Речь идет о «невозможном» двигателе EmDrive, для работы которого не требуется никакого топлива и который напрямую преобразует в кинетическую энергию электрическую энергию, вырабатываемую солнечными батареями, к примеру. Тяга создается этим двигателем при помощи потоков микроволнового излучения, которые направлены внутрь замкнутой камеры. Но некоторые из скептично настроенных ученых утверждают, что сообщения о работоспособности такого двигателя являются обманом, ведь принципы его работы идут вразрез с основными законами физики, в частности, с законом сохранения импульса движения.
Работы по созданию и исследованиям двигателя EmDrive ведутся в стенах лаборатории «Eagleworks», экспериментальной лаборатории в Космическом центре НАСА имени Джонсона, которая была создана для исследования альтернативных технологий получения тяги. В ноябре прошлого года представители лаборатории Eagleworks объявили о кардинальном обновлении конструкции создаваемого ими двигателя EmDrive. Все изменения были направлены на то, чтобы добиться устранения возникновения некоторых необъяснимых явлений, которые были обнаружены во время проведения предыдущих испытаний.
Но испытания обновленного двигателя, закончившиеся в марте этого года, выявили, что эти необъяснимые явления никуда не делись, дополнительная тяга как получалась ранее, так получается и в настоящее время. Тем не менее, все указывает на то, что «невозможный» двигатель EmDrive все же действительно работает и окончательную точку в этом вопросе может поставить только экспертная проверка, выполненная несколькими ведущими специалистами с мировым именем.
«Создавая двигатель второго поколения, мы уделили особое внимание «беспризорным» магнитным полям и встроили в конструкцию двигателя специальные подавители, которые уменьшили на порядок величины магнитные поля и производимые ими силы Лоренца. Кроме этого мы постарались уменьшить тепловое расширение всех элементов двигателя» — пишут представители лаборатории Eagleworks, — «Однако, аномальные и необъяснимые явления так и остались на своих местах».
В скором времени специалисты лаборатории Eagleworks планирую проведение следующей серии испытаний двигателя EmDrive. Только в отличие от предыдущих, в будущих испытаниях двигатель будет работать в режиме «форсажа», на максимально возможной мощности всех его силовых компонентов. Ученые надеются, что такой экстремальный режим позволит не только проверить полученные ранее результаты, но и выявить причины возникновения аномалий и устранить их путем модернизации существующего или изготовления двигателя очередного поколения.
Лишь после проведения расширенных испытаний и обработки всех собранных данных можно будет говорить об окончательном признании данной технологии работоспособной или неработоспособной. А столь важное для всего человечества решение должна принять группа ученых-экспертов, состав которой подбирается в настоящее время. «Существует множество абсурдных и невозможных идей, которые стали действительностью за последние годы, годы проведения интенсивных исследований» — пишут представители НАСА, — «Ворп-двигатель, двигатель EmDrive пока продолжают оставаться такими идеями, но наши специалисты прикладывают все усилия к тому, чтобы сделать их реальностью».
nowesti.ru
В 2001 году инженер Роджер Шойер (Roger Shawyer) продемонстрировал двигатель, который назвали EmDrive. Двигатель интересен тем, что само его существование противоречит нынешним научным познаниям, и на протяжении последующих 15 лет новые испытания такого двигателя каждый раз ставили в тупик лучшие умы человечества.
Принцип работы двигателя доподлинно неизвестен. Есть несколько теорий, но пока ни одна не была принята в качестве единственно верной. Суть в том, что сам факт того, что EmDrive работает, якобы нарушает закон сохранения импульса. По крайней мере, так считают многие учёные, хотя есть попытки объяснить принцип действия двигателя, согласно которым закон не нарушается.
Как бы там ни было, на днях в Сеть сначала утёк рабочий вариант отчёта учёных NASA, а затем полноценный отчёт был опубликован в известном журнале Journal of Propulsion and Power. Согласно этому отчёту, двигатель действительно работает. Учёные испытали его в вакууме (насколько он достижим на Земле) и зафиксировали тягу около 1,2 мН/кВт. Это, конечно, крайне малое значение, но те же солнечные паруса создают ещё меньшую тягу.
Причины возникновения тяги учёными найдены не были. Но они выдвинули свежее предположение, основанное на теории волны-пилота, представленной ещё в 1927 году.
Справедливости ради стоит отметить, что исследования были произведены учёными лаборатории NASA Eagleworks, которая является достаточно скромным «подразделением» управления.
Многочисленные противники существования EmDrive в основном объясняют полученные разными учёными результаты, как ошибку. Расставить точки над "i" должны испытания двигателя в космосе. При наличии финансирования, это может произойти уже в следующем году. Если работоспособность двигателя подтвердится и там, то мы станем свидетелями зарождения совершенно новой главы физики и, возможно, освоения Солнечной системы. Правда, объяснить принцип работы двигателя всё-таки не помешало бы. На самом деле существование EmDrive, если принять за данность его работоспособность, в очередной раз демонстрирует, что человечество ещё очень многого не знает об окружающем его мире и не стоит лишний раз кричать о невозможности чего-то только потому, что оно противоречит существующим познаниям в той или иной области.
www.ixbt.com
Термограмма EMDrive, полученная исследователями. Разогретый воздух от резонатора за счет конвекции создает дополнительную тягу.
Изображение M. Tajmar et al. 2015
Физики из Технического Университета Дрездена провели независимые тесты двигателя EMDrive в высоком вакууме. Это устройство, предположительно, способно развивать тягу без какого бы то ни было реактивного выброса. Авторы доложили о результатах испытаний на конференции по реактивному движению 51st AIAA/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference, краткое изложение экспериментов опубликовано в сборнике материалов конференции.
Инженеры использовали для создания EMDrive коммерчески доступный магнетрон из микроволновой печи с частотой электромагнитного излучения 2,44 гигагерца. Излучение передавалось на медный резонатор-волновод, в котором, в согласии с предположением изобретателя устройства, происходит образование стоячей волны, взаимодействующей с концевыми пластинками волновода. Реальный механизм возникновения тяги до сих пор неизвестен.
Главной целью испытаний было максимально нивелировать все возможные известные эффекты, которые могут формировать дополнительную тягу и не позволяют точно измерить собственную мощность двигателя. Так, например, оказалось, что большой вклад в наблюдаемую тягу вносит побочный эффект конвекции воздуха, нагретого волноводом. Его величина оказалась сопоставимой с расчетной мощностью тестового устройства (десятки микроньютонов). Кроме того, в экспериментах авторы использовали систему на постоянных магнитах для подавления вихревых токов в крутильных весах, которая также послужила причиной для возникновения дополнительной тяги.
Избавиться от этих эффектов удалось при проведении экспериментов в высоком вакууме, при давлениях в миллиард раз меньше атмосферного. Инженеры измеряли значения тяги, возникающие при различной ориентации «сопла» EMDrive. По данным экспериментов получается, что двигатель производит тягу примерно в 20 микроньютонов при мощности магнетрона 700 ватт.
Исследователи осторожно интерпретируют результаты, уточняя, что не все эффекты, оказывающие влияние на устройство, учтены. В частности, провода, по которым подводится питание магнетрона, являются источниками магнитного поля сами по себе. Кроме того, добротность резонатора в эксперименте была невелика — значение Q-фактора составило 50. В экспериментах NASA, проведенных в прошлом году добротность используемого магнетрона была на порядки выше. Также ученые указывают, что полученный результат не подтверждает и не опровергает работоспособность EMDrive.
По словам физиков, испытания устройства продолжатся, в будущем планируется значительно улучшить качество изоляции от электромагнитных полей. «В худшем случае, мы сможем научиться эффективно экранировать весы для измерения тяги от магнитных полей», завершают свою статью авторы.
Ранее информация о том, что NASA экспериментирует с EMDrive вызвала массу сообщений о «создании варп-двигателя», от которых агентство публично открестилось. Впервые концепция EMDrive была предложена в 2001 году Роджером Шойером, инженером, работавшим ранее на военно-промышленный комплекс и разработавшим ряд систем для программы «Галилео». Устройство встретило критику среди ученых, поскольку теоретическая основа его функционирования, приведенная Шойером, противоречит закону сохранения импульса. Тем не менее, выяснение причин возникновения тяги в EMDrive рассматривается авторами новой работы как интересная экспериментальная задача.
nplus1.ru