Выпуск №08 250руб. Сравнить DTM08Комплектация:-Набор радиоплаты-Крышк-Колпачок антенны-Клипсы 2шт-Винты 3х8,4шт-Потайные саморезы с потайным шлицем, 5шт-Антенна в сборе |
Выпуск №05 250руб. Сравнить DTM05Комплектация:-Корпус коробки передач (верх)-Корпус коробки передач (низ) |
Выпуск №21 250руб. Сравнить DTM21Комплектация:1.Рамма |
Выпуск №23 250руб. Сравнить DTM23Комплектация:1.Кость привода2.Шестигранник крепления колеса3.Штифт4.Полуось |
Выпуск №02 Нет на складе Сравнить DTM02Комплектация:-Заднее крыло-амортизатор-наклейка на капот |
Выпуск №03 Нет на складе Сравнить DTM03Комплектация:-Передний верхний рычаг подвески-Рулевой кулак(левый)-топливный бак |
Выпуск №04 Нет на складе Сравнить DTM04Комплектация:-Передняя стойка крепления амортизаторов(бабочка)-Шестерня дифференциала |
Выпуск №07 Нет на складе Сравнить DTM07Комплектация:-Передний нижний рычаг подвески-Винты передней подвески |
Выпуск №10 Нет на складе Сравнить DTM010Комплектация:-Полуось дифференциала-Стопорная пружинная шайба-Подшипники 10х15, 2шт |
Выпуск №11 Нет на складе Сравнить DTM011Комплектация:-Задняя стойка крепления КПП-Задний вал трансмиссии-Подшипник 6х12 мм |
Выпуск №12 Нет на складе Сравнить DTM012Комплектация:-Смазка воздушного фильтра-Держателт воздушного фильтра-Фильтрующий элемент (губка) |
Выпуск №16 Нет на складе Сравнить DTM016Комплектация:-картер дифференциала (верх)-картер дифференциала (низ)-шестерня дифференциала-саморезы с крестообразным шлицем 3х18 (4 шт) |
Выпуск №18 Нет на складе Сравнить DTM018Комплектация:1.Корпус дифференциала2.Потайные саморезы с крестообразным шлицем 2х8мм (4шт)3.Полуось дифференциала4.Штифт2х10 мм5.Е-клипса 2,5 мм6.Масло для дифференциала7.Малый сателлит 10Т(1шт)8.Ось крепления сателлитв9.Большой сателлит |
Выпуск №24 Нет на складе Сравнить DTM24Комплектация:1.Передняя стойка кузова2.Саморез к крестообразным шлицем 2х10 мм3. Шайба 4.Подшипник 10х15 мм (2шт)5.Подшипник 5х11 мм(2шт)6.Гайка с нейлоновой вставкой (2 шт) |
www.rcural.ru
Российская компания Qiddycome появилась на рынке менее 10 лет назад и сразу была ориентирована на выпуск детских развивающих наборов для опытов по химии, физике, биологии и электронике. Каждый набор является миниатюрной лабораторией, в которой есть абсолютно все, от необходимых деталей до химических реактивов и пошаговой инструкции с иллюстрациями.
Не секрет, что игрушки ребенка растут вместе с ним, становясь все более сложными и серьезными. Лучшим подарком для 12-тилетнего мальчишки станет игра, которая не только сможет его развлекать, но и заставит поработать. К примеру, набор Двигатель внутреннего сгорания Qiddycome. Набор состоит из сотни деталей, воспользовавшись которыми юные конструкторы с легкостью соберут действующую модель автомобильного двигателя. Помимо инструкции в комплекте есть ряд интересных статей касающихся основных принципов работы двигателя и некоторые факты из истории создания четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
В ходе сборки модели ребенок только сможет на наглядном примере узнать структуру и принцип работы двигателя. Благодаря звуковому чипу, имитирующему звуки работы двигателя, работа модели максимально приближена к реальности.
Любой мальчишка будет также рад набору Qiddycome Двигатель внутреннего сгорания V8. В наборе более 200 деталей, электрический мотор и снабженные подсветкой свечи зажигания. Самостоятельно собранная модель восьмицилиндрового двигателя станет отличным наглядным пособием по работе настоящего двигателя автомобиля, где в V-образном корпусе будут абсолютно реалистично двигаться поршни. Конечный результат сборки порадует и реалистичным звуком работающего мотора автомобиля АС 289 Cobra 1964 года выпуска.
www.buy-toy.ru
Немецкий конструктор, создатель 4-тактного двигателя внутреннего сгорания (1832-1891)
Альтернативные описания• (алапахский чистокровный бульдог) мощная собака среднего роста
• Кристин (родился в 1966) немецкая пловчиха, многократная рекордсменка мира
• Николаус Август (1832—91) немецкий конструктор, создал 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания
• Рудольф (1869—1937) немецкий протестантский богослов и философ религии
• каталог модной одежды (название)
• немецкое имя
• Лилиенталь (1848—1896), немецкий инженер, один из пионеров авиации
• фон Биссмарк
• диверсант Скорцени по имени
• астроном Струве по имени
• мужское имя
• какое имя объединяет Бисмарка со Штирлицем?
• имя немецкого диверсанта Скорцени
• имя немецкого композитора Николаи
• кто первый сконструировал четырехтактовый бензиновый двигатель?
• немецкий изобретатель двигателя
• имя немецкого конструктора Лилиенталя
• немецкий изобретатель двигателя внутреннего сгорания
• имя Бисмарка
• имя Шмидта
• мореплаватель Коцебу по имени
• ... фон Бисмарк
• имя «железного канцлера»
• имя мнимого отца Бендера
• алапахский бульдог
• ... Юльевич Шмидт
• немецкий химик Байер
• Лилиенталь по имени
• имя Штирлица
• изобретатель двигателя
• Лилиенталь
• мореплаватель Коцебу
• политик ... Бисмарк
• диверсант Скорцени
• астроном Струве
• ученый ... Шмидт
• модный каталог
• отец ботаники Брунфельс
• немецкий конструктор XIX века
• имя фон Бисмарка
• Бисмарк, Штирлиц или Скорцени
• ... Бисмарк
• каталог в помощь моднику
• Макс ... фон Штрилиц
• философ Вейнингер по имени
• Байер
• имя главного челюскинца
• имя для немца
• фон Штирлиц
• ... Шмидт
• немецкий химик Байер по имени
• Шмидт, Бисмарк и Штирлиц
• Штирлиц и Скорцени
• Шмидт, Бисмарк и Штирлиц (имя)
• имя Бисмарка и Штирлица
• Струве
• ученый и полярник Шмидт
• бисмарк, Штирлиц, Скорцени (имя)
• Шмидт и Бисмарк (имя)
• Скорцени и Бисмарк (имя)
• имя «истинного арийца»
• композитор Николаи
• шмидт, который ученый
• тренер Рехагель
• шмидт или Бисмарк
• изобретатель ДВС (двигатель внутреннего сгорания)
• ученый Шмидт по имени
• изобретатель двигателя авто
• немецкое мужское имя
• каталог в помощь франту
• каталог одежды
• обычное имя для немецкого парня
• скорцени по имени
• известное мужское имя
• хорошее имя для немецкого юноши
• мужское имя, рифмующееся с лото
• каталог новой одежды
• каталог моды
• штирлиц по имени
• модный журнал
• Немецкая пловчиха, шестикратная чемпионка Олимпийских игр (1988)
• Немецкая спортсменка-саночница, чемпионка Олимпийских игр (2002, 2006)
scanwordhelper.ru
Посвящается 100-летиюспециальности “Двигатели внутреннего сгорания” в МГТУ им. Н.Э. Баумана
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Ä
ÂÑ
Авторский коллектив
Чайнов Николай Дмитриевич,
заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
Иващенко Николай Антонович,
заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
Краснокутский Андрей Николаевич,
кандидат технических наук, доцент
Мягков Леонид Львович,
кандидат технических наук, доцент
МОСКВА
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
2008
ДЛЯ ВУЗОВ
КОНСТРУИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Под редакцией заслуженного деятеля
науки РФ, доктора технических наук,
профессора Н.Д. Чайнова
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности “Двигатели внутреннего сгорания” направления подготовки “Энергомашиностроение”
МОСКВА
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
2008
УДК 621.43 (075.8) ББК 31.365я73
К65
Р е ц е н з е н т ы: д р техн. наук, проф. кафедры ДВС Ярославского государственно го технического университета, заслуж. деят. науки и техники РФ ведущий специа лист – советник директора ОАО "Автодизель" В.Р. Гальговский; д р техн. наук, проф., зав. кафедрой "Комбинированные двигатели внутреннего сгорания" Рос сийского университета дружбы народовН.Н. Патрахальцев.
Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник К65 для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" направле ния подготовки "Энергомашиностроение" / Н.Д. Чайнов, Н.А. Иващенко, А.Н. Краснокутский, Л.Л. Мягков; под. ред.
Н.Д. Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. 496 с., ил.
ISBN 978 5 217 03409 3
Учебник написан коллективом преподавателей кафедры "Поршневые двигатели" МГТУ им. Н.Э. Баумана – ведущей кафедры страны, отметив шей в 2007 г. 100 летие с начала подготовки специалистов по двигателям внутреннего сгорания.
Изложены основы конструирования и современные методы прочност ного анализа поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сго рания, дан анализ конструкций современных отечественных и зарубежных двигателей, рассмотрены перспективы их развития. Наряду с традиционны ми методами расчетов на прочность базовых деталей двигателей представле ны современные численные методы анализа теплового и напряженно де формированного состояний элементов двигателей с применением совре менных информационных технологий.
Для лучшего усвоения материала учебник прекрасно иллюстрирован, в том числе цветными рисунками.
ББК 31.365я73
Чайнов Н.Д., Иващенко Н.А. и др., 2008 ISBN 978 5 217 03409 3 ОАО "Издательство "Машиностроение", 2008
Глава 1
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
1.1.Общие предпосылки
кразработке нового двигателя
Необходимость создания нового двигателя определяется условиями рынка, отражающими потребности различных потребителей в двигате лях определенного типа с необходи мыми технико экономическими по казателями, включая рыночную стоимость двигателя. При разработ ке новых конструкций широко ис пользуется принцип типоразмерно го ряда, позволяющий при наличии минимального числа основных раз меров двигателя, в частности, одно го диаметра цилиндров за счет из менения их числа, а также степени форсирования двигателя по пара метрам рабочего процесса обеспе чить значительный диапазон выра батываемых мощностей. При этом появляются большие возможности в отношении унификации отдель ных узлов и деталей, а следователь но, организации их специализиро ванного производства и повышения качества двигателей. Идея мощност ного ряда нашла применение в практике ведущих отечественных и зарубежных фирм производителей (ОАО "Коломенский завод" – дви гатели ряда ЧН26/26, ОАО "Автоди зель" (Ярославский моторный за вод) – двигатели Ч(Н) 13/14; Ч(Н) 14/14, КАМАЗ – двигатели Ч(Н) 12/12, Ч(Н) 12/13 и др.)
Жизненный цикл современного двигателя составляет около 25 лет, на протяжении которых конструк ция двигателя может быть модер низирована в соответствии с появ
ляющимися новыми требованиями к ее технико экономическим и, прежде всего, экологическим пока зателям.
Ускорение процесса создания и сокращение сроков модернизации двигателей возможно на базе ши рокого и систематического приме нения математического моделиро вания в двигателестроении.
Реализация с помощью новей шей вычислительной техники не прерывного процесса разработки исходных вариантов конструкции, их расчетного анализа с выбором оптимального варианта, изготов ления технической документации и производства отдельных деталей с помощью современных обраба тывающих центров стало нормой в практике передовых двигателе строительных фирм.
Сколько бы совершенным не был процесс воплощения последователь ности перечисленных стадий созда ния детали, узла и всего двигателя в целом, успех в большой степени оп ределяется выбором ряда основных параметров и соотношений, вклю чая схемные решения, которые вы полняются разработчиком.
1.2. Компоновочные схемы поршневых двигателей
Под компоновочной схемой порш невого двигателя (в рамках принятой кинематической схемы) понимается прежде всего взаимное расположе ние рабочих цилиндров и их число. Наибольшее распространение в со временных ДВС получил кривошип но шатунный механизм (КШМ) пе
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число цилиндров | Область |
|
|
|
| Cхема | в ряду (вдоль ко | |||||||
|
|
|
| применения | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ленчатого вала) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5. Х образная |
|
|
|
|
|
|
|
| Быстроходные | |||
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| четырехтактные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| двигатели специ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ального назначе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| До 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Звездообразная |
| То же | ||||||||||
(семилучевая звезда) |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| До 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Звездообразная |
| Авиационные | ||||||||||
(девятилучевая звезда) |
| четырехтактные | ||||||||||
| двигатели воз | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| душного охлажде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| До 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Двухвальные двигатели |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Двухрядная с параллельным расположением |
| Тепловозные дви | ||||||||||
цилиндров |
| гатели | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| До 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
studfiles.net
Вот, например, многоцилиндровый двигатель. Его вал вращают сами цилиндры, расположенные на горизонтальном диске вокруг него, как вокруг вертикальной оси. Под этим вращающимся диском ниже цилиндров расположен второй с волнистой, как у стиральной доски, поверхностью. В его ложбинки упираются штоки поршней, заменившие привычные шатуны. Каждый шток имеет на конце ролик, пробегающий по волнам неподвижного диска во время работы мотора: в момент сжигания смеси ролик сбегает по склону волны вниз, поворачивая верхний диск с цилиндрами; при подъеме же на противоположный склон происходит проветривание рабочей камеры цилиндра и сжатие новой порции смеси. Интересно, что почти одновременно с созданием этой модели в печати появилось сообщение о разработке в Западной Германии двигателя, работающего на таком же принципе.
Описанную выше модель он передал Центральной станции юных техников; готов предложить и другие, не менее интересные: пусть будущие изобретатели продолжат его поиски.
Есть у Александра Сергеевича целая серия моделей моторов и компрессоров, обходящихся без коленчатого вала. Одной из опубликованных им схем заинтересовались конструкторы ленинградского завода «Компрессор», приезжали на консультацию, собираясь реализовать у себя на предприятии идею Абрамова.
Все, что вращается или может вращаться, — объект пристального внимания и изучения изобретателя-ветерана. Много экспериментирует он с турбинками, строя интересные пневматические модели с их применением. Вот на столе одна из изучаемых им моделей безлопаточной турбинки: знакомый всем пластмассовый шарик от настольного тенниса, насаженный на ось. Изобретатель приближает к нему иглоподобную трубку с бьющей из нее струей воздуха — шарик мгновенно раскручивается, наращивая обороты.
— Только ли трение воздуха о поверхность шарика работает здесь? — чувствуется, не впервой задает вопрос Александр Сергеевич. — А может, здесь еще подключается электризация, одноименный заряд?
Р и с. 3. Схема понтонного двигателя.
Р и с. 4. Вариант колеса понтонного двигателя.
Пневматика, воздушная струя — любимый «инструмент» изобретателя. Именно воздух заставил он работать в интереснейшей из своих последних разработок — гидропневмодвигателе, действующем на принципе, названном Александром Сергеевичем понтонным. Представьте себе колесо с плоскими спицами, зажатыми между двумя дисками: обод его имеет прорези-окна в каждую из герметичных камер, образуемых двумя спицами. Если такое колесо опустить в воду и в самое нижнее из окон подавать воздух — пузырьки, заполняя камеру, начнут поворачивать колесо. Получается оригинальный гидропневмодвигатель. Конструкции его могут варьироваться, но принцип остается тот же: воздух вытесняет воду, заполняя некий объем, что приводит к повороту, а затем и вращению носителя этих объемов. Александр Сергеевич демонстрирует такой вариант модели: на вертикальном диске, как на мельничном колесе, прикреплены перевернутые вверх дном стаканчики. При вдувании под них по трубочке даже небольших порций воздуха диск поворачивается и начинает быстро вращаться. По просьбе автора касаюсь пальцами вала: чувствуется ощутимый крутящий момент.
Изобретатель показывает несколько моделей иных схем гидропневмодвигателя: в них изменена конструкция ротора, способов подачи воздуха, конфигурация воздухоприемников — видно, насколько многообразным может быть этот удивительный мотор.
— И самое интересное, — говорит Александр Сергеевич, — что для него не требуется высоких давлений воздуха, а значит, вместо компрессоров молено использовать и менее мощные источники воздухоподачи. Например, в Японии запатентовано устройство, использующее энергию волн. Если совместить этот принцип с понтонным — получим автономный двигатель, работающий совершенно самостоятельно, без традиционных источников энергии — на даровой силе прибоя и волн.
Этим предложением заинтересовались в Институте океанологии и Московском физико-техническом институте. Членами студенческого КБ на основе разработки Абрамова было предложено решение рабочего колеса, преобразующего энергию морских волн в энергию вращения вала. Воздух, сжатый набегающей волной, через сопло или распределитель направляется в часть изолированных камер колеса и вытесняет из них воду. На камеры при этом начинает действовать выталкивающая сила, создающая крутящий момент и вращающая колесо.
Для опорожнения камер не требуется сколько-нибудь значительного давления воздуха, и значит, подобная установка способна работать даже при относительно небольшом волнении моря.
— Конечно, наши работы могут представлять интерес и как патентоспособные. Однако для меня главное не это, точнее, совсем не это, а быстрейшая польза от применения упомянутого способа там, где он нужен уже сегодня. Очень уж много времени уходит на это.
Сократить, сжать период реализации, не упустить время напрасно — мечта и забота изобретателя, если речь заходит о возможном применении его разработок. Может быть, поэтому, кроме двигателей, у пего есть еще одно увлечение: часы.
Почти на каждой из стен его квартиры — необычные тикающие устройства, не повторяющие по конструкции соседние. Здесь и вынесенный отдельно от основного корпуса циферблат, и оригинальные ходики, у которых ‘сам часовой механизм качается на маятнике, и совсем уж необычный «хронометр»: роль маятника или анкера у него выполняет бегающий по выгнутым проволочным направляющим белый пластмассовый шарик.
Часы изобретателя, двигателем всей жизни которого является творчество.
Б. РЕВСКИЙ
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
modelist-konstruktor.com
Следующий этап работы над паросиловой установкой — изготовление двух баков: для воды и бензина или другого жидкого топлива. Водяной бак выполняется пайкой из толстой листовой латуни или нержавейки толщиной не менее 0,8—1 мм (в крайнем случае подойдет толстое кровельное железо). Выбор материала обусловлен тем, что водяной бак будет при функционировании установки находиться под тем же давлением, что и вся паровая система. Топливный бак может быть не столь прочным и меньшим по объему. Его размеры подбираются практическим путем.
Один из важнейших узлов установки — паровой котел. Его конструкция ясна из рисунков, а материалы и технологии изготовления элементов котла каждый может выбрать, исходя из собственных пожеланий и возможностей.
Паровой котел:
1 — трубка подвода топлива (медь, Ø 3 мм), 2 — теплообменник-испаритель, 3 — трубка питания форсунки (медь, Ø 3 мм), 4 — трубка отбора пара, 5 — испаритель воды (трубка Ø 3—4 мм), 6 — жалюзи подвода воздуха к пламени, 7 — форсунка, 8 — узел крепления форсунки, 9 — нижняя камера, 10 — трубка подвода воды к испарителю, 11 —корпус-труба.
Теплообменник — испаритель топлива может быть изготовлен из медной коробки от старого барометра или в виде мотка тонкой медной трубки. Топливораспыляющая форсунка переделывается из туалетного пульверизатора.
Паровой клапан, монтируемый в головке двигателя:
1 — трубка подвода пара от котла к двигателю, 2 — латунный корпус клапана, 3 — пружина, 4 — шарик-клапан. Для работы клапана в днище поршня двигателя нужно по центру смонтировать шток-толкатель, который при подходе поршня к верхней мертвой точке должен отжимать шарик-клапан вверх, впуская таким образом очередную порцию пара под давлением.
Доработка штатной головки цилиндра двигателя.
Водяной бак:
1 — корпус (кровельное железо или листовая латунь), 2 — заливная горловина (закрывается герметично), 3— вентиль (ниппель от велосипеда или мотоцикла), 4 — расходный кран-вентиль.
Подготовка к испытаниям паровой машины несложна. В картер переделанного ДВС заливают машинное масло; в штатный диффузор карбюратора вставляют заглушку (масло необходимо заменять примерно через 50 часов работы машины). Баки заполняются соответственно водой (лучше дистиллированной, что исключит образование накипи в паровой системе) и бензином любой марки. Оба бака герметично закрывают. Затем в нижнюю часть парового котла укладывают подожженную таблетку сухого спирта, а через впаянные в баки ниппеля накачивают в них воздух, создавая избыточное давление. Теперь можно открывать расходные краны-вентили. Через некоторое время, когда разогреется теплообменник испарения топлива, пламевая система котла перейдет на автоматический режим, постоянно подавая под давлением бензин к соплу форсунки. Чтобы заставить работать двигатель, достаточно пару раз провернуть его коленвал. Обороты мотора регулируют подачей воды и высотой пламени.
Новая паросиловая установка уже прошла успешные испытания на копии парохода «Володарский» (см. «М-К» № 11 за 1990 год). Модель прекрасно смотрится на ходу, неизменно привлекая внимание и зрителей, и спортсменов. Но главное — копия парохода теперь без всяких смысловых натяжек является также пароходом!
О. ХЛОПИН, г. Вологда
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
modelist-konstruktor.com
Внешне МД 15-70 напоминает большой термос. И поначалу трудно поверить, что за гладкой цилиндрической поверхностью его кожуха скрываются все необходимые любому двигателю системы. А именно: стартер, генератор, радиатор, воздухоочиститель, несколько насосов и даже глушитель. В конструкции широко применены различные конструкционные материалы: от высоколегированных сталей до обыкновенного дюралюминия. При этом деталей в МД раз в десять меньше, чем в обычном ДВС!
Тем не менее это полноценный двигатель внутреннего сгорания, причем мощностью 70 л.с. и массой всего 15 кг! Он пригоден для легких воздушных, водных, наземных транспортных средств и мобильных энергетических установок. Может использоваться в качестве одиночного или блокированного из нескольких МД силового привода на один вал. Возможно также (с целью дальнейшего наращивания мощности) параллельное или последовательное соединение нескольких таких блоков.
Принцип действия модуль-двигателя следующий.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МД15-70
Мощность
максимальная, кВт…………50
Масса, кг………………………………..15
Удельная масса, кг/кВт…………….0,3
Частота вращения выходного вала, об/мин:
минимальная…………….2000
максимальная……………8500
Крутящий момент, Н-м……………..58
Удельный расход топлива,
г/(кВт ч)……………………..240
Мощность встроенного
электростартера, кВт……..0,1
Мощность встроенного
электрогенератора, кВт….0,7
Основное топливо…………….бензин,
дизельное
Ресурс, моточасы…………………3000
Габаритные размеры, мм:
длина………………………..354
диаметр……………………..193
Центробежный вентилятор засасывает сквозь мелкоячеистую сетку воздух, закручивает его и подает в зону сепарации. В этой зоне единый поток воздуха разделяется: одна его часть вместе с отброшенной к периферии пылью поступает в радиатор на охлаждение двигателя и затем выходит наружу; другая же часть, очищенная, через впускное окно направляется в рабочие полости (проточную зону), где происходят процессы, типичные для двухтактных ДВС. Последовательность этих процессов одномоментно отражена на рисунке.
Выпуск происходит через специальное окно в глушитель, где отработанный газ смешивается с охлаждающим воздухом из радиатора и выбрасывается в атмосферу сквозь кольцевой диффузорный выхлопной аппарат. Цвет выхлопного пламени — однотонно голубой, что свидетельствует о полном сгорании топливной смеси. И это на холостом ходу, когда традиционные двигатели наиболее токсичны!
Пластинчатые роторные машины также в принципе обладают высокой экономичностью. Однако свойственные им кинематические недостатки — заклинивание и большой износ ответственных деталей — сдерживали до недавнего времени их развитие. Преодоление этих недостатков в конструкции МД15-70 позволило новому мотору иметь показатель экономичности примерно равный соответствующему показателю дизельного двигателя, но в 1,22 раза лучше четырехтактного карбюраторного и роторного «ванкеля» и в 1,9 раза — двухтактного поршневого.
Вместе с тем сравнения показывают, что габаритный объем МД в 70 раз меньше дизельного, в 20 раз — четырехтактного ив 10—12 раз — роторного или двухтактного поршневого ДВС. Меньше и его масса (металлоемкость): соответственно в 30, 10 и 4 раза. И все это, заметим, при равной мощности.
Внешние скоростные характеристики модуль-двигателя протекают более полого, чем у двигателей других типов. Это делает его привлекательным для применения в автомобилях, поскольку позволяет снижать количество ступеней в коробках передач, а также эксплуатационные расходы топлива. Подсчитано, что при установке МД15-70, к примеру, на «Москвич-2141» расход топлива не превысит 3 л на 100 км пути. Кроме того, роторная машина Курочкина может быть использована и в качестве гидравлического или пневматического мотора или насоса.
А.ТИМЧЕНКО,
г. Р ы б и н с к, Ярославская обл.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
modelist-konstruktor.com