То, без чего не может функционировать ни один двигатель внутреннего сгорания – свечи зажигания. Эти важные детали служат для поджигания топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре двигателя, и от их слаженной работы зависит, насколько эффективно мотор будет выполнять свою основную функцию – превращать тепло в механическую энергию, которая приводит колеса автомобиля в движение. В сегодняшней статье мы расскажем о видах свечей зажигания, правилах их выбора и особенностях эксплуатации.
Конструкция «бензиновой» свечи: семь важных компонентов
Строение свечи зажигания простое: цоколь, контактный вывод, изолятор, ребра изолятора, центральный и боковой электроды, уплотнитель.
Конструкция свечи зажиганияЦоколь — это корпус свечи, в котором расположены ее основные элементы. Через контактный вывод свеча подключается к высоковольтным проводам, идущим к катушке зажигания. Изолятор свече необходим для защиты от воздействия высоких температур, особенно в зоне центрального электрода. Ребра изолятора берегут изолятор свечи от пробоев, которые могут происходить на его поверхности. Центральный и боковой электроды служат для генерации искры, от которой поджигается топливно-воздушная смесь, а уплотнитель не дает газам высокой температуры проникать из камеры сгорания цилиндра вовне.
Между боковыми центральным электродом имеется зазор – важная для каждой свечи величина, означающая наименьшее расстояние между электродами. От этого параметра зависит, насколько эффективно искровой заряд сможет воспламенить топливно-воздушную смесь.
В конструкции плазменно-форкамерных свечей (новое поколение свечей, которые появились на рынке в 1999 году) центральный электрод присутствует, а вот бокового нет – его функцию выполняет цоколь свечи. Искра в таких свечах образуется по кругу (так называемый кольцевой зазор), что позволяет эффективно очищать поверхности, между которыми возникает заряд, и продлить срок их эксплуатации.
Установленная в двигателе свеча работает так: при включении зажигания ток от катушки идет по высоковольтным проводам к контактному выводу, далее – по электродам. Между боковым и центральным электродом возникает разряд в несколько тысяч вольт, который и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Важным параметром в работе свечи зажигания, как мы говорили выше, является величина зазора между боковым и центральным электродами. Чем расстояние между этими элементами больше, тем мощнее искровой заряд, и, соответственно, масштабнее площадь воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя. При оптимальной величине зазора ТВС сгорает более эффективно, двигатель показывает высокий КПД и экономно расходует топливо. Заводской зазор свечи можно регулировать от меньшего к большему и наоборот, но — в заданных производителем параметрах.
Виды свечейЕще одна важная характеристика свечей – калильное число. В процессе работы электроды и изолятор свечи нагреваются до нескольких сот градусов Цельсия, и когда их температура превышает определенный производителем параметр, может произойти калильное зажигание – бесконтрольное поджигание ТВС от раскаленных элементов. Предельная нагрузка, которую испытывают при этом элементы свечи, и определяется калильным числом. По величине калильного числа все свечи подразделяют на четыре вида:
Категорически не рекомендуем устанавливать в мотор несоответствующие по калильному числу свечи: «холодные» свечи на маломощном двигателе будут менее эффективно очищаться от нагара, что приведет к перебоям в работе силового агрегата. «Горячие» свечи в высокомощном силовом агрегате вызовут раннее калильное зажигание, что чревато повышенным расходом топлива, выходом из строя свеч и прогоранием днища поршня в цилиндре.
При подборе свечей зажигания советуем прислушиваться к рекомендациям заводов-производителей, которые указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Но если вы хотите добиться от мотора большей производительности, то рекомендуем выбирать свечи, исходя из ниже следующих аспектов.
Аспект 1. По материалу электродов
В двигателях большинства автомобилей с завода устанавливают свечи с электродами, изготовленными из сплава никеля либо железа с медью (наиболее распространенный сплав), хромом и другими металлами. Такие свечи относительно дешевы, имеют непродолжительный эксплуатационный ресурс (в среднем до 50 000 км).
Свечи с платиновыми электродами имеют больший, чем медно-никелевые, запас прочности. Они выдерживают высокие рабочие температуры, вследствие чего их электроды и изоляторы не разрушаются так быстро, как у медно-никелевых. Еще один положительный аспект – стабильное искрообразование в обогащенной или обедненной ТВС. Ресурс работы платиновых свечей зажигания – до 90 000 км.
Платиновая свеча зажиганияСвечи зажигания с иридиевыми электродами имеют схожие с платиновыми «свечками» эксплуатационные характеристики. Они отличаются повышенной по сравнению с платиновыми электродами, стойкостью к коррозии, выдерживают более высокие рабочие температуры, способствуют более быстрому образованию искры. Их единственный минус – высокая стоимость. Ресурс работы иридиевых свечей зажигания – до 100 000 км.
Аспект 2. По количеству электродов
Все свечи по своей конструкции делят на два вида: с двумя электродами (боковой и центральный) и тремя или четырьмя электродами (один центральный и несколько боковых).
К преимуществам двухэлектродных свечей отнесем их доступную стоимость. К недостаткам – малый срок эксплуатации, так как образование на боковом электроде нагара препятствует нормальному искрообразованию, вследствие чего ухудшается процесс воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя.
Плюсом многоэлектродных свечей является увеличенный срок их эксплуатации и гарантированное искрообразование: искра может формироваться между центральным и одним из «чистых» боковых электродов, тогда когда другие уже загрязнены продуктами накаливания и не могут выполнять своих функций.
Расположение боковых электродов вокруг центрального в форме цветка имеет еще одно весомое преимущество – боковые электроды не перекрывают образовавшийся в процессе поджигания ТВС факел, что способствует быстрому воспламенению смеси. Благодаря этому топливно-воздушная смесь в цилиндре сгорает эффективнее, что приводит к увеличению мощности двигателя и экономному расходу топлива. Минусом такого вида свечей является их высокая, по сравнению с диэлектродными свечами стоимость.
Аспект 3. По калильному числу.
Тут все просто: если ваш автомобиль имеет двигатель небольшой мощности, ему подойдут «горячие» свечи с низким калильным числом. Если же у вас – спорткар, то для его мотора лучше подобрать «холодные» свечи с высоким калильным числом. Универсальным выбором станет приобретение унифицированных свечей, калильное число которых имеет широкий диапазон.
Аспект 4. По габаритам.
Для различных двигателей предусмотрены свечи зажигания с разными габаритами. Подбор свечей осуществляется в зависимости от таких параметров как диаметр и длина резьбы. Для свечей, которыми оснащаются двигатели автомобилей, диаметр резьбы един — M14×1,25. Для раритетных автомобилей (в основном, американского производства и отечественного — ГАЗ) использовались свечи с диаметром резьбы M18×1,5.
По длине резьбы свечи делятся на три вида: короткие (12 мм), длинные (19 мм) и удлиненные (25 мм).
Свечи с разной длиной резьбыСвечи с короткой резьбой устанавливаются в двигатели автомобилей советского и российского производства – ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, ЗАЗ). Свечи с длинной резьбой – в силовые установки автомобилей ВАЗ, ИЖ, АЗЛК и машины иностранного производства. Свечи с удлиненной резьбой используются для поджигания ТВС в форсированных силовых установках автомобилей иностранного производства.
Распространенные виды поломки свечей:
Причины выхода из строя свечей:
Узнать, что свечи не выполняют своих функций, можно по нескольким признакам:
Читайте также инструкцию: Как заменить свечи своими руками
avtoexperts.ru
Свеча зажигания (искровая свеча зажигания) – составной элемент системы зажигания, который обеспечивает образование искры для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Смесь в цилиндре воспламеняется в строго заданный момент от электрической искры, которая проходит между электродами свечи зажигания.
Свечи зажигания устанавливаются на атмосферные и турбированные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. В устройстве дизельных двигателей свечи зажигания отсутствуют. Конструкция свечи зажигания включает в себя следующие основные элементы:
Также устройство свечи зажигания предполагает наличие резистора, уплотнительной шайбы, корпуса, резьбы для вкручивания в ГБЦ и бокового электрода.
Свечи зажигания присутствуют во всех типах систем: контактной, бесконтактной и электронной системе зажигания. Контактный стержень является местом соединения свечи зажигания с высоковольтным проводом или катушкой зажигания, что зависит от индивидуальных конструктивных особенностей реализации той или иной системы зажигания на конкретном двигателе.
Центральный электрод в устройстве свечи зажигания является катодом, материалом изготовления которого выступает легированная сталь. Для изготовления зачастую используется сплав хрома и никеля. В целях увеличения срока службы центральный электрод современной свечи зажигания также может изготавливаться из сплавов, в составе которых находятся редкие металлы: платина, иридий, вольфрам палладий и другие. Благодаря наличию таких металлов свеча зажигания называется платиновой, иридиевой и т.д. Ресурс свечей зажигания может сильно отличаться, что напрямую зависит от качества, особенностей и материалов изготовления. Обычные свечи служат порядка 25 тыс. километров, тогда как платиновые или иридиевые аналоги могут превышать по сроку службы данный показатель в 2-3 раза.
Соединение центрального электрода с контактным стержнем выполняется через резистор свечи зажигания. Резистор является материалом, который проводит ток. Указанным материалом заполняется свободное пространство между стержнем и электродом. Использование резистора продиктовано необходимостью создания защиты электрооборудования от электрических помех, которые возникают во время образования искры.
Изолятор свечи зажигания керамический и жаропрочный. Его внутренняя часть называется тепловой конус. Указанный конус служит для определения теплового режима свечи зажигания. Температурный режим свечей имеет определенные пороги. Минимальный порог является той температурой, при которой на тепловом конусе свечи начинают выгорать отложения. Максимальным порогом принято считать такой нагрев конуса, когда возникает эффект КЗ (калильного зажигания). Такое самопроизвольное воспламенение топливной смеси может вызывать детонацию двигателя, что является аномальным процессом горения топливного заряда во время работы силового агрегата и приводит к разрушительным последствиям для ДВС.
Зависимо от величины теплового конуса изолятора свечи зажигания имеют разное калильное число и делятся на так называемые «горячие» и «холодные». Также встречаются промежуточные значения. Горячие свечи имеют калильное число 11-14, средними свечами принято считать показатель 17-19, холодные свечи имеют показатель 20 и более. Универсальные или унифицированные свечи зажигания имеют показатель калильного числа на отметке 11-20.
Горячие свечи быстрее нагреваются, при этом отвод тепла происходит медленнее. По этой причине горячие свечи устанавливаются на моторы, которые имеют низкую степень сжатия и работают на топливе с низким октановым числом. Холодные свечи характеризуются медленным нагревом и быстрым отводом тепла. Ставятся указанные свечи на форсированные атмосферные и оснащенные турбонаддувом двигатели с высокой степенью сжатия, которые рассчитаны на бензин с высоким октановым числом. При подборе свечей зажигания необходимо отдельно учитывать тепловой режим работы двигателя и калильное число.
Корпус свечи зажигания изготовлен из металлических сплавов. В нем установлены базовые конструктивные элементы свечи. Наружная часть корпуса имеет резьбу, благодаря чему свеча зажигания вкручивается в головку блока цилиндров. Для дополнительного уплотнения на корпусе часто присутствует специальная уплотнительная шайба.
Также на корпусе свечи присутствует шестигранник под свечной ключ. Закручивать свечу зажигания необходимо с рекомендуемым усилием при помощи свечного ключа. Недостаточный момент затяжки может привести к разгерметизации камеры сгорания, превышение часто заканчивается как повреждениями свечи зажигания, так и резьбы в свечном колодце ГБЦ.
Внизу корпуса находится один или несколько боковых электродов свечи зажигания. Указанный электрод может быть как никелевым, так и выполняться из сплавов редких металлов. Свечи с несколькими электродами имеют увеличенный срок службы, так как после разрушения одного электрода свеча продолжает процесс искрообразования при помощи дополнительных боковых электродов. Центральный и боковой электроды имеют между собой определенный искровой промежуток, который также известен как зазор свечи зажигания. Указанный зазор на разных свечах выставляется на заводе-изготовителе и может отличаться, что зависит от конструктивных особенностей свечи и соответствия конкретной модели двигателя.
Увеличенный зазор позволяет добиться лучшего искрообразования и более эффективного воспламенения смеси, но также требует большего напряжения. По этой причине слишком большой зазор на свечах может привести к пропускам зажигания, повышенному расходу топлива и т.д. Одновременно с этим значительное уменьшение зазора приводит к тому, что процесс воспламенения топливного заряда в камере сгорания становится менее эффективным, двигатель теряет мощность. С учетом вышесказанного самостоятельная регулировка зазоров свечей зажигания путем сгибания бокового электрода без надлежащего опыта подобных действий настоятельно не рекомендуется.
Читайте также
krutimotor.ru
Бензиновые двигатели внутреннего сгорания комплектуются специальными устройствами для воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах. Эти приспособления называются свечами зажигания и от их функционирования напрямую зависит работа силового агрегата. В автомобильных двигателях применяются устройства искрового типа, которые, в свою очередь, различаются между собой по нескольким признакам.
На рынке автокомплектующих присутствует большое количество брендов, известных российских и иностранных производителей. У потребителя часто возникает вопрос, какие свечи зажигания лучше и как правильно подобрать их для конкретной марки автомобиля? Для получения ответа на него необходимо разобраться в принципах работы устройства, основных параметрах и различиях между основными их видами.
Воспламенение топливовоздушной смеси происходит в самом конце цикла сжатия, чтобы к моменту прохождения верхней мертвой точки процесс получил максимальное развитие. Источником огня является воздушный зазор между электродами свечи, где происходит искрообразование. На них подается электрический ток с напряжением в тысячи и даже десятки тысяч вольт.
Между электродами происходит пробой и на короткое время возникает дуга, появление которой сопровождается резким повышением температуры. В результате топливная смесь воспламеняется, а фронт горения распространяется от центра к периферии. При правильно подобранных параметрах свечи процесс протекает в определенных рамках. Двигатель при этом выдает оптимальный параметры.
Описанный выше процесс происходит при каждом цикле работы силового агрегата без пропусков. Нарушения в работе свечи вызывают сбои в его функционировании.
Длительное игнорирование проблемы может привести к достаточно серьезным поломкам и повреждениям деталей двигателя и других систем. В ходе эксплуатации двигателя детали указанного устройства стареют и их характеристики ухудшаются, что опять же сказывается на работе двигателя.
Надежное воспламенение смеси в цилиндре возможно только при использовании высококачественных комплектующих. Свечи зажигания имеют простую конструкцию, включающую три основные детали:
В свою очередь, каждый из перечисленных выше элементов состоит из нескольких частей.
Металлический корпус имеет:
Центральный проводник имеет следующие составные элементы:
Лучшие свечи зажигания на наружной части изолятора обладают несколькими ребрами, расположенными между наконечниками центрального проводника и корпусом. Они предотвращают пробой электрического заряда по поверхности детали. Этот элемент способен выдержать высокие температуры до 1000 ⁰C и высокое напряжение до 60 кВ.
На корпус свечи надевается уплотнительная шайба, защищающая стык между нею и посадочным местом от прорыва газов из цилиндра наружу. От особенностей устройства искровых свечей зависит их рабочий режим.
Видео — краткий обзор свечей зажигания BOSCH 503 WR 78 Super 4:
Важнейшей характеристикой устройства является интегрированный показатель, который принято именовать калильным числом. Он указывает на рабочую температуру той части изолятора и электродов, что находятся в цилиндре двигателя.
Свеча с правильно подобранным калильным числом нагревается до такой степени, что в процессе работы происходит ее самоочищение. При недостаточно высокой температуре возможен разряд через образующийся на поверхности изолятора нагар без нормального искрообразования.
Это приводит к пропускам в работе цилиндра, повышению расхода топлива и потерям мощности. Другая крайность – чрезмерно высокая температура может провоцировать такое явление, как калильное зажигание, не поддающееся контролю.
Другими важнейшими характеристиками данного устройства являются диаметр и длина резьбы, а также параметры шестигранника под трубчатый гаечный ключ. Его используют для выкручивания и закручивания свечи в головку двигателя. В продаже имеются свечи разного вида, что необходимо учитывать при подборе изделия для конкретного двигателя.
При проектировании силового агрегата в него закладываются определенные параметры рабочего цикла. Свечи зажигания при условии правильного подбора обеспечивают лучшие условия для функционирования двигателя во всех режимах. Данные устройство принято классифицировать по следующим признакам:
Каждый из перечисленных выше видов свечей зажигания рассчитан на применение в определенных типах двигателей. При возникновении необходимости в замене данных устройств следует учитывать целый ряд факторов, а ошибки могут привести к нарушениям в работе двигателя. У автолюбителя могут возникнуть вопросы как подобрать свечи зажигания и сделать это правильно.
Важность данного устройства для нормального функционирования двигателя переоценить крайне сложно. Для точного ответа на вопрос, как выбрать свечи зажигания для конкретного автомобиля следует обратиться к технической документации. В официальном руководстве по эксплуатации, что присутствует в комплекте поставки транспортного средства, присутствует перечень рекомендованных производителем изделий.
В случае если такой книги в машине не обнаружено, можно приобрести комплект свечей по образцу, установленному на двигателе. Однако такой способ можно применять далеко не всегда, в том случае если машина куплена с рук на ней могут быть устройства непригодные для использования на данной модели силового агрегата. При отсутствии необходимых данных их поиск можно выполнить в интернете.
Подбор свечей зажигания возможно произвести по результатам изучения официального сайта производителя автомобиля. Здесь можно найти все необходимые данные для поиска наиболее подходящего комплекта изделий. Кроме того, в интернете имеются сайты крупнейших производителей свечей зажигания NGK, Bosch, Denso и некоторых других, где в режиме онлайн можно осуществить подбор свечей зажигания по марке автомобиля, мотоцикла или иной техники.
Техническое обслуживание транспортного средства предусматривает проведение ряда мероприятий, направленных на поддержание надлежащих параметров двигателя.
Регулярная замена свечей зажигания обычно осуществляется через каждые 30 – 60 тысяч км пробега. Указанный показатель зависит от нескольких факторов: правильности подбора изделия, оптимального состава воздушно-топливной смеси, условий езды и качества бензина.
Видео — как можно проверить работу свечей зажигания:
Длительная работа не прогретого двигателя на холостом ходу, короткие поездки во время городских пробок значительно сокращает срок службы свечей зажигания.
Диагностика неисправностей, связанных с выходом данных устройств из строя, может быть произведена по внешнему виду изделия и по работе двигателя в разных режимах работы. Исправная свеча не имеет нагара, следов перегрева и моторного масла, цвет изолятора — молочно-кофейный.
В ходе осмотра следует обращать внимание на недопустимость любых повреждений корпуса, изолятора или центрального проводника. Указанные неисправности свечей могут привести к их выходу из строя, что приведет в конечном итоге к перебоям в работе одного или нескольких цилиндров двигателя. В таких случаях выход один — замена комплекта свечей зажигания на новые устройства, рекомендованные специалистами к установке на данный тип двигателя.
Где и как найти запчасти по VIN коду автомобиля рассказано в статье.
Подбор дисков по автомобилю (подробнее) с примеркой прямо на сайте в режиме онлайн.
Как подобрать аккумулятор (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/podbor-akkumulyatora-po-parametram.html) для своего автомобиля.
Для выполнения данной операции своими силами потребуется соответствующий инструмент: свечной ключ. Наиболее удобным является приспособление с достаточно длинной ручкой воротком и карданной передачей. Порядок замены свечей следующий:
Согласно руководству, свечи должны затягиваться со вполне определенным моментом. После выполнения данной операции следует установить на места наконечники проводов. Производим пробный запуск двигателя и проверяем его работу во всех режимах работы. Провалов и пропусков в функционировании силового агрегата при этом наблюдаться не должно.
В процессе эксплуатации спортивных автомобилей было замечено, что заточенный на конус центральный электрод дает более устойчивое искрообразование. Иридиевые свечи зажигания в сравнении с обычными имеют увеличенный срок службы, объяснение тому простое. Этот металл относится к группе драгоценных и температура его плавления составляет 2454 ⁰C, помимо этого его отличает высокая твердость и стойкость к воздействию агрессивной среды.
Иридиевые свечи зажигания, невзирая на тот факт, что их появление на рынке произошло совсем недавно, заслужили самые лестные отзывы автолюбителей. Статистика показывает, что по многим показателям изделия такого типа дают ощутимое улучшение параметров работы двигателя. Так, для инжектора экономия топлива составляет 6-8 % от уровня потребления того же силового агрегата с обычными свечами.
Использование благородных металлов в конструкции изделий данного типа соответственно отражаться на их стоимости. Высокая цена иридиевых свечей зажигания является одним из основных недостатков автокомплектующих такого типа. С другой стороны расчеты, показывают, что при регулярных поездках на автомобиле окупаемость наступает уже через полгода за счет экономии топлива.
Одни из лучших иридиевых свечей зажигания выпускает японская компания Denso. Согласно данным авторитетного российского автомобильного журнала в ходе испытаний именно изделия данного бренда получили пальму первенства. Свечи этого производителя успешно выдержали испытания на стенде и в условиях полигона.
Подводя итоги из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы: исправные свечи зажигания являются необходимым условием нормальной работы двигателя. Применение высококачественных современных устройств дает улучшение динамических и экономических характеристик двигателя.
Если же коротко сформулировать ответ на вопрос, какие свечи зажигания лучше, то ответ будет такой: для автомобилей, которые эксплуатируются каждый день, рекомендуются изделия с дорогими иридиевыми или платиновыми электродами. Для тех же, кто ездит немного приобретение таких свечей не даст быстрого эффекта, вместо них можно использовать обычные качественные свечи зажигания.
Как выполнена классификация автомобилей по классам таблица расскажет нагляднее всего.
Новый Рено Дастер (статья о нем) по полярности среди автолюбителей лидирует в своем ценовом диапазоне.
Дневные ходовые огни (http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/svetotexnika/dnevnye-xodovye-ogni.html) — что это такое и как их подключить.
Видео — презентация новых свечей зажигания DENSO TT без применения драгоценных металлов, которые по своим характеристикам приближаются к иридиевым свечам, но существенно ниже по цене:
Может заинтересовать:
Как быстро избавиться от царапин на машинеДобавить свою рекламу
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стеклоДобавить свою рекламу
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru
В вопросе, какие свечи зажигания купить или какие свечи зажигания лучше — каждый руководствуется своими знаниями и понятием о том, что такое хорошие свечи. Как показывает практика, единицы придают вопросу выбора свечей большое значение.
Основными характеристиками этих устройств являются:
Теперь обо всем вышеупомянутом более детально...
Данный параметр первое, на что вы должны обратить внимание прежде чем купить свечи. Калильное число свидетельствует о том, при каком давлении в цилиндре будет возникать калильное зажигание, то есть — возгорание от контакта смеси с нагретым электродом, а не от искры. Этот показатель очень важен, он обязательно должен соответствовать требованиям двигателя вашего авто. В некоторых ситуациях разрешается кратковременное применении свечей зажигания с увеличенным показателем калильного числа. Использование свечей с меньшим значением строго запрещено, поскольку это чревато печальными последствиями, такими как: прогорание поршней, пробой прокладки ГБЦ и прогар клапанов.
Расстояние между центральным и боковым электродом называется — искровым промежутком. У каждого производителя данное значение свое, поэтому какая-либо регулировка может обернуться перебоями в работе, а также плохой производительностью. Если вы нечаянно отогнули электрод, то попытайтесь сделать зазор таким каким он был до этого (сравните с новой свечой) или просто замените свечу на новую.
Изначально конструкцией свечи был предусмотрен лишь один боковой электрод, однако несколько лет назад производители стали экспериментировать и в продаже появились двухэлектродные, трех- и даже четырехэлектродные свечи зажигания. Некоторые "далекие" автовладельцы ошибочно полагают, что количество электродов удваивает производительность свечи вдвое, а значит и увеличивает мощность двигателя. Это огромное заблуждение, цель количества — качество и стабильность, то есть когда не сработает один, то подхватит второй, таким образом искрообразование становится более стабильным и это хорошо ощущается на малых оборотах. Кроме того, многоэлектродные свечи могут похвастаться более продолжительным сроком службы.
Кроме того, в продаже уже не первый день есть свечи, которые напрочь лишены боковых электродов, их задачу выполняют вспомогательные, которые размещены на изоляторе. Такая конструкция довольно перспективна, при работе свечи возникает сразу несколько разрядов по очереди, что позволяет достичь эффекта «танцующей» искры. Единственным их недостатком на сегодняшний день можно считать их высокую стоимость.
Температурный диапазон или режим - это температура, до которой нагревается рабочая часть свечи при работе двигателя. Диапазон в идеале должен быть в пределах от 500° до 900° в независимости от режима работы мотора. В независимости от того каким будет тепловой поток в камере сгорания, какой будет нагрузка на мотор (холостые или максимальная нагрузка), температурный режим свечи зажигания не должен выходить за установленные рамки допуска. Такая критичность объясняется тем, что понижение температуры чревата образованием нагара на изоляторе, который в свою очередь шунтирует («коротит») межэлектродный зазор, провоцируя перебои в работе свечей, а также препятствуя нормальному образованию искры. Кроме этого, из-за повышенной или пониженной температуры электродов снижается срок "жизни" свечей.
Этот параметр означает — зависимость рабочей температуры свечи от режима работы мотора. Чтобы увеличить рабочую температуру теплового конуса принято увеличивать его длину, при этом необходимо соблюдать верхнюю планку 900°, поскольку после этого образуется калильное зажигание.
По тепловым характеристикам свечи зажигания принято условно делить на «горячие» и «холодные».
«Горячие» свечи — те, которые используются на двигателях, в которых есть необходимость достигать температуры, при которой происходит самоочистка от нагара при довольно небольших тепловых нагрузках. Если использовать на таком моторе свечи, которые будут «горячее» установленных, возникнет калильное зажигание.
«Холодные» свечи — применяются в случае, когда необходимо добиться меньшего температурного режима калильного зажигания при пиковых нагрузках двигателя. Такие свечи не будут достигать температур, при которых происходит самоочистка от нагара, поэтому уже очень скоро придут в непригодность.
Несмотря на совершенство, высокое качество и прекрасную производительность современных свечей, инженеры все время придумывают новые и новые идеи, которые делают конструкцию свечи еще лучше. К удивлению многих "нутро" свечей намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Сегодня многие ведущие компании активно используют биметаллические центральные электроды в производстве своей продукции. Внешне такие свечи не имеют видимых отличий – самый обыкновенный центральный электрод из хромоникелевого сплава. Однако самое интересное кроется внутри — медь, расположенная вне зоны видимости делает свое дело, поскольку имеет более высокую теплопроводность, благодаря чему улучшается степень самоочистки от нагара и одновременно повышается уровень защиты от перегрева. Другими словами температурный диапазон значительно расширен, из-за чего они и получили название «термоэластичных».
Появление высокопроизводительных моторов с мощными турбонаддувами заставило инженеров искать пути решения температурного вопроса. Ученые начали работать над поиском и созданием материала более стойкого к эрозии чем хромоникелевый сплав. Результатом поиска и работы инженером стали революционно новые свечи, в которых центральный электрод был сделан из иридиевого, а также платинового сплавов. Они обладают прекрасными характеристиками, хотя не имеют каких-то супер преимуществ перед обыкновенными свечами, их главное превосходство в сроке эксплуатации. Такие свечи зажигания служат минимум в 2-3 раза дольше биметаллических, а стоимость в 2-3 раза выше.
О том как произвести самостоятельную диагностику свечей зажигания читайте здесь
Случается также и такой износ свечи, когда изолятор нормального цвета, а кромки центрального и бокового электрода имеют округлую форму из-за эрозионного износа. В таком случае зазор между электродами будет сильно увеличен, а значит проблемы при запуске мотора — гарантированы, особенно в осенне-зимний период времени. Кроме того, увеличится расход топлива, в данной ситуации причина будет в самом автовладельце, а также в его отношении к свечам и несвоевременной замене. Сильно выгоревшие или корродированные свечные электроды и такой же весь в "язвах" изолятор — свидетельствует о больших перегревах свечи. Возможно причина в чрезмерно низком калильном числе, низкопробном топливе или неправильно выставленном зажигании. Также возможны и другие причины, хотя и менее вероятны — бедная смесь, зависание клапана, перегрев мотора или плохое его охлаждение. Каждая из вышеперечисленных неисправностей может спровоцировать одно и то же — сильную детонацию. Если ваш автомобиль постоянно работает в тяжелых условиях, рекомендую установить более «холодные» свечи зажигания.
Тем, кто регулярно делает перегазовку или «кик-дауны», через некоторое время обязательно узнают том, что такое остекленение свечи. На поверхности изолятора появляется налет желтого цвета с глянцевым отблеском, появление которого происходит в результате резкого повышения температуры в камере сгорания или в следствие резкого нажатия на педаль газа, к примеру, при резком старте. Во время разогрева, отложения которые находятся на поверхности изолятора начинают плавиться, в результате чего образуют электропроводное стеклообразное покрытие. После этого появляются сбои при искрообразовании, это остро ощущается на высоких оборотах. Самое неприятное то, что свечи с таким "заболеванием" не поддаются "лечению".
Калильное зажигание возникает при перегреве изолятора и электрода, вследствие этого оплавляются электроды. Чаще всего причиной перегрева становится неправильно выбранные свечи, а точнее выбраны более "горячие", нежели требуется. Если выбраны "правильные" свечи, то причину необходимо искать в системе питания, возможно причина кроется именно там. К примеру, смесь может быть слишком бедной из-за нарушенной настройки карбюратора или сбоев в работе одного из датчиков (на ДВС с впрыском бензина), чаще всего — ДМРВ. Не лишним будет убедиться в том, что во впускной коллектор не подсасывается посторонний воздух, а также проверить клапана, при необходимости произвести регулировку, поскольку неправильно выставленный угол опережения зажигания, может стать причиной постоянного перегрева свечей.
Результат детонации
Детонация возникает из-за нарушения зазора между электродами, при использовании бензина с низким октановым числом, а также в случае раннего зажигания. Все этого может привести к растрескиванию и выкрашиванию теплового конуса. Для поршневой группы детонация намного опасна и нередко становится причиной прогорания поршней. Проявляется детонация в виде сильной вибрации мотора, а также регулярных «выстрелах» из выхлопной трубы.
На исправном двигателе срок службы современных свечей должен быть не менее 30 тыс. км пробега для классической с-мы зажигания, для электронной — 20 тыс. км. Однако по мнению экспертов фактическая цифра примерно вдвое выше, при этом трудно достижима из-за отсутствия идеальных условий эксплуатации свечей, воссоздать которые можно только в лабораторных условиях.
Ответить конкретно или однозначно на этот вопрос, довольно сложно. Здесь необходимо руководствоваться не только вышеизложенным материалом, но и логикой. К примеру, владельцу ВАЗа «классики», покупать свечи по $20-30 за штуку это, по меньшей мере, глупо и бессмысленно. Также сложно себе представить владельца дорогого Mercedes, который покупает дешевые свечи с низким ресурсом и плохими характеристиками.
Если запуск двигателя происходит с трудом, а после работа мотора сопровождается перебоями, прежде всего проверьте свечи зажигания.
Работоспособность свечи зажигания сохраняется при исправных электродах без видимого износа, целом тепловом конусе изолятора и герметичном корпусе. Проверить работоспособность свечей зажигания можно способом проверки наличия искры и проверки электроцепи. Первый способ широко применим автовладельцами.
Чтобы проверить искру можно использовать: пьезоэлектрический пистолет-пробник, диагностический тестер или стенд с барокамерой. Кроме того, определить нерабочую свечу можно простым методом исключения, для этого на рабочем двигателе просто по-очереди нужно снимать высоковольтные провода. Если после того как вы сняли провод со свечи, а работа мотора не поменялась — эта свеча и будет нерабочей. После того как обнаружите неисправную свечу не спешите выбрасывать, пусть последнее слово скажет специальное оборудование.
На этом у меня все, надеюсь вы открыли для себя много нового. Теперь при необходимости заменить свечи у вас не возникнет вопроса, какие свечи зажигания лучше выбрать, поскольку вы будете точно знать ответ на этот вопрос.
avtopulsar.ru
Добро пожаловать!Свечи зажигания — они отвечают за воспламенение рабочей смеси и если их убрать, то двигатель просто не заведётся, но кроме этого благодаря свечам так же можно определить состояние двигателя без его разборки, конечно полностью все неисправности вы не выявите в двигателе, но всё же приблизительно понять где поломка при помощи осмотра свечей зажигания можно.
Примечание!Для того чтобы их осмотреть, запаситесь специальным свечным ключом которым вы и будете выкручивать свечи, кроме этого нужен будет небольших размеров гаечный ключ (Он нужен для того чтобы скинуть клемму с аккумулятора) и понадобится тряпка которой руки можно будет протереть после осмотра!
Краткое содержание:
Где находятся свечи зажигания?В зависимости от количества сколько клапанов местонахождение свечей и можно будет узнать, вот к примеру если брать 8-ми клапанные движки, то в них свечи вкручены в боковую часть и идут в цилиндры, на все четыре свечи так же одеваются броне провода (Местонахождение свечей и броне проводов которые к ним подсоединены, вы можете увидеть на фото ниже), которые и дают ту самую искру на свечу и двигатель у автомобиля тем самым начинает работать.
Примечание!В том случае если у вас не 8-ми клапанный двигатель а 16-ти клапанный, то свечи в нём уже находятся немного в другом месте, а именно они так же ввернуты в цилиндры, но только не с боковой части а под прямым углом, кроме этого на свечи уже идут отдельно четыре модуля зажигания (Модули указаны стрелками на фото ниже, соответственно под модулями находятся сами свечи), а не один большой как это было на 8-ми клапанном движке!
Когда нужно делать диагностику свечей зажигания?На свечи смотрят в том случае если двигатель у автомобиля начал себя плохо вести, то есть машина плохо едет, троит и т.д., благодаря свечам и можно будет понять в каком цилиндре произошла поломка, кроме этого свечи так же нужно диагностировать при их замене и если свечи покажут очень плачевный результат (К примеру расплавятся, это из-за детонации происходит) то можно уже для себя сделать вывод что детонацию нужно будет убирать (Зажигание к примеру регулировать, так как оно непосредственно и может привести к детонации) и на таком автомобиле пока ездить не нужно, потому что пройдёт некоторое время и поршни, а так же клапана у вас просто прогорят и автомобиль начнёт из-за хуже ехать и ресурс его будет значительно сокращён, поэтому при детонации ездить на автомобиле пока её вы не уберёте, мы вам не рекомендуем. (Если вы не понимаете что то, задавайте свой вопрос в комментариях или изучайте статью дальше, так как не прочитав её полностью вы действительно можете не понимать о чём идёт речь)
Примечание!Как вы уже заметили большинство фотографий которые расположены ниже, идут с двумя разными свечами, это было сделано лишь потому, чтобы вам было прощё понять что с двигателем вашего автомобиля, вить одной фотографии не всегда бывает достаточно!
Сперва начнём с самого приятного, а именно с нормальной свечи которая говорит о том что двигатель полностью исправен и не требует в него никаких вмешательств, для того чтобы вы знали как должна выглядеть нормальная свеча, взгляните на фото ниже, из которого можно увидеть то что свеча имеет коричневый и серовато-желтоватый цвет который и говорит о том что с двигателем всё исправно, кроме этого электроды свечи тоже немного должны будут изношено, но только немного.
Примечание!Если вы решите поменять свечи, знайте что на всех них идёт маркировка и поэтому при покупке новых свечей, мы вам рекомендуем эту маркировку соблюдать и не ставить свечи с другой совершенно маркировкой!
Если вы сняли свечу и обнаружили на ней сажу, то это будет говорить о том что в автомобиле слишком богатая смесь, или слишком позднее зажигание, в этом случае искра будет хуже проходить и в цилиндрах будут пропуски, в связи с которыми автомобиль будет плохо заводиться (Глохнуть может сразу, а может и вообще не заводиться) и неустойчиво работать на холостом ходу, да и на скорости двигатель тоже будет неустойчиво работать, просто на холостом ходу это будет более заметно. (При этой неисправности вворачивать в цилиндры нужно более горячую свечу)
Примечание!Это может лечиться посредством замены необходимых датчиков (Если это инжектор), в карбюраторе же это лечится правильным выставлением зажигания, и ко всему этому проверьте не забит ли воздушный фильтр (Это и к карбюратору и к инжектору относиться), по необходимости замените его на новый!
Это очень и очень плохой знак, если вы обнаружили на свече масло, то это говорит о том что в данный цилиндр из которого вы вывернули свечку, попадает масло, оно может попадать либо через направляющие втулки клапанов, либо же через поршневые кольца, поэтому в таком случае вам придётся разбирать либо же головку и менять направляющие втулки на новые, либо же полностью снять головку вам придётся и отремонтировать поршня и та и та замена, может относиться к капитальному ремонту двигателя автомобиля.
Примечание!В данной ситуации автомобиль будет вести себя следующим образом, а именно будет плохо заводиться, кроме того двигатель автомобиля может работать подёргиваниями и могут вызываться пропуски в цилиндрах!
Если вы обнаружили то что электроды у свечи немного поплавились, то в таком случае у вас выставлено слишком ранее зажигание которое и может приводить к этому, в этом случае на свечах так же изолятор может быть чисто белого цвета или же может так же быть задразнён, лечится всё это заменой свечи на той марки которая должна быть ввёрнута в цилиндр (Это только нужно делать в том случае, если вы завернули свечу с другой маркировкой которая не подходит для двигателя вашего автомобиля), кроме этого рекомендуем вам проверить работу систем охлаждения и системы смазки, так же рекомендуем вам прочистить форсунки (Только инжектора касается) если они сильно загрязнены и заменить топливный фильтр, на карбюраторных же автомобилях проверьте правильно ли установлены углы зажигания и состав топливовоздушной смеси.
Если на свече вы увидите пепельные отложения, то они могут образовывать только из присадок которые добавляются в моторное масло автомобиля и из присадок которые добавляются в бензин (Масло без присадок быть не может), поэтому в таком случае возможно то что в цилиндры вашего автомобиля попадает то самое масло с присадками (При попадания масла, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов) но если будет попадать масло то такие отложения будут образовывать за очень короткий период, поэтому если у вас с длительным временем начинает образовываться пепельный налёт, то это говорит только лишь о том что в бензин которым вы заправляетесь добавляют всевозможные присадки которые и образовывают налёт на свече (В таком случае смените место заправки и замените свечи на новые).
Примечание!Данный налёт если он будет в большом количестве находится на электродах, то это может привести к пропускам зажигания, в связи с этим автомобиль будет подтраивать время от времени и терять свою приёмистость, одним словом будет ехать ощутимо хуже!
Очень и очень плохой знак, это говорит о том что в двигателе происходит детонация которая может со временем привести в негодность всю вашу поршневую систему и клапана может так же деформировать, поэтому в таком случае не рекомендуем вам эксплуатировать автомобиль даже на короткое время, пока вы не уберёте детонацию, а убирается она заливанием более качественно бензина (Чем больше октановое число бензина, тем меньше будет детонация) и правильной установкой момента зажигания. (Если вы хотите более подробно узнать об этой детонации, тогда изучите статью которая размещена на нашем сайте и которая называется: «Что такое детонация в двигателе автомобиля»)
Как вы уже поняли свечи могут от чего угодно повредиться, а именно из-за детонации, из-за неправильно выставленного зажигания и т.д., но бывают ещё и механические повреждения которые вызваны чем либо, к пример в цилиндр у вас попал камушек и он повредил свечу, в данном случае нужно будет вынуть этот камушек из цилиндра и повредить изломанную свечу на новую.
Примечание!Кроме этого свечка может так же быть повреждена, если завёрнута слишком длинная (Бывают короткие, а бывают длинные свечи) свеча, потому что она будет доставать до поршня и тем самым он по ней будет бить, электроды свечи будут в этом случае повреждены и да и сам поршень тоже может повредиться, поэтому в таком случае рекомендуется сразу без промедления завернуть свечку более короткую, которая предназначена именно для вашего автомобиля!
В этом случае на свече вы будете видеть видимый её перегрев, он может быть как из-за неправильной свечи (Ввёрнута несоответствующего типа), так и из-за слишком раннего зажигания и из-за обеднённой смеси, так же рекомендуем вам в таком случае посмотреть сколько осталось охлаждающей жидкости в бачке и по возможности довести его до нормы, а так же проверьте не забит ли у вас сам радиаторах охлаждения мухами и прочими неприятными для него вещами.
Он может образовываться от неправильной манеры езды, к примеру вы слишком резко ускоряетесь и этот оттенок на ваших свечах будет появляться всё снова и снова, потому что при ускорении температура в цилиндре резко поднимается что и приводит свечу к такому вот оттенку, это лечится всё заменой манеры езды, то есть прекратите резко давать на газ при разгоне делайте всё более плавно, если же вы не хотите менять манеру езды, то в вашем случае можно будет прибегнуть к установке более холодных свеч, благодаря которым не будет никаких пропусков в зажигании и двигатель автомобиля будет работать устойчиво при резком разгоне.
Видели когда ни будь такое? Он образуется из-за того что на свечу при работе двигателя, попадают отложения которые находятся в цилиндре, а приводит это всё к тому что автомобиль будет троить и ощутимо хуже разгоняться, лечится это заменой свечи или же просто убиранию мостика со старой.
Если вы не понимаете когда нужно менять свечи в вашем автомобиле, то в таком случае посмотрите на фотографию чуть ниже, на которой очень чётко показана изношенная свеча, а именно на кончике электрода этой свечи присутствует некая закруглённость и черный налёт который так же называется отложениями, в данной ситуации автомобиль будет плохо заводиться в холодную и слишком влажную погоду, и ко всему этого расход у него будет так же увеличен, лечится это всё заменой свечей на новые.
Это происходит после правильной регулировки зажигания, потому что весь нагар который скопился ранее из-за неправильной установке на поршнях, начинает с них спадать и плавно переходить на свечи, вот после этого и на них наблюдается такой эффект который лечится либо заменой свечей на новые, либо можно при помощи специального аппарата отпескаструить старые свечи и установить их на своё место.
Как правило это являются не сами частички, а всего лишь похожий на них налёт, который во-первых проявляется в виде отложения на свече в виде ярко красного цвета (Вы это можете увидеть на фото), а вот уже сами частички металла появляются из-за воздействия высоких температур и давления в камере сгорания, вызывают данные частички пропуски зажигания так как из-за них искра свечи начинает бить на массу, а вот уже из-за этих пропусков и начинаются проблемы с автомобилем, а именно начинает у него падать мощность и повышается расход у двигателя, данная проблема лечится сменой места заправки так как на заправке бензин могут смешивать с железосодержащими присадками который этот налёт и вызывают, так же данная проблема может возникнуть из-за сильно забитого катализатора выхлопной системы, который будет душить систему и возвращать весь тот воздух который через него не прошёл обратно.
Примечание!Данный налёт очень тяжело убрать со свече и даже если крутить двигатель до высоких оборотов то он тоже из-за давления и высокой температуры не отпадёт, поэтому в любом случае придётся менять свечи на новые и устранять проблему которая к этому приводит, но если вы не можете купить прямо сегодня или на этой недели свечи (Денег нет и множество разных причин ещё бывает), тогда попробуйте немного удалить этот налёт погрузив для этого свечу юбкой (Юбка свечи указана красной стрелкой на фото выше), в ортофосфорную кислоту или так же её можно будет погрузить юбкой в преобразователь ржавчины в котором будет находится эта кислота (см. в таком случае состав), а после завершения опускания свечи возьмите в руки старую зубную щётку или же что то другое (Главное чтобы щётка была не металлической) и ей попытайтесь удалить этот налёт и в завершение промойте свечу сперва водой а затем бензином!
Дополнительный видео-ролик:Поучительный и интересный ролик об том как по цвету свечи зажигания определить то что двигатель исправен , размещён чуть ниже, поэтому смотрите и как говориться более подробно всё изучайте.
vaz-russia.ru
Бензиновые двигатели внутреннего сгорания сегодня являются высокотехнологичными агрегатами с большим количеством узлов и механизмов, работа которых динамично корректируется ЭСУД. Благодаря активному использованию электроники процесс сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе контролируемый, что позволяет добиться высокой мощности и повысить КПД одновременно с уменьшением рабочего объема силового агрегата. Электронное управление также позволяет достичь максимальной топливной экономичности и снижения уровня содержания токсичных веществ в отработавших газах.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик Холла. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструкции устройства, а также о назначении датчика на эффекте Холла в общем устройстве системы зажигания.Система зажигания двигателя обеспечивает своевременный поджиг смеси топлива и воздуха в камере сгорания посредством искры от свечи зажигания. Получается, от нормальной и правильной работы свечей напрямую зависит стабильность работы двигателя. Необходимо также учитывать, что свечи не являются универсальными, то есть для каждого типа двигателя подбирать свечи зажигания необходимо по марке автомобиля.
Читайте в этой статье
Начнем с того, что неправильно подобранные свечи зажигания могут стать причиной увеличенного расхода топлива, снижения мощности двигателя, ухудшения разгонной динамики. В некоторых случаях могут возникнуть симптомы калильного зажигания и другие неполадки, так как процесс воспламенения смеси с несоответствующими данному типу ДВС свечами зажигания становится отличным от нормального, что негативно влияет на общее состояние мотора, стабильность работы двигателя и моторесурс силового агрегата.
Как известно, свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Воспламенение происходит от электрической искры, которая образуется между электродами свечи во время пропускания через нее тока высокого напряжения.
Для разных типов двигателей свечи зажигания изготавливаются с учетом ряда особенностей, главными из которых принято считать:
Указанные параметры являются основными для производителей двигателя, которые рекомендуют тот или иной тип свечей применительно к конкретной модели и марке авто. Наиболее значимой характеристикой при подборе свечей по марке и модели автомобиля является физический размер свечи, а также калильное число. Под калильным числом следует понимать эффективность теплоотдачи свечи зажигания.
Нормальной рабочей температурой свечей зажигания является показатель от 500 до 700 градусов Цельсия. При такой температуре на электродах и других элементах свечи не происходит образование нагара, так как избытки попадающего в камеру сгорания моторного масла полностью выгорают на изоляторе и электродах. Другими словами, реализуется процесс самоочищения свечи зажигания, который необходим для нормальной работы устройства на протяжении запланированного срока службы.
С учетом калильного числа свечи делятся на так называемые «холодные» и «горячие». Простыми словами, калильное число свечей зажигания является параметром, который предполагает нагрев свечи за определенное время до такой температуры, когда топливно-воздушная смесь будет воспламеняться самопроизвольно. В отдельных случаях мотор некоторое время работает после того, как зажигание было выключено. Указанное явление называется «дизелинг» и также может быть вызвано неправильно подобранными свечами.
Если сказать иначе, при КЗ (калильное зажигание) воспламенение смеси будет происходить не от искры зажигания в точно заданный момент, а от контакта с разогретой свечей зажигания. В случае возникновения калильного зажигания процесс сгорания смеси становится неконтролируемым и имеет разрушительные последствия для двигателя, частично напоминая детонацию или вызывая эффект «дизелинга».
Для правильного подбора свечей зажигания по марке автомобиля и модели двигателя необходимо учитывать следующие требования:
В самом начале следует изучить маркировку рекомендуемых производителем ДВС свечей зажигания для конкретного мотора. Указанная маркировка содержит важную информацию о размерах свечи зажигания, теплового конуса устройства и т.д. На данном этапе настоятельно рекомендуется придерживаться инструкции к транспортному средству и официально представленной технической документации. В документах должны быть указаны рекомендуемые свечи и подходящие для замены аналоги. В техническом руководстве на автомобиль может даже указываться отдельная марка рекомендуемых свечей.
Еще одним доступным способом является подбор свечей зажигания по образцу. Владельцу будет достаточно аккуратно выкрутить уже работавшую ранее в двигателе свечу, затем изучить нанесенную маркировку. Далее по индексу в любом автомагазине осуществляется подбор из списка взаимозаменяемых аналогов. Обратите внимание, такой способ можно считать верным только в случае 100% уверенности в том, что в двигателе изначально стоят рекомендуемые свечи зажигания. Если такой уверенности нет, а также отсутствует мануал к авто, тогда читаем дальше.
На начальном этапе самостоятельного подбора пристальное внимание следует уделять геометрическим размерам свечей. Если свеча окажется слишком маленькой по размеру, тогда вкрутить в блок такую свечу зажигания не получится или электроды свечи не будут доставать до камеры сгорания. Если же свеча будет больше рекомендуемой, тогда существует риск удара электродов об поршень, в результате чего возникнет серьезная неисправность двигателя. Помните, только после подбора свечи зажигания по размеру можно переходить к выбору калильного числа.
Как уже было сказано, калильное число определяет тепловые режимы работы свечи зажигания. Более высокое значение калильного числа указывает на то, что свеча «холодная». Такие свечи могут работать в условиях высоких температур и подходят для форсированных и спортивных двигателей. Установка «горячих» свечей на данные моторы будет означать, что устройство быстро перегреется, возникнет эффект калильного зажигания и т.д. Также не следует ставить «холодные» свечи с низким калильным числом на обычные двигатели, конструктивные особенности которых не предполагают использование подобных свечей зажигания. В этом случае свечи не будут очищаться, мотор может работать с перебоями и т.п.
Только убедившись в соответствии свечей зажигания рекомендуемым размерам и калильному числу можно переходить к выбору с учетом особенностей конструкции свечи зажигания. На рынке представлены различные производители свечей зажигания, среди наиболее известных отмечены фирмы: Beru, Bosch, Champion, Denso, NGK.
Для простоты общее многообразие свечей зажигания сегодня можно условно разделить на три основных типа:
Простые свечи зажигания представляют собой керамический корпус, в котором находится центральный электрод. В нижней части выполнена металлическая резьба и расположен боковой электрод. Свечи данного типа наиболее доступны по цене, но имеют небольшой срок службы (до 15 тыс. км.) и наименее качественно осуществляют воспламенение смеси в камере сгорания. При этом продуты разных производителей могут иметь определенные конструктивные отличия в виде медных электродов, а также различной формы бокового электрода для улучшенного искрообразования.
Многоэлектродные свечи отличаются от обычных тем, что вокруг центрального электрода выполнены до 4 боковых электродов. Главным преимуществом является увеличенный срок службы и стабильное образование искры. Если один электрод выходит из строя или загрязняется, искра начинает создаваться на другом электроде. Также свечи зажигания данного типа имеют дополнительный плюс сравнительно с одноэлектродной конструкцией. В обычных свечах боковой электрод немного перекрывает образующийся факел при воспламенении топлива в цилиндре, в то время как свечи зажигания с несколькими электродами воспламеняют факел строго по центру искры. Это значит, что заряд топлива во втором случае лучше поджигается и сгорает более полноценно. В результате происходит увеличение мощности двигателя, снижается токсичность выхлопа и расход горючего. Многоэлектродные свечи зажигания не сильно отличаются по цене от обычных аналогов, имеют больший срок службы и позволяют мотору работать более стабильно.
Иридиевые и платиновые свечи зажигания свечам с тонкими электродами (наконечниками) являются самыми новыми разработками, которые пришли в массы из автоспорта. На спортивных авто было замечено, что тонкие центральный и боковой электроды позволяют увеличить мощность двигателя. Так происходит благодаря усиленной искре, которая образуется на заостренных концах электродов. Минусом тонких электродов является их ускоренный износ в условиях высоких температур.
По этой причине задачей разработчиков стало изготовление свечей зажигания с тонкими электродами, которые могли бы иметь повышенную устойчивость к износу. В результате электроды изготовили из редкоземельных элементов, которыми являются платина и иридий. Иридиевые и платиновые свечи зажигания сочетают в себе долговечность, высокую способность к самоочистке и максимально качественное искрообразование. Различные производители предлагают свечи с несколькими боковыми электродами, прячут центральный электрод глубоко в корпус, комбинируют платину и иридий, уменьшают толщину электродов и т.д. По заверениям изготовителя иридиевые или платиновые свечи могут служить от 40 до 50 тыс. км, увеличивают мощность двигателя и экономят до 5% топлива. Также встречаются позиции, которые рассчитаны на срок службы до 100 тыс. км. Главным недостатком можно считать достаточно высокую стоимость таких свечей зажигания, которая зачастую имеет минимальный порог от 50 у.е. за самый простой комплект.
Следует отдельно учесть, что в мануале к автомобилю содержится список свечей зажигания, которые производитель рекомендовал на момент производства транспортного средства. Со временем ситуация может измениться и список подходящих по параметрам свечей зачастую оказывается расширенным. Для упрощения подбора существуют специальные таблицы взаимозаменяемых свечей зажигания, которые должны быть в наличии у продавцов или представлены на сайтах интернет-магазинов.
Необходимо добавить, что в сети Интернет дополнительно реализованы особые сервисы, которые позволяют осуществить быстрый подбор свечей зажигания по марке и модели авто онлайн. Для подбора понадобится указать модель автомобиля, VIN-код и объем двигателя. Зачастую сервисы предложат сразу несколько подходящих вариантов на указанную модель транспортного средства.
При кажущейся простоте подбора свечей зажигания по марке автомобиля, перед покупкой стоит убедиться, что на упаковке с новыми элементами отдельно указан список моделей, на которых допускается использование данных свечей. Также советуем обратить внимание на репутацию продавца (особенно в случае покупки в интернет-магазинах). Дело в том, что сегодня на рынке представлено большое количество низкосортных подделок.
Внимательно осмотрите комплект приобретаемых свечей зажигания, а также обратите внимание на упаковку. Сами свечи не должны иметь сколов на изоляторе, повреждений электродов и других дефектов. В случае приобретения нового комплекта в автомагазинах или торговых точках уточните возможность проверки работоспособности свечей зажигания на специальном пророверочном стенде. Такое оборудование обязательно должно быть в наличии у дилера с высокой репутацией.
Напоследок добавим, что подбор свечей зажигания на автомобили с ГБО требует отдельного подхода. При выборе необходимо проконсультироваться со специалистами-установщиками газового оборудования на автомобиль, а также попросить продавца свечей уделить данному вопросу повышенное внимание.
Читайте также
Иридиевые свечи зажигания
Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.krutimotor.ru
После приобретения автомобиля появляется вопрос - когда правильно менять свечи зажигания - по их фактическому износу или в рекомендованный производителем машины или свечей срок. Иногда необходимость замены возникает намного раньше рекомендованного срока, а бывает и наоборот, двигатель работает нормально, при этом рекомендуемый срок замены свечей давно вышел. Если внеплановая замена уж точно не навредит, то интересуют последствия, если не менять свечи зажигания в указанные (рекомендованные) сроки.
Есть много факторов, которые влияют на то, как долго ваш автомобиль может работать на одном комплекте свечей зажигания без необходимости замены. Это и стиль вождения, марка и качество топлива, которое используется, марка и производитель самих свечей, общее состояние двигателя автомобиля. Замена свечей зажигания – простая процедура, под силу любому новичку, да и новые свечи стоят не очень дорого. Однако, надо уметь определять, когда требуется замена свечей зажигания или высоковольтных проводов, чтобы двигатель был всегда в отличном состоянии. Новые свечи зажигания поддерживают оптимальную работу двигателя и его эффективность. Двигатель автомобиля, при каждом рабочем цикле производит зажигания в нужное время для воспламенения рабочей смеси. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи. Но если в зажигании будут появляться проблемы, это влияет на мощность двигателя и на объем испарений топлива из двигателя, которые не сгорели.
Новые автомобили оснащены бортовым компьютером, которые подсказывают водителю с помощью индикации на панели приборов Check Engine, которая указывает на проблемы в работе двигателя автомобиля. Чтобы уменьшить пропуски зажигания в двигателе и для поддержания его максимальной производительности, важно менять свечи зажигания, в то время когда они только начинают изнашиваться. Производители свечей определяют период эксплуатации в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды. Так, для классических свечей, средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега (30-35 тыс. км). Для платиновых и иридиевых - не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель.
Обычная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также, во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на поршень, шатун и коленвал. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.
Длительное время использовались обычные одноэлектродные свечи. В принципе, они наиболее распространены и сейчас. Но прогресс не стоит на месте и сейчас появились новые, модные, крепкие и дорогие платиновые да ещё и с несколькими электродами по центру или сбоку.
Платиновые одноэлектродные свечи зажигания Двухэлектродная платиновая свеча зажигания Трёхэлектродная Четырехэлектродная
Отличием является специальная наплавка, в которой и содержится, этот дорогостоящий метал. Иногда сам центральный электрод выполнен из сплава платины, которая более устойчива к коррозии и химическим разрушениям, нежели хромоникелевый сплав. Цена соответственно. Такие свечи более низки по характеристикам калильного зажигания. При этом срок службы увеличивается, чуть ли не в три раза. Для тех, кто не в курсе, калильное зажигание - это процесс которым нельзя управлять, возникает вследствие воспламенения рабочей смеси от раскалённых частей свечи. Несколько электродов сделано как раз для увеличения службы свечи. Если вы думаете, что искра появляется между всеми электродами сразу, то вы заблуждаетесь. Между двух, как только поверхность одного из них засоряется, в работу включается следующий электрод, к которому электрическому току проще прорваться (где меньше сопротивление). Многоэлектродные свечи служат дольше, но ухудшают эффективность сгорания из-за маскировки этими дополнительными электродами очага воспламенения в камере сгорания получается, что кпд мотора с такими свечами ниже. Вдобавок, дополнительные боковые электроды интенсивно поглощают тепло, делая свечу «холоднее». Так же играют большую роль в уменьшении службы эксплуатации свечей зажигания климат и условия эксплуатации.
Прежде всего, открыть инструкцию к своему авто. В ней обязательно указывается тип рекомендованной свечи или ее аналог. Ну а если таковой нет, значит, подбираем свечу по калильному числу, которое должно быть наиболее близко к тому, которое имеет «родная» свеча, стоящая на двигателе вашего автомобиля. Калильное число – это величина, которая показывает время, по истечении которого, свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается. Соответственно с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим «холодная». При небольших нагрузках отлично работают « горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает, это может привести к « калильному» зажиганию. Результат – потеря мощности двигателя. Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности. Избежать калильного зажигания можно, надо только соблюдать несколько простых правил: первое - не допускаем ранней установки зажигания; во вторых – заливаем топливо, соответствующее данному двигателю; и в третьих – следим за внешним видом свечи.
Как же узнать, когда нужно использовать ту или иную свечу? Надо иметь в виду, что условия работы свечей летом и зимой различны, следует вывод – правильнее всего иметь два комплекта свечей: летний с «холодными» и зимний с «горячими». Если вы ездите зимой и часто стоите в пробках, то лучше всего поставить свечи более горячие, ну а если летом вы гоняете на высоких скоростях, да еще и на дальние расстояния, то, конечно, поставьте холоднее. Для длинных расстояний и высоких скоростей – «холодные» свечи, а для коротких и на малой скорости – «горячие» свечи. Так же на выбор свечи влияет и размер двигателя, чем он больше, тем «холоднее» свеча. Та же самая свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая». Как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, и как она будет отдавать тепло, зависит так же от материала изолятора и длины теплового конуса.
Если вы правильно подобрали свечу, то при использовании ее, изолятор должен иметь светло-коричневый цвет. А если цвет изолятора очень светлый, даже белый, то это говорит только об одном, что эта свеча слишком «горяча» и нужно заменить, на более «холодную». И еще один момент, если на свече вы обнаружили сильный нагар, значит при работе двигателя, свеча не нагревается до нужной температуры. В этом случае нужно заменить ее, на более «горячую» с меньшим калильным числом.
«Горячие» и «холодные» свечи
Температурный режим свечи маркируется калильным числом. Как правило, чем оно меньше, тем свеча «холоднее», то есть тем интенсивнее она поглощает тепло из камеры сгорания и рассеивает его в воздухе и головке блока. Чем больше — тем свеча «горячее». «Холодные» свечи применяют для высокофорсированных двигателей, а «горячие» — для относительно малонагруженных моторов.
Кривые температурного режима «горячих» (1), «умеренных» (2) и «холодных»(3) свечей зажигания
Конструктивные отличия свечей с различным калильным числом заключаются, в основном, в длине теплового конуса изолятора, омываемого раскаленными газами. «Горячая» свеча (1) интенсивно нагревается, но медленно рассеивает тепло, «холодная» — наоборот (3). «Умеренная» свеча —посередине (2)
Свечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году - перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов.Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, такие как отвертка или шило, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать.
Черный влажный нагар (как на фотографии) говорит об избытке масла в картере двигателя. Сухой черный нагар свидетельствует о недостаточной нагрузке автомобиля. Сухой белый нагар — следствие слишком раннего зажигания. В идеальном случае на конусе не должно быть никакого нагара, а его цвет должен быть между светло-коричневым и светло-серым.
Причиной нагара так же может быть не качественное топливо. Качество бензина можно проверить и в домашних условиях.
Подходящий инструмент для очистки свечей - щетка из тонкой стальной проволоки.
Лучше же всего свечи очищать химическим способом.Химический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине.2) Просушить.3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название - уксуснокислый аммоний).4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора).5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой.6) Хорошо промыть горячей водой.7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.
Зазор между электродами свечи регулируется подгибанием бокового электрода, причем для измерения величины зазора следует применять не плоский, а цилиндрический щуп (отрезок проволоки подходящего диаметра). Дело в том, что в результате износа в боковом электроде образуется выемка, поэтому измерение плоским щупом даст неправильный результат. Для карбюраторных двигателей зазор должен быть 0,7–0,85 мм, а с системой впрыска – 1,00–1,13 мм. Для того что бы узнать зазор рекомендованный для вашего автомобиля, обратитесь к технической документации, Удобен специальный ключ (предназначенный для технического обслуживания системы зажигания) с набором необходимых щупов. Аккуратно подгибая или отгибая боковой электрод, добиваемся требуемого зазора.
Влияние зазора свечей зажигания:
Большой зазор хорошо влияет на воспламенение топлива, так как между контактами попадает очень много топливной и воздушной смеси, вероятность поджига которой очень велика.К сожалению, при большом зазоре, вероятность обрыва искры намного больше. На высоких оборотах это проявляется как пропускание воспламенения в определенных цилиндрах (двигатель троит). Часто топливо взрывается уже в выхлопной системе и слышны хлопки.Происходит это из за того, что энергии катушки не хватает что бы пробить большой зазор с такой большой скоростью (частотой) работы свечи.
При маленьком зазоре искра будет очень мощная, но очень короткая. Из за малого доступа к топливо-воздушной смеси это может стать проблемой и свечи просто начнет заливать. Проявляется это опять в том, что двигатель начинает троить. На больших же оборотах очень вероятен поджиг дуги на свече. Из за короткого промежутка и больших оборотов, искра просто не успевает разорваться и между контактами образуется постоянный поток плазмы. Это опасно, так как может привести даже к сгоранию катушки зажигания - по сути получается короткое замыкание на длительное время выхода (контактов катушки зажигания). Двигатель тоже работает не стабильно на высоких оборотах и может даже заглохнуть (клинить).
В случае подбора зазора между контактами свечи зажигания обычно преследуют две цели: 1. Добиться более высоких оборотов двигателя - если говорить точнее, то добиться высокой частоты срабатывания свечи и при этом стабильной работы двигателя. 2. Добиться экономии топлива - заставить двигатель стабильно работать на низких оборотах, всегда эффективно сжигая топливо в цилиндрах.
Выбирайте свечи внимательно по рекомендациям авто-производителя и технической документации. Вовремя проведенное техобслуживание свечей зажигания продлит как срок эксплуатации самих свечей, так и всего двигателя в целом.
bazila.net