В качестве топлива в таких двигателях применяются легкое топливо и газообразное (бензин, керосин, генераторный или светильный газ).
В поршневых двигателях рабочим телом являются смесь воздуха и паров жидкого топлива (на начальном участке цикла) и газообразные продукты сгорания на остальных участках цикла.
На рис.11.1 приведен термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме в vP- и sT-диаграммах для 1 кг рабочего тела.
Цикл состоит из следующих процессов: 1-2 – адиабатное сжатие рабочего тела в цилиндре; 2-3 – подвод теплоты при постоянном объеме; 3-4 адиабатное расширение рабочего тела; 4-1 – отвод теплоты при постоянном объеме.
Параметрами, характеризующими данный цикл, являются:
. (11.3)
Рис. 11.1. Термодинамический цикл двигателя внутреннего сгорания с подводом
а - в vP- диаграмме; б – в sT-диаграмме.
Количество теплоты, подводимое к рабочему телу в процессе 2-3:
. (11.4)
Количество теплоты, отводимое в изохорном процессе 4-1:
Количество подведенной теплоты и отведеннойможно определить через параметры цикла. Для этого температурыивыражаются через температуруи параметры циклаи
Таблица 11.1 - Определение температуры в характерных точках цикла с изохорным подводом теплоты
Процесс | Формулы |
1-2 - адиабатный | |
2-3 – изохорный | |
3-4- адиабатный |
После преобразований:
;
. (11.6)
Из выражения (11.6) видно, что термический КПД цикла с подводом теплоты при зависит от степени сжатия рабочего тела(конструкции двигателя) и показателя адиабатыk рабочего тела, совершающего цикл. От степени повышения давления термический КПД не зависит. В современных двигателях=712. При значениях
На рис. 11.2 приведены два цикла с различной степенью сжатия . Из рисунка видно, что при равенствепл. 67810 = пл. 6235, но при разных степенях сжатия
Работа цикла:
(11.7)
Из выражения (11.7) видно, что работа, получаемая за цикл, зависит от начальной температуры и параметров циклаи.
Рис. 11.2. Влияние степени сжатия
В двигателях с подводом теплоты при производится раздельное сжатие воздуха и жидкого топлива (горючего), что исключает самовоспламенение и позволяет получить высокие степени сжатия. Давление в конце сжатия порядка 3-4 МПа. Степень сжатия=1418.
На рис. 11.3 приведен термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме в vP- и sT-диаграммах для 1 кг рабочего тела.
Цикл состоит из следующих процессов: 1-2 – адиабатное сжатие рабочего тела в цилиндре; 2-3 – подвод теплоты при постоянном давлении; 3-4 адиабатное расширение рабочего тела; 4-1 – отвод теплоты при постоянном объеме.
Рис. 11.3. Термодинамический цикл двигателя внутреннего сгорания
studfiles.net
а - в vP- диаграмме; б – в sT-диаграмме.
Параметрами, характеризующими данный цикл, являются:
- степень адиабатного сжатия; - степень предварительного расширения;
- степень адиабатного расширения.
Термический КПД цикла определяется по формуле:
.
Количество теплоты, подводимое к рабочему телу в процессе 2-3:
. (11.8)
Количество теплоты, отводимое в изохорном процессе 4-1:
. (11.9)
Количество подведенной теплоты и отведеннойможно определить через параметры цикла. Для этого температурыи
Таблица 11.2 - Определение температуры в характерных точках цикла с изобарным подводом теплоты
Процесс | Формулы |
1-2 - адиабатный | |
2-3 – изобарный | |
3-4- адиабатный | Т.к. или. Тогда или |
После преобразований:
; ; (11.10)
. (11.11)
Из выражения (11.11) видно, что термический КПД данного цикла зависит от степени сжатия , степени предварительного расширенияи показателя адиабатыk рабочего тела, совершающего цикл. С увеличением степени сжатия термический КПД увеличивается. При возрастании степени предварительного расширенияон уменьшается. Интенсивность роста термического КПД с возрастанием степени сжатияпостепенно уменьшается. Величина степени сжатияв двигателе с подводом теплоты придолжна обеспечить самовоспламенение топлива и создать температурные условия для быстрого протекания процесса сгорания.
Из рис. 11.4 видно, что при равенстве площадей отведенной теплоты = пл.6145 термический КПД будет больше у цикла с большей степенью сжатия, так как площадь его полезной работы будет больше, чем у двигателя с меньшей степенью сжатия (пл. 1784 пл. 1234).
Работа цикла:
. (11.12)
При и при увеличении теплотыувеличивается объем(рис. 11.5), т.е. возрастает степень предварительного расширения. При этом увеличивается работа цикла и уменьшается термический КПД.
Среднее индикаторное давление в этом цикле определяется выражением:
. (11.13)
Отсюда видно, что среднее индикаторное давление увеличивается при возрастании и.
Двигатель со вмешанным подводом теплоты в отличие от двигателя с подводом теплоты при не нуждается в компрессоре высокого давления для распыления жидкого топлива. Распыление жидкого топлива производится при помощи механических форсунок. Жидкое топливо подается в предкамеру через форсунку5 (рис. 11.6). В процессе сжатия давление в цилиндре 1 растет быстрее, чем в предкамере 4. За счет разности давлений возникает поток воздуха из цилиндра 1 в предкамеру 4, который используется для распыления жидкого топлива, впрыскиваемого в предкамеру. При этом образуется однородная смесь, сгорающая в предкамере при постоянном объеме. Давление в предкамере возрастает и направление потока изменяется: смесь продуктов сгорания и несгоревших паров топлива, имеющих температуру 1500…1800С, устремляется из предкамеры в цилиндр, где происходит их перемешивание и догорание. В результате поршень перемещается слева направо при постоянном давлении. После сгорания топлива происходит адиабатное расширение продуктов сгорания, которые затем удаляются из цилиндра.
Рис. 11.6. Схема ДВС со смешанным подводом теплоты
1-цилиндр; 2-поршень; 3-выпускной клапан; 4-предкамера; 5-свеча;
6-впускной клапан; 7-узкий канал
Рис. 11.7. Термодинамический цикл ДВС со смешанным подводом теплоты:
а - в vP- диаграмме; б – в sT-диаграмме.
Термодинамический цикл со смешанным подводом теплоты (рис. 11.7) состоит из следующих процессов: 1-2 – адиабатное сжатие рабочего тела в цилиндре; 2-3 – изохорный подвод теплоты; 3-4 изобарный подвод теплоты; 4-5 - адиабатное расширение рабочего тела; 5-1 – отвод теплоты при постоянном объеме.
Подвод теплоты в цикле со смешанным сгоранием осуществляется вначале по изохоре2-3, а затем по изобаре 3-4.
Параметрами, характеризующими цикл со смешанным подводом теплоты, являются:
- степень адиабатного сжатия; - степень повышения давления;
- степень предварительного расширения.
Термический КПД цикла со смешанным подводом теплоты:
.
Теплота, отводимая по изохоре 5-1, определяется соотношением:
,
тогда как теплота складывается из теплоты, подводимой в изохорном процессе2-3, и теплоты, подводимой в изобарном процессе 3-4:
=, (11.14)
тогда:
. (11.15)
Выразив температуры ичерез температуруи параметры цикла через, получим формулы для определения температуры в характерных точках цикла (табл. 11.3).
Таблица 11.3 - Определение температуры в характерных точках цикла со смешанным подводом теплоты
Процесс | Формулы |
1-2 - адиабатный | |
2-3 - изохорный | |
3-4 - изобарный |
Продолжение таблицы 11.3.
Процесс | Формулы |
4-5 - адиабатный |
Поставив полученные значения температур в выражения для определения подведенной и отведенной теплоты, получим:
и , (11.16)
и далее, подставив полученные выражения в формулу для определения термического КПД:
(11.17)
Из выражения (11.17) следует, что термический КПД смешанного цикла, как и термический КПД циклов с изобарным и изохорным подводом теплоты возрастает с увеличением и. С увеличениемтермический КПД уменьшается.
studfiles.net
Двигатели, в основу работы которых положен цикл с подводом теплоты при постоянном давлении (с постепенным сгоранием), имеют ряд преимуществ по сравнению с двигателями, работающими по циклу с подводом теплоты при постоянном объеме. Они связаны с тем, что в двигателях с постепенным сгоранием осуществляется раздельное сжатие топлива и воздуха. Поэтому здесь можно достигать значительно более высоких степеней сжатия.
Воздух при высоких давлениях имеет настолько высокую температуру, чтоподаваемое в цилиндр топливо самовоспламеняется без всяких специальных запальных приспособлений. Кроме того, раздельное сжатие воздуха и топлива позволяет использовать любое жидкое дешевое топливо - нефть, мазут, смолы и проч.
В двигателях с постепенным сгоранием топлива воздух сжимается в цилиндре, а жидкое топливо распыляется сжатым воздухом от компрессора. Раздельное сжатие позволяет применять высокие степени сжатия (до ε=20), исключая преждевременное самовоспламенение топлива. Постоянство давления при горении топлива обеспечивается соответствующей регулировкой топливной форсунки. Конструкция такого двигателя впервые была разработана немецким инженером Дизелем.
Рассмотрим идеальный цикл двигателя с подводом теплоты при постоянном давлении pν - диаграмме (рис. 9.3).
Рис. 9.3
Этот цикл осуществляется следующим образом. Газообразное рабочее тело с начальными параметрами p1, v1, T1сжимается по адиабате 1-2. В изобарном процессе 2-3 телу сообщается некоторое количество теплоты q1. В адиабатном процессе 3-4 происходит расширение рабочего тела до первоначального объема. В изохорном процессе 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние с отводом в теплоприемник теплоты q2. Характеристиками цикла являются:
- степень сжатия;
- степень предварительного расширения.
Количество подведенной и отведенной теплоты определяются по формулам
;
.
Термический кпд цикла в предположении постоянства теплоемкостей сpи cvи их отношения k=cp/cvбудет
.
Параметры рабочего тела в характерных точках цикла будут.Точка 2.
;
;
.
Отсюда
.
Точка 3.
;
.
.
Отсюда
.
Точка 4.
;
;
.
Так как
,
то
.
Подставляя полученные значения температур в формулу для кпд, получим
. (9.2)
Отсюда следует, что с увеличением ε и k кпд увеличивается, а с увеличением ρ - уменьшается.
Работа цикла определяется по формуле
.
Сравнения кпд циклов ДВС с подводом теплоты при р = const и ν = const при одинаковых давлениях и температурах, но при различных ε показывают, что
.
При этом степень сжатия ε в цикле с подводом теплоты при р = const больше, чем в цикле с подводом теплоты при ν = const (доказательство см. в [5,13]).
Величина ε в цикле с подводом теплоты при постоянном давлении выбирается таким образом, чтобы обеспечивались условия самовоспламенения топлива. Таким условиям в компрессорных дизелях соответствует ε = 14 -18. Подробнее о методах сравнения кпд циклов различных тепловых двигателей см. § 10.8.
poznayka.org
По этому циклу работают стационарные и судовые компрессорные двигатели с воспламенением от сжатия или компрессорные дизели.
В дизели в процессе впуска поступает воздух, давление и температура которого повышаются в процессе сжатия. Вследствие применения в дизелях высоких степеней сжатия (от 14 до 20) давление конца сжатия приближается к 3–4 МПа и соответствующая температура значительно превышает температуру самовоспламенения топлива. Топливо впрыскивается в конце сжатия через форсунку, мелко распыляется и, приходя в соприкосновение с сильно нагретым воздухом, начинает гореть.
В этих двигателях для обеспечения хорошего распыливания топлива используют сжатый воздух с давлением около 6 МПа, получаемый в специальных компрессорах, включенных в конструктивную схему двигателя. Насос подает топливо в форсунку, в которую из компрессора подводится сжатый воздух, и в нужный момент внутренняя полость форсунки сообщается с цилиндром, куда поступает смесь распыляющего воздуха и топлива.
Ввиду постепенной подачи топлива через форсунку нельзя получить резкого повышения давления при сгорании, как в цикле с сообщением теплоты при V = const, где все топливо перед сгоранием находится в цилиндре. В двигателях, работающих по циклу с подводом теплоты при P = const, топливо горит постепенно по мере его поступления в цилиндр, в результате чего процесс сгорания происходит при перемещающемся поршне, при почти постоянном давлении.
Диаграмма теоретического цикла с подводом тепла при постоянном давлении показана на рис. 1.2.
При движении поршня от НМТ (точка a диаграммы теоретического цикла) газ, заполняющий цилиндр, начинает сжиматься. В этом случае процесс сжатия (линия ас индикаторной диаграммы) будет адиабатическим. Давление и температура в конце этого процесса определяется так же, как и при термодинамическом цикле с подводом теплоты при постоянном давлении.
В конце сжатия, с приходом поршня в ВМТ, происходит, как в ранее рассмотренном теоретическом цикле, мгновенное сообщение теплоты Q1 рабочему телу; результатом этого будет повышение его температуры при постоянном давлении (изобара сz).
рис.1.2.
При положении поршня, когда объем надпоршневого пространства равен VZ (точка z диаграммы), сообщение теплоты прекращается.
Степень предварительного расширения газа в цилиндре в конце процесса подвода теплоты:
.
Тогда температура газа в цилиндре в конце процесса подвода теплоты (точка z)
.
Затем газ адиабатически расширяется (линия zb диаграммы).
Давление газа в цилиндре в конце процесса расширения
.
Температура газа в цилиндре в конце процесса расширения
.
Для повторения цикла необходимо охладить газ, заключенный в цилиндре, т. е. отнять теплоту Q2 от введенной теплоты Q1 при постоянном объеме Va.
Термический КПД выражается формулой:
.
В цикле с сообщением теплоты при постоянном объеме вводимое количество Q1 теплоты пропорционально его изобарной теплоемкости СP, а отводимое Q2 пропорционально его изохорной теплоемкости Сν и соответствующим разностям температур:
Термический КПД можно определять подставив значения температур с учетом того, что:
Двигатели этого типа в качестве транспортных не использовались вследствие громоздкости установки, снабженной компрессором, имевшим две или три ступени давления. Поэтому данный цикл в дальнейшем рассматриваться не будет.
studfiles.net
Увеличить степень сжатия в ДВС можно путем сжатия в цилиндре только воздуха с последующим впрыскиванием в него топлива. При сжатии воздуха отсутствует ограничение на температуру самовоспламенения топлива, а высокая температура воздуха в конце процесса сжатия позволяет осуществить самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в цилиндр, без электрической свечи. Такой ДВС был предложен Дизелем (Германия), поэтому в настоящее время эти двигатели называют дизелями. Цикл дизельного ДВС показан в T,s - диаграмме на рис. 2.
Рис. 13.2. Цикл ДВС с подводом теплоты при р=const в Т,s- диаграмме: 1234 – идеальный; 12’34’ – реальный
Определяющими характеристиками данного цикла являются: степень сжатия и степень предварительного расширения.Используя эти характеристики и параметры первой точки, можно определить остальные параметры цикла в характерных точках.
Термический КПД цикла
, (5)
где – коэффициент Пуассона.
Выразив температуры в выражении (5) через Т1 и характеристики цикла , , термический КПД ДВС
. (6)
В таком двигателе процесс сжигания топлива состоит из двух стадий: 1 – частичное сгорание топлива в форкамере при постоянном объеме; 2 – окончательное сгорание топлива при постоянном давлении в основном цилиндре.
Условный идеальный цикл ДВС со смешанным подводом теплоты к рабочему телу в T,s - диаграмме показан на рис. 3.
Определяющими характеристиками данного цикла являются: степень сжатия , степень повышения давленияи степень предварительного расширения.
Термический КПД такого цикла ДВС можно представить уравнением
. (7)
Рис. 3. Цикл ДВС со смешанным подводом теплоты к рабочему телу в Т,s- диаграмме: 12345 – идеальный; 12’345’ - реальный
Задачи
Пример решения задачи:
1. Определить термический и внутренний абсолютный КПД идеального цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме (рис. 1), для которого задано: р1=1 бар, t1=20 оС, степень адиабатного сжатия =7, температура в начале процесса адиабатного расширения t3=1200 оС, коэффициенты адиабатного расширения и сжатия газа в цилиндре одинаковы (р=сж=0,85). Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с постоянными теплоемкостями сv и ср.
Решение
Для идеального цикла ДВС КПД определяется только величиной степени адиабатного сжатия :
.
Для необратимого цикла ДВС находят температуры в конце необратимых адиабатных процессов сжатия и расширения рабочего тела, используя адиабатные коэффициенты этих процессов и температуры в конце обратимых адиабатных процессов:
К,
К,
К,
К.
Внутренний абсолютный КПД ДВС
.
Ответ: t=0,541, i=0,35.
2. Определить термический КПД и удельную работу идеального цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме (рис.1), для которого задано: р1=1 бар, t1=20 оС, давление и температура газа в начале процесса адиабатного расширения р3=27 бар, t3=1100 оС. Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: t=0,504, t=283 кДж/кг.
3. Определить термический КПД и мощность идеального цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме (рис.1), для которого задано: р1=1 бар, t1=20 оС, температура газа в начале процесса адиабатного расширения t3=1000 оС, температура в конце адиабатного расширения t4=400 оС. Расход рабочего тела 1 кг/с, оно обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: t=0,471, Wt=242 кВт.
4. Определить термический КПД и удельную работу идеального цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении (рис.2), для которого задано: р1=1 бар, t1=40 оС, t2=800 °С, t4=600 оС. Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: t=0,655, t=763 кДж/кг.
5. Определить термический КПД и мощность идеального цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении (рис.2), для которого задано: р1=1 бар, t1=20 оС, температура газа в начале процесса адиабатного расширения t3=1200 оС, температура в конце адиабатного расширения t4=400 оС. Расход рабочего тела 1 кг/с, оно обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: t=0,588, Wt=388 кВт.
6. Определить термический и внутренний абсолютный КПД цикла ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении, для которого задано: р1=1 бар, t1=20 оС, степень адиабатного сжатия , температура газа в начале процесса адиабатного расширенияt3=1200 оС, коэффициенты адиабатного расширения и сжатия в цилиндре одинаковы и равны р=сж=0,85. Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4.
Ответ: t=0,631, i=0,354.
7. Определить максимальное давление рmax, температуру t3 и термический КПД цикла ДВС со смешанным подводом теплоты (рис. 3), для которого задано: р1=1 бар, t1=17 оС. Удельная теплота, подведенная к рабочему телу при v=const q1’=200 кДж/кг, равна теплоте q1”, подведенной при р=const. Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с =28,96 кг/кмоль и к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: рmax=53,7 бар, t3=214 оС, t=0,646.
8. Определить термический КПД и мощность идеального цикла ДВС со смешанным подводом теплоты (рис. 3), для которого задано: р1=1 бар, t1=80 оС, степень адиабатного сжатия , р3=р4=60 бар, температура газа в конце адиабатного расширения t5=400 оС. Расход рабочего тела 1 кг/с, оно обладает свойствами идеального воздуха с к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: t=0,652, Wt=428 кВт.
9. Определить внутренний абсолютный КПД и мощность цикла ДВС со смешанным подводом теплоты (рис. 3), для которого задано: р1=1 бар, t1=30 оС, степень адиабатного сжатия , степень повышения давления , температура газа в начале процесса адиабатного расширения t4=1500 оС. Коэффициенты адиабатного расширения и сжатия в цилиндре одинаковы и равны р=сж=0,85. Расход рабочего тела 1 кг/с, оно обладает свойствами идеального воздуха с к=1,4. Цикл изобразить в Т,s- и p,v- диаграммах.
Ответ: i=0,426, Wi=256 кВт.
10. Сравнить термические КПД, максимальные температуры Тmax и давления рmax газов в цилиндрах трех идеальных циклов ДВС с одинаковыми q1=500 кДж/кг и р1=1 бар, t1=20 °С:
1) с подводом теплоты при постоянном объеме, ;
2) с подводом теплоты при постоянном давлении, ;
3) со смешанным подводом теплоты, и .
Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с к=1,4.
Циклы изобразить в Т,s- диаграмме.
Ответ: 1) t=0,602, Тmax=Т3=1093 К, рmax=р3=37,4 бар ;
2) t=0,626, Тmax=Т3=1366 К, рmax=р3=44,3 бар ;
3) t=0,656, Тmax=Т4=1365 К, рmax=57,6 бар .
Рис. 4. Циклы ДВС с одинаковыми q1 и рmaxв Т,s- диаграмме
11. Сравнить термические КПД и максимальные температуры трех идеальных циклов ДВС с одинаковыми q1=500 кДж/кг, максимальным давлением рmax=60 бар, и р1=1 бар, t1=20 °С (рис. 4):
1) ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме и t3=1200 °С;
2) ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении;
3) ДВС со смешанным подводом теплоты и .
Рабочее тело обладает свойствами идеального воздуха с к=1,4.
Циклы изобразить в Т,s- диаграмме.
Ответ: 1) t=0,629, Тmax= Т3 = 1473 К ;
2) t=0,660, Тmax= Т3 = 1444 К ;
3) t=0,633, Тmax= Т4 = 1450 К.
studfiles.net
В поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) в качестве рабочего тела используются продукты сгорания органического топлива. Цилиндры этих двигателей выполняют функции камеры сгорания и устройств для сжатия и расширения рабочего тела. В качестве холодного источника теплоты в ДВС используется внешняя среда (выхлоп продуктов сгорания в атмосферу).
Для упрощения термодинамического анализа циклов ДВС принимается ряд допущений.
1. Количество рабочего тела в цикле ДВС будем считать неизменным и равным расходу воздуха. Это допущение объясняется малым процентным массовым расходом топлива по отношению к расходу воздуха.
2. Свойства рабочего тела будем считать соответствующими свойствам идеального двухатомного воздуха с постоянными изобарными и изохорными теплоемкостями.
3. Процессы выхлопа отработавших газов и процесс забора новой порции воздуха взаимно компенсируют друг друга (их нет). Это возможно, т.к. оба эти процесса идут практически при постоянном давлении окружающей среды в противоположных направлениях.
4. Процесс отвода теплоты от рабочего тела в окружающую среду заменяется изохорным процессом охлаждения рабочего тела до температуры окружающей среды. То есть условно считается цикл замкнутым, а охлаждение рабочего тела осуществляется прямо в цилиндре при закрытых клапанах до температуры окружающей среды.
5. Процессы расширения и сжатия рабочего дела соответствуют адиабатным процессам. Эти процессы быстротечны, поэтому можно считать их адиабатными.
6. Процессы подвода теплоты к рабочему телу считаются в зависимости от типа двигателя изохорными или изобарными.
Цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме соответствует карбюраторному двигателю. В этом двигателе в цилиндр поступает топливно-воздушная смесь, которая сжимается и за счет искры в электрической свече воспламеняется. Процесс горения топлива быстротечен и происходит практически при постоянном объеме.
Исходя из принятых допущений идеальный цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме можно показать в T,s - диаграмме в виде рис. 13.1.
Для термодинамического анализа экономичности таких циклов ДВС используются следующие отношения объемов и давлений рабочего тела:
–степень адиабатного сжатия;
–степень повышения давления.
Эти относительные величины позволяют по известным параметрам рабочего тела в точке 1 (состояние равновесия с внешней средой) определить все термические параметры в характерных точках цикла ДВС.
Используя данные соотношения, определяются основные величины, характеризующие экономичность цикла:
количество удельной теплоты, подведенной к рабочему телу,
; (13.1)
количество удельной теплоты, отведенной от рабочего тела,
; (13.2)
удельная работа цикла
; (13.3)
термический КПД цикла
. (13.4)
Увеличить степень сжатия в ДВС можно путем сжатия в цилиндре только воздуха с последующим впрыскиванием в него топлива. При сжатии воздуха отсутствует ограничение на температуру самовоспламенения топлива, а высокая температура воздуха в конце процесса сжатия позволяет осуществить самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в цилиндр, без электрической свечи. Такой ДВС был предложен Дизелем (Германия), поэтому в настоящее время эти двигатели называют дизелями. Цикл дизельного ДВС показан в T,s - диаграмме на рис. 13.2.
Определяющими характеристиками данного цикла являются: степень сжатия и степень предварительного расширения.Используя эти характеристики и параметры первой точки, можно определить остальные параметры цикла в характерных точках.
Термический КПД цикла
, (13.5)
где – коэффициент Пуассона.
Выразив температуры в выражении (13.5) через Т1 и характеристики цикла , , термический КПД ДВС
. (13.6)
studfiles.net
Все современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) подразделяются на три основ-ные группы:
1. Двигатели, в которых используется цикл с подводом тепла при постоянном объёме
(w=const(цикл Отто).
2. Двигатели, в которых используется цикл с подводом тепла при постояном давлении
(p=const(цикл Дизеля).
3. Двигатели,в которых используется смешанный цикл с подводом тепла как при w=const,
так и при p=const(цикл Тринклера).
При исследовании идеальных термодинамических циклов поршневых ДВС принимаются условия идеализации, описанные в п.4.1.
К числу определяемых величин относятся:
-количество подведённой и отведенной теплоты;
- основные параметры состояния в характерных точках цикла;
- термический КПД цикла.
а) индикаторная диаграмма;б) идеальная термодинамическая диаграмма.
Рис.4.2 Термодинамический цикл ДВС:
На рис.4.2,а показана индикаторная диаграмма (снятая с помощью специального прибора-
индикатора).
При движении поршня от верхней мёртвой точки (ВМТ) к нижней мёртвой точке (НМТ)
происходит всасывание горючей смеси (линия О-1).
Кривой 1-2(линия сжатия) изображается процесс сжатия (поршень движется от нижней мертвой точки к верхней. В точке 2 от электрической искры происходит мгновенное воспламенение горючей смеси (при постоянном объёме). Этот процесс изображается кривой2-3.Входе этого процесса давление и температура резко возрастают. Процесс расширения
продуктов сгорания изображается кривой 3-4 (линия расширения). В точке4происходит
открытие выходного клапана и давление в цилиндре уменьшается до наружного давления.
При дальнейшем движении поршня (от НМТ к ВМТ) через выходной клапан происходит
удаление продуктов сгорания из цилиндра при давлении несколько большем давления окружающей среды (кривая 4-0).
В данном случае рабочий процесс совершается за четыре хода поршня (такта). Такой
двигатель называется четырехтактным. Из анализа работы реального двигателя следует, что рабочий процесс не является замкнутым и в нем присутствуют все признаки необратимых процессов: трение, теплообмен, конечные скорости движения поршня и пр.
Диаграмма, построенная с учетом указанных в п.4.1 допущениях,будет уже не индикаторной диаграммой двигателя, а p-w- диаграммой его цикла (рис.4.2,б).
Рассмотрим идеальный термодинамический цикл ДВС с изохорным подводом теплоты.
Идеальный газ с начальными параметрами p1,w1,T1сжимается по адиабате1-2.
В изохорном процессе2-3рабочему телу от внешнего источника теплоты передается количество теплотыq1.В адиабатном процессе3-4 рабочее тело расширяется до первоначального объёмаw4=w1
В изохорном процессе 4-1 рабочее тело возвращается в исходное состояние с отводом от
него теплоты q2в теплообменник.
Характеристиками цикла являются:
- степень сжатия;
- степень повышения давления. (4.15)
Количество подведенной теплоты
(4.16)
Количество отведенной теплоты
q2=сw(T4–T1). (4.17)
Подставляя эти значения теплот в формулу для термического КПД, получим
. (4.18)
Определим КПД (6.18) через параметры цикла. Для этого температуры характерных точек
цикла T2, T3, T4 выразим через температуруT1.
а) Адиабатный процесс (точка2)
. (4.19) .
б) Изохорный процесс(точка3)
w3=w2; ,отсюда, с учётом выражения (4.19)
. (4.20)
в) Адиабатный процесс расширения(точка 4)
w4=w1
;
Отсюда
(4.21)
С учетом найденных значений температур (4.19), (4.20), (4.21) формула (4.18) для КПД
примет вид
. (4.22)
Из выражения (4.22) следует, что термический КПД увеличивается с возрастанием степени
сжатия и показателя адиабатыk.
Работа цикла определится по формуле lц=q1. (4.23)
studfiles.net