Американская частная компания Blue Origin представила первый рабочий образец ракетного двигателя BE-4 (Blue Engine 4) — замену российским РД-180. На подходе еще две силовые установки. Заказчик — ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing. Пару снимков нового агрегата глава компании Джефф Безос выложил в Twitter. О планах Blue Origin рассказывает «Лента.ру».
«BE-4: СЛЕДУЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АМЕРИКИ. Создаваемая Blue Origin силовая установка BE-4 в 2019 году положит конец американской зависимости от российских двигателей. Двигатель полностью оплачивается частным капиталом и максимально безопасен при запуске космических объектов государственной важности», — сообщает официальный сайт Blue Origin.
Похоже, что в компании Безоса не шутят. BE-4 сделает ненужными для американцев российские РД-180. Проект на сто процентов финансируется бизнесом — компаниями Blue Origin и ULA. На 2019 год намечен старт ракеты Vulcan (фактически Atlas VI — вместо действующих Atlas V и Delta IV) с новыми силовыми агрегатами. И, наконец, носитель будет сертифицирован для запуска военных спутников.
Безос считается пятым богатейшим человеком в мире (помимо членов королевских семей и глав отдельных государств). Его состояние оценивается в 71,8 миллиарда долларов. Главный актив выпускника Принстонского университета, инженера-электротехника Безоса — крупнейший (по обороту средств) интернет-магазин в мире Amazon. Также ему принадлежит издательский дом The Washington Post — одноименную газету, где бизнесмен недавно презентовал свой лунный план, можно считать рупором Blue Origin. «Америке пора вернуться на Луну и остаться там», — заявил на страницах газеты Безос.
Между тем свои планы широкой общественности компания, по крайней мере до последнего времени, предпочитала не раскрывать. Это отличает ее от ближайшего конкурента — SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Кроме того, у них разные источники финансирования, цели и основные партнеры.
00:02 — 6 января 2017
Основной доход SpaceX приносил контракт с НАСА на доставку астронавтов к Международной космической станции (2,6 миллиарда долларов). Помимо этого, есть инвестиции партнеров и контракты на запуск коммерческих спутников. Компания также планирует развивать космический туризм, в частности, отправить в 2018 году на Dragon V2 двоих клиентов вокруг Луны по траектории как у драматичной миссии Apollo 13. Конечной целью SpaceX объявлена колонизация Марса. Подробно о проекте межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System) Маск рассказал в сентябре 2016 года — «Лента.ру» об этом писала. На самом деле у главного конкурента SpaceX планы не менее грандиозны, хотя и не уводят далеко от Земли.
Сравнение ракет
Blue Origin и их партнер ULA не ладят со SpaceX. Причин взаимной неприязни предостаточно. Из-за Илона Маска Blue Origin не достался контракт на доставку астронавтов к МКС. Глава Space X не раз критически высказывался о возможности команды Безоса создать пилотируемый корабль. Между компаниями были споры за патенты на технологию посадки многоразовых ступеней на плавучую платформу. SpaceX перехватила у Blue Origin и доступ к легендарному стартовому комплексу LC-39 на территории космического центра Кеннеди (Флорида), откуда (площадка LC-39А) в феврале 2017 года была запущена ракета средне-тяжелого класса Falcon 9, а летом планируется старт сверхтяжелой Falcon Heavy. Именно с LC-39 в рамках программы Apollo запускались мощнейшие в мире ракеты Saturn V.
00:07 — 26 января 2017
У аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing компания Маска напрямую увела большие деньги. В 2014 году SpaceX оспорила в суде монополию ULA на военные пуски. Суд согласился с аргументами Маска, и в апреле 2016 года SpaceX заключила контракт стоимостью 82,7 миллиона долларов на запуск в 2018 году военного спутника GPS 3. Тогда же стало ясно, что при существующей ценовой политике преимущества ULA перед SpaceX совсем неочевидны. Так, стоимость вывода полезной нагрузки на Falcon 9 оценивается в 60 миллионов долларов, а на ракете Atlas V (на которой к тому же установлен РД-180 на первой ступени) — минимум 164 миллиона. Несмотря на различие в выводимой на орбиту массе, стоимость услуг у SpaceX оказывается более чем в два раза ниже, чем у ULA. Это вынудило Lockheed Martin и Boeing скорректировать цены.
00:05 — 28 февраля 2017
Конкуренция между SpaceX и Blue Origin обещает только усиливаться. Порой она принимает причудливые формы. Например, было весьма странно, когда The Washington Post, ссылаясь на собственные источники в SpaceX, намекнула, что в компании Маска подозревают ULA в причастности к взрыву Falcon 9 с коммерческим спутником, произошедшим 1 сентября 2016 года. Издание сообщало, что Маск обнаружил странную активность на здании ULA, расположенном рядом со стартовой площадкой, и попросил осмотреть его. Естественно, по словам The Washington Post, глава SpaсeX получил отказ. Сам Маск, между тем, высказывался лишь о странных тени и пятне на крыше одного из зданий ULA. Можно только гадать, свидетельствует ли это о параноидальной осторожности Маска или Безос, владелец крупнейшей газеты Вашингтона, не упустил возможности выставить главу SpaceX идиотом.
В отличие от SpaceX, Blue Origin не планирует в 2020 году лететь на Марс. Все, чего хочет компания сегодня, — это хорошо заработать и втянуть в свой бизнес как можно больше игроков. Безос полагает разумным вкладываться в космический туризм (система New Shepard и тяжелая ракета New Glenn), вывод коммерческих спутников (New Glenn и, в более далекой перспективе, сверхтяжелая New Armstrong), а также в доставку грузов на Луну (при помощи New Glenn и, вероятно, New Armstrong). Носители Blue Origin названы в честь главных космических героев США: Алана Шепарда (5 мая 1961 совершил суборбитальный полет), Джона Гленна (20 февраля 1962 года три раза облетел Землю) и Нила Армстронга (20 июля 1969 года первым среди землян ступил на Луну).
Для всех носителей Blue Origin уже используются или предполагается использование жидкостных ракетных двигателей семейства BE собственной разработки. Компании Безоса есть чем гордиться. Многоразовая система Blue Origin, состоящая из одноименных ракеты и капсулы, пять раз подряд успешно совершала суборбитальный полет (на высоту около ста километров), а капсула (на парашюте) и ракета (на двигателе BE-3) благополучно совершали мягкую посадку.
00:57 — 25 июля 2015
В середине прошлого года Blue Origin приступила к возведению на территории Космического центра Кеннеди в штате Флорида (США) завода по производству ракет. Площадь стройки превышает 44 тысячи квадратных метров. На заводе, как ожидается, будет трудиться около 300 человек со средней зарплатой 89 тысяч долларов в год. Объем инвестиций Blue Origin в инфраструктуру завода и космодрома составит 200 миллионов долларов. Проект нашел поддержку у властей Флориды. Завершение работ планируется в конце 2017-го — начале 2018 года.
Кроме системы New Shepard, на заводе будет производиться тяжелая ракета New Glenn, а в перспективе — и сверхтяжелая New Armstrong, в двух комплектациях — с двумя или тремя ступенями. Первая ступень New Glenn предполагает многоразовое использование. Диаметр носителя составит семь метров, высота — 82-95 метров. На первой ступени предполагается установить семь агрегатов ВЕ-4, на второй — один ВЕ-4, на третьей — один BE-3U (оптимизированный для работы в вакууме BE-3). На геопереходную орбиту носитель сможет доставлять до 13 тонн полезной нагрузки. Пуски будут осуществляться со стартового комплекса LC-36 базы ВВС США на мысе Канаверал, бездействующего с 2012 года. Первый старт New Glenn намечен на 2020 год. На пуск в 2021 году уже есть первый клиент — оператор спутниковой связи Eutelsat.
Агрегат BE-3 — первый жидкостный ракетный двигатель на водородном топливе, разработанный в США за последние десять лет. ULA рассматривает его в качестве одного из кандидатов на двигатель верхней (второй) ступени ракеты Vulcan. На первой ступени носителя Lockheed Martin и Boeing видят пару двигателей BE четвертого поколения.
00:03 — 30 мая 2016
Конкурент Blue Origin, компания Aerojet Rocketdyne, для носителя ULA предложила свою альтернативу — агрегат AR1. Но совершенно ясно, что Lockheed Martin и Boeing откажутся от него из-за слишком долгой и дорогой разработки. По этим критериям среди национальных компаний у Blue Origin конкурентов нет — Безос вливает в свою компанию достаточно собственных денег, чтобы снять все вопросы. Для разработки BE-3 и BE-4 он привлек лучших американских специалистов по жидкостным ракетным двигателям. Их опытно-конструкторские изыскания ограничивались не финансовыми, а только временными факторами. Приоритет BE-4 в качестве замены РД-180 уже отметил глава ULA Тони Бруно.
В Blue Origin признают, что изготавливаемый химкинским «Энергомашем» РД-180 «работает на максимуме производительности». Тем не менее два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan, в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V. Кроме того, расчеты показывают, что BE-4 по сравнению с РД-180 за 20 лет эксплуатации сэкономит на военных пусках около трех миллиардов долларов.
Огневые испытания BE четвертого поколения намечены на 2017 год, первый полет носителя с ними — на 2019 год. Возможно, дедлайн сдвинется вправо, но не сильно. Blue Origin лучше, чем та же SpaceX, выдерживает сроки, а альтернатива от Aerojet Rocketdyne отодвинула бы первый полет Vulcan еще дальше. В Blue Origin отмечают, что агрегат BE-4 представляет собой компромиссное решение для ULA, поскольку позволяет в короткий срок и с минимальным ущербом для качества «быстро покончить с американской зависимостью от двигателя РД-180 российского производства».
lenta.ru
👁 638
Частная американская аэрокосмическая компания Blue Origin завершила сборку нового ракетного двигателя BE-4 – основной системы, которая будет использоваться для орбитальных запусков в новой ракете-носителе. Событие для самой компании, нужно сказать, очень значимое, так как разработка двигателя велась еще с 2011 года. Джефф Безос, исполнительный директор Blue Origin, поделился сегодня несколькими фотографиями полностью собранного и готового к установке двигателя. При этом добавив, что в общей сложности было собрано три аналогичных экземпляра BE-4.
На одной из фотографий видно, как на сопло двигателя надет чехол, что может говорить о том, что его собираются куда-то транспортировать. Куда именно его собираются перевозить, Безос не уточнил, но, вероятнее всего, речь идет о тестовом полигоне компании, располагающемся в Западном Техасе. Здесь находятся все испытываемые компанией ракеты-носители. Кроме того, здесь же производились испытательный запуск и посадка «New Shepard» – многоразовой ракеты-носителя, которую компания планирует использовать для космического туризма.
1st BE-4 engine fully assembled. 2nd and 3rd following close behind. #GradatimFerociter pic.twitter.com/duE4Tnzvkx
— Jeff Bezos (@JeffBezos) 6 марта 2017 г.
В новой ракете, получившей название «New Glenn», будет использоваться сразу 7 двигателей BE-4. Как и «New Shepard», «New Glenn» будет многоразовой ракетой-носителем, способной после доставки полезных грузов на орбиту осуществлять посадку обратно на землю (аналогично ракете-носителю «Falcon 9» от компании SpaceX). Однако важным отличием «New Glenn» от той же «New Shepard» является то, что она будет тяжелой ракетой-носителем, обладающей достаточной мощностью для вывода очень тяжелых грузов, а также большего количества человек на орбиту.
Here’s one more shot of BE-4 in its transport cradle. pic.twitter.com/T2HdZ3UtQZ
— Jeff Bezos (@JeffBezos) 6 марта 2017 г.
Диаметр ракеты будет составлять 7 метров, а высота варьироваться от 82 до 95 метров. Все будет зависеть от того, какую из двух версий ракеты-носителя нужно будет использовать в том или ином случае. Одна версия будет иметь только одну дополнительную ступень, которая будет отделяться от остальной части ракеты и вместе с грузом выводиться на орбиту. Данная ступень будет работать на базе только одного двигателя BE-4. Другая версия ракеты «New Glenn» будет оснащена двумя дополнительными ступенями. Одна из ступеней будет работать на базе BE-4, другая – оснащаться двигателем BE-3, являющимся его уменьшенной версией, которая сейчас используется на ракете-носителе «New Shepard»
Размеры «New Glenn» будут огромными, особенно на фоне других ракет-носителей. По размерам ракета Безоса будет превосходить и ракеты SpaceX, и в том числе ракеты-носители United Launch Alliance. Правда пока это все лишь в мечтах, так как «New Glenn» существует пока лишь на бумаге. Сборка ракеты-носителя будет осуществляться на одном из производственных заводов Blue Origin, строительство которого сейчас ведется на мысе Канаверал во Флориде. Безос обещает, что запуск «New Glenn» произойдет до конца этого десятилетия.
Однако не только «New Glenn» может получить двигатели BE-4 в будущем. Предприятие United Launch Alliance (ULA) также рассматривает возможность использования этих систем в своей новой строящейся ракете «Vulcan». Она придет на замену ракете-носителю «Атлас-5», споры о которой ведутся последние несколько лет. Правительству США не нравится, что в ней используются российские ракетные двигатели РД-180. После небезызвестных событий в Украине Конгресс США подписал указ, запрещающий использовать российские ракетные двигатели для запусков американских военных спутников.
Учитывая, что ULA последнее десятилетие является основным поставщиком космических запусков для американских военных, компании пришлось пойти на уступки и начать поиск замены российским двигателям РД-180. В конце концов было принято решение по созданию полностью новой ракеты, которая будет использовать совершенно новый тип двигателей, разработкой которых занимается компания Blue Origin.
В ULA надеются, что первый запуск ракеты-носителя «Vulcan» можно будет осуществить не позже 2019 года. Основной целью этого запуска будет проверка ракеты, работающей на базе двух двигателей BE-4. Однако если по какой-то причине этот план окажется неудачным, то у ULA есть запасной вариант в виде нового двигателя AR1, разработанного компанией Aerojet Rocketdyne. Но на данный момент исполнительный директор ULA Тори Бруно, кажется, весьма доволен успехами и прогрессом компании Blue Origin.По материалам Hi-news
aboutspacejornal.net
Частная аэрокосмическая компания Blue Origin провела первые огневые испытания нового ракетного двигателя BE-4. На официальной странице Blue Origin в Twitter опубликовано видео процесса тестирования, проходившего на заводе в Техасе. Этот тест представляет собой важную фазу цикла разработки двигателя.
Двигатель BE-4 компания Blue Origin разрабатывала целых шесть лет – первый экземпляр инженеры собрали в марте. Двигатель BE-4 предназначен для ракеты-носителя New Glenn, которую компания основателя интернет-гиганта Amazon Джефа Безоса намерена использовать для организации туристических полетов в космос. Ракета эта, к слову, проектируется многоразовой. Как мы уже писали ранее, первых туристов Blue Origin может отправить в космос уже в следующем году. В начале этого года компания показывала, как будет выглядеть полет тяжелой ракеты New Glenn с посадкой на плавучую платформу.
Ракета New Glenn будет существовать в вариантах с двумя и тремя ступенями. Многоразовая первая ступень ракеты будет иметь семь двигателей BE-4. Вместе они смогут создавать тягу в 1,8 тс на старте, благодаря чему New Glenn сможет доставлять на низкую опорную орбиту (НОО) до 45 т полезного груза. Первый запуск этой ракеты Blue Origin планируется произвести до 2020 года с мыса Канаверал. Само собой, без рабочих двигателей BE-4 эта цель недостижима, так что нынешний успех – большая победа для компании.
First hotfire of our BE-4 engine is a success #GradatimFerociter pic.twitter.com/xuotdzfDjF
— Blue Origin (@blueorigin) October 19, 2017
Также Blue Origin намерена продавать BE-4 сторонним компаниям. В частности, ожидается, что разрабатываемая сейчас компанией United Launch Alliance (ULA) – совместное предприятие американских аэрокосмических и оборонных гигантов Boeing и Lockheed Martin – ракета Vulcan, как ожидается, будет использовать двигатели BE-4. Напомним, Vulcan разрабатывается на замену Atlas V, в которой используются российские двигатели РД-180. Справедливости ради отметим, что вопрос с применением BE-4 в Vulcan пока окончательно не решен. Blue Origin является достаточной молодой компанией (она была основана в 2000 году). И с одной стороны, ULA всегда поддерживала партнерские отношения с компанией Безоса, но с другой – есть более опытный партнер Aerojet Rocketdyne. Именно эта компания отвечала за поставку основных двигателей для Space Shuttle и сейчас разрабатывает двигатель AR-1, который в конечном итоге может найти применение в Vulcan. К тому же, Aerojet очень сильно хочет, чтобы именно ее двигатель использовался в ракете Vulcan, используя для этого все возможные рычаги влияния. Впрочем, ULA ранее ясно дала понять, что в приоритете двигатель BE-4, несмотря на давление чиновников выбрать более опытного поставщика.
ULA рассчитывает приступить к первым запускам Vulcan в 2019 году. К тому времени должны быть готовы оба двигателя-претендента – и BE-4 и AR-1. Вероятнее всего, AR-1 является запасным вариантом на случай если у Blue Origin возникнут сложности с разработкой BE-4.
13 мая 2017 года Blue Origin потеряла один двигатель в результате инцидента во время испытаний, но, похоже, с тех пор компания успела оправиться. И потенциальный клиент кажется вполне доволен нынешними результатами Blue Origin. К тому же, с финансовым обеспечение у Blue Origin тоже все очень хорошо, так что у Безоса должно все получиться.
Congratulations to the entire Blue Origin team on the successful hotfire of a full-scale BE-4 engine! https://t.co/p0haqzfbYn
— ULA (@ulalaunch) October 19, 2017
Источник: The Verge
itc.ua
13:5419.04.2018
(обновлено: 16:09 19.04.2018)
16541868223
В США представили ракетный двигатель BE-4 в качестве конкурента российского РД-180. В эфире радио Sputnik военный эксперт Алексей Леонков поделился мнением о том, нашли ли американцы решение, к которому стремятся.
Американская компания Blue Origin представила ракетный двигатель BE-4 в ходе космического симпозиума в Колорадо-Спрингс (США). Фотографии устройства в Twitter опубликовал журналист Джефф Фауст.
США планируют использовать двигатель BE-4 на ракете-носителе Vulcan, которая разрабатывается в качестве замены Atlas V с российскими РД-180. В перспективе BE-4 будут устанавливать и на новые ракеты-носители тяжелого класса New Glenn разработки Blue Origin.
Как с луны свалился. Вице-президента США потянуло на небесаВ 1997 году Россия и США заключили соглашение о поставках 101 двигателя РД-180. Впоследствии американский конгресс ввел запрет на их использование после 2019 года, однако затем отменил этот запрет. Сразу после этого консорциум ULA по просьбе Пентагона заказал у НПО "Энергомаш" дополнительно 20 РД-180.В эфире радио Sputnik коммерческий директор журнала "Арсенал Отечества", военный эксперт Алексей Леонков высказал мнение, что пока у американцев нет серьезного аналога российского двигателя.
"Двигатель, который демонстрирует Blue Origin, не в первый раз пытаются запустить. Попытки испытаний, особенно последние, были не очень удачными — двигатель не вышел на заданные параметры по "гонке" (это когда двигатель прогоняют и делают мини-карту его работы). На одном из этапов произошел срыв пламени, двигатель был остановлен, американцы его отправили на доработку. И что будет в следующий раз — непонятно. Но американцы упорно будут искать конкурента РД-180, потому что благодаря этим двигателям у них летает ракета Atlas V. Что касается судьбы РД-180, то это двигатель универсальный, на нем и французы могут запускать свои ракеты, и у нас есть достаточно широкая космическая программа, которая планируется к реализации. Поэтому и РД-180, и "Энергомаш" найдут свою ячейку", — сказал Алексей Леонков.
У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.
Сказано в эфиреria.ru
Американская Blue Origin провела первые огневые испытания ракетного двигателя BE-4. Тестирование агрегата, считающегося заменой российского РД-180, прошло успешно. Видео испытаний глава компании Джефф Безос выложил в Twitter.
«Огромное достижение команды Blue Origin, очень важный шаг!» — написал предприниматель.
С успешными испытаниями BlueOrigin поздравил альянс ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, производитель носителя Atlas 5, на первую ступень которого устанавливается РД-180.
ВE-4 планируется устанавливать на ракету Vulcan — замену носителя Atlas 5, разрабатываемую также ULA. Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas 5. В отличие от РД-180, работающего на керосине, BE-4 использует метан. BlueOrigin также планирует устанавливать BE-4 на собственную ракету New Glenn.
00:07 — 17 мая 2017
00:07 — 9 марта 2017
Первый собранный ВE-4 был представлен в марте 2017 года, испытания его топливной системы в мае закончились взрывом стенда. Массовое производство ВE-4 разворачивается в штате Алабама.
Также над заменой РД-180 работает Aerojet Rocketdyne. В отличие от BE-4, двигатель AR1 пригоден для установки на действующую ракету Atlas 5. Компания пока не представила рабочий образец агрегата, однако в начале мая провела огневые испытания предкамеры AR1.
По информации издания Space News, в комитете палаты представителей США по вооруженным силам признали, что Blue Origin по времени опережает Aerojet Rocketdyne в создании замены РД-180.
lenta.ru
Кипение страстей, по крайней мере, в СМИ, по поводу РД-180 понемногу пошло на убыль. Широкая публика уже устала читать и слышать о необходимости скорейшей замены российского двигателя американской альтернативой с целью исключить зависимость США в области национальной безопасности от РФ.
К тому же, в Соединенных Штатах есть двухгодичный запас российских двигателей, а военно-воздушные силы и компания «Объединенный пусковой альянс» (ULA), эксплуатирующая ракеты-носители «Дельта-4» и «Атлас-5» (последний как раз и использует РД-180), уже обратились с просьбой к Конгрессу смягчить жесткое требование, выдвинутое законодателями: «После 2019 года — никаких РД-180! Американские ракеты, выводящие в космос полезные нагрузки в интересах национальной безопасности, будут летать только на американских двигателях».
«Наш двигатель вероятнее всего будет готов к 2019 году, и вполне вероятно, что совершит к этому времени успешный полет, — говорят Конгрессу ULA и ВВС. — Но ведь слетать один раз и быть сертифицированным для регулярной эксплуатации — не одно и то же. Поэтому, неплохо, чтоб у нас была возможность закупить партию РД-180 для использования и после 2019 года».
Палата депутатов в принципе готова рассмотреть этот вариант и даже заложила средства на такого рода покупку в проект бюджета на 2016 год. Однако, сенатский комитет по вооруженным силам проявляет непреклонность: 2019 — крайний срок! Тем более, что Россия дала понять: если она и будет дальше поставлять в США РД-180, то только для применения на тех ракетах-носителях «Атлас-5», которые будут выводить в космос исключительно гражданские полезные нагрузки.
Чья позиция возьмет верх — Палаты депутатов или Сената, сказать пока сложно, но при любом варианте на горизонте уже ясно обозначились контуры того американского двигателя, которому предстоит заменить российское «сердце» носителя «Атлас-5».
Вырвавшийся в лидеры из «группы преследования»
Многим из нас, кто смотрит легкоатлетические соревнования, нередко приходилось наблюдать такую картину: впереди бегут несколько человек, а за ними основная группа спортсменов. И вдруг, к концу дистанции из этой группы вырывается бегун, который не только догоняет лидеров, но и обходит их.
Вот такая аллегория приходит на ум, когда думаешь о частной аэрокосмической компании Blue Origin и ее основателе (а по совместительству — одном из «отцов» системы Интернет-торговли Amazon и владельце газеты «Вашингтон пост») Джеффри Безосе.
Blue Origin, так же, как и ее «коллеги» — SpaceX, «Orbital АТК», «Сьерра Невада» и «Боинг» откликнулась на призыв НАСА поучаствовать в освоении околоземного пространства. Прaвда, планы у нее были куда менее амбициозные, чем у других компаний. Если те боролись за миллиардные контракты НАСА на разработку и производство носителей и космических кораблей, то Blue Origin получила от агентства лишь около 4 миллионов долларов на проведение наземных испытаний двух инновационных конструкций.
Первая — это спасательная система для астронавтов, а вторая — композитная кабина корабля. Что же касается пилотируемой техники, то Blue Origin довольствовалась разработкой суборбитального корабля для космического туризма, названного « New Shepard» в честь первого американского астронавта Алана Шепарда. Есть, впрочем, и планы создать корабль для орбитальных полетов, но пока работы по нему не вышли из стадии предварительного проектирования.
Таким образом, все, что делала эта компания на фоне, например, SpaceX, «Боинг» или «Сьерра Невада» вполне попадало в категорию «ничего особенного». «То, что для Маска (главы SpaceX) бизнес, для Безоса — хобби», — сказал в интервью газете «Вашингтон пост» Маршалл Каплан, преподаватель аэрокосмических дисциплин в университете штата Мэриленд.
Но, как оказалось, за ширмой этого «ничего особенного» шла деятельность, которая, по своей серьезности, намного выходила за рамки хобби, и которая вывела Blue Origin в лидеры в области обеспечения американской независимости в космосе, по крайней мере в сфере пусковых услуг.
ВЕ-4 — «явление героя»
Как оказалось, главное, на чем сосредоточилась Blue Origin — это разработка и производство ракетных двигателей. Первый из них — ВЕ-3 (Blue Engine — 3), сравнительно маломощный, созданный для «Нью Шепарда», развивает тягу 490 килоньютонов (кН). Хотя при этом он может дросселироваться (менять тягу) в очень широком диапазоне и в перспективе использоваться для верхних ступеней носителей, разрабатываемых Blue Origin для орбитальных полетов.
Но истинный «герой» — это ВЕ-4. Его тяга достигает 2 400 кН, что вполне позволяет использовать его на современных носителях среднего и даже тяжелого класса. Правда, для этого потребуется установить 2-3 двигателя ВЕ-4 на первую ступень. Но это — вопрос техники.
Компания ULA, которая объединила свои усилия с Blue Origin по созданию альтернативы РД-180, считает, что в настоящее время ВЕ-4 является наиболее зрелым американским двигателем, способным заменить российское «сердце» «Атласа-5». Кстати, это одна из причин, по которым создание ВЕ-4 шло несколько медленнее, чем «Мерлина», который выталкивает на орбиту ракету-носитель «Фалькон-9» компании SpaceX. Blue Origin потратила больше времени на совершенствование ВЕ-4, чем SpaceX — своего «Мерлина».
Одной из главных изюминок ВЕ-4 является топливо, которое он использует. В отличие от традиционного «коктейля» из кислорода-водорода, или кислорода-керосина, ВЕ-4 работает на кислороде-метане. Кроме того, у него только один турбонасосный агрегат (это, как бензонасос в автомобиле), а не два, как у большинства двигателей. По мнению специалистов, это повысит эффективность работы ВЕ-4.
А что дает кислородно-метановая смесь? Некоторое увеличение мощности двигателя, но не только. Сжиженный метан легче хранить, чем сжиженный водород. Если температура кипения первого составляет минус 163 градуса, то второго — минус 253 градуса по Цельсию. Это означает, что для сохранения метана в жидком состоянии может хватить пассивного охлаждения с помощью термоизоляции, в то время, как для водорода почти всегда необходимо активное охлаждение с помощью холодильных установок. Кроме того, метан более плотный, чем водород, а значит для него потребуются топливные баки меньшего размера.
Хорошо, это что касается преимущества кислородно-метанового перед кислородно-водородным двигателем. А какие «плюсы» у ВЕ-4 будут по сравнению с кислородно-керосиновым двигателем, как, например, РД-180? Главный из них — это заметно большая многоразовость использования. Когда одним из компонентов топлива является керосин, то на стенках камер сгорания всегда образуется нагар, который разрушает металл. А после использования метана стенки будут чистыми и, как следствие, более «долгоживущими».
Ну и на «десерт» — кислородно-метановые двигатели являются наиболее подходящими для полета к Марсу ЖРД (жидкостными ракетными двигателями), в том числе и потому, что их можно заправить топливом, изготовленном на Красной планете. Углекислый газ, которым изобилует марсианская атмосфера, может, с использованием марсианского льда или воды, относительно легко быть превращен в метан. Именно поэтому SpaceX в настоящее время работает над созданием мощного кислородно-метанового двигателя «Раптор» для нижних и верхних ступеней своего перспективного сверхтяжелого носителя, предназначенного для марсианских экспедиций.
От ВЕ-4 к «Вулкану» и «тайны мадридского двора»
Но амбиции Blue Origin простираются за пределы создания замены для РД-180. В перспективе ВЕ-4 должен стать главным двигателем новой ракеты «Вулкан», которая должна заменить «Атлас-5″. ULA и Blue Origin уже сформировали альянс по созданию нового носителя. По планам, первый «Вулкан» должен отправиться в космос в 2019 году. Для этого ВЕ-4 должен совершить, как минимум один испытательный полет уже в 2017 году.
Итак, да здравствует ВЕ-4? Не спешите, есть тут одна интрига. Во-первых, имеется еще, как минимум одна американская компания, которая желает предложить замену для РД-180. Это АТК (Alliant Techsystems Inc.). В начале нынешнего года она слилась с компанией «Orbital», но еще до этого Кент Роммингер, вице-президент АТК по развитию бизнеса заявил в интервью «Вашингтон пост», что в течение трех лет они создадут альтернативу РД-180 и по цене меньшей, чем российский двигатель. Теперь эта альтернатива находится в руках « Orbital АТК».
А во-вторых, американская компания Aerojet Rocketdyne (AJR) изъявила желание купить ULA за 2 миллиарда долларов. Если сделка состоится, то AJR наверняка постарается установить на «Атлас-5″, а впоследствии и на «Вулкан» свое «дитя» — кислородно-керосиновый двигатель. И тогда — прощай ВЕ-4.
Но и у того и у другого двигателя, по мнению Каплана, есть одно неоспоримое преимущество — они дешевле по сравнению с теми ЖРД, которые традиционно разрабатывались в рамках государственных контрактов и под строгим государственным контролем. Частные компании имели возможность сами выбирать наиболее эффективные методы разработки и испытаний своей техники, что удешевило данные работы.
Однако, вне зависимости от того, какой двигатель в конечном итоге придет на смену РД-180, ясно одно — американская аэрокосмическая индустрия атакует широким фронтом зависимость США от России в космосе, ставя при этом цель не только покончить с этой зависимостью, но и создать космическую технику на основе самых современных научно-технических достижений.
inosmi.ru
В то время, как на рынок коммерческих ракетных пусков ворвалась SpaceX, другой частный игрок ведет активную и успешную компанию за получение правительственных контрактов на ракетный двигатель, который должен заменить импортный для США — РД-180 производства Российской Федерации (ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»).
Среди американски частных компаний, желающих получить контракт на поставку данного двигателя, выявился явный лидер, а именно — Blue Origin.
Blue Origin на протяжении несколько лет, вместе с другими частными компаниями стремиться в космос. Компания успешно работает над своей ракетой New Shepard, на смену которой планируется ракета тяжелого класса — New Glenn. Ракета New Glenn требует более мощного двигателя. И именно необходимость создания такого двигателя, в совокупности с коммерческой возможностью заработка в случаи успешного создания подобного двигателя. привело Blue Origin к разработке BE-4.
20 октября 2017 года прошли огневые испытания BE-4. Проведения подобного испытания уже говорит о практически готовом двигатели.
Ракетный двигатель BE-4 от Blue OriginС этим успехом, компанию Blue Origin поздравила компания United Launch Alliance (разработчик и оператор ракет Delta, Atlas), которая является одним из основный возможных потребителей подобных двигателей. Именно на ракетоносителях это космического оператора используется импортный двигатель РД-180.
Blue Engine (BE-4) — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла, двигатель с жидким кислородом и жидким метаном в качестве окислителя и топлива с тягой до 2400 кН.
Первый космический запуск планируется не ранее 2019 года в качестве двигателя ракетоносителя Vulcan от ULA, а в 2020 на ракетоносителе собственного производства New Glenn.
Опубликовано:21.10.2017Janbergjanberg.by