Первым в мире серийным автомобилем, оснащенным роторным Ванкелем стал NSU Spider 1964 года выпуска. С тех пор двигатель просуществовал до 2011 года, и закончил свою жизнь под капотом Mazda RX-8. Возникает несколько вопросов:
- Как работает роторный двигатель?
- Каковы его преимущества? (Зачем его изобрели)
- Каковы его недостатки? (Почему его перестали производить)
Как работает роторный двигатель
Процесс, происходящий при работе роторного двигателя, весьма схож с обычным. Разница в том, что вместо поршней тут имеется ротор треугольной формы, а вместо цилиндра – овальная полость.
Впуск
Вращаясь внутри полости, ротор создает воздушный карман, тем самым создавая вакуум. Вакуум распространяется на впускные каналы, из которых в камеру внутреннего сгорания и поступают топливо и воздух.
Сжатие
Ротор продолжает вращаться, сжимая смесь воздуха и топлива о прямую сторону овальной полости.
Мощность
Две свечи зажигания используются для розжига смеси топлива и воздуха, помогая ускорить процесс внутреннего сгорания и убедиться в том, что большая часть смеси выгорит. Выделяемая энергия позволяет ротору вращаться далее.
Выхлоп
Похож на цикл впуска, только теперь, вращаясь, ротор выталкивает под давлением выхлопные газы через выхлопные каналы. Важный момент состоит в том, что поскольку в двигателе имеется всего один ротор и одна полость, все эти процессы идут практически одновременно. Таким образом, с одной стороны происходит впуск с другой выделяется энергия, а с третьей выходят выхлопы.
Преимущества Ванкеля
Одним из самых крупных достоинств является небольшой размер Ванкеля. Несмотря на свои маленькие размеры, роторные движки выжимают неплохую мощность.
Меньше подвижных деталей
Частенько в инженерии самое легкое решение является самым лучшим. Роторный двигатель не требует большого количества подвижных деталей. Если быть точнее, то в двухроторном моторе подвижных деталей всего три.
Плавный набор высоких оборотов
Роторный двигатель не имеет возвратно-движущей массы, как клапаны и поршни в традиционном двигателе, что ведет к отличному балансу и плавному набору оборотов.
Почему Ванкель сняли с производства
Mazda RX-8 2011 была последним серийным автомобилем, который оснащался роторным двигателем Renesis 1.3 л. Как бы то ни было, весь мир автолюбителей пустил горькую слезу, закрывая важную страницу в истории двигателей внутреннего сгорания. Так что же произошло? RX-8 не удалось пройти по соответствию стандарту Euro-5, поэтому после 2010 года он не мог продаваться в странах Европы. Хоть он все еще и разрешен в США, производитель был вынужден отречься от Ванкеля.
Недостатки роторного двигателя
Низкий тепловой КПД
В связи с наличием уникальной длинной камеры внутреннего сгорания, тепловой КПД Ванкеля значительно ниже, в сравнении с обычным двигателем. Это часто ведет к тому, что в выхлоп попадает масса несгоревшего топлива (поэтому они и считаются самыми огнедышащими)
Пей, малыш, пей
Ванкели априори жрут масло вёдрами. Во впускном коллекторе установлены разбрызгиватели масла, а также имеются инжекторы, подающие масло непосредственно в камеру внутреннего сгорания. Это значит не только то, что водитель должен постоянно следить за уровнем масла, но еще и то, что из вашей выхлопной трубы будет выходить масса дряни. Окружающая среда не одобряет.
Изоляция ротора
Изолировать роторный движок нелегко, поскольку, если вы помните, в нем одновременно происходит несколько процессов, которые оставляют после себя разные температуры. Например, верхняя часть движка сравнительно холодная, в то время как его днище горячо как ад. С точки зрения изоляции, это проблема, поскольку такая разница температур не дает выбрать один вариант изоляции. Можно, конечно, использовать охлаждающую рубашку, но это многого не изменит.
Выбросы в атмосферу
Именно этот пункт убил роторные движки. Совокупность неэффективного сгорания, прожорливости по маслу и сложностей с изоляцией привела в итоге к тому, что двигатель не проходит по современным стандартам.
Что касается показателей RX-8 в сравнении с другими автомобилями, то из плюсов можно сразу выделить низкий вес и высокую мощность, а из минусов, конечно, огромный расход. Впрочем RX-8, покупателю вряд ли есть дело до экономии топлива, поэтому он может насладиться автомобилем в полной мере.
carakoom.com
Проектирование роторного двигателя сложнее чем поршневого, а затраты на его производство очень высоки, потому что они не производятся массово. Как правило, роторные двигатели потребляют больше топлива, чем поршневые, это происходит из-за снижения термодинамического коэффициента за счёт удлинения камеры сгорания и низкой степени сжатия.
hubstub.ru
Если мы говорим о роторном двигателе, то должны понимать, что он совершенно не похож на двигатель внутреннего сгорания ни конструктивно ни принципом работы. Более того, в РПД нет доброй сотни всех тех деталей, которые есть и постоянно ломаются в ДВС. Роторный двигатель гораздо проще конструктивно.
Смотреть все фото новости >>
Однако, как и любой другой механизм, он имеет свои положительные и отрицательные стороны. Сегодня мы поговорим об одном и о другом.
Если в двух словах, то РПД состоит из овальной формы статора и треугольного ротора. У такого двигателя нет ни коленчатого вала, ни поршней, ни чего такого, что мы знаем из конструкции ДВС. Весь процесс замыкается на вращении треугольного ротора и создания трех областей, в которых собственно и происходят все процессы.
Почему РПД уступил первенство ДВС
Ниже мы рассмотрим детальнее принцип работы роторного двигателя. Но даже из упрощенного описания можно сделать вывод, что РПД должен быть выгоднее поршневого ДВС. Почему же он не прижился? Оказывается, у него есть и существенные минусы.
Дело в том, что процессы, происходящие внутри роторного двигателя, требуют от него четкого взаимодействия между тем же статором и ротором. Работают детали на достаточно высоких температурах. А сжатие должно быть достаточным. Значит приходится применять более дорогостоящие детали из специальных сплавов.
Еще один, как по мне, серьезный минус - это большой расход топлива. Если взять к примеру двигатель 1,3 л , то он будет потреблять все литров двадцать на сто километров! А это много.
Но раз уж мы заговорили о РПД, значит не все так сумрачно. Есть у этих двигателей и громадные плюсы. Вот к примеру тот же двигатель 1,3 л будет иметь мощность около 250 л.с. А вот это уже серьезно! Малые габариты и высокая мощность, такому двигателю можно найти применение в том же гоночном спорте.
Японские умельцы
Но все же нашлись среди производителей популярных марок автомобилей пионеры-первопроходцы, которые пове
car.ru