Двигатель ВАЗ 2103 с рабочим объемом 1,5 л представляет собой третье из четырех поколений тольяттинской классики. Он явился наследником моторов 2101 на 1,2 л и 21011 на 1,3 л. А сам мотор 2103 стал основой для создания движка 2106 на 1,6 л. На этом классическая линейка моторов закончилась, уступив место инжектору и переднему приводу.
Вернуться к оглавлениюВся классическая линейка АвтоВАЗа представляет собой переработанный мотор модели Fiat 124. Переделка была отнюдь не косметической, уже модель 2101 (1970 год) заметно отличалась от прототипа. Распредвал перенесли в верхнюю часть мотора, на 3 мм увеличили диаметр поршня, а на 5,5 мм уменьшили его ход. Тогда же двигатель стал приемистее за счет короткоходности.
Следом появился мотор 21011, диаметр цилиндра которого увеличили еще на 3 мм до величины 79 мм. За счет этого увеличился рабочий объем двигателя, немного подросла мощность. В 1972 году вышел в свет ВАЗ 2103 — первая четырехглазая модель «Жигулей». Она оснащалась новым и самым мощным на тот момент мотором в 71 лошадиную силу. Диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм, а ход поршня увеличили на 14 мм. Рабочий объем составил 1452 кубических см. Этот мотор долгое время пользовался репутацией самого живучего. Даже пробег в 250 тысяч км не является для него непостижимой величиной при правильном уходе и штатной эксплуатации.
Преемник мотора 2103 (двигатель 2106) отличается от только увеличенным до 79 мм диаметром цилиндра.
Вернуться к оглавлениюТехнические характеристики двигателя 2103 отражают его положение в линейке моторов АвтоВАЗа. Его устанавливали на модели ВАЗ 2103, 21023, 21043, 21053, 21061, 2107. Это рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания с двумя клапанами на цилиндр, который работает на бензине марки АИ-92. Для работы мотора используют масло от 5W-30 до 15W-40, при этом расход составляет 700 г на1000 км пробега.
Основные характеристики мотора ВАЗ 2103
Наименование. | Показатель. |
Длина. | 565 мм. |
Ширина. | 541 мм. |
Высота. | 665 мм. |
Диаметр цилиндра. | 76 мм. |
Ход поршня. | 80 мм. |
Степень сжатия. | 8,5. |
Вес двигателя. | 121 кг. |
Компрессия двигателя ВАЗ 2103. | 1 МПа (10 бар). |
Максимальная мощность при скорости вращения коленчатого вала 5600 об/мин. | 71 лошадиная сила. |
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин. | 104 Нм. |
Расход топлива при движении по трассе. | 6,9 л на100 км. |
Расход топлива в городском цикле. | |
Расход топлива в смешанном цикле. | 8,9 л на100 км. |
В процессе жизненного цикла ВАЗ 2103 неоднократно проходила доработка двигателя и его усовершенствование. Были созданы инжекторная версия мотора, вариант с бесконтактной системой зажигания и масса других. Эти модификации отличаются улучшенными техническими характеристиками.
Ресурс двигателя ВАЗ 2103, заявляемый заводом-изготовителем, составляет 125 тысяч км. На практике ресурс нередко вдвое превышает заявленный.
Вернуться к оглавлениюУстройство двигателя ВАЗ 2103 представляет собой классический мотор с верхним расположением газораспределительного механизма, который имеет высокий блок цилиндров. Карбюратор ВАЗ 2103 имеет распределитель с вакуумным регулятором опережения зажигания. Высота движка составляет 215,9 мм вместо 207,1 (у ВАЗ 2101). Это позволило нарастить рабочий объем до 1,5 л и применить коленвал с увеличенным ходом поршней.
Блок цилиндров ВАЗ 2103 отлит из специального чугуна. Межцентровое расстояние равно 95 мм, что дает возможность увеличить диаметр цилиндра с 76 до 79 мм. Головка блока цилиндров изготавливается из алюминиевого сплава, ее высота составляет 112,5 мм.
Для привода газораспределительного механизма (ГРМ) применяется двухрядная втулочно-роликовая цепь, имеющая 116 звеньев. Натяжитель цепи отсутствует. Для привода генератора и водяного насоса используется клиновидный ремень сечением 10×8 мм, длиной 944 мм. Коленчатый вал имеет радиус кривошипа 40 мм и обеспечивает ход поршня 80 мм.
Поршни и клапаны модели ВАЗ 2103 аналогичны поршням и клапанам модели 2101. Поршни делают из алюминиевого сплава с покрытием наружной поверхности оловом. Поршневые кольца изготавливают из чугуна. Бочкообразная поверхность верхнего компрессионного кольца хромируется. Нижнее компрессионное кольцо упрочняется фосфатированием. Маслосъемное кольцо имеет пружину-расширитель, шлифованную по торцам и по наружному диаметру.
В целом эксплуатация двигателя не вызывает особых проблем. Своевременное выполнение регламентных работ, замена масла, регулировка карбюратора ВАЗ 2103, применение качественного моторного топлива обеспечивают продолжительный период работы мотора. Есть в эксплуатации двигателя и своя специфика, которую надо учитывать.
Одна из специфических черт двигателя 2103 заключается в том, что цепной привод газораспределительного механизма не имеет натяжителя цепи. Это приводит к необходимости периодической ревизии, а в некоторых случаях требуется и восстановление штатной работоспособности. Регламентная периодичность такой ревизии составляет 10000 км. Имея некоторый опыт, можно выполнить эту регулировку своими руками. Вот пошаговая схема действий:
Другой важной регламентной процедурой при эксплуатации мотора ВАЗ 2103 является регулировка тепловых зазоров клапанов. Необходимости ремонтировать клапан возникает, когда присутствует отчетливый стук в двигателе на малых оборотах. Регулировка осуществляется в следующем порядке:
Проворачивать коленвал можно прокатывая автомобиль вперед на четвертой передаче.
Вернуться к оглавлениюПотенциал мотора ВАЗ 2103 так высок, что трудно удержаться от искушения выжать из него побольше. Есть умельцы, которые выжимают из машины до 200 лошадиных сил. Такой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 носит экстремальный характер, его не рекомендуется делать для езды по обычным дорогам в повседневном режиме.
Есть много вариантов, как форсировать двигатель. Один из способов увеличить мощность двигателя и повысить другие эксплуатационные характеристики — переделка мотора в движок ВАЗ 2106. Для этого надо расточить цилиндры до диаметра 79 мм и заменить поршневую группу деталями от шестерки. Остальные элементы остаются прежними, агрегаты унифицированы по всем деталям. Сборка двигателя ВАЗ 2103 после такого тюнинга проводится без проблем.
Другой популярный способ форсировки этого мотора — установка на него компрессора на 0,5 бар. Эта модернизация довольно проста и не требует серьезных доработок. Такой тюнинг может дать увеличение мощности до 100 лошадиных сил. Это относительно доступный вариант усовершенствования двигателя. Ведь на рынке есть готовые установочные наборы, обеспечивающие давление 0,5 или даже 0,7 бар.
Если ухаживать за своим автомобилем, своевременно проводить ремонт двигателя ВАЗ 2103, машина не подведет в пути. А будет много лет радовать своих владельцев безотказностью и прекрасными ходовыми качествами.
expertvaz.ru
Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».
Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.
Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме «шестерки») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
Объем цилиндров (рабочий), см3 | 1452 |
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.) | 71.4 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.) | 104 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Общее количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Ход поршня, мм | 80 |
Подача топлива | Карбюратор или инжектор |
Степень сжатия | 8.5 |
Вид горючего | АИ-92 |
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим) | 9,4/6,9/8,9 |
Система смазки | Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание) |
Применяемое масло | 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40 |
Объем масла в картере, л | 3.75 |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией |
Габаритные размеры, мм | 565х541х665 |
Вес, кг | 120.7 |
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика) | 125/200 |
Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107, 2121.
Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ВАЗ 2101), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.
Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.
Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.
Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.
Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:
По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.
Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.
Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:
Двигатель невозможно запустить. | 1. Не поступает топливо в карбюратор.2. Сильное загрязнение топливного фильтра.3. Сломан бензонасос.4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора. | Промыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр. Заменить топливный фильтр. Прочистить или заменить бензонасос. Проверить целостность электропроводки. |
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают». | 1. Нарушена регулировка холостого хода.2. Сломан карбюратор.3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала. | Отрегулировать режим холостого хода. Прочистить каналы и жиклеры карбюратора. Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора. Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма. |
Повышенный расход моторного масла. | 1. Протечки масла сквозь уплотнители.2. Изношены поршневые кольца или цилиндры.3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов. | Проверить и при необходимости заменить прокладки и сальники. Заменить кольца и/или поршни. Расточить цилиндры.Заменить маслоотражательные колпачки. |
Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.
Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:
Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.
dvigatels.ru
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2103 |
Годы производства | 1972 – 1983 |
Объем | 1,5 л (1452 см3) |
Мощность | 52,4 кВт (71,4 л. с.) |
Крутящий момент | 106 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 120,7 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20 |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм класс В – 76,01 – 76,02 мм класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм класс С – 75,96 – 75,97 мм класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество подшипников коренных | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 6,9 л/100 км смешанный цикл 8,9 л/100 км город – 9,4 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2103 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 55000 км |
Рабочая температура | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 125000 км реальный 200000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706 |
Свечи на 2103 | оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм, |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН <200%, СО <0,5% |
Обороты ХХ | 850 – 900 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм маховик – 83,3 – 84,38 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
swapmotor.ru
Двигатель ВАЗ 2103 заслуживает отдельного внимания по причине большой популярности среди автомобилей «классика». Этот силовой агрегат устанавливался не только на свою родную модель, но и на другие модификации «Жигулей».
Силовая установка ВАЗ 2103 представляет собой классическую модель, входящую в линейку моторов ОАО «АвтоВАЗ». Это модернизированный вариант агрегата FIAT-124, разработанный отечественными инженерами ещё во второй половине прошлого века. Изменения коснулись распредвала и межцилиндрового расстояния.
Тюнинг двигателя FIAT-124 был проведён качественно, ведь в дальнейшем его серийное производство не прекращалось десятки лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк мотора оставался прежним. Особенность вазовского двигателя 2103 в том, что его вал ГРМ приводится в действие цепью, а не ремнём.
1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики. Это наследник двигателей 1,2 л ВАЗ 2101 и 1,3 л ВАЗ 21011. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных моторов для автомобилей с передним приводом. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.
ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырёхглазой моделью «Жигулей». Может это и стало поводом для оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивающим 71 л. с. Его по праву назвали самым «живучим» двигателем своего времени — даже пробег в 250 тыс. км не оказывал на него губительного влияния, если водитель придерживался заводских правил эксплуатации и ухода. Обычный же ресурс этого мотора составлял 125 тысяч км пробега.
1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классикиУлучшенные показатели силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в особенностях конструкции. Мотор оснащён с другим блоком цилиндров — целые 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объём до 1,5 л и поставить коленвал с увеличенным поршневым ходом.
Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.
Ещё особенности.
Технические возможности двигателя таковы:
Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.
Элементы ДВС ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в разрезе они овального типа. Размер поршня сверху меньше, чем снизу. Это объясняет особенность измерения — оно проводится только в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и находится на расстоянии 52,4 мм от низа.
По внешнему диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются по 5, через каждые 0,01 мм. На 3 категории через 0,004 мм они делятся по диаметру отверстия под палец. Все данные о диаметрах поршня можно посмотреть на нижней части элемента — днище.
Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит тип поршня с диаметром 76 мм без выемки. А вот для моторов ВАЗ 2106 и 21011 этот показатель равен 79, поршень с выемкой.
Поршень с диаметром 76 мм без выемки для силового агрегата ВАЗ 2103Коленвал ВАЗ 2103 изготовлен из суперпрочного материала, имеет девять шеек. Все шейки основательно закалены на глубину 2–3 мм. В коленвале имеется специальное гнездо для установки подшипника.
Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.
Коленвал ВАЗ 2103 аналогичен ВАЗ 2106, но отличается от узлов ДВС «копейки» и одиннадцатой модели размером кривошипа. Последний увеличен на 7 мм.
Размеры полуколец и шеек коленвала.
Деталь чугунная со стальным зубчатым венцом, входящим в соединение с шестернёй стартера. Напрессовка венца — горячим способом. Зубья основательно закалены токами высокой частоты.
Крепление маховика осуществляется посредством 6 самоконтрящихся болтов. Расположение фиксаторов имеет только два положения по меткам. Центрирование маховика с коленвалом проводится через передний подшипник ведущего вала КПП.
Таблица: основные технические характеристики.
Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.
До определённого времени только спецподразделения милиции и КГБ имели на «вооружении» автомобили с такими моторами. Однако любители тюнинга в СССР, народные умельцы, находили и устанавливали роторно-поршневой двигатель (РПД) на свой ВАЗ 2103.
РПД легко ставится на любую вазовскую машину. Идёт он на «Москвич» и на «Волгу» в трёхсекционном варианте.
Роторно-поршневой двигатель легко ставится на любую вазовскую машинуДизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.
Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.
Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:
Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.
Специалисты называют основной причиной перегрева моторной установки недостаток хладагента в системе. По правилам перед выездом из гаража водитель обязан каждый раз проверять уровень всех технических жидкостей. Но не все это делают, а потом удивляются, оказавшись с «закипевшим» ДВС на обочине.
Перегрев двигателя возникает из-за недостатка хладагента в системеТосол может и вытекать из системы. В этом случае налицо неисправность — нарушение целостности системы охлаждения. Пятна антифриза на полу гаража, в котором стояла машина, прямо указывают владельцу на утечку. Её важно своевременно устранить, иначе в бачке и системе не останется ни капли жидкости.
Причины утечки таковы.
Ещё одна причина перегревания мотора — неработающий вентилятор радиатора. На ВАЗ 2103 качество охлаждения лопастями двигателя крайне важно. Малейшее провисание ремня привода воздействует на него отрицательно. Но это не единственный повод для выхода элемента.
Наконец, перегрев ДВС может произойти из-за порчи термостата.
На ВАЗ 2103 стук двигателя определяется без специального оборудования, на слух. Берётся деревянный 1-метровый шест, который одним концом прикладывается к мотору в проверяемой части. Другая сторона шеста должна быть зажата в кулаке и поднесена к уху. Получается нечто вроде стетоскопа.
Как правило, одновременно с дымом мотор подъедает масло. Он может быть серого цвета, увеличиваться при повышении оборотов на холостом ходу. Причина связана с маслосъёмными кольцами, требующими замены. Возможно также, что не работает одна из свечей.
В некоторых случаях такое бывает из-за разрыва прокладки, недостаточной затяжки болтов головки блока. На старых моторах возможна трещина на головке блока.
Под словосочетанием «троит двигатель» подразумевается, что не работает один или несколько цилиндров. Силовая установка не способна развивать полной мощности и не обладает нужным тяговым усилием — соответственно, увеличивается расход топлива.
Основными причинами троения являются: неисправные свечи, неправильно установленный момент зажигания, потеря герметичности в зоне впускного коллектора и т. д.
Троение двигателя вызывается неправильно установленным моментом зажиганияНаиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.
Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.
Алгоритм действий.
Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.
Далее.
Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.
Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.
Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размерВся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:
При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.
Старые кольца снять с поршня легче с помощью съёмникаВставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.
Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.
Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.
Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.
Добрый день! Меня зовут Марк. Мне 40 лет. По образованию — педагог. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!bumper.guru
Двигатель ВАЗ 2103, как и все классики, является 4-х тактным рядным карбюраторным мотором. Этот вид силового агрегата устанавливается на модели «Жигулей»: 2-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю.
Распределительный вал находится в верхнем положении. Смазочная система — комбинированная: с нормированным давлением моторного масла и разбрызгивающей системой. Двигатель 2103 охлаждается в закрытой системе с принудительной циркуляцией. Имеет 8 клапанов, объем одного цилиндра — 1,45 л. Мотор ВАЗ 2103 обладает степенью сжатия равную 8,5; ходом поршня — 80 мм, крутящим моментом — 104 Нм/3400 оборотов в мин.
Блок цилиндров — литой высокопрочный чугун. Головка блока цилиндров — алюминиевый сплав. Распределительный вал — чугун. Поршни — алюминиевый сплав, покрытие оловянное, поршневые кольца чугунные.
Силовой агрегат 2103 оборудован карбюратором 2107-1107010-20 с регулятором опережения зажигания вакуумного типа. Система зажигания движка ваз 2103 может иметь один из трех видов: бесконтактный, классический, контактный.
Вес силового агрегата равен 120,7 кг, мощность двигателя ваз 2103 — 71 л. с. соответственно.
Классификация двигателей ВАЗ и мнения потребителей и автовладельцев свидетельствуют о высоком качестве 2103 в линейке вазовских моторов. Характеристика двигателя ваз 2103 — это наиболее надежный и неприхотливый силовой агрегат.
Невысокая стоимость многих запасных частей двигателя ваз классика очень привлекательна для многих автовладельцев. Каждый водитель заинтересован в том, чтобы его машина долго радовала бесперебойной работой двигателя и поэтому комплектуют свой агрегат качественными запчастями.
Как и все ДВС, мотор 2103 может обладать неисправностями, особенно для него характерны следующие поломки:
Если вазовский движок невозможно запустить, это может быть вызвано следующими причинами:
При признаках, описанных во втором пункте, причины следующие:
Если потребление масла повышено, наблюдаются такие причины:
Чтобы устранить выявленные неисправности и произвести ремонт двигателя ВАЗ 2103, необходимо выполнить следующие операции:
Регулировка клапанов ВАЗ 2103 производится в соответствии с инструкцией, схема и описание находятся в документации к автомобилю. Невыполнение регулировок может привести к увеличению расхода топлива, снижению мощности силового агрегата и полному прогоранию клапанов.
Если ремонт своими руками не дал ожидаемых результатов, а также при возникновении иных неисправностей необходимо произвести тщательную диагностику и ремонтировать мотор впоследствии в специализированных станциях технического обслуживания автомобилей.
Квалифицированные мастера на специальных стендах и при помощи современного оборудования точно определят причины выхода из строя мотора и произведут качественный ремонт двигателя 2103.
Не всегда характеристики двигателя ваз, которые имеет двигатель ваз 1.5 2103, удовлетворяют их владельцев. Многие хотят иметь тюнинговый форсированный движок.
С этой целью производят следующие модернизирующие операции:
Распределительный вал выбирается по определенным правилам, чтобы поршень имел увеличенный ход (например, распредвал с Нивы).
Чтобы еще более улучшить технические характеристики и возможности мотора, необходимо применять турбоклассику, в которую придется вложить немало средств.
avtodvigateli.com
Двигатель ВАЗ 2103 — четырёхтактный, в свою очередь рядный, а также, карбюраторный агрегат, имеющий верхнее расположение распределительного вала. Система смазки является комбинированной. Она включает в себя нормированное давление масла и систему разбрызгивания. А охлаждение мотора происходит с помощью закрытой системы, имеющую циркуляцию принудительного порядка.
Двигатель ВАЗ 2103
Рабочий объём двигательного цилиндра равен 1,45 литров. Цилиндров, как и положено во всех моторах ВАЗ — четыре. Размещение — в ряд, с обычным порядком работы: 1-3-4-2. Число клапанов в совокупности равно восьми. Степень сжатия движущего агрегата равна восьми с половиной раз. Поршень ходит на расстояние восьмидесяти миллиметров, а крутящий момент имеет 104 НМ на 3400 об. в минуту.Общий вес мотора 120,7 килограмм, и вмещает в себя 71 лошадиную силу.
Легковой седан марки ВАЗ 2103 хранил у себя под капотом несколько отличный от базового, ВАЗ 2101, двигательный агрегат. А особо отличительными чертами стали: увеличенный ход поршня и высота блока цилиндров. Этот мотор прекрасно подходил для установки на «вторую», «пятую», «шестую» и «седьмую» модели Жигулей.
Сам блок цилиндров изготавливается методом литья из высокопрочного чугуна.Межцентровое расстояние блока цилиндров составляет девяносто пять миллиметров. А диаметр каждого цилиндра равен семидесяти шести миллиметрам. В тоже время, предусмотрены межремонтные размеры цилиндров в пределах 76,4 и 76,8 миллиметров. А расстояние от центральной точки коленвала до верхнего основания блока цилиндров (высота) равно 215,9 миллиметров.
Размер диаметра цилиндров, как правило, определяется классом, которые имеет обозначение: А, В, С, D и Е. И каждый очередной класс имеет разницу с предыдущим на 0,01 миллиметр. Чтобы определить какой цилиндр и куда относится, на нижней поверхности блока, возле каждого отверстия есть соответствующее указание.
Головка цилиндров отливается из сплава алюминия и одинакова для всех цилиндров. Высота головки составляет 112 с половиной миллиметров, а камера сгорания имеет объём в 33,2 кубических сантиметров при размерах 79 х 51 миллиметр. В середине камеры находится небольшая ступенька, высота которой составляет два миллиметра.
Распредвал двигателя ВАЗ 2103 изготовлен из чугуна и имеет некоторые особенности. А именно, они заключаются в необработанной шейке, которая имеет правильную форму шестигранника. Эта шейка размещена просто между кулачками второго цилиндра. Сам же распредвал расположен в алюминиевом литом корпусе подшипников на головке цилиндров.
В качестве привода газораспределительного механизма использовалась втулочно-роликовая, двухрядная цепь 2103-1006040, которая состояла из 116 звеньев. А для водяного насоса и генераторного привода использовался клиновой ремень с сечением 10х8, длина которого составляла предел в 944 миллиметра.
Модель коленчатого вала 21213. Он вполне взаимозаменялся с коленчатым валом 2103. Однако обладал более усовершенствованными характеристиками, которые полностью соответствовали коленчатому валу 2103 и значительно облегчал работу поршням.
Поршни же, в свою очередь, тоже сделаны из алюминиевого сплава с наружным покрытием олова. Каждый поршень соответствует определённому классу цилиндра, определить который можно тоже по соответствующим маркировкам, как и сами цилиндры. Соответственно устанавливаются и поршневые кольца, под стандартный размер в 76 миллиметров. Они изготовлены из чугуна.
Компрессионное верхнее поршневое кольцо имеет форму бочонка и хромированную поверхность. Нижнее компрессионное кольцо прошедшее фосфатированную обработку для укрепления имеет скребковый тип. А малосъёмное кольцо, конкретно для ВАЗов поршневой системы комплектуется расширительной пружиной и не проходит хромированную обработку.
При сборке мотора, на коленчатый вал устанавливается шатун модели 2101, длиной в 136 миллиметров. Причём каждому отдельному шатуну соответствует своя крышка.
На двигатель установлен карбюратор модели 2107-1107010-20, который оборудован вакуумным регулятором опережения зажигания.
На двигателе ВАЗ 2103 вполне может быть установлена либо бесконтактная система зажигания, либо классическая, контактная.
На ВАЗ2103 установлен генератор модели Г-221 (42 А), для запуска которого используется стартер с торцевым коллектором.
avto1z.ru
Многих владельцев ВАЗ-2103 интересует разного рода техническая информация, связанная с их автомобилем, в том числе и характеристики двигателя. Нужна она в первую очередь тем, кто самостоятельно занимается устранением разного рода неисправностей, например, любит, а главное, умеет поковыряться в моторах. Такой подход, в принципе, вполне оправдан. Конструкция движка «тройки» достаточно простая, а визит в автосервис стоит денег. Поэтому многие владельцы троек смело самостоятельно берутся за ремонт своих автомобилей, в том числе и двигателей. Однако прежде чем приступать к такой работе, нужно знать технические характеристики узла, которому требуется внимание.
Силовая установка «тройки» была создана на базе мотора легендарной «первой» модели семейства «Жигули». Однако в данном случае речь о полном копировании не идет. В частности, двигатель ВАЗ-2103 отличается более высоким блоком цилиндров и увеличенным ходом поршня. Выполнен он по традиционной для всего «классического» семейства схеме:
Объем двигателя – 1,45 литра, вес – 120,7 килограмма, мощность – 77 лошадиных сил. Его устанавливали на следующие модели ВАЗ:
Хотелось бы отметить еще один момент. Ряд модификаций «тройки» оснащался иным, отличным от стокового, двигателем. В частности, на мелкосерийную 21031 ставили 1,6-литровый двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Lada 1500S Automatic – экспортная модификация с автоматической коробкой передач. На нее устанавливали 1,3-литровый двигатель от 2105 мощностью 63,6 лошадиной силы. Еще один экспортный вариант – 21035. На данную модификацию ставили 1,2-литровый двигатель от 2101 мощностью 64 лошадиные силы.
ВАЗ-21033 оснащали силовым агрегатом, позаимствованным от 21011. Объем данного двигателя – 1,3 литра, мощность – 69 лошадиных сил.
Согласно данным производителей, ресурс мотора объемом 1,45 литра составляет 125 тысяч. Однако здесь тольяттинские инженеры явно поскромничали. При бережном отношении двигатель выхаживал и 20, а порой и 250 тысяч.
Безупречным его назвать явно нельзя. Больше всего радости владельцам «троек» доставляла проблема, связанная с износом распределительного вала. Конструкция не предусматривает наличие натяжителя цепного привода, соответственно, автолюбителям приходилось самостоятельно подтягивать цепь. Еще одна особенность мотора – необходимость регулярной регулировки клапанов. Завод-изготовитель рекомендует делать это через каждые 10 тысяч километров пробега. Впрочем, прекрасным напоминанием о необходимости выполнения данной процедуры является громкий стук, доносящийся из работающего на холостом ходу двигателя.
Если не проводить регулировку клапанов своевременно, то последствия будут достаточно неприятными – увеличение расхода топлива на фоне явного снижения мощности. Да и прогорание клапана здесь не исключено. Сама процедура регулировки не очень сложная, и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Достаточно капризными в работе показали себя и карбюраторы «Озон» и «Вебер». Они часто требовали очистки и регулировки, и автомобилисты были вынуждены тратить на это драгоценное время.
Читайте также: Технические характеристики двигателя ВАЗ-2103
Причиной такой неприятной ситуации, как перегрев двигателя, в 99 случаях из 100 является помпа. Ну а если мотор вдруг затроил, то поиск источника проблемы может затянуться. Причин здесь достаточно много. Бывалые автолюбители советуют в процессе поиска перебирать все варианты один за другим, руководствуясь правилом «от простого к сложному». Тем не менее двигатель ВАЗ-2103, несмотря на перечисленные выше недостатки, считается не только одним из самых неприхотливых среди «классического» семейства «Жигули» – он еще и наиболее надежный. Такой вывод можно сделать на основании многочисленных отзывов – как владельцев ВАЗ-2103, так и других моделей, на которые он устанавливался.
Нередко владельцы «троек», желая добавить своему автомобилю мощности и резвости, форсировали двигатель. Вариантов здесь сразу несколько – начиная от расточки и заканчивая установкой компрессора с турбинами. Впрочем, наиболее простой и, соответственно, самый дешевый тюнинг – это расточка цилиндров на 3 миллиметра. После этого устанавливается 79-миллиметровый поршень от «шестерки» или ВАЗ-21011, и на выходе мы получаем движок с объемом 1,6 литра. Впрочем, по тем временам базовый 72-сильный двигатель, разгонявший автомобиль до 100 километров в час за 16 секунд, был вполне сопоставим с зарубежными аналогами. При этом «тройка» на момент начала ее массового выпуска была одним из наиболее динамичных представителей советского автопрома. Это сегодня «тройка» кажется тихоходом, тогда как для своего времени ее скоростные характеристики считались вполне приличными.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.ladaautos.ru