Техническое обслуживание системы питания заключается в проверке ее технического состояния, обнаружении и устранении неисправностей, заправке горючим, в проведении комплекса работ по обеспечению надежной работы фильтров, насосов и карбюратора.
При ЕТО машина заправляется горючим, приборы системы питания очищаются от грязи и пыли.
При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, а также очищается воздушный фильтр, проверяется крепление топливного насоса, карбюратора, впускного и выпускного коллекторов, выпускной трубы и глушителя.
Проверяется работа карбюратора и его привода, при необходимости выполняется регулировка карбюратора на минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам сливается отстой из топливных баков, фильтров и фильтра-отстойника, промываются фильтры и фильтры-отстойники, проверяются работа топливного насоса, уровень горючего в поплавковой камере карбюратора, действие привода, полнота открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок.
При СО промываются топливные баки без снятия их с машины, продуваются топливопроводы, устанавливается заслонка подогрева горючей смеси в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации. Карбюратор разбирается, с его деталей удаляются отложения, промывается и проверяется действие ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя.
В процессе обслуживания выявляются и устраняются отказы и неисправности.
К основным отказам и неисправностям системы питания бензиновых двигателей относятся переобогащение или переобеднение горючей смеси, прекращение подачи горючего.
Внешними признаками переобогащения горючей смеси являются перегрев и перебои в работе двигателя, падение мощности, хлопки в глушителе, дымный выпуск, большие отложения нагара в камере сгорания, на клапанах, поршнях, свечах.
Признаками переобеднения горючей смеси являются вспышки во впускном коллекторе в результате медленного горения смеси, падение мощности и перегрев двигателя, перерасход горючего и др.
Причинами этих неисправностей могут быть повышенный или пониженный уровень горючего в поплавковой камере карбюратора, изменение проходного сечения его жиклеров и воздушных каналов вследствие засорения или износа, неисправность экономайзера, подсос воздуха.
Прекращение подачи горючего может произойти из-за разрыва диафрагмы топливного насоса, поломки или ослабления пружин егоклапанов, плохого прилегания клапанов вследствие ослабления пружин или попадания грязи,засорения топливопроводов, фильтров и топливного бака, попадания и замерзания в них воды (зимой), подсоса воздуха через соединения топливопроводов между баком и насосом или прокладку фильтра-отстойника.
Работа топливного насоса по создаваемому им давлению может проверяться также без снятия его с двигателя. Для этого в тройник между штуцером карбюратора и топливопроводом, подходящим к нему от насоса, устанавливают прибор мод. 527Б, который имеет контрольный манометр со шкалой до 1 кгс/см2 (100 кПа). При работе двигателя на малой частоте вращения на холостом ходу исправный бензиновый насос должен создавать давление 0,2 – 0,3 кгс/см2 (20 – 30 кПа), которое после остановки двигателя в течение 15 с не должно падать более чем на 0,05 кгс/см2 (5 кПа).
1 – винты регулировки качества смеси; 2 – упорный винт
Рисунок. 24.1 - Регулировка системы холостого хода
Систему холостого хода карбюратора регулируют упорным винтом 2 (рисунок 24.1), ограничивающим закрытие заслонок, и винтом 1, изменяющими состав горючей смеси при полностью прогретом двигателе и при совершенно исправной системе зажигания. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и точность зазора между их электродами.
Начиная регулировку, необходимо завернуть винт качества смеси до упора, а затем отвернуть на три оборота. После этого следует пустить двигатель и установить упорным винтом такое наименьшее открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель работает устойчиво. Смесь надо обеднять с помощью регулировочного винта, завертывая этот винт при каждой пробе на ¼ оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за сильного обеднения смеси в цилиндрах. Затем следует обогатить смесь, вывернув регулировочный винт на ½ оборота.
Отрегулировав состав смеси, следует попытаться уменьшить частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе, постепенно отвертывать упорный винт дроссельной заслонки, после чего надо вновь попытаться обеднить смесь с помощью винта, как указано выше. Обычно после двух–трех попыток удается найти правильное положение для регулировочных винтов.
Нужно иметь в виду, что если карбюратор двухкамерный, то качество смеси регулируется в каждой камере отдельно.
poznayka.org
Категория:
Тракторы-2
Техническое обслуживание системы пуска двигателейНадежность пуска карбюраторного двигателя зависит не только от технического состояния двигателя, но и от исправности и работоспособности электрического стартера, приборов питания и зажигания и источников электрического тока.
Техническое обслуживание этих приборов и узлов уже рассматривалось. Здесь следует отметить, что уход за системой пуска должен состоять как в содержании в чистоте и исправном состоянии отдельных ее приборов и узлов, так и в проверке их креплений, периодической смазке и регулировке механизмов.
Ежедневно проверяют крепление карбюратора, бензонасоса, приборов электрического зажигания, стартера, изоляцию и надежность соединения электрических проводов, состояние контактов прерывателя; устраняют течи топлива, масла и воды.
При уходе за пусковым подогревателем типа ПЖБ проверяют надежность соединений трубопроводов, исправность краников, работоспособность электромагнитного клапана, исправность свечи накаливания, исправность огнетушителя.
При техническом обслуживании системы пуска дизельных двигателей особое внимание обращается на уход за пусковым двигателем и его силовой передачей.
Как уже отмечалось, в качестве топлива для двухтактных пусковых двигателей с кривошипно-камерной продувкой используют смесь пятнадцати объемных частей бензина с одной частью моторного масла. Это топливо следует приготавливать в отдельной чистой посуде при точном соблюдении пропорции бензина и масла и тщательном их перемешивании.
Периодически следует выпускать из картера скопившиеся в нем масло и бензин (конденсат). Конденсат выпускают через пробку в картере при проворачивании коленчатого вала пускового двигателя.
Особое внимание следует уделять проверке уплотнения полости картера этого двигателя. При неисправности самоподжимных сальников коленчатого вала и неплотной затяжке спускной пробки картера может происходить утечка горючей смеси и недостаточное наполнение цилиндра свежим зарядом. Это затрудняет пуск и ухудшает показатели работы пускового двигателя.
Основные неисправности силовой передачи пускового устройства дизеля: пробуксовка муфты сцепления и несвоевременное выключение приводной шестерни.
Пробуксовка муфты сцепления происходит из-за износа или замасливания ее дисков. В случае износа дисков муфта подлежит регулировке, в результате которой должна увеличиться сила сжатия дисков при включении. При замасливании дисков их промывают керосином или бензином.
Механизм автоматического выключения приводной шестерни не регулируется. Если приводная шестерня выключается несвоевременно, это свидетельствует об износе грузиков или об их заедании в держателе, о перекосах толкателя в направляющей втулке или ступицы приводной шестерни на шлицах вала редуктора, о поломках или ослаблении пружин толкателя.
—
Техническое обслуживание систем пуска, производимое при каждом ТО-2, сводится к простейшим операциям. Проверяется крепление стартера к двигателю и при необходимости подтягиваются болты крепления. Кроме этого, проверяется качество присоединения наконечников проводов к стартеру и аккумуляторной батарее.
Через определенный пробег автомобиля, зависящий от типа стартера, производится проверка технического состояния стартера. Например, у стартера CT130A3 рекомендуется выполнять эти работы при каждом восьмом ТО-2, а у стартера 25.3708 — через 150 тыс. км пробега при очередном ТО-2. Для этой цели стартер снимают с автомобиля и очищают его наружные поверхности от масла и грязи.
При проверке технического состояния стартера контролю подвергаются следующие узлы и детали: щеточно-коллекторный узел, привод стартера, реле стартера, электродвигатель стартера.
Сначала производят осмотр щеточно-коллекторного узла, сняв крышку со стороны коллектора или защитную ленту. При этом измеряется высота щеток и усилие их прижатия к коллектору пружинами. Если высота щетки меньше допустимого для данного стартера значения или обнаруживаются ее механические повреждения, щетку меняют. Шетки должны свободно, без заедания, перемещаться в щеткодержателях. Направление усилия щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Усилие пружины проверяют динамометром. Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полосу и оттягивают динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя. Показания динамометра в момент, когда полоску бумаги можно вытащить легким усилием, фиксируют и сравнивают с техническими данными стартера. При обнаружении ослабевшей пружины ее заменяют.
Поверхность коллектора должна быть чистой, ровной и не иметь значительного подгорания. При наличии на коллекторе загрязнения и незначительного подгорания его протирают ветошью, смоченной в бензине. Сильно подгоревший коллектор зачищают шлифовальной шкуркой. Удобнее выполнять эту операцию при работе стартера в режиме холостого хода, прижимая шкурку к коллектору деревянной колодкой. Абразивные частицы после зачистки удаляют, продувая коллектор воздухом. Если подгорание таким способом не устраняется или имеет место сильный износ коллектора, стартер разбирают и протачивают коллектор на токарном станке. Диаметр коллектора после проточки не должен быть меньше минимального значения, которое задается в технической документации на каждый тип стартера.
Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной. При затрудненном перемещении привода вал якоря очищают от грязи и, если нет специальных указаний в технической документации, смазывают маслом, применяемым для двигателя. Храповой привод стартеров нуждается в смазке. Для этого вдвигают шестерню в корпус привода и заливают в корпус моторное масло. Затем 5—10 раз повторяют операцию вдвигания шестерни, масло выливают, заливают свежее и так 2—3 раза. Операцию производят на приводе, снятом со стартера.
Осевой люфт вала якоря не должен превышать 1 мм. Поперечный люфт вала в подшипниках должен быть почти незаметен. При значительном поперечном люфте вала производится замена изношенных втулок в крышках стартера.
Состояние реле стартера проверяют осмотром, для чего снимают крышку реле. В случае подгорания контактов их зачищают напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. При большом износе или подгорании контактов болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают.
Стартеры, имеющие масленки или другие устройства для смазки подшипников, нуждаются в заполнении их маслом.
На собранном стартере проверяется правильность регулировки привода, которая у стартеров карбюраторных двигателей характеризуется величиной вхождения шестерни привода в зацепление с венцом маховика и исходным положением шестерни привода. Задаются регулировки привода зазором А (рис. 10.1) между приводной шестерней и упорным кольцом при включенном реле стартера и расстоянием Б между торцом шестерни и посадочным пояском на крышке стартера.
Определение зазора А производится при подключении положительного вывода источника питания к выводу 50 обмоток реле, а отрицательного вывода — к корпусу стартера. Напряжение источника питания должно соответствовать номинальному напряжению стартера. После подачи напряжения и срабатывания реле зазор А замеряется предельными калибрами, толщина которых соответствует максимальному и минимальному значению зазора, или универсальным мерительным инструментом. При измерении зазора А следует выбрать осевой люфт, отжимая привод по направлению к коллектору. Регулировку зазора А осуществляют поворотом эксцентриковой оси (стартеры типа СТ230) или регулировочным винтом сердечника реле (стартер CT130A3).
Рис. 1. Проверка и регулировка положения привода стартера
Расстояние Б, соответствующее исходному положению шестерни привода, регулируется специальным винтом у стартеров типа CT130A3. У стартеров СТ230 расстояние Б регулируется этой же эксцентриковой осью, что и зазор А.
У некоторых стартеров (СТ221, 29.3708) регулировка привода не предусмотрена.
Стартеры дизелей имеют особенности регулировок. У стартеров СТ142 и 25.3708 задается зазор А. Вместо расстояния Б, соответствующего исходному положению шестерни, для этих стартеров задано расстояние между торцом шестерни и упорной шайбой, при котором замыкание контактов реле стартера не должно происходить. При проверке между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку определенной толщины и на обмотки реле подают питание. Замкнулись при этом контакты реле или нет, определяют контрольной лампой или омметром.
У стартера СТ103 между шестерней и упорной шайбой ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. При включении стартера с прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, а при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться.
Электродвигатель стартера проверяют в режиме холостого хода и полного торможения. Параметры режима холостого хода (частота вращения и потребляемый ток) позволяют судить о качестве сборки и механических неисправностях. Наличие дефектов (тугое вращение вала в подшипниках и др.) вызывает увеличение потребляемой мощности при холостом ходе, вследствие чего ток холостого хода увеличивается, а частота вращения якоря упадет ниже нормы. В режиме холостого хода проявляются также и электрические неисправности. Так, увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря может быть следствием межвиткового замыкания обмотки якоря, а межвитковое замыкание обмотки возбуждения приводит к повышению частоты вращения якоря. Выявляются электрические неисправности в режиме полного торможения. Параметры режима полного торможения (крутящий момент, потребляемый ток) позволяют определить состояние электрической части стартера. При плохом контакте между щетками и коллектором потребляемый ток и крутящий момент уменьшаются ниже нормы. Замыкание обмоток якоря на корпус или замыкание в обмотке возбуждения приводят к снижению крутящего момента при возросшем против нормы потребляемом токе.
Проверка в режиме холостого хода осуществляется при питании стартера от источника постоянного тока. Схема соединений соответствует схеме включения стартера на автомобиле. Напряжение, приложенное к стартеру между выводом реле стартера и его корпусом, должно быть равно номинальному напряжению стартера. При испытании фиксируются ток стартера и частота вращения якоря. Показания приборов снимают после того, как стартер поработает в режиме холостого хода 20—30 с. Испытание считается выдержанным, если потребляемый ток не более, а частота вращения не менее нормируемых значений.
У некоторых типов стартеров частота вращения якоря в режиме холостого хода не нормируется (например, СТ142).
Испытание в режиме холостого хода целесообразно проводить при открытом щеточно-коллекторном узле, производя за ним визуальные наблюдения. При наблюдениях не должно наблюдаться заметных перемещений щеток в щеткодержателях, наличие которых свидетельствует о повышенном биении коллектора или выступании изоляции над его поверхностью.
Испытание стартера в режиме полного торможения проводится при определенном напряжении питания. Момент, развиваемый стартером, должен быть не менее определенной величины, а ток не превышать заданное значение. Схема, которая собирается при проверке стартера в режиме полного торможения, такая же, как и при проверке в режиме холостого хода. Дополнительно необходимо нагрузочное устройство, снабженное измерителем крутящего момента. Наиболее простое устройство (рис. 2), применяемое в стендах
Э211, 532М для испытания стартеров, содержит рычаг, закрепляемый на шестерне стартера, датчик давления и манометр 6. При включении стартера усилие через шестерню и рычаг передается на шток , соединенный с диафрагмой. Усилие от штока, передаваемое диафрагмой, давит на жидкость (обычно масло) в корпусе датчика. Давление жидкости по трубке передается в манометр, и стрелка его отклоняется. Манометр градуируется в единицах крутящего момента. Время включения стартера в режиме полного торможения не должно превышать 10 с.
Рис. 3. Устройство для измерения крутящего момента стартера
Очень часто при проверке в режиме полного торможения невозможно обеспечить необходимое напряжение питания. По рассмотренной схеме можно осуществлять проверку и при меньшем на 30—40% напряжении. Это возможно потому, что стартер в режиме полного торможения является частным случаем электродвигателя постоянного тока с насыщенной магнитной цепью.
Оценка результатов испытания производится следующим образом. Полученное при испытании значение тока подставляют в формулу и вычисляют момент. Если величина момента, полученная при испытании, не меньше значения, полученного расчетом, стартер считается исправным.
Устройство, которым снабжен стенд Э240, позволяет проверять стартер в режиме полного торможения при напряжении большем задаваемого техническими условиями на стартер. Стенд снабжен шестерней, которая имитирует маховик двигателя, и тормозным устройством, которое обеспечивает плавное торможение имитационной шестерни. Проверку осуществляют следующим образом. Подают питание на стартер, и он начинает вращать имитационную шестерню без нагрузки. Затем тормозом постепенно затормаживают имитационную шестерню, а вместе с ней и якорь стартера и внимательно следят по прибору на стенде за током стартера. Торможение увеличивают до тех пор, пока ток не достигнет значения, заданного для режима полного торможения. В этот момент также по прибору на стенде фиксируют величину крутящего момента. Так как напряжение питания больше необходимого значения, полного торможения стартера в этом случае не будет. Величину крутящего момента, полученную при испытании, сравнивают с заданным значением, и если оно не меньше заданного, то стартер исправен.
Однако при такой проверке невозможно определить повышенное падение напряжения на щетках стартера. Для обнаружения этой неисправности после небольшого перерыва (20—30 с) снова подают питание на стартер и затормаживают его полностью.
Электрические неисправности обмотки якоря стартера определяют при помощи прибора Э236 или другого аналогичного ему. Прибор снабжен трансформатором, обмотку которого включают в сеть напряжением 220В. Уложенный на призмы сердечника трансформатора якорь находится в переменном магнитном поле, благодаря чему в секциях обмотки индуктируется э. д. с. Присоединив к двум смежным пластинам коллектора щупы и замкнув с их помощью проверяемую секцию обмотки якоря, поворотом ручки реостата устанавливают стрелку индикатора (миллиамперметра) на середину шкалы. Миллиамперметром измеряют ток, создаваемый э. д. с. в одной секции. Затем якорь повертывают таким образом, чтобы щупы замыкали следующую секцию обмотки якоря и т. д., проверяя таким образом последовательно все секции обмотки. При отсутствии короткозамкнутых секций и замыканий пластин коллектора ток, измеренный индикатором, для каждой отдельной секции не должен отличаться более чем на ± 1 деления шкалы. Проверку выполняют при одном выбранном положении пластин коллектора для всех секций. При этом щупы индикатора должны оставаться неподвижными, а якорь необходимо поворачивать, так как при несоблюдении этого условия миллиамперметр может регистрировать неодинаковый ток при исправных секциях в отсутствии замыканий пластин коллектора.
Рис. 3. Схема прибора для проверки обмотки якоря
Рис. 4. Проверка обмотки якоря на: а—обрыв и короткое замыкание; б—короткое замыкание секций
Если стрелка индикатора не отклоняется, то в проверяемой секции имеется обрыв. При замыкании щупами короткозамк-нутой секции показания миллиамперметра будут значительно ниже, чем на исправных секциях, а в случае замыкания пластин коллектора между собой стрелка будет оставаться на нулевом делении шкалы.
Короткозамкнутую секцию обмотки якоря на приборе Э236 можно определить с помощью стальной пластины, слегка касаясь поверхности железа, укладывая ее последовательно на каждый паз сердечника. В короткозамкнутых секциях индуктируемая э. д. с. образует ток, который, создав свое переменное магнитное поле, вызовет притяжение и дребезжание стальной пластины.
Приборы Э236 имеют контактное устройство и контрольную лампу для определения замыкания обмотки якоря на корпус. Коснувшись одной-двух пластин коллектора, проверяют отсутствие замыканий обмотки и коллектора на корпус. Горение лампы указывает на наличие замыкания.
Аналогичным способом можно проверить замыкание на корпус любых изолированных деталей генератора.
При определении исправности дополнительного реле стартера собирают схему с использованием аккумуляторной батареи или другого источника постоянного тока с напряжением питания, равным номинальному напряжению испытываемого реле и подаваемым на его вывод Б. При испытании определяют напряжение, при котором контакты реле замыкаются, и напряжение, при котором они размыкаются. У различных реле эти параметры могут отличаться. Так у реле РС507Б напряжение замыкания равно 6—9 В, а напряжение размыкания— 2—4 В.
Для определения этих параметров сначала реостатом при замкнутом выключателе увеличивают напряжение, подаваемое на выводы К реле. Напряжение замыкания определяют в момент, когда загорятся лампочки, подключенные к выводам С и КЗ реле. Затем, уменьшая напряжение, определяют напряжение размыкания. При необходимости проверяют регулировки и устанавливают зазоры между контактами (подгибанием стоек) и между якорем и сердечником (подгибанием ограничителя). Натяжение пружины регулируют отгибанием кронштейна.
Рис. 5. Схема проверки дополнительного реле стартера
Читать далее: Характеристика пусковых устройств двигателей
Категория: - Тракторы-2
stroy-technics.ru
Для эффективной работы двигателя необходимо своевременно проводить работы по его техническому обслуживанию. Периодичность проведения работ по ТО приводится ниже. В зависимости от условий эксплуатации (длительное кошение, землеобработка песчаных грунтов, культивирование заросших участков и т.п. в составе мотоблоков; а также работа в запыленных условиях и т.п. в составе электроагрегатов) периодичность может быть сокращена.
Проверка уровня масла в двигателе
Замена масла в картере двигателя
Очистка воздушного фильтраВНИМАНИЕ! Попадание масла на фильтрующие элементы недопустимо!
Осмотр и очистка свечи зажигания. Регулировка зазора между электродами
Возможные причины и рекомендации по устранению простых неполадок двигателя
Краткие рекомендации по сборке двигателя
Источник: http://help-motoblok.narod.ru |
motosever.ucoz.ua