ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

И целого миллиона мало: опыт владения Smart Roadster. Smart двигатель


Тюнинг и опыт владения Smart Roadster (Смарт Родстер)

Взгляд со стороны

Сердит и суров смартовский родстер. Ничего общего с добродушным колобком ForTwo. Раздутые колесные арки, фары в стиле TVR Tuscan, задняя оптика а-ля Honda S2000, двойной выхлоп по центру по образу Lotus Esprit V8 – все органично упаковано в кузов длиной меньше, чем Daewoo Matiz. Сложно поверить, что этому дизайну уже чертова дюжина лет.

Все внимание на себя, естественно, оттягивает винилография. Да, это именно пленка, хотя и весьма качественная. Сюжет рисунка, вдохновлённый прозвищем владельца, достоин комиксов Marvel – доброе привидение Каспер выросло и, используя свои способности проходить сквозь стены, сделало карьеру грабителя банков.

С позиции теоретического занудства Smart Roadster – не родстер, а тарга. Процесс сброса крыши довольно прост. Сначала, нажав кнопку на центральной консоли, вы сдвигаете тканевый верх, затем придется выйти из машины и снять боковые панели, которые убираются в багажник. Задняя стойка, она же дуга безопасности, остается на своем месте в любом случае.

Если большинство родстеров просто украшены пластиком от Brabus, то хозяин этого Smart во всем старается избегать стандартных решений, идя своим путем. Так, брабусовская губа переднего бампера удлинена и получила боковые клыки, визуально повторяющие линию крыла. Крышку багажника украшает интегрированный спойлер в стиле duck-tail. Изящный 10-сантиметровый хвостик, выглядящий как заводской элемент, создан по индивидуальному проекту.

С колесами отдельная история. Это зимний вариант, полученный путем расширения стандартных 15-дюймовых дисков. Передние колеса получили вставки в 3,5 дюйма, и по 3 дюйма пришлось на зад. Штатная резина, надетая на такой хенд-мейд, дала стретч-эффект, а покраска в цвет gun-metal довершила картину. Летом родстер переобувается в диски R17 от Lorinser.

Внутри

Посадка в автомобиль высотой чуть больше метра – всегда неплохая разминка для разленившихся мышц. В стоковом родстере это усугубляется нешироким дверным проемом. Так что встречающие меня ламбо-двери для Smart – не баловство, а важный элемент эргономики.

Засунув себя в салон, оказываюсь в тюнинговом царстве-государстве. Передняя панель, сиденья и ряд других элементов обшиты синей кожей. Экстравагантный выбор цвета очень легко объясним. Стекла Смарта имеют зеленоватый оттенок, поэтому белый интерьер, о котором мечтал хозяин, через их призму выглядел бы унылым… ну вы поняли.

Боковые стойки обшиты алькантарой. На правой из них приютились дополнительные приборы Defi, показывающие температуру и давление масла, а чуть выше виден один из высокочастотников Audison. Музыкальная подготовка у родстера очень серьезная, качество ее звучания было высоко оценено жюри соревнования «Петербургский Автозвук».

По ширине салон родстера лишь немного уступает современным моделям гольф-класса, поэтому жаловаться на тесноту не приходится. Кресла с интегрированными подголовниками имеют весьма удачный профиль, но регулируются только взад-вперед. При отсутствии регулировок руля это могло бы стать препятствием при выборе оптимальной посадки, но не стало. Насыщенность опциями – это вообще не про Smart Roadster, будь он хоть трижды Brabus и Limited Edition впридачу. Так что только кондиционер, стеклоподъемники и электропривод крыши. Зато вес чуть больше тонны – все по заветам Колина Чепмена.

В движении

При такой впечатляющей внешности обидно было бы ездить со стоковыми 82 л.с. под капотом. Двигатель родстера прошел впечатляющий комплекс доработок в московском ателье, специализирующемся на тюнинге и подготовке Смартов для различного рода гонок. Расточка головки блока, замена впуска/выпуска и увеличение давления наддува до 1,5 бар (в стоке 1 бар) дали на выходе 130 л.с. Версия от Brabus со своими 101 л.с. бьется в истерике, позеленев от зависти. В теории этого должно хватить чтобы достигать отметку первой сотни за 6 секунд.

С нетерпением давлю на кнопку Start/Stop, перекидываю рычаг шестиступенчатого «робота» в Drive и выжимаю газ. Чуда не случилось, параллельные старты с моей стоковой Audi А5 показали, что разгон родстера до 100 км/ч – на уровне 9 секунд. Это всего лишь на секунду лучше исходной версии.

Кто виноват? Известно кто, треклятый «робот». Сколько не заряжай мотор, это тормознутое создание обязательно все испортит. Каждое переключение – это толчки, провалы в тяге и потеря времени. Но сказать, что деньги на тюнинг выброшены на ветер, тоже нельзя. Ведь не дрэгом единым жив смартовод!

Подхват на низах стал ощутимо лучше, чем у стока, в верхнем диапазоне оборотов все тоже гораздо бодрее. В общем, то что надо для бодрого перемещения в транспортном потоке. Приятным бонусом стала возможность пустить Smart в занос при первой же возможности – за стоковым родстером таких привычек отродясь не водилось.

Занятно, что жестким зубодробительным дрифт-каром Roadster при этом не является. Я изредка по ночам ворую у жены ее Smart ForTwo второго поколения и могу с завистью утверждать, что тюнинг подвески пошел родстеру на пользу.

Жесткое громыхание даже от маленькой ямки, после которого немедленно хочется отправиться в сервис на диагностику, сменилось упругими шлепками. А ведь родстер еще и занижен на 50 мм, но умудряется нигде не чиркнуть. Удивительное рядом…

И все это – в атмосфере тишины автомобиля двумя классами выше. Полная виброшумоизоляция не прошла даром, в отличие от стокового варианта здесь не нужно орать на пассажира, когда скорость превысила 60 км/ч. Но открыть окна все-таки стоит, ибо звуки редкой выхлопной системы JanSpeed и перепускного клапана турбины стоят того, чтобы ими насладиться.

История выбора и покупки

В 2013 году Дмитрий начал выбирать первое авто для своей девушки. Очень быстро стало понятно, что ничего приличного и полноприводного за первоначальный бюджет в 700 000 рублей найти не удается. Все шло к тому, что ставки придется повысить до 1 100 000 рублей, а первым автомобилем, скорее всего, будет BMW X1.

Все карты попутал друг, предложивший посмотреть недавно пригнанный из Италии Smart Roadster. Модель настолько зацепила, что уже на следующий день, забыв о первоначальной цели покупки, Дмитрий стал искать себе автомобиль для души. Любимой девушке было предложено осваивать азы вождения на его собственном BMW.

Поиски привели его в компанию, много лет специализирующуюся на продаже и обслуживании подержанных Smart. Хорошие отзывы в интернете, трехмесячная гарантия на продаваемые автомобили, сервисная поддержка – все звучало убедительно. Увидев в прайсе автомобиль мечты – черный Smart Roadster 2004 года выпуска с пробегом 78 000 км, – Дмитрий радостно отдал за него 320 000 рублей.

Ремонт

Автомобиль продавался на немецких номерах, поэтому съездить в еще один сервис для диагностики возможности не представилось. Но познакомиться с другими питерскими мастерами по Смартам Дмитрию пришлось очень скоро. Первая поломка случилась уже через пару дней, и дальше – больше. Родстер периодически глох на ходу, не работали кондиционер и подогрев сидений, заедала крыша. Список можно продолжать, но уже немало…

Диагностика на двух других станциях (всего в Питере лишь три сервиса, специализирующихся на Smart) выдала неутешительные результаты. ТО на авто не делалось как минимум 20 000 км (при декларируемых продавцом 2 000 км после ТО), а состояние ряда агрегатов явно говорило о скрученном пробеге. При разборе салона выяснилось, что тот был изрядно подмочен. Родстер имеет немало мест, откуда в салон попадает вода, поэтому требует регулярной просушки. На этом экземпляре такого не делалось, похоже, никогда.

А как же «трехмесячная гарантия»? Как обычно бывает в таких случаях, она кончилась сразу же после передачи денег продавцу. Бесплатно были устранены только проблемы с кондиционером и подогревами. Только после визита на эвакуаторе была наконец-то признана гарантийным случаем неисправность датчика положения коленвала, из-за чего Smart глох на ходу.

В общей сложности на приведение Smart в чувство было потрачено более 200 000 рублей, два месяца времени и несчетное количество нервных клеток. Из основного: капитальный ремонт двигателя (70 000 рублей), замена турбины (35 000 рублей), новое сцепление (25 000 рублей) и актуатор (15 000 рублей). Обычно указанные работы проводятся как минимум при пробеге 140 000 км. Мыслей бросить все у Дмитрия не было – Smart всерьёз запал ему в душу.

Тюнинг

Как только стало понятно, что родстер – на пути к выздоровлению, тюнинг полностью захватил все мысли Дмитрия.

Экстерьер:

Двигатель:

Ходовая:

Интерьер:

Общая сумма доработок просто ошеломляет. В Smart вложено более 1 000 000 рублей. И самое главное, что это еще не конец.

Эксплуатация

Расходы:

Планы

Дмитрию, с одной стороны, хочется остановиться и перевести родстер в разряд исключительно летних авто и наслаждаться драйвом. Но тюнинговый бес постоянно нашептывает то одну, то другую идею.

Летом, после того как будет налажен неработающий кондиционер и исправлено крепление выхлопа, родстер ждет ряд новых доработок. Если несколько лет назад диски Lorinser для Smart были экзотикой, то сейчас это уже мейнстрим. Уже куплены новые трехсоставные диски и тормоза от Golf GTi пятого поколения.

Экстерьер преобразится благодаря занижению задней оси. Пленка на кузове будет отполирована и покрыта защитным составом. Через пару лет Дмитрий планирует полностью от нее отказаться и перекрасить кузов. Все-таки серьезные тюнинговые проекты обходятся без пленочных решений.

Тогда же возможна реализация и самого амбициозного плана – установки на родстер механической коробки от трехцилиндрового BMW или Volvo, которые к тому времени как раз начнут попадать на разборки.

История модели

Бренд Smart (Swatch Mercedes Art), как ясно из названия, обязан своим рождением Николасу Джорджу Хайеку, основателю одноименной часовой компании. Именно он автор идеи создания экономичного и стильного сити-кара. Вначале проектом, неофициально именовавшимся Swatchmobile, заинтересовался Volkswagen, но в конце концов сотрудничество было налажено с Daimler-Benz.

В Штутгарте уже несколько лет велись испытания компактного автомобиля с прочной яйцеобразной пассажирской капсулой, так что идея Хайека пришлась ко двору. В 1994 году для реализации задуманного было создано совместное предприятие Micro Compact Car AG (MCC), которое занялось подготовкой к выпуску Смартов. В 2002 году Swatch вышла из проекта, мереседесовцы полностью выкупили их долю, переименовав впоследствии новое подразделение в Smart GmbH.

Первый серийный Smart появился в 1998 году. Smart City Coupe оснащался четырьмя типами турбомоторов, самый мощный из которых развивал 61 л.с. и сочетался с роботизированной коробкой на шесть ступеней. На удлиненной платформе City Coupe (позже переименованного в ForTwo) в 2000 году был представлен первый прототип модели Roadster, субкомпактного заднеприводного спорткара со среднемоторной компоновкой.

В 2003 году были показаны серийные Roadster с мягким тентом и Roadster Coupe со съемными панелями крыши. Roadster оснащался двумя вариантами трехцилиндрового турбомотора объемом 0,7 литра, (60 и 81 л.с.). Для Roadster Coupe была доступна только наиболее производительная модификация этого двигателя. Для тех, кому этого было мало, существовала версия от Brabus, с двигателем мощностью 101 л.с., спортивными настройками подвески и 17-дюймовыми колесами. Коробка передач в любом случае была одна – безальтернативный «робот».

Тот же Brabus представил в 2003 году вершину эволюции компактного спорткара. Smart Roadster V6 Biturbo мог похвастаться двигателем, сделанным на основе двух стандартных смартовских моторов. Тюнинговый монстр мощностью порядка 215 л.с. был выпущен ограниченным тиражом в 10 экземпляров. Впоследствии почти все они были уничтожены. Из-за небезопасного размещения бензобака использование родстера на дорогах общего пользования было запрещено.

К сожалению, выпуск всех модификаций модели был прекращен в 2006 году. За все время производства Smart принес концерну Daimler-Benz больше убытков, чем прибыли. Причиной провала были не продажи (они как раз оказались выше ожиданий), а огрехи сборки и невероятные расходы на отзывные кампании.

Бренд решили сохранить, но производственную гамму в итоге сократили, оставив на конвейере только модель ForTwo. За три года производства Roadster и Roadster Coupe были выпущены суммарным тиражом около 43 000 экземпляров.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/9249914/»>Нравится тюнинг?</a>

Читайте также:

www.kolesa.ru

Разгоняем скуку при помощи пары хэтчей Smart Fortwo. Тест-драйв smart fortwo — ДРАЙВ

Smart fortwo. Пасмурная осенняя погода вряд ли испортит настроение водителям, в руках которых такие яркие малыши, как Смарты. Оба попавших к нам аппарата — нынешней генерации и предшествующей — на вид улыбчивы и несерьёзны. Впрочем, несерьёзность эта больше внешняя, напускная. В этом можно убедиться, узнав машины поближе.

Леонид Попов, 28 ноября 2012. Фото Драйва и фирмы Daimler

Пасмурная осенняя погода вряд ли испортит настроение водителям, в руках которых такие яркие малыши, как Смарты. Оба попавших к нам аппарата — нынешней генерации и предшествующей — на вид улыбчивы и несерьёзны. Впрочем, несерьёзность эта больше внешняя, напускная. В этом можно убедиться, узнав машины поближе.

«А ведь был Жук», — совершенно неожиданно заключил дедушка, расспрашивавший меня о чёрно-голубом Смарте-на-двоих текущего поколения. Сценарий нашей беседы был типовой. Это на дороге соседи по потоку предпочитают букашку-Смарт подчёркнуто игнорировать, а вот прохожие на улицах любопытствуют часто. «Немецкий? Двигатель сзади? А охлаждение водяное? А сколько стоит?» — подошедший на парковке старичок улыбался и щеголял познаниями в технике, но сразу сник, узнав, что просят за это чудо сильно поболее семисот тысяч. Тут-то мой собеседник печально вздохнул и выпалил про Жука, очевидно, подразумевая тот самый, первый, народный автомобиль с «воздушником» в заднем свесе, ухитрившийся десятки лет простоять на конвейере и покорить мир. Нет, дедушка, к Смарту нельзя подходить с меркой «сколько автомобиля за эти деньги», его характер и назначение вообще нелегко распознать по облику.

Оценка внешности — дело субъективное, но, на мой взгляд, старый чёрненький Смарт ничуть не проигрывает новому в визуальной привлекательности. Но время идёт, и второе поколение Smart Fortwo coupe закономерно обошло предшественника в других дисциплинах.

Чтобы лучше разобраться в повадках крохотной повозки, мы решили подобрать ей компаньона. Прямых соперников у Смарта на нашем рынке нет, так что оттенять достоинства и недостатки новичка вызвался Смарт первого поколения. У нас он был в исполнении от ателье Brabus, но это мало что меняло. Дело в том, что нынешний топовый Смарт и без всяких шильдиков знаменитой тюнинговой конторы мощнее старого Брабуса (84 л.с. против 75), но при этом Fortwo второй генерации килограммов на 20–30 тяжелее Смарта «первого» (точные значения паспортного веса разных версий в разных источниках расходятся, а в общем оба — что-то около 800 кг). Итак, по тяговооружённости они примерно сопоставимы.

Обе машины, как оказалось, очень близки и по духу. Навскидку, какие эпитеты вы им бы приписали, встретив в потоке? Женский, городской, для пробок, эдакая дамская сумочка с мотором. Неверно всё! По поведению на дороге и ощущениям водителя в Смарте куда больше мужского, чем женского, в пробках на нём толкаться неинтересно и не слишком комфортно, по вместимости для багажа Смарт куда способнее, чем кажется на первый взгляд, а на загородных трассах дарит владельцу больше радости, чем в городской толчее. Так, от стереотипных представлений справедливым остаётся разве что удобство парковки, но и тут не всё так просто.

Наш тестовый образец представляет топовую версию с турбомотором и дополнительными опциями, но даже «в базе» с «атмосферником» на 71 «лошадку» модель Smart Fortwo coupe стоит в России 640 тысяч рублей. В Европе, к слову, Смарт является доступной машиной. Таковы хитрости ценообразования и позиционирования. И всё-таки, пожалуй, даже у нас крохотный сити-кар добросовестно отрабатывает потраченное. Просто на него нужно взглянуть под правильным углом.

Общаться с чёрным Смартом-Брабусом мне приходилось и раньше. Очень жёсткий, с тяжёлым рулём и тугими педалями, он, кажется, напрямую подключается к водителю, становится продолжением его тела. За резкие реакции и заводной характер ему можно простить слабую шумоизоляцию, трясучесть подвески, дёрганость коробки-«робота», особенно досаждающую в пробках, когда за минуту нужно по пять раз тронуться и остановиться, а затем разогнаться до сорока километров в час и снова затормозить, упёршись в новый затор. Зато с каким наслаждением на нём можно шустрить в потоке, порой протискиваясь в щели меж нерасторопных автобусов и крупных легковушек.

А что новенький? Представьте себе школьного озорника, всю десятилетку подкладывавшего кнопки учительницам, дёргавшего девочек за косички и задиравшего одноклассников. И вот после выпуска из школы проходит ещё лет десять. Вы встречаете старого однокашника и поначалу не узнаёте его. Располнел, обзавёлся дорогим костюмом, стал выглядеть солиднее. Однако, заглянув в глаза, вы видите там всё те же озорные искорки. Ну что, друг, тряхнём стариной?

Импровизированный лосиный тест на автостоянке помог убедиться, что с цепкостью и рулёжкой у нового Смарта всё в порядке. Мы, конечно, не доводили скорость до критической и паспортными замерами пределов не занимались, но и здесь, и в городском потоке, и на шоссе малыш продемонстрировал хорошую отзывчивость на действия рулём.

И мы тряхнули. Новый «простой» Fortwo, может, и помягче старого Брабуса, да несильно. Притом, как и раньше, в ощущения от проезда неровностей свою лепту вносят короткая база и относительно малая колея. На ямах и выбоинах Смарт в дополнение к вертикальным шлепкам добавляет потряхивания из стороны на сторону и с кормы на «нос». Если при этом ещё приходится часто ускоряться и замедляться, то картина получается не самая радужная. Скок-поскок...

Руль в голубой машине малость полегче, чем в чёрной, но и его лёгким никак не назвать. Усилия на педалях умеренные. И опять же — во многих маленьких машинках они явно полегче будут. Особенно это касается тормоза — он то довольно тугой. Зачем это всё сделано, машинка же сугубо городская, не так ли? Погодите с выводами: Смарт начинает раскрываться, когда скорость добирается до 60, а ещё лучше — переваливает за 80 км/ч. Вот тогда он просто расцветает, вот тогда оказываются к месту относительно строгая баранка, плотная подвеска и заводной подхват турбомотора.

Можно ли на Смартах ездить вдвоём за покупками в гипермаркет? Да. С известной сноровкой в них можно разместить немало пакетов с продуктами. Крупные единичные предметы вроде мебели остаются за бортом, а вот разнообразная багажная «россыпь» влезает в Смарт просто в невероятном количестве. Можно втиснуть сюда и складной велосипед. В данном тесте мы машинки грузом не мучили, но со старым Смартом такие трюки проделывали не раз. А ведь у нового багажник стал больше.

На скорости «роботу» мало что приходится переключать, ямы разглаживаются, а малые размеры и короткая база становятся подспорьем при быстрых перестроениях в потоке и ввинчивании в пологие повороты. По максимальному ускорению Смарт ещё не спорткар, но многие семейные легковушки, особенно субкомпакты, оставляет за кормой. А уж если вам случилось выехать за город на какое-нибудь узкое извилистое шоссе и разогнаться до 90−100 км/ч, перекладывая малявку сразу из правого виража в левый...

Вот так начинаешь понимать эту машину.

По управляемости на пределе и по послушности Смарт уступит подлинным спорткарам. Да, формально он и не претендует на спорт. Но особую прелесть представляет сочетание скромных размеров и неожиданных для такой машинки-колобка прыти и устойчивости. Небольшая ширина кузова теоретически даёт водителю чуть-чуть больше пространства для манёвра в пределах полосы. Впрочем, отлавливать машину не приходится.

На скорости под сотню и немного выше Смарт ведёт себя, как совершенно взрослый и массивный автомобиль. Он словно напрягает лапы и с серьёзной миной, сосредоточенно так перебирает под собою асфальт. Будто и не было полчаса назад безответственных игр в пятнашки на городских улицах. Будто не он час назад вздрагивал, перебираясь на цыпочках через «лежачего полицейского». Будто не его ещё недавно прохожие провожали с улыбкой: «Хорошо бы в наших пробках таких было побольше». А ему пробки скучны.

На вид и на ощупь интерьер последней версии Смарта нареканий не вызвал. Всё очень аккуратно и по ощущениям — более дорого, чем было в первом поколении. Верх и низ передней панели отделаны добротной тканью. Отметим хорошее исполнение кнопок, крутилок и рычажков, солидные дверные ручки...

Нашей версии добавляет шарма панорамная крыша со шторкой. Перчаточный ящик в новом Смарте действительно перчаточный. Документы А4 в него можно положить или свернув в трубочку, или сложив пополам. Зато бардачок этот снабжён замком и USB-портом. В предыдущем Смарте бардачка не было вовсе — его заменяла открытая полка под лобовым стеклом. Серебристые бочки центральных дефлекторов вентиляции поворачиваются вверх-вниз. Рядом в прорезях видны ползунки регулировки скорости вентилятора и температуры автоматического кондиционера. Под магнитолой уже по традиции поместился небольшой выдвижной ящичек. Справа и слева от руля видны немаленькие ниши для телефона, сигарет и тому подобной мелочи. Из претензий: графика и подсветка спидометра. Днём, особенно в пасмурную погоду, ездить безопаснее с ближним светом, а в таком случае яркость подсветки шкалы оставляет желать лучшего. Да ещё здесь и цифры нарисованы на сером фоне. А вот дисплеи, что в комбинации приборов, что в магнитоле, читаются неплохо.

С роботизированной «механикой», впрочем, общий язык можно найти и на городских скоростях. Если научиться подгадывать моменты переключения и чуть сбрасывать газ, толчки в автоматическом режиме убавятся. И, конечно, для ценителей остаётся ручной режим. Он позволяет мотору добираться до самого конца... Стоп, чуть было не написал «шкалы тахометра»... Только тахометра в данной версии и нет. Странно. В самом мощном заводском Смарте он пришёлся бы ко двору. (У фирмы Brabus тоже есть в гамме Смарт текущего поколения, и там запряжены 102 «лошадки».)

Безрамочные окна добавляют машине лоска. Вспоминаются большие спортивные купе. У нашего подопечного, кстати, слово coupe есть в названии модели.

Увы, тахометр положен только средней комплектации автомобиля, то есть сочетанию уровня исполнения passion с младшим, атмосферным мотором. А ведь коробка там такая же. К слову, подрулевые лепестки или напольный рычаг — что вам удобнее? По идее должны быть лепестки. Но после обычной «механики» рука привычно тянется вниз. А покачивания рычага вперёд-назад (+ и -) для меня интуитивно понятнее щелчков лепестками. Впрочем, в Смарте одновременно работает и то и другое, можно комбинировать.

Швейцарский предприниматель Николас Хайек, кому мы обязаны рождением Смарта, мечтал, что этот компактный автомобильчик будет стильным и с широкими возможностями по персонализации облика, как часы Swatch. В последней инкарнации машины, можно сказать, идея Николаса воплотилась довольно точно. Тут и «часовая» тщательность в исполнении мелочей, и широкая гамма цветовых сочетаний. Дорогая не только в буквальном смысле вещь.

Новый Смарт чуть-чуть растерял то ощущение «я в карте, только закрытом», что дарило прежнее поколение. Ощутимо улучшилась шумоизоляция, солиднее стали внешний облик и салон, немного выросли размеры. И всё же после нового Смарта старый воспринимаешь как милую, близкую сердцу, очень честную, но устаревшую модель. Достаточно сказать, что при синхронном старте с места «газ в пол» (режим коробки — «автомат») на первых ста метрах новый Fortwo с «турботройкой» привозит прежнему, но не менее турбированному Смарту-Брабусу корпуса эдак три-четыре.

Модель Smart первого поколения от ателье Brabus внутри и снаружи выглядела богаче обычного Смарта своего времени. В интерьере кожаный салон дополнялся рядом «брабусовских» деталей вроде пластмассок под карбон, а снаружи автомобиль отличался от обычных Смартов бамперами, дисками и выхлопом.

Часы и тахометр на ножках — одна из изюминок машины. На новом поколении такие же тоже могут присутствовать, но они есть не во всех версиях. Три кругляша в заднем фонаре кому-то покажутся интереснее новых двух. И ещё — вертикальная наружная ручка двери — очень удобная штука.

Не менее интересно сравнить обе машины по вместимости. И в старой версии двоим взрослым было вполне удобно, а новая, раздавшись по всем направлениям, в том числе нарастив базу на 57 мм, предоставляет ещё больше простора. Продольная регулировка сидений имеет солидный диапазон, и если вы или ваш пассажир не слишком высокого роста, то позади спинок, между сиденьями и шторкой, отделяющей багажник, остаётся весьма приличное пространство для всяких сумочек, пакетов и другой мелочи типа шинного насоса.

Шторка багажника в Смарте выполнена в форме буквы Г и прикрывает грузовой отсек не только сверху, но и спереди. На внешней стороне шторки пришита пара объёмных сеток, а ниже осталось место для мелочей. Тут же лежат аптечка и знак аварийной остановки.

Багажники двух машин похожи. И там и там одинаков принцип открывания задней дверцы (она двухстворчатая, вверх уходит стекло, вниз откидывается непрозрачная часть). И обе модели обладают неплохими возможностями по трансформации. Разница только в литраже. Новый Смарт кладёт предшественника на обе лопатки.

Для того чтобы положить мелочь, можно откинуть только стекло задней двери. Откинутая вниз основная створка может служить площадкой для погрузки вещей, так как выдерживает 50 кг веса. Объём багажника под шторкой у новой машины составляет 220 л. Очень неплохо, учитывая, что перед нами малолитражка, по внешним размерам меньшая, чем типичный А-класс. Если сложить верхнюю часть шторки и грузить до крыши, поместится 340 л поклажи, и это на 80 л больше, чем по аналогичной схеме вместил бы первый Смарт.

Следующий трюк — складывание и передней части шторки. В такой ситуации багаж можно грузить до спинок передних сидений, а это порой совсем не лишние десяток-другой сантиметров. Тем паче что правое кресло даже с человеком можно чуть-чуть сильнее продвинуть вперёд, нежели водительское. Наконец, если водитель едет один, пассажирское сиденье можно совсем сложить, и тогда Смарт превращается в микроскопический грузовик, пусть и с грузовым отсеком неправильной формы.

Ещё один интересный момент — это доступ к бачку омывателя лобового стекла. На старой машине его нельзя было назвать удобным. Ключом следовало повернуть пластиковый винт на правой вентиляционной решётке под лобовым стеклом, после чего последняя снималась, а под ней в глубине обнаруживалась горловина с гофрированным шлангом. Горловину эту нужно было подтянуть вверх (что делалось не без труда, так как мешали другие детали), либо следовало воспользоваться воронкой.

Смарт номер два тут ухитрился перещеголять предшественника. Он получил, в отличие от машины первого поколения, открывающийся капотик. Вот только операция по открыванию — не из простых. Вероятно, обычные петли тут не поместились, потому это даже не традиционная крышка капота, которую можно поднять, дёрнув за рычажок из салона, а сервисная крышка, и она не поднимается, а снимается, но при этом не отсоединяется от машины. Запутано? Ещё как. Давайте разбираться.

Первый шаг. В решётке радиатора ищем узкие пластиковые рычаги (справа и слева по одному), а на них — пластиковые фиксаторы. Их следует отщёлкнуть. Тогда рычаги можно повернуть на 90 градусов, перпендикулярно облицовке (первый снимок). Шаг второй. Берёмся двумя руками за рычаги и сдвигаем их наружу (второй снимок). В этот момент освобождается передний край крохотного капотика. Шаг третий. Взявшись за передний край крышки одной рукой, а второй — за задний её край, сдвигаем капот на себя и вверх. Он выходит из зацепления с внутренними замками и упорами и повисает, будучи прикреплённым к кузову одним лишь ремнём. Шаг четвёртый. Закрепляем крышку на двух углублениях в бампере — в них попадают специальные кронштейны с внутренней стороны крышки (третий снимок). Теперь можно спокойно поднять крышечку бачка для омывайки (четвёртый снимок). Тут же, кстати, рядом находится и горловина для охлаждающей жидкости.

Обратная установка не менее хлопотна. Сначала следует, приподняв крышку капота, совместить на заднем её краю и сбоку четыре небольших выступа с четырьмя соответствующими углублениями в кузове. Затем нужно пододвинуть задний край крышки к стеклу, а после захлопнуть «нос». Теперь следует переместить назад фиксирующие рычаги, повернуть их вдоль облицовки и защёлкнуть.

Вот после этого и говори, что Смарт — сугубо женская машина. Нет, по меньшей мере это унисекс. Хотя у нас на мужчину, вылезающего из-за руля такого крохи, смотрят косо. Дамы берут Смарт за эффектность облика, сильный пол — за то, как задорно едет. И все в один голос хвалят возможность поставить Смарт в таком месте, куда обычная машина явно не влезет. Тут следует остановиться на знаменитой перпендикулярной парковке. «Носом» или задом к тротуару. Кстати, лучше задом, так как там повыше висит бампер и можно вплотную подъехать к бордюру, сэкономив несколько сантиметров.

Старый Смарт при такой парковке между машин, выровненных вдоль тротуара, выставлял свой «нос» совсем немного, и проезжающие мимо автомобили миновали карапуза спокойно. С новым Смартом трюк теоретически тоже выполним, но при выборе данного метода парковки подумать уже нужно трижды. А ведь, казалось бы, велика ли разница: было от «носа» до «хвоста» 2,5 м ровно, стало — без малого 2,7 м. И всё же далеко не везде новый автомобиль можно втиснуть таким методом.

Не зря в некоторых германских городах Смартам запрещено парковаться поперёк соседних машин. Правда, довод высказывается иной: проезжающие мимо водители не видят фонарей машины, а следовательно, в темноте могут не сразу заметить, если такой Смарт начнёт маневрирование. Хорошо хоть при традиционной парковке вдоль бордюра преимущество малыша никуда не делось. Порой метр с лишним запаса, который даёт длина Смарта в сравнении с обычными компактными хэтчбеками, — это именно тот самый метр, которого не хватает, чтобы зарулить на свободное место на другой машине.

Выходит, что если подходить к Смарту исключительно рационально, в нём не так уж много преимуществ перед четырёх-пятиместными машинами класса А. Может, по расходу топлива он их обставит? Да, если сравнить паспортные данные Смарта с параметрами имеющихся на нашем рынке субкомпактов, разница в пользу Fortwo отыщется. Только в реальных условиях едва ли она окажется велика. И хотя тест с его суматохой — не показатель, по борткомпьютеру у нас выходило, что в плотном и медленном городском потоке, в затяжных пробках либо при агрессивной езде Смарт начинает выпивать горючего примерно столько же, сколько и другие малолитражки: и восемь, и десять, и двенадцать литров на сотню (средний расход за приличный пробег в руках журналистов — восемь с копейками).

Светодиодные ходовые огни входят во все версии Смарта, продающиеся в России. У нас, кстати, эта модель идёт в варианте «Особая серия», что означает некоторые отличия по подбору оборудования от гаммы Смартов для других стран. Скажем, у нас во всех комплектациях есть кондиционер с автоматическим контролем температуры, пакет курильщика, датчики дождя и света.

Логично спросить — в чём тогда особая бережливость этой модели? Она заключена в предельных её возможностях. В хороших условиях и при максимально аккуратном обращении с педалью газа вы действительно можете получить на ней циферки расхода, недоступные другим бензиновым легковушкам. Очень жаль в этой связи, что к нам официально не поставляют дизель, там экономичность вообще должна быть потрясающей.

Взвесив все за и против, нужно признать, что рационально подходить к Смарту не получается никак. Достаточно поездить на нём несколько дней, чтобы понять — машину эту можно полюбить только за одни эмоции, которые она дарит водителю. Смарт — это не просто средство передвижения, а средство поднятия настроения. Смарт — это определённая аура и история. И это сообщество понимающих людей. Именно в данном отношении выделяющийся из унылого потока задорный Smart Fortwo удивительным образом напоминает Фольксваген Жук. Тот самый, первый, колобкообразный тесный автомобильчик с мотором в заднем свесе. Выходит, мой собеседник, дедушка, сам не зная того, попал в точку.

Паспортные данные

МодельМодификацияКузовДвигательТрансмиссияХодовая частьЭксплуатационные характеристики
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест3/2
Длина, мм2695
Ширина, мм1559
Высота, мм1565
Колёсная база, мм1867
Колея передняя/задняя, мм1283/1385
Снаряжённая масса, кг770
Полная масса, кг1050
Объём багажника, л220
Типбензиновый с турбонаддувом
Расположениев базе, поперечно
Число и расположение цилиндров3, в ряд
Число клапанов12
Рабочий объём, см³999
Макс. мощность, л.с./об/мин84/5250
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин120/2000–4750
Коробка передачроботизированная пятиступенчатая
Приводзадний
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые
Задние тормозабарабанные
Шины (спереди / сзади)155/60 R15 / 175/55 R15
Дорожный просвет, ммнет данных
Максимальная скорость, км/ч145
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с10,7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл6,3 (6,2)*
— загородный цикл4,1 (4,0)
— смешанный цикл4,9 (4,9)
Норма токсичностиЕвро-5
Ёмкость топливного бака, л33
ТопливоАИ-95
* В скобках данные при ручном режиме переключения.

Комплектация

Smart Fortwo coupePassion 1.0 (84 hp)Дополнительное оборудование тестового автомобиляЦена базовой комплектации640 000*Цена комплектации Passion 1.0 (84 hp)740 000Цена протестированного автомобиля782 570
Фронтальные подушки безопасности+
АБС+
Система динамической стабилизации+
Трекшн-контроль+
Роботизированная коробка передач+
Рулевой механизм с усилителем+
Стеклоочиститель пятой двери+
Бортовой компьютер+
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом+
Датчик дождя+
Датчик света+
Круиз-контрольS
Кондиционер с автоматической регулировкой температуры+
Мультифункциональное рулевое колесо с отделкой кожейS
ЭлектростеклоподъёмникиS
Подогрев передних сидений+
Панорамная крышаS
Иммобилайзер+
Противоугонная сигнализация+
Защита поддона картера+
Легкосплавные колёсные диски+
Цвет «металлик»+
Аудиопакет (система RDS/CD/MP3/USB с двумя широкополосными, двумя высокочастотными динамиками и сабвуфером)
Кожаная отделка сидений
+ — входит в базовую комплектацию.
S — стандарт для тестовой комплектации.
* Цены указаны в рублях.

Техника

Основу автомобиля составляет фирменная капсула безопасности Tridion, в которой более 50% элементов выполнены из сверхвысокопрочной стали. Несмотря на очень короткий капот, инженеры ухитрились спереди этой скорлупы разместить небольшие элементы с запрограммированными зонами деформации.

Двигатель в Смарте расположен аккурат между задними колёсами поперечно, с наклоном блока цилиндров назад и смещением оси коленвала в пределы базы. Так что формально машину можно называть среднемоторной, хотя чаще её относят к заднемоторным автомобилям.

Задняя подвеска микрокара довольно интересна и относится к типу «Де Дион» (на обоих поколениях машины она конструктивно схожа). Её главный элемент — изогнутая неразрезная балка (зелёные стрелки) большого сечения. Она подвешена на пружинах (белая стрелка) и крепится к кузову в центральной своей части спереди. Дополнена эта балка двумя поперечными рычагами (жёлтые стрелки). Оранжевым отмечен дифференциал, чёрным — тормозной барабан.

«Сердце» Smart Fortwo второго поколения — однолитровый трёхцилиндровый ДВС 3B21, разработанный Mitsubishi Motors и выпускаемый как в атмосферном, так и в турбированном (на тестовом автомобиле) варианте. Его особенности — алюминиевый блок цилиндров, два распредвала, четыре клапана на цилиндр, изменяемые фазы газораспределения, вес — около 70 кг. «Атмосферник» при этом снабжён ещё и микрогибридным приводом, который при каждом снижении скорости ниже восьми километров в час глушит двигатель и снова его запускает, когда педаль тормоза оказывается отпущена. Кроме того, микрогибрид (фактически — продвинутый вариант систем start/stop) деактивируется при частых остановках и троганиях во время маневрирования на парковке, чтобы не раздражать водителя, а ещё не включается, пока двигатель не прогрелся хотя бы до 60 градусов. Также система блокируется, если за бортом ниже пяти градусов, чтобы при частых стартах не разряжался аккумулятор. Микрогибрид можно отключить и принудительно.

Пятиступенчатая коробка-«робот» Смарта оснащена функцией кикдаун и ручным режимом, в котором передачи можно менять как напольным рычагом, так и подрулевыми лепестками.

Безопасность

Второе поколение Смарта в краш-тестах Euro NCAP осенью 2007 года заработало четыре звезды и 28 баллов за защиту взрослых обитателей салона. Из этих очков 12,9 были выданы за фронтальный удар со смещением — очень неплохо для такого маленького автомобиля. Эксперты отметили, что клетка салона сохранила форму, правда, колени и бёдра как водителя, так и пассажира всё же рискуют получить повреждения при ударе о переднюю панель. Боковой удар машина пережила хорошо. Защита детей в рамках теста не оценивалась, а вот защита пешеходов проверялась и была признана плохой.

История

Отцом Смарта можно по праву назвать Николаса Джорджа Хайека, основателя часовой компании Swatch. Именно он выдвинул идею сверхкомпактного городского автомобильчика, юркого, экономичного и стильного, как часы, именно он обратился за содействием к автопромышленникам, желая довести Swatchmobile (так неофициально поначалу назывался проект) до конвейера. Поиски Хайека после ряда неудач привели его в компанию Daimler-Benz, где он нашёл полное понимание. Здесь уже несколько лет работали над замыслом компактного сити-кара с прочной яйцеобразной пассажирской капсулой.

Прообразы такого автомобиля — шоу-кары Eco Sprinter (слева) и Eco Speedster (справа) были созданы специалистами Мерседеса в 1993 году, а в 1994 году родилось СП Swatch и Даймлера — Micro Compact Car (MCC), которое занялось подготовкой выпуска машин под брендом Smart (Swatch Mercedes Art). Через четыре года, вскоре после постановки первого Смарта на конвейер, фирма Swatch вышла из проекта, а компания MCC стала стопроцентным дочерним предприятием Даймлера. Ещё чуть позже она была переименована в Smart GmbH.

Первый Смарт (модель с внутренним индексом 450) пошёл в серию в 1998 году. Двухместный автомобиль назывался Smart City Coupe. Он оснащался трёхцилиндровым бензиновым турбомотором объёмом 599 «кубиков» и мощностью 45, 55 и 61 л.с., а также турбодизелем объёмом 799 кубических сантиметров и отдачей в 41 «лошадку». Коробка передач была роботизированная шестиступенчатая.

Характерной визуальной особенностью модели, унаследованной всеми последующими версиями, стала контрастная двухцветная окраска кузова — металлической защитной капсулы и внешних пластиковых панелей. Они, кстати, сменные, так что при желании владелец такого авто может купить новые и поменять цвет машины.

Длина всего в 2,5 м позволяла парковать Смарт поперёк тротуара, там, где другие машины вставали вдоль него, а также втискивать до трёх, а то и четырёх микрокаров на месте, предназначенном для одной крупной машины вроде полноразмерного пикапа. Такая парковка стала одной из визитных карточек модели. Низкий вес («пустые» 730 кг в базовой версии) обуславливал низкий средний расход топлива — 4,7 л/100 км у бензиновой модификации и 3,3–3,4 л/100 км у дизеля.

В 2000 году Смарт обзавёлся модификацией со съёмными панелями крыши (City Cabrio), а в 2002-м пережил фейслифтинг (на снимках). Одновременно с коррекцией внешности (в частности, иными стали фары) автомобиль получил бензиновый ДВС большего объёма (698 «кубиков»), с мощностью 50 и 61 л.с. В 2003 году ателье Brabus выпустило тюнинговую версию Смарта, отличавшуюся элементами декора снаружи и в салоне, выхлопом по центру заднего бампера, более широкими низкопрофильными колёсами и жёсткой подвеской, а также увеличенной до 75 л.с. мощностью турбированного бензинового мотора. В 2004 году модель Smart City Coupe переименовали в Smart Fortwo, а вариант City Cabrio, соответственно, стал Fortwo Cabrio. С момента своего старта в 1998 году и по начало 2007 года включительно Смарт первого поколения разошёлся тиражом более 770 тысяч штук. 85% покупателей составили люди моложе 40 лет.

Второе поколение микрокара Smart Fortwo (тип 451), в закрытом и открытом варианте, было представлено в 2006 году и пошло в серию с 2007 года. Модель прибавила в длину 19,5 см, что повысило комфорт, позволило добавить 70 л к паспортной вместимости багажника (под шторку) и улучшило защиту пассажиров при ударе сзади. Машина получила литровый бензиновый мотор в атмосферном и турбированном вариантах. Мощность его колеблется от 61 л.с. до 102 л.с. (последний показатель — для версии от ателье Brabus после осени 2010 года). Остался в гамме и турбодизель объёмом 0,8 л (45 л.с. с начала запуска второй генерации модели и 54 л.с. с 2009 года).

В 2009 году Смарт второго поколения обзавёлся серийной чисто электрической версией (electric drive, или ED, на фото). Заметим, в первом поколении у Смарта, то есть в кузове «тип 450», такая модификация (с 30-киловаттным мотором и пробегом на одной зарядке в 110 км) тоже присутствовала, но в продажу не поступала, а была выпущена в 2007 году ограниченной партией в 100 штук и сдавалась в аренду. Фактически это были масштабные тесты. Электромобиль Smart ED в кузове 451 поначалу обладал электромотором с отдачей всего 20 кВт, правда, пробег был повыше, чем у предшественника, — 135 км.

Продажи Smart ED шли не особенно бурно, и в 2011 году компания очень серьёзно перекроила всю электрическую начинку модели, объявив результат третьим поколением электрокара Fortwo. Мощность мотора выросла до 55 кВт (а в версии от Brabus — до 60 кВт), запас хода — до 145 км. С лета 2012 года эта машина поступила в продажу в Германии, а в 2013-м она должна попасть в другие европейские страны и в США. Всего же Smart ED будет постепенно выведен на 30 рынков. В Россию этот аппарат тоже наверняка придёт, но никаких конкретных сроков пока не названо.

В 2010 году модель Smart Fortwo второго поколения пережила лёгкий рестайлинг, а в 2012 году — более серьёзный (на фото), затронувший и внешность, и салон (некоторые элементы передней панели плюс материалы отделки). Вскоре после него знаменитый сити-кар официально пришёл в Россию.

За кадром

Сторонний наблюдатель с большой долей вероятности отнесётся к Смарту как к дорогой игрушке. Таково внешнее впечатление от небольшой и нарядной модели. Мы во время съёмок старались сохранить это «игрушечное» настроение. Хотя за пределами узких улочек или парковок кроха при первой же возможности напоминал нам, что он вполне взрослый автомобиль.

www.drive.ru

Тест драйв Smart Fortwo Coupe

Первый Smart ForTwo появился в Европе еще в октябре 1998 года и мгновенно обрел популярность. Но в нашей стране официальные продажи крошечного хэтчбека стартовали намного позже – лишь в прошлом году и только со второго поколения.

У каждого бытового предмета существует первоначальная концепция, так или иначе упрощающая жизнь человеку. Компьютер, к примеру – это механизм, способный самостоятельно производить сложные математические вычисления. Или телефон – устройство, с помощью которого люди разговаривают на удаленном расстоянии. Холодильник – та самая штука, не позволяющая вашим продуктам протухнуть. И таких примеров можно привести бесконечное множество.

У микроавтомобилей, к коим относится и Smart ForTwo, на заре их появления тоже была очевидная концепция – «транспортное средство, которое может позволить себе каждый». Но с годами крошечные автомобильчики сильно изменились, а вместе с ними исказилась и их первоначальная идея.

Прежде чем разбираться, какие именно изменения произошли и привели ли они к лучшему, нужно отмотать время на сто лет назад и вспомнить, с чего все начиналось.

Вуатюрет, сайклкар, микроавтомобиль

Французский изобретатель и конструктор Леон Боле первым в мире зарегистрировал термин вуатюрет (фр. voiturette) еще в 1895 году – такое имя получил его новый трицикл.

Но в автомобильной индустрии начала 20 века с понятием авторских прав было туго, - быстро ставшее популярным слово вуатюрет стали беззастенчиво использовать другие производители.

В конце концов, оно превратилось в термин, обозначающий определенный тип автомобилей – маленький двухместный экипаж с открытым или мягким складывающимся верхом и крошечным моторчиком.

Спрос на максимально дешевые транспортные средства был всегда. Но в начале века многие люди, которым непременно был необходим личный транспорт, все еще предпочитали покупать более дешевые, однако, зачастую и более технологичные мотоциклы. К началу двадцатых годов спрос на миниатюрные автомобили стал постепенно увеличиваться, улучшались технологии, снижалась стоимость производства. Именно тогда появился новый вид транспортных средств – сайклкары (англ. cyclecar).

А вы знаете, что в Европе и Америке очень развито тюнерское движение «Смартов». Самая популярная доработка – установка 175-сильного двигателя от гипербайка Suzuki Hayabusa.

По-сути, сайклкары стали переосмыслением концепции вуатюретов. Кузов, как и раньше, двухместный, отличающийся скромными габаритами и небольшой массой. Привод – от одно-двухцилиндровых моторчиков воздушного охлаждения объемом до 1,5 литров. Довольно часто силовой агрегат и трансмиссия с минимальными изменениями заимствовались у «двухколесных». Конструкция была простейшая – иногда даже привод был всего на одно колесо! Такое решение позволяло отказаться от дорогостоящего дифференциала. И даже несмотря на чудовищную примитивность, сайклкары неплохо продавались, потому что были самыми доступными автомобилями.

Шло время… Завершилась Вторая мировая война, оружейные заводы затихли, а Европа пребывала «по уши» в руинах. Наличности у людей практически не водилось, но потребность в личном транспорте все также была. «Освободившиеся» талантливые инженеры, ранее зачастую работавшие на авиационных производствах, в условиях жесткой нехватки ресурсов смогли придумать и воплотить новый вид транспорта – кабиненроллеры или баблкары, благодаря которым и появился отдельный класс –  микроавтомобили.

Двухместные, но уже с жестким верхом и обтекаемыми кузовами, зачастую трехколесные с простейшими двухтактными двигателями, первые микроавтомобили стали живительным глотком свободы для перерождающейся западной Европы. Messerschmitt, Isetta, Peel – вам знакомы эти названия? А между прочим, на недавнем аукционе один из микроавтомобилей того времени – F.M.R. Tg500 «Tiger» был продан за астрономические 322 000$!

От концепции к реальности

Раньше с микроавтомобилями все было предельно понятно – это конструкция с минимальной себестоимостью. Из этого критерия и вытекали все остальные «побочные эффекты», благоприятствовавшие экономии на производстве – минимальные размеры, позволявшие вместить только двух человек, примитивные силовые агрегаты, зачастую малообъемные и двухтактные, простейшие подвески, тормоза…

Все это приводило к определенным затруднениям, возникавшим во время эксплуатации таких машинок. Но владельцам приходилось мириться с очевидными проблемами, - ведь ездит агрегат и этого достаточно. Затем Европа встала на ноги и люди постепенно пересели в более удобный и вместительный транспорт, а про микроавтомобили постарались забыть как про вчерашний ночной кошмар.

В современном мире правят бал уже не себестоимость и доступность, а экологические нормы и «территориальные» проблемы мегаполисов.

«Зеленые» запреты «убили» простейшие двухтактники еще в конце девяностых и постепенно затягивают удавку на шее обычных атмосферных четырехтактных двигателей. Цены на бензин неумолимо растут, поэтому двигатели становятся все экономичнее и эффективнее, повсеместно обзаводятся турбонаддувом, системами старт-стоп, а, следовательно, увеличивается и их стоимость.

А минимальные размеры автомобиля теперь продиктованы не столько стремлением к сокращению издержек, сколько отсутствием мест для парковки. Плюс ко всему, современный покупатель не готов ездить на примитивной тележке с дизайном «от пещерного человека». Поэтому на создание правильной внешности также расходуются немалые средства.

Средний расход у «Смарта» небольшой – всего 6,2 литра на 100 километров.

Все это, в конечном счете, приводит к неминуемому удорожанию микроавтомобилей и превращает их из доступного транспорта в… Smart ForTwo! А что же такое, этот «Смарт»?

ForThree

Вполне очевидно, что для любого человека, приценивающегося к «Смарту», главными плюсами видятся крошечный кузов и экономичный двигатель. Но мало кто задумывается, что этим плюсам могут сопутствовать определенные недостатки.

Когда дело касается парковки в ограниченном пространстве, маленькие внешние габариты – это хорошо. А небольшим размерам по определению соответствует небольшая масса (750 кг в случае «Смарта»), что благоприятным образом сказывается на экономичности – тоже хорошо.

Но если в эти маленькие габариты невозможно с должным уровнем комфорта вписать фигуру человека вполне обыкновенных пропорций – это плохо. При росте в 182 см  мне так и не удалось расположиться за рулем Smart с необходимым удобством – колени непременно упирались в нижнюю часть торпедо. Рулить приходилось, широко раздвинув ноги. Правда, сиденье можно было отодвинуть еще дальше, но тогда руль бы мне пришлось вращать на вытянутых руках, что в корне неправильно с точки зрения эталонной техники руления, да и неудобно тоже. А руль у немецкого автомобильчика не регулируется даже по углу наклона, не говоря уже о вылете...

Хотя, надо признать, крошечные размеры «Смарта» таят в себе скрытые резервы! Номинально Smart – двухместный. Но оказалось, что он вполне может быть и трехместным! Да, это не безопасно. Да, это не особо удобно и комфортно. Но, в экстренном случае, в багажнике микроавтомобиля вполне реально уместится еще один пассажир! Не ForTwo, а ForThree!

Однако сам по себе багажник совсем небольшой. Объемом 220 литров, что в реальной жизни эквивалентно паре спортивных сумок и нескольким небольшим пакетам из супермаркета. Размещение багажа затрудняет перегородка, расположенная позади сидений и, очевидно, играющая роль распорки. «Погодите, но ведь двигатель у «Смарта» расположен сзади, значит, под передней облицовкой есть еще одна багажная емкость!» - предположат знающие читатели. Но если разблокировать два «хитрых» замка и снять передний пластиковый капот, картина вашим глазам предстанет следующая: нет никакого багажника, а все крошечное пространство занято всевозможными кожухами, да различными емкостями - для омывающей жидкости, расширительным бачком и т.п.

Smart первого поколения был таким же жестким и прыгучим, но с чуть более слабыми динамическими показателями.

Но в микроавтомобиль и не должно помещаться столько же груза, сколько влезает, к примеру, в пикап. Smart и по задумке и по факту - исключительно городской автомобиль, поэтому и грузоподъемность такая: водитель, пассажир и их личные вещи.

С водительского кресла можно дотянуться хоть до правой двери! Но это и не потребуется, все немногочисленные кнопки и рычажки под рукой. Smart не сможет похвастаться огромным списком оборудования, но все самое необходимое у него есть: электростеклоподъемники, подогрев сидений, кондиционер, простая магнитола, кстати, с неплохим для такого ценового сегмента звучанием.

Кстати, бытует очень распространенное мнение, что Smart очень «холодный». То есть, что мощности его печки недостаточно, чтобы «протопить» даже крошечный салон в зимнюю пору. На самом деле автомобильчик оставался вполне уютным и теплым даже в пятнадцатиградусные морозы, но процесс прогрева действительно чуть затянут из-за малой теплоотдачи мотора (опять-таки, особенность всех малообъемных силовых агрегатов).

В общем и целом, если эксплуатировать Smart только в городе, его вполне можно считать практичным автомобилем.

Карт

Помните, что у «Смарта» есть два очевидных плюса – небольшие размеры и?.. Экономичный двигатель! На российском рынке предлагаются два варианта силовых агрегатов. Оба – литровые трехцилиндровые бензиновые. Агрегатируются моторчики только с пятиступенчатой роботизированной трансмиссией с одним сцеплением. А вся разница – в наличии турбонаддува или микрогибридного старт-стопа и, соответственно, в мощности.

Для тест-драйва мы выбрали наиболее доступный вариант – с литровым 71-сильным «атмосферником» и шильдиками mhd, которые свидетельствуют о микрогибридности нашего экземпляра. То есть о наличии под капотом, а точнее под полом, двигателя со стартер-генератором, аккумулятором увеличенной емкости и суперконденсатором. В процессе замедления стартер-генератор, «нагружая» мотор и улучшая торможение двигателем, подзаряжает одновременно и аккумулятор и суперконденсатор. При снижении скорости до 8 км/ч двигатель автоматически глушится, а запасенное в «батарейках» электричество расходуется на обеспечение внутренней электроники, системы кондиционирования и последующий запуск двигателя. По сути, микрогибрид – это все та же система старт-стоп, только увеличенной производительности.

Чем чаще остановки – тем больше экономия. За время двухчасовой поездки до работы Smart в среднем простаивал с выключенным двигателем 21 минуту. То есть за два часа удавалось сэкономить примерно 0,25 литра, что при среднем расходе 6,2 литра на 100 километров и дальности поездки 66 км составляет вполне ощутимые 6,1% экономии топлива. Но в неделю «выгода» получается около 80 рублей – а это совсем немного, если учесть, что при покупке автомобиля вы переплачиваете за «микрогибридность» большую сумму, которую эти технологии не способны «отбить» за ближайшие несколько лет.

Естественно, «микрогибрид» наиболее эффективен в условиях мегаполиса. Пуск двигателя, кстати, происходит плавно и не раздражает рывками и подергиваниями. А вот переключения передач…

Дело в том, что Smart оснащается «автоматизированной механической трансмиссией», а проще говоря «роботом», с одним сцеплением и настройками, совершенно не располагающими ни к динамичному, ни к плавному передвижению. В автоматическом режиме «коробка» переключает передачи с неуклюжестью ученика автошколы, впервые севшего за руль, и с большими задержками

. А при движении накатом на второй передаче и последующем нажатии на газ, даже очень плавном, зачастую «подтыкает» первую с одновременным кикдауном, что совсем неудобно в пробках. Если почитать европейские форумы владельцев Smart, становится понятно, что большинство из них предпочитают пользоваться ручным режимом РКПП и игнорируют стрелочные указания на приборной панели, постоянно призывающие включить передачу повыше.

Несмотря на крошечные размеры и вес, Smart невероятно прочен и безопасен. Фирменная «клетка» tridion позволила автомобильчику получить в 2007 году четырехзвездочный рейтинг по методике Euro NCAP.

И действительно, если пользоваться удобными подрулевыми лепестками и приотпускать педаль газа во время смены передач, можно добиться определенной плавности переключений, но временные провалы остаются все теми же. В прошлом году мы тестировали дизельный микрогибридный C4, у роботизированной трансмиссии которого были точно такие же характерные «особенности». Складывается впечатление, что этим «грешат» все современные микрогибриды. Впрочем, не будем обобщать…

Динамические показатели «Смарта» подтверждают его городскую специализацию. Разгон до «сотни» - за 13,7 секунды, от 60 до 100 км/ч – 9 секунд. Но сложнее всего осуществлять обгоны за городом. От 80 до 120 км/ч Smart ускоряется за 14 секунд.

Еще одна причина, по которой на «Смарте» лучше не соваться за городскую черту – автомобильчик в прямом смысле «сдувает» с дороги! Нужно быть очень внимательным во время поездок по дорогам, прилегающим к большим открытым пространствам, и при разъезде с фурами. Хотя эта проблема аэродинамической неустойчивости свойственна практически всем легким автомобилям.

Зато в городе Smart с его габаритами и рулежными способностями, в умелых руках может запросто превратиться в прекрасный инструмент для «прошивания» трафика. На «подстраховке» - мощная и невероятно информативная тормозная система, способная останавливать крошечное купе, словно к нему прикрепили тормозной парашют.

Банально, но лучше всего поведение «Смарта» на дороге описывает одно единственное сравнение – он рулится, как спортивный карт. Превосходная управляемость в случае немецкого микроавтомобиля складывается из трех главных аспектов – маленького веса, очень низкого центра тяжести и удачной конструкции подвески. Спереди – классический «МакФерсон», а сзади – ныне довольно редко встречающаяся полузависимая подвеска типа «Де Дион». Она простая – состоит из подрессоренной балки, соединяющей колеса, полуосей и шарниров, она легкая и она работает! Несмотря на «полузависимость», такая подвеска позволяет свести к минимуму неподрессоренные массы и улучшить управляемость и устойчивость автомобиля. Но, опять-таки, есть и побочные эффекты…

Гаджет

Не секрет, что «полузависимые» и зависимые подвески не способны обеспечить такой же высокий уровень комфорта, как и полностью независимые многорычажные. И Smart в этом плане не исключение. Как нельзя лучше подходит опять же сравнение с картом (англ. cart - тележка) – на неровностях немецкий микроавтомобиль такой же жесткий и тряский…

Конечно, любой серийный автомобиль состоит из компромиссов. Инженерам приходится балансировать между управляемостью и комфортом, между динамикой и расходом топлива, между технологичностью и ценой… А со «Смартом» история немного другая.

Похоже, что инженеры, трудившиеся над созданием и совершенствованием Smart ForTwo, работали над отдельными частями автомобиля, не успев согласовать, что же из этого всего должно получиться в итоге. Поэтому мы наблюдаем маломощный двигатель и «ватную» коробку в дополнение к прекрасному идеально сбалансированному шасси и отличным тормозам, или слабую шумоизоляцию, жесткие некомфортные подвески и провалы при переключениях, которые не сочетаются с полностью городской направленностью автомобильчика. При этом Smart за 655 000 рублей, которые указаны в ценнике наиболее доступной версии, не сможет обыграть схожие по стоимости городские автомобили сегментов В и С ни по вместительности, ни по комфорту, ни по богатству комплектации.

Именно поэтому Smart - это уже не максимально доступный городской микроавтомобиль, а стильный гаджет или имиджевый аксессуар, который радует своего владельца, несмотря на все недостатки, одним лишь своим присутствием. 

Дмитрий Осипов, корреспондент журнала "MotorPage" Автор Дмитрий Осипов, корреспондент журнала "MotorPage" Издание MotorPage.Ru Фото фото автора

www.motorpage.ru

MCC Smart: Двигатели | Сайт об автоновинках и автогаджетах

13.04.2010

M160E6ALB04 1998/07 599 куб.см. 45 л.с. 33 кВтM160E6ALB04 1998/07 599 куб.см. 55 л.с. 40 кВтOM660DE8LA 2001/01 599 куб.см. 61 л.с. 45 кВтOM660DE8LA 2001/06 599 куб.см. 71 л.с. 52 кВтOM660DE8LA 2003/01 698 куб.см. 50 л.с. 37 кВтOM660DE8LA 2003/01 698 куб.см. 75 л.с. 55 кВтOM660DE8LA 1999/11 799 куб.см. 41 л.с. 30 кВт

0,7 от 0,6 можно отличить лишь по VIN  и начинается он с WME450…0,7 пошел с 2002 года, 0,6 сняли с производства в 2003, а дизель выпустили в 2000.

MCC Smart ForTwo CDi 2007 года — самый маленький в мире дизель с непосредственным впрыском от DaimlerChrysler объемом 0,8 л в 45 л.с. Максимального крутящего момента в 110 Нм достигает на 2000-2500 об/мин.Расходует всего 3,3 л/100 км в смешанном цикле, то есть бензобака 33 л хватит на 1000 км пути.При среднем Европейском пробеге 15 000 км в год, MCC Smart ForTwo CDi придется заправить за это время всего лишь 15 раз.

Дизель, если в приличном состоянии, надежнее, экономичнее, тяговитее, экологичнее, его реже и дешевле обслуживать и ресурс у него больше.Дизель носится, как и бензиновый, а иногда даже и пошустрее, если бензиновый маломощный. Все-таки это уже современные эффективные дИзели, а не тихоходы прошлого века.Зимой в -30? исправный дизель MCC Smart, как и бензиновый, заводится без проблем, что подтверждают многие владельцы в холодной части России.

В двигателях MCC Smart сливных отверстий нет, поэтому только откачка вакуумным насосом. Каждые 7-10.000 км 2,7-3 литра синтетического масла класса MB229.5. Минералка и любая иная дешевка неминуемо (и можете совершенно не сомневаться) приводит к износу колец, дымлению, увеличению расхода масла на угар, соответственно убиванию ресурса двигателя и дорогостоящей турбины.

Моторы побегавших MCC Smart, как дизельные, так и бензиновые, как правило, маслице ням-нам, но до 1 л на 1000 км во всей Европе считается не криминал. Турбина и колечки, усердно насилуемые каждый день любителями погонять, благо машинка очень даже располагает, неминуемо требуют закономерную ежедневную порцию. Поэтому за уровнем требуется следить регулярно и поддерживать его в пределах середины щупа.Перелив категорически недопустим — продавит сальники и прокладки, а недолив — дорогостоящая переборка движка.Среди многих в мире есть мнение, что если двигатель особо рьяно не дымит, то забить, лить все равно качественную синтетику и наслаждаться жизнью.

В принципе, в вопросе рентабельности стоит просто потыкать пальчиком в кнопочки калькулятора, наморщив лобик. Если лить синтетику душит жаба, то лучше двигатель вовремя перебрать, ибо за год доливание масла обернется минимум половиной суммы приведения его в полный порядок.И, естественно, чем позже это будет сделано, тем выйдет дороже.

Долгое время я разделял мнение, что двигатель MCC Smart не способен прожить столько, сколько его пластиковый кузов. И что средний ресурс мотора MCC Smart около 150-200.000 км.Однако, собственные ежедневные поездки на многих MCC Smart ForTwo, частые междугородные путешествия, все более растущий опыт организации ремонтов моторов и турбин членов MCC Smart Club BY показывает, что это не совсем так.

У специально спроектированного турбированного агрегата более мощный коленвал, усилены вкладыши, иные фазы газораспределения, по-другому отрегулированы и настроены топливная аппаратура, система зажигания и многое другое…Ресурс двигателей с турбонаддувом не меньше, чем ресурс атмосферных, поскольку проектируются они специально и имеют соответствующий запас прочности.

Я с каждым днем все больше и больше убеждаюсь, что повсеместный в Европе столь низкий ресурс маленьких двигателей связан с низким уровнем культуры эксплуатации.

При идеальном топливе (АИ95-98) и масле (синтетика), стиле езды (со старта не гнать, после каждой остановки не сразу глушить двигатель), при щепетильном обслуживании и самое главное — правильной эксплуатации пробег возможен значительно больше.Еще раз самый главный фактор — правильная эксплуатация, дамочки!То есть, всегда прогревать двигатель, желательно в движении и особенно, если ниже 5?, не перекручивать обороты, быстро не ускоряться, плавно тормозить, передачи переключать вовремя, остановившись, никогда не глушить двигатель сразу, а дать ему пару минут поработать на холостом ходу…(только где ж такое бывает, да еще и на MCC Smart… 🙂Вред от прогрева на холостом ходу в повышенном износе Цилиндро Поршневой Группы, укорочении срока жизни свечей, масла, ухудшении экологии и чем меньше времени занимает прогрев до рабочей температуры, тем двигатель износится меньше. На месте прогрев занимает 15-20 мин., а при движении 5-10 мин. и соответственно время пока «лишний» бензин полощет стенки коллектора, клапанов и смывает масло со стенок цилиндров будет минимальным, как и износ двигателя и турбины.Поэтому прогревать двигатель целесообразно, не отравляя соседей во дворе, а, как только после запуска он сбросил обороты, начинать движение и ехать, не спеша, до загорания 1-го яйца температуры. На сигналы сзади можно вежливо поднимать средний палец любой руки. (В уме, конечно).

Отдельной оды заслуживает Anamegator, позволяющий буквально в разы увеличить ресурс двигателя, турбины и коробки передач даже при достаточно неряшливой эксплуатации.Залив пару раз Anamegator в масло и проехав на нем более 10000 км, регулярно применяя Anamegator топлива в дальнейшем можно без особого прогрева ездить в мороз, безболезненно ускоряться, увеличивать пробег масла, а в коробке следующую замену сделать аж через 200000 км. И так далее, но больше информации в отдельной ссылке…

Как уже показывает мой реальный опыт организации ремонтов нескольких автомобилей, если MCC Smart слишком напрягали и плохо кормили, то прогоревшие клапаы и поршни, лопнувшие кольца, яйце-образные стенки цилиндров и убитая турбина гарантированы.Спохватившись вовремя, можно отделаться лишь переборкой с заменой колец, вкладышей, масло-съемных колпачков, некоторых прокладок, сальников, свечей и их проводов, которые поменять стоит обязательно, не взирая на их добротный вид. Mercedes особенно чуствителен к качеству высоковольтных проводов — доказано!

В случаях более запущенных — дорогостоящие шлифовки, проточки, перегильзовки и метание капусты по адресу поставщиков з/ч и механиков…

Слава Силам, «коллективный разум» MCC Smart Club BY знает Мастеров, владеющих всеми секретами и специфическими нюансами автомобиля MCC Smart. Поэтому любой ремонт реален и гарантирован.

Наивные дилетанты, думающие, что легче и проще купить другой б/у двигатель, как правило, приобретают на радость ушлых продавцов мотор с таким же, если даже не с бОльшим пробегом. Последствия очевидны…

В Европе большинство MCC Smart продают с пробегом свыше 100.000 км. То есть, с закономерным и значительным износом основных узлов. Приобретая любой маленький автомобильчик с таким пробегом и выше, надо уже хотя бы морально готовиться к вышеперечисленным мероприятиям и затратам.Высокие обороты двигателей малого объема уже к 150-ти тысячам км сводят на нет маслосъемные кольца. Масло уходит литрами…Особенно большой расход масла случается из-за лопнувшего кольца. В таком цилиндре на выкрученной свече всегда будет масляный нагар.Из-за несвоевременного долива неизбежны масляные голодания. Увеличение абразива в масляном тракте начинает напрягать турбину, которая в свою очередь начинает еще больше убивать мотор… Порочный круг замыкается…

Вот почему среди владельцев MCC Smart с большим опытом уже сложилось достаточно справедливое мнение, что лучше взять потрепанный экземпляр, полностью восстановить его и после этого надолго иметь надежный MCC Smart, чем покупать красивенький свежепригнаный экземпляр, который в итоге очень скоро закономерно потребует дополнительных вложений.

Чистые фильтры — важнейшее слагаемое высокого ресурса двигателя.Грязный, давно требующий замены масляный фильтр ничего на самом деле не фильтрует. Масло проходит мимо него через перепускной клапан и, будучи загрязненное взвешенными отработанными частицами, начинает постепенно выполнять роль наждака, что приводит к абразивному износу деталей.Это касается и воздушного, и топливного фильтра.Важная и мало кому известная деталь — твердые частицы, пропущенные засоренными или фильтрами убогих производителей, внедрившись в мягкие металлы пар трения будут продолжать свою вредительскую деятельность еще очень долго, несмотря на все последующие замены свежего масла, промывки и продувки.

После капитального ремонта с проточкой, шлифовкой и притиркой фиг знает чего там понадобится можно расчитывать на новые 100-150.000 км. Расход масла уменьшается почти до нуля, двигателю возвращается былая мощность.Если постоянно применять Anamegator, то этот ресурс можно увеличить в разы, но пять же, при правильной эксплуатации и щепетильном уходе.Ведь Anamegator для MCC Smart является, пожалуй, просто идеальным спасением. Как, собственно, для любых двигателей внутреннего сгорания, коробок и редукторов, но для для малообъемников — сверх актуально! Мой многолетний личный опыт, а также опыт моих коллег позволил обеспечить увеличение мощности, приемистости, наката, а также снижения расхода масла, дымности и CO.Все подробности об этом уникальном препарате в отдельной ссылке Anamegator.

И поскольку MCC Smart, как и велосипед, единожды купив, смысла продавать нет никакого абсолютно, ваш благодарный внучек или тем паче внучка, сняв его с гвоздя в сарае и очистив от паутины, не раз помянет вас добрым словом, наезжая километры в оживленных городских потоках. 🙂Автор: Лео РайкоПо вопросам ремонта, обслуживания и приобретения MСC Smart обращайтесь по телефону(+375 29) 676 05 05

Рекомендуем ознакомиться с похожими записями:

Рубрики: MCC Smart | Метки: Smart | Комментарии к записи MCC Smart: Двигатели отключены

www.icar-by.com


Смотрите также