ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Авиамодели тренер двс


Шершень – тренер с ДВС

Юрий Арзуманян (yuri_la)

IMG_2604.JPG

Рис. 1. Модель самолета Шершень

Прежде чем приступить к обзору данного самолета, сразу хочу уточнить, что это самолет небольшого размера. Его, пожалуй, можно назвать «мелкий» ДВС-тренер.

Идея такого самолета возникла давно, но я все откладывал ее «на потом», поскольку «стандартные» и даже экстремально модернизированные ДВС-тренеры с размахом 1400 – 1600 мм (40-го класса) в ангаре присутствовали. А хотелось как раз небольшой самолет по типу электрического Чирка только с ДВС. Поэтому, когда на ХоббиКинге появился моторчик Hornet объёмом 2,5 кубика, я сразу его взял, по получении положил в шкаф, и все чаще стал возвращаться к мысли построить под него самолет.

 

Hornet engine.jpg

Рис. 2. Мотор АР 0.15 Hornet

Название самолета родилось естественным образом. Решил, что он будет называться так, как называется движок (Hornet – Шершень). Правда, сердитого жужжания от мотора не ожидалось, скорее визга… Тем не менее, это не бесшумная электричка, поэтому я счел название оправданным.

Конечно, мелкие моторы более капризны и сложны в настройке, но, как я уже писал ранее про выбор ДВС, цена вопроса, на мой взгляд, в этом деле играет далеко не последнюю роль. Кроме того, самолет небольших размеров (в данном случае чуть больше метра) можно переносить хоть в авоське, топлива он требует мало, что сказывается на величине груза, доставляемого на полеты. Да и для бюджета это существенно. Мне хотелось сделать самолет, который бы в дальнейшем мог бы быть использован скорее как прототип (а не просто повторен) теми моделистами, которые решили попробовать себя в ДВС-направлении, предполагая при этом, что они уже имеют некоторый начальный опыт самостоятельной постройки моделей.

Некоторое время я колебался в выборе между верхнепланом и низкопланом, но в конечном итоге остановился на последнем. Далее, самым простым для меня было бы взять за основу обводы того же Чирка, как гарантированно хорошо летающего самолета, и доработать конструкцию под ДВС. Но мне хотелось сэкономить время на постройку, и я стал рассматривать покупку какого-нибудь набора с готовой нарезкой деталей. В результате поисков набрел на такой КИТ самолетика Эскорт. Надо сказать, что при покупке набора я не питал больших иллюзий относительно его содержимого, поскольку все равно собирался видоизменять конструкцию. Хотелось, по крайней мере, использовать готовую нарезку нервюр и по-быстрому собрать крыло. Но здесь-то я как раз в своих ожиданиях обманулся… Ни нарезанные нервюры, ни рейки лонжерона не использовал. Рейки были избыточно толстые, а пазы в нервюрах были прорезаны под них. В итоге все по крылу пришлось делать самому.

В целом впечатления от набора Эскорта смешанные. Качество материала неплохое. Чертеж в натуральную величину имеется. Но пару листочков текста назвать «Инструкцией по сборке» язык не повернется. На чертеже модель изображена с шасси. Однако ни стойки шасси, ни колес в наборе нет. Есть и «косяки» в самом чертеже. Например, руль направления изображен так, что он прорезает руль высоты. То есть проходит сквозь него. Даже если РН как такового нет, а есть просто киль (что и предусмотрено для Эскорта), то все равно он должен заканчиваться выше РВ, который выполнен не разрезным, а сплошной пластиной. Тем не менее, как набор заготовок, при условии, что у вас есть и другие материалы, та же бальза и фанера, а также прочие обычные комплектующие, его использовать можно. Да, и желательно иметь опыт постройки моделей из дерева!

Правда, тогда разработчики набора смогут с чистой совестью сказать: «Так зачем вам подробный чертеж и детальная инструкция? Вы же и сами все знаете!»

Поэтому, если кто-то из вас захочет приобрести этот набор и построить Эскорт, то существенной рекомендацией мне представляется только увеличение плеча хвостового оперения для более четкого и стабильного полета. Остальное можно делать по чертежу (с учетом замечания по РН), если разберетесь в нем и в «инструкции» по сборке. Впрочем, основные размерения получившейся модели я приведу ниже.

Еще из существенных изменений стоит отметить использование двух раздельных сервомашинок на элеронах, вместо одной. Но это дело хозяйское. От торсионного привода элеронов лично я отказываюсь повсеместно. По случаю мне достались машинки от Horizon Hobby, которых на самом сайте не нашел, поэтому ссылку дать не могу. Усилие у них – 2 кг. Их и поставил на элероны и РВ. Но можно поставить и популярные НХТ 900. Это не 3D самолет, углы отклонения управляющих аэродинамических поверхностей будут невелики, площадь их мала, поэтому я полагаю, что усилия машинок хватит.

К слову, у меня нет моделей, которые не управляются по курсу. Я уже и представить себе не могу модель без РН, настолько я привык к полноценному управлению по всем каналам. Поэтому РН в измененной конструкции присутствует. Форму вертикального хвостового оперения при этом несколько изменил, площадь увеличил. Из несущественных изменений – использование стандартного топливного бачка, вместо шедшей в комплекте бутылочки, к которой не прилагались ни трубочки, ни топливозаборная «погремушка».

Стойка шасси установлена проволочная, хотя чертежом предусмотрена стойка из пластины (которой нет в комплекте). Пружинящие стойки, как мне кажется, больше подходят для наших «аэродромов».

Фюзеляж у Эскорта должен был быть коробчатого почти квадратного сечения, на котором фонарь кабины смотрелся бы неким несуразным нашлепком. Одним словом, если бы я следовал чертежу, то с учетом проволочной стойки шасси самолет должен был бы выглядеть примерно как Sky Raider Mach II от Пилотажа. Привожу эту картинку только по той причине, что фотки готового Эскорта ни на коробке, ни в «Инструкции» не имеется.

rc6275_1_b.jpg

Рис. 3. Самолет Скай Рейдер

Аналогично выглядит и Pilotage Trainer Acro (Mach II). Собственно я не очень понимаю, чем эти «Два Маха» отличаются друг от друга, но это неважно. Оба они побольше Эскорта. Теперь вы можете «почувствовать разницу», сравнив это фото с фоткой в начале обзора.

Изготовление начал с крыла. Причем начал с силового лонжерона. Рейки для полок лонжерона взял сосновые сечением 4 х 4 мм. К слову, в наборе шли рейки сечением 6 х 6 мм. Это избыточно. Далее изготовил соединительную пластину (стенку), задающую поперечное V-крыла. Угол V примерно 3 градуса.

Рейки сточил на ус и приклеил к соединительной пластине, дополнительно подмотав всю конструкцию синтетической ниткой. Основной клей для сборки моделей – аналог нашего ПВА, только от UHU. Кое-где использован циакрин. Получился такой лонжерон.

IMG_2395.JPG

Рис. 4. Силовой лонжерон крыла

Нервюры основного силового набора вырезаны из бальзовой пластины, толщиной 1,5 мм. В качестве шаблона нервюры взял, правда, одну из набора, чтобы не заморачиваться построением профиля, но саму ее не использовал. Нервюры вырезал вот таким ножом, к которому продаются запасные лезвия на том же ХоббиКинге. Бальза режется легко.

Вырезанные нервюры обработал в пачке. В пачке же прорезал пазы для полок силового лонжерона крыла. На снимке вы видите вот такие струбцины. Удобный инструмент. Приобрел себе три штуки таких.

IMG_2397.JPG

Рис. 5. Нервюры крыла

Фиксация крыла в фюзеляже осуществляется центральной полунервюрой с «клювиком». Она изготовлена из двух слоев «фруктовой» фанеры. Как я уже писал, вообще все нервюры изготовлены заново. «Клювик» просто приклеен к лонжерону крыла. Место стыка усилено накладками из бальзы.

IMG_2401.JPG

Рис. 6. «Клювик»

Далее собрал силовой набор крыла на лонжероне.

IMG_2402.JPG

Рис. 7. Силовой набор крыла

Задняя кромка из бальзовой рейки сечением 10 х 6 мм. В ней прорезаны пазы для хвостиков нервюр. Передняя кромка делается из двух таких же реек, но поставленных «на попа».

IMG_2403.JPG

Рис. 8. Зашивка лобика крыла снизу

Первая рейка клеится встык к носикам нервюр. Можно использовать просто полоску из бальзы, но мне для выдерживания профиля понадобилось использовать рейку. Потом она обрабатывается под профиль, а затем крыло спереди до лонжерона зашивается пластинами бальзы толщиной 1 мм, закрывая эту рейку. К ней уже клеится вторая рейка и уже после этого лобик крыла окончательно профилируется и ошкуривается.

IMG_2405.JPG

Рис. 9. Профилирование лобика крыла

На нервюры наклеены полки из полосок бальзы. Центроплан крыла зашивается полностью пластинами бальзы. Там, где в крыле будут отверстия для пластиковых крепежных винтов, вклеены кусочки пеноплекса для экономии бальзы. Они предохраняют бальзовую зашивку центроплана от продавливания, при затягивании винтов для фиксации крыла в фюзеляже.

IMG_2429.JPG

Рис. 10. Полки нервюр и зашивка центроплана

Законцовки выполнены из пластин бальзы. Можно было здесь установить подкрепляющие косынки и все затянуть пленкой. Но я решил поэкспериментировать и наклеил снизу подложку под ламинат.

IMG_2428.JPG

Рис. 11. Законцовка крыла

А сверху наклеен пеноплекс и вся законцовка затем обработана под профиль крыла.

Элероны выполнены по «потолочной» технологии из двух бальзовых пластин, между которыми вклеена передняя кромка из бальзовой рейки 10 х 6 мм. Ширина элеронов у Шершня больше, чем это предусматривалось для Эскорта. Конструкция Эскорта предусматривает цельные элероны из пластин бальзы.

IMG_2432.JPG

Рис. 12. Заготовки элеронов

Профиль элеронов клиновидный. Для дополнительной жесткости заполнил внутреннее пространство элеронов пластинами из подложки под ламинат.

IMG_2433.JPG

Рис. 13. Заготовки элеронов с заполнением

Затем зашил элероны верхним слоем бальзы и закрыл торцы. С передней кромки элерона сняты фаски, чтобы элероны могли отклоняться на нужный угол.

IMG_2434.JPG

Рис. 14. Готовые элероны

Элероны навешены на штырьковые петли.

На следующем снимке видны площадки под сервомашинки элеронов. Они сделаны из «фруктовой» фанеры и полосок бальзы.

IMG_2445.JPG

Рис. 15. Площадки под сервомашинки элеронов

Элероны здесь покрашены в желтый цвет. Дело в том, что поначалу я планировал сделать элероны черно-желто-полосатыми. Черно-желтую гамму цветов выбрал исходя из названия модели. Поэтому после окраски в желтый цвет стал делать черные полосы. Но краска затекла под маскирующий скотч, и мне пришлось отбросить эту затею и закрасить элероны целиком черным цветом. Отделка моделей никогда не была моей сильной стороной!

С пленкой тоже вышла незадача.

Wing covered - bottom view.JPG

Рис. 16. Обтяжка крыла пленкой (проба)

Здесь пленка для оклейки учебников. Она прозрачная и обтягивать ею модель можно. Получается неплохо. Но вот потом я ее покрасил из баллончика в желтый цвет. Результат мне поначалу понравился. Только когда я на нее тоже наклеил маскирующий малярный скотч, краска отодралась вместе с этим скотчем! В итоге все крыло оклеено заново лавсановой пленкой. Она, к сожалению, полупрозрачная. Низ крыла, правда, сделал зеленым, для различения положения модели в воздухе.

Wing servo.JPG

Рис. 17. Привод элеронов

Сервомашинки элеронов устанавливаются на пластиковые площадки (достались готовые), которые затем крепятся к крылу шурупчиками. Кабанчики примерно такие, только с двумя отверстиями. Крепятся они тонкими стяжными винтиками.

Хвостовое оперение наборное, выполнено из бальзовых реек, сечением 10 х 6 мм.

IMG_2455.JPG

Рис. 18. Киль с РН

Руль высоты и руль направления из сплошных пластин такой же толщины. Можно было сделать их наборными, но при их небольших размерах я бы не получил никакого выигрыша в весе, зато трудоемкость изготовления существенно бы возросла.

Stab & Elevator.JPG

Рис. 19. Стабилизатор с РВ

Петли навески РВ и РН решил сделать из майлара, вырезав из листа полоски шириной примерно 10 мм. Для лучшего крепления в петлях желательно сделать продольную просечку. Пазы для петель сначала прорезал с помощью своего рода «вилки» из такого набора.

 

А потом окончательно прорезал паз с помощью вот такой ручной пилки.

Mini saw.jpg

Рис. 20. Ручная пилка с ХК

Очень часто ею пользуюсь, рекомендую.

Для изготовления деталей фюзеляжа я все же использовал некоторые детали из набора. Это подмоторная пластина из толстой фанеры. Она использована без доработок. Вырез под установку мотора в самый раз. Моторный шпангоут (фаервол) следовало бы сделать новый, так как форма фюзеляжа в сечении не квадратная, а овальная сверху. Вышел из положения, добавив накладку нужной формы, заодно закрыв большую дыру под горловину бака, и оставив только два маленьких отверстия под топливные трубки.

IMG_2479.JPG

Рис. 21. Силовой каркас фюзеляжа

В первом шпангоуте подрезан проем под бачок, так как он не круглой формы. Боковые накладки-щечки практически без доработки, за исключением дополнительных пазов под горизонтальную платформу для установки электроники и косого выреза под второй шпангоут, который формирует кабину.

IMG_2476.JPG

Рис. 22. Второй шпангоут из набора (не использован)

Второй шпангоут сделан заново.

IMG_2478.JPG

Рис. 23. Второй шпангоут.

Толстую фанерку под плоскую стойку шасси тоже можно было бы не ставить, так как у меня стойка проволочная. Но решил оставить, просто добавил снизу фанерную площадку, полностью закрывающую передний отсек. Платформа под установку электроники сделана заново и на всю длину отсека, замыкая силовой набор.

IMG_2483.JPG

Рис. 24. Площадка электроники

После добавления накладок на моторный и первый шпангоуты, зашил передний гаргрот бальзой.

IMG_2484.JPG

Рис. 25. Передний гаргрот

На следующем снимке третий и четвертый шпангоуты, а также стойки шасси и стрингер поддержки гагрота за кабиной. На шпангоутах видны отверстия для боуденов тяг управления хвостовым оперением. Тяга РВ идет строго по оси фюзеляжа и выходит в хвосте ниже РВ. На моделях со сплошным РВ я так делаю всегда.

IMG_2525.JPG

Рис. 26. Шпангоуты 3 и 4, стойки шасси, стрингер

Хвостовая стойка шасси неуправляемая. Своим свободным концом она заходит в отверстие в днище фюзеляжа и фиксируется пластиковой накладкой с двумя шурупчиками. Двумя такими же накладками фиксируется и основная стойка шасси. Для более надежной фиксации в площадке шасси сделана канавка по форме стойки. Эта конструкция стала для меня стандартом де-факто на многих моделях.

IMG_2607.JPG

Рис. 27. Крепление стойки шасси

После сборки силового каркаса фюзеляжа приклеиваются боковины из бальзы толщиной 1,5 мм. Как сказано выше, фюзеляж я удлинил, по сравнению с чертежом. Далее, в комплекте шли толстые пластины для боковин из бальзы, я же использовал тонкие, так как для Эскорта не предусмотрено силового набора в хвостовой части, и он квадратного сечения, а у меня три шпангоута за кабиной и стрингер поддержки гаргрота.

IMG_2489.JPG

Рис. 28. Зашивка боковин фюзеляжа

Важным замечанием является то, что хвостовые шпангоуты я делал по месту. И для примерки я их делал сначала из потолочки. Намечал в них отверстия для прокладки боуденов, проверял контур (овальность) гаргрота и только потом по получившимся шаблонам вырезал «настоящие» шпангоуты из фанеры. Такую технологию предварительного макетирования с использованием потолочки нахожу очень удобной.

IMG_2517.JPG

Рис. 29. Примерка шаблона шпангоута

Хвостовая часть фюзеляжа в зоне установки хвостового оперения заполнена пеноплексом. Потом эта часть закроется гаргротом.

IMG_2516.JPG

Рис. 30. Хвостовая часть фюзеляжа

Здесь стабилизатор обтянут пленкой, которая потом была удалена. Днище фюзеляжа за крылом я для большей жесткости также сначала заполнил пластиной из подложки под ламинат, а уже потом наклеил на нее бальзовую пластину.

IMG_2486.JPG

Рис. 31. Зашивка днища фюзеляжа

Далее на клею устанавливаются хвостовые шпангоуты и стрингер. Хвостовое оперение еще не вклеено. Оно установлено для проверки и фиксации геометрии фюзеляжа.

IMG_2526.JPG

Рис. 32. Силовой набор хвостовой части фюзеляжа

После сборки фюзеляжа примеряем фонарь кабины. Собственно, заготовка фонаря у меня имелась и форма гаргрота за фонарем, а, следовательно, и хвостовых шпангоутов, подгонялась под фонарь. Но фонарь очень удачно подошел этой модели и проблем не возникло.

IMG_2527.JPG

Рис. 33. Примерка фонаря кабины

Гаргрот за кабиной из тонкой пластины бальзы, которую я гнул на болванке фюзеляжа (от другой модели). На этой же болванке разметил и прорезал паз под киль в гаргроте.

IMG_2528.JPG

Рис. 34. Вырез в гаргроте под киль

До зашивки гаргрота проложил боудены для управления РВ и РН. Боудены сначала хотел использовать эти. Но пластиковая трубочка на них охрупчилась и рассыпалась. Кто-то на форуме тоже имел с этим неприятности, так что покупать их не стоит. В итоге решил поставить вот такие боудены. В них нет проволочной тяги, но подходит проволочная струна от карниза, которая и была использована. Провел примерку собираемости самолета.

IMG_2531.JPG

Рис. 35. Примерка

Фюзеляж покрасил желтой краской из баллончика. Установил электронику. Здесь видно, как выглядит отсек электроники сверху при снятом фонаре кабины.

IMG_2545.JPG

Рис. 36. Кабина со снятым фонарем

А так выглядит отсек оборудования при виде снизу со снятым крылом. Бортовая батарея установлена на липучке и дополнительно стянута лентой. Для включения питания установлен выключатель борта.

IMG_2561.JPG

Рис. 37. Отсек оборудования (крыло снято)

Крепление крыла к фюзеляжу осуществляется двумя пластиковыми болтами (видны на снимке). Они вворачиваются в грибковые закладные гайки.

На следующем рисунке общий вид самолета сверху. Весь низ фюзеляжа покрашен в черный цвет.

IMG_2606.JPG

Рис. 38. Шершень. Вид сверху

Размах крыла – 1080 мм. Общая длина - 900 мм. Хорда крыла – 220 мм. Сухой вес (без топлива) -860 грамм. Нагрузка на крыло около 40 грамм на квадратный дециметр. Стоит заметить, что если бы самолет строился с нуля, без заимствования некоторых конструктивных элементов из набора, и следования заложенной силовой схеме, то можно было бы сделать его легче грамм на 50-60. Начальная центровка примерно 25% САХ.

Мотор обкатан. Однако при облете, к сожалению, произошла неприятность. Товарищ, который по моей просьбе мне ассистировал, триммировал самолет, стоя за моей спиной. Триммирование по рулю высоты прошло нормально, а по элеронам… Одним словом, самолет упал. Потом, глянув на пульт, я увидел, что триммирование было в противоположную сторону.

Видео облета здесь:

Разрушения в результате падения не катастрофические, но когда займусь ремонтом – сказать не могу. Тем не менее, по ощущениям летит самолет совершенно нормально, как и должен тренер. Более мощный мотор ему не нужен. Этот в самый раз.

Для обсуждения данного самолета на форуме открыта Обсуждение тренера Шершень.

Успехов в творчестве!

rc-aviation.ru

Тренеры ― Мир Моделей

Sonic High wing MK2 .25-.32 Sonic High wing MK2 .25-.32

6600руб.

Сравнить

Ph224ОписаниеСамолёт класса Тренер от компании Phoenix Model. Этот классический тренер с верхним V-образным крылом рассчитан на установку Двигателя Внутреннего Сгорания .25-.32 классов. Версия MK2 теперь предусматривает установку ДВС и электродвигателя. Подходит для тренировочных полётов на открытом воздухе. Управление осуществляется по 4м каналам: газ/элероны/рули высоты и направления. Самолёт изготовлен из лёгкого дерева бальза с применением композитного пластика.

Cамолет тренировочный F1 Trainer, ДВС, ARF Cамолет тренировочный F1 Trainer, ДВС, ARF

Нет на складе

Сравнить

mm3759

READY 40 KIT READY 40 KIT

Нет на складе

Сравнить

TTR4591-K10Ready 40 - прочная модель-тренер с литым фюзеляжем и крыльями. Изготовлена полностью из ABS пластика.

TIGER TRAINER MKIII TIGER TRAINER MKIII

Нет на складе

Сравнить

TTR4583Радиоуправляемая авиамодель самолета-тренераTiger Trainer MKIII, выпускаемая компанией Thunder Tiger. Цвет - Красный+Белый+Желтый. Авиамодель-тренер для обучения начинающих пилотов.

Авиамодель Cessna-177 60 (TTR4595) в комплекте с а Авиамодель Cessna-177 60 (TTR4595) в комплекте с а

Нет на складе

Сравнить

TTR4595Модель, внешне повторяющая знаменитый гражданский самолёт Cessna-177, сконструирована с использованием технологии литья и изготовлена полностью из ABS пластика. Комплект включает: 6-ти канальную компьютерную систему радиоуправления Hitec Optic 6 и авиамодельный двигатель внутреннего сгорания ASP S61A (ASP1380).Для окончательной сборки и установки системы радиоуправления потребуется пара свободных вечеров. Cessna-177 не только фантастически выглядит, она также обладает великолепными полётными качествами и может выполнять все виды спортивной аэробатики. Если вы ищете прочную спортивную копию - вот она.

 

 

Авиамодель р/у полукопия Thunder Bold P-47 Авиамодель р/у полукопия Thunder Bold P-47

Нет на складе

Сравнить

RC7226Радиоуправляемая модель для воздушного боя Thunder Bolt P-47, рассчитанная на эксплуатацию с калильным двигателем внутреннего сгорания 2Т 0.20 – 0.25 кубических дюймов.

Р/у модель самолета CYmodels Drastik 60 EP Р/у модель самолета CYmodels Drastik 60 EP

Нет на складе

Сравнить

CY8030AРадиоуправляемая модель самолета CYmodels Drastik 40&EP

Р/у модель самолета CYmodels Drastik 60 EP Р/у модель самолета CYmodels Drastik 60 EP

Нет на складе

Сравнить

CY8030BРадиоуправляемая модель самолета CYmodels Drastik 60&EP

Радиоуправляемый самолет Classic Радиоуправляемый самолет Classic

Нет на складе

Сравнить

PH001Этот классический тренер с V-образным плоско-выпуклым крылом разработан под установку двигателя внутреннего сгорания .40-.46. Cтабильный и предсказуемый к управляющим воздействиям. Отличная платформа для обучения и тренировочных полётов на открытом воздухе. Конструкция самолёта выполнена из лёгкого дерева бальза и авиационной фанеры с применением композитного пластика. В руках опытного пилота способен выполнять элементы аэробатики.

Радиоуправляемый самолет TIGER TRAINER OBL с двига Радиоуправляемый самолет TIGER TRAINER OBL с двига

Нет на складе

Сравнить

TTR4579-K11TIGER TRAINER OBL - радиоуправляемая модель самолета-тренера, это новейшая модель в данной линии авиамоделей от компании Thunder Tiger.

 

 

Самолёт SKYSTAR (ARF) Самолёт SKYSTAR (ARF)

Нет на складе

Сравнить

T0352Skystar (ARF) - почти готовый к полетам тренировочный самолет. Под двигатель .40-.46 типа. Легкая, но очень прочная конструкция делает этот самолет идеальным для новичков.Легкая, но очень прочная конструкция из бальсы и фанеры. Размах крыльев 1650 мм и большая площадь крыла обеспечивают отличную стабильность в полете. Модель обтянута пленкой ярких цветов для лучшей видимости в воздухе. Крепкие шасси выдержат жесткие приземления.

www.rcural.ru

Авиамодель тренер САМ-5-2 бис своими руками

Страница 1 из 10

 

Радиоуправляемая авиамодель - тренер верхнеплан для начинающих авиамоделистов своими руками из потолочной плитки

 

Не так давно я задался целью сделать фотоинструкцию по изготовлению верхнеплана. Основная цель — создание авиамодели для начинающих.

 

Верхнеплан хорош тем, что имеет склонность к самостабилизации в полете. Это помогает новичку в случае затруднения — отпустить ручки управления и авиамодель самостоятельно примет горизонтальное положение.

 

Прототипом я выбрал малоизвестный советский самолет САМ-5-2 бис

тренер своими руками САМ-5-2бис

 

Цессны и Пайперы делают все кому не лень, а о советских самолетах незаслуженно забывают.

 

Прототип славился тем, что в сентябре 1937 за 19 часов 59 минут пролетел 3513 км, тем самым установив новый мировой рекорд дальности полета.

 

 

В этой радиоуправлемой модели самолета я не использую дефицитные или труднодоступные материалы — типа карбона или углепластиковых трубок. Все максимально заточено для изготовления в домашних условиях из подручного материала.

 

После окончания изготовления у вас получиться такая вот авиамодель:

 

Авиамодель своими руками sam-5-bist-2 Самодельная авиамодель тренер из потолочки

как сделать авиамодель сам5бист

Данная авиамодель принадлежит Akzegutor и изготовлена по этой фотоинструкции.

Большое СПАСИБО ему за предоставленные фотографии!

 

Итак, для изготовления нам потребуется следующее:

 

Упаковка потолочной плитки.

Канцелярский нож

Линейка металлическая — для отрезания потолочки ровными линиями

Маркер с тонким стержнем или капилярная ручка.

Клей.

Цветной или прозрачный скотч для обтяжки авиамодели.

 

Клей можно применять любой из описанных в статье Клеи в моделизме.

 

Изготовление авиамодели максимально упрощено (но не в ухудшение качества авиамодели). Я постарался избавиться от операций по сгибанию потолочной плитки, так как выгнуть 2 одинаковых крыла для новичка обычно проблематично.

 

Размах авиамодели получился 96 см без законцовок, полетный вес 760 грамм.

 

Рекомендую посмотреть блог Виталия () по сборке авиамодели Сам5Бист, в нем используется оригинальный подход к изготовлению более прочной авиамодели.

Вопросы можно задать в нашем Авиамодельном форуме, обязательно отвечу!

Электроника на Сам5Бисте используется следующая:

 

Для неспешных полетов можно выбрать из следующих двигателей:

Turnigy 2830 Brushless Motor 800kv

Turnigy 2213 22turn 924k

hacker Style Brushless Outrunner 20-22L

 

Берите любой который есть в наличии.

Воздушные винты для  этих моторов подойдут 10х6, 10х4.7, 11х4.7. В упаковке 6 винтов, советую взять две упаковки - первую и последнюю. Это позволит вам менять винт под погоду или настроение.

 

Для более быстрых полетов нужен двигатель с большим числом оборотов на вольт:

hacker Style Brushless Outrunner 20-28M

TURNIGY 28-30-azj 14A 1100Kv

hacker Style Brushless Outrunner 20-26M

 

Воздушные винты для них 8х6 и 9х4.7

 

К двигателю нужен регулятор, берем на 18-20 ампер или больше.

Hobbyking SS Series 18-20A ESC

TURNIGY Basic 18A v3.1

TURNIGY Plush 18amp

TURNIGY Sentry 18amp - с побаночным контролем батареи

TowerPro w18A

 

Можно поставить и более мощные, на 25 ампер, если вы будете экспериментировать с винтами.

TURNIGY Sentry 25amp

Hobbyking SS Series 25-30A ESC

TowerPro w25A

 

Сервомашинки используются следующие:

 3 сервы HXT500 5g / .8kg / 10sec Micro Serv 

1 сервомашинка на руль высоты из следующих:

Turnigy 1800A Servo 8g/1.7kg/.10sec                     - Hobbysity.com, Паркфлаер.ру  HXT900 9g / 1.6kg / .12sec Micro Servo                - Hobbysity.com, Паркфлаер.ру  HXT 9309 9.2g / 1.5kg / .12sec Precision Servo  - Hobbysity.com, Паркфлаер.ру Turnigy TG9e 9g / 1.5kg / 0.10sec Eco Micro Servo Хоббисити, Паркфлаер Turnigy 1800A Servo 8g/1.7kg/.10sec (3 штуки в упаковке) Хоббисити, Паркфлаер

 

HXT - это очень хорошие сервомашинки, дешевые и надежные. Брать более дешевые не стоит.

 

Аккумулятор нужен 3S с емкостью около 1000 мач.

ZIPPY Flightmax 1000mAh 3S1P 15C

ZIPPY Flightmax 1300mAh 3S1P 15-25C

Turnigy 1000mAh 3S 20C Lipo Pack

ZIPPY Flightmax 1300mAh

Turnigy 1000mAh 3S 25C Lipo Pack

 

Берите любые, какие есть в наличии. Батарей лучше брать сразу пару. Так как выходить в поля с одной батареей - это слишком мало летать.

 

С электроникой закончили, пора переходить к изготовлению.

 

 

Я не ставил законцовки, так как без них авиамодель боле четко выполняет бочки, но в дальнейшем планирую использовать САМ-5-2 бис для полотов с фотоаппаратом, поэтому посталю их под наклонов вверх, это улучшит полетные харакеристики - самостабилизацию в полете и снизит нагрузку на крыло.

 

Снижение управляемости по элеронам для съемки с небе - не критично :)

 

Чертеж авиамодели САМ5Бист можно скачать с  Depositfile или нашего сайта  

В архиве чертежи в PDF и файлы фотографий прототипа САМ-5-2 бис. Распечатывайте, склеивайте листы между собой и вырезайте шаблоны.

 

Крыло самодельной авиамодели

 

Изготовление авиамодели я начинаю с крыла. Так как крыло — это самая важная часть авиамодели. Как показала практика, авиамодель может лететь с кривым фюзеляжем (например после починки в поле с помощью скотча), но с кривым крылом радиоуправляемая модель самолета летает плохо, или совсем не летает.

 

Переносим чертеж крыла на потолочку. Это можно сделать с помощью линейки или распечатав PDF файл.

Крыло самодельной авиамодели тренера из потолочки

Лист потолочки гнется в одну сторону лучше чем в другую, необходимо сориентировать его таким образом, что бы длинна крыла располагалась как раз на наиболее плохо сгибаемую сторону.

 

Вырезаем нижнюю часть крыла и наклеиваем лонжерон-переднюю кромку.

 

Лонжерон - просто отрезок потолочки шириной в 1 см. Я сделал его сужающимся к краю крыла, но потом пожалел.

 

Лучше делать просто шириной в 1 см.

 

Заготовка крыла авиамодели своими руками

 

Этот лонжерон добавит крылу жесткости на прогиб и позволит сформировать переднюю кромку крыла не прибегая к сгибанию потолочной плитки.

rc-aviation.ru

Pilotage Trainer, ДВС .45 ARF

Система Orphus

Автор - Андрей Трощенков

Предисловие

Конечно, главное назначение тренера это обучать новичков полетам, но я, хотя и умею летать, привык держать в своем арсенале тренерочка. Скучно скажете? А мне тренер помогает вспомнить навыки пилотирования после долгой паузы, да и просто неспешно и спокойно полетать иногда хочется. Еще один плюс, тренеру не нужна взлетная полоса, т.к. он отлично стартует и с рук. И вот, после того как мой годовалый самолетик разбился, решил я купить ему замену. Критерий был один – нужна ДВС модель под 0.40-0.52 двигатель и недорогой. Тут и попался на глаза тренер от «Пилотажа».

Понравился внешний вид и цена. Еще понравилось, что модель пользуется спросом у покупателей, а это значит что товар проверенный. Решил купить этого тренера, а заодно и посмотреть, чего в нем такого хорошего. Забегая вперед, огорчу дотошных читателей. Я ничего не взвешивал и с данными на коробке не сравнивал. Зачем? Это тренер, чего тут кроить. Он или летает или не летает.

Технические данные, указанные производителем, мне вполне подошли:

Состав набора

Коробка - подарочный набор - не меньше! Упаковка имеет удобную ручку и подозрительно малые размеры. Неужто там все?!

Открываем. Внутри все что нужно. Все детальки, гаечки-винтики упакованы в пакетики. Причем гайки и прочий крепеж рассортирован по отдельным пакетикам согласно стадиям сборки. Т.е. если надо привинтить мотораму, то и берем соответствующий пакетик, где есть все для этого. Вообще набор просто излучает законченность и отсутствие каких-либо недочетов. Забегая вперед, скажу, что всего в точности хватило.

Единственно, что мне не очень понравилось, так это раскрас крыла. Как оказалось, есть два варианта - красно-белый (который мне больше понравился) и красно-синий (который мне достался). Но тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

Что особо приятно набор имеет инструкцию по сборке на английском и (внимание!) русском языках. Причем русское издание лишь частично повторяет английский вариант. В русском больше фотографий, в английском - чертежей. В общем, эти два руководства дополняют друг друга и создают исчерпывающую картину по сборке самолета.

Что не входит в комплект, но потребуется для полетов

Сборка

Для сборки потребуются:

Описывать процесс и последовательность сборки, поверьте, нет никакой необходимости. Все предельно понятно. В ваших руках две инструкции, есть чертеж, а есть и наглядное фото. Расскажу лишь об особенностях сборки и комплектующих.

Распечатав набор, я пролистал обе инструкции и стал собирать модель. Качество изготовления, на мой взгляд, высокое. До этой модели у меня уже было два разных тренера, этот - явный фаворит. Лазерная резка – уже плюс. Фюзеляж выклеен из фанеры, которая имеет многочисленные окна облегчения. Вот откуда берется «монолитная» прочность. Киль и стабилизатор имеют такую продуманную конструкцию, что при их установке в фюзеляж они сами себя выравнивают и точно встают в предназначенные для них места. Не надо искать центры стабилизатора и киля и вымерять их расположение. Необходима лишь совсем маленькая корректировка углов. Вот это порадовало. Такая конструкция хвостового оперения особенно поможет тем, кто будет собирать модель впервые.

Даже если новичок не сможет правильно откорректировать углы установки стабилизатора и киля, огрехи будут минимальны.

Еще понравилось, что две половинки крыла идеально совпали друг с другом, даже прорезь под машинку управления элеронами получилась без искажений. Отлично продумано само место крепления машинки элеронов. Все детали собираются без подгонки, как конструктор «Лего», такую точность на недорогих моделях я встретил впервые.

Идем далее. Приводы рулей высоты и поворота выполнены просто и в тоже время очень функционально. Сам кабанчик (рычаг установленный на самом руле) - с регулируемым плечом, откручивая или закручивая держатель тяги, есть возможность регулировать расходы рулей (угол отклонения от центра). Это может очень пригодится тем, у кого аппаратура не позволяет регулировать расходы программно на пульте.

Для выравнивания длинны тяг, предусмотрены специальные соединительные поворотные элементы. Причем при креплении этих элементов к рычагу рулевой машинки я обнаружил, что они еще и самоконтрящиеся. Т.е. с каждым оборотом колесико закручивается все туже и туже. Поэтому клей для резьбовых соединений, который обычно используют при данном мероприятии вам не понадобится.

В общем, до сего пункта сборка вызывала только восторг - так все точно и четко совпадало! Но тут возникли некоторые но... Самое трудное для меня было вставить в переднюю стенку резьбовые гайки-грибки для крепления моторамы. Приходилось просовывать пальцы сквозь маленькое отверстие, для того чтобы воткнуть изнутри гайку на свое место. В принципе, такое неудобство не является недостатком. Написано - двигатель от 0.40 до 0.58, поэтому и расстояние между стойками моторамы разное, вот почему производитель не установил грибки заранее. Тем не менее, двигатель даже большого размера (0.52) встал на место без каких либо доработок.

Возникли сомнения и по поводу правильности установки топливного бака. Поначалу хотел поставить его как в инструкции, но, подумав, решил не рисковать и чуть доработать узел. Случается так, что жестко установленный топливный бак сильно вибрирует и взбивает в топливе пену, а это влечет за собой нечеткую работу двигателя. Чтобы этого не происходило, я наклеил на каждую стенку отсека под бак по полоске поролона. Толщину полосок подобрал так, чтобы бак вставлялся с небольшим усилием. На этом какие-либо переделки в конструкции кончились. Далее я тупо (не привлекая свой опыт) собрал модель по инструкции, установив расходы рулей, как сказано в руководстве.

В фюзеляже полно места и для сервоприводов, и для приемника, и для аккумуляторов. Места под сервоприводы выполнены очень аккуратно.

Выкос двигателя вправо не делал. Кстати, в английской инструкции про это ни слова, а в русской есть пункт требующий установить прокладку под левый кронштейн моторамы. Если приглядеться, то видно, что передняя стенка фюзеляжа уже отклонена. Как потом оказалось, необходимо сделать выкос двигателя вниз, т.к. при установке по инструкции он смотрит немного вверх. Это легко сделать, подложив шайбы под верхние точки крепления моторамы.

Первый полет

Погода как назло испортилась. Было пасмурно и дул порывистый ветер, но это меня не остановило. Поскольку нормальной взлетной полосы рядом нет, я обычно пускаю модели с рук. Шасси я не устанавливал, т.к. сажать предполагалось на траву.

На двухтактный мотор 0.52 я установил винт 10Х6 (специально поменьше). Итак, все готово. Последняя предстартовая проверка работы всех рулей. Завожу и чуть прогреваю мотор, проверяю режимы его работы. Убавляю газ, беру модель рукой за фюзеляж под крылом. Поднимаю над головой и даю полгаза. Далее небольшой, но уверенный толчок рукой и модель пошла. Летит! Набрав скорость, модель стала стремиться ввысь. Приходится много триммировть руль высоты, направляя его вниз. Поработав газом, понимаю, что двигатель явно вытягивает модель вверх, нужно переставить мотор, т.е. направить его чуть вниз. Конечно, в этот день я отлетал и так, но после откорректировал положение мотора. Можно было замикшировать газ и руль высоты, но в данном случае перекос был достаточно велик.

Поведение модели в воздухе просто отличное. Перейдя на спокойный и медленный полет, я обнаружил, что модель весьма устойчиво летает и на 1/3 газа моего мотора. Причем отзыв на рули отличный. При ветре 3-5 м/с, сбросив газ до минимума, модель можно вообще заставить лететь на месте как планер. Бочки и петли модель делает без проблем. Даешь ? газа и вертишь сколько хочешь. Свалить модель в штопор мне вообще не удалось. Даже при полной потере скорости тренер парашютирует, но не валится на крыло.

Посадка не вызывает каких-либо проблем. Глушим двигатель и спокойно планируем. Дальше перед землей, как и положено, подбираем понемногу ручку высоты на себя (снижаем скорость) и модель плавно садится на траву. Несмотря на тяжелый двигатель, модель отлично планирует. Единственное, чего стоит опасаться, так это резких виражей без мотора. В штопор самолет не свалится, но просаживается прилично, и если запаса высоты нет, может случиться страшное.

Резюме

В общем моделью доволен. Качество пленки-оклейки отличное, все ровно подогнано, даже наклеенный декор четок и ровен. Фюзеляж прочный, за него можно спокойно держать модель при запуске с рук не опасаясь, что он вот-вот треснет. За все мои 12 посадок на траву модель ни капельки не пострадала. Многие оспорят жесткое крепление крыла на тренере, но у каждого крепления есть и минусы и плюсы. Причем никто не запрещает переделать крепление на резинки. Просто не вкручивать винты, а притягивать крыло через фюзеляж резинками и все!

Что касается мотоустановки, то она уверен, может быть и слабее, чем заявлено. Думаю, модель будет отлично летать и с 0.32 мотором, хотя конечно могут быть небольшие проблемы при взлете с рук.

Советую новичкам на первых порах запускать модель с рук и на поле с высокой травой или глубоким снегом (без наста). Тогда шанс убить модель будет очень мал. Поскольку модель отлично планирует можно тренироваться в пуске с рук как с выключенным мотором, так и с работающим 1/3 газа. При такой маленькой скорости с этим самолетом вообще мало чего случиться может.

В общем, самолетик мне понравился. Отличное качество исполнения и летные характеристики. Самолет, безусловно, стоит своих денег. А красивая упаковка и наличие русского языка в инструкции делает его и отличным подарком начинающему пилоту. Есть где применить фантазию и бывалым. Фюзеляж просторен и ничто не мешает установке, как камеры, так и люка для парашютистов.

Самолет для обзора предоставил магазин Пилотаж.

Обсудить на форуме

www.rcdesign.ru

Проектирование авиамодели с ДВС (часть 7)

Модель с ДВС. Проектируем и строим

 

 

 

 

 

Юрий Арзуманян (yuri_la)

Часть VII

 

Для более высокой эффективности РН возможны различные решения. Например, развить вертикальное оперение вверх.

В качестве примера можно привести Эдж. У меня есть такой самолет от Пилотажа. Итак, смотрим, сравниваем.

Рис. 62. Сравнение с Эджем от Пилотажа

 

А вот сравнение хвостового оперения. Ракурс фото немного искажает сравнение, но лучше не получается. Поскольку Эдж на заднем плане, то он кажется меньше, чем на самом деле.

 

Рис. 63. Сравнение вариантов киля с РН

 

Справедливости ради надо отметить, что киль у Эджа значительно выше, хотя роговой компенсатор маленький, а форкиля вообще нет. Площади РН сопоставимы (у Эджа чуть больше), но у меня длиннее фюзеляж, следовательно, больше плечо, и, соответственно, момент управляющей силы по каналу рыскания.

В итоге я слегка видоизменил вертикальное хвостовое оперение. Примерно будет выглядеть так, как на следующем фото.

Рис. 64. Измененная конфигурация киля с РН

 

Новые обводы показаны красным фломастером. То есть смотреться фюзеляж будет как-то так:

Рис. 65. Примерный вид фюзеляжа

 

Часто задают вопрос, почему на хвостовое оперение ставят более мощные машинки, чем на элероны, у которых даже площадь больше? Вот, кстати, на том же Эдже, который идет в комплектации RxR, то есть включено все, кроме приемника и батареи, сервомашинки хоть и запрятаны внутрь, но сервомашинка РН явно больше и мощнее других. Это видно по размерам качалки.

Для ответа на поставленный вопрос надо рассмотреть полетные режимы модели, и какие при этих полетных режимах действуют нагрузки на рулевые поверхности, и какие конкретно рулевые поверхности максимально задействованы на этих режимах. Напоминаю, что мы строим что-то типа фана.

Один из способов расчета усилия на сервомашинку изложен здесь: http://www.rcdesign.ru/articles/radio/servo_intro. Но он не единственный. Желательно проверить и по другой методике и выбрать худший случай для выбора машинки. Один из таких методов расчета приведу.

А по вышеприведенной ссылке приводится формула из учебника по аэродинамике для расчета шарнирного момента рулевой поверхности. Кто захочет - прочитает статью целиком (рекомендую), а тем, кому важны только выводы, приведу отрывок здесь:

"Пример оценки требуемого момента сервомашинки.

Прежде, чем дать методику оценки отметим, что в моделировании многие силовые расчеты прочности и управляемости основаны не на штатных режимах эксплуатации, а на стойкости к аварийным ситуациям. Поэтому многократные прочностной и силовой запасы весьма характерны для моделей.

Теоретические основы расчета шарнирных моментов рулей самолета подробно описаны во многих учебниках по аэродинамике самолета. Мы воспользуемся монографией А.М. Мхитаряна "Аэродинамика". Шарнирный момент руля определяется по формуле: M=m*S*b*p*V^2/2 (стр. 358 монографии). Здесь обозначены:

·        S - площадь руля

·        b - хорда руля

·        p - плотность воздуха (0,125 кГ*сек^2/м^4 для стандартной атмосферы)

·        V - скорость полета

·        m - коэффициент момента

Коэффициент момента зависит от угла отклонения руля и от угла атаки основной аэродинамической поверхности, на которой находится руль, то есть крыла для элеронов, киля для руля направления и стабилизатора для руля высоты. Поскольку нам нужно посчитать лишь максимальный требуемый момент, можно упростить данную зависимость и линейно аппроксимировать график (стр. 359 упомянутой монографии) простой формулой m=0,005d, где d - это угол максимального отклонения руля в градусах. При таком упрощении и пренебрежении зависимостью шарнирного момента от угла атаки погрешность расчета не превысит 30%, что вполне допустимо для оценочного расчета. Для удобства расчетов преобразуем размерность величин в формуле в удобную для использования. Итак, если площадь руля измерять в квадратных дециметрах, хорду руля в сантиметрах, скорость полета в километрах в час, угол отклонения руля в градусах, а получающийся шарнирный момент в граммах на сантиметр, то формула примет такой вид: М=0,00024*S*b*d*V^2. Для примера, рассчитаем момент, необходимый для управления рулем высоты типичной тренировочной модели самолета, задавшись следующими параметрами: площадь руля высоты - 2,5 кв. дециметра, хорда руля - 5 сантиметров, скорость полета 100 километров в час и угол отклонения - 20 градусов. Подставляя значения в формулу, получим: М=0,00024*2,5*5*20*100^2. Вычислив, получим М = 600 грамм на сантиметр, то есть 0,6 кГ*см. Вас, наверное, удивит такое маленькое значение. Чтобы пересчитать требуемый момент сервомашинки, надо учесть передаточное отношение силовой проводки, равное отношению плеча качалки сервомашинки к плечу кабанчика руля. Полученный в расчете шарнирный момент руля нужно умножить на это отношение. По нашему расчету получается, что даже с двукратным запасом на руль высоты такой модели подойдет типовая сервомашинка формата микро (0,6 кГ*см). И это действительно так. Но вот целесообразно ли это делать - здесь вступает в силу замечание, сделанное в начале главы".

(автор Владимир Васильков)

 

Вот теперь имеем формулу и можем сравнить результаты расчета.

Попробуем поработать с программкой ruddermoment3. Для примера можно ввести параметры от Цессны:

скорость - модель летает примерно 40-50км/ч, значит пусть будет 15 м/с

ширина крыла - 185 мм

длина элерона - 320 мм

ширина – 30 мм

высота кабанчика - 16 мм

высота качалки сервы - 12 мм

Угол отклонения - примерно 20 градусов

Ca – 0,5

 

Программа выдает результат – 0,8 Ncm.

 

Попробуем подставить эти значения в приведенную выше формулу. При этом скорость 15 м/с это 54 км/ч, S = 3,2 * 0,3; d = 20; b = 3.

Да, еще надо учесть разницу в длине плеч качалки сервомашинки и кабанчика. То есть надо умножить результат на 16/12.

Подставляя, получим:

М = 0,00024*0,96*3*20*54^2 * (16/12) = 53,75 г*см.

 

Итак, сравниваем результаты.

По программе rudermoment3 имеем 0,8 Ncm, то есть 81,55 г*см, а по формуле из статьи 53,75 г*см. Результат по программе rudermoment3 в полтора раза (81,55 / 53,75 = 1,52) выше. Порядок величин сходится, и если заложить запас по нагрузке (я обычно использую коэффициент запаса 1,3, и только в случае большой неопределенности величин - 1,5) то программа будет давать тот же результат, что и формула.

Но я бы на этом не остановился, а попробовал еще какой-нибудь метод расчета. Для душевного спокойствия, так сказать.

Надо заметить, что элероны на моделях, тем более небольших, редко имеют весовую компенсацию. Поэтому они слегка "обвисают" в свободном состоянии под действием собственного веса. А когда электроника подключена и сервомашинки "ожили", то они прикладывают некоторое усилие, чтобы их приподнять и удерживать в нейтральном положении. Это усилие мизерное, конечно, а отметил я это вот почему.

В прямолинейном горизонтальном полете подъемная сила (повышенное давление на нижней поверхности крыла) наоборот, стремится приподнять элероны вверх, так как они являются частью крыла. И здесь их собственный вес слегка разгружает сервопривод. Если принять равномерное распределение давления по всей поверхности крыла, что не совсем верно, так как оно уменьшается к задней кромке, то можно вычислить нагрузку на элерон в таком режиме полета. Иными словами мы не учитываем разгружающее действие собственного веса элерона и то, что среднее давление на нем меньше среднего по крылу.

Тогда получим:

M = Gмодели * (Sэл/Sкр) *(b/2)

С учетом длины плеч качалки и кабанчика получим момент примерно 34 г*см. Не так уж и мало! А если на такой скорости выполнить мертвую петлю радиусом 10 метров, то получим перегрузку Ny = 2,3. Добавляя к весу (то есть суммарно 3,3) получим нагрузку на сервопривод уже 112 г*см.

Цифры сами по себе небольшие, но это для Цессны. Хорошо, что порядок величин не сильно расходится.

Дальше прикину для своей модели.

Заодно уж замечу, что сервомашинки элеронов лучше ставить снизу крыла, чтобы тяга тянула кабанчик элерона, а не толкала его. Ведь отклонить элерон вниз, как видим, требует усилия. А вверх ему отклониться помогает повышенное давление снизу крыла.

Итак, по методике расчета, изложенной выше, получается, что для моей модели номинальная нагрузка на сервомашинку элерона равна примерно 515 г*см. То есть усилие уже выше полкилограмма. Если принять за максимальную перегрузку 4g, которую прикинул выше, и которую надо плюсовать к номинальной (по правде говоря это с хорошим запасом), то максимальное усилие на машинку будет уже 2,6 кг*см. А это уже не мало...

Придется ставить эти сервомашинки: http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/__6608__D_MG16_Metal_Gear_2_9kg_08sec_18_8g.html – с усилием 2,9 кг*см.

Рис. 66. Сервомашинки D-MG16

 

Чтобы закончить разговор о выборе сервомашинок, прошу посмотреть этот ролик с точки зрения работы управляющих поверхностей в полете. Сам наткнулся случайно:

Там кадр в кадре. Обратите внимание, в частности, как недостаточно жесткий фюзеляж скручивает слегка при отклонении РН. Это то, чего я и хотел избежать, не желая развивать вертикальное оперение вверх.

Я считаю полет на ноже расчетным случаем для оценки нагрузок на сервомашинку РН. И нагрузки здесь большие, потому что лететь приходится чуть ли не на полном газу с отклоненным РН. Это объясняется тем, что в таком положении самолет держится в воздухе за счет двух факторов. Первый - это тяга двигателя. И нужно ее направить вверх под некоторым углом, чтобы была проекция вектора тяги на вертикальную ось. Значит, нужно приложить приличное усилие, чтобы удерживать модель в таком положении.

Второй фактор - подъемная сила от боковой поверхности модели. Она зависит как от площади этой поверхности, так и от ее формы. Для коротких тупомордных фюзеляжей самолетов типа Эджа, Экстры и им подобных, скорость полета должна быть приличной, чтобы хоть какая-то подъемная сила была создана.

Кроме того, момент инерции самолета вокруг вертикальной оси (по рысканию) значительно больше такового вокруг поперечной оси (по тангажу). Отсюда усилие для маневра в вертикальной плоскости (т.е. на РВ) необходимо меньше, чем по курсу. Что касается элеронов, то момент инерции по крену тоже достаточно большой, а к тому же большой момент демпфирования. (Попробуйте "помахать крыльями" вашей модели, держа ее в руках.) Но при расчете усилия на сервомашинку элерона не нужно закладывать в расчет и большую скорость, и большой угол отклонения. Для фанов они "рядом не ходят". Иначе расчетная нагрузка (сила, вызванная набегающим потоком) получится много больше веса модели. Перегрузки при этом получаются зашкаливающие. Легкий и ажурный фан при таких перегрузках просто развалится в воздухе, как будто наткнулся на стену на полной скорости. Думаю, этот вопрос можно считать исчерпанным.

Продолжение в следующей части.

rc-aviation.ru


Смотрите также