Свойственное человеческой натуре упрямство не дает людям смириться с непреложностью законов природы. Самым ярким свидетельством этому служит настойчивая вера в то, что можно построить вечный двигатель — двигатель, который будет работать бесконечно долгое время без какой-либо внешней помощи. Как ученый, занимающийся еще и общественной деятельностью, я каждый год получаю хотя бы одно письмо, уведомляющее о проекте создания такого двигателя. Иногда авторы писем предлагают мне проценты от доходов, которые можно будет получить от такого двигателя, если я обращу на него внимание соответствующих организаций.
Существует два типа вечных двигателей — те, что нарушают и первое, и второе начало термодинамики, и те, что нарушают только второе из них. Вот пример двигателя первого типа: металлический шар, расположенный между северным и южным полюсами магнита. Тяжелый металлический экран заслоняет шар от северного полюса, поэтому, если шар отпустить, он начнет двигаться к южному полюсу. При приближении его к южному полюсу металлический экран у северного полюса поднимается, в то время как другой экран между шаром и южным полюсом опускается. Шар меняет направление движения, начиная катиться обратно к северному полюсу. Точно в нужный момент экран у северного полюса падает, и шар начинает катиться обратно к южному полюсу. Как предположительно должен работать двигатель? Энергия извлекается из катящегося шара, и, если экраны расположены на концах такого балансира, на их поднимание и опускание энергия не тратится.
Недостаток этого двигателя в том, что если металлический экран движется в магнитном поле, то, согласно закону электромагнитной индукции Фарадея, в металле обязательно возникнет электрический ток. Это означает, что будет происходить утечка энергии из системы вследствие работы закона Ома. Легко видеть, что, если магниты достаточно сильны, чтобы заставить шар двигаться, они будут также достаточно сильны, чтобы вызывать большие потери сопротивления в металлических экранах при их опускании, поэтому двигатель, который на бумаге выглядит столь привлекательно, просто не будет работать.
Некоторые изобретатели предлагали более сложные вечные двигатели, и требовалось более тонкое понимание вопроса, чтобы увидеть изъяны в их конструкции. Но изъяны находятся всегда, вот почему ни одного такого двигателя мы не видели в работе. В середине ХХ века этот факт был признан Патентным бюро США. Измученное потоком патентных заявок на вечные двигатели, бюро объявило, что в будущем любая такая заявка должна сопровождаться работающей моделью. С тех пор заявители его больше не беспокоили.
elementy.ru
Один из вечных двигателей
Вечный двигатель («перпетуум-мобильник») — устройство, которое работает не покладая рук (за неимением). Известно тем, что его конструировали все из первой тысячи самых бездарных инженеров за всю историю.
Первые попытки собрать вечный двигатель относятся к Средневековью. Люди в те века были тёмные и с законами терминатородинамики не были знакомы. Поэтому все созданные в эти времена устройства делились на два типа:
Основная идея — закрутить чего-нибудь так, чтоб оно так и крутилось. Например, таковы огромные мельничные колёса, приводимые в движение бешеными хомячками-убийцами. Как известно, при дрессировке боевого хомячка более часа вращают на центрифуге со скоростью тысяча оборотов в минуту, а затем надевают на него чёрную маску без прорезей для глаз. Во время войны маску снимают, и хомячок с вращающимися глазами начинает наматывать круги (как ему кажется; на деле такая траектория именуется «логарифмическая спираль») по вражеской территории, снося всё на своём пути. Идея вечного двигателя в том, чтобы посадить боевого хомячка в мельничное колесо и спустить с поводка.
Проблема заключалась в том, что хомячок играл роль двигателя, но не был вечным. Набегавшись, он требовал немного подзарядки и пожрать. Талантливые мастера Средневековья прикрутили хомяковращательную центрифугу непосредственно к оси мельничного колеса. Покуда один хомяк работал, двое подзаряжались (т. н. «работа сутки через двое»). Но — вот беда — разряжался работяга быстрей, чем заряжал отдыхающих. Конфигурации «два работают — два отдыхают», «три работают — один отдыхает» и т. п. тоже по непонятным причинам оказались не в силах запитать хомячков.
Лишь века спустя стало понятно, что, по первому закону термодинамики, «сколько хомяка не корми, он всё равно работать не хочет». Это на время дезинформировало людей, которые решили было, что вечный двигатель невозможен. Вот тогда-то и стали строить двигатели второго рода.
См. также: Шушпанцер
Основная идея вечного двигателя второго рода — не заставлять хомячков-убийц работать, раз уж им неохота, а извлекать из них тепло. По замыслу изобретателя, когда хомячкам станет совсем холодно, они захотят согреться и передумают по поводу своего нежелания работать.
Классический двигатель второго рода — огромная железная сковородка, на которую кладут хомячка. Хомячок теплом своего тела нагревает сковородку (двигатель заряжается), но при этом охлаждается сам. Затем хомячка убирают, на сковородку кладут кусок мяса и жарят за счёт остаточного тепла (двигатель совершает работу). Когда мясо перестаёт жариться, его откладывают в сторону, а хомячка возвращают на сковородку. Цикл повторяется.
Согласно теории двигателей, сковородка с хомячком называется нагревателем, сковородка с мясом — холодильником. Чем больше разница температур нагревателя и холодильника, тем эффективнее вечный двигатель.
Кроме тривиального вечного двигателя второго рода физики придумали множество более сложных, с повышенным КПД. Так, в цикле Карно хомячок каждый раз остывает в два этапа: сперва идиотопатически расширяется (хомячок немножко распухает; понижает температуру хомячка, но не меняет его внутреннюю энергию), а затем расширяется изотермически (хомячок снят со сковородки и остаётся одинаково холодным, сковородка же отдаёт тепло на прожарку мяса).
Потом хомячка откачивают: растирают спиртом, делают ему массаж и т. д. Сперва хомячок идиотопатически сжимается: при этом повышается его температура, но он всё ещё остаётся без энергии (зачастую и без сознания). Потом хомячок сжимается ещё больше и приводится в ту же форму, в которой был в начале цикла Карно. Он постепенно становится тёплым, после чего может продолжать работу.
От вечных двигателей второго рода отказались, когда стало понятно, что не каждый раз хомячка удаётся откачать. При этом он выходит из строя, не расплатившись за массаж; расходы, разумеется, взимаются с энергетиков-экспериментаторов. Да и нагревали они сковородку всё меньше и меньше: КПД такого двигателя обычно не превышал 30 % (лучший результат показал цикл Карно — 40 %). В то время как от действительно вечного двигателя ожидалось хотя бы 100 %.
Итак, все эти многообещающие планы перечеркнул свежеоткрытый второй закон терминатородинамики — «нельзя тепло извлекать из хомяка или из любой другой среды, ничего дельного из этого не выйдет».
Котобутербродный генератор элегантно обходит второй закон терминатородинамики. Дело в том, что в его состав входят кот и бутерброд, которые создают т. н. пару сил и вращательный момент. Применённые вместе, сила лапного котоповорачивания и бутербродообращательная маслоземлестремительная сила не дают коту остыть и поддерживают его в форме безо всяких массажа там и зарядки.
В Средние века такая технология была невозможна, потому что за публичное привязывание бутерброда к кошке можно было загреметь к товарищам из Инквизиции. Настолько диким казалось это решение, что один намёк на подобные изобретения неопровержимо свидетельствовал о сговоре безумного учёного с дьяволом. Только свержение инквизиторов открыло путь современной науке и позволило собрать вечный двигатель.
Именно от котобутербродного генератора запитаны центральные сервера Абсурдопедии.
Единицы измерения вечности
Вечный двигатель
В этом разделе будут описаны некоторые действительно работающие (или могущие работать) двигатели, которые по всем внешним признакам соответствуют ррш. На самом деле, естественно, они никакого отношения к ррш не имеют. Отсюда и приставка «псевдо» — «не настоящие, поддельные».
Секрет работы некоторых из них теперь известен, однако есть и такие, которые можно принять (или выдать) за ррш, так как найти и объяснить причину их движения не всегда просто.
Эти двигатели появились давно. Они очень разнообразны по устройству; чаще всего их применяли для привода «вечных» часов, не нуждавшихся в заводе, движущихся игрушек, моделей машин и т. д. Общая черта таких моделей ррш заключается в том, что они действительно работают неограниченно долго, казалось бы, без каких-либо видимых причин. На людей, не знакомых с принципами их действия, они производят сильное впечатление. У некоторых сторонников «энергоинверсии» эти игрушки возбуждают даже надежды как «прототипы» ррш-2. Однако вполне научное объяснение всегда находится. Но есть и такие псевдо-ppm, секрет которых пока не открыт; сведения об одном из них мы приведем ниже.
Насколько известно, первым изобретателем, придумавшим и осуществившим двигатель, который работал, извлекая без помощи какого-либо постороннего источника нужную энергию из окружающей среды, был голландский инженер и физик Корнелиус Дреббель (1572-1633 гг.). Этот очень знаменитый в свое время человек, о котором теперь незаслуженно редко вспоминают, был несомненно выдающимся исследователем и изобретателем с необычайно широким кругозором, исключительным даже при сравнении с другими светилами конца XVI — начала XVII в. Биографы писали о нем, например, так: «Он был человеком высокого разума, остро мыслящий и переполненный идеями, касающимися великих изобретений... Он жил как философ...». Большая часть его работ была проделана в Англии, где он служил при дворе короля Иакова I.
Его книга на латинском языке с характерным для тех времен названием «Послание к просвещеннейшему (sapientissimus) монарху Британии — Иакову — об изобретении вечного двигателя» была издана в 1621 г. в Гамбурге. Насколько далеко он смотрел вперед, можно видеть из краткого перечисления только некоторых его достижений.
Дреббель разработал первый известный в истории техники термостат — устройство, в котором автоматически поддерживалась заданная температура независимо от ее изменений снаружи. Он сам изготовил и наладил всю необходимую для этого, говоря по-современному, «систему автоматического регулирования». Идея этого термостата была использована в инкубаторе, честь изобретения которого тоже принадлежит Дреббелю.
Дреббель изобрел, сконструировал, построил и испытал на Темзе подводную лодку, которая успешно преодолела дистанцию от Вестминстера до Гринвича (около 12 км). Она представляла собой нечто вроде вытянутого в длину водолазного колокола. Приводилась лодка в движение гребцами (от 8 до 12), сидящими внутри на скамейках, установленных так, что ноги людей не доходили до уровня воды. Самое, пожалуй, интересное, это навигационные средства и особенно система жизнеобеспечения экипажа, которые тоже были созданы Дреббелем.
Направление определялось традиционным путем — посредством компаса, но глубина погружения — по-новому, посредством ртутного барометра Это был достаточно точный прибор, так как каждый метр глубины погружения соответствовал 76 мм высоты ртутного столба.
Дня обеспечения дыхания экипажа изобретатель применил селитру, которая при нагревании выделяла кислород. Оценить талант (если не гениальность) Дреббеля можно, если учесть, что кислород был открыт шведским химиком К. Шееле в 1768-1773 гг., т. е. только через полвека. Дреббель, несомненно, был отличным химиком. Об этом свидетельствуют не только разработка им химической системы жизнеобеспечения, но и другие изобретения — детонаторы для мин из гремучей ртути Hg(ONC)2, технологии получения серной кислоты действием азотной кислоты на серу (это отметил Д. И. Менделеев в «Основах химии»), использования солей олова для закрепления цвета при окраске тканей кошенилью. Если ко всему перечисленному выше добавить, что Дреббель был специалистом по оптическим приборам, линзы для которых он шлифовал на изобретенном им самим станке, то этого будет вполне достаточно, чтобы оценить его заслуги.
Дреббель занимался и вечным двигателем. Однако такой человек, как он, не мог пойти стандартным путем, очередной раз изобретая колеса с грузами или водяные мельницы с насосами. Ему было совершенно ясно, что таким путем вечный двигатель не создать.
В 1607 г. он продемонстрировал Иакову I «вечные» часы (запатентованные им еще в 1598 г.), приводимые в движение, естественно, столь же «вечным» двигателем. Однако в отличие от многочисленных других устройств с таким же названием, он действительно в определенном смысле был «вечным». После показа королю часы были выставлены во дворце Этлхем на обозрение всем желающим и вызвали сенсацию среди лондонцев.
В чем же был секрет этих часов (вернее, их двигателя)? Вечные часы Дреббеля работали от привода, использующего, как и любой другой реальный двигатель, единственный возможный источник работы — неравновесности (разности потенциалов) во внешней среде. Мы уже говорили о них — разностях давлений, температур, химических составов и других, заторможенных и незаторможенных, на которых основана вся энергетика.
Но неравновесности, которые использовал Дреббель, — особого рода, отличные от тех, о которых говорилось в гл. 3, хотя они и связаны тоже с разностями температур и давлений. Они могут действовать в совершенно равновесной окружающей среде, во всех точках которой совершенно одинаковые температура и давление. В чем же тут дело и откуда тогда берется работа?
Секрет в том, что разности потенциалов (давлений и температур) здесь все же существуют, но они проявляются не в пространстве, а во времени. Наиболее наглядно это можно пояснить на примере атмосферы. Пусть в том районе, где находится двигатель, в ней нет никаких существенных разностей давлений и температур1: все тихо и спокойно. Но общие (во всех точках) давление и температура все же меняются (например, днем и ночью). Эти-то разности и можно использовать для получения работы (в полном согласии с законами термодинамики). Энтропия здесь, естественно, как и при всяком выравнивании разности потенциалов, будет расти.
Простейший способ использования колебаний параметров равновесной окружающей среды — поместить в нее барометр или термометр с подвижными элементами и заставить их работать — делать что-нибудь полезное. Именно так и поступил Дреббель. В его часах находился жидкостной «термоскоп», в котором уровень жидкости поднимался или опускался при изменении температуры и давления. Соединить поплавок на поверхности жидкости с приводом часов было уже делом механики, которой изобретатель владел в совершенстве.
Дреббель объяснял работу своего двигателя действием «солнечного огня». Это было не только в духе времени, но и совершенно правильно с современных позиций. Действительно, все изменения температуры и давления атмосферы определяются в конечном счете солнечным излучением.
Чертеж атмосферного двигателя Дреббеля до нас не дошел. Однако его идея вечного привода повторялась в разных модификациях и многократно использовалась другими изобретателями. По описаниям их приборов можно в определенной степени судить о том, каким мог быть двигатель Дреббеля.
Около 1770 г. англичанин Кокс предложил баромери- ческий двигатель. На рис. 5.11 приведена его принципиальная схема. Сосуд, заполненный ртутью, привешен на тросах, соединенных с ободом колеса. Сосуд уравновешивался грузом, установленным на стержне, жестко связанном с колесом. В сосуд погружена барометрическая трубка, закрепленная в верхней части. При изменениях атмосферного давления высота столба ртути в трубке менялась; соответственно часть ртути либо выливалась из трубки в сопели, разумеется, пренебречь несущественными различиями, не имеющими практического значения.
Суд (падение давления), либо вталкивалась в нее из сосуда (повышение давления).
В первом случае сосуд становился тяжелее и опускался вниз; во втором, напротив, поднимался. Это возвратно-поступательное движение заставляло колесо попеременно вращаться в противоположных направлениях. Посредством установленной на нем собачки храповому колесу сообщалось однонаправленное движение.
Эта машина была довольно крупной (в сосуде было около 200 кг ртути) и могла постоянно заводить большие часы. Вот какой отзыв дал о ней Фергюсон в 1774 г.: «Нет основания полагать, что они когда-нибудь остановятся, поскольку накапливающаяся в них двигательная сила могла бы обеспечивать их ход в течение целого года даже после полного устранения барометра1. Должен сказать со всей откровенностью, что, как показывает детальное ознакомление с этими часами, по своей идее и исполнению они представляют собой самый замечательный механизм, который мне когда-либо приходилось видеть...».
Точно так же, как колебания давления, могли использоваться для привода часов и колебания температуры. Очень простой и
Рис. 5.11. Барометрический двигатель Кокса: 1 — подвесная чаша с ртутью; 2 — барометрическая трубка: 3 — подвеска; 4 — блок; 5 — собачка; 6 — храповое колесо; 7 — уравновешивающий груз |
Остроумный двигатель такого рода создал швейцарский часовщик П. Дроз (ок. 1750 г.).
Он изготовил двухслойную пружину (рис. 5.12), внешняя часть которой была сделана из латуни, а внутренняя — из стали. Уже тогда было известно, что коэффициент теплового расширения латуни существенно больше,
!Это означает, что мощность этого двигателя была намного больше той, которая требовалась для действия часов.
Чем стали. Поэтому при повышении температуры пружина будет сгибаться (сплошная стрелка), а при понижении —
Распрямляться (штриховая стрелка) С помощью системы рычагов это разнонаправленное движение преобразуется в однонаправленное вращение зубчатого колеса, поднимающего груз или заводящего пружину. Сейчас идея Дроза широко используется в самых разнообразных тепловых приборах.
В дальнейшем было создано довольно много таких барических или термических двигателей, конструктивно более совершенных, но повторяющих по существу идеи Кокса и Дроза. Если скрыть весь механизм двигателя под кожухом, то доказать, что это не ррт, практически невозможно.
Нужно отметить, что такие и им подобные двигатели, основанные на использовании колебаний температуры и давления окружающей среды, весьма выгодны экономически вследствие своей простоты и практически неограниченного ресурса.
Иногда в литературе, в том числе и посвященной вечным двигателям, появляются оценки устройств такого рода, которые могут дезориентировать читателя.
Нельзя, например, признать правильными расчеты экономичности микродвигателя, которые приводятся в [2.6]. Автор рассуждает так: «...для суточного завода обычных ручных часов требуется работа примерно 0,4 Дж, что составляет около 5 • 10"6 Дж на каждую секунду хода часов. А поскольку 1 кВт равен 1000 Дж/с, то мощность пружины нашего часового механизма составляет всего 5-Ю-9 кВт. Если расходы на изготовление основных частей такого устройства, действующего по принципу теплового расширения, принять равными 0,01 кроны, то за машину мощностью 1 кВт нам пришлось бы заплатить 2 млн. крон (250 тыс. руб.)». Отсюда делается вывод: «Конечно же, создание и использование таких дорогих источников энергии в широком масштабе абсолютно нерентабельно».
Рис. 5.12. Двигатель П. Дроза для автоматического завода часов с двухслойной биметаллической пружиной |
Конечно, так рассуждать нельзя. Расходы, особенно в малых технических системах, при сравнении их с большими нельзя считать пропорциональными их размерам. (Тогда, например, железнодорожный костыль будет дороже булавки в 10000 раз!). Таким путем можно получить совершенно фантастические цифры. На самом деле суточные (и сезонные) колебания, например, температуры воздуха или воды могут успешно, с большим экономическим эффектом ипользоваться для решения локальных энергетических задач. Кроме работы возможно получение и других полезных результатов. В общем случае возможный полезный эффект определяется максимальной работой (эксергией), которую можно получить, приаодя какое-либо тело в равновесие со средой дважды: сначала при одних ее крайних параметрах (Ро. с» ^о. с)» а затем при других (р'о. с Ф Ро. о То. с Ф То. с)- если, например, зимой при То. с запасти большое количество льда с температурой, скажем, —10 °С, то летом при Т"с = 20 °С 1 кг льда (даже если учитывать только его теплоту плавления) будет обладать большой эксергией. Точно так же нагретый летом до температуры окружающей среды грунт может служить (и уже используется) для теплоснабжения в зимнее время.
Использование таких энергетических резервов может дать существенный экономический эффект (и в малом, и в крупном масштабе).
Другая группа псевдо-ррш не связана с изменением параметров окружающей среды. Их действие происходит, на первый взгляд, без использования каких-либо разностей потенциалов.
Среди них особенно известны «самобеглый шарик» и «пьющая утка», которую иногда называют у нас в стране «утка Хоттабыча»1.
«Самобеглый шарик»устроен очень просто (рис. 5.13). На свинцовые кольцевые концентрические «рельсы» треугольного сечения кладется медный или бронзовый шар, диаметр которого в 2-3 раза больше размера колеи. Как только экспериментатор отпускает шар, поставленный на рельсы, он начинает без всякой видимой причины катиться по рельсам, описывая безостановочно один круг за другим. Если шар остановить, а затем отпустить, то он покатится снова. Этот опыт производит большое впечатление, так как, на первый взгляд, причина движения шарика совершенно непонятна. Однако объяснение здесь очень несложное. Шарик предварительно нагревают. Теплопроводность свинца сравнительно невелика. Поэтому шарик, соприкасаясь с рельсами, нагревает места контакта. Свинец, расширяясь, образует небольшие бугорки на рельсах, с которых шарик скатывается; дальше такие бугорки образуются
Почему эту игрушку назвали именем старика Хоттабыча — героя известной книги Н. Лагина — можно только догадываться. Скорее всего потому, что Хоттабыч мог творить всякие чудеса. Мы уже видели, что его имя даже связали с ррш-2 («структура Хоттабыча»).
Непрерывно вслед за движением шарика и постоянно толкают его дальше. К тому моменту, когда он вернется к исходному месту, рельсы успевают остыть, и образование бугорков на них продолжается. Так шарик будет кататься довольно долго, пока его температура и температура свинцовых колец рельсов практически выравняются.
Этот опыт очень наглядно иллюстрирует принцип Карно. Есть разность температур — есть движение; нет разности температур — движения нет (а внутренней энергии и в шарике, и в плите с рельсами — хоть отбавляй, почти столько же, сколько было и перед началом движения; она только распределилась равномерно).
«Утка Хоттабыча», внешний вид и разрез которой показаны на рис. 5.14, не нуждается в предварительном нагреве, она и не останавливается так быстро, как шарик (а может и вообще не останавливаться). Она исправно качается вокруг горизонтальной оси, каждый раз опуская клюв в воду, чтобы напиться, и снова поднимая голову вверх. Эти движения все время повторяются без всякой видимой причины и продолжаются, пока в стаканчике есть вода. Никакой разности температур между этой водой и окружающим воздухом, которую можно было бы использовать для движения, тут нет: их температуры одинаковы.
Рис. 5.13. «Самобеглый шарик»: 1 — горячий бронзовый шар; 2 — свинцовые рельсы |
Причина движения утки становится ясной, если познакомиться с ее устройством. «Голова» утки представляет собой сосуд, соединенной прямой трубкой с «туловищем»-- другим большим сосудом, в который эта трубка входит так, что достает почти до его дна. Внутренняя полость заполнена легкокипящей жидкостью — диэтиловым эфиром (Н5С2-О-С2Н5) так, чтобы при горизонтальном положении ее уровень был примерно на середине трубки. Чтобы пустить утку в ход, нужно окунуть ее клюв в воду. Тогда вата, закрепленная на головке, увлажняется и вследствие испарения воды головка несколько охлаждается. Это приводит к некоторому понижению давления пара внутри утки и понижению температуры эфира. В этом горизонтальном положении утки паровые пространства головки и туловища сообщаются через трубку и давление в них становится одинаковым. Поскольку количество жидкости в туловище немного больше, оно перевешивает, головка поднимается и утка принимает наклонное положение, показанное на рисунке штриховыми линиями. Жидкость перекрывает сообщение между паровыми пространствами головки и туловища. Жидкость в туловище подогревается до температуры окружающей среды, частично испаряется и образовавшийся пар выталкивает большую часть жидкости через трубку в головку, которая перевешивает, и утка снова опускает клюв в воду. Обе полости снова сообщаются, давление выравнивается, и жидкость опять стекает в туловище. Процесс повторяется и может продолжаться до тех пор, пока в стаканчике, откуда утка пьет, будет вода.
Многие сторонники «инверсии энергии» очень любят и рекламируют эту игрушку. Действительно, чем не прообраз ррт-2? Она действует, «извлекая тепло из окружающей среды», и «концентрирует» его, превращая в работу. Часто и объяснения, приводимые в популярной литературе, даже посвященной вечному двигателю, вносят путаницу, например, фразы такого типа: «Постоянные качания утки происходят только благодаря тому, что она отбирает тепло от окружающего воздуха». Дело, конечно, не только (и не столько) в этом. Никакое устройство, в том числе и утка (даже принадлежащая самому Хоттабычу), не могло бы «отбирать тепло» от окружающего воздуха без затраты на это какой-либо эксергии, получ
msd.com.ua
Ему исполнилось 90 лет. Для многих это не только творческий, но и физический предел. А Александр Сергеевич смутился, когда за ним пришла машина, чтобы отвезти в редакцию на встречу, посвященную его юбилею: «Зачем беспокоились? Я бы прекрасно добрался на метро!» Другие в его годы говорят о самочувствии и лекарствах, а Александр Сергеевич накануне позвонил, чтобы рассказать о модели своего нового оригинального двигателя. Ими А. С. Абрамов и известен нашему читателю.
Моторы — его страсть. Та самая «одна, но пламенная», пронесенная через всю жизнь. Откуда она, определить непросто, ведь рос Саша Абрамов в семье столяра. Одно точно: она с детства. Четырнадцатилетним мальчишкой он уже пытается построить свой первый двигатель. Но в те времена — а это начало века! — моторы еще вообще в диковинку. Не случайно задуманный им тогда первенец был… паровым.
Испытательным стендом ему послужил обычный кухонный табурет. А основой конструкции — найденный в лавке старьевщика чечевицеобразный латунный бак. Припаял к нему необходимые трубки, краник, другие детали; установил на табурет примус, сверху взгромоздил свое сооружение, яраскочегарил» горелку и стал с друзьями ждать, когда образуется пар и нарастет давление. Минуты шли, а эффекта никакого. И тут юный изобретатель с ужасом замечает, что продолговатый бак почему-то превратился в шар. Понял: назревает взрыв! Скорее убрать примус и открыть предохранительный краник! Однако пар не выходит. Смышленый подросток догадывается, что неосторожной пайкой перекрыты отверстия. Ведром холодной воды удается-таки вовремя сбросить давление внутри бака. Тем не менее после отпаивания краника оттуда вышло столько пара, что кухня напоминала баню. С тех пор друзья стали называть его не иначе как «Сашка-двигатель».
— Вы не поверите, — рассказывает Александр Сергеевич, — но второй моей конструкцией был уже двигатель внутреннего сгорания. И из чего? Из найденной на свалке четырехдюймовой трубы с фланцем и подобного ей металлолома, как сказали бы нынешние школьники. Труба послужила цилиндром, и из нее же был изготовлен «поршень»: отрезок распилил вдоль, заузил м два месяца вдвоем с приятелем притирал с песком и наждаком, добиваясь подходящего «зеркала». Никаких колец на таком поршне, конечно, не было — некоторого уплотнения добивались, закапывая туда масло. Кое-как, но работал! Все на той же табуретке, ходившей ходуном под этим адским устройством. Конец ей пришел, когда начинающий испытатель попробовал увеличить мощность двигателя, заменив бензин… порохом. Подсыпал немного под свечку — цилиндр чмокнул, еще чуть добавил — заметно дрогнул, осмелел, удвоил порцию — ахнуло так, что все разлетелос
modelist-konstruktor.com
Толчком к этой публикации послужило письмо в редакцию отца и сына Рогоновых — наших читателей из г. Похвистнево Самарской области. Они прислали газетную статью под заголовком «Курочкин изобрел двигатель. «Тойота», «Форд» и «Крайслер» в панике» и попросили подробнее рассказать об этом двигателе. Публикации об этом двигателе были не только в региональной, но и центральной прессе. Из них можно узнать о том, что изобретение защищено пятью патентами России, что международное патентное бюро в Женеве уведомило А.Г.Курочкина о регистрации его заявки и временной защите авторских прав в 31 стране, в том числе Канаде, США, Южной Корее, Японии; что некоторые зарубежные автомобильные концерны предлагали изобретателю продолжить работы над двигателем у них, но он отказался, мотивировав отказ желанием оставить свое изобретение на Родине, в России.
Технические данные модуль-двигателя Курочкина сегодня известны многим. Однако до сих пор мало кто даже из ведущих инженеров Рыбинского авиамоторостроительного завода, где работал Андрей Геннадьевич, знает, как конкретно устроен его МД15-70. Журнал «Моделист-конструктор» — первое в мире издание, которое, с разрешения изобретателя, открыто публикует конструкцию нашумевшего мотора.
Изобретатели давно ищут возможность уйти от классической компоновки двигателей внутреннего сгорания, основанной на принципе перевода возвратно-поступательного движения поршня во вращение вала.
Один из вариантов нашел когда-то Ван-кель, создав роторно-поршневой двигатель. Однако «ванкель» не получил широкого распространения из-за свойственных ему кинематических недостатков.
Практически по той же причине не первенствуют и пластинчатые роторные машины, обладающие низким механическим КПД.
А. Курочкин сумел «нащупать» свой путь.
Во-первых, он предложил нечто среднее между ротором и турбиной. Рабочий цикл в его МД 15-70 походит на цикл в газотурбинном двигателе (ГТД) процессом непрерывной подачи топлива, горения и продувки (к слову, и на цикл Отто т
modelist-konstruktor.com