«Аргусово око»
Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия),фото из архива автора
На заре автомобилестроения имена древних богинь и богов, равно как и персонажи из мифов и легенд разных народов мира, нередко вдохновляли конструкторов и предпринимателей. Звучные имена в великом множестве перекочевали на радиаторы автомобилей – Apollo, Minerva, Hercules, Orion, Mercury, Goliath, Fafnir, Loreley, Hermes, Atlas, Ikarus... Похожая история у немецкой марки Argus…
Миф об Аргусе сложили древние греки. Глава богов-олимпийцев Зевс влюбился в дочь аргосского царя Ио. Ревнивая Гера, супруга Зевса, превратила Ио в корову и приставила к ней сторожем чудовище по имени Аргус, у которого было сто глаз, а грива и хвост вились из множества змей. Чудовище оказалось идеальным сторожем: у него спали попеременно только два глаза, а остальные наблюдали за Ио. Но лукавый и предприимчивый вестник богов Гермес помог Зевсу – убил Аргуса и освободил Ио. Этот сюжет описали в своих трудах и грек Аполлодор Афинский («Библиотека»), и римский поэт Овидий («Метаморфозы»). А впервые имя Аргус в нарицательном качестве всевидящего стража использовал древнегреческий драматург Эсхил. Отсюда и пошло выражение «Аргусово око» – надзор со стороны бодрого, неусыпного, бдительного стража, от которого никто и ничто не скроется.
Но это всё мифология. Нас же интересуют забытые ныне автомобили Argus, «смотревшие» когда-то на мир «всевидящим оком» со своей эмблемы. Тем более что к ним «приложил руку» наш знаменитый соотечественник, конструктор автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой).
Выходцы из Эльзаса братья Эмиль и Анри Жаннен основали в 1901 году в Берлине торговую фирму Internationale Automobil-Centrale Jeannin & Co. по продаже немецких автомобилей Daimler, а также французских Panhard et Levassor, Mors, De Dion-Bouton и Darracq. С 1902 года на новом заводе в пригороде Берлина Рейникендорфе началось производство автомобилей и двигателей марки Argus по лицензии общества Panhard et Levassor. А в 1904 году, добавив в программу стационарные и судовые моторы, фирма получила новое название Argus Motoren-Gesellschaft Jeannin & Co. В Англии автомобили Argus продавались под маркой Beauford. Автомобильные двигатели Argus нашли применение во многих странах мира, а грузовики этой марки послужили образцом для известных ныне шведских грузовых автомобилей Scania. В 1906 году братья Жаннен покинули предприятие. 7 ноября 1906 года оно было реорганизовано, и под руководством нового председателя компании Франка Ратьенса и с новым названием Argus Motoren-Gesellschaft mbH до 1910 года продолжало выпуск автомобилей и двигателей, разработанных главным образом проживающим в Германии русским инженером Борисом Григорьевичем Луцким. В производственную программу реорганизованной фирмы входили автобусные шасси и грузовые автомобили грузоподъёмностью от 0,75 до 5 т, оснащённые 4-цилиндровыми двигателями мощностью 20, 24 и 40 л.с. В 1907 году был изготовлен один грузовик с 6-цилиндровым мотором 70 л.с. – первый 6-цилиндровый грузовой автомобиль в мире. В 1908 году лицензию на производство 4- и 6-цилиндровых автомобильных и авиационных двигателей системы Луцкого, разработанных для фирмы Argus, приобрело известное предприятие Stoewer в Штеттине. В том же году фирма Dürkopp из Билефельда присоединила к себе берлинскую фабрику BMF и организовала в Берлине выпуск городских автобусов с двигателями Argus.
С 1910 года завод Argus освоил серийное производство и авиационных моторов, продолжая работать в сфере моторостроения до 1945 года. Авиадвигатели Argus были известны и в России, например, ими оснащались аэросани московской фирмы «Дукс» конструкции Ю.А. Меллера и аэропланы, в том числе знаменитый 4-моторный «Русский витязь» конструкции И.И. Сикорского.
Во время Первой мировой войны фирма Argus изготовляла авиационные и судовые двигатели, причём германское военное командование подключило к их производству и крупный завод Opel. С 1916 года руководителем предприятия стал Мориц Штраус, а главным конструктором – швейцарский инженер Арнольд Цоллер. Завод Argus был переименован в National Flugzeug GmbH и освоил выпуск компрессоров. Версальским мирным договором 1919 года был наложен запрет на производство авиационных моторов в Германии. С 1920 года Argus изготовляет исключительно двигатели для автомобилей, мотоциклов и мопедов. В апреле 1921 года Мориц Штраус, ставший годом ранее главным акционером известной фирмы Horch в Цвикау, объединил разработки двигателей Argus и Horch в одном конструкторском бюро – с этого времени инженеры из Берлина конструируют моторы для автомобилей Horch. В 1929 году фирма Argus Motoren Gesellschaft mbH перешла под полный контроль завода August Horch Automobilwerke GmbH. Впрочем, с 1932 года оба завода, а также автомобильные фирмы Audi, DKW и Wanderer вошли в состав концерна Auto Union AG. С 1926 года на заводе Argus возобновилось изготовление авиационных двигателей. История фирмы заканчивается в 1945 году. После поражения Германии во Второй мировой войне оставшееся после массивных бомбовых налётов американской и английской авиации оборудование было демонтировано и вывезено в СССР. В конце 40-х годов на месте разрушенного завода была основана фирма Argus GmbH, производящая по сей день различное гидравлическое оборудование. На территории завода был открыт Немецкий музей техники (Deutsches Technikmuseum Berlin).
Покинув фирму Argus, братья Жаннен в 1906 году учредили новое предприятие SUN-Motorengesellschaft E. Jeannin & Co., Berlin. Любопытно, что марка автомобилей SUN, названных в честь древней китайской императорской династии Сун (Сунь), впервые появилась в 1904 году, когда под этим названием компания Argus построила большой и шикарный автомобиль по заказу китайского императора. Жизнь нового предприятия оказалась короткой. Всего было изготовлено около 200 легковых и грузовых автомобилей и автобусных шасси, оснащённых двигателями Argus. В конце 1908 года фирма была ликвидирована. Тем не менее машины SUN нашли своих покупателей не только в Германии, но и в России, Англии и Испании. В 1920 году братья попытались возродить марку Sun, основав в Берлине новую фирму Sun-Motortechnische Gesellschaft mbH, но она просуществовала недолго. Было выпущено небольшое количество легковых машин с 2-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения.
«Аргусово око» автомобильных историков в поисках артефактов внимательно наблюдает за прошлым... Совершенно случайно на сайте московского предприятия «НПФ Спектр–Лакокраска» среди исторических фотографий удалось обнаружить крохотный нечёткий снимок старого грузовика. На письмо, отправленное по электронной почте, так никто и не ответил. Тогда мой коллега, автомобильный журналист начал дозваниваться в дирекцию фабрики с единственной целью – получить копию этой уникальнейшей фотографии! Указанные на сайте телефоны молчали неделю… Выручил Интернет. Оказалось, что по тому же адресу зарегистрировано и другое предприятие с похожим названием – «Тантал–Лакокраска», только телефоны указывались уже другие. Секретарша сначала решила, что звонит какой-то сумасшедший – кто ещё может проявить настойчивый интерес к московским грузовым машинам начала прошлого века? Однако и не отказала, обещав поискать. Тут началась настоящая одиссея: оказалось, что огромный старинный альбом «потеряли» при переезде, а человек, занимавшийся сайтом, давно уволился... Когда уже надежды почти не оставалось – вдруг удача! У кого-то из сотрудников предприятия случайно сохранились в рабочем компъютере два файла – сканы фотографий с «Аргусами»! Так до нас дошли эти ценные «осколки» автомобильной истории.
Именно в России автомобили и двигатели Argus и SUN получили в начале ХХ века широкое распространение. Легковые автомобили Argus впервые появилисъ в России примерно в 1904 году, а грузовые в 1906-м – к их продвижению на российском рынке был причастен Б.Г. Луцкий. Фирма Argus Motoren-Gesellschaft Jeannin & Co. экспонировала свою продукцию на I и II Международных автомобильных выставках в Санкт-Петербурге и Москве в 1907–1908 гг.
Особенно популярны автомобили Argus были в Москве и центральных губерниях России. В 1909 году в Белокаменной было зарегистрировано 13 автомобилей Argus, из них четыре грузовых. Два грузовика этой марки эксплуатировало Промышленное и торговое товарищество братьев А. и Н. Мамонтовых, специализирующееся на производстве спиртовых лаков, красок и политур. По одному «Аргусу» имели Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры и Трёхгорный пивоваренный завод. Все московские грузовые «Аргусы» были 2- и 2,5-тонными машинами разных модификаций с 4-цилиндровыми двигателями 110х120 мм, 20 л.с. и 120х130 мм, 24 л.с., но по российской классификации они числились как модели мощностью 19 и 23 л.с. Кроме того, в эксплуатации Трёхгорной мануфактуры и Товарищества «Грузовоз» находились по одному автомобилю SUN грузоподъёмностью 2–3 т, оснащёнными двигателями Argus 19 и 23 л.с.
Грузовые автомобили Argus отличались добротной конструкцией, простотой и неприхотливостью, но главным их достоинством были надёжные двигатели, нашедшие широкое применение не только на автомобилях, но и на тракторах. В 1913 году, когда в Санкт-Петербурге оставался в эксплуатации всего один старенький грузовик Argus, немецкая фирма Standard Motorpflugfabrik GmbH представила на IV Международной автомобильной выставке и успешно демонстрировала на пашне моторный плуг Arator, оснащённый 4-цилиндровым двигателем Argus 160х170 мм, мощностью 50 л.с.
Автор благодарит за помощь Ивана Баранцева
www.gruzovikpress.ru
Argus As 292 – немецкий беспилотный летательный аппарат довоенной эпохи, разработанный компанией «Argus Motoren GmbH».
Беспилотный летательный аппарат Argus As 292 был разработан немецкими авиастроителями в 1937 году. Данное устройство носило исключительно узкое применение, в частности, в период начала Второй Мировой войны, беспилотный летательный аппарат Argus As 292 применялся в качестве мишени для обучения операторов зенитных установок, однако, даже в этом плане, дрон был отнюдь несовершенным, что, впрочем, отнюдь не убавляло его популярности, о чём свидетельствует тот факт, что за период производства было построено не менее 100 экземпляров БПЛА.
Фото БПЛА Argus As 292
Беспилотный летательный аппарат Argus As 292 обладает компактными габаритами, фактически, соответствующими габаритам самолётов, но уменьшенными для обеспечения полёта на более низких высотах, что практически полностью позволяло скопировать перемещение военных самолётов на больших высотах. Совокупная масса дрона Argus As 292 составляет 27 килограмм, при этом, будучи оборудованным силовой устанвокой состоящей из одного двигателя марки Argus мощностью в 3 л.с., устройство могло развивать скорость полёта в 100 км\ч., однако, продолжительность нахождения в воздухе ограничивалась всего лишь 30 минутами.
Управление дроном Argus As 292 осуществлялось немецкими специалистами при помощи радиоэлектронной аппаратуры, позволяющей регулировать и скорость перемещения, и направление движения, однако, из-за использования достаточно маломощной силовой установки, устройство не могло выполнять сложные манёвры.
Эксплуатация беспилотного летательного аппарата Argus As 292 была официально прекращена в 1945 году.
Другие БПЛА
Самолеты
avia.pro
«Аргус» предназначается для ведения разведки и обнаружения целей с последующей выдачей целеуказания орудийным батареям. Не так давно машины артиллерийской разведки типа ПРП-4А «Аргус» были отправлены в Сирию.
Иноязычные издания регулярно пишут о российских вооружениях и технике, в основном о самых известных образцах. Иногда они обращаются к менее популярной технике и делают ей своеобразную рекламу. Не так давно зарубежные специалисты и любители военной техники получили возможность поближе познакомиться с новейшим российским подвижным разведывательным пунктом ПРП-4А «Аргус».22 октября интернет-журнал аналитической организации Strategic Culture Foundation опубликовал статью Андрея Акулова «Russia’s Argus Armored Vehicle Provides Artillery with Precision Strike Capability» («Российская бронемашина «Аргус» дает артиллерии возможность точного удара»). Международное онлайн-издание Strategic Culture известно своей лояльностью к России и проявляет постоянный интерес к российским разработкам в оборонной сфере. На этот раз предметом такого интереса стала разведывательная машина ПРП-4А.
Свою статью А. Акулов начинает с напоминания о свежих новостях. По последним данным, не так давно машины артиллерийской разведки (или scout vehicle – по зарубежной классификации) типа ПРП-4А «Аргус» были отправлены в Сирию. Эта техника, которую иногда именуют «всевидящим оком артиллерии», предназначается для ведения разведки и обнаружения целей с последующей выдачей целеуказания орудийным батареям. «Агрус» может определить координаты вражеских танков, пушек или групп бойцов, как только они откроют огонь. Кроме того, разведывательная машина, используя собственное оружие, может спровоцировать ответный огонь и так же вскрыть местоположение противника.
Автор указывает часть характеристик российской техники. Так, машина ПРП-4А имеет длину 6,7 м, ширину 2,9 м и высоту 2,1 м. Боевая масса – 13,8 т. «Аргус» управляется экипажем из четырех человек. В обитаемом объеме работают водитель, командир и два оператора разведывательной аппаратуры.
На дороге разведывательная машина может развить скорость до 65 км/ч. Водные преграды преодолеваются вплавь со скоростью до 7 км/ч. Запас хода на шоссе – 500 км. ПРП-4А может работать на высотах до 3000 над уровнем моря, а также при температурах атмосферного воздуха до -40°. Она способна подниматься на склон крутизной 60% (31°) и двигаться с креном до 30% (17°). Гусеничное шасси обеспечивает подъем на 70-см стенку и пересечение рва шириной 2,2 м. Эта ходовая часть также применяется при движении по воде.
А. Акулов напоминает, что основным вооружением «Аргуса» является пулемет ПКТМ винтовочного калибра. Это изделие показывает скорострельность до 800 выстрелов в минуту и способно использовать патроны с пулями различных типов: с обычными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и т.д. При помощи пулемета экипаж может атаковать незащищенные цели на дальностях до 1500 м. На случай атаки противника ПРП-4А имеет некоторые средства защиты. К примеру, используется система предупреждения о лазерном облучении. Для защиты от соответствующих угроз предлагается применять дымовые гранатометы, создающие аэрозольное облако. Гранатометы могут использоваться для защиты от ракетных комплексов с лазерным наведением. Также машина разведки оснащается термодымовой аппаратурой, создающей дымовую завесу при помощи впрыска топлива в выхлопной коллектор.
Подвижный разведывательный пункт имеет стальной сварной корпус, обеспечивающий защиту от 12,7-мм пуль крупнокалиберного стрелкового оружия. Лобовая проекция также имеет частичную защиту от 20-мм снарядов автоматических пушек. Помимо брони «Аргус» имеет автоматические средства пожаротушения и коллективную систему защиты от оружия массового поражения. Для скрытной работы на переднем крае машина может оснащаться маскировочными сетями и теплозащитными экранами.
ПРП-4А несет развитый комплекс средств наблюдения и разведки. Эта машина комплектуется радиолокационной станцией, приборами ночного видения и тепловизорами, а также современными системами оптико-электронного подавления. Разведывательная аппаратура сопряжена с приборами навигации, обработки данных и передачи информации. Многочисленные средства наблюдения позволяют производить обнаружение различных целей, в том числе защищенных той или иной маскировкой. Комплекс разведывательной аппаратуры управляется с двух рабочих мест операторов.
Часть оборудования выполнена съемной, что позволяет развернуть ее на грунте, за пределами базовой машины. В таком случае наблюдательный пост может находиться на расстоянии до 6 км от своего бронированного носителя.
Одним из главных элементов специального оснащения разведывательной машины «Аргус» является радиолокационная станция 1Л120-1, антенна которого поднимается над башней при помощи специального мачтового устройства. Эта РЛС способна следить за обстановкой в любое время суток и при любой погоде. Информация о найденных объектах может передаваться расчетам орудий или реактивных систем залпового огня. Система 1Л120-1 способна обнаружить стоящего человека на дистанции до 7 км. Цель типа «танк» можно выявить и опознать на расстояниях до 16 км. В походном положении антенна радиолокационной станции убирается в собственный защищенный кожух.
В распоряжении разведчиков также имеется перископический прибор 1Д14-1, имеющий в своем составе оптические средства и лазерный дальномер. С его помощью можно вести наблюдение за крупными наземными объектами на дальности до 10 км. Здания, холмы и прочие объекты сопоставимых размеров можно заметить с расстояния 25 км. Оптические приборы так же обеспечивают поиск и опознавание цели с расчетом ее координат и последующей передачей данных артиллерии.Подвижный разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» строится на основе шасси боевой машины пехоты БМП-1. Эта машина отличается высокой подвижностью и маневренностью, скоростью и мобильностью на шоссе и на пересеченной местности. Кроме того, оно является амфибийным и способно преодолевать водные преграды вплавь. «Аргус» сохраняет дизельный двигатель с турбонаддувом типа УТД-20С1 номинальной мощностью 300 л.с. Также разведывательная машина оснащается вспомогательной силовой установкой. Ее задачей является энергоснабжение всех электрических и электронных систем при выключенном основном двигателе.
Автор онлайн-журнала Strategic Culture Foundation отмечает уникальность концепции, лежащей в основе проекта ПРП-4А. Так, в армиях стран НАТО техника подобного класса попросту отсутствует. Вместо специализированных самоходных бронированных машин вооруженные силы Альянса предпочитают использовать разведывательные самолеты и беспилотные летательные аппараты. Такой подход к ведению артиллерийской разведки, как указывает А. Акулов, имеет определенные недостатки.
Если противник располагает современными средствами радиоэлектронной борьбы, реальная эффективность воздушной разведки и аэрофотосъемки может заметным образом снижаться. Как следствие, артиллерия лишается целеуказания и корректировки, из-за чего остается «слепой». В такой ситуации гусеничная защищенная машина с идеологией «я вижу все, но меня не видит никто» оказывается незаменимым инструментом для организации высокоточных артиллерийских налетов. Из этого автор делает любопытный вывод. Он не видит ничего удивительного в том, что создатели «Аргуса» из научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» получили за этот проект государственные награды.
***
Подвижный разведывательный пункт артиллерии ПРП-4А «Аргус» был создан всего несколько лет назад, и в силу определенных причин не успел привлечь особого внимания зарубежных специалистов. Тем не менее, такая техника не только прошла необходимые испытания, но и была принята на вооружение с одновременным развертыванием серийного производства. Очевидно, теперь иноязычные издания пытаются наверстать упущенное и проявляют интерес к не самой новой российской разработке.
Проект «Аргус» был разработан конструкторским бюро Рубцовского машиностроительного завода, входящего в состав корпорации «Уралвагонзавод». Изначально машина ПРП-4А создавалась в качестве модернизированной версии серийного разведчика ПРП-4М «Дейтерий». Проект модернизации предусматривал заметное обновление комплекса средств наблюдения, обработки данных и связи. Кроме того, машина с литерой «А» получила собственный комплекс оптико-электронного подавления. Также в ее комплект поставки входят навесные средства маскировки: сети и теплозащитные экраны.
В начале текущего десятилетия опытная техника нового типа прошла испытания, по результатам которых была принята на вооружение, а также стала предметом заказа. Производство было развернуто в 2012-13 годах, и вскоре разведывательные подразделения сухопутных войск получили новейшую серийную технику. К настоящему времени, по сообщениям Минобороны, машины ПРП-4А были поставлены в соединения всех военных округов.
Наличие ряда современных радиолокационных и оптико-электронных систем позволяет экипажу «Аргуса» вести наблюдение и находить различные объекты на значительных дальностях. Кроме того, обеспечивается автоматическая обработка первичных данных с передачей готовой информации о целях потребителям в лице артиллерийских подразделений. С этой точки зрения новая машина ПРП-4А похожа на предшественников, однако отличается большей эффективностью работы.
Несколько недель назад, в середине октября, в открытых источниках появились сведения об отправке в Сирию, как минимум, одной машины типа «Аргус». По всей видимости, министерство обороны планирует проверить эту технику в условиях реального локального конфликта и установить его фактические возможности. При этом какие-либо подробные сведения об эксплуатации ПРП-4А в рамках сирийского конфликта отсутствуют, хотя ее цели и задачи очевидны.
С некоторого времени разведывательная машина ПРП-4А «Аргус» привлекает внимание зарубежных специалистов. В плане популярности она не может сравниться с другими современными образцами российской разработки, однако все же представляет определенный интерес. Недавняя отправка артиллерийского разведчика в Сирию подстегнула интерес зарубежной публики.
mensby.com
22 октября интернет-журнал аналитической организации Strategic Culture Foundation опубликовал статью Андрея Акулова «Russia’s Argus Armored Vehicle Provides Artillery with Precision Strike Capability» («Российская бронемашина «Аргус» дает артиллерии возможность точного удара»). Международное онлайн-издание Strategic Culture известно своей лояльностью к России и проявляет постоянный интерес к российским разработкам в оборонной сфере. На этот раз предметом такого интереса стала разведывательная машина ПРП-4А.
Свою статью А. Акулов начинает с напоминания о свежих новостях. По последним данным, не так давно машины артиллерийской разведки (или scout vehicle – по зарубежной классификации) типа ПРП-4А «Аргус» были отправлены в Сирию. Эта техника, которую иногда именуют «всевидящим оком артиллерии», предназначается для ведения разведки и обнаружения целей с последующей выдачей целеуказания орудийным батареям. «Агрус» может определить координаты вражеских танков, пушек или групп бойцов, как только они откроют огонь. Кроме того, разведывательная машина, используя собственное оружие, может спровоцировать ответный огонь и так же вскрыть местоположение противника.
Автор указывает часть характеристик российской техники. Так, машина ПРП-4А имеет длину 6,7 м, ширину 2,9 м и высоту 2,1 м. Боевая масса – 13,8 т. «Аргус» управляется экипажем из четырех человек. В обитаемом объеме работают водитель, командир и два оператора разведывательной аппаратуры.
На дороге разведывательная машина может развить скорость до 65 км/ч. Водные преграды преодолеваются вплавь со скоростью до 7 км/ч. Запас хода на шоссе – 500 км. ПРП-4А может работать на высотах до 3000 над уровнем моря, а также при температурах атмосферного воздуха до -40°. Она способна подниматься на склон крутизной 60% (31°) и двигаться с креном до 30% (17°). Гусеничное шасси обеспечивает подъем на 70-см стенку и пересечение рва шириной 2,2 м. Эта ходовая часть также применяется при движении по воде.
А. Акулов напоминает, что основным вооружением «Аргуса» является пулемет ПКТМ винтовочного калибра. Это изделие показывает скорострельность до 800 выстрелов в минуту и способно использовать патроны с пулями различных типов: с обычными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и т.д. При помощи пулемета экипаж может атаковать незащищенные цели на дальностях до 1500 м. На случай атаки противника ПРП-4А имеет некоторые средства защиты. К примеру, используется система предупреждения о лазерном облучении. Для защиты от соответствующих угроз предлагается применять дымовые гранатометы, создающие аэрозольное облако. Гранатометы могут использоваться для защиты от ракетных комплексов с лазерным наведением. Также машина разведки оснащается термодымовой аппаратурой, создающей дымовую завесу при помощи впрыска топлива в выхлопной коллектор.
Подвижный разведывательный пункт имеет стальной сварной корпус, обеспечивающий защиту от 12,7-мм пуль крупнокалиберного стрелкового оружия. Лобовая проекция также имеет частичную защиту от 20-мм снарядов автоматических пушек. Помимо брони «Аргус» имеет автоматические средства пожаротушения и коллективную систему защиты от оружия массового поражения. Для скрытной работы на переднем крае машина может оснащаться маскировочными сетями и теплозащитными экранами.
ПРП-4А несет развитый комплекс средств наблюдения и разведки. Эта машина комплектуется радиолокационной станцией, приборами ночного видения и тепловизорами, а также современными системами оптико-электронного подавления. Разведывательная аппаратура сопряжена с приборами навигации, обработки данных и передачи информации. Многочисленные средства наблюдения позволяют производить обнаружение различных целей, в том числе защищенных той или иной маскировкой. Комплекс разведывательной аппаратуры управляется с двух рабочих мест операторов.
Часть оборудования выполнена съемной, что позволяет развернуть ее на грунте, за пределами базовой машины. В таком случае наблюдательный пост может находиться на расстоянии до 6 км от своего бронированного носителя.
Одним из главных элементов специального оснащения разведывательной машины «Аргус» является радиолокационная станция 1Л120-1, антенна которого поднимается над башней при помощи специального мачтового устройства. Эта РЛС способна следить за обстановкой в любое время суток и при любой погоде. Информация о найденных объектах может передаваться расчетам орудий или реактивных систем залпового огня. Система 1Л120-1 способна обнаружить стоящего человека на дистанции до 7 км. Цель типа «танк» можно выявить и опознать на расстояниях до 16 км. В походном положении антенна радиолокационной станции убирается в собственный защищенный кожух.
В распоряжении разведчиков также имеется перископический прибор 1Д14-1, имеющий в своем составе оптические средства и лазерный дальномер. С его помощью можно вести наблюдение за крупными наземными объектами на дальности до 10 км. Здания, холмы и прочие объекты сопоставимых размеров можно заметить с расстояния 25 км. Оптические приборы так же обеспечивают поиск и опознавание цели с расчетом ее координат и последующей передачей данных артиллерии.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» строится на основе шасси боевой машины пехоты БМП-1. Эта машина отличается высокой подвижностью и маневренностью, скоростью и мобильностью на шоссе и на пересеченной местности. Кроме того, оно является амфибийным и способно преодолевать водные преграды вплавь. «Аргус» сохраняет дизельный двигатель с турбонаддувом типа УТД-20С1 номинальной мощностью 300 л.с. Также разведывательная машина оснащается вспомогательной силовой установкой. Ее задачей является энергоснабжение всех электрических и электронных систем при выключенном основном двигателе.
Автор онлайн-журнала Strategic Culture Foundation отмечает уникальность концепции, лежащей в основе проекта ПРП-4А. Так, в армиях стран НАТО техника подобного класса попросту отсутствует. Вместо специализированных самоходных бронированных машин вооруженные силы Альянса предпочитают использовать разведывательные самолеты и беспилотные летательные аппараты. Такой подход к ведению артиллерийской разведки, как указывает А. Акулов, имеет определенные недостатки.
Если противник располагает современными средствами радиоэлектронной борьбы, реальная эффективность воздушной разведки и аэрофотосъемки может заметным образом снижаться. Как следствие, артиллерия лишается целеуказания и корректировки, из-за чего остается «слепой». В такой ситуации гусеничная защищенная машина с идеологией «я вижу все, но меня не видит никто» оказывается незаменимым инструментом для организации высокоточных артиллерийских налетов. Из этого автор делает любопытный вывод. Он не видит ничего удивительного в том, что создатели «Аргуса» из научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» получили за этот проект государственные награды.
***
Подвижный разведывательный пункт артиллерии ПРП-4А «Аргус» был создан всего несколько лет назад, и в силу определенных причин не успел привлечь особого внимания зарубежных специалистов. Тем не менее, такая техника не только прошла необходимые испытания, но и была принята на вооружение с одновременным развертыванием серийного производства. Очевидно, теперь иноязычные издания пытаются наверстать упущенное и проявляют интерес к не самой новой российской разработке.
Проект «Аргус» был разработан конструкторским бюро Рубцовского машиностроительного завода, входящего в состав корпорации «Уралвагонзавод». Изначально машина ПРП-4А создавалась в качестве модернизированной версии серийного разведчика ПРП-4М «Дейтерий». Проект модернизации предусматривал заметное обновление комплекса средств наблюдения, обработки данных и связи. Кроме того, машина с литерой «А» получила собственный комплекс оптико-электронного подавления. Также в ее комплект поставки входят навесные средства маскировки: сети и теплозащитные экраны.
В начале текущего десятилетия опытная техника нового типа прошла испытания, по результатам которых была принята на вооружение, а также стала предметом заказа. Производство было развернуто в 2012-13 годах, и вскоре разведывательные подразделения сухопутных войск получили новейшую серийную технику. К настоящему времени, по сообщениям Минобороны, машины ПРП-4А были поставлены в соединения всех военных округов.
Наличие ряда современных радиолокационных и оптико-электронных систем позволяет экипажу «Аргуса» вести наблюдение и находить различные объекты на значительных дальностях. Кроме того, обеспечивается автоматическая обработка первичных данных с передачей готовой информации о целях потребителям в лице артиллерийских подразделений. С этой точки зрения новая машина ПРП-4А похожа на предшественников, однако отличается большей эффективностью работы.
Несколько недель назад, в середине октября, в открытых источниках появились сведения об отправке в Сирию, как минимум, одной машины типа «Аргус». По всей видимости, министерство обороны планирует проверить эту технику в условиях реального локального конфликта и установить его фактические возможности. При этом какие-либо подробные сведения об эксплуатации ПРП-4А в рамках сирийского конфликта отсутствуют, хотя ее цели и задачи очевидны.
С некоторого времени разведывательная машина ПРП-4А «Аргус» привлекает внимание зарубежных специалистов. В плане популярности она не может сравниться с другими современными образцами российской разработки, однако все же представляет определенный интерес. Недавняя отправка артиллерийского разведчика в Сирию подстегнула интерес зарубежной публики.
Статья «Russia’s Argus Armored Vehicle Provides Artillery with Precision Strike Capability»:https://strategic-culture.org/news/2017/10/22/russia-argus-armored-vehicle-provides-artillery-with-precision-strike-capability.html
topwar.ru
Анализируя использование авиации в боях первых месяцев гражданской войны в Испании, министерство авиации Германии сделало вывод о целесообразности разработки специального бронированного самолёта огневой поддержки. Эта машина должна была бороться с бронетехникой и буквально взламывать линию обороны противника, из-за чего получила неофициальное имя "крылатый консервный нож".
Разработка штурмовика началась осенью 1937 года, когда руководство «Люфтваффе» составило технические требования к нему. Самолет планировался одноместным, в первую очередь из-за экономии веса, необходимого для обеспечения бронирования кабины. Отказ от заднего стрелка объяснялся также и тем, что штурмовик должен был «работать» под прикрытием истребителями. Двигателей, по мыслям экспертов, требовалось не менее двух, чтобы в случае повреждения одного из них, машина могла вернуться на базу. В качестве основного вооружения запланировали две 20-мм пушки.
Принять участие в проекте решили четыре германских авиационные фирмы: "Гота" (этот концерн вскоре вышел из участия в конкурсе), Гамбургский авиазавод (позднее переименованный в "Блом и Фосс"), "Фокке-Вульф" и "Хеншель". Невзирая на заданные строгие условия, каждая фирма располагала своими взглядами на штурмовик. Наиболее необычным был проект Р.40 Гамбургского авиационного завода, выполненный по асимметричной аэродинамической схеме, с кабиной-гондолой, располагавшейся справа от мотора. Однако это новаторское решение не получило понимания у военных, хотя в дальнейшем "Блом и Фосс" смогла выпустить малую серию самолетов-разведчиков BV 141, имеющих аналогичную схему. Конструкторы "Фокке-Вульфа" проектировали двухместную машину, базирующуюся на проекте двухбалочного разведчика Fw 189 (знаменитая "рама").
Наиболее точно отвечала техническим требованиям разработка Фридриха Николауса, главного конструктора "Хеншеля". Это проект представлял собой классический одноместный моноплан с парой перевёрнутых V-образных моторов "Аргус" и забронированной кабиной пилота. Фюзеляж в сечении был треугольным, для обеспечения более удобного расположения броне листов. Лётчик располагался в вершине этого треугольника, поэтому кабина была очень тесной, летчик фактически упирался своими плечами в её стенки.
Рассмотрение проектов "Фокке-Вульфа" и "Хеншеля" состоялось весной 1938 года. По причине того, что главный конструктор "Фокке-Вульфа" Курт Танк принял решение переоборудовать первый опытный экземпляр Fw 189V1 в самолет-штурмовик, только после проведения его испытаний в первоначальном варианте разведчика, то главное внимание уделили машине "Хеншеля". Задание на постройку прототипа выдали не сразу, тем более что вопросов и претензий к представленному проекту хватало.
В первую очередь отмечали очень тесную кабину. Однако чтобы ликвидировать этот недостаток, требовалось совершенно иное бронирование кабины, это влекло следом и полную переделку самолёта. В итоге решили оставить всё как есть, сочтя, что летчик может и потерпеть, так как продолжительность полёта штурмовика была небольшой.
В сентябре 1938 года министерство авиации заказало три прототипа, получивших обозначение Hs 129, одновременно начав подготовку оснастки для серийного производства. Первый Hs 129V1 подготовили в апреле 1939 года, а через полтора месяца вышли Hs 129V2 и V3. Пустые машины потяжелели на 12%, к тому же на них установили двигатели "Аргус" As 410A-0 по 430 л. с., вместо предусмотренных по 465 л.с. Из-за этого даже без вооружения и с неполной заправкой самолёт не достигал обещанных характеристик. Штурмовик получился инертным, а из-за больших усилий на органах управления, оказался, практически неуправляемым на углах пикирования более 45°. Из-за этого разбился Hs 129V1 во время лётных испытаний.
Такое положение вещей было явно неприемлемым, и фирма срочно провела доработки. На Hs 129V4, ставшим родоначальником серии Hs 129А-0, прежде всего, поставили двигатели As 410А-1 с обещанной мощностью в 465 л.с., и триммеры на рули высоты и направления с электроприводом.
Лётные испытания первых самолётов проводили в Рехлине как заводские, так и военные летчики. Их мнение было единодушным. Самолёт оказался очень тяжёлым в управлении, особенно у земли в турбулентной атмосфере. Продолжить полёт на одном двигателе тяжёлая машина практически не могла. Помимо тесной кабины, много нареканий вызывало недостаточное остекление фонаря, поэтому из-за скверной видимости ещё больше осложнялось управление. Поменяв форму фонаря и увеличив площадь остекления, с этой проблемой как-то справились, хотя расположенное почти у самого лица пилота, толстенное 75-мм бронестекло всё равно ухудшало видимость. Из-за тесной кабины ручку управления сделали короткой и с малым запасом хода, что требовало больших усилий от пилота при манёврах. В тесной кабине не хватило места для всех приборов, и контрольные индикаторы двигателей расположили на мотогондолах, поэтому следить за их показаниями было крайне неудобно.
Такое обилие недостатков, казалось, должно было однозначно привести к остановке работ по Hs 129, но двухместный Fw 189V1b оказался ещё более тяжёлым и крупным. Оснащённый такими же двигателями и похожим бронированием кабины, Fw 189V1b показал худшие лётные характеристики, отличаясь, правда, немного более легким управлением.
Фирма "Фокке-Вульф" в дальнейшем выпустила улучшенный вариант штурмовика Fw 189V6 (не прошедшего в серию), который проходил оценку во 2-й эскадрилье второй учебной авиационной эскадры, организованной летом 1940 года для эксплуатационных испытаний первых Hs 129A-0.
Кабина Hs 129, защищенная толстыми листами брони, давала повод лётчикам шутить, что самолёт выполнен в стиле паровоза, намекая на известность фирмы "Хеншель" своими локомотивами. Переднюю часть кабины образовали четыре 12-мм плиты, аналогичную толщину имел и пол, а боковая броня выполнялась из стали в 6 мм. Лётчик сидел в кресле с бронеспинкой и заголовником. Конструкция фюзеляжа была цельнометаллической, а центроплан соединялся с крылом и бронёй болтами. Двигатели "Аргус" As 410А-1 имели 5-мм броню по бокам мотогондолы. Топливо располагалось в одном баке в 200 л, располагавшемся сразу за кабиной, и в двух крыльевых емкостью по 205 л. Всё стрелковое вооружение находилось в носу и состояло из пары 7,9-мм пулемётов MG 17 и двух 20-мм авиационных пушек MG FF. Места для прицела ReviС 12/С в кабине не оставалось, и его смонтировали снаружи перед лобовым стеклом справа.
Эксплуатационные испытания штурмовика, проходившие летом 1940 года, получили такую критику у командования "Люфтваффе", что машину сочли непригодной для принятия на вооружение. Самолет Hs 129А-0 оказался способен брать всего две 50-кг бомбы на наружных узлах подвески. С такой нагрузкой максимальный угол пикирования был не более 15°. В случае пикирования с большим углом усилия на ручке возрастали столь сильно, что машина становилась фактически неуправляемой. Не выдерживала никакой критики и тесная кабина с остеклением, искажающим видимость, что послужило причиной целого ряда различных лётных происшествий.
Ещё в период испытаний разработчики "Хеншеля" создали вариант Hs 129A-1 с новой кабиной (имеющей лучший обзор) и облегченным управлением. Несмотря на это, "Люфтваффе" отказались принять семь первых экземпляров Hs 129A-1, решив прекратить производство неудачного самолёта.
Главным источником бед для Hs 129 с самого начала считался слабый двигатель. Кроме "Аргуса" немецкая промышленность в то время не располагала подходящим мотором. После капитуляции Франции летом 1940 года, появилась возможность применить французский мотор воздушного охлаждения. "Гном-Рон" 14М был тяжелей "Аргуса" практически в два раза, но при этом он был мощнее на 50%. Конструкторы стали срочно прорабатывать варианта штурмовика под новые двигатели для возобновления серийного выпуска штурмовика. Проработали два основных варианта: первый являлся доработанным Hs 129 с удлиненным фюзеляжем, второй — увеличенный по всем размерам. Но эти модификации не устроили руководство министерства авиации, прежде всего тем, что требовали замену всей серийной оснастки, на которой производили первые Hs 129.
В начале 1941 года решили двух Hs 129A-0 смонтировать 700-сильные "Гном-Рон" 14М 4/5 и провести требуемые доработки без трансформации основной конструкции. Крылья несколько усилили для монтажа более тяжёлых моторов и перекомпоновали оборудование, чтобы сохранить необходимую центровку. Одновременно заложили серию из 10 экземпляров, получивших обозначение Hs 129В-0.
Испытания Hs 129B-0 проведенные в Рехлине выявили, что надежды был напрасными и особых изменений в поведении машины не наблюдалось. Однако серию уже развернули, а бронированный штурмовик был остро востребован в разгоравшейся войне, производство останавливать не надо. Первой получила новые самолеты учебная авиационная часть.
Следующей модификацией стал Hs 129В-1, на котором в носовой части оставили два пулемёта MG 17, а пару пушек MG FF на новой машине сменили MG 151 равного калибра, но с более высокими характеристиками. Также установили наружные узлы для подвески сменного вооружения. Подвеска R-1 состояла из двух 50-кг бомб или двух кассет с 48 противопехотными бомбами SD 2 в каждой. Вариант R-2 оснащался 30-мм пушкой МК 101 с боекомплектом 30 снарядов в специальном обтекателе. В варианте R-3 подвешивалась четырехпулеметная батарея. Подвеска R-4 — из одной 250-кг бомбы или четырёх, либо же 96 бомб SD 2, a R-5 включала в себя установку фотоаппарата.
Первые Hs 129B-1 направили в 4-ю эскадрилью 1-й штурмовой авиационной эскадры, дислоцировавшейся на северо-западе Германии. Весной 1942 года все 12 самолётов эскадрильи перелетели на Восточный фронт. Боевая работа штурмовиков с пыльных степных аэродромов оказалась тяжелым испытанием для французских моторов, и без того не отличавшихся особой надёжностью. При полётах в Европе с бетонных полос карбюраторы двигателей практически не забивались, а в полевых условиях восточного фронта слабые воздушные фильтры не могли справиться с мобильной пылью. В итоге почти полгода эскадрилья была не боеспособна, простаивая в ожидании новых фильтрующих элементов.
Ещё большее разочарование принесло применение новых "Хеншелей" в Северной Африке. 4-я эскадрилья 2-й штурмовой авиационной эскадры была сформирована в конце лета 1942 года в Польше, а 30 ноября 12 Hs 129B-1 отправились на север Африки на помощь Роммелю. При этом во время перелёта в Ливию эскадрильей было потеряно четыре самолёта из-за отказа ненадёжных моторов. Для оставшихся штурмовиков африканский песок оказался ничуть не лучше русской пыли. Новые фильтры помогали мало, и ещё два самолета из-за засорения карбюраторов разбились на вражеской территории. Оставшиеся Hs 129 были переброшены в Триполи, однако наступление английской армии заставило эвакуировать остатки подразделения в Бари (Италия).
Несмотря на боевые неудачи, завод в Шенефельде продолжал серийный выпуск Hs 129B-1. Пожалуй, единственным преимуществом Hs 129, по сравнению с более маневренным, но хуже вооруженным Ju 87, выполнявшим похожие задачи, было наличие бронированной кабины, надёжно защищавшей лётчика от наземного огня. Но плохая работа и слабая защита двигателей всё перечёркивали. При отказе или повреждении одного из моторов, лётчик мог вернуться обратно, только сбросив всё подвесное вооружение, и ещё надо было суметь удержать непослушную машину. Только отсутствие более подходящего самолёта для борьбы с бронетанковой техникой, прежде всего с советскими Т-34 и KB, вынудило "Люфтваффе" оставить Hs 129 на вооружении. Хотя и появились новые модификации "Юнкерсов" Ju 87D-5 с 20-мм пушками и Ju 87G с двумя орудиями калибра 37 мм, но они практически не имели брони и к тому же имели меньшую скорость из-за не убираемого шасси.
В начале 1943 года на Восточном фронте создали специальные подразделения истребителей танков. Первой такой эскадрильей стала отдельная 51-ая истребительной авиационной эскадры, вооруженная Hs 129B-1/R-2 с 30-мм пушкой МК 101. Но уже первые встречи с нашими Т-34 и KB выявили, что лобовая броня наших танков пушками штурмовика не пробивается. Тогда фашисты стали использовать кумулятивные бомбы весом по 4 кг каждая. Чтобы повысить вероятность попадания в цель, три штурмовика производили пикирование друг за другом в единую линию, производя одновременный сброс бомб. Теоретически это правильно, однако на практике такой метод оказывался трудновыполнимым по причине ограниченной видимости лётчика из тесной кабины.
Следующей на Восточном фронте оказалась 8-я эскадрилья, вместе с заново укомплектованной 4-й эскадрильей 2-й эскадры, которая так неудачно начала свою боевую карьеру в Северной Африке. Четырём эскадрильям довелось участвовать в операции "Цитадель", начавшейся летом 1943 года на Курской дуге. Задача у штурмовиков была одна — советские танки, а вылеты самолеты совершали практически без перерыва. В то время, когда "Хеншели" одной эскадрильи производили атаку танков, другая эскадрилья готовилась к вылету, третья производила взлет, а четвёртая возвращалась на аэродром. Столь активное использование немецких штурмовиков смогло доставить немало хлопот советским танкистам, хотя без надёжного истребительного прикрытия "Хеншели" оказывались беззащитны от атак нашей авиации и несли существенные потери.
Осенью 1943 года все эскадрильи Hs 129 на Восточном фронте были сведены вместе в 4-ю танковую группу 9-й штурмовой авиационной эскадры. Наряду с немецкими пилотами в боевых действиях на "Хеншелях" принимали участие и летчики Королевских ВВС Румынии. Следует сказать, что одновременно с 62 Hs 129B немцы передали союзникам и семь стареньких Hs 129А-1 с моторами "Аргус", снятых с вооружения "Люфтваффе" ещё в 1940 году.
Сменив пару пулемётов MG 17 на крупнокалиберные MG 131, получили вариант Hs 129B-2. Аналогично предыдущей модификации, имелась возможность подвешивать на нем различные варианты вооружения, используя наружные узлы. Так как главной задачей "Хеншелей" была борьба с танками, то разумно решили, что значительно удобнее сразу на производстве оборудовать штурмовик встроенным противотанковым орудием. Эта идея привела к появлению Hs 129B-2/Wa ("waffeпtrager" — носитель оружия). Новый вариант оснастили 30-мм пушкой МК 103 с высокой начальной скоростью снаряда. Отдельные экземпляры имели 37-мм орудие ВК 37, но, для этого пришлось демонтировать оба курсовых пулемёта MG 131. Однако толку было мало. Германский "летающий консервный нож" был бессилен перед лобовой бронёй наших танков.
Немецкие конструкторы не переставали ломать голову над тем, что же придумать для успешной борьбы с неуязвимыми Т-34 и КВ. В начале 1944 года на базе Удетфельд, в Германии, был организован специальный 26-й испытательный отряд для проверки новых образцов вооружения. Отряд испытал целый спектр разнообразного вооружения: реактивные снаряды Wfr.Gr.21 (210мм) и Wfr.Gr.28 (280мм), 70-мм ракету "Панцерблитц 1" и 50-мм "Панцерблитц 2", авиационную мортиру SG 113А и даже 300-литровые баки с зажигательной смесью. Однако всё это оружие оказалось малоэффективным, либо недоведённым.
Самым оптимальным, казалось, предложение использовать противотанковую пушку РаК40 калибра 75 мм. Однако аэродинамиков беспокоило наличие крупного обтекателя для смонтированного снизу орудия. Испытания в Травемюнде в мае 1944 года показали, что летать в такой конфигурации в общем можно. Сменив механический привод на электрический, и смонтировав мощный дульный тормоз, пушкой, получившей шифр ВК 7,5, оснастили малую серию Hs 129B-3/Wa.
Штурмовики заключительной и самой мощной модификации получили на вооружении накануне 1945 года две эскадрильи на Восточном фронте. Тяжелые (весом по 12 кг) снаряды 75-мм пушки были серьезным оружием против любой бронетехники, но штурмовиков Hs 129В-3/Wa изготовили немного, и полное превосходство нашей авиации в небе не давало возможности германским машинам выполнять свои атаки безнаказанно.
Парадоксально, но Хеншелям" пришлось повоевать и против Германии. Румыния, капитулировав 23 августа 1944 года, объявила своему недавнему союзнику войну. И 21 сентября 24 Hs 129 румынских ВВС вместе с советскими войсками атаковали позиции гитлеровских войск.
В "Люфтваффе" в конце 1944 года боевые вылеты совершали всего две эскадрильи Hs 129, которые находились на Восточном фронте. Другие соединения понесли крупные потери и были расформированы.
Серийное производство штурмовиков прекратили ещё в сентябре 1944 году, когда министерство авиации потребовало оставить выпуск только истребителей. Всего собрали 859 Hs 129 различных модификаций. КБ "Хеншеля" пробовало ещё раньше выпустить вариант самолёта с двумя моторами "Изотта-Фраскини Дельта" RC 16/48 по 840 л.с. и вооружённого двумя пушками МК 103 калибра 30 мм. Но из-за не доведенности двигателей ни один Hs 129C не построили.
Применение Hs 129 на фронтах не могло оказать значительного влияния на ход военных действий, в отличие от использования советского штурмовика Ил-2. И виной тому не небольшая серия самолёта, а прежде всего его недостатки: тяжёлое управление, невысокая скорость, ненадёжность и слабое бронирование двигателей, отсутствие защитного вооружения сзади. Лётчики "Люфтваффе" более чем скептически относились к своим "Хеншелям". Один из немецких пилотов уже после войны признавался, что характеристики машины были настолько плохими и полёты настолько опасными, что до сих пор его мучают ночные кошмары. И самым надёжным агрегатом Hs 129 тот же пилот называл контейнер с принадлежностями на случай вынужденной посадки. А в этом отсеке, расположенном в центральной части правого крыла, находились пистолет, каска и противогаз.
Источники:Кондратьев В. "Летающий паровоз" фирмы "Хеншель" // Авиамастер. 2000. №6. С. 21-27.Иванов С. Hs 129 — истребитель советских танков // Война в воздухе. №17. С.3-7, 26-30.Колов С. Характеристики плохие, полеты — опасные // Крылья Родины. 1999. №2. С. 28-31.Грин Уильям. Крылья люфтваффе (боевые самолеты третьего Рейха). Ч. 4. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. С. 277-280. Обухов В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С.228-230.
topwar.ru
Иноязычные издания регулярно пишут о российских вооружениях и технике, в основном о самых известных образцах. Иногда они обращаются к менее популярной технике и делают ей своеобразную рекламу. Не так давно зарубежные специалисты и любители военной техники получили возможность поближе познакомиться с новейшим российским подвижным разведывательным пунктом ПРП-4А «Аргус».
22 октября интернет-журнал аналитической организации Strategic Culture Foundation опубликовал статью Андрея Акулова «Russia’s Argus Armored Vehicle Provides Artillery with Precision Strike Capability» («Российская бронемашина «Аргус» дает артиллерии возможность точного удара»). Международное онлайн-издание Strategic Culture известно своей лояльностью к России и проявляет постоянный интерес к российским разработкам в оборонной сфере. На этот раз предметом такого интереса стала разведывательная машина ПРП-4А «Аргус».
Свою статью А. Акулов начинает с напоминания о свежих новостях. По последним данным, не так давно машины артиллерийской разведки (или scout vehicle – по зарубежной классификации) типа ПРП-4А «Аргус» были отправлены в Сирию. Эта техника, которую иногда именуют «всевидящим оком артиллерии», предназначается для ведения разведки и обнаружения целей с последующей выдачей целеуказания орудийным батареям. «Агрус» может определить координаты вражеских танков, пушек или групп бойцов, как только они откроют огонь. Кроме того, разведывательная машина, используя собственное оружие, может спровоцировать ответный огонь и так же вскрыть местоположение противника.
Автор указывает часть характеристик российской техники. Так, машина ПРП-4А имеет длину 6,7 м, ширину 2,9 м и высоту 2,1 м. Боевая масса – 13,8 т. «Аргус» управляется экипажем из четырех человек. В обитаемом объеме работают водитель, командир и два оператора разведывательной аппаратуры.
На дороге разведывательная машина может развить скорость до 65 км/ч. Водные преграды преодолеваются вплавь со скоростью до 7 км/ч. Запас хода на шоссе – 500 км. ПРП-4А может работать на высотах до 3000 над уровнем моря, а также при температурах атмосферного воздуха до -40°. Она способна подниматься на склон крутизной 60% (31°) и двигаться с креном до 30% (17°). Гусеничное шасси обеспечивает подъем на 70-см стенку и пересечение рва шириной 2,2 м. Эта ходовая часть также применяется при движении по воде.
А. Акулов напоминает, что основным вооружением «Аргуса» является пулемет ПКТМ винтовочного калибра. Это изделие показывает скорострельность до 800 выстрелов в минуту и способно использовать патроны с пулями различных типов: с обычными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и т.д. При помощи пулемета экипаж может атаковать незащищенные цели на дальностях до 1500 м.
На случай атаки противника ПРП-4А имеет некоторые средства защиты. К примеру, используется система предупреждения о лазерном облучении. Для защиты от соответствующих угроз предлагается применять дымовые гранатометы, создающие аэрозольное облако. Гранатометы могут использоваться для защиты от ракетных комплексов с лазерным наведением. Также машина разведки оснащается термодымовой аппаратурой, создающей дымовую завесу при помощи впрыска топлива в выхлопной коллектор.
Подвижный разведывательный пункт имеет стальной сварной корпус, обеспечивающий защиту от 12,7-мм пуль крупнокалиберного стрелкового оружия. Лобовая проекция также имеет частичную защиту от 20-мм снарядов автоматических пушек. Помимо брони «Аргус» имеет автоматические средства пожаротушения и коллективную систему защиты от оружия массового поражения. Для скрытной работы на переднем крае машина может оснащаться маскировочными сетями и теплозащитными экранами.
ПРП-4А несет развитый комплекс средств наблюдения и разведки. Эта машина комплектуется радиолокационной станцией, приборами ночного видения и тепловизорами, а также современными системами оптико-электронного подавления. Разведывательная аппаратура сопряжена с приборами навигации, обработки данных и передачи информации. Многочисленные средства наблюдения позволяют производить обнаружение различных целей, в том числе защищенных той или иной маскировкой. Комплекс разведывательной аппаратуры управляется с двух рабочих мест операторов.
Часть оборудования выполнена съемной, что позволяет развернуть ее на грунте, за пределами базовой машины. В таком случае наблюдательный пост может находиться на расстоянии до 6 км от своего бронированного носителя.
Одним из главных элементов специального оснащения разведывательной машины «Аргус» является радиолокационная станция 1Л120-1, антенна которого поднимается над башней при помощи специального мачтового устройства. Эта РЛС способна следить за обстановкой в любое время суток и при любой погоде. Информация о найденных объектах может передаваться расчетам орудий или реактивных систем залпового огня. Система 1Л120-1 способна обнаружить стоящего человека на дистанции до 7 км. Цель типа «танк» можно выявить и опознать на расстояниях до 16 км. В походном положении антенна радиолокационной станции убирается в собственный защищенный кожух.
В распоряжении разведчиков также имеется перископический прибор 1Д14-1, имеющий в своем составе оптические средства и лазерный дальномер. С его помощью можно вести наблюдение за крупными наземными объектами на дальности до 10 км. Здания, холмы и прочие объекты сопоставимых размеров можно заметить с расстояния 25 км. Оптические приборы так же обеспечивают поиск и опознавание цели с расчетом ее координат и последующей передачей данных артиллерии.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» строится на основе шасси боевой машины пехоты БМП-1. Эта машина отличается высокой подвижностью и маневренностью, скоростью и мобильностью на шоссе и на пересеченной местности. Кроме того, оно является амфибийным и способно преодолевать водные преграды вплавь. «Аргус» сохраняет дизельный двигатель с турбонаддувом типа УТД-20С1 номинальной мощностью 300 л.с. Также разведывательная машина оснащается вспомогательной силовой установкой. Ее задачей является энергоснабжение всех электрических и электронных систем при выключенном основном двигателе.
Автор онлайн-журнала Strategic Culture Foundation отмечает уникальность концепции, лежащей в основе проекта ПРП-4А. Так, в армиях стран НАТО техника подобного класса попросту отсутствует. Вместо специализированных самоходных бронированных машин вооруженные силы Альянса предпочитают использовать разведывательные самолеты и беспилотные летательные аппараты. Такой подход к ведению артиллерийской разведки, как указывает А. Акулов, имеет определенные недостатки.
Если противник располагает современными средствами радиоэлектронной борьбы, реальная эффективность воздушной разведки и аэрофотосъемки может заметным образом снижаться. Как следствие, артиллерия лишается целеуказания и корректировки, из-за чего остается «слепой». В такой ситуации гусеничная защищенная машина с идеологией «я вижу все, но меня не видит никто» оказывается незаменимым инструментом для организации высокоточных артиллерийских налетов. Из этого автор делает любопытный вывод. Он не видит ничего удивительного в том, что создатели «Аргуса» из научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» получили за этот проект государственные награды.
***
Подвижный разведывательный пункт артиллерии ПРП-4А «Аргус» был создан всего несколько лет назад, и в силу определенных причин не успел привлечь особого внимания зарубежных специалистов. Тем не менее, такая техника не только прошла необходимые испытания, но и была принята на вооружение с одновременным развертыванием серийного производства. Очевидно, теперь иноязычные издания пытаются наверстать упущенное и проявляют интерес к не самой новой российской разработке.
Проект «Аргус» был разработан конструкторским бюро Рубцовского машиностроительного завода, входящего в состав корпорации «Уралвагонзавод». Изначально машина ПРП-4А создавалась в качестве модернизированной версии серийного разведчика ПРП-4М «Дейтерий». Проект модернизации предусматривал заметное обновление комплекса средств наблюдения, обработки данных и связи. Кроме того, машина с литерой «А» получила собственный комплекс оптико-электронного подавления. Также в ее комплект поставки входят навесные средства маскировки: сети и теплозащитные экраны.
В начале текущего десятилетия опытная техника нового типа прошла испытания, по результатам которых была принята на вооружение, а также стала предметом заказа. Производство было развернуто в 2012-13 годах, и вскоре разведывательные подразделения сухопутных войск получили новейшую серийную технику. К настоящему времени, по сообщениям Минобороны, машины ПРП-4А были поставлены в соединения всех военных округов.
Наличие ряда современных радиолокационных и оптико-электронных систем позволяет экипажу «Аргуса» вести наблюдение и находить различные объекты на значительных дальностях. Кроме того, обеспечивается автоматическая обработка первичных данных с передачей готовой информации о целях потребителям в лице артиллерийских подразделений. С этой точки зрения новая машина ПРП-4А похожа на предшественников, однако отличается большей эффективностью работы.
Несколько недель назад, в середине октября, в открытых источниках появились сведения об отправке в Сирию, как минимум, одной машины типа «Аргус». По всей видимости, министерство обороны планирует проверить эту технику в условиях реального локального конфликта и установить его фактические возможности. При этом какие-либо подробные сведения об эксплуатации ПРП-4А в рамках сирийского конфликта отсутствуют, хотя ее цели и задачи очевидны.
С некоторого времени разведывательная машина ПРП-4А «Аргус» привлекает внимание зарубежных специалистов. В плане популярности она не может сравниться с другими современными образцами российской разработки, однако все же представляет определенный интерес. Недавняя отправка артиллерийского разведчика в Сирию подстегнула интерес зарубежной публики.
Оригинал статьи «Russia’s Argus Armored Vehicle Provides Artillery with Precision Strike Capability».
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
army-news.ru
Экипаж ПРП-4А располагает набором различных средств для наблюдения за окружающей обстановкой. В качестве упрощенного средства наблюдения должны применяться два перископических прибора на крыше башни. При этом основными инструментами для поиска целей и определения их координат являются два других прибора, оптико-электронные блоки которых располагаются в кожухах на бортах башни. Наблюдение за обстановкой и визуальный поиск целей предлагается производить при помощи активно-импульсного прибора 1ПН125 и тепловоза 1ПН126
При необходимости экипаж машины «Аргус» может развернуть выносной пункт наблюдения. Для этого предлагается использовать набор специального оптико-электронного оборудования, перевозимого машиной. Таким образом, появляется возможность более эффективного слежения за местностью и поиска целей.
В кормовой части башни предусматривается броневой кожух с подъемной крышкой, в котором в походном положении перевозится выдвижная антенна радиолокационной станции. В качестве всепогодного средства наблюдения, способного работать в любое время суток, ПРП-4А использует РЛС 1Л120-1. Эта система обеспечивает обзор крупного сектора передней полусферы и способна производить обнаружение бронетехники противника, сооружений и других объектов.
Максимальная дальность обнаружения и опознавания зависит от типа цели и используемого оборудования, а также от ряда других факторов. К примеру, цель типа «танк», стоящая на открытой местности без каких-либо средств маскировки, может быть замечена днем на расстоянии 8 км. При использовании тепловизионной аппаратуры дальность обнаружения такого объекта сокращается до 3 км. Танк противника, накрытый маскировочной сетью и не выделяющийся на фоне местности в инфракрасном диапазоне, может быть обнаружен с расстояния 2 км. Радиолокационная станция не зависит от времени суток или погодных условий, поэтому дальность обнаружения движущихся танков всегда превышает 12 км.
defence.ru