Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал - алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной "копейки" или "шестерки". Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине... И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение. Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса :-) Сегодняшний мой рассказ о нем - об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере "Бриллиантовая рука" - знакомтесь: Москвич - 408.
Разработка автомобиля официально началась в 1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич - 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в "кап. странах", а второе - то что он безнадежно устарел.
Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок "Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые", некоторые качества Волг и Москвичей оцениваются весьма высоко. Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили. Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет. Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины. 12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства - Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение предало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И "космическая" тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов - невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:
Эти прототипы датированы 1962 годом:
Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:
BMW 1500
Renault 8/10
Opel Kapitan A
М-408
Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается "начинки", то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял "расточенный" двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с. Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.
В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала "За рулем" того года посвящается "Москвичу":
вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:
"...«Москвич-408» - малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»......«При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах. «Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку. Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!"...
Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на "загнивающем" западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем diecast43 )
А вот эта статья уже от 1968 года:
На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.
Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:
Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением "экспортной составляющей" будущей модели. В частности, под влиянием главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 - ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране. 13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. "В Европе такое уже не носят!" - иронически замечали сотрудники ведомства.
Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что: «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"
А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже: "У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха"
Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:
Год | выпущено машин | экспортировано машин |
1964 | 80.168 | 32.052 |
1965 | 76.825 | 34.549 |
1966 | 82.374 | 42.508 |
1967 | 90.303 | 46.315 |
1968 | 97.666 | 53.392 |
1969 | 101.836 | 64.767 |
Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем "Турист", который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека "легким движением руки" превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным. На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему - теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно - из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь "буржуазного" автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел...
В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с. Существует мнение, что это мотор был "цельностянут" с двигателя БМВ - однако, это не так. Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.
В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей. Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия - "ИЭ". (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест. В 1967 году производство "412ых" так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически, 412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.
В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах. Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт. Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было "Лондон - Мехико" 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран. О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:
" Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт-
ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но... в руках у него был автомат, который он держал так, будтоидет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)
Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу(фотографии сделаны pkuneev )
М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на класс владельца. В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.
Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы. После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:
Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и "живьем" выглядит весьма эффектно.
Москвич-408 также успел побывать киногероем. Самую известную его "роль" мы уже описали выше - это машина шефа в Бриллиантовой руке...
... и головокружительная сцена погони в "невероятных приключениях итальянцев в России". Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.
Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго. За долгую конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете, эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)
Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой эпохи. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов...
Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)
P.S. Дорогие друзья: при обнаружении в тексте неточностей и подозрительных предметов просьба немедленно сообщать водителю (т.е. мне)
pos1t1ve.livejournal.com
СОВЕТСКИЙ АВТОМОБИЛЬ «МОСКВИЧ-408» ВЫПУСКА 1964 ГОДА. Юношеские впечатления порой накладывают свои стереотипы на всю нашу жизнь. Забавно, что именно «Москвич-408» остался в моем сознании настоящим легковым автомобилем, а не его преемник «412-й», и не появившийся на шесть лет позже супермассовый ВАЗ-2101 «Жигули». И когда в начале 1990-х годов мне сообщили, что некий автовладелец, человек весьма преклонных лет, хочет продать автомобиль «Москвич-408ИЭ» с небольшим пробегом, в общем-то, за очень небольшие для того времени деньги, я тут же договорился с хозяином о встрече.
Гараж, в котором хранился «Москвич», оказался чем-то вроде машины времени — когда распахнулись створки ворот, за ними стоял новехонький четырехфарный экспортный «408-й», на спидометре которого было лишь 16 тысяч километров! Ни царапинки, ни вмятинки, свежая резина, «живые» амортизаторы, запустился, что называется, с пол-оборота… Завершить сделку договорились через неделю, но хозяин вдруг почему-то передумал — как видно, не захотел расставаться со своей машиной. Ну а мне так и не удалось стать обладателем мечты моей далекой юности.
В далеком 1964 году, когда на Московском заводе малолитражных автомобилей взамен морально устаревших легковушек «Москвич» второго поколения с индексами 402 и 407 с конвейера сошли сверкающие свежей краской «408-е». Внешний облик нового автомобиля разительно отличался от дизайна предшественников — на смену округлым формам пришел «чемоданный» стиль с хвостовыми килями, характерными для продукции американского автопрома. Поначалу машина выпускалась с двухфарной системой головного освещения, а с 1968 года экспортные «москвичи» оснащались уже четырьмя фарами. Словом, новичок выглядел как стиляга среди бояр — его дизайн был ничем не хуже, чем у зарубежных машин-ровесников, таких, как Opel Kadett или Renault 8
modelist-konstruktor.com
Москвич-408 | базовый седан (с 1964). |
Москвич-408Б | с ручным управлением. |
Москвич-408И | специальный экспортный |
Москвич-408К | машинокомплект на экспорт. |
Москвич-408М | седан медслужбы |
Москвич-408П | правый руль, рычаг КПП только напольный. |
Москвич-408Т | такси |
Москвич-408У | учебный, с дополнительными педалями |
Москвич-408Э | экспортный |
Москвич-408Ю | в тропическом исполнении. |
На базе 408 с другими кузовами: | |
Москвич-426 | базовый универсал (с 1967).. |
Москвич-426М | универсал медслужбы. |
Москвич-426Т | универсал-такси. |
Москвич-426Э | экспортный универсал. |
Москвич-426К | универсал-машинокомплект. |
Москвич-426Ю | универсал в южном исполнении. |
Москвич-426И | специальный экспортный, европейские нормы безопасности. |
Москвич-426ИЭ | так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 |
Москвич-426П | праворульный универсал |
Москвич-433 | фургон (с 1966). |
"Москвич-408" - советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Производился Московским заводом малолитражных автомобилей с 1964 по 1975 год. Отличался современным и элегантным внешним видом, не уступающим даже моделям капиталистических стран. Дизайнер - Эдуард Молчанов. До трети объема выпуска модели "408" шло на экспорт. Затем на ее базе была создана более мощная модель "412".
«Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». Существовала также «переходная» модель от второго поколения к третьему — «Москвич-403», которая сочетала кузов и двигатель предыдущего поколения с основными техническими элементами будущей модели «408», она выпускалась с 1962 по 1965 год, с какого-то момента параллельно с М-408.
Сохранив основные габариты практически аналогичными своим предшественникам, автомобиль получил полностью новый, более низкий кузов современной формы, с более просторным и комфортабельным салоном, отличной обзорностью с места водителя и более рациональным расположением пассажиров, а также 13" обода колёс, намного лучше вписывающиеся в представление о дизайне европейской малолитражки начала шестидесятых годов. Стал немного мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические качества, заметно улучшились ходовые качества — устойчивость и управляемость. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне, однако надёжность работы тормозной системы была повышена, а объём работ по техническому обслуживанию — сокращён за счёт «самоподвода» колёсных тормозных цилиндров.
Кузов базовой модели — самонесущий, цельнометаллический, типа «четырёхдверный седан». Существовали версия с кузовом «пятидверный универсал Москвич-426», и «фургон Москвич-433», а также многочисленные модификации. «408» отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокие уровни комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей», а также коробку передач с не синхронизированной первой скоростью.
До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 % (последнее — с учетом модели «412»).
В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh, Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырёхфарный). В Болгарии автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. В Бельгии сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы, причём иногда под собственной маркой — как Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita, причём часть автомобилей бельгийской сборки комплектовалась европейскими дизельными двигателями.
До 1969 года «Москвичи» моделей «408» и «412» сохраняли кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели «412», но сохранил внешнее оформление.
В 1969 году и на М-408, и на М-412 появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР, горизонтальными задними фонарями с отдельными треугольными указателями поворотов и улучшенной пассивной безопасностью, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности («И») и потенциальную возможность экспортирования («Э»).
«Москвич-408» был первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту.
Разработка автомобиля началась в 1959 году (дизайнер — Б. С. Иванов).
Особое внимание при проектировании уделялось дизайну, так как многие технические решения автомобиль унаследовал от предыдущего поколения, которое в процессе своего производства непрерывно модернизировалось, в результате чего пошедшая в серию в 1963 году модель «Москвича-403», ещё имевшая старый кузов образца 1956 года, уже содержала основные технические элементы будущего «408-го».
На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова «живого» серийного «Москвича-407». Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трёх вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». Первые прототипы имели «двухэтажное» оформление передка, как у предыдущей модели, и 15-дюймовые обода колёс. Впоследствии по соображениям улучшения внешнего вида автомобиля размерность колёс была снижена до 13", а решётка радиатора стала однорядной, как на наиболее современных на тот момент серийных моделях западных фирм.
В 1961—1963 годах было построено четыре автомобиля-прототипа с различными вариантами оформления, были проведены их испытания. Впоследствии было построено ещё несколько прототипов, уже предсерийных и по внешности весьма близких к будущему серийному автомобилю.
Первые серийные экземпляры «Москвича-408» сошли с конвейера в сентябре 1964 года, а в 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации Москвич «408Э» с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).
В агрегатной части особых новаций не наблюдалось. Как уже упоминалось, многие узлы и технические решения «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся на тот момент моделей предыдущего поколения — М 407 и в особенности «переходного» М 403: верхнеклапанный двигатель (за вычетом ряда незначительных отличий вроде нового двухкамерного карбюратора К-126), четырёхступенчатую коробку передач с переключением расположенным на рулевой колонке рычагом через вал, концентричный рулевому (а не расположенный сбоку от него соосно как на М-402 и М-407), переднюю подвеску с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза с автоматической регулировкой («самоподводом»), и так далее. Эти узлы были разработаны сравнительно недавно и постоянно совершенствовались, поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. Такая политика постепенного внедрения новых узлов и агрегатов через «переходные» модели, без радикальной перестройки производства, соответствовала более скромным возможностям МЗМА по сравнению, например, с Горьковским заводом, который в те годы мог себе позволить создавать автомобили «с нуля», практически без заимствования технических решений с предыдущего поколения «Волга» ГАЗ-21 относительно ГАЗ-М20 «Победы», ГАЗ-13 «Чайка» относительно ЗиМ-а, ГАЗ-53 относительно ГАЗ-51).
За время своего выпуска автомобиль неоднократно был существенно модернизирован. Наиболее важными были следующие модернизации:
Рестайлинг декабря 1969 года; тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, который имел иное оформление передка — прямоугольные фары, новые подфарники, новая решётка радиатора, прочие изменения, и задка — прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и так далее. Такой же кузов одновременно получил и «Москвич-412».
До этого «Москвич-408» и «Москвич-412» выпускались в старом, «408-м» кузове, но для модели Москвич-412 он был несколько видоизменён для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя (точнее, существовало два варианта кузова: ранний 408-й, который при необходимости дополнительно адаптировался к установке 412-го мотора, и, с определённого момента, так называемый «унифицированный», сохраняющий внешнюю отделку аналогично предыдущему варианту, но уже приспособленный для установки обоих вариантов силового агрегата без каких либо переделок; в декабре 1969 же он был заменён на также унифицированный кузов, но уже с новым внешним оформлением).
Следует особо отметить, что не существовало никакой «переходной» модификации от М-408 к 412: оба автомобиля выпускались параллельно и параллельно проходили через этапы модернизации, хотя в последнем «412-й» обычно и лидировал. Производство обеих машин было прекращено одновременно, с переходом к выпуску автомобилей семейства М-2140 / 2138, и впоследствии выпуск автомобилей этого семейства с 412-м и 408-м моторами вёлся под новыми обозначениями также параллельно. Так что иногда встречающееся обозначение М-408 в позднем кузове как некоего «переходного» варианта ни на чём не основано. Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретическим любой М-408 или 412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже, в разделе «Модификации»).
Модернизации 1971 года, когда появилась новая панель приборов, полностью закрытая пластиковой мягкой накладкой; и мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой. Остальные модернизации не оказали столь существенного влияния на внешний вид и потребительские свойства автомобиля.
Автомобиль Москвич-433 Фургон имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь появилась возможность подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.
Снят с производства «Москвич-408» был в 1976 году, при переходе к модернизированному семейству М-2140 / 2138, однако его прямым наследником в модельном ряду стал «Москвич-2138», по сути представлявший тот же «408-й» с модернизациями, аналогичным полученным базовой моделью М-2140 относительно М-412.
Москвич-400 - легковой заднеприводный автомобиль, выпускался заводом МЗМА (Московском заводе малолитражных автомобилей - так в 1945 - 1968 гг. назывался АЗЛК)...Читать полностью
dar-web.ru
В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408. Москвичи-408 и (позднее) 412 с 1966 до 1976 года собирались в НРБ, затем там собирались модели 2140 и 2141 «АЛеКо».
Еще в 1959 году на заводе МЗМА приступили к созданию новой модели Москвич-408 с совершенно новым кузовом, в дизайн которого внес немалый вклад художник-конструктор Б.С. Иванов. В 1961 году образцы нового автомобиля Москвич-408 были предъявлены государственной комиссии, в результате работы которой машина была рекомендована к производству. В этом же году производство автомобилей модели 408 было организовано и на Ижевском машиностроительном заводе.
В 1967 году с главного конвейера МЗМА сошел миллионный Москвич. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал — алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт.
Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины.
Уверен, что это достижение предало сил и дизайнерам Москвича. Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается «начинки», то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. Москвич-408» — малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом.
На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей. Фактически, 412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей.
М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы. После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова.
Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Мне кажется, в 59 году «Москвич», вставший на конвейер всего 3 года назад (плюс форсированный в 58 году новым двигателем) ещё не был безнадёжно устаревшим. Такой же кузов имели и первые Москвичи-412.
В обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности и возможность экспортирования. 408-й отличался стильным и современным для середины шестидесятых годов дизайном, комплектация была достаточно богатой для его времени и класса. Однако, автомобиль имел устаревший и довольно слабый нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей Москвичей.
Многие узлы «Москвич-408» унаследовал от модели Москвич-403: двигатель (за вычетом ряда отличий), четырёхступенчатую коробку передач с рычагом управления на рулевой колонке, многие детали подвесок. Москвич-408Э — экспортный, не обязательно с четырёхфарной облицовкой радиатора. Москвич-408Ю- в тропическом исполнении. В 1964 году в опытном порядке были созданы два образца «Москвич-408 Турист», напоминающие популярные в те годы в Европе недорогие спортивные автомобили на базе серийных малолитражек.
Последнему автомобиль был обязан и отличной обзорностью. Основными отделочными материалами были крашенный в цвет кузова металл и кожзаменитель (одного или двух цветов). Посадка по стандартам тех лет была достаточно удобной и высокой — значительно выше, чем в позднейших моделях ВАЗ, но всё же ниже, чем в ГАЗ-21 или предыдущих моделях «Москвича».
Впоследствии выпуск двухцветных Москвичей был прекращен, так как прошла мода на такую окраску. Так же в два цвета Москвичи красили иностранные дилеры, например Scaldia-Volga S.A. (Бельгия) или Konela (Финляндия).
Главным отличием от 403-го был примененный на М-408 двухкамерный карбюратор К-126 (в те годы — нечасто встречающееся в этом классе конструктивное решение). Коробка передач была, по сравнению с двигателем, новейшей разработки (1957 г.), относительно модели Москвич-403 был лишь изменён привод включения передач. Коробка передач была четырёхступенчатой, с синхронизаторами на II, III и IV передачах.
В июле 1965 года завод полностью перешел на выпуск модели Москвич-408, окончательно сняв с производства переходную модель. Первоначально Москвич-408 выпускался в кузове с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. Ходовая часть аVтомобиля Москвич 408 была весьма надежной. Внедрение нового автомобиля началось в 1962 году, и было разбито на три этапа с использованием переходной модели Москвич-403.
mariantas.ru