МАЗ 543 "Ураган" - не просто колесный большегрузный автомобиль, это - настоящая легенда Вооруженных сил Советского Союза, появившаяся в самом начале 60-х годов ХХ века. Оправившись после войны СССР начал активную гонку с США за право называться сильнейшей с точки зрения вооружения страной. На тот момент - главным стратегическим объектом стал Минский автомобильный завод, на реконструкцию и послевоенную модернизацию которого были брошены все силы и лучшие умы Советских Социалистических Республик.
Большая часть конструкторов и инженеров пришла на МАЗ с Ярославского автомобильного завода. Начиная с 1959 года завод стал специализироваться на выпуске колесных грузовых автомобилей широкого назначения. Успешный запуск 537 серии показал, что конструкторскому бюро спецпроизводства быть. Именно МАЗ начиная с конца 50-х годов получал госзаказы, связанные с вооружением, а потому не удивительно, что разработкой новой стандартизированной серии полноприводной 4-х осной большегрузной техники занялся именно он.
В 1960 г. успешно прошли испытания первые экспериментальные ракетные противовоздушные установки "Темп". МАЗ получил заказ подготовить универсальное базовое и, что самое важное, колесное шасси, способное разместить на себе новый подвижной комплекс. Опытным путем военные инженеры выяснили, что гусеничные шасси меньше годятся для установки новых РПУ, чем их колесные аналоги. Сверху была поставлена недвусмысленная задача - собрать в кратчайшие сроки.
Новый агрегат перенял от своих старших заводских братьев, тягачей МАЗ 537, конструкцию несущей рамы и осей, а также большую часть оборудования. Но несмотря на заимствования, технические характеристики МАЗ 543: скорость, динамика, проходимость - были значительно улучшены. Именно за эти характеристики в дальнейшем машина получит "народное прозвище" - Ураган.
В середине апреля 1962 года на заводе были собраны шесть опытных образцов, сразу после прохождения тестов - в мае 62-го - их передали на волгоградское профильное объединение "Баррикады", которой занялось установкой и монтажом ракетных комплексов.
В результате всех трудов, официальная презентация нового автомобиля - МАЗ 543 правительству, народу и иностранным журналистам состоялась 07.11.1962 г., прямо во время ежегодного военного парада. Водители-механики МАЗ 543, очевидцы парада потом утверждали, что люди на улицах с восхищением и удивлением смотрели вслед проезжающей колонне, чувствовалось всеобщее единение и гордость за страну. На поток автомобили этой серии были поставлены спустя 3 года, а еще через год армия взяла их на вооружение.
Устройство МАЗ 543 было простым, но достаточно эффективным относительно тех задач, которые были поставлены перед конструкторами минского завода. Новые шасси оснащались усовершенствованным 12-ти цилиндровым дизельным мотором из серии Д12-525, говоря о котором невозможно не вспомнить его прототип - военный танковый мотор В2, появившийся на свет еще во время ВОВ. 525 серия двигателей Д12 выпускалась Барнаульским заводом и активно использовалась инженерами МАЗ на колесных шасси того времени, в том числе и на МАЗ 537.
Однако в отличие от предыдущей версии двигатель МАЗ 543 имел систему прямого впрыска топлива, двойную систему пуска, масляный радиатор, 2-х ступенчатый очиститель воздуха, предпусковой подогрев ПЖД-600Е. Цилиндры располагались V-образно с углом развала равным 60 градусов. Расход топлива данного дизеля составлял 39 литров на 100 км., а мощность - 525 л.с. при частоте вращения коленвала - 2100 об/мин. с максимальным крутящим моментом 220 кГм при 1200-1300 об/мин.
Гидромеханический привод автомобиля был оснащен полностью автоматизированной 4-х ступенчатой планетарной коробкой переключения передач и 1-ступнечатым комплексным гидротрансформатором. КПП имела 4 ступени: 3 передних передачи и одну заднюю. Карданные валы (общее количество 19 штук) имели разное исполнение: 2-х шарнирные с игольчато-образными и 1-шарнирные с зубчатыми подшипниками.
Говоря об особенностях 543 модели, следует прежде всего упомянуть особую рамную конструкцию и кабину. Именно благодаря этим элементам, автомобиль приобрел свое "лицо". Кабина МАЗ 543 разрабатывалась с учетом первоначального назначения машины, а именно: установки ракетного комплекса. Кабина классической конструкции занимала много места, а расположенная сзади ракетная установка сильно увеличивала высоту автомобиля, что не позволяло использовать его на общих дорожных трассах, ведь автомобиль просто не проезжал под мостами или силовыми электролиниями. В связи с этим было решено отказаться от классической схемы и освободить пространство по середине.
Так автомобиль вместо одной кабины получил две сверхпрочные из полиэфирной смолы, укрепленные стеклопластиком. Каждая из кабин имела 2 двери и 2 сиденья, расположенные друг позади друга, "тандемом". Левая кабина предназначалась для водителя МАЗ 543 и его командира, а потому была закреплена стационарно. Правая кабина в некоторых модификациях просто отсутствовала. Высокий уровень звукоизоляции удивляет даже сегодня: машина появилась еще во второй половине ХХ века, а уровень шума в кабине во время работы на МАЗ 543 составлял всего 85 дБ. Посередине между кабинными блоками первоначально располагалась носовая часть ракеты, а впоследствии и всевозможное оборудование, в том числе и пусковой контейнер.
Несущая рама шасси МАЗ 543 представляла собой клепано-сварную конструкцию из 2 выгнутых низколегированных стальных балок, закрепленных между собой на пересечении болтами. В простонародье оригинальная рама МАЗа была прозвана "корытом". Однако эта форма также способствовала потере машиной нескольких сантиметров в высоту. Ходовая часть машины была оснащена независимой подвеской колес. Колеса первой и второй осей были управляемыми. Тормоза - пневмогидравлические - перешли в 543 серию из 537-ой машины.
В целом, рулевое управление и тормозная система ничем не изменились по сравнению с более ранними моделями. Однако колеса были на литых дисках. Шины - марки ВИ 203 (150х60х63,5;см.) широкого профиля со специальным "вездеходным" протектором. Ширина колесной базы модели МАЗ 543 составляла 77см. Из-за гнутой рамной конструкции, дорожный просвет стал ниже, чем в 537 МАЗе - 40 см. По шоссейным дорогам груженые шасси развивали скорость до 60 км/ч, а по проселочным - до 30 км/ч.
Семейство МАЗ 543 насчитывало 3 поколения машин и множество различных как военных, так и гражданских модификаций. Это были и базовые шасси МАЗ 543 (62-ой год, грузоподъемность 19,1 т.), МАЗ 543А (63-й год, грузоподъемность 19.4 -22,2т.), МАЗ 543М (74-й год, грузоподъемность 22,2 т., отсутствует правая кабина), МАЗ 543П (62-й год, грузоподъемность 19,6т., основа для ракетных комплексов и пожарных установок), и тягач МАЗ 543 (он же МАЗ 7410, 80-го года., оборудован полуприцепом), и даже МАЗ 543 Кунг - столовая(с 4-х местным купе, столом, и необходимым кухонным оборудованием), а также многие и многие другие.
Небольшие серии МАЗ 543 выпускались вплоть до начала нового тысячелетия, а чертежи и конструкторские разработки до сих пор находятся на МКЗТ, готовые в любой момент вновь отправиться в разработку.
promplace.ru
Автомобиль МАЗ-543 разрабатывался прежде всего как шасси для мобильных ракетных комплексов. К концу 1950-х годов в результате исследований и испытаний стало ясно, что колесное шасси значительно лучше подходит в качестве передвижной стартовой площадки ракеты, чем гусеничное.
РАЗРАБОТКА
Разработка автомобиля МАЗ-543 началась в СКБ-1 Минского автозавода, руководимого в начале 1960-х годов Б. Л. Шапошником. Эскизный проект МАЗ-543 был готов к апрелю 1960 года. Постановление правительства от 17 декабря 1960 года обязывало развернуть на спецпроизводстве МАЗа работы по выпуску спецшасси МАЗ-543 и тягача МАЗ-544 с активным приводом колес полуприцепа. Первые шесть опытных образцов МАЗ-543 изготовили ровно через два года — в 1962-м. 20 апреля 1962 года начались их обкатка и заводские испытания. В мае 1962 года первые две машины были отправлены на волгоградский завод «Баррикады», где на них смонтировали опытные пусковые установки для ракет «Темп» и жидкостной 8К14, ранее размещавшейся на гусеничной пусковой установке 2П19 Ленинградского Кировского завода «ТЕМП-С»
В 1963 году опытный цех завода «Баррикады» приступил к сложным и трудоемким работам по изготовлению на базе МАЗ-543 пусковой установки 9П120 комплекса 9К76 «Темп-С» и уже в канун нового 1964 года представил первые образцы ракетоносцев на полигонные летно-конструкторские испытания, которые начались на полигоне Капустин Яр 14 марта 1964-го. В ходе испытаний новое шасси показало себя с самой лучшей стороны. Длина ракеты комплекса «Темп-С» с головной частью составляла 12 м 38 см, поэтому варианты компоновки с ее размещением на шасси надкабиной и за кабиной не подходили. Попытка сделать в кабине выемку под ракету не решила проблемы, и тогда главный конструктор СКБ-1 Б. Л. Шапошник пошел на смелое и оказавшееся единственно верным решение — разделил единую кабину на две полностью изолированные, а между ними разместил головную часть ракеты.
Подобная компоновка нигде в мире не применялась и в будущем стала классической, фирменной для СКБ МАЗа. Двухместные кабины выполнили из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью. Во время проверки ее на прочность в автомобильном 28-м НИИ в Бронницах при ударной нагрузке развалился сам стенд, на котором она была закреплена, а кабина осталась невредимой. Для кабины были разработаны и специальные навесные бронепластины. Кабины получились довольно тесными, поскольку размеры машины необходимо было вписать в железнодорожный габарит.
КОНСТРУКЦИЯ
На МАЗ-543 использовалась оригинальная клепано-сварная рама повышенной упругости из тонкого низколегированного листа, состоящая из двух гнутых лонжеронов Z-образного профиля. Плавность хода обеспечивалась независимой рычажно-торсионной подвеской. Оригинальная гидромеханическая трансмиссия (4 + 1) делала возможным переключение передач без разрыва мощности. Восемь ведущих колес с широкопрофильными многослойными (сначала было 10( а потом 14 слоев) шинами с системой центральной подкачки, которая позволяла регулировать давление в них от 3,5 до 1,0 кгс/см2, обеспечивали шасси невероятно высокую, почти абсолютную, проходимость при преодолении тяжелых участков местности. Отличные тягодинамические характеристики были достигнуты за счет установки на машине 12-цилиндрового четырехтактного быстроходного дизеля Д-12А-525 мощностью 525 л. с. Двигатель имел две системы запуска — электростартером и сжатым воздухом. Два основных топливных бака емкостью 250 л (впоследствии 260 л) обеспечивают запас хода 650 км. У шасси МАЗ-543 предусмотрен и дополнительный алюминиевый топливный бак на 180 л.
Шасси получилось не только мощным — грузоподъемность 19,1 т (при собственной массе в снаряженном состоянии 20,55 т), но и маневренным: радиус поворота — 13,5 м, угол подъема с полной нагрузкой по грунту — 30°, ширина преодолеваемого рва — 2,5 м, глубина брода -1,1 м. Столь высокие показатели проходимости обеспечивались в том числе и дорожным просветом 440 мм. Мощный двигатель разгонял машину до максимальной скорости 60 км/ч! Габариты МАЗ-543 диктовались тактико-техническим заданием на ракету и пусковую установку и были следующими: длина — 11 265 мм, ширина — 3050 мм, высота — 2900 мм, база — 7700 мм. Длина же собственно пусковой установки комплекса «Темп-С» равнялась 13 260 мм, ширина — 3100 мм. высота — 3450 мм.
warfor.me
Показатели | КрАЗ-255Б | КрАЗ-260 | КрАЗ-260В | МАЗ-537 | МАЗ-543 | МАЗ-543М |
Тип автомобиля | груз | груз | тягач | тягач | АБШ | АБШ |
Колесная формула | 6х6 | 6х6 | 6х6 | 8х8 | 8х8 | 8х8 |
грузоподъёмность, т | 7.5 | 9 | 19.1 | 22.2 | ||
Количество мест | ||||||
Количество мест | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 |
на платформе | 36 | 36 | ||||
Допустимая масса прицепа/ (полуприцепа), т | 30 | 10 | 23 | 68 | ||
Масса автомобиля без груза, кг | 11950 | 11550 | 10200 | 22300 | 20350 | 21100 |
Максимальные размеры, мм | ||||||
длина | 8645 | 9030 | 8220 | 8960 | 11265 | 11490 |
ширина | 2750 | 2724 | 2724 | 2885 | 3050 | 3050 |
высота (по кабине) | 2985 | 2985 | 6050 | 2670 | 2670 | |
высота (по тенту) | 3170 | 3330 | ||||
Колея, мм | ||||||
передних колёс | 2160 | 2160 | 2160 | 2200 | 2375 | 2375 |
задних колёс | 2160 | 2160 | 2160 | 2200 | 2375 | 2375 |
Минимальный радиус поворта, м | 13 | 13 | 13 | 15.5 | ||
Дорожный просвет, м | 360 | 370 | 370 | 500 | 400 | 400 |
Максимальный угол подъёма, град | 30 | 30 | 20 | 8 | 30 | 30 |
Брод,м | 1 | 1.2 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.1 |
Максимальная скорость, км/час | 71 | 80 | 75 | 55 | 60 | 60 |
Норма затраты топлива, л/100км | 48.5 | 54 | 60 | 125 | 170 | 170 |
Запас хода по топливу, км | 680 | 704 | 633 | 672 | 412 | 412 |
Топливо | ДП | ДП | ДП | ДП | ДП | ДП |
Модель двигателя | ЯМЗ-238 | ЯМЗ-238Л | ЯМЗ-238Л | Д12А-525 | 1Д12-525А | 1Д12-525А |
Размещение цилиндров | V-подобн | V-подобн | V-подобн | V-подобн | V-подобн | V-подобн |
Число цилиндров | 8 | 8 | 12 | 12 | 12 | |
Порядок работы цилиндров | 15426378 | 15426378 | 15426378 | 1л-6п-5л-2п-3л-4п-6л-1п-2л-5п-4л-3п | ||
Диаментр цилиндра, мм | 130 | 130 | 130 | |||
Ход поршня, мм | 140 | 140 | 140 | |||
Рабочий объём цилиндров, л | 14.86 | 14.86 | 14.86 | 38.8 | 38.8 | 38.8 |
Степень сжатия | 17 | 17 | 17 | 14-15 | 14-15 | 14-15 |
Максимальная мощность к.с/об/мин | 240/2100 | 300/2100 | 300/2100 | 525/2000 | 525/2000 | 525/2000 |
Сухая масса двигателя, кг | 1600 | 1600 | 1600 | 1450 | 1450 | 1450 |
Карбюратор | ||||||
Насос высокого давления | ЯАЗТА-238 | ЯАЗТА-238 | ЯАЗТА-238 | НК-10 | НК-10 | НК-10 |
Аккумуляторная батарея | 6ТСТ-165 | 6ТСТ-190 ТР | 6ТСТ-190 ТР | 12 СТ-70 | 6СТ-190ТР | 6СТ-190ТР |
Генератор | Г 107 -Б | Г 288 | Г 288 | Г 731 -А | Г 731-А | Г 731-А |
Реле-регулятор / регулятор напряжения | РР 107 | 1112.3702 | 1112.3702 | РРТ24-М | РНТ | РНТ |
Стартер | СТ-103 | СТ25.3708 | СТ25.3708 | С5 | С5-2С | С5-2С |
Распределитель | ||||||
Катушка зажигания | ||||||
Свечи | ||||||
Сеть, в | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Маркировка шин | 1300х530-533 | 1300х530-533 | 1300х530-533 | 1500х600-635 | 1500х600-635 | 1500х600-635 |
Давление в шинах | регул | регул | регул | |||
передних колёс | 1-3,5 | 1-3,5 | 1-3,5 | 4.5 | 3.6 | 3.6 |
задних колёс | 1-3,5 | 1-3,5 | 1-3,5 | 4.5 | 3.6 | 3.6 |
Заправочные ёмкости, л | ||||||
системы охлаждення двигателя | 55 | 51 | 51 | 100 | 85 | 85 |
системы смазки двигателя |
29 | 30 | 30 | 90 | 80 | 80 |
топливных баков | 330 | 380 | 380 | 840 | 700 | 700 |
воздушного фильтра двигателя | 1.4 | |||||
картера коробки передач | 5.5 | 9 | 9 | 105 | 105 | 105 |
картера раздаточной коробки | 15 +1,7 | 8.2 | 8.2 | 14 | 19 | 19 |
картера главной передачи переднього+среднего+заднего мостов | 14,1+13,1+13,1 | 11+12+12 | 11+12+12 | 93 | 98.5 | 98.5 |
картера рулевого механизма + усилителя | 1,5 + 4,4 | 5 | 5 | 45 | 45 | 45 |
амортизаторов | 1.5 | 2х0,85 | 2х0,85 | 9.3 | 9.2 | 9.2 |
картера редуктора лебёдки | 5.6 | 5.6 | 5.6 | |||
гидропривода тормозов / сцепления | /0,51 | /0,51 | 8 | 5 | 5 | |
Зазор в клапанах, мм | 2,2-2,44 | |||||
Прогин ремня вентилятора (водяного насоса),мм | 13-19 | |||||
Прогин ремня компрессора, мм | 5-10 | |||||
Температура охлаждающей жидкости, °C | 80-90 | |||||
Давление масла в системе смазки, кгс/см² (МПа) | не мен.2,5 (0,25) | |||||
Зазор между контактами прерывателя, мм | ||||||
Зазор между електродами свечки, мм | ||||||
Свободный ход педали сцепления, мм | ||||||
Люфт рулевого колеса | до 9º | |||||
Свободный ход педали тормоза, мм | 14-22 | |||||
Зазор между колодками и барабаном тормозов, мм | 0,3-0,8 | |||||
Зазор между колодками и барабаном центрального тормоза, мм | 1-2 | |||||
Выход штока с тормозной камери, мм | ||||||
Давление вохдуха в баллонах, кгс/см² (МПа) | 5,65-7,35 (0,56-0,74) | |||||
Схождение колёс, мм | 10-14 |
voennizdat.ru
Серийную гамму МАЗ-543 составили самые распространенные базовые военные шасси МАЗ-543, 543А и 543М грузоподъемностью 19,1 – 22,2 т, приспособленные к эксплуатации при окружающих температурах от – 40? до +50 ?С, высокой влажности, запыленности воздуха и на высоте до 3000 м над уровнем моря. Их важнейшим внешним отличием от всех прочих армейских машин стали принципиально новые узкие закрытые боковые кабины, ставшие своеобразной «визитной карточкой» всех автомобилей МАЗ второго поколения. Их основой являлся типовой 2-дверный 2-местный звуко– и теплоизолированный кабинный модуль с обратным наклоном лобового стекла, оборудованный вентиляцией, отоплением, переговорным устройством и фарой-искателем на крыше. Он был выполнен из полиэфирной смолы, армированной жгутовой стеклотканью (стеклопластика) и имел высокую надежность и ремонтопригодность. Его прочность оказалась столь высокой, что во время проверки на ударную нагрузку развалился стенд, на котором была закреплена кабина, оставшаяся невредимой. Максимальный уровень внутри нее не превышал 85 дБ (А), а для дополнительной защиты экипажа снаружи планировалось устанавливать навесные бронированные плиты и радиационные экраны. Такие модули имели правое и левое исполнения для установки вдоль разных бортов машины, причем два члена боевого расчета располагались по оригинальной схеме «тандем» – на собственных сиденьях друг за другом. В «стационарной» левой кабине находились водитель и командир экипажа, в правой, откидывавшейся вперед, – боевой расчет надстройки или буксируемой системы. Свободное пространство между ними обычно служило для монтажа вспомогательного оборудования, поперечного радиатора, размещения передней части ракеты или пускового контейнера. Пониженное расположение надстройки позволило уменьшить габаритную высоту всей ракетной системы, которая могла передвигаться по дорогам общего пользования, проходить под мостами и низкими линиями электропередач, а также соответствовала габаритным нормативам советских железных дорог.
Одна из самых известных боевых систем на шасси 543-й серии – «катюша» БМ-30 «Смерч» Главными достоинствами всех вариантов машин МАЗ-543 считались особая солидность, прочность и надежность конструкции, высокие динамические качества и проходимость, достаточная маневренность, практичность и приспособленность к монтажу большого количества различных надстроек, а также приемлемые для самых капризных систем вертикальные ударные нагрузки. Движущим стимулом их поступательного развития являлась настоятельная необходимость повышения полезной нагрузки шасси и увеличения монтажной длины рамы, которые определяли создававшиеся один за другим новые все более мощные, крупные и тяжелые комплексы вооружения. Реальным отражением модификаций являлась кардинальная трехкратная перекомпоновка базового шасси МАЗ-543 с целью освобождения свободной площади за кабинами, что сначала привело к продвижению их на передний свес рамы, а затем – к ликвидации правой кабины и размещению моторного отсека рядом с одной левой кабиной. В результате основными видимыми со стороны отличиями разных версий являлись расположение кабин, наличие или отсутствие моторного отсека за ними и его длина. Первые автомобили МАЗ-543 и 543А имели две типовые кабины, сдвинутые вперед на разные расстояния, и моторные отсеки разной длины, а самое ходовое спецшасси МАЗ-543М – только одну левую кабину, стоявшую бок о бок с силовым агрегатом. Монтажные возможности и весовые параметры, заранее заложенные в конструкцию каждого варианта, становились отправной точкой формирования на них широкого набора видов вооружения и надстроек.Колесная база всех машин семейства МАЗ-543 составляла 7700 мм (2200+3300+2200 мм), расширенная колея всех пар колес – 2375 мм. Единая габаритная ширина – 3050 мм, высота по кабине – 2670 мм, по ограждению фары-искателя – 2900 мм. Для всех версий просвет под мостами сократился до 400 мм, минимальный радиус поворота – до 13,5 м. Все шасси развивали максимальную скорость с нагрузкой по шоссе – 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 25 – 30 км/ч и минимальную – 5 км/ч. До скорости 50 км/ч они могли разогнаться за 55 с, преодолевали подъемы крутизной 30?, рвы шириной 2,5 м и без подготовки форсировали броды глубиной 1,1 м (с подготовкой – 1,3 м). Контрольный расход топлива – 80 л на 100 км. Периодичность проведения ТО-2 увеличилась до 12 тыс. км. Гарантийная наработка (пробег) составляла 15 тыс. км, срок службы – 10 лет. Остальные характеристики соответствовали каждой конкретной модели.
В 1960-е и в начале 1970-х годов в семейство МАЗ-543 входило также несколько экспериментальных проходных модификаций и прототип нового шасси 543В. В соответствии с ПСМ от 22 января 1966 года правительство обязало Минский автозавод ежемесячно поставлять в народное хозяйство 5 – 10% своей военной продукции. Первым для этой цели был разработан многоцелевой бортовой вариант 543П двойного назначения, а в последующие годы в УГК-2 создали целую гамму специальных народнохозяйственных модификаций, которые находили применение и в воинских формированиях. После неудачи с организацией выпуска семейства «Оплот», призванного сменить 543-ю серию, она оставалась в серийном производстве еще долгие годы, а некой комбинацией машин МАЗ-543 и «Оплот» стал специальный седельный тягач 74106, служивший в системе ПВО.
Самые популярные в Советской Армии тяжелые машины трех базовых вариантов МАЗ-543, 543А и 543М долгое время выпускались параллельно и оставались в серийном производстве вплоть до последних дней существования Советского Союза. До 1995 года их продолжали изготовлять небольшими партиями по заказам вооруженных сил для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. До сих пор все три автомобиля формально остаются в программе МЗКТ.
Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С», смонтированной еще в декабре 1963 года. В состав этого комплекса входили транспортные машины и ТЗМ, тоже оборудованные на шасси 543А. Вторым важным применением стала работа в качестве ТЗМ системы залпового огня «Смерч». На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники, установленной открыто или в специальных кузовах-фургонах: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные системы, мастерские, электростанции и другие.
Серийное двухкабинное шасси МАЗ-543А с транспортно-установочным оборудованиемПервыми в алфавитном порядке после модели 543А следовали два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные в конце 1960-х годов на базе МАЗ-543. Их собрали для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М ОТРК 9К72 с усиленной направляющей для запуска новой ракеты 8К14-1, однако впоследствии все доработанные шасси для ракетных и иных систем по-прежнему носили индексы 543 и 543А. К малоизвестным единичным проходным машинам, не получившим развития, относились шасси 543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» 543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности, оборудованный жаростойкими резинотехническими изделиями, изготовление которых организовать не удалось.
МАЗ-543П (1966 – 1974 гг.) – бортовой автомобиль двойного назначения на шасси МАЗ-543 с цельнометаллической грузовой платформой для перевозки различных грузов массой до 19,6 т. Первоначально был создан для народного хозяйства с целевым использованием в газо– и нефтегазодобывающем комплексе. Главным отличием об военных машин являлось отсутствие специального оснащения и светомаскировочных приспособлений. За первый год собрали 80 машин 543П, и до окончания выпуска было изготовлено более 2 тыс. автомобилей, которым эксплуатационники присвоили неформальное наименование «Ураган». Параллельно в небольших количествах грузовики МАЗ-543П с низкобортными платформами применяли в Советской Армии для доставки грузов, как учебные машины или балластные тягачи артиллерийских орудий и тяжелых прицепов. Их снаряженная масса составила 22,7 т, максимальная скорость по шоссе с груженым прицепом – 55 км/ч. Многоцелевой бортовой автомобиль МАЗ-543П со стальной грузовой платформой. 1966 год МАЗ-543В (1972 – 1974 гг.) – малоизвестный экспериментальный прототип грузоподъемностью 19,6 т с принципиально новой компоновкой, послуживший основой самого известного в будущем шасси МАЗ-543М. В отличие от своих предшественников 543 и 543А впервые был оснащен одной левой сдвинутой вперед 2-местной кабиной и расположенным рядом с ней моторным отсеком, что позволило существенно освободить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. По сравнению с моделью 543А ее длина возросла сразу почти на 2 м, а величина переднего свеса достигла своего максимума – 2765 мм при сохранении прежней габаритной длины (11 470 мм). Два последних параметра сохранялись на всех последующих серийных машинах 543М. Снаряженная и полная масса машины соответствовали модели 543А (21,0 и 40,8 т). Общая вместимость двух новых топливных баков возросла до 740 л, запас хода – до 875 км. В течение трех лет было собрано 233 шасси МАЗ-543В, которые проходили заводские и государственные испытания, но на вооружение не принимались. Тем не менее, эти машины сыграли важнейшую роль в развитии 543-й серии как подвижная экспериментальная база будущих автомобилей 543М и основа новых военных систем. На них были смонтированы и испытаны первые пробные машины жизнеобеспечения подвижных стратегических ракетных комплексов (СРК) «Темп-2С» и «Пионер», размещенные во вместительных обитаемых кузовах-фургонах. К ним относились первая машина дежурной смены, охраны, обороны и караула 15Я55, первые средства бытового обеспечения, станция тропосферной связи и другие, которые вскоре были переставлены на шасси МАЗ-543М. Опытное шасси МАЗ-543В грузоподъемностью 19,6 т с одной левой кабиной. 1972 годsibnarkomat.livejournal.com