Знаменитая линейка автомобилей ВАЗ 2104, наиболее распространенный из которых ВАЗ 21047, внесла огромный вклад в развитие советского и российского автопрома. Это второй в истории отечественного машиностроения автомобиль типа универсал (после 2102), который превосходит своего предшественника по всем показателям. Он более динамичен, комфортен, красив и современен.
Внешний вид четвертая модель позаимствовала у «пятёрки». Имея в своем арсенале совокупность таких качеств, как просторность, удобство и простота в эксплуатации, за годы выпуска модель 07 стала одной из самых продаваемых на просторах СНГ и даже экспортировалась за границу. Многие питают искренний интерес, за что же четверка так полюбилась отечественным водителям. Рассмотрим все модификации ВАЗ 2104, что выпускались за годы серийного изготовления в Тольятти.
Машина ВАЗ 2104 является универсалом с задним приводом. Серийное производство автомобиля стартовало в далеком 84 году. Первое время выпуск данной модели происходит наряду с продажами 02 модели (также универсала). Но уже спустя год четвертая Лада полностью вытеснила с рынка своего старшего товарища, обеспечив себе повышенный спрос. Лада впитала все лучшие качества автомобиля того времени: максимально возможный потребительский эффект при минимальной себестоимости.
Затраты на разработку были незначительными, поскольку кузов ВАЗ 2104 автомобиля был позаимствован у Лады 2105. Другими словами, «пятёрку» переоборудовали в универсал в первую очередь за счет добавления выштампованных жёстких деталей, что появились благодаря более длинной крыше. Такое строение кузова позволяло даже закреплять багажник на крышу, что добавляет еще больше практичности универсалу. Вместо крышки багажника появилась пятая дверь большого размера.
Ноу-хау, которое пошло на пользу, — применение стеклоочистителя заднего стекла и его обогрева. Правда, базовые версии стали оснащаться такой функцией лишь спустя 10 лет.
Салон четверки практически полностью взят у прототипа. Исключение — заднее сиденье, которое является складным, помогает в разы увеличить вместительность багажника и даёт возможность поместить в багажном отделении довольно крупный груз. Предельная нагрузка была увеличена до 450 килограмм.
В самой «бедной» комплектации салон до невозможности прост. На стандартной панели минимум самых необходимых устройств. Обивка тканевая, подголовники из кожзама являются съёмными, на полу коврики из резины. Более дорогая комплектация предлагает ворсованную трикотажную обивку кресел, накладки на двери, ворсованные ковры, центральную многофункциональную консоль на панели приборов, улучшенный руль.
Вернуться к оглавлениюВ случае ВАЗ 2104 обзор продолжим рассмотрением всевозможных модификаций, потому как их целых 9. Четверка выпускалась более 20 лет. За это время с конвейера сходило огромное количество модификаций автомобиля. В зависимости от набора технического оснащения за годы производства выпускались следующие разновидности Лады 2104:
Размеры кузова, длина, габариты у всех разновидностей четверки являются идентичными. Разницу создают технические характеристики 2104. Рассмотрим отличия под капотом.
Версии | Двигатели |
04 | У стандартной модели 04 карбюраторный двигатель объемом 1,3 л полностью позаимствован у пятерки, коробка четырехступенчатая. |
Версия 041 | предлагает компактный маломощный 1,2-литровый двигатель от «копейки» 2101, тип агрегата и коробки аналогичен базовой версии. Данная модель в серийный запуск запущена не была. |
Модель 042 | Оперирует мотором 1,5 литров, самая важная отличительная черта — праворульное управление. |
043-я версия | Имеет такой же движок, но она уже оборудована 5-ю ступенями коробки переключения скоростей. |
Самые большие объёмы двигателей имеют экспортные модели ВАЗ 21044 и ВАЗ 21045 — 1,7 и 1,8 л соответственно. Данные моторы также оборудованы моновпрыском топлива, коробка из 5 ступеней. Модель ВАЗ 21044 дошла до этапа серийного экспортного выпуска, а ВАЗ 21045 — нет. Тест-драйв ВАЗ 2104 с приставкой 5 успели провести немногие. Модели 045Д и 048 имеют двигатель образца дизель 1,5 и 1,8 литров соответственно. Трансмиссия, как и у всех последующих модификаций — пятиступенчатая.
Самая распространенная модель — 21047. Она оснащена 1,5 литровым карбюраторным мотором от жигулей «тройки». Ручная коробка также имеет 5 ступеней переключения. Салон, в отличии от базовой версии, позаимствован у «семёрки». Он является более доработанным и таким же практичным. На модели для продажи за границей устанавливались даже радиаторные решетки от 2107.
Самый современный из силовых агрегатов в арсенале четвертой модели — в версии 041. Автомобиль ВАЗ 2104 оборудовался уже не карбюраторным, а инжекторным бензиновым двигателем с внушительным объёмом в 1,7 л. Трансмиссия по-прежнему остается пятиступенчатой. Общая электросхема автомобиля также позаимствована у седьмой модели Лады.
Существует тенденция оснащать «четвёрки» газотурбинным нагнетателем, в результате модель приобретает название ВАЗ 2104 турбо. Самый лучший эффект от такой процедуры может быть достигнут в случае экспортных моделей ВАЗ 21044 и ВАЗ 21045, у которых большие объёмы двигателей.
Вернуться к оглавлениюОтечественный универсал имеет внушительны габаритные размеры: 4,12 м в длину, 1,65 м в ширину, высота — 1,44 м, собственный вес — 1,02 т (полезная масса 450 кг), ширина базы составляет 2424, задняя колея на 4,4 см. Клиренс как для универсала, к тому же отечественного, довольно внушительный — 17 см. У ВАЗ 2104 технические характеристики двигателя подобраны оптимально. Установлен мотор 2103, что имеет рабочим объем 1,452 литра. При достижении максимального крутящего момента автомобиль развивает максимальную мощность в 71 л. с.
Ходовое устройство ВАЗ 047 состоит из независимой передней подвески и зависимой задней. Спереди расположены поперечные рычаги, цилиндрические пружины, амортизаторы и стабилизатор. Сзади в наличии пять штанг (одна расположена поперёк и четыре вдоль), жёсткая балка, гидроамортизаторы и пружины. В качестве трансмиссии применена 5-диапазоннная коробка переключения передач с однодисковым сцеплением.
Эксплуатация данной модели предполагает неплохой уровень безопасности. Тормозная система надежная, представлена дисковыми передними и барабанными задними тормозами. Спереди на тормозах имеются два гидроцилиндра. Также машина оснащена гидравлическим приводом тормоза и сцепления с дорогой. VAZ 2104 оборудован камерными, радиальными покрышками и 13-ти дюймовыми дисками из штампованной стали. Ведущая пара колёс — задняя. Багажник и бензобак ВАЗ 2104 составляют соответственно 345 и 45 л. При этом топливный бак имеет стационарное значение объёма, а багажное отделение можно увеличить 1030 литров путем складывания задних кресел.
У ВАЗ 2104 характеристики динамики и резвости некардинально уступают современным аналогам.
expertvaz.ru
Двигатель (продольный разрез). 1. Коленчатый вал. 2. Крышка первого коренного подшипника; 3. Держатепь переднего сальника коленчатого вала; 4. Нижняя защитная крышка зубчатого ремня; 5. Зубчатый шкив коленчатого вала; 6. Шкив коленчатого вала; 7. Шпонка шкивов коленчатого вала; 8. Храповик; 9. Крышка привода распределительного вала; 10. Средняя защитная крышка зубчатого ремня; 11. Ремень привода вентилятора, насоса охлаждающей жидкости и генератора; 12. Шкив генератора; 13. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 14. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажигания; 15. Вентилятор системы охлаждения двигателя; 16. Блок цилиндров; 17. Натяжной ролик зубчатого ремня; 18. Зубчатый ремень привода распределительного вала; 19. Головка цилиндров; 20. Шкив распределительного вала; 21. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня; 22. Держатель сальника распределительного вала; 23. Установочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала; 24. Выпускной клапан; 25. Впускной клапан; 26. Корпус подшипников распределительного вала; 27. Распределительный вал; 28. Рычаг привода клапана; 29. Маслоналивная горловина крышки головки цилиндров; 30. Прокладка крышки головки цилиндров; 31. Крышка головки цилиндров; 32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 33. Свеча зажигания; 34. Палец поршня; 35. Маховик с зубчатым ободом в сборе; 36. Держатель заднего сальника коленчатого вала; 37. Упорное полукольцо коленчатого вала; 38. Передняя опора двигателя; 39. Задняя опора двигателя; 40. Передняя крышка картера сцепления; 41. Масляный картер; 42. Кронштейн передней опоры; 43. Пружина передней опоры; 44. Буфер подушки передней опоры; 45. Резиновая подушка передней опоры; 46. Поршень; 47. Указатель уровня масла; 48. Шатун с крышкой в сборе; 49. Пpoбкa сливного отверстия масляного картера; 50. Втулки валика привода масляного насоса и распределителя зажигания; |
На автомобилях установлен четырехцилиндровый, четырехтактным карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным приводом распределительного вала. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распределительного вала. Здесь описывается двигатель 2105. Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распределитель заживания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.) установлены в легкодоступных местах.
Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции. жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса двигателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установлен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной.
Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распределительным валом 27, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников 26. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала с помощью зубчатого ремня 18. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами 28. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Конструкция подвески силового агрегата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устраняет передачу его вибраций на кузов. Двумя передними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 39 - к поперечине задней подвески двигателя. Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканнзированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, которые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.
Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пластинам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух. Задняя опора 39 состоит из трех спальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливаются дистанционные втулки.
Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плоскость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.
Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D и Е. Диаметры цилиндров, соответствующие этим классам следующие, мм:
Класс | Диаметр цилиндра |
А | 79.000-79.010 |
B | 79.010-79.020 |
C | 79.020-79.030 |
D | 79,030-79.040 |
E | 79,040-79,050 |
Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0.07 мм. Для проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0.4 и 0,8 мм, вкладыши коренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки 2. которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверхности сделаны риски. Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нанесены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров.
По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец 37, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещении. С передней стороны подшипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следует иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм.
Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, отделенная от картера двигателя тремя сальниками. Полость закрыта тремя пластмассовыми крышками 4, 10 и 21. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника.
С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр топливный насос, установлены система вентипяции картера и датчик давления масла. С правой стороны на блок цилиндров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанавливается распределитель зажигания Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным картером 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробко-резиновой смеси. Для слива масла из картера предусмотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который притягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя.
Головка цилиндров 19 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сделаны камеры сгорания клиновидной формы. В каждой камере имеется резьбовое отверстие для свечи зажигания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены каналы для стока масла в масляный картер. В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспечить точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чугуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом. В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитан- ная графитом. По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали.
Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилиндров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью динамометрического ключа и в строго определенной последовательности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В первый прием затяжка осуществляется предварительно момент затяжки приблизительно 39,2 Нм (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112.7 Им (11,5 кгсм).
Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать после пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров. Сверху головка цилиндров закрыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.
Двигатель (поперечный разрез). 1. Крышка шатуна; 2. Вкладыш шатуна; 3. Шатун; 4. Стартер; 5. Теплоизолирующий щиток стартера; 6. Выпускной коллектор; 7. Впускная труба; 8. Дренажная трубка впускной трубы; 9. Штуцер трубки для отвода охлаждающей жидкости; 10. Наружная пружина клапана; 11. Внутренняя пружина клапана; 12. Сухарь клапана; 13. Тарелка пружин; 14. Маслоотражательный колпачок; 15. Рычаг привода клапана; 16. Пружина рычага привода клапана; 17. Регулировочный болт клапана; 18. Контргайка регулировочного болта; 19. Распределитель зажигания; 20. Стопорная пластина пружины рычага клапана; 21. Втулка регулировочного болта; 22. Направляющая втулка клапана; 23. Седло клапана; 24. Поршень; 25. Эксцентрик для привода топливного насоса; 26. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 27. Шестерня привода масляного наcoca и распределителя зажигания; 28. Топливный насос; 29. Масляный фильтр; 30. Штуцер крепления переходника масляного фильтра; 31. Переходник масляного фильтра; 32. Прокладка; 33. Валик масляного насоса; 34. Ось ведомой шетерни масляного насоса; 35. Корпус масляного насоса; 36. Ведущая шестерня масляного насоса; 37. Пружина редукционного клапана; 38. Редукционный клапан масляного насоса; 39. Крышка масляного насоса; 40. Ведомая шестерня масляного насоса; 41. Приемный патрубок масляного насоса; 42. Установочная метка на шкиве распределительного вала; 43. Установочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала; 44. Шкив распределительного валы; 45. Натяжной ролик; 46. Кронштейн натяжного ролика; 47. Натяжная пружина; 48. Зубчатый ремень привода распределительного вала; 49. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажигания; 50. Установочные метки на крышке распределительного вала; 51. Зубчатый шкив коленчатого вала; 52. Установочная метка на зубчатом шкиве; 53. Метка в.т.м. на шкиве коленчатого вала; 54. Метка опережения зажигания на 0; 55. Метка опережения зажигания на 5; 56. Метка опережения зажигания на 10; 57. Маслосъемное кольцо; 58. Нижнее компрессионное кольцо; 59. Верхнее компрессионное кольцо; |
Ременная передача работает в сухой среде без смазки. Особенностью привода является применение ременной передачи с зубчатым ремнем. Ремень изготовлен из резины и для обеспечения высокой прочности армирован шнуром из стекловолокна, навитым по спирали. Зубья ремня имеют трапециевидную форму и для повышения износостойкости покрыты эластичной тканью. Резина, шнур и тканевая оболочка зубьев завулканизирована в единый прочный элемент, способный выдерживать нагрузку на разрыв до 10000 Н (1000 кгс).
Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 45, закрепленного на кронштейне 46. Степень натяжения ремня устанавливается пружиной 47 на неработающем двигателе при ослабленных болтах крепления кронштейна натяжного ролика. Снаружи ременная передача закрыта тремя пластмассовыми защитными крышками. В левой передней части блока цилиндров установлен валик 26 привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. Валик установлен вдоль двигателя и имеет две опорные шейки, винтовую шестерню и эксцентрик 25, который через толкатель приводит в действие топливный насос. В отверстия под подшипники валика запрессованы свертные сталеалюминиевые втулки 50. С 1984 г. задняя втулка изготавливается из металлокерамики.
Совместной обработкой втулок в блоке обеспечивается необходимая соосность подшипников. Для прохода масла передняя втулка имеет отверстие, располагаемое против канала для смазки а блоке цилиндров. При проверке технического состояния блока и ремонта необходимо следить за совпадением смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров. Валик отлит из чугуна, поверхность эксцентрика закалена токами высокой частоты на глубину 2+0,5 мм. По оси валика имеется отверстие для подвода масла от его передней опоры к задней.
Зазоры между втулками и опорными шейками валика привода масляного насоса и распределителя зажигания должны соответствовать для передней опоры 0,046-0,091 мм, для задней 0,040- 0,080 мм, предельно допустимый зазор для обеих опор 0.15 мм. Винтовая шестерня валика 26 находится в зацеплении с шестерней 27, которая приводит в действие распределитель зажигания и масляный насос. Шестерня 27 установлена вертикально и вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блок цилиндров. В шестерне выполнено отверстие со шлицами. в которое входят шлицевые концы валиков распределителя зажигания и масляного насоса.
Корпус распределителя зажигания установлен на верхней плоскости блока цилиндров и крепится к нему стальной пластиной. Масляный насос крепится болтами к нижней плоскости блока цилиндров.
Работа двигателя. За один рабочий цикл в цилиндре двигателя происходит четыре такта: впуск горючей смеси, сжатие, рабочий ход и выпуск отработавших газов. Эти такты осуществляются за два оборота коленчатого вала, т.е. каждый такт происходит за пол-оборота коленчатого вала. Впускной клапан начинает открываться с опережением. т.е. до подхода поршня к верхней мертвой точке (в. м. т.) на расстояние, соответствующее 12 град. поворота коленчатого вала до в. м. т. Это необходимо для того, чтобы клапан был полностью открытым, когда поршень пойдет вниз, и через полностью открытое впускное отверстие поступило по возможности больше свежей горючей смеси.
Впускной клапан закрывается с запаздыванием, т.е. после прохождения поршнем нижней мертвой точки (н. м. т.) на расстоянии, соответствующем 40 град. поворота коленчатого вала после н. м. т. Вследствие инерционного напора струи всасываемой горючей смеси она продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.
Таким образом, впуск практически происходит за время поворота коленчатого вала на 232 град. Выпускной клапан начинает открываться еще до полного окончания рабочего хода, до подхода поршня к н. м. т. на расстояние, соответствующее 42 град. поворота коленчатого вала до н. м. т. В этот момент давление в цилиндре еще довольно велико, и газы начинают интенсивно истекать из цилиндра, в результате чего их давление и температура быстро падают. Это значительно уменьшает работу двигателя во время выпуска и предохраняет двигатель от перегрева.
Выпуск продолжается и после прохождения поршнем в. м. т., т.е. когда коленчатый вал повернется на 10 град. после в. м. т. Таким образом, продолжительность выпуска составляет 232 град. Существует такой момент (22 град. поворота коленчатого вала около в. м. т.), когда открыты одновременно оба клапана впускной и выпускной. Такое положение называется перекрытием клапанов. Из-за малого промежутка времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод, а наоборот, инерция потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр и тем самым улучшает его наполнение.
Описанные фазы газораспределения имеют место при зазоре 0,30 мм между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана на холодном двигателе. Что- бы обеспечить согласование моментов открытия и закрытия клапанов с углами поворота коленчатого вала (т.е. обеспечить правильную установку фаз газораспределения), на звездочках коленчатого и распределительного валов имеются метки 52 и 42, а также 50 на крышке привода распределительного вала и 43 (выступ) на корпусе подшипников распределительного вала.
Если фазы газораспределения установлены правильно, то при положении поршня четвертого цилиндра в в. м. т. в конце такта сжатия метка 43 на корпусе подшипников распределительного вала должна совпадать с меткой 42 на звездочке распределительного вала, а метка 52 на звездочке коленчатого вала с вертикальной меткой 50 на крышке привода распределительного вала. Когда полость привода распределительного вала закрыта защитными крышками, то положение коленчатого вала можно определить по меткам на шкиве коленчатого вала и средней защитной крышке привода распределительного вала. При положении поршня четвертого цилиндра в в. м. т. метка 53 на шкиве должна совпадать с меткой 54 на средней защитной крышке привода распределительного вала.
Для обеспечения нормальной работы двигателя зазоры между кулачками и рычагами привода клапана устанавливаются равными 0,15 мм на холодном двигателе. Эти зазоры необходимы для того, чтобы обеспечить правильную работу механизма газораспределения при тепловом расширении деталей на работающем двигателе. Отклонение величины зазоров у различных клапанов на одном двигателе не должно превышать 0,02-0,03 мм. Если зазоры отличаются от указанной величины, то фазы газораспределения искажаются: при увеличенном зазоре клапаны открываются с запаздыванием и закрываются с опережением, а при недостаточном зазоре открываются с опережением и закрываются с запаздыванием. Если зазора нет, то клапаны остаются немного приоткрытыми постоянно, что резко сокращает долговечность клапанов и седел.
Зазоры между кулачками и рычагами привода клапанов устанавливаются следующим образом: повернув коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки 42 на шкиве распределительного вала с меткой 43 на корпусе подшипников, что соответствует концу такта сжатия в четвертом цилиндре, устанавливают зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой кулачок) и впускного клапана третьего цилиндра (шестой кулачок). Затем, последовательно поворачивая коленчатый вал на 180 град. устанавливают зазоры у клапанов остальных цилиндров . Для установки требуемого зазора следует: держа гаечным ключом регулировочный болт 17 рычага, другим ключом ослабить контргайку болта, вставить между рычагом и кулачком распределительного вала щуп толщиной 0.15 мм и гаечным ключом завертывать или отвертывать регулировочный болт 17 с последующим затягиванием контргайки, пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким защемлением.
vaz2104.clan.su
ВАЗ-2104 характеристики, описание, тест-драйв
ВАЗ-2104, стал вторым автомобилем после ВАЗ-2104, который был разработан уже на основе собственных автомобилей, а не автомобиля Fiat-124.
Машину начали выпускать в 1984 году.
"Четверка” пришла на смену "Двойке”. Внешний вид обновился полностью. Машина стала более современная и комфортная. Полностью был изменен салон, он не стал по комфорту равен престижным иномаркам, однако сидения, приборная панель, задние сидения, обшивка салона стали более современными и комфортными.
В 1999 году была выпущена модификация ВАЗ 21047. По внешнему виду и кузову – это была та же самая машина, однако салон был позаимствован в точном совпадении от ВАЗ-2107. Была так же установлена пятиступенчатая коробка передач, вместо четырехступенчатой.
С 1999 года так же начала выпускаться модель с дизельным двигателем, объемом 1520 кубических см. отечественного производства.
На вторичном рынке ВАЗ-2104 пользовалась сумасшедшим спросом. Это был достаточно надежный универсал, для сельского жителя был незаменим. Конкуренцию составляли иномарки, но новые автомобили – универсалы были недоступны для широкого круга покупателей, а 10-летние подержанные требовали огромных расходов на ремонт.
В настоящее время спрос на эту модель уже не такой как был ранее на вторичном рынке, однако, несмотря на то, что автомобили ВАЗ-2104 имеют возраст от 8 лет, они еще широко представлены на вторичном рынке, продать данную машину достаточно легко.
В запасных частях дефицита нет, починить автомобиль можно практически на любой станции технического обслуживания и самое главное – у многочисленных частных мастеров, практикующих в гаражах.
Автомобиль выпускался с 1999 по 2006 год.
Модификации автомобиля:
ВАЗ-2104 — двигатель ВАЗ-2105, 1300 кубических сантиметров, с 4-ступенчатой коробкой передач, базовая модель.
ВАЗ-21041 — двигатель от ВАЗ-2101, 1200 кубических сантиметров, с 4-ст. КПП. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21042 — экспортный вариант, двигатель от ВАЗ-2103, 1500 кубических сантиметров, правый руль.
ВАЗ-21043 — двигатель от ВАЗ-2103, 1500 кубических сантиметров, с 4- или 5-ст. КПП, в вариантах с электрооборудованием и салоном от ВАЗ-2107.
ВАЗ-21044 — двигатель от ВАЗ-2107, 1700 кубических сантиметров, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель.
ВАЗ-21045 — двигатель от ВАЗ-2107, 1800 кубических сантиметров, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21045Д — двигатель от ВАЗ-341, 1500 кубических сантиметров, дизель, 5-ст. КПП.
ВАЗ-21047 — двигатель от ВАЗ-2103, 1500 кубических сантиметра, 5-ст. КПП, улучшенный вариант с салоном от ВАЗ-2107. Экспортные модификации оснащались решёткой радиатора от ВАЗ-2107. На вторичный рынок такие модели так же поступали в единичных количествах и продавались в первые часы. Такая модель пользуется спросом и в настоящий момент.
ВАЗ-21048 — двигатель от ВАЗ-343, 1770 кубических сантиметра, дизель, 5-ст. КПП.
ВАЗ-21041i — двигатель от ВАЗ-21067 1600 кубических сантиметра, инжектор, 5-ст КПП, салон и электрооборудование от ВАЗ-2107, передние сидения от ИЖ-2126.
ВАЗ-21041 VF — дизайн радиатора ВАЗ-2107, двигатель от ВАЗ-2103, 1500 кубических сантиметров, 5-ст КПП, салон и электрооборудование ВАЗ-2107, передние сидения от ИЖ-2126.
Технические характеристики автомобиля ВАЗ-2104:
Модель |
2104 |
21041 |
21043 |
21043-03 |
21044 |
21045 |
Тип кузова |
универсал |
|||||
Мест |
5 |
|||||
Дверей |
5 |
|||||
Объем багажника |
345/1035 |
|||||
Размеры и вес автомобиля |
||||||
Длина |
4115 |
|||||
Ширина без зеркал |
1620 |
|||||
Высота |
1443 |
|||||
Масса собственная |
1020 |
|||||
Полезная нагрузка |
455 |
|||||
База |
2424 |
|||||
Колея спереди |
1365 |
|||||
Колея сзади |
1321 |
|||||
Дорожный просвет до поддона картера двиг. |
182 |
|||||
Дорожный просвет до балки заднего моста |
170 |
|||||
Дорожный просвет до балки пер. подвески |
175 |
|||||
Особенности устройства |
||||||
Двигатель |
2105 |
2101 |
2103 |
2103 |
|
ВАЗ-3411 |
Рабочий объем, л |
1,294 |
1,198 |
1,452 |
1,452 |
1,452 |
|
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600 мин-1 по ГОСТ 14846 (нетто) |
47,0 (63,9) |
43,2 (58,7) |
52,3 (71,1) |
52,3 (71,1) |
38,7* (52,6) |
|
* При частоте вращения коленчатого вала 4800 мин-1 | ||||||
Степень сжатия |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
23 |
|
Шины |
Камерные, радиальные 165/70 R13 или 165/80R13 (165SR13) |
|||||
Колеса |
Дисковые, штампованные |
|||||
Размерность обода |
127J-330(5J-13) |
|||||
Ведущие колеса |
Задние |
|||||
Подвеска передняя |
Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
|||||
Подвеска задняя |
Пятиштанговая. Зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими амортизаторами |
|||||
Трансмиссия |
||||||
Сцепление | Однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной | |||||
Коробка передач | Механическая, трехходовая, четырех- или пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | |||||
Число ступеней коробки передач |
5 или4 |
|||||
Передаточные числа коробки передач |
|
|
|
|
|
|
I |
3,636 |
|||||
II |
1,95 |
|||||
III |
1,357 |
|||||
IV |
0,941 |
|||||
V |
0,784 |
|||||
Задний ход |
3,53 |
|||||
Передаточное число главной передачи |
4,1 |
4,1 |
4,1 или 3,9 |
4,1 или 3,9 |
4,1 или 3,9 |
4,1 или 3,9 |
Тормоза |
||||||
Тормоза передние |
Дисковые с двумя противолежащими гидравлическими цилиндрами и автоматическим восстановлением заданного зазора |
|||||
Тормоза задние |
Барабанные с самоцентрирующимися колодками, с автоматическим восстановлением зазора между колодками и барабаном, с регулятором давления |
|||||
Привод рабочих тормозов | Ножной, гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем | |||||
Привод стояночного тормоза |
Тросовый |
|||||
Привод сцепления |
Гидравлический |
|||||
Рулевое управление |
||||||
Рулевое управление | Травмобезопасное, с промежуточным карданным валом | |||||
Редуктор рулевого механизма | С глобоидальным червяком и двухгребневым роликом на шариковых подшипниках, передаточное число 16,4 | |||||
Рулевой привод | Трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов | |||||
Электрооборудование |
||||||
Система электропроводки |
Однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с массой. Номинальное напряжение, 12 В | |||||
Аккумуляторная батарея |
6СТ55П, емкостью 55 А-ч при 20-часовом режиме разряда | |||||
Генератор |
37.3701, переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. Ток отдачи 55 А при 5000 мин'' | |||||
Стартер |
35.3708, с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода, мощность 1,3 кВт | |||||
Свечи зажигания |
А17ДВ или FE 65 P с резьбой М14Х1,25 | |||||
Динамические и эксплуатационные характеристики |
||||||
Скорость максимальная с водителем и 1 пассажиром |
|
|
|
|
|
|
Скорость максимальная с полной нагрузкой |
135 |
|
143 |
143 |
|
|
Время разгона до 100 с водителем и 1 пассажиром |
18,5 |
|
17 |
17 |
|
|
Время разгона до 100 с полной нагрузкой |
|
|
|
|
|
|
Радиус поворота наименьший |
5,6 |
|||||
Максимальный подъем без разгона, в % |
34 |
|||||
Тормозной путь груженого с 80 км/час |
43,2 |
|||||
Расход топлива при 90 км/час |
7,5 |
|
7,4 |
7,4 |
|
|
Расход топлива при 120 км/час |
10,1 |
|
10,3 |
10,3 |
|
|
Расход топлива при городском цикле движения |
10 |
|
10,3 |
10,3 |
|
|
Емкость топливного бака |
42 |
|||||
Macca буксируемого прицепа с тормозами |
600 |
|||||
Масса буксируемого прицепа без тормозов |
300 |
|||||
Максимальная масса багажника на крыше |
50 |
ВАЗ 2104: тест драйв:
total-rating.ru
Двигатель ВАЗ-2104 i (2104-1000260) может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2103, 2104, 2106, 21053, 2107.
Двигатель 2104i (2104-1000260) может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2103, 2104, 2106, 21053, 2107.Изначально двигатель ВАЗ-2104 выпускался только в карбюраторном исполнении. В дальнейшем он был модифицирован под использование системы впрыска топлива и получил обозначение ВАЗ 2104-21.Двигатель ВАЗ 2104 создан на основе предыдущей модели — ВАЗ 2103. В конструкции использованы: блок цилиндров, шатунно-поршневая группа, привод ГРМ и коленчатый вал от двигателя 2103.Блок цилиндров от двигателя ВАЗ 2103. Диаметр цилиндра — 76,00 мм. Приняты межремонтные размеры — 76,40 и 76,80.На двигатель устанавливается коленчатый вал 2103 или взаимозаменяемый вал модели 21213.Для обеспечения работы системы впрыска, потребовалась установка узлов и деталей с других двигателей, которые изначально разрабатывались под инжекторную схему подачи топлива.Применяется новая крышка привода распределительного вала, на которой имеется место под установку датчика контролирующего положение коленчатого вала.Потребовалась установка головки цилиндров 2104-1003015, оригинальной конструкции , с увеличенными площадками под впускной коллектор. Конструкция головки предусматривает установку форсунок. Распределительный вал, клапана и пружины соответствуют установленным на двигателе ВАЗ 2103. Установка гидроопор рычагов клапанов не предусмотрена.Привод ГРМ осуществляется от двухрядной втулочно-роликовой цепи 2103-1006040 . Механизм натяжения цепи механический, аналогичный устройству на двигателе ВАЗ 2103.На коленвал устанавливается шкив с демпфером и задающим диском 21214-1005058-11. Для привода генератора применяется ремень 2107-1308020(длина — 944мм).Инжекторная модификация 2104 имеет оригинальную систему питания. Система включает в себя электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива, топливные магистрали, топливный фильтр топливную рампу с форсунками, воздушный фильтр, рукава подвода воздуха, дроссельную заслонку и систему улавливания паров топлива.Для очистки поступающего в двигатель воздуха предусмотрена установка воздушного фильтра модели 2112. Вместе с впускным коллектором устанавливается ресивер модели 2104 или модели 2123-1008027. Для регулировки объема поступающего воздуха установлен дроссельный патрубок 2112.Модуль электробензонасоса 21073-1139009 устанавливается в бак и обеспечивает подачу топлива к топливной рампе и форсункам. Используется оригинальная топливная рампа 2104-1144010, коробчатого типа с регулятором давления и обратным сливным трубопроводом. Впрыск осуществляется с помощью четырех форсунок попарно-параллельного действия. Возможна установка форсунок BOSCH 0 280 158 502 (чёрные, тонкие ), SIEMENS VAZ 6393 (бежевые, толстые) или других типов с соответствующими параметрами.Система зажигания включает в себя: модуль зажигания модели 2112, установленный на специальном кронштейне на блоке цилиндров, свечи зажигания и провода высокого напряжения. В состав модуля зажигания входит две катушки зажигания и два электронных устройства управления. В соответствии с управляющими сигналами от блока управления , модуль зажигания формирует и подает высоковольтные импульсы на свечи зажигания.Управление зажиганием возлагается на электронную систему управления двигателем. Данная система обеспечивает контроль количества воздуха и топлива, подающегося в цилиндры, контролирует работу топливного насоса, управляет подачей высоковольтных импульсов от катушки зажигания на свечи зажигания и корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленвала на холостом ходу. Основным управляющим элементом системы служит электронный блок управления(ЭБУ)-контроллер.Двигатель соответствует нормам токсичности ЕВРО-2.
Годы выпуска | c 1972 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 80 мм |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Степень сжатия | 8,5 |
Объем двигателя | 1452 см. куб. |
Мощность двигателя | 71 л.с. /5600 об.мин |
Крутящий момент | 104 Нм/3400 об.мин |
Топливо | АИ93 |
Расход топлива — город | трасса | смешанн. | 9.4л.|6.9 л.|8,9л/100 км |
Расход масла | 700 гр на 1000 км |
Вес двигателя | 121кг |
Габаритные размеры двигателя (ДхШхВ), мм | 565х541х665 |
Масло для двигателя ваз 2104:5W-305W-4010W-4015W-40
Масла в двигателе 2104 — 3.75 л.При замене заливать — 3.5 л.
Ресурс двигателя ваз 2104:По данным завода – 125 тыс.кмНа практике – до 250 тыс.км
remont-motora.ru
ВАЗ-2104
Общие данные
КПП: | механическаячетырёхступенчатая,пятиступенчатая |
Производитель: | АвтоВАЗ |
Марка: | ВАЗ-2103 |
Тип: | бензиновый (АИ-92) карбюраторный |
Объём: | 1 452 см3 |
Максимальная мощность: | 52,5 кВт , при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 104,0 Н·м, при 3400 об/мин |
Конфигурация: | рядный, четырёхцилиндровый |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Расход топлива при смешанном цикле: | 9,9 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 9,8 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 7,0 л/100 км |
Экологические нормы: | Евро-2 |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
Производитель: | АвтоВАЗ |
Марка: | ВАЗ-21067 |
Тип: | бензиновый (АИ-92) распределённый впрыск |
Объём: | 1 564 см3 |
Максимальная мощность: | 54,8 кВт , при 5000 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 116,0 Н·м, при 3400 об/мин |
Конфигурация: | рядный, четырёхцилиндровый |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Расход топлива при смешанном цикле: | 8,5 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | 11,3 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | 6,9 л/100 км |
Экологические нормы: | Евро-2 |
Cтепень сжатия: | 8,5 |
Характеристики
Размеры
Колея задняя: | 1321 мм |
Колея передняя: | 1365 мм |
Скоростные характеристики
Разгон до 100 км/ч: | 17 — 25 сек. |
Макс. скорость: | 125 км/ч — 150 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник |
Похожие: | Fiat 128 Berlina Wagon |
Другое
Грузоподъёмность: | 455 кг |
Масса: | 1020 (1475) кг [2] |
Расход топлива: | 4,0/6,5—7,5 л[3] |
Объём бака: | 42 л. (запас — 45 л.) |
ВАЗ-2104 — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускается с 1984 года[4][5].
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 был начат на Волжском автомобильном заводе в 1984 году. Новую модель выпускали параллельно с аналогичным по классу автомобилем ВАЗ-2102 до 1985 года. При создании этой модели конструкторы руководствовались важной особенностью того времени: создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. Поэтому за основу была взята модель ВАЗ-2105. После удлинения крыши появились выштамповки для усиления жесткости. Такая конструкция кузова позволяет разместить на крыше длинный багажник, перегружать который не рекомендуется, так как расчетная жесткость кузова универсала значительно ниже, чем у седана. На новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх, кроме того было применено абсолютно новое решение, обогрев заднего стекла и стеклоочиститель, которые позже вошли в стандартную комплектацию, так как до 1994 года оснащались только экспортные варианты и модификация ВАЗ-21043. Салон для новой модели был позаимствован у базовой модели за исключением заднего сидения. Складное заднее сидение позволяет увеличить объём багажного отсека с 375 до 1340 л, и тогда можно перевозить крупногабаритные грузы. Полная нагрузка автомобиля увеличилась до 455 кг. В базовой комплектации отделка салона довольно проста. Спартанский вариант предполагает стандартную панель с минимально необходимым набором приборов, обивку салона и сидений со стандартными съёмными подголовниками из искусственной кожи и резиновые коврики пола. Желание большего комфорта предложено удовлетворить улучшенной обивкой сидений из ворсованного трикотажа, цельноформованными накладками дверей, ворсованными ковриками пола, панелью приборов с дополнительной центральной консолью, которая располагает расширенным набором функциональных клавишей и контрольной аппаратуры, оригинальное рулевое колесо. Позже на рынке появился универсал модификации ВАЗ-21047, оснащенный пятиступенчатой коробкой передач, электрооборудованием и салоном с анатомическими передними сидениями от ВАЗ-2107. С 1999 по 2006 годы выпускалась модификация ВАЗ 21045 с дизельным двигателем производства «Барнаултрансмаш», объёмом 1,52 литра [6]
Дэ факто является копией Fiat 128 Berlina Wagon.
ВАЗ 2104 (экспортный праворульный вариант)
В настоящее время сборку осуществляет ОАО «ИжМаш» группы СОК на заводе ИжАвто.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Двигатель ВАЗ 2104. Описание двигателя. Устройство двигателя.
На автомобилях ВАЗ (Лада) 2104 установлен четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным приводом распределительного вала. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распределительного вала. В данном разделе дается описание двигателя 2105.
Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распределитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр и т.д.) установлены в легкодоступных местах. Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и при этом уменьшается масса двигателя.
В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установлен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Поршни имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной. Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна.
На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распределительным валом, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала с помощью зубчатого ремня. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Конструкция подвески силового агрегата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устраняет передачу его вибраций на кузов. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней - к поперечине задней подвески двигателя.
Передние опоры имеют резиновые подушки, в которых завулканнизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера, которые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.
Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пластинам, а те, в свою очередь, к кронштейнам передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками. Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух.
Задняя опора состоит из трех спальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливаются дистанционные втулки.
Блок цилиндров является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плоскость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.
Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемы х буквами А, В. С. D и Е. Диаметры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм: А 79, 000-79, 010 В 79, 010 -79, 020 С 79, 020-79, 030 D 79.030-79.040 Е 79, 040-79, 050.
Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0, 4, 0, 8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0.07 мм.
Для проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0.4 и 0, 8 мм, вкладыши коренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0, 25: 0, 5; 0.75 и 1, 00 мм.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.
Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нанесены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров. По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений.
С передней стороны подшипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следует иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0.26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0, 35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0, 127 мм.
В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, отделенная от картера двигателя тремя сальниками. Полость закрыта тремя пластмассовыми крышками. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель заднего сальника. С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлены система вентиляции картера и датчик давления масла.
С правой стороны на блок цилиндров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанавливается распределитель зажигания. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным картером. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробка- резиновой смеси.
Для слива масла из картера предусмотрена пробка. В пробке установлен постоянный магнит, который притягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя. Головка цилиндров общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сделаны камеры сгорания клиновидной формы. В каждой камере имеется резьбовое отверстие для свечи зажигания.
С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены каналы для стока масла в масляный картер. В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспечить точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чугуна и запрессовываются в головку цилиндров с натягом. В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом.
По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилиндров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами.
Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью динамометрического ключа и в строго определенной последовательности (от центра к периферии налево и направо поочередно).
В первый прием затяжка осуществляется предварительно, момент затяжки приблизительно 39, 2 Н.м (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112.7 Им (11, 5 кгсм). Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать после пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров.
Сверху головка цилиндров закрыта крышкой, которая отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.
Характеристики ВАЗ 2104
Тест-драйвы ВАЗ 2104
Главная ->>> Модельный ряд ВАЗ ->>> ВАЗ 2104 ->>> Двигатель ВАЗ 2104. Описание
avtomobilivaz.narod.ru
Среди моделей отечественного автопрома не было массового выпуска дизельных двигателей. Все же некоторые транспортное средства оснащались дизелем. Отечественный производитель выпускал ВАЗ 2121 Нива с дизельным мотором до 2009 года. Нива оснащенная дизелям выпускалась специально для экспорта. Отечественный автомобиль, укомплектованный дизелем имел ряд достойных преимуществ среди аналогов.
Дизельные модели ВАЗ характеризуется большей экономичностью, чем аналоги функционирующие на бензине.Также к положительным качествам дизельных автомобилей можно отнести меньшую прихотливость к качеству топливной смеси. Транспортные средства, укомплектованные дизелем, имеют хорошие показатели тяги, на низких оборотах движка. Ещё одним фактором в сторону выбора дизельного мотора является долгий срок эксплуатации, при более сложных климатических условиях. Как известно, дизельный двигатель имеет больший ресурс, что дает возможность проходить большее количество пробега без проведения масштабного ремонта мотора.
Всё же, как и любое другое устройство автомобиля дизельный двигатель имеет характерные недостатки. Одним из недостатков дизеля является сложная конструкция. Не простое устройство несколько усложняет эксплуатацию и обслуживанию движка, а также делает его ремонт более дорогим. Топливная система на автомобиле, оснащенном дизелем несколько отличается от привычных бензиновых аналогов. Топливная совокупность также отличается более сложным обслуживанием, поскольку ряд компонентов системы подразумевает точную обработку и строгое восстановление параметров для успешного функционирования.
В свое время отечественный производитель оснащал дизелем не малоизвестную Ниву.Первую дизельную Ниву ВАЗ выпустили с отечественным двигателем. Данная модель транспортного средства имела рабочий объем двигателя в полтора литра и оснащалась турбиной. В результате модель, сошедшая с конвейера оказалась недостаточно мощной. Поскольку отечественный производитель выпускал Ниву для преодоления сложных участков дороги, то мощность двигателя должна была отвечать определенным параметрам. Дизельный двигатель отечественного производства не справился с преодолением сложных участков дорожного пути и производитель принял решение увеличить рабочий объем мотора. Далее, с конвейера волжского автомобильного завода сходили автомобили с объемом одна целая девять десятых литра. Данные модернизации дизеля устанавливались как на трёхдверную, так и на пятидверную Ниву.Такая модель двигателя, так и осталось экспериментальной, не вошедшей в массовое производство.
После этого, производитель начал оснащать отечественную Ниву движком иностранного исполнения. Дизельный двигатель марки Пежо начал серийно устанавливаться на русские автомобили. Двигатели иностранного производителя отличались большей мощностью и вполне соответствовали запросам отечественного автолюбителя. Нива стала более экономичной и расход топлива соответствовал необходимым нормам. Конечно, после того как на Ниву установили дизельный двигатель, транспортное средство не стало отличаться большей динамичностью. Производитель установил на него скоростное ограничение — 120 километров в час. На практике, отечественный автомобиль с иностранным двигателем набирал скорость 100 километров в час только через четверть минуты. Некоторые автомобили данной модернизация до сих пор можно встретить на отечественных дорогах. При этом большинство автомобилей сохранившихся до нашего времени являются реэкспортными.
Также нередко можно встретить Ниву с самостоятельно установленным дизельным мотором. В связи с экономичностью дизеля, отечественные автолюбители порой устанавливали двигатель своими руками или в условиях профессиональных мастерских. В большинстве случаев на Ниву устанавливают тот же самый двигатель завода Пежо. Данный мотор проще всего монтируется в систему транспортного средства, поскольку точки соприкосновения с корпусом полностью аналогичны бензиновому движку. Как известно, при такой модернизации машины одной заменой двигателя не обойтись. Наряду с заменой мотора приходится разбирать трансмиссию и устанавливать новую коробку передач. Чаще всего вместо коробки отечественного производителя, устанавливали КПП завода Фиат. Соответственно, вместе с модернизацией трансмиссии приходилось полностью изменять корпус сцепления. Для оптимизации рабочей температуры двигательной системы, мастерам приходилось комплектовать транспортное средство радиатором производства ГАЗ.
Необходимо понимать, что модернизация двигательной системы требует соответствующего оформление в ГАИ!
Ещё одним представителям отечественного производства с дизельным двигателем является известный универсал ВАЗ 2104. Конкретно, машина укомплектованная дизельным двигателем выходила под индексом 21045. Для увеличения мощности двигательной системы 2104, производитель комплектовал транспортное средство пятиступенчатой коробкой передач. Существует целый ряд элементов, которые сильно отличают дизельный универсал от привычной 2104. Модернизации и усовершенствования потребовали следующие элементы: радиатор – на дизельный модели был установлен элемент с усиленным электрическим вентилятором, аккумуляторная батарея – 21045, имела АКБ с большей ёмкостью. На удивление, дизельная четвёрка имела более качественную шумоизоляцию и отличалась большей комфортабельностью салона. ВАЗ 21045 позволяет сэкономить немалую часть денежных средств на топливные расходы. При этом динамические и скоростные характеристики нисколько не уступали бензиновой модели ВАЗ 2104. В условиях города, универсал показывал неплохую динамику для своего вида кузова. Так же как и любое другое транспортное средство с дизельным двигателем, 2104 менее прихотлива к качеству топлива.
В отличие от полно приводной модели ВАЗ, отечественный универсал ВАЗ 2104 не получал иностранного движка. Исходя из основного предназначения данного вида кузова, отечественный дизель полностью ответил всем необходимым требованиям и позволял новому универсалу получить ряд достойных преимуществ перед бензиновым аналогом. Помимо экономичности, дизель имеет более высокий максимальный пробег и при грамотном уходе является весьма надежным.
ВАЗ 2104, так же как и Нива нередко переделывались умельцами вручную. На сегодняшний день достаточно редко можно встретить ВАЗ 2104 с оригинальным дизельным двигателем. В связи со сложным устройством и дорогим обслуживанием, дизельная 2104 не пользовалась большим спросом и была быстро снята с производства. В случае если вы являетесь счастливым обладателем редкой модели ВАЗ 2104 дизель, стоит уделить должное внимание своевременному обслуживанию двигательной системы.
Удачи!
carmend.ru