Введение
Основная часть
Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.
Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402
Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402
1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник. | |
; |
Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:
а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.
Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.
Ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Диагностика кривошипно-шатунного механизма
Двигателя ЗМЗ-402
Признаки неисправного состояния двигателя ЗМЗ-402:
• Стуки при работе двигателя;
• Сизый дым выхлопных газов;
• Снижение мощности.
Таблица 1- Возможные неисправности двигателей ЗМЗ-4022..1я
Причина неисправности | Метод устранения |
Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода | |
Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Повышенная токсичность отработавших газов | |
Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью | |
Отрегулировать зазоры в приводе клапанов | |
Детонационные стуки в двигателе | |
Ранняя установка начального момента зажигания | Отрегулировать начальный момент зажигания |
Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней | Очистить нагар |
Применено низкооктановое топливо | Применять топливо с соответствующим октановым числом |
Недостаточное давление масла на прогретом двигателе | |
Большой износ вкладышей коренных подшипников | Заменить вкладыши |
Износ деталей масляного насоса | Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос |
Повышенный расход масла | |
Большой износ поршневых колец | Заменить поршневые кольца |
Засорение системы вентиляции картера | Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел |
Течь масла через уплотнения двигателя | Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники |
Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов | Заменить колпачки |
Стуки в двигателе | |
Износ шатунно-поршневой группы | Отремонтировать двигатель |
Большие зазоры между коромыслами и клапанами | Отрегулировать зазоры в приводе клапанов |
Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками | Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе |
Износ кулачков распределительного вала и толкателей | Заменить изношенные детали |
Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом | Заменить упорные кольца |
Предварительная оценка состояния сопряжения КШМ по давлению масла и стукам
Предварительную оценку состояния сопряжений КШМ можно получить по величине давлении масла в главной магистрали и характеру стуков в определенных зонах двигателя.
Давление масла проверяют устройством КИ-5472 ГОСНИТИ, которое состоит из манометра, соединительного рукава с ниппелем и накидной гайкой, демпфера для сглаживания пульсации масла при измерении давления и сменных штуцеров. Чтобы измерить давление в главной магистрали дизеля, устройство подключают к корпусу масляного фильтра, отсоединив трубку штатного манометра.
Для проверки давления выполните следующие операции:
Стуки в сопряжениях КШМ прослушивают при неработающем двигателе электронным автостетоскопом ТУ 14 МО.082.017, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-4912 ГОСНИТИ или КИ-13907 ГОСНИТИ. Прослушивают стуки в сопряжениях бобышки поршня — поршневой палец, поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, шейка коленчатого вала — шатунный механизм.
Если давление масла ниже допустимых значений, при наличии стуков в сопряжениях коленчатого вала проверяют зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков проверяют регулировку сливного клапана смазочной системы. Если это не даст положительных результатов, проверяют подачу масла насосом и состояние редукционного клапана смазочной системы на стенде.
Механизма двигателя ЗМЗ-402
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на сборку механизмов двигателя мод. ЗМЗ – 402
№№ ПП | Содержание операции, технические условия и инструктивные указания. | Кол-во точек воздействия | Инструмент и приспособления |
Проверить установку фаз газораспределения. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал совместив метку на ведущей шестерне привода механизма газораспределения на коленчатом валу с меткой на шестерне привода распределительного вала. | |||
Установить крышку первого коренного подшипника коленчатого вала.
Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки первого коренного подшипника коленчатого вала
Инструктивные указания.
| Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Повторить операции 2-3 для крышек 2,3,4 и 5 коренных подшипников коленчатого вала | |||
Установить держатель заднего сальника коленчатого вала в блок цилиндров | |||
Завернуть гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ шестигранный 8 мм. | ||
Установить маслоотражательную шайбу на переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. При установке – сферическая часть шайбы – к передней части коленчатого вала. | |||
Запрессовать призматическую шпонку в переднюю часть коленчатого вала Инструктивные указания. Запрессовывать осторожно. | Молоток 500 гр. | ||
Установить крышку привода механизма газораспределения | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки привода механизма газораспределения Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Запрессовать ступицу на переднюю часть коленчатого вала
Инструктивные указания.
| Молоток 500 гр, выколотка бронзовая Ǿ30мм, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Завернуть храповик с упорной шайбой в сборе Инструктивные указания. Установить упор под шатунную шейку коленчатого вала. | Ключ гаечный торцовый 46 мм, упор деревянный. | ||
Установить шкив на коленчатый вал Инструктивные указания. При установке, совместить отверстия в шкиве с отверстиями в ступице. | |||
Завернуть винты с шайбами крепления шкива коленчатого вала | Головка сменная 12 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить вкладыши в крышку нижней головки шатуна и шатун первого цилиндра Инструктивные указания. Смазать вкладыши. | |||
Установить на поршне замки компрессионных и маслосъемного колец под углом 180 град. относительно друг к другу. Инструктивные указания. Для установки замков - проворачивать поршневые кольца вокруг своей оси. | |||
Установить поршень с шатуном в сборе в гильзу первого цилиндра
Инструктивные указания.
| Приспособление для сжатия поршневых колец, ключ торцовый 55мм, выколотка деревянная, масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить крышку нижней головки шатуна с вкладышем в сборе на шатун первого цилиндра Инструктивные указания. При установке – стопорные усики вкладышей в крышке и в шатуне – на одной стороне. | |||
Завернуть предварительно гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно до упора. | Головка сменная 15 мм, ключ-коловорот. | ||
Повторить16-17 операции для установки поршня с шатуном 2,3 и 4 цилиндра. | |||
Завернуть окончательно гайки крепления крышек нижних головок шатунов первого и четвертого цилиндров
Инструктивные указания.
| Головка сменная 15 мм, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить масляный насос | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления масляного насоса Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить уплотнительную прокладку масляного картера Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить масляный картер Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайкис шайбами крепления масляного картера Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – отсередины к краям «крест-накрест». | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот с удлинителем, вороток с удлинителем. | ||
Установить толкатели в блок цилиндров
Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная | ||
Установить крышку коробки толкателей с уплотнительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. При установке – крышка выпуклой сферической частью – к маховику. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления крышки коробки толкателей Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот. | ||
Отвернуть гайки и снять втулки-прижимы с гильз цилиндров Инструктивные указания. Отворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот. | ||
Установить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Установить головку блока цилиндров Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления головки блока цилиндров Технические условия. Момент затяжки– 85-90 Н м. (Последовательность затяжки приложение 1, рис. 1). | Головка сменная 19 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Установить штангив толкатели
Инструктивные указания.
| Масло моторное, кисть волосяная. | ||
Установить ось со стойками и коромыслами в сборе Инструктивные указания. При установке – совместить наконечники штанг с регулировочными винтами. | |||
Завернуть гайки с шайбами крепления средних стоек оси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно – от середины к краям. Технические условия. Момент затяжки гаек – 35-40 Н м. | Головка сменная 17 мм, ключ-коловорот, ключ динамометрический с удлинителем. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления боковых стоекоси с коромыслами Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Головка сменная 13 мм, ключ-коловорот, вороток с удлинителем. | ||
Установить конец такта сжатия в первом цилиндре. Инструктивные указания. Провернуть коленчатый вал (по часовой стрелке) за маховик лопаткой монтажной на два оборота, совместив вторую метку на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке привода механизма газораспределения. | |||
Установить привод датчика-распределителя в блок цилиндров Инструктивные указания. Схема установки привода - приложение | Отвертка шлицевая 8 мм. | ||
Завернуть гайки с шайбами крепления привода датчика-распределителя Инструктивные указания. Заворачивать гайки равномерно. | Ключ гаечный накидной 13 мм. | ||
Установить крышку коромысел с уплот-нительной прокладкой в сборе Инструктивные указания. Устанавливать осторожно, не повредив уплотнительную прокладку. | |||
Завернуть болты с шайбами крепления крышки коромысел Инструктивные указания. Заворачивать болты равномерно – от середины к краям – «крест-накрест». | Ключ гаечный торцовый 10 мм. |
Требования охраны труда и пожарной безопасности.
Требования техники безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте.
Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:
Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.
Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.
При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.
Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).
Введение
Основная часть
Назначение и устройство, кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-402
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при рабочем ходе и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колен вала.
Рисунок 1 Двигатель ЗМЗ-402
Рисунок 2Поперечныйразрез двигателя ЗМЗ-402
1 – пробка маслосливная; 2 – поддон картера; 3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – картер; 6 – поршневой палец; 7 – поршень; 8 – выпускной коллектор; 9 – гильза цилиндра; 10 – прокладка головки блока цилиндров; 11 – впускной трубопровод; 12 – головка блока цилиндров; 13 – клапан; 14 – крышка головки блока цилиндров; 15 – коромысло клапана; 16 – ось коромысел; 17 – штанга; 18 – датчик-распределитель; 19 – свеча зажигания; 20 – толкатель; 21 – распределительный вал; 22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя; 23 – стартер; 24 – масломерный щуп; 25 – валик привода масляного насоса; 26 – масляный насос; 27 – маслозаборник. | |
; |
Рисунок 3 Шатун и шатунные вкладыши:
а - шатун двигателя автомобиля; б - шатунные вкладыши; 1- гайка; 2- болт; 3 и 14- отверстия для масла; 4- стержень шатуна; 5- бронзовая втулка; 6- отверстие для подачи масла к поршневому пальцу; 7- верхняя головка шатуна; 8- номер шатуна; 9- нижняя головка шатуна; 10- крышка нижней головки шатуна; 11- стопорная шайба; 12- метка; 13- усик; 15- верхний вкладыш; 16- нижний вкладыш.
Рисунок4Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ 402:
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель.
cyberpedia.su
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.7) комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
Рис.7. Схема системы смазки ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - приемный патрубок масляного насоса; 2 -редукционный клапан; 3 - масляный радиатор; 4 - отверстие для слива масла; 5 - датчик указателя давления масла; 6 - масляная магистраль; 7 - отверстие для подачи масла к шестерням масляного насоса; 8 - винтовая канавка; 9 - трубка для смазки распределительных шестерен; 10 - канавка на первой шейке распределительного вала; 11 - крышка маслозаливной горловины; 12 - канал в коленчатом вале; 13 - пробка; 14 - перепускной клапан закрыт; 14а - перепускной клапан открыт; 15 - канал для подачи масла к оси коромысел; 16 - фильтрующий элемент; 17 - пробка для слива отстоя; 18 - отверстие для разбрызгивания масла; 19 - датчик лампы аварийного давления масла; 20 - клапан масляного радиатора; 21 - запорный краник масляного радиатора; 22 -масляный насос; 21 - пробка; 24 - указатель уровня масла
В систему смазки мотора ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) входят масляный насос 22 (рис.7) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины.
Масло, забираемое насосом из масляного картера двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.
Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу - в масляную магистраль - продольный масляный канал 6.
Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.
Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 4 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) масло подводится по трубке 9, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 10 на первой шейке распределительного вала.
Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 7 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров мотора ЗМЗ-402 смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали, (клапан - его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 6 л.
Масло в двигатель ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня.
Давление масла в системе смазки двигателя определяется по указателю на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.
Сигнальная лампа находится на панели приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).
Масляный насос ЗМЗ-402
Масляный насос мотора ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.8) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера. Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Рис.8. Масляный насос двс ЗМЗ-402
1-приемный патрубок с сеткой; 2- крышка; 3 - ведущая шестерня; 4 - корпус; 5 - валик; 6 - ведомая шестерни; 7 - прокладка; 8 - прокладка патрубка
ККорпус маслонасоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 масляного насоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка 7 толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в виде одной детали из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Редукционный клапан ЗМЗ-402 плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2 перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса,
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами в корпусе насоса и характеристикой пружины.
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 и распределителя зажигания
Привод масляного насоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель и датчика-распределителя зажигания (рис.9) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня - стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Рис.9. Привод масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - датчик-распределитель зажигания; 2 - втулка; 3 и 9 - штифты; 4 - корпус; 5- валик; 6- стальная упорная шайба; 7 - бронзовая упорная шайба; 8 - шестерня; 10 - валик привода масляного насоса
Ведомая шестерня 8 стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода распределителя зажигания.
Втулка на валике закреплена штифтом 3. С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 8, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса ЗМЗ-402.
На валике 5 между шестерней 8 и корпусом установлены бронзовая шайба 7 и стальная термообработанная шайба 6.
При вращении шестерня через шайбы поджимается к торцу чугунного корпуса привода, а для улучшения смазки трущихся пар на торце корпуса профрезерована диаметрально расположенная канавка.
Правильное положение распределителя зажигания на двигателе ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обеспечивает такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
В запчасти привод поступает в сборе и отдельно шестигранный валик привода масляного насоса.
Поэтому разбирать привод следует лишь при износе шестигранного валика или незначительном износе корпуса (зазоре между корпусом и шестерней 0,5-1,0 мм).
При износе шестерни, валика привода или значительном износе корпуса привод заменить.
Порядок разборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель:
- выпрессовать штифт шестерни привода с помощью бородка и снять шестигранный валик привода масляного насоса;
- спрессовать шестерню. Для этого установить корпус привода верхним торцом за подставку с отверстием, чем обеспечивается свободный проход валика в сборе с упорной втулкой. Усилие выпрессовки прилагать к концу валика через оправку 0.12 мм
Порядок сборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402:
- вставить в корпус валик в сборе с втулкой, смазав его моторным маслом;
- надеть на валик стальную и бронзовую упорные шайбы. Толщина шайб должна быть подобрана с таким учетом, чтобы после напрессовки шестерни между шайбой и шестерней был зазор 0,15-0,40 мм;
- напрессовать шестерню на валик до совпадения отверстия под штифт в шестерне и валике;
- вставить в шестигранное отверстие валик привода масляного насоса;
- запрессовать в отверстие штифт диаметром 3,5 -0.05 мм и длиной 22 мм, расклепав его с обеих сторон;
- проверить рукой вращение валика, зазор между упорной шайбой и шестерней и радиальное перемещение свободного конца шестигранного валика привода масляного насоса. Радиальное перемещение должно быть не менее 1 мм в любом направлении.
Фильтр очистки масла ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) (рис.10) - полнопоточный с картонным сменным фильтрующим элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.
Фильтр состоит из корпуса 3, крышки 8, центрального стержня 2 с перепускным клапаном 5 и фильтрующим элементом 9. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками.
Рис.10. Масляный фильтр ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - пробка сливного отверстия; 2 - стержень; 3 - корпус; 4 - пробка; 5 - перепускной клапан; 6 - уплотнительная прокладка; 7 - колпачковая гайка; 8- крышка; 9 - фильтрующий элемент; 10 - датчик аварийного давления масла
Центральный стержень фильтра ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель полый. В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины.
В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом.
При нормальном состоянии элемента масляного фильтра его сопротивление невелико (около 10-20 кПа (0,1-0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме стрелками.
Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия вовнутрь стержня и далее в систему смазки.
При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя элемент.
В масляном фильтре ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель применяются фильтрующие элементы Нами-ВГ-10, Реготмас-412-1-05 и Реготмас-412-1-06.
Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки "П", не превышая ее.
Понижение уровня масла ниже метки "О" опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Расстояние между метками "П" и "О" соответствует объему масла - 2 л.
Уровень масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель следует проверять через несколько минут после заливки или спустя 10-15 мин. после остановки двигателя.
После замены масла нужно запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут и через 10-15 мин после остановки проверить уровень масла.
Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе, сняв крышку маслоналивной горловины. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра, очистить внутреннюю поверхность корпуса и стержень и сменить фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом.
При переводе эксплуатации на другую марку масла необходимо промыть систему смазки ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) специальным промывочным маслом или свежим маслом той же марки, на котором будет эксплуатироваться двигатель.
Для этого из картера прогретого двигателя надо слить старое масло, залить на 2-4 мм выше метки "О" на указателе уровня масла промывочное масло, пустить двигатель и поработать на режиме холостого хода при малой частоте вращения 15 мин; заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло.
Доливку масла во время эксплуатации производить только той марки, какая залита в двигатель.
Давление в системе смазки ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель при средних скоростях движения автомоля (примерно 50 км/ч) должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2).
Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).
Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.
При понижении давления масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается красным светом на панели приборов лампа аварийного давления.
Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при резком торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков указателей.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
avtodvc.ru
Под обозначением ЗМЗ-402 скрывается целая линейка силовых агрегатов, выпускаемая Заволжским моторным заводом. Эти бензиновые 4-цилиндровые двигатели установлены преимущественно на легковые автомобили "Газель", "Волга". Можно найти информацию об их применении на микроавтобусах «Латвия» и некоторых моделях Ульяновского автозавода.
На автомобили двигатель 402 начали устанавливать с 1958 года. В то время он имел другое обозначение - ЗМЗ-21А и ЗМЗ-24Д, но это был всё тот же мотор. Прототипом служила еще более ранняя модификация, над которой конструкторы трудились в 1954-1955 годах. Тогда это был совершенно новый вариант двигателя для автомобиля ГАЗ-56, который даже не вышел с конвейера. 402-м агрегат стал именоваться только в 1980 году.
Основными представителями линейки 402 являются:
В процессе эксплуатации двигателей 402.10 часто старались использовать более дешёвое топливо. Для этого силами автовладельцев двигатель переделывался под бензин с меньшим октановым числом. Что касается флагмана 402 линейки – ЗМЗ-4022.10, есть мнения, что идея форкамерно-факельного зажигания была взята у японских коллег фирмы Honda.
С 1996 года появился младший и более современный собрат 402 – ЗМЗ-406. Какое-то время обе линейки устанавливались на автомобили горьковского автозавода. Сейчас двигатель 402 можно встретить только в запчастях.
Двигатели ЗМЗ 402-й серии – неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Бензиновые, с карбюратором, имеют по 4 в ряд расположенных цилиндра. Устанавливались преимущественно на автомобили ГАЗ: "Волгу" и "Газель".
Рабочий объем силового агрегата - 2,445 л, что позволяет развивать мощность в 100 л. с. или 73,5 кВт. Степень сжатия составляет 8,2 – это позволяет использовать бензин марки АИ-92. Диаметр цилиндров и ход поршней - 92 мм. Общая масса агрегата - 181 кг. Выхлопная система имеет в составе рециркуляцию выхлопных газов, что значительно снижает загрязнение окружающей среды и позволяет соответствовать нормам.
Блок цилиндров 402 двигателя и верхняя часть картера представлены одной деталью и выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Чугунные цилиндры представлены съёмными гильзами. Для крепления головки блока по верхней поверхности предусмотрены 10 «бобышек». Внизу блок двигателя разделен перегородками на 4 части. В них располагаются коренные подшипники коленвала.
Каждая чугунная крышка подшипников закрепляется к блоку с помощью двух 12-мм шпилек. Так как расточка блока происходит вместе с крышками, их нельзя менять местами. Поэтому для удобства им присвоены номера, выбитые на всех, кроме 1-й и 5-й.
К передней части блока закрепляется крышка ГРМ, выполненная из алюминиевого сплава. А к задней – картер сцепления. Все соединения притягиваются болтами крепления через паронитовые прокладки. 402 двигатель имеет общую для 4 цилиндров алюминиевую головку. Крепление к блоку производится десятью 12- мм шпильками. Прокладка ГБЦ изготавливается из асбеста, покрытого графитом, и окантовывается армированным каркасом. Её минимальная толщина составляет 1,5 мм.
У модификаций 402.10 и 4021.10 головки блоков разной толщины. Это объясняется различными объемами камер сгорания. По сути, головка 402.10 получается путём фрезирования нижней кромки головки 4021.10 на 3,6 мм.
На техническом обслуживании двигателю автомобиля уделяется особое внимание. Через 20 тыс. км рекомендовано производить протяжку головки, а также регулировку зазоров клапанов.
Чтобы 402 двигатель, "Газель" это или "Волга" - не важно, работал долго и эффективно, необходимо производить своевременное техническое обслуживание. Двигатель, как уже можно было убедиться, не имеет сложной электронной начинки и не требует высококвалифицированного обслуживания. На какие моменты следует обратить особое внимание?
Учитывая возраст двигателя и современные возросшие потребности, можно понять, почему многие умельцы стараются усовершенствовать двигатель. "Волга-402" - достаточно старая модификация, хочется ее обновить. Что же можно сделать? Увеличение мощности - вот то, в чем нуждается 402 двигатель. "Газель" и "Волга" от этого значительно выиграют. Есть несколько вариантов такого тюнинга.
Один из них – это расточка блока под гильзы большего диаметра. Если родной 402 блок имеет гильзы 92 мм в диаметре, то расточенный – все 100 мм, точно как на современном УМЗ-4216. При этом новые гильзы также ставятся 100-мм размера. Основной минус такого апгрейда - в ухудшении теплового режима блока цилиндров. Ведь стенки стали тоньше на величину проточки. А это целых 4 мм.
Ещё в одном варианте прирост мощности обеспечивается шлифовкой головки блока. При этом увеличивается степень сжатия, что позволяет перейти на бензин с более высоким октановым числом. Также можно увеличить диаметр выхлопной трубы и немного расширить выпускной коллектор. Всё это даст необходимые плюс 5-10 л. с.
Самым заметным увеличением мощности – до плюс 30 л. с. – является замена карбюратора инжектором. Правда, это довольно хлопотная и недешевая процедура.
Более простыми, но от этого не менее эффективными вариантами будет:
Подводя итог, можно отметить, что двигатель ЗМЗ-402 повышается в мощности различными способами. При этом автомобиль с таким мотором никогда не будет гоночным. Это, в первую очередь, надёжный и тяговитый агрегат для рабочих лошадок.
Рассмотрим возможные варианты основных проблем работы ГАЗ-402, двигатель которого уже не нов и имеет проблемы.
При любой эксплуатации двигатель 402 раньше или позже начинает давать сбои. Не стоит этого бояться. Нет вечных механизмов, а есть хорошие специалисты и большой ассортимент запасных частей. При этом не обязательно ждать неестественных для агрегата стуков. Показанием к ремонту служит простое увеличение расхода масла и топлива. У ГАЗ-3110 двигатель 402, к примеру, должен иметь расход бензина в городской черте около 13,8 литра на 100 км.
Что может понадобиться для нормального капитального ремонта двигателя? На замену идут: комплект прокладок, клапаны, втулки клапанов, поршневые кольца, а иногда и поршневая в сборе. Всегда шлифуется головка.
Если ремонт производится своими силами, затратной частью будет покупка разных приспособлений и материалов. Это динамометрический ключ, притирочная паста, оправка для поршневых колец, развёртка на 9, рассухариватель клапанов, шарожки, паронит и хороший очиститель.
Двигатель ЗМЗ-402 достаточно прост в эксплуатации летом. При подготовке его для зимы следует в первую очередь проверить все технические жидкости. Это моторное масло, охлаждающая, тормозная и жидкость омывания стёкол. Масло следует поменять на полу- или полную синтетику. В систему охлаждения залить антифриз с необходимой температурой замерзания.
Слабым звеном зимних поездок является карбюратор. Его необходимо настроить определенным способом. Настройка производится на горячем двигателе. Холостой ход устанавливается специальным винтом. После настройки важно попрактиковаться с работой открывания-закрывания воздушной заслонки карбюратора.
402 двигатель является качественным продуктом Заволжского моторного завода. Прошло больше полувека, а он до сих пор продолжает радовать некоторых автовладельцев. Простота в эксплуатации, большой выбор комплектующих и недорогое обслуживание определили популярность агрегата на долгие годы.
Источник: fb.ruПохожие материалы
Брезгливость - это что такое? Как избавиться от брезгливости?Человеческий мозг может испытывать самый разный спектр эмоций и чувств. Злость, радость, печаль, брезгливость ― всё это является его реакцией на те или иные факторы или события. Как ни странно, но именно последнее чув...
Блоки питания для светодиодных лент 12 Вольт: описание, устройство, схема и отзывыИзвестно, что чаще всего используются блоки питания для светодиодных лент 12 Вольт. Мощность только у них может быть различной – зависит она от того, какое количество светодиодов планируется подключать. В России...
Главный тормозной цилиндр ВАЗ-2109: устройство, схема и отзывыГлавный тормозной цилиндр ВАЗ-2109 необходим для обеспечения нормальной работы цилиндров и суппортов, которые зажимают колодки и останавливают машину. Конструкция всей системы довольно простая – здесь нет никаки...
Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, особенности и отзывыДвигатель ЯМЗ-236 по праву считается легендарным дизелем, который производится на ОАО "Автодизель" (бывшем Ярославском моторном заводе). Данный V-образный шестицилиндровый агрегат завоевал популярность еще во времена ...
Двигатель ЗМЗ-406: описание и технические характеристикиСиловой агрегат семейства ЗМЗ-406 представляет собой бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который выпускается ОАО «Заволжский Моторный Завод». Разработку начали в 1992 году, а в серийное производство...
Двигатель 406: технические характеристики и отзывы. Описание двигателей семейства ЗМЗ-406Двигатель 406 производился с 1996 года. Он успел себя зарекомендовать как простой и достаточно надежный силовой агрегат. По уровню надежности этот мотор не уступает, а в некоторых случаях превосходит 402. Данный двига...
Двигатель УД2 - устройство, особенности и техническая характеристикаСтационарные двигатели применяется для привода различных установок – насосов, генераторов и т. д. В СССР таким двигателем стал УД2. Благодаря простой конструкции и легкости ремонта и обслуживания мотор достаточн...
Двигатель ЗМЗ-511: обзор, технические характеристики, особенности и отзывыМоторы ЗМЗ-511 начали выпускаться в 1959 году. Агрегаты массово использовались на автомобилях ГАЗ-53 и -66, эксплуатируются до сих пор. В конце восьмидесятых разработаны новые вариации двигателей этой марки под серией...
БПЛА "Орлан-10": устройство, характеристики и применениеКонструкторами Вооруженных Сил России уже несколько лет ведутся работы по созданию Единой системы управления тактическим звеном. В разведывательных целях ЕСУ ТЗ применяются многоцелевые беспилотные летательные аппарат...
Станция метро «Ховрино»: описание, схема и перспективыСтанция метро «Ховрино» — одна из более чем двадцати платформ, которые планируется ввести в эксплуатацию в текущем году. Открытие новой станции метро на Замоскворецкой линии позволит эффективно решит...
kak.green