В статье представлены разные схемы оборудования автомобиля Камаз
Общие схемы Камаза
Другие схемы Камазов, вы можете посмотреть на странице конкретного Камаза в наших разделах/
Цветная схема электрооборудования КАМАЗ
В цветной схеме электрооборудования КАМАЗ моделей4308, 43118 и 6522 подсоединяемые провода маркируются в соответствии с их цветами: Б - белого; Г - голубого; Ж - желтого; 3 - зеленого; К - красного; КЧ - коричневого; О - оранжевого; Р - розового; С - серого; Ф - фиолетового; Ч - черного.
Источники питания – 2 АКБ G1 и G2. Минус АКБ монтируется к корпусу авто через К17. При включенном S21 ток не подается к S6.В схеме электроснабжения КАМАЗ S14 отвечает за работу световой системы аварийного оповещения.
Реле V3 делает возможным работать в прерывистом режиме поворотным указателям. Работоспособность указателей поворота контролируется блоком h4.
Сигнал торможения в общей схеме проводки КАМАЗ включается выключателем S5 и реле К5.
При работающей стояночной системе тормоза в общей схеме проводки КАМАЗ работает датчик В12 и реле К2.
Работа фар Е5 и Е6, Е1 и Е25 происходит посредством выключателя S22 в схеме электроснабжения КАМАЗ.
Система реверсивного двигателя МЭ 250 позволяет: соединяя + с проводом красного цвета – правое вращение; соединяя - с проводом красного цвета – левое.
Система звукового оповещения Н9 работает при помощи реле Н2, питание реализовано при помощи реле К4.
Схема смазочной системы двигателя КАМАЗ
Система оснащена «мокрым» картером. В схеме Камаза из картера 13 посредством масляного насоса 1 подается масло в очищающий фильтр 3. Далее в водомасляном теплообменнике 6 по главной магистрали оно поступает к потребителям. Клапан 2 обеспечивает необходимое давление. В схеме смазочной системы двигателя КАМАЗ перепускной клапан 4 при работе терм клапана 11 при перепаде давления включает водомасляный обмен ник.
Схема двигателя КАМАЗ
Блок цилиндров отлит из чугуна с отфрезерованными гильзами цилиндра. ГБЦ представляет собой цельнолитую деталь с четырьмя клапанами для каждого цилиндра. Работа клапанов осуществляется коромыслами, соединенными с распределительным валом. Привод в схеме двигателя КАМАЗ распределительного вала имеет промежуточную шестерню.
Если у вас остались вопросы по схемам автомобиля Камаз, вы можете написать нам и мы ответим вам.
www.kamaz-evrika.ru
Схемы электрооборудования грузового автомобиля камаз 5511. Все цветные схемы в отличном качестве и на русском языке.
Схема КАМАЗ-5511
Схема панели приборов грузовика КАМАЗ-5511
2 11.3704 Выключатель кнопочный11.3747 Реле электродвигателя отопителя15 251.3813010 Тахометр электронный6 5320-3709410 Переключатель электродвигателей отопителя П147-04.11 (457335512)11 5320-3710015-01 Рамка выключателей12 5320-3710016 Заглушка14 5320-3710410 Выключатель плафона ВК343-01.085320-3710426 Панель10 5320-3710428 Панель выключателей в сборе7 5320-3710440 Выключатель фонарей автопоезда ВК343-01.1617 5320-3710480 Выключатель противотуманных фар ВК343-01.0331 5320-3710510 Выключатель аварийной сигнализации30 5320-3710530 Гайка выключателя24 5320-3710570 Выключатель освещения щитка приборов26 5320-3710576 Ручка в сборе5320-3730570 Реле электродвигателей отопителя в сборе1 5320-3803010 Блок контрольных ламп тормозной системы18 5320-3803011 Блок контрольных ламп5320-3803135 Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза3 5320-3805010 Щиток приборов камаз 551122 5320-3805029 Заглушка отверстия выключателя32 5320-3805031 Заглушка отверстия манометра5320-3805110 Панель щитка приборов28 5320-3805111 Гайка крепления панели приборов4 5320-3805131 Фиксатор5 5320-3805183 Окантовка панели приборов23 5320-3806010 Указатель уровня топлива33 5320-3807010 Указатель температуры охлаждающей жидкости20 5320-3810010 Указатель давления масла21 5320-3811010 Амперметр19 5320-3830010 Манометр воздуха двухстрелочный в сборе2 5420-3740157 Выключатель кнопочный55102-3710428 Панель выключателей в сборе16 55102-3710450 Выключатель гипропривода подъема и опускания платформы прицепа9 5511-3709410 Переключатель подъема и опускания платформы29 5511-3710210 Выключатель управления лебедкой5511-3710428 Панель выключателей в сборе5511-3805010 Щиток приборов740.3813856 Прокладка датчика853544 Гайкодержатель М6 в сборе21 АП170 Амперметр камаз 551117 ВК343.01.03 Выключатель противотуманных фар14 ВК343.01.08 Выключатель плафона7 ВК343.01.16 Выключатель фонарей автопоезда16 ВК343.02.15 Выключатель гипропривода подъема и опускания платформы прицепа24 ВК416-Б-01 Выключатель освещения щитка приборов19 МД216 Манометр двухстрелочный6 П147.04.11 Переключатель электродвигателей отопителя9 П147.06.15 Переключатель подъема и опускания платформы13 П147.09.09 Переключатель стеклоомывателя8 П150-14.10 Переключатель стеклоомывателя29 П602 Переключатель камаз 551118 ПД511 Блок контрольных ламп камаз 55111 ПД512 Блок контрольных ламп тормозной системы РС493 Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза РС49323 УБ170 Приемник указателя уровня топлива20 УК170 Приемник указателя давления масла камаз 551133 УК171 Приемник указателя температуры охлаждающей жидкости.
|
trucks-shemi.ru
Самосвальное оборудование
Самосвальное оборудование состоит из платформы, надрамника, механизма подьема и опускания платформы
Платформа автомобиля - самосвала.—цельнометаллическая, сварная с защитным козырьком, открывающимся задним бортом и авмоматическими запорами заднего борта ,обогревается отработавшими газами для предотвращения примерзания груза.
Объем платформы 8,5 м3 для 65111, угол опрокидывания —52°.
Надрамник –сварная конструкция из двух лонжеронов, поперечин и крестообразного усилителя надрамника.
Механизм подъема и опускания платформы содержит :
Коробку отбора мощности с масляным насосом,предназначенную для отбора мощности от коробки передач.; Насос масляный- шестеренчатого типа высокого давления .Подача насоса 55,6 л \ мин при частоте вращения 1920 об \ мин; Гидроцилиндр—телескопический одностороннего действия ; Блок управления служащий для управления потоком рабочей жидкости в гидросистеме опрокидывающего механизма состоит из крана управления и электропневмоклапана; Клапан ограничения подъема платформы ограничивает подъем платформы при достижении платформой максимального угла подъема; Бак масляный –штампованный из двух половин ,снабжен фильтрами на заливной горловине и сливной магистрали . Пневмо- и гидропроводов.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Последовательность операции при подъеме и опускании платформы автомобиля-самосвала (см. рис. Схема принципиальная механизма подъема платформы самосвала):
--- для включения коробки отбора мощности выключите сцепление и поставьте выключатель в положение ВКЛЮЧЕНО (при этом загорится контрольная лампа). Ток через термобиметаллический предохранитель поступает к обмотке электромагнита пневмоклапана №3, сердечник которого, перемещаясь, открывает клапан. Воздух из ресивера поступает в полость пневмокамеры коробки отбора мощности. При включении сцепления масляный насос начнет работать. Масло из бака через всасывающую и нагнетающую полости насоса поступает по трубопроводу в кран управления, а затем сливается в бак. Такая циркуляция масла способствует его разогреву в зимнее время, что улучшает условия работы гидросистемы опрокидывающего механизма;
— для подъема платформы переведите переключатель в положение II. При этом ток проходит через обмотки электропневмоклапанов №1 и №2, сердечники которых, перемещаясь, открывают клапаны. Воздух из ресивера подается к пневмокамерам крана управления. Масло из крана управления поступает по трубопроводам в гидроцилиндр. Под действием давления масла звенья гидроцилиндра последовательно выдвигаются, поднимая платформу.
По мере подъема платформы гидроцилиндр наклоняется; при достижении максимального угла подъема корпус гидроцилиндра нажимает на регулировочный винт клапана ограничения подъема платформы, и масло через клапан сливается в бак. Подъем платформы прекращается;
— для остановки платформы в промежуточном положении в процессе подъема или опускания переведите переключатель в нейтральное положение. При этом электропневмоклапаны №1 и №2 выключаются, воздух выходит из рабочих полостей пневмокамер в атмосферу. Магистраль гидроцилиндра закрывается, а полость крана управления сообщается со сливной магистралью, и масло от насоса сливается через кран управления в бак;
— для опускания платформы переведите переключатель в положение I. Ток поступает к обмотке электропневмоклапана №1, сердечник которого, перемещаясь, открывает клапан. Воздух из ресивера поступает в пневмокамеру а крана управления. Через кран управления масло сливается из гидроцилиндра в бак.
По окончании опускания платформы необходимо установить выключатель в положение ВЫКЛЮЧЕНО (предварительно выключив сцепление). При этом масляный насос прекращает свою работу.
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Проверьте состояние и правильность регулирования клапана ограничения подъема платформы (см. рис. Регулирование механизма подъема платформы самосвала). Клапан должен быть надежно закреплен на кронштейне поперечины надрамника. Регулировочный винт должен быть застопорен контргайкой. Не допускайте искривления штока клапана, течи масла из-под уплотнения штока и по резьбовым соединениям трубопроводов. При правильно отрегулированном угле подъема платформы стопорные пальцы (рис. Установка страховочных тросов) платформы свободно должны входить в отверстия в кронштейнах надрамника. Не допускайте эксплуатации автомобиля с нарушенной регулировкой угла подъема платформы.
Для регулирования угла подъема платформы автомобиля-самосвала:
— отверните контргайку (см. рис. Регулирование механизма подъема платформы самосвала) регулировочного винта;
— вверните регулировочный винт в шток до отказа;
—.поднимите платформу до положения, при котором стопорные пальцы платформы свободно входят в отверстия кронштейнов надрамника, и застопорите платформу в этом положении стопорными пальцами;
— выверните регулировочный винт из штока клапана до упора в корпус гидроцилиндра и застопорите контргайкой.
— расстопорите платформу, опустите и вновь поднимите ее.
— убедитесь, что подъем прекращается при совпадении оси стопорных пальцев 3 (см. рис. Установка страховочных тросов) с осями отверстий в кронштейнах надрамника. Стрела прогиба страховочного троса должна составлять 35... 50 мм. При иной величине стрелы прогиба отрегулируйте длину троса, для чего ослабьте затяжку зажимов троса.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА И ПОРЯДОК ЗАПРАВКИ ГИДРОСИСТЕМЫ
Уровень масла в баке проверяйте при опущенной платформе указателем, вмонтированным в крышку бака. Уровень должен быть расположен между отметками Н и В на указателе.
Для заправки гидросистемы:
— отверните крышку горловины масляного бака, извлеките, промойте и вновь поставьте сетчатый фильтр;
— залейте масло до отметки В, нанесенной на указателе уровня масла;
— поднимите и опустите платформу 3...4 раза при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (1100...1300 об/мин) для прокачивания системы и удаления из нее воздуха;
— проверьте уровень масла, при необходимости долейте до отметки В.
kamaz.interdalnoboy.com
Цветная схема электрооборудования КАМАЗ смотреть скачать | |
Двигатель КАМАЗ-7403.10 (поперечный разрез) смотреть скачать | |
Двигатель КАМАЗ-7403.10(продольный разрез) смотреть скачать | |
Инструмент и принадлежности смотреть скачать | |
Масляные фильтры и насоос смотреть скачать | |
Система питания двигателя смотреть скачать | |
Схема смазочной системы двигателя смотреть скачать | |
Схема электр. принципиальная смотреть скачать | |
Схема электроснабжения смотреть скачать | |
ТНВД смотреть скачать | |
Турбокомпрессор смотреть скачать | |
Элементы системы питания двигателя смотреть скачать |
kamaz.interdalnoboy.com
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом. Общий вид силового агрегата показан на рис. 1.Рис. 1 Габариты силового агрегата
ПОДВЕСКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА Подвеска силового агрегата состоит из двух передних опор, двух задних и одной поддерживающей опоры. На автомобилях, укомплектованных силовыми агрегатами с пятиступенчатой коробкой передач модели 14, поддерживающей опоры нет. Передние опоры состоят из круглых амортизаторов, запрессованных в кронштейны передней опоры, крепящиеся на раме автомобиля и расположенные с обеих сторон двигателя. На автомобилях КАМАЗ-53229 кронштейны передней опоры имеют отличительные особенности в связи с усиленной рамой. Амортизатор представляет собой резиновую подушку с запрессованной распорной втулкой, зафиксированную в пластинах. Подушка стяжным болтом крепится к переднему кронштейну силового агрегата, закрепленному четырьмя шпильками к передней крышке блока цилиндров двигателя. Между подушкой и кронштейнами установлены стальные шайбы.
Задние опоры расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из заднего кронштейна крепления силового агрегата, который фиксируется двумя установочными штифтами и крепится четырьмя шпильками к картеру сцепления; башмака, соединяющегося с кронштейном стяжным болтом; кронштейна задней опоры, который охватывает башмак и приклепывается к лонжерону рамы; крышки, крепящейся четырьмя болтами к кронштейну задней опоры. Между башмаком, крышкой и кронштейном задней опоры расположена резиновая подушка, выполняющая функцию гасителя колебаний. Башмак из алюминиевого сплава предохранен от смятия запрессованной в него стальной втулкой.
Между крышкой и кронштейном задней опоры установлены регулировочные прокладки. Опора поддерживающая имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена. Поддерживающая опора состоит из кронштейна , который четырьмя болтами крепится к картеру коробки передач. Полку кронштейна охватывает резиновая прямоугольная подушка с обоймой , соединенная двумя болтами с поперечной балкой .
Техническое обслуживание При сервисе 2: — затяните болты и гайки крепления передних и задних опор двигателя; — затяните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к десятиступенчатой коробке передач (резьба Ml2), гайки крепления поддерживающей опоры к балке и балки к раме (резьба М14). При сервисе С проверьте состояние резиновой подушки и регулировку положения поддерживающей опоры силового агрегата. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществляйте удалением регулировочных шайб между балкой поддерживающей опоры и ее кронштейнами.
Ремонт Для снятия силового агрегата с автомобиля: • отсоедините выводы «+» и «—» аккумулятор ной батареи; • поднимите переднюю облицовочную панель кабины; • снимите буфер; • наклоните кабину на 60°; • отсоедините выводы проводов и штекер от генератора; • отсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ; • снимите воздухопровод, соединяющий влаго-маслоотделитель с компрессором; • выверните болты крепления крыльчатки вентилятора, снимите ее и оставьте в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору; • ослабьте хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоедините рукав; • ослабьте хомут крепления шланга, соединяю щего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку и отсоедините шланг; • отверните болты крепления подводящего пат рубка к водяному насосу и отсоедините патрубок; • отсоедините воздушный фильтр; • отсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами; • отсоедините толкатель привода управления подачей топлива и снимите пружину; • отсоедините и снимите трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления; • вывесите автомобиль на подъемнике для вы полнения операций снизу; • слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения; • слейте масло из картера двигателя; • слейте масло из картера коробки передач; • отсоедините левый и правый приемные пат рубки от турбокомпрессора, для чего отверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору; • отсоедините от стартера вывод «—», провод и вывод «+» от тягового реле; • отсоедините прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления; • отсоедините трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отверните кронштейн и сними те трубопровод; • отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления; • отсоедините трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы; • отсоедините гидропривод ПГУ сцепления; • снимите ПГУ сцепления; • отсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты; • выверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач; • опустите автомобиль с подъемника; • выверните болты крепления передней опоры двигателя; • отверните самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты; • зацепите захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снимите силовой агрегат автомобиля, установите его на подставку.ДЛЯ УСТАНОВКИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА НА АВТОМОБИЛЬ: • при помощи подъемно-транспортного приспособления снимите силовой агрегат с подставки и установите его на автомобиль; • совместите отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставьте болты М20 и закрепите опоры; • вверните болты М12 в отверстия передних опор двигателя и затяните их: • установите крыльчатку вентилятора и закрепите ее четырьмя болтами; • подсоедините трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором; • подсоедините верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом; • подсоедините шланг обогрева кабины к двигателю; • подсоедините верхний рукав радиатора к водяной коробке, затяните хомут крепления рукава; • соедините шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затяните хомут; • подсоедините подводящий патрубок к водяному насосу, закрепив его двумя болтами; • подсоедините толкатель управления подачей топлива; • подсоедините маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма. Долейте масло до уровня; • подсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами; • установите воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем; • подсоедините воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы; • установите воздухопроводы, подводящие воз дух к редукционному клапану и к сцеплению; • установите воздушный фильтр; • подсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установите датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ; • поднимите автомобиль с помощью подъемника; • установите маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя; • залейте масло в картер двигателя; • залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения; • прокачайте топливную систему ручным подкачивающим насосом; • опустите кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтуйте замки; • поставьте буфер; • опустите переднюю облицовочную панель; • поставьте и закрепите прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления; • подсоедините к стартеру вывод «—», провод и вывод «+» к тяговому реле; • подсоедините гидропровод ЛГУ сцепления; • вверните болты крепления кронштейна под держивающей опоры к коробке передач; • подсоедините левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего вверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору; • подсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты Ml6 и завернув гайки; • опустите автомобиль с подъемника; • прокачайте сцепление и долейте жидкость до уровня; • подсоедините выводы аккумуляторных батарей; пустите двигатель, проверьте его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
kamaz.interdalnoboy.com
Руководство содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателя. Приведены описания конструкции, указания мер безопасности, данные для контроля и регулирования, рекомендации по поиску неисправностей и мер безопасности, а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.
Настоящее руководство прикладывается к двигателю и должно передаваться с ним в случае обмена и продажи двигателя.
ОАО «КАМАЗ» сохраняет за собой право на дальнейшее совершенствование конструкции двигателя без предварительного предупреждения потребителей.
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Перед эксплуатацией двигателя нужно внимательно изучить настоящее "Руководство по эксплуатации" и в дальнейшем соблюдать изложенные в нем рекомендации.
Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно относиться к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим "Руководством по эксплуатации".
Для обеспечения безупречной работы двигателя следует применять запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установку различного оборудования и механизмов на двигатель следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации. Технические устройства газовой системы устанавливаемые на двигатель должны иметь разрешение Госгортехнадзора России на применение и сертифицированы на соответствие требованиям промышленной безопасности.
Следует помнить, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований раздела «Обкатка двигателя».
При эксплуатации двигателя необходимо применять горюче-смазочные материалы в соответствии с требованиями настоящего "Руководства по эксплуатации".
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно резьбовые отверстия под болты крепления головок цилиндров.
При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя, необходимо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
При загорании лампы диагностики «CHECK ENGINE» (проверь двигатель) в комбинации приборов необходимо в кратчайшие сроки устранить неисправность.
Прежде чем снимать любые узлы электронной системы управления двигателя (ЭСУД), необходимо отключить аккумуляторные батареи.
Перед запуском двигателя проверить надежность крепления наконечников проводов и клемм аккумуляторных батарей.
Не допускается отключение аккумуляторных батарей от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе. Запрещается проверять работу системы зажигания “на искру”.
Не допускается отсоединять от контроллера и присоединять к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
При проведении сварочных работ необходимо отсоединить контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому запрещается прикасаться руками к его выводам.
Проводить своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Все неисправности, обнаруженные при осмотре двигателя, должны быть устранены.
Сборка, эксплуатация и обслуживание двигателя должны осуществляться с соблюдением требований “Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов” (утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. № 61 - А).
Шум, микроклимат и концентрация токсичных компонентов в воздухе зоны рабочих мест, а также вибрация на рабочих местах и органах управления двигателем и измерительными приборами не должны превышать предельно допустимых значений, предусмотренных санитарными нормами и «Инструкцией по технике безопасности».
Вращающиеся детали двигателя и измерительных приборов должны иметь защитные ограждения.
Запрещается устранять негерметичность газовой системы питания двигателя при наличии в ней избыточного давления.
Требования безопасности работы с газами в соответствии с ГОСТ 27577-2000.
К техническому обслуживанию и работе на газовых двигателях допускается персонал обученный и аттестованный по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов и «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления».
Не разрешается допускать посторонних лиц к работающему двигателю и оставлять работающий двигатель без присмотра.
Требования к монтажу и методы испытания газового оборудования должны соответствовать ОСТ 37.001.655-99.
В процессе эксплуатации двигателя следует ежедневно проверять герметичность и исправность газовой аппаратуры. Обнаруженные при осмотре неисправности должны устраняться квалифицированными специалистами допущенными к выполнению работ.
Запрещается пользоваться средствами прогрева двигателя с открытым пламенем. При запуске двигателя при низких температурах предварительный прогрев производить при помощи предпускового подогревателя.
При постановке автомобиля на ночную или длительную стоянку, а также на техническое обслуживание, необходимо перекрыть вентиль на питающей газовой магистрали и вентили на баллонах и не выключать двигатель, пока не выработается весь газ из системы питания. После этого нужно выключить двигатель и отключить аккумуляторные батареи.
ВНИМАНИЕ!
Оставлять автомобиль на стоянке с открытым вентилем подачи газа запрещается.
В целях пожарной безопасности категорически запрещается:
- ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе;
- пускать и эксплуатировать двигатель при наличии утечек газа;
- применять перемычки вместо предусмотренных предохранителей в электрических цепях;
- эксплуатировать двигатель с неисправной электропроводкой (потертости, растрескивание изоляции, провисание и нарушение крепления проводов), без защитных чехлов на штекерах и колодках;
- устанавливать дополнительные электропотребители и прокладывать провода, не защищенные предохранителями.
Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с вентиляцией, не обеспечивающей безопасную работу.
Следует помнить, что охлаждающая жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита, обращаться с ней надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма. После работы с антифризом тщательно вымыть руки теплой водой.
Двигатель необходимо содержать в чистоте и исправности, так как замасливание двигателя может явиться причиной возникновения пожара. Промасленный обтирочный материал храните в закрытых металлических ящиках вне помещения работающего двигателя.
Нельзя производить смазку, исправлять, регулировать и устранять неисправности систем, устройств и механизмов работающего двигателя.
В случае возгорания двигателя, отключить систему газоснабжения и принять меры, в соответствии с действующей на месте «Инструкцией о порядке локализации и ликвидации аварийных ситуаций».
Во время ремонта двигателя при работе с грузоподъемным устройством необходимо соблюдать следующие правила:
- проверить состояние грузоподъемного устройства и опробовать его, проверить состояние грузозахватного приспособления и грузового каната;
- перед подъемом двигателя удалить с него инструмент и другие незакрепленные предметы;
- зацепку производить за грузовые кронштейны в соответствии со схемой строповки.
При разборке и сборке двигателя необходимо соблюдать следующие правила:
- применять только исправный инструмент;
- применять гаечные ключи соответствующих размеров;
- не допускается применение прокладок между зевом ключа и гранями гаек;
- при подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено к себе.
При ремонте газовой аппаратуры (отворачивание гаек, выворачивание болтов, штуцеров и т.д.) необходимо проявлять осторожность, чтобы не допускать искрообразования.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели транспортные газовые КАМАЗ-820.52-260, KAMA3-820.53-260 (далее по тексту двигатели), предназначенные для использования в составе автомобилей КАМАЗ и автобусов, поставляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, а также поставляемые в запасные части.
Двигатели газовые, четырехтактные, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, турбонаддувные с ОНВ, с искровым бесконтактным зажиганием, с электронной системой управления распределенного впрыска газа с использованием электромагнитных дозаторов газа.
Базовой деталью двигателей является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали двигателя. В расточку полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения двигателей жидкостная, закрытого типа, рассчитанная на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Система смазки - комбинированная.
Система питания - с фазированной распределенной подачей газа в зону впускного клапана головки цилиндров.
Применяемое топливо - Компримированный (сжатый) природный газ по ГОСТ 27577-2000.
Область применения:
- двигатель КАМАЗ-820.52-260 предназначен для установки на автомобили;
- двигатель KAMA3-820.53-260 предназначен для установки на автобусы.
Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Таблица 1
Наименования основных параметров и размеров | Значения параметров и размеров | |
820.52-260 | 820.53-260 | |
Тип двигателя | Четырехтактный с принудительным искровым зажиганием | |
Число и расположение цилиндров | V-8, с углом развала 90° | |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120x130 | |
Рабочий объем цилиндров, л | 11,76 | |
Степень сжатия | 12,0 | |
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее | 191 (260) | |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 | 2200 | |
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 | 1300...1500 | |
Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) | 1078 (110) | 931 (95) |
Количество клапанов в головке цилиндров | 2 (впускной и выпускной) | |
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов, мм: - впускных - выпускных |
0,25...0,30 0,35...0,40 | |
Система наддува | Газотурбинная с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух». | |
Свеча зажигания Искровой зазор между контактами, мм | BRISK Super L15YC 0,3...0,4 | |
Микропроцессорный блок управления | М 20 | |
Катушки зажигания | BOSCH 0221 503 001 |
Продолжение таблицы 1
Наименования основных параметров и размеров | Значения параметров и размеров |
Давление масла в прогретом двигателе МПа, (кгс/см2): - при номинальной частоте вращения коленчатого вала - при минимальной частоте вращения коленчатого вала |
0,4...0,54 (4,0...5,5) 0,1 ( 1 ) |
Фильтр очистки масла Элемент фильтрующий (полнопоточный) Элемент фильтрующий (частично-поточный) | 7406.1012010, ТУ 37.104.177-93 7405.1012040, ТУ 37.104.176-93 7405.1017040-02, ТУ 37.104.176-93 |
Элемент фильтрующий очистки газа | 7405.1017040-02, ТУ 37.104.176-93 |
Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна быть, °С | 75...95 |
Термостат | ТС-107-01, ТУ 37.003.1275-85 |
Генератор (в зависимости от комплектации двигателя) Генератор модели Г-273В, ТУ 37.003.790-85 - номинальный ток, А - номинальное выпрямленное напряжение, В - номинальная мощность, кВт Генератор модели 3122,3771, ТУ 37.463.155-88 - номинальный ток, А - номинальное выпрямленное напряжение, В - номинальная мощность, кВт Генератор модели 8192.3701-10, ТУ 37.451.028-92 - номинальный ток, А - номинальное выпрямленное напряжение, В - номинальная мощность, кВт |
трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком 28 28 0,8
80 28 2
120 28 3 |
Стартер СТ 142 Б1 или СТ 142-10 по ТУ 37.003.1375-88 (в зависимости от комплектации двигателя) - номинальная мощность, кВт | постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. 8,2 |
Номинальные габаритные и присоединительные размеры двигателей должны соответствовать габаритным чертежам согласованным с потребителем в установленном порядке. | |
Комплект: - кольца поршневые | 740.30-1000106-01 |
Комплект: - гильза цилиндра с поршнем, поршневым пальцем, кольцами | 820.52-1000128-01 |
Турбокомпрессор | S2B/7624TAE/1.00 D9 “Schwitzer” |
МАРКИРОВАНИЕ И ПЛОМБИРОВАНИЕ
Каждый двигатель (силовой агрегат) должен иметь маркировку согласно ОСТ 37.001.269-96, которая наносится на блоке цилиндров с левой стороны между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя.
Маркировка содержит код года изготовления (1 знак) и порядковый номер двигателя (7 знаков). Маркировка наносится ударным способом.
На информационной табличке наносится товарный знак предприятия-изготовителя, модель двигателя и знак соответствия РСТ по ГОСТ Р 50460.
Информационная табличка крепится к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка может выполняться на табличке, которая крепится к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков - 820.52-260;
- порядковый номер двигателя, состоящий из семи знаков;
- дату (месяц и год) выпуска, состоящую из 4 знаков;
- «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460.
Порядковый номер и дата изготовления наносятся ударным способом.
На блоке управления «М 20» устанавливается мастичная пломба завода изготовителя.
Снятие пломб категорически запрещается.
ОБЩИЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЕЙ
Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателей.
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рисунках 1...4.
Рисунок 1 - Общий вид газового двигателя 820.52-260
Рисунок 2 - Продольный разрез двигателя 820.52-260 (основная комплектация):
1 - катушка зажигания; 2 - вентиляция картера; 3 - компрессор; 4 - фильтр очистки газа; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11- форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 - шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой; 16 - блок управления; 17 - жгут проводов.
Рисунок 3 - Двигатель, поперечный разрез:
1 - бачок ГУР; 2 - жгут проводов; 3- головка цилиндров; 4 - поршень; 5 - блок цилиндров; 6 - свеча зажигания; 7 - высоковольтный провод; 8 - электромагнитный дозатор газа; 9 - фильтр очистки газа; 10 - трубки привода газа к коллекторам.
Рисунок 4 - Двигатель 820.53-260, продольный разрез (автобусная комплектация):
1 - фильтр очистки газа; 2 - высоковольтный провод; 3 - катушки зажигания; 4 - вентиляция картера; 5 - компрессор; 6 - картер маховика; 7 - датчик фазы; 8 - колесо датчика фазы; 9 - маховик; 10 - коленчатый вал; 11 -масляный картер; 12 - форсунка охлаждения поршня; 13 - масляный насос; 14 - гаситель крутильных колебаний; 15 - шкив коленчатого вала; 16 - турбокомпрессор; 17 - маслоналивной патрубок; 18 - тройник.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
Перед началом эксплуатации двигателя необходимо выполнить следующее:
- проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номера двигателя номеру, указанному в прилагаемых к двигателю (изделию) товаросопроводительных документах;
- установить на место детали и принадлежности, поставляемые с двигателем;
- проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и водяного насоса;
- пустить двигатель и проверить работу на режиме холостого хода;
- проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;
- проверить герметичность и, при необходимости, устранить неисправности в системе охлаждения, смазки, а также газовой аппаратуры.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
В период эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя, на проточные части компрессора и турбины не рекомендуется длительная (более 10 мин.) работа двигателя при минимальной и максимальной частотах вращения холостого хода коленчатого вала, так как это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязнению проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины, повышенному расходу масла на “угар”;
- при вынужденной работе двигателя на режимах холостого хода (накачка воздуха в баллоны тормозной системы, длительная стоянка автомобиля при работающем двигателе) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала в пределах 1000... 1200 мин-1;
- следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости, данные для их контроля, приведены в таблице 1, если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, указанные в технической характеристике, остановите двигатель;
- в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе, снижение мощности, дымление, утечки газа, масла и охлаждающей жидкости). Следите за показаниями приборов.
- перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо поработать на режиме холостого хода в течение не менее 3-х минут во избежание перегрева подшипника ТКР и закоксовывание ротора ТКР, резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается;
Ежедневное техническое обслуживание выполнять раз в сутки, перечень работ приведен в разделе “Техническое обслуживание”.
ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ
Порядок запуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.
Для обеспечения пуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже плюс 8 °С рекомендуется применять предпусковой подогрев и средства тепловой подготовки.
Пуск двигателя нужно выполнять в следующей последовательности:
- открыть магистральный вентиль;
- убедиться, что рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении;
- кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи;
- включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение;
- после начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера в положение 1 (указатель на замке зажигания ).
После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам. Состояние электронной системы управления двигателем контролируется диагностической лампой «CHECK ENGINE» (проверь двигатель), расположенной в комбинации приборов.
При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность. Проверить двигатель сканер - тестером и принять меры для устранения неисправности.
Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С сначала при частоте вращения коленчатого вала 600...800 мин-1, затем постепенно увеличить частоту вращения до 1200 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.
В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1...2 мин.
ВНИМАНИЕ!
Нельзя допускать работу непрогретого двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 1400 мин-1.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.
Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1...2 мин.
Если после трех попыток двигатель не начинает работать, найти и устранить неисправность.
При пуске двигателя нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева газа в магистрали и всасываемого воздуха.
ПУСК ПОСЛЕ СМЕНЫ МАСЛА ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРОСТОЯ
После замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного ( более 7 дней) простоя перед пуском двигателя обеспечивать подачу масла к трущимся поверхностям прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи газа в цилиндры в следующем порядке:
- включить стартер и провернуть коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла до тех пор, пока не погаснет лампочка сигнализатора аварийного падения давления масла. Помните, что время непрерывной работы стартера ограничено 15 с.
- пустите двигатель и проверьте его работу на режимах холостого хода;
- проверьте герметичность и, при необходимости, устраните неисправности в системах охлаждения, смазочной, а также питания двигателя топливом и воздухом.
ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ
Обкатка нового двигателя в составе изделия в начальный период эксплуатации в течение 1000 км пробега является обязательной.
Обкатка необходима для обеспечения приработки трущихся поверхностей деталей и поэтому в этот период не следует нагружать двигатель на полную мощность. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно так, чтобы к концу обкаточного периода она не превышала 75% эксплуатационной мощности.
После подготовки нового двигателя запустите его и прогрейте. Убедившись в исправной работе двигателя приступайте к обкатке.
Во время работы следите за состоянием двигателя по показаниям контрольных приборов.
Ежедневное техническое обслуживание и обслуживание в начальный период эксплуатации проводить в соответствии с указаниями раздела «Техническое обслуживание».
После запуска двигателя проверьте его работу по контрольным приборам.
ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ
Перед остановом дайте поработать двигателю не менее 3 минут на режиме холостого хода.
Остановите двигатель поворотом ключа выключателя приборов и стартера в положение «О».
При постановке автомобиля на ночную или длительную стоянку, а также на техническое обслуживание, необходимо перекрыть вентиль на питающей газовой магистрали и вентили на баллонах и не выключать двигатель, пока не выработается весь газ из системы питания. После этого нужно выключить двигатель и отключить аккумуляторные батареи.
Причины возможных неисправностей двигателя и способы их устранения приведены в таблице 3.
www.remkam.ru
Сборник электросхем для грузовика Камаз. Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы отопления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя. Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. Имеется два варианта - для различных модификаций автомобиля Камаз.
Общая электросхема КАМАЗ моделей 5320, 5410, 5511
Электросхема систем световой сигнализации КАМАЗ
Электросхема систем энергоснабжения и очистки КАМАЗ
Электросхема наружного и внутреннего освещения КАМАЗ
Второй вариант, где схемы разделены по узлам
Схема электроснабжения для всех автомобилей Камаз с генератором 800вт
Схема электроснабжения для автомобилей КамАЗ с генератором 2квт
Схема пуска двигателя Камаз
Электросхема контрольно-измерительных приборов
Схема стеклоочистки, отопления и звуковой сигнализации
Схема внутреннего освещения Камаз
Электросхема наружнего освещения
Схема наружней световой сигнализации и блокировки колес
РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ
electroshemi.ru