Фотографии арттягача "Коминтерн" |
Чертеж арттягача "Коминтерн": - общие проекции - компоновка тягача
Источники: Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии". (Бронеколлекция №3, 2002 г.) "Гусеничные тягачи Красной Армии" Ч.I. ("Военные машины" №74) М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.) |
bronetehnika.narod.ru
В 1930 году Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с головным КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: малый трактор РККА, средний трактор РККА и большой трактор РККА. Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии. Тем временем, еще с 1924 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна выпускал промышленные гусеничные тракторы Коммунар по образцу немецкого Ганомаг ВД-50. Кроме чисто мирных целей, они также состояли на вооружении Красной Армии, где их применяли для буксировки новых тяжелых артсистем, для которых уже не годилась конная тяга. Учитывая это, у последней модификации 3-90 мощность двигателя увеличили до 90 л.с. Скорость машины достигла 15 км/ч. Однако для уже устаревшей техники это был предел, да она и перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности и надежности. Им нужен был быстроходный средний гусеничный тягач для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов. В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д.М. Иванов и Д.Ф. Бобров) приступила к разработке такого арттягача Коминтерн, и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 (Борис Никонорович Воронков). Они развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, как и у Коммунара, не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. То есть новый трактор недалеко ушел от прототипа. Все эти недостатки, выявленные на полигонных испытаниях в 1932 году, устраняла бригада тракторно-конструкторского бюро (ТРК) во главе с Н.Г. Зубаревым (Воронков перешел на ХТЗ), куда дополнительно вошли А.Г. Гулита и В.П. Каплин. Они применили двигатель увеличенной мощности, специально созданный для Коминтерна, ходовую часть и подвеску от ранее выпускавшегося заводом маневренного танка Т-24, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арттягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад). Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером 1,84 кВт (2,5 л.с.) или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Он отличался выносливостью и надежностью, легко выдерживал межремонтные пробеги по 2 тыс. км даже в трудных армейских условиях. Карбюратор типа Солекс заводского изготовления, зажигание от магнето с пусковым ускорителем. Систему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 40. Приводы вспомогательных агрегатов шестеренные, без ременных передач и связанных с ними отказов. Главный фрикцион выполнили двухдисковым, с тормозком, облегчавшим переключения в 5-ступенчатой коробке передач с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у 3-ступенчатой КПП Коммунара). Это обеспечивало тягачу движение с ползучей скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кгс и максимальную, довольно высокую по тем временам скорость на шоссе. Коробка передач была связана с главной передачей карданным валом, не требующим точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза находились на малонагруженных продольных (ведомых) валах главной передачи, что позволило уменьшить ширину трансмиссии и гусеничного хода такая конструктивная схема больше советскими инженерами не применялась. | Цельносварная замкнутая рама состояла из двух продольных швеллеров, соединенных поперечинами, косынками и раскосами. В качестве заднего тягово-сцепного устройства применили удобный и надежный поворотный крюк с упругим буфером. Пружинная свечная, очень эластичная (ход 72 мм), подвеска опиралась на 4 попарно балансирные тележки. В сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками это позволило арттягачу ходить и по бездорожью с высокой средней скоростью. У облегченной гусеницы танкового типа имелись 50-мм грунтозацепы, которые обеспечивали хорошее сцепление с почвой и не повреждали асфальта. При езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства оказались недостаточными, поэтому на траках приходилось устанавливать одинарные и двойные дополнительные шпоры. Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗИС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака вместимостью 550 литров. На деревянной платформе (автомобильного типа) площадью 5,36 м² с тремя открывающимися бортами, съемным тентом и двумя поперечными сидениями могли поместиться 12 человек. Кроме того, размеры платформы позволяли перевозить боекомплект буксируемой артиллерийской системы. Для доступа к агрегатам и узлам трансмиссии и лебедки в настиле пола платформы предусмотрены люки, закрываемые сверху крышками. В передней части рамы машины имелись буксирные скобы, а в задней буксирный прибор с амортизатором в виде спиральной листовой буферной пружины. Конструкция обеспечивала поворот буксируемых систем вокруг продольной оси тягача в горизонтальной плоскости на угол 35. Электрооборудование 12-вольтовое, приборы освещения и сигнализация соответствовали стандартам, принятым в автомобильном транспорте. Лебедка с горизонтальным барабаном (тяговым усилием до 10 тыс. кгс) была связана через червячный редуктор и открытую пару шестерен с коробкой передач, при этом водитель мог управлять ею из кабины. Армейские испытания Коминтерна, прошедшие в августе ноябре 1937 года, показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам Коминтерн развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным. Правда, отметили большой расход топлива, трудоемкость обслуживания и малую поперечную устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести отсюда и недостаточная поворотливость (или наоборот излишняя путевая устойчивость). Были случаи соскакивания гусениц. Разумеется Коминтерн унаследовал некоторые недостатки Т-24, но часть из них была устранена, другие же, будучи неприемлемы для танка, оказались менее существенны для трактора. Он широко применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство Коминтерна было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача Ворошиловец. Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 Коминтернов, из них 1712 передали РККА. В армии они служили долго и успешно. Коминтерн по праву считался одним из лучших средних арттягачей 30-х годов, благодаря которому удалось заметно повысить тактическую и оперативную подвижность артиллерийских частей. Перед войной значительная часть машин находилась на Дальнем Востоке, много работало в промышленности. К 1945 году в действующей армии числились 568 Коминтернов, потери с 1 сентября 1942 года до конца войны составили всего 56 машин. К сожалению, до наших дней не дошел ни один тягач.
|
www.tehnikapobedy.ru
Год выпуска | 1933 год |
Всего произведено | 1798 |
Масса | 10,5 т |
Экипаж | 2 человека |
Габариты | |
Высота | 2,53 м |
Ширина | 2,3 м |
Длина | 5,76 м |
Ходовые характеристики | |
Двигатель | КИН |
Мощность | 131 л.с. |
Тип | дизельный |
Скорость | по дороге — 30 км/ч;по бездорожью — ? км/ч |
Запас хода | по дороге — 220 км;по бездорожью — ? км |
Давление на грунт | 0,49 кг/см2 |
В 1930 году, Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: «малый трактор РККА», «средний трактор РККА» и «большой трактор РККА». Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.
В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»).
В машине широко использовались элементы танка Т-24. Трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось серийное производство — в месяц выпускали по 25 — 30 машин.
Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди — двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).
Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором.
Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака.
Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе — ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений — она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным.
«Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов».
bdsa.ru
12:52 12 Сентября 2017
1515
Москва, 12 сентября. Ученый из Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт объявил «бредом» сообщения о создании китайского прототипа «нарушающего законы физики» двигателя EmDrive, который, по словам его создателей, способен производить тягу, не потребляя при этом горючего и не создавая направленного потока излучения. Создание такого двигателя невозможно в принципе, поясняет ученый, и сообщения об этом можно объяснить лишь желанием, чтобы произошло чудо.
«Я сразу скажу, что это бред. Без отброса масс невозможно развивать тягу. В одну сторону летят продукты сгорания в двигателе, а в другую летит ракета», — объяснил Эйсмонт.
По его словам, сообщения о создании двигателя напомнили ему про советский фантастический фильм «Кин-дза-дза!» где похожие на ведра — как и EmDrive — космические аппараты летают, нарушая все законы физики.
«Раньше вечный двигатель хотели изобрести, а сейчас пытаются создать двигатель, который не будет отбрасывать массы», — отметил ученый в беседе с RT.
Напомним, ранее «Газета.ru» сообщила, что по словам китайских ученых, им удалось создать действующий образец двигателя, использующего магнетрон и резонатор для создания небольшой тяги. Этот эффект необъясним с точки зрения современной физики.
Автор: Валентин Меликов
riafan.ru
Двигатель КИН был оригинальным, 4-цилиндровым, 4-тактным, жидкостного охлаждения, верхнеклапанным , нетребовательным к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с литроином и керосином), хорошо заводился даже в холодную погоду мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Двигатель отличался выносливостью и надежностью, легко выдерживал межремонтные пробеги по 2 тыс.км даже в трудных армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" , зажигание - от магенто с пусковым ускорителем. Cистему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 40 градусов. Приводы вспомогательных агрегатов - шестеренные, без ременных передач и связанных с ними отказов. Главный фрикцион выполнили двухдисковым, с тормозком, облегчавшим переключения в 5-ступенчатой коробке передач с силовым диапазоном 7,61. Это обеспечило тягачу движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тягоым усилием 6800 кГс и максимальную, довольно высокую по тем временам скорость на шоссе. Коробка передач была связана с главной передачей карданным валом, не требующим точной центровки агрегатов.
Бортовые фрикционы и тормоза находились на малонагруженных продольных (ведомых) валах главной передачи, что позволило уменьшить ширину трансмиссии и гусеничного хода - такая конструктивная схема больше советскими инженерами не применялась.
Пружинная свечная, очень эластичная (ход 72 мм), подвеска опиралась на 4 попарно балансирные тедежки. в сочетании с обрезиниными опорными и поддерживающими катками это позволило арттягачу ходить по бездорожью с достаточно высокой скоростью. У облегченной гусеницы танкового типа имелись 50-мм грунтозацепы, которые обеспечивали хорошее сцепление с почвой и не повреждали асфальта. при езде на слабых грунтах или обледенелых дорогах сцепные свойства оказывались недостаточными, поэтому на траках приходилось устанавливать одинарные и двойные дополнительные "шпоры". Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками позаимствовали у грузовика ЗИС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака (на последних сериях "Коминтерна их емкость достигала 550 л). На грузовой платформе площадью 5,36 кв.м. с откидными бортами и съемным тентом имелись два поперечных сиденья для артиллеристов и скамейка над бензобаками.
Лебедка с горизовтальным барабаном (тяговым усилием до 10000 кГс) была связана через червячный редуктор и открытую пару шестерен с коробкой передач, при этом водитель мог управлять ею из кабины.
Армейские испытания в августе-ноябре 1937 года показали, что несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной - она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и дажн 203 мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. Тягач оказался ремонтопригодным и надежным, проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Правда, отметили большой расход топлива, трудоемкость обслуживания и малую поперечную устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести - отсюда и недостаточная поворотливость (или наоборот - излишняя путевая устойчивость). Были случаи соскакивания гусениц. До 1940 года, когда появился более мощный арттягач "Ворошиловец", выпустили 1798 "коминтернов", из них 1712 передали РККА. В армии те служили успешно и считались одними из лучших тягачей 30-ых годов. перед войной значительная часть их находилась на Дальнем Востоке. К 1945 году в Действующей армии числслись 568 "коминтернов", причем потери с 1 сентября 1942 года составили 56 машин. До наших дней не дошла ни одна...
voinanet.ucoz.ru