, 4-х тактный с прямым впрыском топлива. Средний расход солярки у него примерно 100 л. на 100 км., очень удобно считать. Внутреннее пространство или салон (если так можно это назвать) разделено на две части. Спереди есть 3 посадочных места, одно для механика водителя и еще два для пассажиров. И большой кузов рассчитанный на перевозку грузов или людей в количестве до 10-ти человек. В качестве сидений используются топливные баки с установленными на них мягкими сидушками со спинками.
МТЛБ вообще еще и плавающий транспортер, но с одним недостатком. У него в днище есть люк, который легко гнется и всячески деформируется при езде по лютому бездорожью (пни, камни, овраги). И вот если вы не проверили состояние этого самого люка перед погружением в воду, то ваш «плавающий» вездеход быстро превратиться в «тонущий». А для откачки воды никаких насосов не предусмотрено. Есть несколько достоверных свидетельств как такие машины легко и непринужденно погружались на дно рек, которые они пытались форсировать. А вот более поздняя модель МТЛБу уже имеет герметичную лодку в основе днища и может держаться на воде значительно дольше и надежнее чем его предшественник.
Двигатель |
ЯМЗ-238В |
Мощность |
240 л.с. |
Макс.скорость по шоссе |
62 км/ч |
Средняя скорость по пересеченной местности |
30 км/ч |
Расход топлива |
100л./100 км. (44 л. в час) |
Расход масла |
до 2% от расхода топлива |
Масса |
9,7 т. |
Грузоподъемность |
2,5 т. |
Масса буксируемого прицепа |
6,5 т. |
Пассажировместимоть кузова |
10 чел. |
Габаритные размеры |
6,45*2,85*1,86 м. |
Дорожный просвет |
39-41 см. |
Колея |
2,5 м. |
База |
3,7 м. |
Все зависит от модификации, технического состояния и т.п. параметров, как и обычно для любой техники. Новый, базовый МТЛБ сейчас можно купить по цене примерно 2,9 млн. рублей. Машину с военного хранения (консервации) предлагают по цене в 1,2 млн. руб. Ну а б/у тут уж как повезет, как с торгуетесь. Нам встречались экземпляры на ходу за 850 тыс. рублей и дороже. В не очень хорошем состоянии и условно на ходу можно поискать за 500 тыс. рублей. Ну и вся дополнительная модернизация и навесное оборудование будут стоить и дополнительных денег. На «мотолыгу» можно установить гидроманипулятор, буровую установку, крановую установку, расширить пространство в кузове и т.п. Тут уж много зависит от вашей фантазии, желаний и возможностей.
miniteh.com
Многоцелевым тягачом лёгким бронированным (МТЛБ) называется вездеход, способный на высокой скорости доставить людей и перевозить грузы в отапливаемом кузове закрытого типа в условиях снежных заносов, а также бездорожья и топкого грунта.
Кроме того, МТЛБ может быть использован как шасси для многочисленных типов технологического оборудования. Такая техника будет полезна и при работах в геологической разведке, обустройстве дорожного полотна, для охоты в труднопроходимых местах и буксировки различного рода прицепов.
Стоит сказать, что вездеход подразумевает наличие цельнометаллической кабины для посадки двух персон, а также кузовом, имеющим закрытую конструкцию. Кузов способен вместить до 11 человек, может быть использован и для транспортировки грузов.
У подобной техники моторное отделение имеет важную особенность – оно имеет свободный доступ к узлам и деталям двигательной установки. Тот, кто будет управлять машиной, сможет привести в действие предпусковой подогреватель, а также запустить двигатель и включить другие важные системы вездехода.
Для того чтобы МТЛБ можно было использовать в условиях низких температур, разработчики решили оснастить машину дополнительным отопителем, который станет отличным помощником штатной «печке». Вместе они способны создать необходимую температуру не только для водителя, но и для пассажиров.
У кабины техники данной категории имеется широкий обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днём, так и ночью. С помощью двух фар и фары-искателя водитель с лёгкостью сможет управлять машиной в ночное время суток.
В первые годы после войны в Советском Союзе был выпущен тягач бронированного типа АТ-П, который предназначался для буксировки противотанковых пушек, а также гаубиц калибра не более 122 мм. На смену ему пришёл бронированный многоцелевой тягач МТ-ЛБ, служащий для транспортировки 100-миллиметровых противотанковых пушек Т-12, а впоследствии был востребован и для исполнения прочих важных военных задач.
Экипаж должен был располагаться в передней части корпуса, находящийся в отделении управления. За ним по левому борту был установлен двигатель. В кормовом пространстве было оборудовано отделение транспортно-десантного типа, в котором могли спокойно находиться до 11 мотострелков с оружием. Высадка и посадка десантников проводилась через две двери и/или два люка, расположенных сверху. Впереди корпуса с правой его части находился пулемёт калибра 7,62 мм в башенке с ручным управлением, которая могла вращаться.
Ходовая часть подразумевала наличие торсионной подвески, а по бортам – шесть катков для опоры, аналогичных для танков ПТ-76 и БТР-50, ведущему ленивцу (сзади) и колесу (спереди). Гусеница имела стандартный размер 350 мм, но в боевых действиях на заснеженной дороге или очень мягкой земле для понижения удельного давления и увеличения проходимости были смонтированы гусеницы, имеющие широки траки (565 мм). В Заполярье СССР МТ-ЛБ играл роль БМП. Большинство деталей шасси МТ-ЛБ стали единственными для специальных бронированных видов техники.
Такая техника представляет собой плавающую машину, способная достигать скорость на водной глади до 6 км/ч. Подобная быстрота обеспечивалась за счёт вращения лент гусеницы. В стандартный вид комплектации также входила система защиты от ОМП и приборы ночного видения. Шасси имело командирскую МТ-ЛБУ, МТ-СОН с РЛС стреляющей засечки артиллерии, инженерную систему с бульдозерным отвалом и передвижной технической мастерской МТЛ-ЛБ, а также зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10», имеющую четыре ПУ ЗУР. Инженерная система могла быть использована в качестве БРЭМ – передняя часть корпуса включала в себя А-образную стрелу крана, лебёдку и прочее специальное оборудование. На шасси МТ-ЛБ была закреплена 122-миллиметровая гаубица 2С1 под названием «Гвоздика». Она была принята на вооружение в конце 70-х годов прошлого века вооруженными силами СССР. Техника до сих пор служит верой и правдой не только в странах СНГ, но и в других республиках мирового пространства.
Стандартное оборудование имеет башенную установку с пулемётом калибра 7,62-мм, систему защиты от ОМП и приборов, помогающих видеть ночью. Для операций в глубоких сугробах или на земле с большим количеством болот могут быть установлены расширенные гусеницы для большей проходимости и меньшего удельного давления на грунт. МТ-ЛБ производилась по соответствующей лицензии на территории Болгарии и Польши.
polnyi-privod.ru