Большое число электроприборов на 220 В, которыми пользуется каждый, содержит электрические движки. Это и различные виды электроинструмента, и электроприборы, используемые на кухне и в квартире — стиральные и посудомоечные машины, пылесосы и т. д. и т. п. Все эти моторы выполняют механическую работу и этим существенно облегчают нашу жизнь. Поэтому их неисправности, что называется, как гром среди ясного неба.
Внезапно становится понятной значимость электромотора и его исправность. Чтобы не допустить подобную неприятность, движки бытовых электроприборов и электроинструмента рекомендуется периодически проверять. Причем проверки должны соответствовать эксплуатационной нагрузке — чем продолжительнее электроприбор используется, тем более частые проверки необходимы. В связи с этим расскажем далее нашим читателям, как проверить электродвигатель самостоятельно.
Не рекомендуем нашим читателям самостоятельно проверять электрические движки, да и любые другие электроприборы без определенного, пусть даже небольшого объема знаний в электрике. Хотя такая проверка и не требует детальных технических описаний и знания большого числа формул, всегда есть риск поражения электрическим током. По этой причине лучше всего поручать проверки и ремонты электрооборудования подготовленным кадрам. А без определенных знаний одно неверное прикосновение отверткой не там где надо может испортить либо движок, либо что-то еще.
Напомним нашим читателям, что работа каждого электродвигателя основана на взаимодействии статора и ротора.
Перемещение ротора относительно статора возможно благодаря подшипникам. Они могут быть конструктивно выполнены на одном из принципов:
Легкость вращения вала и ротора электродвигателя — это первый пункт проверки любого движка. Чтобы его реализовать на практике, необходимо:
Но поскольку часто движки являются частью электропривода с редуктором, необходимо точно знать то, что вал, за который берешься, — это часть ротора, а не редуктора. Некоторые шестеренчатые редукторы с определенным усилием все же позволяют провернуть свой вал, и таким образом можно сделать оценку состояния подшипников. Но многие глобоидные и червячные — нет. В таком случае надо попытаться получить доступ к валу двигателя внутри редуктора. А еще лучше — отсоединить по возможности редуктор от движка.
Если вращение затруднено, значит, подшипник неисправен по следующим причинам:
Если подшипники в хорошем состоянии, взявшись рукой за вал и покачав его из стороны в сторону, не ощущаешь люфт. При этом в работающем движке не слышен шум, идущий от подшипника. И, наоборот, в изношенном подшипнике заметен и люфт, и значительный шум, особенно если это подшипник качения. Для асинхронного двигателя, независимо от того, трехфазный он или однофазный, отсутствие нормальной работоспособности чаще всего связано именно с подшипниками.
В таких движках это единственные детали, которые со временем механически изнашиваются. Исключение составляют асинхронные движки с кольцами. Их содержат также и синхронные электродвигатели. Кольца и скользящие по ним щетки подвержены износу и наряду с подшипниками осматриваются для проверки их нормальной работоспособности. Поверхности колец, пребывающих в хорошем и исправном состоянии, гладкие и без царапин. Щетки должны быть притерты к поверхности колец и надежно прижаты к ним.
Но для большинства читателей наиболее частыми будут проблемы, связанные с коллекторными движками. Они являются основными во всех электроприборах и электроинструментах. И в них также изнашивающимися деталями являются подшипники и щетки. Но скольжение щеток происходит не по кольцам, а по коллектору. Его поверхность неоднородна, что существенно ускоряет износ щеток, которые при этом превращаются в графитовую пыль.
Она оседает на всех поверхностях движка и корпуса электроприбора, создавая условия для появления электрических цепей. Поэтому при проверке таких электроприборов важно своевременно выявить критический уровень загрязнения графитовой пылью и выполнить качественную очистку от нее как самого двигателя, так и всех остальных поверхностей.
Но осмотр рисковых элементов электродвигателей обычно недостаточен. Тем более что таким способом невозможно выявить неисправность в обмотках. Поэтому надо знать, как прозвонить электродвигатель мультиметром или тестером. Такая прозвонка обмоток электродвигателя трехфазного, однофазного и постоянного тока позволит разобраться в некоторых неисправностях и выявить необходимость перемотки поврежденной обмотки.
Измерять сопротивление обмотки обычно не имеет смысла, поскольку сопротивление обмоток большинства движков весьма мало по своей величине. Причем омическое сопротивление тем меньше, чем больше мощность и, соответственно ей, сечение обмоточных проводов. Кстати, это же характерно и для трансформаторов. Поэтому проверка обмоток при появлении характерных неисправностей в электродвигателях сводится к тому, чтобы прозванивать их тестером.
К сожалению, таким способом прозвонить обмотку с целью предотвращения неисправности не получится. Так можно только разобраться с уже возникшими неисправностями. А они в движках влияют на правильность вращения ротора. При этом скорость вращения уменьшается, корпус заметно сильнее нагревается, звук работающего двигателя ощутимо изменяется. Особенно это заметно на слух в коллекторных двигателях. Они работают с характерным жужжанием, которое связано с магнитострикционным эффектом.
Если обрывается соединение одной или нескольких обмоток, они не создают звуковых колебаний, и тональность звука понижается. Чтобы найти повреждение, нужен тестер, настроенный на измерение сопротивления в омах. На коллекторе расположены пары пластин одна напротив другой. Поэтому надо одним щупом прикоснуться к любой пластине коллектора и с диаметрально противоположной стороны другим щупом найти парную пластину.
На ней прибор покажет некоторое значение сопротивления. Оно должно быть по величине небольшим, причем, его величина уменьшается по мере увеличения мощности моторов. Если искомая пластина либо не находится, либо расположена в стороне от диаметральной линии, проходящей через первую пластину, и такое расположение больше не повторяется для других пластин, подобных первой, значит
Потребуется ремонт ротора. В ходе проверки на обследованные пластины, например, лаком для ногтей наносится метка-точка. Но сначала надо протестировать лак. После высыхания и затвердевания он должен легко отделиться от поверхности. В коллекторных движках, работающих от сети 220 В, задействована обмотка статора. Проверить ее тестером сложнее, поскольку для сравнения измеряемых величин сопротивлений нужен еще один такой же двигатель. Но поскольку для двигателя должно быть указано значение тока холостого хода, его можно замерить тестером.
Похожие проблемы со статором бывают и в асинхронных движках. При замыканиях между витками или на корпус скорость вращения ротора всегда уменьшается. В таких случаях надо взять тестер и прозвонить асинхронный электродвигатель, используя таблицу сопротивлений изоляции (если она приведена в технической документации). В исправном двигателе каждая обмотка надежно изолирована как от других обмоток, так и от корпуса, что и покажет прибор при проверке.
Но кроме уже упомянутых проблем, которые в основном бывают при эксплуатации движков, встречаются и экзотические неисправности.
Соблюдение рекомендуемых условий эксплуатации и плановых осмотров позволит максимально долго и без проблем использовать оборудование с двигателями. Следуйте инструкциям и получайте от своих электроприборов максимум пользы.
Похожие статьи:domelectrik.ru
При необходимости выполнить любые действия в электроустановках следует в первую очередь помнить, что работы этого вида являются особо опасными и могут производиться только специально обученным персоналом.
Важно! Профилактические мероприятия, выполняемые лицами без соответствующей квалификации, чреваты потенциальной угрозой несчастного случая.
В общем виде конструкция каждого двигателя состоит из пары основных комплектующих частей:
Соприкосновение этих разделенных половинок происходит только через подшипники. Механического контакта между ними нет ни в одном другом месте. Внутри статора происходит свободное вращение ротора.
Проверка осуществляется следующим способом:
Выполнение первого пункта обязательно с точки зрения безопасности, второе действие относится к техническому тесту.
Подключенный привод может осложнить оценку вращения. Если для прокрутки вала перфоратора потребуется приложить определенное усилие, то провернуть ротор электродвигателя пылесоса значительно легче. А конструкция червячного редуктора не даст прокрутить вал, подключенный через этот механизм.
Правильная оценка может быть выполнена только при отключении привода, что обеспечивает достоверность анализа работоспособности подшипников. Существует несколько основных причин, затрудняющих движение:
Разбитые подшипники с большим люфтом – причина шума в процессе работы. Определиться с этой неисправностью легко, применив испытанный метод. Необходимо создать переменную нагрузку в вертикальной плоскости пошатыванием ротора, а затем сдвигать его вдоль оси вращения. Следует учесть, что отдельные модели могут эксплуатироваться с люфтами небольшого значения.
При нормальной работе подшипников и ротора необходимо продолжить проверку уже элементах цепей.
Для оптимальной эксплуатации всех моделей требуется выполнение двух главных правил:
Примером может стать для первого правила исполнение стандартной дрели с наличием коллекторного двигателя.
При подключении этого прибора в розетку для активации двигателя потребуется дополнительно нажать пусковую кнопку. Это – единственный вариант попадания тока щеточному узлу и далее в обмотку через симисторный узел.Оценить исправность двигателя возможно только после проверки наличия напряжения на щетках коллектора, а не на вилке. Иногда об этом общем правиле поиска неполадок забывают.
Все двигатели используются с питанием постоянного и переменного тока. Работающие на переменном в свою очередь подразделяются на:
При различии конструкций они имеют тождественные принципы работы. Вращение приводу передается воздействием поля статора на ротор.
Область применения – дизельные станции большой мощности, компьютерная техника, танки и зерноуборочные комбайны, стартеры автомобилей.
На рисунке изображено устройство модели подобного типа.
Поле статора создают собранные на сердечниках два электромагнита, с размещенными вокруг них катушками. Идентичное поле ротора – результат прохождения тока через щетки коллектора по уложенной в пазах якоря обмотке.
Отличие этой модели от предыдущей – в конструкции ротора в виде короткозамкнутой обмотки и особенностях размещения витков на статоре.
Для этих моделей характерно расположение обмотки статорных катушек под одинаковым углом смещения относительно друг к другу. Таким способом достигается вращение электромагнитного поля.Помещенный внутри подобного поля магнит ротора приводится в движение и работает с частотой, соответствующей скорости вращения силы, воздействующего на него магнитного поля.
Во всех схемах, которые были рассмотрены, применяются общие элементы:
Поломка магнипроводов, изготавливаемых из специальных марок стали, случается очень редко. Основная причина неисправностей обычно диагностируется при осмотре и тестировании обмоток.
В исправном состоянии для этого узла характерны минимальные параметры переходного сопротивления, которое не сказывается на выходной мощности и качественных показателях работы. По внешнему виду пластины коллектора выглядят чисто, без наличия инородных тел в промежутках между ними.
А вот образцы, выдержавшие значительные нагрузки, почти всегда имеют загрязненные пластины с пазами, заполненными графитовой пылью. Результатом изнашивания стержня становится быстрое стирание щеток и медных пластин, что приводит к поломке двигателя.
Мелкозернистой наждачкой протираются щетки, грязь удаляется смоченной в спирте тряпочкой, а промежутки пластин чистятся деревянными воронилами.
Для этих целей существует специальный прибор – мегаомметр. Его выбор делается по параметрам напряжения и мощности на выходе.
Концы для измерения соединяются с корпусным болтом заземления и общей клеммой выводов обмоток. Для двигателей в собранном состоянии контакт создается через подшипники.
При показаниях, соответствующих нормальной изоляции, проведенного тестирования достаточно. А вот при отклонении от нормы потребуется рассоединить все обмотки и провести осмотр и измерения каждой цепи в отдельности.
Точное определение причин позволит правильно выбрать способ их устранения.
jelektro.ru
В предыдущей статье Я рассказывал о том, как проверить, найти и устранить неисправности в коллекторных электродвигателях, которые отличаются тем, что у них есть щеточно-коллекторный узел. Сейчас Я расскажу как проверить, найти неисправность и отремонтировать асинхронный электродвигатель, который является самым надежным и простым в изготовлении из всех типов моторов. Они реже встречается в быту (в компрессоре холодильника или в стиральной машине), но за то часто в гараже или мастерской: в станках, компрессорах и т. п.
Починить или проверить своими руками асинхронный электродвигатель будет не тяжело большинству людей. Наиболее частой поломкой у асинхронных двигателей является износ подшипников, реже обрыв или отсыревание обмоток.
Большинство неисправностей можно выявить при внешнем осмотре.
Рекомендую периодически. что бы продлить срок службы- проверять у электродвигателей: состояние подшипников, чистить его внутри от мусора и пыли, и особенно вентиляционные отверстия.
Перед подключением или если долго не использовался мотор, необходимо у него проверить сопротивление изоляции мегомметром. Или если нет знакомого электрика с мегомметром, тогда не помешает в профилактических целях его разобрать и посушить обмотки статора несколько суток.
Прежде чем приступать к ремонту электродвигателя, необходимо проверить наличие напряжения и исправность магнитных пускателей, теплового реле, кабелей подключения и конденсатора, при его наличии в схеме.
Полноценный осмотр можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.
Все работы выполняются только после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.
Если в схеме есть конденсаторы. тогда их выводы необходимо разрядить.
Проверьте перед началом разборки:
Может выгореть как часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), так и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет работать и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать заново обмотки.
Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнический измерений.
Самым распространенным в домашнем хозяйстве электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить на целостность обмотки и на отсутствия пробоя на корпус.
В двигателях на 220 Вольт. Необходимо прозвонить пусковую и рабочую обмотки. При чем у пусковой сопротивление будет 1.5 раза больше, чем у рабочей. У некоторых электромоторов пусковая и рабочая обмотка будет иметь общий третий вывод. Подробнее об этом читайте здесь .
Например. у мотора от старой стиральной машины есть три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, например 50 Ом. Если взять оставшейся третий конец, то это и будет общий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину около 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- около 15 Ом.
В двигателях на 380 Вольт, подключенных по схеме звезда или треугольник необходимо будет разобрать схему и прозвонить отдельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление должно быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.
Обязательно необходимо прозвонить все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит есть пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо сдать в перемотку обмоток.
К сожалению, мультиметром не проверить величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогой, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.
При измерении один провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.
Будьте внимательны. во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во время проведения измерений.
Все измерения проводятся только на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.
Наиболее сложным является поиск межвиткового замыкания. при котором замыкается между собой лишь часть витков одной обмотки. Не всегда выявляется при внешнем осмотре, поэтому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток должно быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.
Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром около 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы через 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения. Проверка должна быть кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!
Я уже давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если только двигатель на 380 В начинает сильно греться после 15-30 минут работы. Но перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.
У меня был витканул движок АВЕ-071 на стиралке. Притом витканул лишь сверху. Видать влага попала и прошило изоляцию, плюс поперегорали три витка. Благо что витки удалось восстановить спайкой. Затем я взяла лак для ногтей и хорошенько залила место спайки. Он-то тоже изолирующий. И так несколько раз по мере высыхания. Собрала двигатель, включила — всё о»» кей! Работает уже 4 года без нареканий. Так что и лак для ногтей годится когда под рукой ничего нет!
Также ремонтировала я непролаченный двигатеь типа АОЛБ-22/4 250Вт однофазник — так в нем была просаженна на корпус одна из секций рабочей обмотки. Мотор уже был перемотанный притом по-паскудному. А прогатил на корпус из-за того, что обмотка частично была проложена мимо изолировочной вставки отчего перетерлась и закорпусила. Так вот то что мотор был не лаченный, я сама спокойно нашла проблемную секцию и заменила ее. Мотать пришлось немного всего 56 витков 0,65 провода. Сейчас не корпусит, работает отменно. Лачить не хочу, так как работает в сухом месте (наждак дома). Если опять сгорит или витканет — нет проблем заменить ту или иную дефектную обмотку.
Можно ли использовать туже обмотку в асинхронных электро двигателях если изоляция потемнела
Доброго дня! Попытался самостоятельно проверить работоспособность асинхронного трёхфазного двигателя 4А132М6УЗ с помощью проверки «на звонок» мультиметром,обнаружил, что вал «звенит» в паре с корпусом..Все три обмотки не замкнуты не на корпус, не на ротор, ни между собой, сопротивление на концах одинаковое, 0.7 Жив ли мой двигатель? Спасибо заранее
если проверка моторов производиться с помощью скрепления с ним такого же мотора по характеристикам (параметрам). то как будет вести себя проверяемый мотор в отличии от того который подает нагрузку? температура… трение..торможение…и что там еще…какие способы бывают..способ датчик частоты вращения…способ обратного включения…вообщем что знаетет расскажите а?((
Александр, здравствуйте. А что это за такая проверка и что с помощью нее можно выявить?
http://jelektro.ru
legkoe-delo.ru
В предыдущей статье Я рассказывал о том, будто проверить, найти и устранить неисправности в коллекторных электродвигателях, которые отличаются тем, что у них кушать щеточно-коллекторный узел. Сейчас Я расскажу будто проверить, найти неисправность и отремонтировать асинхронный электродвигатель, какой является самым надежным и простым в изготовлении из всех типов моторов. Они реже встречается в быту (в компрессоре холодильника или в стиральной машине), однако за то часто в гараже или мастерской: в станках, компрессорах и т. п.
Починить или проверить своими руками асинхронный электродвигатель будет не тяжело большинству людей. Наиболее частой поломкой у асинхронных двигателей является износ подшипников, реже круча или отсыревание обмоток.
Большинство неисправностей можно выявить при внешнем осмотре.
Рекомендую периодически, что бы удлинить срок службы- проверять у электродвигателей: состояние подшипников, начищать его внутри от мусора и пыли, и особливо вентиляционные отверстия.
Перед подключением или если долго не использовался мотор, необходимо у него проверить сопротивление изоляции мегомметром. Или если дудки знакомого электрика с мегомметром, тогда не помешает в профилактических целях его разобрать и посушить обмотки статора несколько суток.
Прежде чем приступать к ремонту электродвигателя, необходимо проверить присутствие напряжения и исправность магнитных пускателей, теплового реле, кабелей подключения и конденсатора, при его наличии в схеме.
Полноценный осмотр можно прочертить только после разборки электродвигателя, однако сразу не спешите разбирать.
Все работы выполняются лишь после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если конструкция включается в розетку, тогда попросту достаточно достать вилку из нее.
Если в схеме кушать конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.
Проверьте перед началом разборки:
После разборки по этой инструкции необходимо проверить:
Может выгореть будто часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), этак и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет трудиться и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать наново обмотки.
Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнический измерений.
Самым распространенным в домашнем хозяйстве электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить на целостность обмотки и на отсутствия пробоя на корпус.
В двигателях на 220 Вольт. Необходимо прозвонить пусковую и рабочую обмотки. При чем у пусковой сопротивление будет 1.5 раза больше, чем у рабочей. У некоторых электромоторов пусковая и рабочая обмотка будет владеть общий третий вывод. Подробнее об этом читайте тут.
Например, у мотора от старой стиральной машины кушать три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, так 50 Ом. Если взять оставшейся третий крышка, то это и будет всеобщий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину возле 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- возле 15 Ом.
В двигателях на 380 Вольт, подключенных по схеме звезда или треугольник необходимо будет разобрать схему и прозвонить раздельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление надлежит быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.
Непременно необходимо прозвонить все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит кушать пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо отдать в перемотку обмоток.
К сожалению, мультиметром не проверить величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогостоящий, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.
При измерении одинешенек провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а другой по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.
Будьте внимательны, во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во пора проведения измерений.
Все измерения проводятся лишь на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.
Наиболее сложным является розыск межвиткового замыкания, при котором замыкается между собой лишь доля витков одной обмотки. Не вечно выявляется при внешнем осмотре, потому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток надлежит быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.
Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром возле 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы чрез 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения. Проверка должна быть кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!
Я уже давным-давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если лишь двигатель на 380 В начинает сильно нагреваться после 15-30 минут работы. Однако перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.
davinterprise.com
Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.
Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.
Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:
Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.
Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:
Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.
Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.
Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.
Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.
Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.
Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:
Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.
Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:
Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.
В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.
homeconstruc.ru
В предыдущей статье Я рассказывал о том, будто проверить, найти и устранить неисправности в коллекторных электродвигателях, которые отличаются тем, что у них кушать щеточно-коллекторный узел. Сейчас Я расскажу будто проверить, найти неисправность и отремонтировать асинхронный электродвигатель, какой является самым надежным и простым в изготовлении из всех типов моторов. Они реже встречается в быту (в компрессоре холодильника или в стиральной машине), однако за то часто в гараже или мастерской: в станках, компрессорах и т. п.
Починить или проверить своими руками асинхронный электродвигатель будет не тяжело большинству людей. Наиболее частой поломкой у асинхронных двигателей является износ подшипников, реже круча или отсыревание обмоток.
Большинство неисправностей можно выявить при внешнем осмотре.
Рекомендую периодически, что бы удлинить срок службы- проверять у электродвигателей: состояние подшипников, начищать его внутри от мусора и пыли, и особливо вентиляционные отверстия.
Перед подключением или если долго не использовался мотор, необходимо у него проверить сопротивление изоляции мегомметром. Или если дудки знакомого электрика с мегомметром, тогда не помешает в профилактических целях его разобрать и посушить обмотки статора несколько суток.
Прежде чем приступать к ремонту электродвигателя, необходимо проверить присутствие напряжения и исправность магнитных пускателей, теплового реле, кабелей подключения и конденсатора, при его наличии в схеме.
Полноценный осмотр можно прочертить только после разборки электродвигателя, однако сразу не спешите разбирать.
Все работы выполняются лишь после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если конструкция включается в розетку, тогда попросту достаточно достать вилку из нее.
Если в схеме кушать конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.
Проверьте перед началом разборки:
После разборки по этой инструкции необходимо проверить:
Может выгореть будто часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), этак и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет трудиться и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать наново обмотки.
Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнический измерений.
Самым распространенным в домашнем хозяйстве электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить на целостность обмотки и на отсутствия пробоя на корпус.
В двигателях на 220 Вольт. Необходимо прозвонить пусковую и рабочую обмотки. При чем у пусковой сопротивление будет 1.5 раза больше, чем у рабочей. У некоторых электромоторов пусковая и рабочая обмотка будет владеть общий третий вывод. Подробнее об этом читайте тут.
Например, у мотора от старой стиральной машины кушать три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, так 50 Ом. Если взять оставшейся третий крышка, то это и будет всеобщий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину возле 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- возле 15 Ом.
В двигателях на 380 Вольт, подключенных по схеме звезда или треугольник необходимо будет разобрать схему и прозвонить раздельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление надлежит быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.
Непременно необходимо прозвонить все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит кушать пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо отдать в перемотку обмоток.
К сожалению, мультиметром не проверить величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогостоящий, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.
При измерении одинешенек провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а другой по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.
Будьте внимательны, во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во пора проведения измерений.
Все измерения проводятся лишь на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.
Наиболее сложным является розыск межвиткового замыкания, при котором замыкается между собой лишь доля витков одной обмотки. Не вечно выявляется при внешнем осмотре, потому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток надлежит быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.
Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром возле 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы чрез 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения. Проверка должна быть кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!
Я уже давным-давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если лишь двигатель на 380 В начинает сильно нагреваться после 15-30 минут работы. Однако перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.
aristojuan.com