Внимание:Будьте осторожны, не обожгитесь, так как двигатель и масло могут быть очень горячими.Проверка давления масла должна производится при “Нейтральном” положении рычага переключения передач.
холостой ход | Более чем 59 (0.59, 0.6, 9) |
2,000 | 294 (2.9, 3, 43) |
Если разница велика, проверьте маслопровод и масляный насос на возможные утечки.
«Посадите» на герметик масляный насос.Загерметизируйте масляный поддон.Нанесите герметик как на масляный поддон, так и на сальник.Установите масляный поддон, установите сальник в правильной позиции.
nisman.ru
5.8. Система управления двигателем CD20EКонструктивные особенностиПроверка системы управления двигателем5.8.1. Конструктивные особенностиЭлектрическая схема системы управления двигателем (СУД) представлена в конце книги.Система включает в себя ЭБУ, основными информационными параметрами которого являются температура охлаждающей жидкости, температура топлива, частота вращения коленчатого вала двигателя, ВМТ и положение привода подачи топлива.ЭБУ представляет собой микропроцессор с цифровым программированием. Штепсельный разъем ЭБУ на 88 выводов имеет нумерацию с 1 по 70 и с 101 по 118 (рис. 3.47). Назначение выводов штепсельного разъема указано в табл. 3.18. ЭБУ расположен в салоне автомобиля под центральной частью панели приборов. Он управляет предпусковым и послепусковым подогревом, углом опережения впрыска топлива, актюатором подачи топлива и режимом холостого хода. Блок, кроме того, обеспечивает защиту от перегрузок и предотвращает останов двигателя при снижении частоты вращения коленчатого вала до 1000 мин—1. При установке рычага переключения передач в нейтральное положение ЭБУ ограничивает максимальную частоту вращения до 4000 мин—1. Если на автомобиле установлен кондиционер, ЭБУ управляет включением компрессора для предупреждения сбоя режима работы двигателя. Если на автомобиле, кроме того, установлен иммобилайзер, то сигнал после установки ключа в замок выключателя приборов и стартера сравнивается с сигналом, записанным в память иммобилайзера. Сигнал сравнения подается на ЭБУ, который выдает или не выдает разрешение на подачу питания системе управления двигателем. В случае выхода из строя какого-нибудь приводного механизма или датчика ЭБУ может в зависимости от неисправности поддержать работу двигателя в аварийном режиме. В ЭБУ есть программа слежения за работой датчиков и других устройств и записи в память возможных сбоев в их работе. Считывание информации из памяти возможно только с помощью специальной диагностической аппаратуры, которая подключается к колодке разъема диагностики, расположенной под блоком предохранителей в салоне автомобиля (рис. 3.48).
Реле питания системы находится под центральной частью панели приборов возле ЭБУ системы управления двигателем в салоне автомобиля. Включение этого реле осуществляется ЭБУ через вывод «4». Силовая цепь реле подает питание на ЭБУ через выводы «56», «61», «116» и «117», затем на датчик положения педали управления подачей топлива. Напряжение питания 12 В.Реле включения кондиционера находится в блоке реле, установленном на арке правого колеса в моторном отсеке. ЭБУ через вывод «5» включает компрессор с помощью реле включения кондиционера и реле давления в системе циркуляции хладагента. Используя сигналы, поступающие с различных датчиков, ЭБУ контролирует, чтобы включение компрессора кондиционера не вызывало сбоев в работе двигателя. В противномслучае ЭБУ не разрешает включение компрессора кондиционера, особенно если датчик положения педали управления подачей топлива выдает сигнал о нажатии педали до упора, а также при перегреве двигателя. Напряжение питания 12 В.Датчик положения валика привода ТНВД индуктивного типа установлен сбоку ТНВД. Датчик посылает на ЭБУ переменное напряжение, модулированное по частоте с таким расчетом, чтобы четыре импульса, поступающих с метки, соответствовали двум оборотам валика. Информация также поступает на тахометр. Сопротивление, измеренное на выводах «2» и «3» колодки 38-штырькового разъема ТНВД серого цвета при температуре 25° С, составляет 1,6 кОм.Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на выходном патрубке головки блока цилиндров, на задней стороне справа. Внутреннее сопротивление датчика уменьшается пропорционально повышению температуры охлаждающей жидкости. Цвет маркировки серый. Напряжение питания 5 В.Датчик положения регулировочного золотника индуктивного типа установлен под крышкой на ТНВД. Датчик подает сигнал на ЭБУ о положении регулировочного золотника актюатора подачи топлива. Он состоит из двух катушек и металлического кольца, связанного с осью актюатора подачи топлива. Перемещаясь перед катушками, кольцо изменяет их индуктивность.Калибровочный резистор установлен сбоку ТНВД. Резистор позволяет ЭБУ получать точную информацию о регулировках и конструктивных характеристиках топливного насоса. Напряжение питания 5 В.Актюатор подачи топлива выполняет функцию механического регулятора подачи топлива к ТНВД. Он управляется электронным блоком СУД. Актюатор состоит из поворотного магнита, выполненного за одно целое с регулировочным золотником, и неподвижного электромагнита, на который подается электропитание с помощью ЭБУ. Если питание не подается, возвратные пружины перемещают регулировочный золотник в нерабочее положение и прерывают подачу топлива.Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива расположен под ТНВД. При поступлении электропитания от ЭБУ электромагнитный и клапан изменяет угловое положение плунжера ТНВД по отношению к оси приводного валика.Датчик положения педали управления подачей топлива потенциометрического типа установлен на педали управления подачей топлива в салоне автомобиля. При нажатии на педаль водителем датчик подает сигнал на ЭБУ, который определяет количество впрыскиваемого топлива. Датчик соединен тросом с педалью управления подачей топлива. Напряжение питания 5 В.В датчик встроен выключатель «холостой ход—полная нагрузка». Контакты выключателя разомкнуты, когда педаль полностью отпущена, и замкнуты, когда педаль нажата до упора. Выключатель подает сигнал на выводы «31» и «32» разъема ЭБУ.Напряжение питания 12 В.Выключатель педали управления подачей топлива установлен на педали управления подачей топлива, встроен в датчик положения педали в салоне автомобиля. Контакты выключателя разомкнуты в положении «педаль полностью отпущена» и замкнуты в положении «педаль нажата до упора». При замыкании выключатель подключает на «массу» вывод «29» разъема ЭБУ. Напряжение питания 12 В.Датчик подъема иглы пьезоэлектрического типа установлен в форсунке 1-го цилиндра. Датчик посылает ЭБУ сигнал о подъеме иглы. Этот сигнал позволяет электронному блоку управления определить начало впрыска топлива и регулировать угол опережения впрыска топлива. Датчик состоит из сердечника, связанного с иглой форсунки, который перемещается относительно обмотки катушки и вызывает изменение магнитного поля.Датчик температуры топлива представляет собой резистор с отрицательным температурным коэффициентом. Он установлен под крышкой ТНВД. Датчик передает ЭБУ информацию о температуре топлива для корректировки подачи топлива в зависимости от его вязкости. Напряжение питания 5 В.Датчик частоты вращения и положения коленчатого вала индуктивного типа установлен на блоке цилиндров напротив диска, имеющего две прорези, которые формируют в обмотке датчика импульс, соответствующий углу положения коленчатого вала 70° до ВМТ. Контрольная лампа включения предпускового подогрева оранжевого цвета расположена в комбинации приборов. Лампа загорается при подаче напряжения через вывод «16» разъема ЭБУ.Реле включения пред- и послепускового подогрева крепится на панели левого переднего крыла в моторном отсеке за аккумуляторной батареей. Подключение на «массу» вывода цепи управления реле осуществляется через вывод «11» разъема ЭБУ. Напряжение на свечи накаливания подается по силовой цепи реле. При включении ключа выключателя приборов и стартера в положение «ON» свечи накаливания получают напряжение в течение 20 с, пока температура охлаждающей жидкости остается ниже 75° С. Режим послепускового подогрева начинается сразу после пуска двигателя. Свечи накаливания запитываются от 20 с до5 мин, пока температура охлаждающей жидкости не превысит 60° С.Свечи накаливания быстронагревающиеся, пальчикового типа. Сопротивление свечи при температуре 25° С составляет 0,5 Ом.Датчик скорости движения автомобиля индуктивного типа состоит из генератора импульсов, встроенного в привод спидометра. Генератор вырабатывает прямоугольный импульс амплитудой 5 В, модулированный по частоте в зависимости от скорости движения автомобиля. Сигнал передается через спидометр в комбинации приборов на вывод «26» разъема ЭБУ.Датчик положения рычага переключения передач расположен на картере сцепления. Он посылает информацию ЭБУ о положении рычага переключения передач. Датчик находится в замкнутом состоянии при установке рычага переключения передач в нейтральное положение. Контакты датчика размыкаются при включении какой-либо передачи. При этом вывод «22» разъема ЭБУподключается к «массе». ЭБУ предотвращает появление перегрузок на холостом ходу и перебоев в момент переключения передач. Напряжение питания 12 В.Датчик давления хладагента климатической установки расположен на осушителе, помещенном впереди, на левой стороне моторного отсека. Он передает ЭБУ сигнал о давлении в системе циркуляции хладагента через вывод «15». Напряжение питания 12 В.Два электромагнитных клапана системы рециркуляции отработавших газов установлены на впускном трубопроводе и управляются ЭБУ системы управления двигателем через выводы «103» и «109». ЭБУ выдает разрешение на рециркуляцию отработавших газов в зависимости от режима работы двигателя, положения педали управления подачей топлива и температуры охлаждающей жидкости. Количество отработавших газов, отбираемое для рециркуляции, изменяется в зависимости от разрежения, подводимого к клапану РОГ, который управляется двумя электромагнитными клапанами. Рециркуляция отработавших газов зависит, кроме того, от количества поступающего воздуха и осуществляется только в том случае, когда температура охлаждающей жидкости превышает 70° С. Для определения положения электромагнитных клапанов см. табл. 3.19. Электромагнитные клапаны работают в режиме двухпозиционного регулирования. Напряжение питания 12 В.
Пневмоклапан РОГ диафрагменного типа установлен на впускном трубопроводе. Он служит для обеспечения рециркуляции части отработавших газов путем направления их во впускной трубопровод. Клапан РОГ соединяется с выпускным коллектором с помощью металлического трубопровода. Он управляется двумя электромагнитными клапанами при разрежении от двигателя. Перемещение мембраны, связанной с клапаном, прекращает доступ отработавших газов во впускной трубопровод.Рециркуляция отработавших газов и смешение отработавших газов с поступающим в двигатель воздухом вызывает понижение содержания кислорода во всасываемом воздухе и, как следствие, понижение температуры горения смеси, что, в свою очередь, уменьшает количество окисей азота (NОХ), которые являются основными загрязнителями окружающей среды и оказывают особо вредное воздействие на человеческий организм.Электромагнитный клапан воздушной заслонки двухпозиционного регулирования расположен на корпусе воздушного фильтра, около воздушного клапана, и управляется ЭБУ через вывод «1». ЭБУ контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель, в зависимости от режима работы, температуры охлаждающей жидкости и положения педали управления подачей топлива. Контроль количества поступающего воздуха связан с режимом рециркуляции отработавших газов. Пока температура охлаждающей жидкости ниже 70° С, воздушная заслонка остается открытой. Напряжение питания 12 В.Пневмоклапан воздушной заслонки крепится к корпусу воздушного фильтра и управляет воздушной заслонкой на выходе воздушного фильтра. В свою очередь, клапан управляется разрежением, создаваемым двигателем, через электромагнитный клапан воздушной заслонки. Перемещение мембраны клапана, связанной с осью воздушной заслонки управления подачей воздуха, открывает или закрывает воздушную заслонку.
5.8.2. Проверка системы управления двигателемЭБУ постоянно получает питание от аккумуляторной батареи через вывод «70», защищенный плавким предохранителем № 41(7,5 А), находящимся в монтажном блоке моторного отсека. При включении выключателя приборов и стартера напряжение аккумуляторной батареи подается на вывод «38» разъема ЭБУ и на электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива по цепи, защищенной плавким предохранителем № 25 (10 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. При этом вывод «4» разъема ЭБУ подключается на «массу». Включается двойная силовая цепь главного реле питания системы. Напряжение подается на выводы «56», «61», «116» и «117» разъема ЭБУ, а также на вывод «2» выключателя положения педали управления подачей топлива. В это время питание поступает на два электромагнитных клапана РОГ и электромагнитный клапан воздушной заслонки по цепи, защищенной плавким предохранителем № 16 (10 А), находящимся в монтажном блоке предохранителей салона автомобиля. При подключении на «массу» вывода «111» разъема ЭБУ срабатывает реле предпускового подогрева. Свечи накаливания получают питание в течение времени, зависящего от температуры охлаждающей жидкости. Разрешение на пуск двигателя поступает на вывод «20» разъема ЭБУ по цепи, защищенной плавким предохранителем № 26 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. На автомобилях с кондиционером ЭБУ включает через вывод «15» колодки разъема компрессор с помощью реле включения кондиционера и реле давления хладагента в зависимости от режима работы двигателя.Проверки проводите по указаниям табл. 3.19—3.21. Меры предосторожности и предварительные проверки приведены выше в подразд. «Проверка системы управления двигателем CD20».Если в результате проверок не выявлены неисправности, тогда как признаки неисправностей присутствуют, то замените ЭБУ (в последнюю очередь).
nissan.avtobookclub.ru
Рис. 3.11. Детали механизма газораспределения и привода ТНВД: I — двигатель CD20; II — двигатель CD20E; 1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижняя часть передней крышки привода механизма газораспределения; 3 — прокладка; 4 — насос охлаждающей жидкости; 5 — правый кронштейн подвески двигателя; 6 — зубчатый шкив коленчатого вала; 7 — верхняя часть передней крышки привода механизма газораспределения; 8 — зубчатый ремень привода распределительного вала; 9 — направляющий ролик; 10 — натяжной ролик; 11 — пружина; 12 — фланец; 13 — зубчатый шкив распределительного вала; 14 — задняя крышка привода механизма газораспределения; 15 — сальник; 16 — шпонка; 17 — распределительный вал; 18 — гидравлический толкатель; 19 — сухари; 20 — тарелка пружины; 21 — наружная пружина клапана; 22 — внутренняя пружина клапана; 23 — опорные шайбы пружин; 24 — маслоотражательный колпачок; 25 — клапан; 26 — внутренняя защитная крышка зубчатого ремня привода ТНВД; 27 — зубчатый шкив привода ТНВД; 28 — зубчатый ремень привода ТНВД; 29 — наружная защитная крышка зубчатого ремня привода ТНВД; 30 — вакуумный насос |
В двигателе применен клапанный распределительный механизм с гидравлическими толкателями и верхним расположением распределительного вала, приводимого в движение зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение приводного ремня регулируется полуавтоматическим роликовым устройством. Детали механизма изображены на рис. 3.11.
Рис. 3.12. Детали головки блока цилиндров: 1 — пробка маслоналивной горловины; 2 — крышка головки цилиндров; 3 — прокладка крышки головки блока цилиндров; 4 — крышки подшипников распределительного вала; 5 — головка блока цилиндров; 6 — прокладка головки блока цилиндров; 7 — вихревая камера; 8 — седла клапанов |
Головка блока цилиндров (рис. 3.12) отлита из алюминиевого сплава. Седла клапанов, направляющие втулки клапанов и вихревые камеры типа Recardo Comet V запрессованы в головку. Номинальная высота головки блока цилиндров 116,6—117,0 мм. Максимальная неплоскостность поверхности сопряжения головки с блоком цилиндров 0,1 мм. Диаметр отверстий под подшипники распределительного вала 30,000—30,021 мм. Диаметр отверстий под направляющие клапанов: номинальный 10,075 мм, ремонтный 11,185—11,196 мм.
Направляющие втулки клапанов изготовлены из чугуна и запрессованы сверху в головку блока цилиндров. Наружный диаметр втулок: номинальный 11,023—11,034 мм, ремонтный 11,223—11,234 мм. Внутренний диаметр 7,000—7,015 мм.
Седла клапанов изготовлены из стали и запрессованы в головку блока цилиндров. Параметры фасок седел клапанов приведены в табл. 3.6.
Таблица 3.6 Размеры фасок седел клапанов
Параметр | Седло впускного клапана | Седло выпускного клапана |
Ширина рабочей фаски, мм | 1,91 | 1,71 |
Угол рабочей фаски | 90° | 90° |
Угол шлифовки нижней фаски | 70° | 0° |
Угол шлифовки верхней фаски | 0° | 0° |
Каждый впускной и выпускной клапан имеет две (наружную и внутреннюю) пружины. Пружины впускных и выпускных клапанов одинаковые.
Характеристики пружин клапанов приведены в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Характеристики клапанных пружин
Параметр | Наружные пружины | Внутренние пружины |
Длина пружины в рабочем состоянии, мм | 43,2 | 38,2 |
Длина пружины под нагрузкой, мм/Н | 36,1/168 | 32,6/80 |
Допустимая несоосность витков, мм | 2,1 | 1,9 |
Толкатели клапанов гидравлические. Свободный ход толкателей: номинальный 0,023—0,059 мм, предельно допустимый 0,1 мм.
Клапаны изготовлены из специальной стали, установлены в один ряд над цилиндрами вертикально. Приводятся в действие кулачками распределительного вала через гидравлические толкатели, поэтому регулировка зазоров в приводе не требуется.
Характеристики клапанов приведены в табл. 3.8.
Таблица 3.8 Размеры клапанов
Параметр | Впускные клапаны | Выпускные клапаны |
Диаметр тарелки клапана, мм | 39,0-39,2 | 32,0-32,2 |
Диаметр стержня клапана, мм | 6,965-6,980 | 6,945-6,960 |
Общая длина клапана, мм | 100,53-100,97 | 100,38-100,82 |
Прокладка головки блока цилиндров изготовляется из синтетических материалов с металлическими вставками вокруг цилиндров. При установке прокладки метка «TOP» должна быть обращена к головке блока цилиндров.
Выпускаются прокладки четырех размеров по толщине в зависимости от выступания поршней по отношению к поверхности блока цилиндров. Толщина маркируется вырезами на кромке прокладок (табл. 3.9).
Таблица 3.9 Толщина прокладок головки блока цилиндров
Выступание поршней, мм | Толщина прокладки головки блока цилиндров, мм | Выпускные клапаны |
Менее 0,505 | 1,1+0,03 | 0 |
1,15+0,03 | 1 | |
0,505-0,555 | 1,20+0,05 | 2 |
Более 0,555 | 1,25+50,05 | 3 |
Распределительный вал отлит из чугуна, имеет восемь кулачков и вращается в пяти подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными крышками. Допустимый осевой зазор распределительного вала 0,115—0,188 мм. Высота кулачков распределительного вала: впускных клапанов 49,20 мм, выпускных клапанов 49,15 мм. Предельно допустимый износ 0,2 мм. Диаметр шеек распределительного вала 29,0935—29,955 мм.
Зазор между шейками распределительного вала и отверстиями опор: номинальный 0,045—0,086 мм, предельно допустимый 0,1 мм. Предельно допустимое биение 0,05 мм.
Ремень привода распределительного вала марки Nissan натягивается полуавтоматическим натяжным роликом.
Привод клапанов осуществляется кулачками распределительного вала через плунжеры гидравлических толкателей, установленных непосредственно в головке блока цилиндров.
Рис. 3.13. Гидравлический толкатель: 1 — обратный клапан; 2 — кулачок распределительного вала; 3 — толкатель; 4 — цилиндр; 5 — пружина компенсации зазоров; 6 — стержень клапана; А — камера высокого давления; Б — канал подачи масла к толкателю; В — накопительная камера |
Гидравлический толкатель состоит из двух основных подвижных частей: собственно толкателя 3 (рис. 3.13), служащего одновременно в процессе работы плунжером, и цилиндра 4. Под давлением пружины 5 плунжер и цилиндр отодвигаются друг от друга, благодаря чему выбирается зазор между кулачком распределительного вала и торцом стержня клапана. Заполнение и запирание камеры А высокого давления обеспечивается обратным клапаном 1.
Рис. 3.14. Действие гидравлического толкателя: I — начало подъема клапана; II — максимальный подъем клапана; III — компенсация зазора между кулачком и толкателем; IV — каналы в гидравлическом толкателе: А — вентиляционное отверстие; Б — канал подачи масла к толкателю; V — канал подвода масла от масляного насоса |
В момент начала подъема клапана (рис. 3.14, I), т.е. в момент набегания кулачка распределительного вала на торец толкателя, обратный клапан запирает камеру и давление в ней возрастает. Увеличение давления не приводит к уменьшению объема, занимаемого маслом в камере высокого давления. Толкатель, таким образом, работает как твердое тело. В момент максимального подъема клапана (см. рис. 3.14, II) кулачок распределительного вала с силой давит на толкатель, что приводит к значительному увеличению давления в полости толкателя. Небольшое количество масла выбрасывается через неплотности между цилиндром и плунжером, что приводит к сжатию гидравлического толкателя максимально на 0,10 мм. Такое сжатие конструктивно необходимо для приработки толкателей при уменьшении расстояния между кулачком распределительного вала и торцом толкателя.
Компенсация зазора между кулачком и толкателем (рис. 3.14, III) происходит следующим образом. Кулачок распределительного вала не давит на толкатель, и давление в камере высокого давления падает. Пружина разводит плунжер и цилиндр, выбирая тем самым зазор между кулачком и торцом стержня клапана. В этот момент открывается обратный клапан, некоторое количество масла поступает из накопительной камеры в камеру высокого давления. Это количество зависит от величины выбираемого зазора.
Повышенная шумность работы привода клапанного механизма после пуска двигателя не является признаком неисправности. Появление шума связано с тем, что при остановке двигателя часть масла вытекает из полости толкателей. С началом работы двигателя камера высокого давления вновь заполняется и шум прекращается. Заполнение камеры высокого давления продолжается до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Конструкция смазочного контура головки блока цилиндров исключает полное удаление масла из каналов после остановки двигателя. Это обеспечивает подачу масла в толкатели сразу после пуска двигателя и скорейшее прекращение шумов в приводе клапанного механизма.
После остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, стекает масло, а каналы подвода масла к толкателям остаются заполненными маслом. Для того чтобы в момент пуска двигателя воздух не поступал под действием давления масла в полость толкателя, в каналах подачи масла к толкателям имеются вентиляционные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полости толкателей. Кроме того, вентиляционные отверстия позволяют снизить давление масла, поступающего в толкатели (рис. 3.14, IV и 3.14, V).
В табл. 3.10 приведены фазы газораспределения двигателя CD20E.
Таблица 3.10 Фазы газораспределения двигателя CD20E
Параметр | Значение, град |
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска | 14 |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия | 38 |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода | 56 |
Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска | 12 |
Периодичность замены приводного ремня — через каждые 90 000 км пробега. Стрелки, нанесенные на ремень, должны соответствовать направлению вращения.
almeran15.ru