





Нормальная техническая эксплуатация обеспечивает поддержание таких параметров работающего дизеля, которые гарантируют надежную и долговечную работу его на различных скоростных и нагрузочных режимах.
При эксплуатации ДВС руководствуются «Правилами технической эксплуатации судовых дизелей», содержащими общие рекомендации по обслуживанию, а также инструкциями заводов-строителей, причем указания завода-строителя обязательны для выполнения и в тех случаях, когда они расходятся с отдельными положениями «Правил технической эксплуатации судовых дизелей».
Обслуживание судовых дизелей — это сложный комплекс мероприятий по подготовке дизеля к пуску, пуску двигателя и обслуживанию двигателя на номинальном режиме и режимах, отличных от номинального: с перегрузкой, на мелководье, во льдах, во время шторма.
Обслуживающий дизельную установку персонал должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, а также изучать технические данные и эксплуатацию дизельной установки своего судна.
Комплекс подготовки двигателя и систем к пуску включает мероприятия, которые гарантируют двигатель от поломки во время пускай эксплуатации.
Подготовку двигателя и систем к пуску осуществляет вахта под руководством вахтенного механика. Двигатель и системы готовят в последовательности, рекомендуемой заводом-строителем. Температура в машинном отделении при пуске двигателя не должна быть ниже +8° С.
До начала подготовки к пуску необходимо проверить работу всех средств связи с командным мостиком, сверить показания часов машинного отделения и командного мостика, проверить аварийное освещение, состояние водоотливных средств, средств пожаротушения.
Особенно тщательно проверяется система дистанционного управления главным двигателем и другими механизмами МО с командного мостика или из ЦПУ. При отсутствии дистанционного управления проверяется работа реверсивно-пускового устройства.
При подготовке двигателя к действию вахтенный механик заносит в вахтенный машинный журнал команды с мостика и распоряжения старшего механика, время пуска механизмов, обслуживающих двигатель, результаты замеров топлива, воды, масла, наличие сжатого воздуха в пусковых баллонах и т. д.
После окончания подготовки вахтенный механик докладывает старшему механику и на командный мостик о готовности двигателя к действию.
Подготовка двигателя к действию после проведения ремонтных работ, а также после продолжительной стоянки проводится под руководством второго механика, который лично осматривает надежность крепления основных неподвижных и подвижных деталей и их шплинтовку, проверяет выполнение требований техники безопасности по установке кожухов и ограждений у подвижных деталей двигателя.
Остальные операции при подготовке двигателя к пуску после ремонта и продолжительной стоянки осуществляют под руководством второго механика вахтенные мотористы, которые:
Комплекс мероприятий, выполняемых как после ремонта и продолжительной стоянки, так и после непродолжительной стоянки:
При температуре в машинном отделении ниже 15° С масло подогревают от 15—18 С до 45 , затем включают автономный или резервный насос и при одновременном проворачивании коленчатого вала валоповоротным устройством и при открытых картерных люках проверяют поступление масла ко всем объектам смазки и прежде всего к головным подшипникам; масло из подшипников должно выходить ровной струей без пузырьков воздуха. Ручной прокачкой лубрикаторов подают смазку к цилиндровым втулкам.
Подготовка системы охлаждения начинается с проверки состояния водяных фильтров, охладителей, насосов, терморегуляторов. После этого включают автономный или резервный насос охлаждения и прокачивают систему охлаждения двигателя водой при открытых контрольных кранах. Закрывают контрольные краны, когда через них пойдет ровная струя воды без пузырьков воздуха.
В холодное время года воду подогревают или в специальных подогревателях или путем подачи в зарубашечное пространство дизеля горячей воды из системы охлаждения вспомогательных дизелей. Температура при этом для проточных систем не должна превышать +45° С, а для замкнутых +65° С.
Разрешается прогревать двигатель паром, подавая его в заполненное водой зарубашечное пространство дизеля при давлении не более 2,5 бар. Подавать пар в не заполненное водой зарубашечное пространство запрещается.
Для подготовки системы охлаждения поршней открывают все клапаны на трубопроводах, включают подачу воздуха на воздушные колпаки и включают насос подачи воды или масла, при этом, как и для системы охлаждения в холодное время года, включают подогрев. При прокачивании системы охлаждения поршней водой или маслом проверяют состояние сальников и плотность фланцевых, штуцерных и шарнирных соединений. Давление в системе не должно превышать рабочее.
Систему охлаждения форсунок также необходимо включить при подготовке двигателя к действию, при этом необходимо проверить плотность соединений, состояние охладителя и наличие воды в расширительном баке.
Проверяют состояние фильтров, топливоподогревателей, сепараторов, наличие топлива в расходных цистернах. Непосредственно перед пуском дизеля необходимо спустить отстой из расходной цистерны.
Если на стоянке проводились профилактика или ремонт топливной аппаратуры с ее разборкой, то необходимо при открытых контрольных кранах на форсунках прокачать вручную топливные насосы до появления струи топлива без пузырьков воздуха.
Прокачку топливной системы осуществляют легким топливом. Параллельно готовят к работе и систему тяжелого топлива.
После проверки реверсивно-пускового устройства и связи поста управления с машинным отделением необходимо проверить наличие сжатого воздуха в баллонах, и если его давление недостаточно, включить компрессор и подкачать воздух до рабочего давления. При отсутствии на компрессоре автома-тического устройства для продувки сепараторов воздуха, холодильников и системы необходимо производить периодически ручную продувку. Температура воздуха, поступающего в баллоны, не должна превышать 40 С. Постепенно открывая запорные клапаны на баллонах проверить работу редукционного клапана. При постепенном открытии запорных клапанов предотвращается возникновение пневматической волны и разрушение трубопроводов пускового воздуха.
Необходимо проверить состояние воздушных фильтров и глушителей продувочного воздуха: вскрыть и осмотреть продувочные и наддувочные ресиверы, очистить их от конденсата и грязи, осмотреть состояние клапанов между ресиверами I и II ступеней.
У дизелей с навешенными продувочными насосами проверить состояние поршней и клапанов. Проверить уровень масла в газотурбонагнетателе, открыть спускные краны в газовой и воздушной полостях газотурбонагнетателя и спустить конденсат, открыть запор газоотводной системы. Непосредственно перед пуском дизеля включить автономные продувочные насосы, проверить их работу и давление воздуха в продувочном ресивере.
Подготовка валопровода начинается с отжатия тормоза и ослабления дейдвудного сальника до появления капелек или легкой струйки воды. Если между дизелем и винтом имеются разобщительные муфты, необходимо проверить их работу и установить их в нейтральное положение.
Проверить работу системы управления винтами регулируемого шага и установить «нулевой шаг». Проверить наличие масла в упорном и опорном подшипниках, включить насос и проверить поступление масла к объектам смазки, подготовить к действию систему охлаждения подшипников.
mirmarine.net
|
www.korabel.ru
Лит.: Петровский Н. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; Плаксионов Н. П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1—2, М., 1973—74.
Г. И. Белозерский, В. В. Маслов.
dic.academic.ru

Непосредственно перед пуском дизеля необходимо провернуть коленчатый вал валоповоротным устройством на 2—3 оборота при открытых индикаторных кранах. При проворачивании коленчатого вала, а также при пробных пусках дизелей, жестко связанных с гребным винтом, необходимо получить разрешение с командного мостика. Коленчатые валы дизелей, имеющие разобщительные муфты, необходимо проворачивать, предварительно разобщив муфты, и без специального разрешения с мостика, однако во всех случаях нужно проверить, не работают ли в картере дизеля люди, а на посту управления необходимо повесить табличку с надписью: «Валоповоротная машина включена! Дизель не пускать!»
Проворачивание коленчатого вала необходимо производить при включенной системе смазки, а также при включенных системах охлаждения зарубашечного пространства дизеля, поршней, форсунок; необходимо проверить, не попадает ли вода, топливо или масло в цилиндры дизеля, вода или топливо — в картер дизеля. После проведения всех подготовительных операций и непосредственно перед пуском дизеля выключают валоповоротное устройство и проводят пробные пуски дизеля сжатым воздухом. Двигатель должен безотказно запускаться на передний и задний ход.
При наличии дистанционной системы управления пробные пуски осуществляют с командного мостика или из ЦПУ машинного отделения, при этом проверяют и действие системы дистанционного управления.
Если двигатель готовится к действию после кратковременной стоянки, когда системы охлаждения дизеля и поршней работают на поддержание номинальной температуры дизеля, разрешается подготовку дизеля производить только прокачкой системы смазки маслом и пробными пусками сжатым воздухом при открытых индикаторных кранах.
Пуск двигателя в ход и его работа в первые минуты являются наиболее ответственной частью общей подготовки дизеля к длительной эксплуатации. Главная цель этого периода подготовки — постепенно достигнуть номинальных температур в системах и деталях дизеля. Обычно время прогрева и интенсивность устанавливает завод-строитель, и сокращать его категорически запрещается.
Если коленчатый вал дизеля жестко связан с гребным винтом, то предельные обороты и направление вращения устанавливают с мостика по машинному телеграфу, а при дистанционном управлении дизелем запуск и установка нужной частоты вращения осуществляются непосредственно с командного мостика. Последовательность выполнения операций при пуске дизеля также устанавливается инструкцией завода-строителя.
Непосредственно после пуска дизеля в ход необходимо проверить показания контрольно-измерительных приборов и при обнаружении отклонений, а также при возникновении ненормальных шумов и стуков в работе дизеля необходимо срочно получить разрешение с мостика и дизель остановить для выяснения причин возникновения неисправности.
Порядок пуска после устранения обнаруженных неисправностей, а также последовательность выполнения операций остаются такими же, как и при первом пуске. После пуска дизеля в ход необходимо отрегулировать давление в системе смазки, давление в топливной системе после топливоподкачивающего насоса, давление продувочного и наддувочного воздуха, а также температуру в системе смазки и охлаждения и отработанных газов.
Прогрев дизеля целесообразно осуществлять при нагрузке 25—30% номинальной. Дизели, работающие на винт через муфты, а также главные дизель-генераторы пускают и прогревают без нагрузки.
Реверсирование дизеля, т. е. периодическое изменение направления вращения коленчатого вала, осуществляется обычно во время маневров судна. Предупреждение о предстоящих маневрах машинная команда получает не менее чем за полчаса до их начала; однако при возникновении аварийной ситуации команда о перемене направления вращения коленчатого вала может поступить без предварительного предупреждения. Во всех случаях машинный персонал должен знать, что частые остановки дизеля с последующими пусками способствуют интенсивному износу сопряженных деталей. Для уменьшения вредного влияния реверсов необходимо включить резервные масляные насосы и насосы охлаждения для непрерывной смазки и охлаждения дизеля (для дизеля с навешенными насосами).
Реверс необходимо осуществлять только после полной остановки дизеля; в исключительных случаях, когда возникает угроза человеческой жизни или угроза безопасности судна, разрешается до остановки дизеля осуществлять торможение, направляя сжатый воздух в цилиндры дизеля. Однако переводить дизель на топливо допускается только после того, когда он начнет работать на сжатом воздухе в нужном направлении. Реверсирование гребного винта в установках с дизелями, работающими на гребной винт через реверсивную муфту, осуществляется после выключения муфты и снижения оборотов до 50—70% номинальных.
mirmarine.net
На рисунке показан реверсивный механизм четырехтактного ДВС с осевым перемещением распределительного вала. При реверсировании двигателя рукояткой 14 сжатый воздух (масло) подается в одну из полостей сервомотора 2, в результате чего его поршень 1 перемещается из одного крайнего положения в другое. При этом шток поршня 3, соединенный с зубчатой рейкой 4, передвигает ее и штангу 11. Зубчатая рейка, перемещаясь, поворачивает шестерню 13 и валик 12, в результате чего ролик 6 толкателя 5 отводится от кулачковой шайбы 7. При перемещении зубчатой рейки и штанги 11 между роликами 10 проходит криволинейный участок поверхности штанги, что вызывает перемещение распределительного вала 9. Дальнейшее перемещение поршня сервомотора, а с ним зубчатой рейки и штанги, криволинейный участок поверхности которой сменяется на прямолинейный, сопровождается тем, что ролик 6 толкателя 7 опускается на кулачковую шайбу 8. Двигатель готов к пуску в противоположную сторону. Кроме осевого перемещения распределительного вала реверс ДВС двигателя может быть произведен за счет проворачивания распределительного вала относительно коленчатого на угол реверса и за счет использования симметричных кулачков, оси симметрии которых совпадают с осью кривошипов коленчатого вала. Последний способ используется в двухтактных ДВС "Русский дизель" и не требует никаких специальных реверсивных устройств. Устройства для реверсирования двухтактных ДВС значительно проще, чем четырехтактных, так как для их реверса достаточно (в основном) изменить фазы подачи сжатого воздуха пусковым воздухораспределителем. Работа топливных насосов не зависит от направления вращения распределительного вала, так как их кулачковые шайбы имеют симметричный профиль.sudoremont.blogspot.com