Для многих моих ровесников послевоенные грузовики ЗиС-150 ассоциируются с периодом, когда в Москве и других городах развернулось массовое строительство знаменитых пятиэтажек-хрущёвок. Тысячи самосвалов на базе этих машин доставляли на стройплощадки бетон, множество седельных тягачей с громоздкими полуприцепами — стеновые панели, а бортовые автомобили — все остальные грузы, в том числе и людей, что в ту пору не возбранялось правилами дорожного движения. Кстати, в те годы бетоновозов-миксеров у нас ещё не было, и, чтобы бетон преждевременно не схватился, самосвалам приходилось перемещаться по городским улицам с немалыми скоростями, щедро расплёскивая при этом содержимое кузовов.
Речь идёт о самых массовых грузовых автомобилях того времени — ЗиС-150 и ЗиЛ-164, различить которые могли разве что специалисты да всезнающие мальчишки — они-то знали, что у «сто пятидесятого» радиаторная решётка имеет горизонтальные прорези, а у «сто шестьдесят четвертого» — вертикальные.
Замену знаменитой «трёхтонке» ЗиС-5 конструкторы московского Автозавода Имени Сталина начали готовить ещё в довоенные годы, поскольку машина, основой которой в 1 920-е годы стал американский грузовой автомобиль Autocar, уже не подлежала дальнейшей модернизации. Стране требовался новый грузовик — более мощный, большей грузоподъёмности, более долговечный и более удобный для водителя.
Опытные образцы нового грузовика, получившие название ЗиС-15, были построены в 1938 году. У машины была новая рама, иная цельнометаллическая трёхместная кабина и модернизированный двигатель мощностью 82 л.с. Предполагалось, что базовая модель ЗиС-15 станет основой для целой серии машин — автобуса, самосвала, автомобиля повышенной проходимости и ряда других.
Однако серийному производству
modelist-konstruktor.com
cccpcars.blogspot.com
ЗИС-150
ЗИС-150 1947-1950 год
ЗИС-150 1950-1956 год
Грузовой бортовой автомобиль ЗИС-150 выпускался Московским автомобильным заводом имени Сталина с 1947 по 1956 год. С февраля 1956 по октябрь 1957 года выпускалась модификация ЗИС-150В.
Платформа деревянная, с тремя откидными бортами.
Кабина трёхместная, дерево-металлическая с открывающимся ветровым стеклом и опускающимися стёклами дверей. В 1950 году кабина стала полностью металлической. В этом же году появился новый карбюратор и впускной коллектор.
Модификации ЗИС-150:
ЗИС-150В (1956-1957) — модернизированный автомобиль, отличался алюминиевой головкой цилиндров, новым карбюратором, впускным коллектором, воздушным фильтром, усиленной рамой, резиновыми опорами передних рессор и гидравлическими амортизаторами. Внешне отличался решёткой радиатора с вертикальными брусьями и вертикальными жалюзями на боковинах капота.
ЗИС-150П (1947) — опытный полноприводный автомобиль.
ЗИС-150УМ (1954) — опытный автомобиль с газогенераторной установкой НАМИ-015УМ, предназначен для работы на древесном угле.
ЗИС-156 (1949-1957) — газобаллонный автомобиль, предназначен для работы на сжатом газе.
ЗИС-156А (1953-1957) — газобаллонный автомобиль, предназначен для работы на сжиженном газе.
ЗИС-120 — седельный тягач.
Технические характеристики:
Колёсная формула 4х2, ведущие колёса задние.
Грузоподъёмность:
по шоссе 4000 кг.
по грунтовым дорогам 3500 кг.
Максимальная масса буксируемого прицепа 4500 кг.
Длина 6720 мм.
Ширина 2470 мм.
Высота 2180 кг.
База 4000 кг.
Колея спереди/сзади 1700/1740 мм.
Дорожные просветы:
под передней осью 325 мм.
под задней осью 265 мм.
Размеры платформы:
длина 3540 мм.
ширина 2250 мм.
высота бортов 585 мм.
Погрузочная высота 1320 мм.
Снаряженная масса 3900 кг.
на переднюю ось 1800 кг.
на заднюю ось 2100 кг.
Полная масса 8125 кг.
на переднюю ось 2110 кг.
на заднюю ось 6015 кг.
Радиус поворота 8,5 м.
Максимальная скорость 65 км/час
Норма расхода топлива 38 л/100 км
Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/час 29,0 л/100 км
Тормозной путь со скорости 30 км/час 8,0 м.
Двигатель ЗИС-120: карбюраторный, 4-тактный, рядный.
Число цилиндров 6
Число клапанов 12
Диаметр цилиндра и ход поршня 101,6х114,3 мм.
Рабочий объём 5560 см³
Степень сжатия 6,0
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Максимальная мощность 90 л.с. при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент 31,0 кгс*м (304 Н*м) при 1200-1300 об/мин
Карбюратор МКЗ-14В, с середины 1950 года К-80.
Электрооборудование 12 В
Аккумуляторная батарея 3СТ-84ИД 2 шт.
Генератор Г-15, 13 А, 150 Вт, с 1951 года Г-15Б, 18 А, 225 Вт
Реле-регулятор РР-15, с 1951 года РР-12В или РР-20
Стартер СТ-15Б, 1,8 л.с.
Прерыватель-распределитель Р-21 или Р-21А
Свечи зажигания А16У
Сцепление двухдисковое, сухое.
Коробка передач 5-ступенчатая, 3-ходовая.
Передаточные числа:
коробки передач I-6,24; II-3,32; III-1,90; IV-1,00; V-0,81; з.х.-6,70
главной передачи 7,63 (число зубьев — коническая пара 25 и 11, цилиндрическая пара 47 и 14)
Число колёс 6+1
Размер шин 9,00-20 или 260-20
Тормоза:
рабочие барабанные, на все колёса с пневматическим приводом
стояночный барабанный, на трансмиссию с механическим приводом
Рулевой механизм: глобоидальный червяк и трёхгребневый ролик, передаточное число 23,5
Подвеска:
передняя на двух продольных полуэллиптических рессорах
задняя на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами
Топливный бак 150 л.
Топливо бензин А-66
miravtomobiley.ucoz.ru