Д-25В — авиационный турбовальный двигатель. Разработан в 50-е годы в ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», Пермь) под руководством Главного конструктора Павла Александровича Соловьёва. Двухвальный, со «свободной» турбиной привода полезной нагрузки.
Двигатель предназначался для тяжёлых вертолётов семейства Ми-6:
|
ru.bywiki.com
ТВаД Д-25В создан на базе газогенератора ТРДД Д-20П и является первым в практике авиационного двигателестроения двигателем со "свободной турбиной". Двигатель прошел Государственные испытания в 1958 г. С 1960 г. Д-25В и редуктор Р-7 устанавливались на тяжелые вертолеты Ми-6, Ми-10, заменив двигатели ТВ-2Ф (см. СНТК имени Н.Д.Кузнецова). Силовая установка этих вертолетов состоит из двух двигателей, отличающихся только направлением сопла.
Двигатель рассчитан на эксплуата- цию при следующих условиях: высота до 3000 м, температура до 40°С на уровне моря. Модификация двигателя Д-25ВФ для вертолета-крана Ми-10К имеет боль- шую мощность по сравнению с базо- вым, которая составляет 6500 л.с. Че- тыре двигателя Д-25ВФ вместе с ре- дуктором Р-12 устанавливались на экспериментальном вертолете В-12 ОКБ М.Л.Миля. Отличие Д-25ВФ от базового двигателя заключается в том, что он имеет “нулевую” ступень компрессора. Модификация двигателя Д-25ВК мощностью 7375 л.с. устанавливалась на опытном вертолете Ка-22. Д-25В - это одновальный двигатель. Его осевой компрессор имеет 9 ступе- ней. Степень сжатия воздуха в ком- прессоре на взлетном режиме равна 5,6 при частоте вращения ротора 10530 об./мин. Камера сгорания труб- чато-кольцевая. Турбина компрессора состоит из одной ступени; “свободная турбина” состоит из двух ступеней с задним передаточным валом.
Топливо: ТС-1, Т-1 и их смеси.
Масло: МК-8 для газогенератора, МК-22, МК-8 и МС-20 для силовой турбины и редуктора.
Nе взл. = 5500 л.с.
Се взл. = 0,287 кг/л.с.ч
Nе кр. = 3100 л.с. (Н = 1000 м, Vп = 250 км/ч)
Се кр. = 0,343 кг/л.с.ч
πк взл. = 5,6
Тг взл. = 1160 К
Gв взл. = 26 кг/с
nкнд взл. = 10530 об./мин.
σвх = 0,980
ηкнд = 0,830
ηг = 0,980
σкс = 0,940
ηтвд = 0,880
ηтнд = 0,900
πc = 1,060
Dдв. = 572 мм
hдв. = 1158 мм
bдв. = 1086 мм
Lдв. = 2737 мм
Мдв. = 1243 кг
Действующий назначенный ресурс 6000 часов
Количество двигателей “на крыле” 39%
Отработали действующие межремонтные ресурсы и ресурс до первого капитального ремонта 50% двигателей
Количество двигателей в резерве 11%
Более 60% парка Д-25В имеют наработку с начала эксплуатации от 4000 до 6000 часов.
Планетарно-дифференциальный редуктор Р-7 (1958 г.) способен передавать рекордную по тем временам мощность в 11000 л.с. Передаточное число редуктора 69,2.
Габариты редуктора: высота 2795 мм, ширина 1551 мм, длина 1852 мм.
Д-25В до 1981 г. выпускался в ОАО “Пермский моторный завод”.
Произведено более 3000 Д-25 всех модификаций.
www.propulsionplant.ru
Д-25В — авиационный турбовальный двигатель. Разработан в 50-е годы в ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», Пермь) под руководством Главного конструктора Павла Александровича Соколова. Двухвальный, с «свободной» турбиной привода полезной нагрузки.
Двигатель предназначался для тяжёлых вертолётов семейства Ми-6:
Wikimedia Foundation. 2010.
Двигатель Стирлинга — Двигатель Стирлинга … Википедия
Двигатель Ленуара — в двух проекциях … Википедия
Двигатель авиационный — тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дирижаблей и пр.). С момента зарождения авиации и до конца Второй мировой войны единственным практически используемым Д.а. был поршневой двигатель… … Энциклопедия техники
Двигатель (значения) — Двигатель многозначный термин. Двигатель устройство, преобразующее какой либо вид энергии в механическую. Двигатель (Воткинский район Удмуртии) деревня в Воткинском районе Удмуртской республики, в пригороде Воткинска. Двигатель (компания)… … Википедия
двигатель с падающей характеристикой скорости — двигатель с сериесной характеристикой двигатель с мягкой характеристикой — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики машины электрические… … Справочник технического переводчика
двигатель с цилиндрическим ротором — двигатель с гладким ротором неявнополюсный двигатель — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики машины электрические вращающиеся в целом Синонимы … Справочник технического переводчика
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА — двигатель с внешним подводом теплоты, тепловой поршневой двигатель, в замкнутом объеме которого циркулирует постоянное рабочее тело (газ), нагреваемое от внешнего источника тепла и совершающее полезную работу за счет своего расширения. Изобретен… … Морской энциклопедический справочник
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ — ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, широко используемый в машинах и мотоциклах двигатель, внутри которого горючее сгорает так, что выделяемые при этом газы могут производить движение. Бывает двух видов ДВУХТАКТНЫЙ или ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ. В наиболее… … Научно-технический энциклопедический словарь
ДВИГАТЕЛЬ — • ДВИГАТЕЛЬ (мотор), механизм, преобразующий энергию (такую как тепло или электричество) в полезную работу. Термин «мотор» иногда применяется к ДВИГАТЕЛЮ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (который преобразует тепло, вырабатываемое горящими газами, в возвратно … Научно-технический энциклопедический словарь
двигатель — мотор, движок; движущая сила; болиндер, ветряк, пружина, рычаг, сердце, нефтянка Словарь русских синонимов. двигатель 1. мотор 2. см. рычаг Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
Двигатель судовой — энергосиловая машина, используемая для приведения в движение судна (главный двигатель) или для привода судовых электрогенераторов. На современных судах в качестве двигателя применяют дизели, паровые турбины и газовые турбины. Передача… … Морской словарь
dic.academic.ru
Двигатель предназначался для тяжёлых вертолётов семейства Ми-6:
|
Д-25 (двигатель) Информация Видео
Д-25 (двигатель) Просмотр темы.Д-25 (двигатель) что, Д-25 (двигатель) кто, Д-25 (двигатель) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Сжатый атмосферный воздух из компрессора поступает в камеру сгорания, куда также подаётся топливо, которое, сгорая, образует большое количество газообразных продуктов сгорания под высоким давлением. Затем в газовой турбине энергия давления продуктов сгорания преобразуется в механическую работу за счёт вращения лопаток, часть которой расходуется на сжатие воздуха в компрессоре. Остальная часть работы передаётся на приводимый агрегат. Работа, потребляемая этим агрегатом, и считается полезной работой двигателя. Газотурбинные двигатели имеют самую большую удельную мощность среди ДВС, до 6 кВт/кг.
Существуествует несколько различных принципиальных схем газотурбинных двигателей. Простейший газотурбинный двигатель имеет только один вал, куда устанавливается турбина которая приводит во вращение компрессор и одновременно является источником полезной мощности. Это накладывает ограничение на режимы работы двигателя.Для начала рассмотрим АИ-20 — одновальный авиационный турбовинтовой двигатель. Серийное производство начато в 1957 году. Конструкторское бюро-разработчик: ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко». Заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963—1965 гг.).
В 1957 году двигатель АИ-20 успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах – запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л.с.
Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. Сегодня продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, небольшое количество Ил-18 и все еще значительный парк самолетов Ил-38. Модификации двигателя АИ-20Д серии 5 и серии 5Э, которые предназначены для эксплуатации на транспортных самолётах Ан-32 в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов, выпускаются на предприятии и сегодня.
На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в отечественном двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов.
На основе АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24: меньшей размерности, мощностью от 2550 до 2820 л.с. С 1961 года выпущено более 11 тысяч таких ТВД, которые устанавливались на пассажирских самолётах Ан-24 и других.На фото двигатель представлен со стороны редуктора. Хорошо видны отверстия воздухозабоника и фланец крепления винта
Технические характеристикиТВД АИ-20:
Мощность на взлетном режиме: 4000 л.с.
Удельный расход топлива на взлетном режиме: 0,259 кг/л.с.ч.
Часовой расход топлива взлетном режиме: 1040 кг/ч
Расход воздуха на взлетном режиме: 20,9 кг/с
Степень повышения давления: 9,32
Температура газов максимальная: не более 720°С
Расход масла: не более 0,5 кг/ч
Масса двигателя: 1040 кг
Ресурс: до 40 000 мото-часов
На фото видны турбинные лопатки осевого 10-ступенчатого компрессора
Еще одним типом газотурбинного двигателя является турбовальный двигатель.
Такой двигатель чаще всего имеет свободную турбину. Вся турбина поделена на две части, между собой механически несвязанные. Связь между ними только газодинамическая. Газовый поток, вращая первую турбину, отдает часть своей мощности для вращения компрессора и далее, вращая вторую, через вал этой (второй) турбины приводит в действие полезные агрегаты. Реактивное сопло на турбовальном двигателе отсутствует. Выходное устройство для отработанных газов соплом не является и тяги не создаёт.
Выходной вал ТВаД, с которого снимается вся полезная мощность, может быть направлен как назад, через канал выходного устройства, так и вперед, либо через полый вал турбокомпрессора, либо через редуктор вне корпуса двигателя.
Редуктор — непременная принадлежность турбовального двигателя. Скорость вращения как ротора турбокомпрессора, так и ротора свободной турбины велика настолько, что это вращение не может быть напрямую передано на приводимые агрегаты. Поэтому между свободной турбиной и полезным агрегатом обязательно ставится редуктор для снижения частоты вращения приводного вала. В остальном принцип работы этого двигателя такой же, как и у ТРД.
Основное применение турбовальный двигатель находит в авиации, по большей части, на вертолетах. Полезная нагрузка в этом случае — несущий винт вертолёта.
Иногда ТВД выполняется многовальным. В этом случае имеется несколько последовательно стоящих турбин, каждая из которых приводит свой вал. Турбина высокого давления (первая после камеры сгорания) всегда приводит в движение компрессор двигателя, а последующие могут приводить как внешнюю нагрузку (винты вертолёта или корабля, мощные электрогенераторы и так далее), так и дополнительные каскады компрессора самого двигателя, расположенные перед основным. Разбиение компрессора на каскады (каскад низкого давления, каскад высокого давления — КНД и КВД соответственно, иногда между ними помещается каскад среднего давления, КСД, как, например, в двигателе НК-32 самолёта Ту-160) позволяет избежать помпажа на частичных режимах.
Также преимущество многовального двигателя в том, что каждая турбина работает при оптимальной скорости вращения и нагрузке. При нагрузке, приводимой от вала одновального двигателя, была бы очень плохая приёмистость двигателя, то есть способность к быстрой раскрутке, так как турбине требуется поставлять мощность и для обеспечения двигателя большим количеством воздуха (мощность ограничивается количеством воздуха), и для разгона нагрузки. При двухвальной схеме лёгкий ротор высокого давления быстро выходит на режим, обеспечивая двигатель воздухом, а турбину низкого давления большим количеством газов для разгона.
Д-25В — авиационный турбовальный двигатель. Разработан в 50-е годы в ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», Пермь) под руководством Главного конструктора Павла Александровича Соловьёва. Двухвальный, со «свободной» турбиной привода полезной нагрузки.Двигатель снят со стороны воздухозаборника и компрессора
Двигатель предназначался для тяжёлых вертолётов семейства Ми-6 и Ми-10Особенностью двигателя Д-25В является наличие в нем свободной турбины для привода вала несущего винта вертолета, не связанной кинематически с турбокомпрессорной частью двигателя. Наличие такого рода турбины дает возможность устанавливать на ней обороты, независимо от режима работы турбокомпрессорной части двигателя. Эта особенность имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ, а именно:
1. Позволяет получать желаемое число оборотов вала несущего винта вертолета по режимам и высотам полета, независимо от числа оборотов турбокомпрессорной части двигателя.
2. Позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации двигателя.
3. Обеспечивает более легкий запуск двигателя.
4. Исключает необходимость иметь в силовой установке вертолета фрикционную муфту (муфту включения).
Двигатель состоит из следующих основных узлов:
- входного корпуса компрессора с коробками приводов агрегатов;
- осевого девятиступенчатого (восьмиступенчатого) компрессора с перепуском воздуха после III и IV ступеней компрессора. Перепуск воздуха осуществляется автоматически через отверстия, прикрываемые лентами перепуска;
- трубчатокольцевой камеры сгорания с двенадцатью жаровыми трубами;
- одноступенчатой турбины, работающей на привод компрессора;
- двухступенчатой турбины (турбина винта), работающей через редуктор на привод вала несущего винта вертолета;
- трансмиссии, передающей крутящий момент от двухступенчатой турбины на редуктор;
- системы топливопитания и автоматического управления двигателем;
- системы автономного запуска со стартер-генератором;
- системы смазки и суфлирования;
- противопожарной системы двигателя;
На фото виден компрессор с ротором и камера сгорания у правого обреза кадраОсновные технические данные двигателя Д-25:Обороты: 10350/8300 об/минТяга: 6800 кгРасход топлива: 0,62 кг топлива / кг тяги в час
Масса: 1250 кг
Фото сделано с тыльной стороны двигателя. Видны камера сгорания, турбина компрессора и свободная турбина (крыльчатки убраны), вал свободной турбины.
Переходим к турбореактивному двигателю Д-30 - классике пермского двигателестроения
Принцип работы турбореактивного двигателя. В полёте поток воздуха тормозится во входном устройстве перед компрессором, в результате чего его температура и давление повышается. Проходя через компрессор, воздух еще больше сжимается, его давление повышается в 10—45 раз, возрастает его температура.
Далее сжатый воздух попадает в камеру сгорания, в так называемые жаровые трубы, либо в кольцевую камеру сгорания, которая не состоит из отдельных труб, а является цельным кольцевым элементом. В наши дни кольцевые камеры сгорания являются наиболее распространёнными. Воздух на входе в камеру сгорания разделяется на первичный, вторичный и третичный. Первичный воздух поступает в камеру сгорания через специальное окно в передней части, по центру которого расположен фланец крепления форсунки, и участвует непосредственно в окислении (сгорании) топлива (формировании топливо-воздушной смеси). Вторичный воздух поступает в камеру сгорания сквозь отверстия в стенках жаровой трубы, охлаждая, придавая форму факелу и не участвуя в горении. Третичный воздух подаётся в камеру сгорания уже на выходе из неё, для выравнивания поля температур. При работе двигателя в передней части жаровой трубы всегда вращается вихрь раскалённого газа (что обусловлено специальной формой передней части жаровой трубы), постоянно поджигающего формируемую топливовоздушную смесь, происходит сгорание топлива (керосина, газа), поступающего через форсунки в парообразном состоянии.
Газовоздушная смесь расширяется и часть её энергии преобразуется в турбине через рабочие лопатки в механическую энергию вращения основного вала. Эта энергия расходуется, в первую очередь, на работу компрессора, а также используется для привода агрегатов двигателя (топливных подкачивающих насосов, масляных насосов и т. п.) и привода электрогенераторов, обеспечивающих энергией различные бортовые системы.
Основная часть энергии расширяющейся газовоздушной смеси идёт на ускорение газового потока в сопле и создание реактивной тяги.
Чем выше температура сгорания, тем выше КПД двигателя. Для предупреждения разрушения деталей двигателя для их изготовления используют жаропрочные сплавы и термобарьерные покрытия. А также применяется система охлаждения воздухом, отбираемым от средних ступеней компрессора.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая наработка за всю историю 30 891 800 часов. В 2011 году наработка на досрочный съём двигателя по конструктивно-производственным дефектам, составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов)ТРД Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Общий вид двигателя Д-30. Слева входное отверстие воздухозаборника, справа соплоНа базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Годы эксплуатации: Д-30 I серии с 1967, Д-30 II с 1970, Д-30 III с 1982
Применение: Ту-134 (базовая модификация Д-30), Ту-154 и Ил-62 (Д-30КУ)
Обозначение: ПС-30
Всего выпущено: 8000 (только базовая модификация)
Полная масса: 1944 кг
Рабочие характеристики
Тяга взлётная: 6934 кгс
Тяга крейсерская: 1450 кгс
Температура турбины: 1316 °C
В 2015 на Пермском моторном заводе произвели 11 двигателей промышленного применения на базе Д-30
Компрессор низкого давления в разрезеОбратите внмиание как сложно здесь все устроено
А это какие-то странные цилиндры сверху, напоминающие противооткатные устройства артиллерийских орудий, расположенные в районе компрессора высокого давления
Вид на двигатель Д-30 со стороны сопла. Видны турбины привода компрессоров низкого и высокого давления. Внизу отдельно стоит кольцевая камера сгорания с расположенными по кольцу жаровыми трубами
Весь узел турбины в разрезе
А теперь перейдем у отдельным деталям двигателя Д-30 в изобилии раставленным по классу
Знаете какие самые сложные детали газотурбинных двигателей?
Правильно - турбинные лопатки. О сложности их изготовления говорит то, что турбинные лопатки производят не на заводах авиадвигателей, а на специальных заводах турбинных лопаток. Здесь все крайне сложно и высокотехнологично, начиная от профиля лопатки, технологии ее изготовления, материала и способа крепления в диске. Ведь турбинные лопатки работают под колоссальными нагрузками и в температурном диапазоне до 1500 градусов Цельсия. Как правило турбинные лопатки изготовляют из жаропрочных сплавов на основе никеляНа фото хорошо виден способ крепления лопаток к диску. Правда это лопатки компрессора.
Все блестящие лопатки на фото ниже это рабочие лопатки компрессора
От этих поверностей с плаными очертаниями и острыми коромками невозможно оторваться
Ротор осевого компрессора с десятью ступенями рабочих лопаток
Еще какое-то устройство типа редуктора
В демонстрационных целях к нему приделан ручной привод и модель получилась вполне рабочая
Еще какая-то еталь корпуса двигателя
Компрессор?
А теперь осмотрим еще один двигатель
Перед нами ТВ 2-117 — авиационный турбовальный двигатель, разработанный в 1959—1964 годах в ОКБ имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова. Выпускался серийно с 1965 по 1997 год. Всего на Пермском моторном заводе выпущено около 23 000 двигателей ТВ2-117, общая наработка которых составляет более 100 млн часов.
Двигатель предназначался для вертолёта Ми-8 и устанавливался на различные его модификации. Компрессор — 10-ступенчатый, с регулируемым входным направляющим аппаратом (РВНА) и РНА первых трёх ступеней. Турбина компрессора — двухступенчатая, свободная турбина, приводящая полезную нагрузку — также двухступенчатая.
Вид на двигатель со стороны воздухозаборного отверстия и компрессора
Технические характеристики двигателя ТВ 2-117:
Мощность на взлётном режиме: 1500 л. с.
Удельный расход топлива: 0,310 кг/л.с.·час
Мощность на крейсерском режиме: 1000 л. с.
Удельный расход топлива: 0,275 кг/л.с.·час
Сухая масса: 334 кг
Назначенный ресурс: 12 000 часовКомпрессор двигателя ТВ 2-117
Выходное устройство двигателя за которым прячется вал свободной турбиныНа этом наша экскурсия подходит к концу
Обратим внимание на еще один понравившийся мне стенд в классе. Здесь дана классификация подшипников.Очень полезный стенд для тех, кто думает, что подшипники бывают только двух видов: шариковые и роликовые
Поблагодарим команду проекта, которая работала сегодня с нами:
Продолжение следует и оно будет интересным
Да, это еще не все. Небольшой видеоролик из которого можно узнать, что уже было и что еще нас ожидает в музее Пермского авиационного техникума им. ШвецоваИспользована информация из Вики, если не указано иное.
Вниманию донаторов, любое спонсорство и жетоны ЖЖ приветствуются.
Другие репортажи из цикла "Сводите девушку в музей 2017":1. В музее современного искусства PERMM http://starcom68.livejournal.com/2215385.html2. В музее Н.Г.Славянова http://starcom68.livejournal.com/2221262.html3. В авиационном музее техникума А.Д.Швецова. Часть I. http://starcom68.livejournal.com/2240407.html4. В авиационном музее техникума А.Д.Швецова. Часть II. Двигатели http://starcom68.livejournal.com/2247576.html
starcom68.livejournal.com
Назначение: Для автоматизации
Тип: Постоянного тока с независимым возбуждением
Напряжение питания и род тока: = 24 В
Номинальная мощность: 0,025 кВт
Номинальная частота вращения: 6000 об/мин
Цена (без учета НДС): По запросу руб.
www.td-electroprivod.ru
Д-25В — авиационный турбовальный двигатель. Разработан в 50-е годы в ОКБ-19 (ныне — ОАО «Авиадвигатель», Пермь) под руководством Главного конструктора Павла Александровича Соловьёва. Двухвальный, со «свободной» турбиной привода полезной нагрузки.
Двигатель предназначался для тяжёлых вертолётов семейства Ми-6:
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105(ВК-105) · М-106(ВК-106) · М-107(ВК-107) · ВК-108 · М-224 · М-250 · М-251ТК · М-501 · МБ-100 · МГ-31 · ММ-1 · П-032 | |||||||
АЛ-7 · (АЛ-21Ф-3) · АМ-3(РД-3) · ВД-7(РД-7) · ВК-1(РД-45) · РД-9(АМ-9) · РД-36 · РД-41 · · РД-500 · Р-11-300 · Р-13 · · Р-25-300 · Р27В-300 · · Р-29-300 · · Р-95Ш · Р-195 · ТР-1 · ТР3-117 | |||||||
| |||||||
АИ-20 · АИ-20М · АИ-24 · · ВК-2 · · · Д-25 · Д-27 · Д-136 · · НК-12 · РД-600 · · ТВ2-117 · ТВ3-117(ВК-2500 · ВК-1500) · ТВ7-117 · ТВД-10 · ТВД-20 · ТВД-150 · ТВ-0-100 · ГТД-3 · · · · | |||||||
АИ-8 · АИ-9 · · ВГТД-2 · · ВСУ-10 · · · · РУ-19А-300 · ТА-4ФЕ · ТА-6 · ТА-8 · ТА-12 · · ТА18-100 · ТА18-200 |
encyclopaedia.bid