ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Ремонт деталей газораспределительного механизма автотракторных двигателей методические указания. Ремонт деталей двигателя


Ремонт деталей газораспределительного механизма автотракторных двигателей методические указания

14

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии

металлов и ремонта машин

СД(М).Ф.8 НАДЕЖНОСТЬ И РЕМОНТ МАШИН

СД.08 НАДЕЖНОСТЬ И РЕМОНТ МАШИН

СД(М).Ф.7 НАДЕЖНОСТЬ И РЕМОНТ МАШИН

ОД.С.05 НАДЕЖНОСТЬ И РЕМОНТ МАШИН

СД.07 Основы технологии производства и ремонт машин

Лабораторная работа

Направление 110300 - Агроинженерия

Специальность 110301 - Механизация сельского хозяйства

Направление 050500 - Технологическое образование

Специальность 050501 – Профессиональное обучение (Агроинженерия)

Направление 190500 – Эксплуатация транспортных средств

Специальность 190601 - Автомобили и автомобильное хозяйство

УФА - 2010

УДК 631.3.004.67 (076.5)

ББК 631.3

М54

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № 4 от 28.04.2010)

Составитель: ст. преп. Павлов А.П.

Рецензент: ст. преп. Султанов М.С.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой технологии металлов и ремонта машин к.т.н., доцент Фаюршин А.Ф.

г. Уфа, БГАУ, Кафедра технологии металлов и ремонта машин

Цель работы

1.Изучить характерные дефекты деталей газораспределительного механизма (ГРМ).

2.Ознакомиться технологией, оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемыми при дефектации, восстановлении и проверке качества ремонта деталей ГРМ.

Оснащение рабочего места

Плита поверочная 1000х650 мм; призмы 65х100х100 мм; станок Р-108 для шлифования фасок клапанов; набор фрез для ремонта седел клапанов; станок ОПР-1841Н для притирки клапанов; прибор для проверки биения стержня и фаски клапанов; универсальные измерительные и слесарные инструменты.

Требования по технике безопасности

1.Станины станков должны быть надежно заземлены.

2.Перед началом работы студент должен изучить конструкцию станков и приспособлений, назначения рукояток управления.

3.Включение и работа на станке разрешается только в присутствии учебного мастера или преподавателя.

4. При работе на станках запрещается:

-касаться корпусов работающих электродвигателей

-оставлять инструменты и другие предметы на станке

-удалять стружку руками

-измерять детали на ходу

-облокачиваться на станки

1 Общие сведения

Головка цилиндров. Перед ремонтом головки цилиндров испыты­вают на герметичность стенок и уплотнений. Испытания проводят на стенде КИ-4805, КИ-9147 или на других стендах. На отверстия водя­ных полостей испытуемой головки устанавливают и прижимают спе­циальную обрезиненную плиту. Создают давление воды 0,4...0,5 МПа. Течь и потение головки в любом месте в течение 5 мин не допускаются. Негерметичные заглушки удаляют. Вместо них ставят новые на сури­ке, предварительно зачистив посадочные места.

Наиболее частой неисправностью головки цилиндров является из­нос рабочей фаски клапанных гнезд.

Во время фрезерования стержень оправки фрезы должен плотно (с за­зором не более 0,05 мм) входить в отверстие отремонтированной направ­ляющей втулки клапана, поэтому ее сначала дефектуют и при необходимости заменяют.

Наиболее распространенным способом ремонта гнезд является фре­зерование. Для этого применяют набор специальных фрез из 4 штук (рисунок 1). Черновой фрезой с углом 45° снимают слой металла до вы­ведения следов износа. Для того чтобы уменьшить ширину увеличившейся фаски, нижнюю часть ее подрезают фрезой с углом 75°, а верхнюю — фрезой с углом 15°. Чистовой фрезой с углом 45° зачищают поверхность фаски и дово­дят окончательно ее ширину до требуемой величины. Например, ширина фасок гнезд впускных клапанов двигателей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-03, А-41 должна быть 2,0...2,5 мм, выпускных — 1,5...2,3 мм.

S

Рисунок 1. Ремонт клапанных гнезд фрезерованием: а - фрезой черновой 45°; б - фрезой черновой 75°; в - фрезой черновой 15°; г - фрезой чистовой 45°; д - схема образования рабочей фаски гнезда при фрезеровании; В - ши­рина рабочей фаски.

Гнезда впускных клапанов двигателей ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б, А-01М, А-03 и А-41 обра­батывают под углами 30, 60 и 15°, а рабочие фаски седел впускных клапа­нов двигателя автомобиля ЗИЛ-130 — под углом 60°.

Для обеспечения плотного приле­гания клапанов к гнездам после фре­зерования их притирают.

Недостатком ремонта гнезд клапа­нов фрезерованием является то, что снимается значительный слой метал­ла. В результате этого головки срав­нительно быстро выбраковывают. Кро­ме того, седла клапанов плохо под­даются фрезерованию, поэтому их восстанавливают шлифовани­ем на планетарно-шлифовальных приборах различных марок, например ОПР-1334А, ОР-6686, ЗИЛ Х-7270 и др. Частота вращения шлифовального круга прибора ОПР-1334А 7200 об/мин, частота обкатывания шлифоваль­ного круга по гнезду 13,4 мин-1.

На шлифованной поверхности фасок гнезд клапанов не допуска­ются раковины и риски. Шероховатость обработанной поверхности должна быть не более Rа=0,8 мкм.

Угол шлифования клапанных гнезд и клапанов принимают различ­ный. Например, клапан обрабатывают под углом 44°, а его гнездо — под углом 45°30'. Рассогласование угла посадочных поверхностей приводит к образованию первоначальной контактной линии сопрягае­мых поверхностей. По окончании обкатки двигателя образуется кон­тактная полоска.

При строгом соблюдении технологии ремонта этот способ обеспечивает герметичность сопряжения, исключает притирку клапанов и повышает долговечность сопряжения.

Предельный (выбраковочный) диаметр гнезда клапана устанавли­вают по величине утопания тарелки нового (номинального размера) клапана или калибра. Утопание обычно измеряют от плоскости голов­ки или блока (рисунок 2). Утопание допускается, например, у двигателей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-03, А-41 - 2,5 мм; СМД-60, СМД-62, СМД-64 - 2,0 мм и т. д.

Рисунок 2. Определение величины утопания (в) клапа­на штангенглубиномером.

Изношенные клапанные гнезда восстанавливают наплавкой или кольцеванием. При наплавке применяют горячую газовую сварку, используя в качестве присадки чугунные прутки марки А или выбрако­ванные поршневые кольца и флюсы ФСЧ-1 или буру. При восстанов­лении изношенных клапанных гнезд запрессовкой колец гнёзда раста­чивают на требуемую глубину с большой точностью (допускается овальность гнезд до 0,05 мм, конусность — 0,02 мм) и запрессовывают в них с натягом 0,14...0,15 мм кольца.

Кольца вытачивают из специального чугуна. Овальность и ко­нусность колец допускается не более 0,02 мм. Для облегчения установки колец и увеличения прочности посадки перед запрес­совкой головку блока (блок) рекомендуется нагревать до 380...420°С, а кольца охлаждать в сухом льду или головку на­гревать до 90°С, а кольца охлаж­дать в жидком азоте. После запрессовки на коль­цах изготовляют фаски под кла­паны. Изношенные вставные гнезда клапанов (гнезда выпуск­ных клапанов двигателей А-01М, А-41, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б, СМД-60, СМД-62, СМД-64, Д-37М, Д-37Е, Д-21; впускных и выпускных клапанов ГАЗ-53А и ЗИЛ-130) заменяют на кольца ремонтного размера.

Трещину в перемычке между клапанными гнездами, а также между гнездом и отверстием под распылитель форсунки у чугунных головок заваривают горячей газовой сваркой или ликвидируют путем поста­новки стягивающих фигурных вставок.

Трещины в водяной рубашке, не проходящие через отверстия для шпилек, заваривают электродуговой сваркой стальным электродом способом отжигающих валиков или электродами ПАНЧ-11.

Для устранения трещин в рубашке охлаждения широко приме­няют пасты на основе эпоксидных смол. При трещине, проходящей через отверстие под шпильку крепления головки к блоку, отверстие рассверливают и развертывают на глубину меньше высоты головки ци­линдров на 8...10 мм, после чего в отверстие вставляют втулку на эпоксидном составе.

Трещины и коррозионные повреждения у алюминиевых головок заваривают газовой сваркой ацетилено-кислородным, пропан-бутано­во-кислородным пламенем или аргонно-дуговой сваркой.

У головок, поступающих в ремонт, а также после сварочных ра­бот поверочной линейкой и щупом проверяют отсутствие коробления поверхности прилегания к блоку.

Для различных марок двигателей неплоскостность допускается до 0,15 мм.

После шлифования, фрезерования, пришабривания или проточки (для двигателей с индивидуальными головками для каждого цилинд­ра) нижней поверхности головки допускается ее неплоскостность ме­нее 0,1 мм. После механической обработки проверяют высоту головки цилиндров. Например, для двигателей ЯМЗ-238НБ, А-01М, А-41 она не должна быть менее 131 мм, ЯМЗ-240Б — 131,3 мм, СМД-60, СМД-62, СМД-64— 130мм. У ГАЗ-53А допускается уменьшение высоты голов­ки на 1 мм против номинального размера.

После ремонта головку цилиндров вторично подвергают гидравли­ческому испытанию.

При износе резьбы в отверстиях головки цилиндров резьбу шпилек перед их завертыванием смазывают клеем на основе эпоксидной смолы. При срыве резьбы в отверстиях головок отверстия рассверливают, уста­навливают спиральные вставки или нарезают увеличенную (ремонт­ную) резьбу и ставят ступенчатые шпильки. Изношенные резьбы под свечи ремонтируют постановкой переходных втулок.

Клапаны. Наиболее частыми неисправностями клапанов являются износ и подгорание рабочих фасок тарелок. Кроме того, у клапанов изнашиваются поверхность стержня и его торец.

Изношенные рабочие фаски тарелок клапанов и торцы стержней шлифуют на специальных станках (ОПР-823, Р-108 и др.) до выведе­ния следов износа. Требуемый угол шлифования фаски — под 45°, а для впускных клапанов двигателей А-01М, А-41, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б, СМД-60, СМД-62, СМД-64 и ЗИЛ-130 — под 60°.

Перед шлифованием проверяют на приспособлении индикатором (рисунок 3а) прямолинейность стержней клапанов. Непрямолиней­ность стержня допускается до 0,05 мм.

Коническая поверхность фаски после шлифования должна быть чистой, без задиров, черновин, рисок и гранености.

Предельно изношенные тарелки клапанов могут быть восстановле­ны плазменным напылением, электроконтактным напеканием метал­лических порошков или наплавкой ТВЧ шихтой из жаропрочных ма­териалов (ВКЗ, ЭП-616, сормайт-1).

Обработку напыленных или напеченных поверхностей целесооб­разно проводить электроабразивным (электрохимическим) шлифова­нием.

Рисунок 3. Проверка клапана на индикаторном приспособлении:

а - проверка прямолинейности стержня; б - проверка биения фаски тарелки:

1, 5 - стойки для индикатора;

2 - клапан;

3 и 6 - прижимы;

4 - индикатор;

7 - упор.

После шлифования проверяют биение конической фаски тарелки клапана относительно его стержня (рисунок 3б). Биение допускается не более 0,03...0,05 мм.

Высота цилиндрической фаски клапана не должна быть менее 1,1 мм для впускных и 1,3 мм для выпускных клапанов.

Изношенный торец стержня клапана шлифуют на специальной под­ставке (призме), прилагаемой к станку ОПР-823. После шлифования угольником проверяют перпендикулярность торца стерж­ня по отношению к цилиндрической поверхности. Допускается про­свет на торце до 0,05 мм.

Изношенные стержни клапанов можно шлифовать на уменьшен­ный размер, восстанавливать железнением или хромированием. Оваль­ность и конусность стержня клапана после шлифования не должны быть более 0,02 мм. Из выбракованных клапанов путем проточки и шли­фования можно изготовить клапаны меньшего размера для использо­вания в других двигателях. Втулки, изношенные внутри, можно вос­станавливать развертыванием под увеличенный стержень клапана.

Пружины клапанов. По мере работы двигателя пружины клапанов теряют упругость и получают усадку.

Контроль упругости клапанных пружин проводят на универсаль­ном приборе для проверки упругости пружин и поршневых колец, определяют силу сжатия пружины и сравнивают ее с техни­ческими требованиями.

Пружины, упругость которых меньше допустимой, могут быть вос­становлены накаткой роликом или способом термической фиксации. При восстановлении пружины термической фиксацией, ее растягивают за концы зажимами приспособления до необходимой длины и пропускают через нее электрический ток. После того, как пружина нагреется до 400...450°С (о чем судят по времени нагрева и интен­сивному испарению масла с поверхности), ее освобождают из зажимов и охлаждают на воздухе.

Сборка головки цилиндров и притирка клапанов. Собирают головки на специальном стенде (столе). В головку блока запрессовывают на­правляющие втулки и развертывают их. Стержень клапана должен свободно, без заеданий, проворачиваться во втулке и перемещаться в осевом направлении. У большинства двигателей нормальный зазор между стержнем впускного клапана и отверстием втулки равен 0,03... 0,07 мм, а выпускного — 0,7...0,11 мм.

После установки клапанов проверяют утопание их тарелок отно­сительно плоскости разъема головки и при его несоответствии техни­ческим требованиям подбирают и притирают другие клапаны.

При притирке фаску клапана и гнезда смазывают тонким слоем пас­ты ГОИ или пасты, состоящей из абразивного порошка зернистостью М24..М28 и дизельного масла.

Притирку проводят на специальном станке ОПР-1841А или притирочным электроинструментом. Стержни клапанов смазывают дизельным маслом, надевают на них технологические пружины и устанавливают клапаны в направляющие втулки. Головку (блок) устанавливают на угольники подъемной пло­щадки 5.

Вращением маховика 3 или при помощи механизированного подъе­ма поднимают головку на такую высоту, чтобы между муфтами шпин­делей и клапанами можно было вставить переходники 2. При верхнем положении блока шпинделей 1 зазор между тарелкой клапана и гнез­дом должен быть 8...10 мм.

На фаски клапана или гнезда наносят пасту и включают станок. При работе станка шпиндели поворачивают клапан по часовой стрел­ке на 1/3 оборота, а против часовой стрелки на 1/4 оборота. Кроме этого, клапаны совершают возвратно-поступательное движение в осевом на­правлении.

Притирку ведут до образования на конической поверхности тарел­ки клапана и гнезда ровной без разрывов матовой кольцевой полоски. Ширина притертой полоски должна быть у двигателей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б у впускных клапанов - 1,5...2 мм, выпускных - 1,0... 1,8 мм; А-01М, А-41, СМД-60, СМД-62, СМД-64 у впускных — не ме­нее 2,0 мм, выпускных не менее 1,9 мм, СМД-14 и его модификаций — не менее 1,5 мм; Д-240, Д-50 — 1,5...2,0 мм и т. д.

Верхняя кромка матовой полоски должна отстоять от края конус­ной поверхности тарелки клапана не менее чем на 1,5 мм, а у двигате­лей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б поясок должен начинаться у основания большого конуса седла.

После притирки клапаны размечают в соответствии с номерами гнезд. Головку и клапаны тщательно промывают в 1%-ном водном растворе тринатрийфосфата для удаления остатков пасты и собирают клапанный механизм. Разборку и сборку головок блоков тракторных двигателей рекомендуется проводить на стендах ОПР-107 или ОПР-2953М. Стержни клапанов смазывают дизельным маслом или графити-руют.

Клапаны устанавливают в гнезда согласно разметке. При помощи приспособления сжимают пружины и устанавливают тарелки клапан­ных пружин с сухариками.

Сухарики должны плотно сидеть в тарелке пружины и выступать над плоскостью тарелки не более 0,5 мм. Между сухариками по стыку должен быть зазор не менее 0,5 мм.

Проверка герметичности клапанов. Окончательный контроль качества притирки ведут либо при помощи пневматического прибора, либо по просачиванию керосина. Прибор состоит из корпуса, манометра и пульверизационной груши.

Для проверки герметичности на тарелку клапана сверху кисточкой наносят керосин. Прибор прижимают к впускному или выпускному отверстию головки, грушей нагнетают под клапан воздух до давления 30 кПа и наблюдают за появлением пузырьков. Если пузырьки от­сутствуют, то клапан притерт удовлетворительно.

При проверке качества притирки керосином головку устанавлива­вают впускными или выпускными каналами вверх и наливают в них керосин: он не должен просачиваться между клапанами и гнездами в течение 3 мин.

Для увеличения срока службы сопряжения клапанов с гнездами применяют накатывание роликами рабочих фасок гнезда и тарелки клапана. Накатывание фаски тарелки клапана проводят после ее шлифования, а фаски гнезда — после обработки фрезами. Обе операции выполняют на сверлильном станке за 6...10 оборотов шпинделя при давлении 2,5...3,0 МПа. Накатка позволяет исключить операцию при­тирки клапанов. Применяют так­же электромеханическое упрочне­ние фасок клапанов.

Валики коромысел (оси). При износе наружной поверхности в со­пряжении со втулками коромысел валики перешлифовывают на умень­шенный ремонтный размер. Возмо­жен ремонт валиков (осей) хромированием, железнением, вибродуговой наплавкой с последующим шлифованием.

Коромысла клапанов с втулками. Наиболее частыми дефектами коромысел клапанов являются: износ бойков и внутренней поверх­ности втулок, ослабление посадки втулок в коромыслах и износ резьбы под регулировочный винт.

При незначительном износе бойков по высоте их шлифуют вручную на обдирочно-шлифовальном станке, выдерживая требуемый радиус закругления по шаблону. При износе на глубину 2...3 мм боек наплав­ляют и шлифуют. Во время шлифования должна быть обеспечена па­раллельность цилиндрической поверхности бойков относительно оси отверстия под втулку, что проверяют шаблоном.

При износе резьбы в коромысле под регулировочный винт конец коромысла осаживают с боков в горячем состоянии, просверливают по кондуктору отверстие и нарезают резьбу нормального размера. Толкатели клапанов и втулки толкателей. У толкателей изнашива­ются поверхности стержня и тарелки. Стержни толкателей восстанав­ливают вибродуговой наплавкой проволокой из высокоуглеродистой стали или напеканием металлических порошков. После наплавки или напекания стержень толкателя шлифуют на круглошлифовальном станке. Возможно также восстановление стержня толкателя электро­литическим наращиванием (железнением, хромированием).

При незначительном износе рабочей поверхности тарелки тол­кателя (до 0,3 мм) ее шлифуют до выведения следов износа. При боль­ших износах тарелку наплавляют электродуговой сваркой электро­дом Т-590 или чугуном газовым пламенем. Чтобы не произошел отпуск стержня, толкатель при наплавке тарелки погружают в ванну с про­точной водой таким образом, чтобы тарелка была над жидкостью. Наплавленные тарелки шлифуют до определенной высоты.

У толкателей качающегося типа изнашиваются втулки по внутреннему диаметру, оси роликов и сами ролики, упорные пяты.

Распределительные валы. У этих валов изнашиваются опорные шейки и кулачки. Возможен также изгиб вала. Для определения из­гиба вал укладывают крайними шейками на призмы и индикатором определяют биение средней шейки. Если биение превышает 0,1 мм, вал правят под прессом.

Опорные шейки распределительного вала при износе до овальности и конусности более 0,1 мм шлифуют до следующего ремонтного раз­мера. Изношенные шейки последнего ремонтного размера восста­навливают вибродуговой наплавкой высокоуглеродистой сталью, после чего шлифуют до номинального диаметра. Возможно также восста­новление шеек хромированием, твердым железнением или напеканием металлических порошков.

Втулки для опорных шеек шлифованных валов ставят в блок с уменьшенным внутренним диаметром.

Отверстия для подвода смазки в блоке и втулках после запрессовки должны совпадать. После запрессовки втулок проводят их соосную расточку на станках типа ОПР-4812, ОПР-4811.

Кулачки распределительного вала изнашиваются неравномерно. Цилиндрическая часть поверхности кулачка изнашивается незначи­тельно, и почти весь износ приходится на долю профильной, набега­ющей части кулачка (рисунок 4).

Вследствие этого изменяется высота подъема клапана, смещаются в сторону запаздывания моменты начала и максимального открытия клапана и уменьшается общее время от­крытия его.

Рисунок 4. Износ кулачка распределительного вала:

h и h2 - высота подъема толкателя при новом и изношенном кулачках;

а и а1 - начало открытия клапана при новом и из­ношенном кулачках;

b и b1 - максимальное открытие клапана при новом и изношенном кулачках;

с - закрытие клапана.

Износ кулачков распределительного вала определяют замером высоты кулачка. По высоте износ кулачков допускается до определенного предела. Например, наимень­шая допустимая высота кулачков распреде­лительного вала равна: для двигателей ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ — 42 мм; Д-50 — 40,1 мм; СМД-14 — 41,25 мм; А-01М и А-41 — 44,05мм. Кулачки, изношенные до размера по вы­соте меньше допустимого, шлифуют на шли­фовально-копировальном станке на ремонт­ные размеры. При износе кулачков последнего ремонтного размера они могут быть восстановлены до номинального размера электроду­говой наплавкой электродом Т-590 с последующим шлифованием или напеканием металлических порошков.

studfiles.net

Ремонт двигателя | Тюнинг ателье VC-TUNING

Ремонт двигателя 

 

 

В процессе эксплуатации автомобиля многие факторы могут ухудшить работу двигателя или полностью вывести его из строя. Основными причинами неисправности данного агрегата авто считается низкокачественное масло или несвоевременная его замена, плохой бензин или соляра. К примеру, наличие в соляре воды за короткий период приведет к поломке дизельного двигателя. Причин множество, но все они приводят к необходимости капитального ремонта двигателя, который нужно осуществлять в специализированном автоцентре, который оснащен всем необходимым оборудованием.

Подготовка и выявление поврежденных деталей двигателя 

Подготовительный этап включает в себя демонтаж агрегата, очистку и последующую его разборку. На данном этапе нужно вычислить все изношенные или поврежденные детали.

Демонтаж и разборка двигателя производится в первую очередь. После отсоединения всех проводов и шлангов, с помощью гидравлического крана извлекается сам мотор. Удаляются все внешние загрязнения, моются детали бензином и так далее.Дефектовка деталей позволяет найти причину поломки и степень повреждений деталей. Этот процесс требует внимательности и специального измерительного инструмента, позволяющего точно определить степень износа деталей. Визуально не всегда удается определить поврежденные элементы агрегата. Специалистом осуществляется исследование коленчатого вала на наличие повреждений на шейках, диаметр которых измеряется в двух плоскостях. Измеряется осевой люфт вала в цилиндровом блоке и степень биения шеек. Производится замер диаметров цилиндров в двух плоскостях. Все зазоры трущихся деталей, таких как распределительный вал, клапана и направляющие втулки, валики приводов также измеряются. На специальном прессовочном оборудовании проверяются корпусные детали двигателя на наличие трещин. Все полученные показания сверяются с допустимыми размерами завода-изготовителя, после чего составляется план ремонтных работ.

Ремонт деталей двигателя 

Расточивание и хонингование цилиндров осуществляется на специальном оборудовании, которое можно встретить далеко не в каждой мастерской. От правильности проведенных работ будет зависеть степень смазки поршневых юбок и колец. Расточка цилиндров придает им строгую цилиндрическую форму, но при этом должны быть соблюдены ремонтные размеры изготовителя.

Ремонт коленчатого вала предполагает шлифовку и полировку коренных и шатунных шеек. Таким образом, сглаживается микрорельеф их поверхностей, и отверстий масляных каналов. Если, в результате сильного биения шеек вал был деформирован, то перед вышеуказанными работами его сначала правят и исследуют на предмет обнаружения трещин.Ремонт головки блока цилиндров  или сокращенно ГБЦ производится в несколько этапов. Заделываются выявленные трещины, заменяются или правятся фаски седел клапанов, выравниваются привалочные плоскости. В замене или восстановлении могут нуждаться клапана, распределительный вал, толкатели и некоторые другие элементы головки блока цилиндров.

После обработки деталей путем расточки, шлифовки или хонингования извлекаются все образовавшиеся отложения в каналах смазки. Все детали перемывают и продувают сжатым воздухом.Сборка и обкатка двигателя  

Сборка двигателя осуществляется на монтажном стапеле, который обеспечивает вращение для удобства работы мастеру. На данном этапе ремонта ошибки недопустимы, и все зазоры между деталями контролируются. Множество регулировочных операций, затяжка крепежей корпусных деталей мотора в определенной последовательности. В процессе сборки необходимо контролировать работоспособность всех установленных элементов, к примеру, коленчатый вал должен вращаться рукой, что и будет свидетельством правильностью его установки.Холодная обкатка двигателя осуществляется на специальном стенде, на котором вращение коленчатого вала производится с помощью электромотора. Но, обкатываемый агрегат должен быть полностью готов к работе. Для этого в него заливается масло и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости.

Регулировка двигателя в основном осуществляется на автомобиле, но это возможно проделать и на специальном стенде, позволяющем имитировать работу агрегата.Где производить ремонт двигателя 

Ремонт двигателя  нужно доверить специалистам хорошо оборудованного автосервиса или тюнинг мастерской, имеющего хорошую техническую базу. Специалисты тюнинг мастерской VC-TUNING обладают большим техническим опытом решения различных задач и наш подход к работе с автомобилями и мотоциклами, во многом превосходит тот уровень качества, который предлагают в различных СТО и сертифицированных сервисах. Мы модифицируем автомобили и мотоциклы и это более сложный процесс, нежели техническое обслуживание или ремонт. Мы работаем с большим количеством  моделей автомобилей различных автоконцернов. Наше оборудование позволяет выполнять огромный спектр работ по техническому обслуживанию и ремонту.

vc-tuning.ru

Ремонт деталей и узлов двигателя ЗМЗ-5143.10

Страница 1 из 3

Блок цилиндров с трещинами или пробоинами стенок цилиндров, водяной рубашки и картера или с трещинами верхней плоскости и ребер, поддерживающих коренные опоры, подлежит замене.

Проверить износ цилиндров, отверстий под опорные шейки промежуточного вала, отверстий под привод масляного насоса, деформацию и соосность опор под вкладыши коренных подшипников.

рис. 1

В результате износа цилиндры блока приобретают неправильную форму. Наибольшей величины износ достигает от перекладки поршня в верхней мертвой точке в зоне верхнего поршневого кольца, на расстоянии 20 - 30 мм от верхней плоскости блока, измерение необходимо проводить в направлении, перпендикулярном оси коленчатого вала (в плоскости качания шатуна)

Диаметр цилиндра нового блока цилиндров - 87+0,030мм

Максимально допустимый - 87,1 мм

Ремонтные размеры 87,5+0,030мм, 88+0,030мм

Для ремонта блока цилиндров предусматривается два ремонтных размера диаметра цилиндров и поршни двух ремонтных размеров по диаметру юбки с увеличением размера на 0,5 мм и 1,0 мм.

В случае износа цилиндров более допустимого или наличия задиров, глубоких рисок — блок цилиндров необходимо ремонтировать. Все цилиндры в одном блоке должны обрабатываться под один и тот же ремонтный размер, за исключением случаев, когда требуется вывести неглубокие царапины на зеркале цилиндров (в пределах увеличения диаметра цилиндра на 0,05 мм), здесь допускается исправление только дефектных цилиндров.

В тех случаях, когда в распоряжении имеется лишь ограниченное число поршней, необходимо обрабатывать цилиндры, исходя из группы размера диаметра юбки поршня, предназначенного для работы в данном цилиндре, в соответствии с таблицей 1. Буква, обозначающая группу размера диаметра юбки поршня, выбита на его днище (Рисунок 1).

Таб. 1 Соответствие групп поршней размерам диаметра цилиндров

Ремонтное

увеличение

Маркировка

поршня

Обозначение

группы

диаметра

юбки

поршня

Диаметр

цилиндра, мм

514

A

B

Y

87,000-87,010

887,010-87,020

87,020-87,030

0,5

514-АР

A

B

Y

87,500-87,510

87,510-87,520

87,520-87,530

1,0

514-БР

A

B

Y

88,000-88,010

88,010-88,020

88,020-88,030

На боковой стенке одной из бобышек поршня под поршневой палец отлита надпись, обозначающая: «514» - стандартный размер диаметра юбки поршня, «514-АР» - ремонтное увеличение на 0,5 мм, «514-БР» - ремонтное увеличение на 1,0 мм.

Отклонения от геометрически правильной формы цилиндров должны располагаться в поле допуска размерной группы на диаметр цилиндра.

Диаметр отверстий под опорные шейки промежуточного вала нового блока цилиндров передние - 49+0,050мм, заднее - 22 +0,041мм. Максимально допустимый диаметр - 49,1 мм / 22,1 мм, Ремонтный диаметр отверстий - 48,8 мм / 21,8 мм

В случае износа отверстий под опорные шейки промежуточного вала более допустимого необходимо заменить втулки на ремонтные (увеличенной толщины) с последующей расточкой под номинальный или ремонтный размер, в зависимости от величины износа опорных шеек промежуточного вала.

диаметр опорных шеек нового

промежуточного вала

Передней

Задней

49-0,016  мм

22-0,013  мм

Максимально допустимый

Передней

Задней

48,95 мм

21,95 мм

Ремонтные размеры

Передней

Задней

48,8-0,016мм

21,8-0,013мм

Шейки промежуточного вала шлифуют под ремонтный размер в случае износа, превышающего максимально допустимый.

Диаметр отверстий

под привод масляного насоса

17+0,060мм

Максимально допустимый

17,1 мм

В случае износа отверстий под привод масляного насоса более допустимого, отверстия обработать до Ø 21+0,033 под ремонтные втулки. Изготовить ремонтные втулки из серого чугуна, запрессовать ремонтные втулки и обработать отверстия во втулках до номинального размера.

Диаметр отверстий опор под вкладыши коренных подшипников нового блока цилиндров 67+0,019мм;

- допустимый 66,99 - 67,03 мм

Радиальное биение средних опор относительно крайних нового блока цилиндров 0,02 мм

Максимально допустимое биение - 0,04 мм

В случае деформации и отклонения от соосности отверстий опор под вкладыши коренных подшипников более допустимого — блок цилиндров необходимо заменить.

autoruk.ru

Особенности ремонта деталей двигателей

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Особенности ремонта деталей двигателей

Двигатели погрузочно-разгрузочных машин работают в тяже­лых условиях. В процессе эксплуатации на них действуют зна­чительные динамические усилия, возникающие в результате ви­браций и толчков. Машины эксплуатируются при большой запы­ленности рабочих мест, и, кроме того, они подвержены атмосфер­ным воздействиям. Механизмы машин воспринимают различные нагрузки в зависимости от массы поднимаемого груза, которые передаются и на детали двигателей.

Обеспечение необходимой прочности ответственных деталей двигателей в этих условиях достигается изготовлением их из металлов с повышенными физико-химическими свойствами, при­чем с целью получения требуемой плотности сопряжений рабочие поверхности многих деталей обрабатываются по высокому классу шероховатости и собираются с большой точностью. Ряд деталей термически обрабатывают для увеличения их долговечности за счет улучшения контактной износостойкости поверхностей.

При ремонте деталей двигателей прежде всего надо учитывать их относительно высокую стоимость. Эти детали, помимо обычной механической обработки, подвергают шлифованию, полированию и другим доводочным операциям, которые позволяют получить требуемую точность сопряжений, но в то же время повышают затраты на изготовление деталей. В связи с отмеченным, а также учитывая, что детали двигателей изготовлены из легированных ста­лей и прочих качественных материалов, при ремонте машин сле­дует принимать эффективные меры, направленные на восстановле­ние наибольшего количества деталей.

В процессе ремонта двигателей внутреннего сгорания под ремонтные размеры протачивают коренные и шатунные шейки колен­чатых валов, цилиндры двигателей, поршневые пальцы и другие детали, которые при соответствующих размерах сопряжений обес­печивают работоспособность соединений с высокой надежностью. Помимо этого, в таких соединениях деталей двигателей, как кла­паны — седла, необходимая плотность прилегания достигается после притирания пастами ГОИ. При восстановлении плотности соединения клапан—седло все операции следует выполнять при малых подачах режущего инструмента, чтобы обеспечить доводку поверхностей до заданного класса шероховатости без снятия зна­чительной толщины слоя металла.

Устранение трещин в чугунных корпусных деталях двигателей: путем заварки связано с нагревом блока или головки цилиндров, в то время как большинство остальных деталей погрузочно-разгрузочных машин восстанавливают электросваркой без предвари­тельного подогрева. Такая технология усложняет производство- работ и требует высокой квалификации ремонтного персонала. Сварочные работы следует вести в закрытых помещениях без- сквозняков и принимать специальные меры по предохранению свариваемой детали от быстрого охлаждения.

Восстанавливают детали двигателей обычно с помощью обору­дования высокой точности. Ряд операций может выполняться с использованием специальных станков или при наличии соответ­ствующей оснастки и приспособлений на токарных или сверлиль­ных станках. Шлифование шеек коленчатых валов или доводоч­ные операции при обработке цилиндров можно осуществлять на указанных универсальных станках.

Читать далее: Блок и головка цилиндра

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ Проверка и установка коленчатого вала и подшипников

Сборку деталей двигателя сотрудники компании «Алтушка» выполняют на специальном поворотном стенде. Ремонт, проверка и сборка коленчатого вала с блоком проводятся в положении блока цилиндрами вниз. Обязательно проверяются зазоры в подшипниках и цилиндрах. А результаты измерений фиксируются в протоколе.

У двигателей с нижним расположением распределительного вала перед сборкой проверяются зазоры в его подшипниках, а так же во вспомогательных и балансирных валах.

Замена втулок подшипников трудностей не представляет. Специалисты компании выполняют эту работу с высоким уровнем качества. Для этих работ применяются специальные оправки и развёртки.

Перед сборкой проверяется соосность отверстий передней и задней крышек блока с коленчатым валом, если у ремонтируемого двигателя проводилось растачивание поверхностей постелей блока. Соосность передней крышки блока со встроенным масляным насосом особенно важна. В случае ее неисправности при первом же запуске двигателя может произойти поломка насоса.

Для обеспечения соосности мастера используют оправку с пояском для центрирования крышки, которую устанавливают на передние опоры вместо коленчатого вала. Смещение после ремонта постелей оси коленчатого вала вверх (в сторону головки блока) даже на 0,1 мм делает невозможной посадку передней крышки одновременно на центрирующий пояс оправки и втулки крышки на блоке или штатные центрирующие штифты. Рекомендуется отверстия в крышке под центрирующие штифты разделывать так, чтобы крышка без препятствий смещалась вверх на нужную величину.

Перед установкой коренных вкладышей в блок важно проверить соответствие ремонтного размера требуемому. Отверстия во вкладышах должны совпадать со смазочными отверстиями в блоке при установке вкладышей в постели блока. Как показывает практика, их несоответствие приводит к повреждению подшипников и двигатель выходит из строя.

Проверка и установка коленчатого вала и подшипниковПосле установки вкладышей и затягивания крышки мастер проверяет зазор в подшипниках. Подвергается контролю и геометрия коленчатого вала — взаимные биения всех поверхностей и диаметры шеек. Лучше лишний раз убедиться в том, что шейки вала отполированы, а смазочные отверстия на них имеют гладкие полированные края.

Вкладыши перед установкой коленчатого вала в блок смазывают специальным сборочным маслом. В отличии от обычного оно дает более прочную масляную пленку и лучше защищает от задиров и повреждений при первом запуске отремонтированного двигателя.

После установки коленчатого вала в блок, сверху ставятся крышки коренных подшипников и равномерно затягивают болты крышек динамометрическим ключом, а в случае с целиковой постелью по схеме рекомендованной производителем. Затягивать болты необходимо в два-три приема с постепенным увеличением момента затяжки болтов на всех крышках одновременно. Важно помнить, что нарушение порядка затяжки вызывает деформацию постелей и повреждает подшипники.

Легкость вращения вала проверяют после затягивания болтов. Обычно специалисты определяют причину заедания вала в зависимости от усилия при его проворачивании. Так же место заедания в подшипнике находят по почернению масла, нанесенного перед сборкой.

В любом случае, если вал заедает – подшипники разбирают и устраняют причину заедания.

Специалисты отмечают, что шабрение рабочей поверхности вкладышей прямое доказательство некачественного ремонта двигателя!

После обеспечения легкого вращения вала в подшипниках при тщательном контроле устанавливают упорные полукольца (рабочей поверхностью к валу), затягивают болты и контролируют торцевой зазор в упорном подшипнике.

Сальники коленчатого вала в некоторых двигателях (MAZDA, GM, RENAULT, FORD и других) устанавливаются в проточку, выполненную в блоке и крышке коренного подшипника блока. Эту работу лучше доверить профессионалам.

Посмотреть цены на ремонт деталей двигателей.

Нравится

27.01.2011, 6795 просмотров.

www.altushka.com

ремонт деталей двигателя

Капитальный ремонт двигателя как это должно быть. Расточка. Шлифовка. Хонингование. Гильзовка.

Капитальный ремонт двигателя в компании ХодосАвто. Расточка блока, Шлифовка коленвала, гильзовка блока,...

3 Ремонт деталей двигателя

ООО "Топ Пайнт" Ремонт деталей двигателя методом нападения металлов (ГРУ, блок цилиндров, поддон картера,...

Ремонт деталей двигателя грузовых автомобилей. Ремонт шатунов

https://www.mehanika.ru/repairs/gruzovye/remont-shatunov-truck/

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ. КАК ДЕЛАТЬ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ своими руками ♦СВОИМИ РУКАМИ Handmade DIY♦

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ. КАК ДЕЛАТЬ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ своими руками. #СВОИМИ_РУКАМИ_Handmade_DIY #Капитальны...

Теория ДВС: Сборка (ремонт) двигателя BMW M50B25

Пример сборки двигателя BMW с разными тонкостями. В видео показано как грамотно установить поршневую в блок...

Осмотр деталей заклинившего двигателя

Начало темы в https://www.youtube.com/watch?v=NYhTlbzAQZI.

Ремонт двигателя Фотон (Foton)

Сборка блока двигателя Perkins Phesrer 135 он же Caterpillar 3054 dieselsupport.ru Assembly short block Perkins Phesrer 135 or Caterpillar 3054 Как и ...

Капитальный ремонт двигателя Cummins QSK60 в компании КАМСС

Стандартный (полный) капитальный ремонт Cummins производимый официальным дилером обычно включает в себя следу...

Land-Rover Discovery 3 неудавшийся ремонт двигателя 2.7

Land-Rover Discovery 3 Неудавшаяся попытка ремонта дизельного двигателя 2.7 Этот канал создан для тех, кто интересует...

Мойка для деталей двигателя своими руками

Темой данного видео будет: Мойка для деталей двигателя своими руками. Для изготовления мойки необходимы...

4 Ремонт деталей двигателя

ООО "Топ Пайнт" Ремонт деталей двигателя методом нападения металлов (ГРУ, блок цилиндров, поддон картера,...

Ремонт двигателя/Покупка деталей (Сборка ВАЗ 2101)

Продолжаем сборку ВАЗ 2101. Сегодня речь пойдет о запчастях для двигателя. Приятного просмотра! Мой проект...

Капитальный ремонт двигателя Мопеда Альфа, В деталях

Группа в ВК - https://vk.com/public113571879 Я в ВК - https://vk.com/idmaxuspozitiva.

6 Ремонт деталей двигателя

ООО "Топ Пайнт" Ремонт деталей двигателя методом нападения металлов (ГРУ, блок цилиндров, поддон картера,...

Восстановление коленвала, форсирование двигателя.Напыление твердыми сплавами

Восстановление, реставрация коленвалов, форсирование двигателейотечественного и импортного производства...

Ремонт деталей двигателя грузовых автомобилей Запчасти для ремонта двигателя часть 3

Какие запчасти необходимы для ремонта двигателя Scania 124 L http://turbomicron.by . Особенности установки запасных часте...

5 Ремонт деталей двигателя

ООО "Топ Пайнт" Ремонт деталей двигателя методом нападения металлов (ГРУ, блок цилиндров, поддон картера,...

Реставрация двигателя автомобиля Победа М-20

Культовый автомобиль “Победа” стала первой советской машиной, которой кроме серийного номера дали имя...

Ремонт двигателя John Deere

Двигатели John Deere успешно устанавливаются на специальные машины и оборудование, по праву завоевав симпатии...

Сварка алюминия. Ремонт крышки двигателя

Ремонт крышки двигателя газель 406. Сварка алюминия. Афтагеном.

дефектовка деталей двигателя. Ультразвуковые ванны TierraTech для капитального ремонта двигателей и агрегатов

Использование ультразвуковых моек в автосервисах на агрегатных участках на сегодняшний момент просто...

Нужен ли такой ремонт? (На примере двигателя Восход-2) 18+

В данном видео я рассуждаю о том, как не следует делать ремонт двигателя. Подписывайтесь на нашу группу...

Выявление дефектных деталей при ремонте двигателя ВАЗ.

Показал признаки дефектных деталей в двигателе ВАЗ инжектор.

Train Mechanic Simulator 2017 #7 Серьезный ремонт двигателя,Открытие Электродепо

Train Mechanic Simulator 2017 #7 Серьезный ремонт двигателя,Открытие Электродепо В игре «Train Mechanic Simulator 2017» вам предстоит...

Какие запчасти нужны для капитального ремонта двигателя ВАЗ 2103

Начало здесь. https://www.youtube.com/watch?v=LiZ5sUbgkIQ.

Разборка, сборка и ремонт двухтактного двигателя скутера Ч 1

Подробное описание процесса по адресу: http://b.lodki-ua.com/remont/moto/remont-dvuhtaktnogo-dvigatelya-scutera/ Также полное описание проце...

мойка деталей двигателя

мойка деталей, двигатель, обслуживание СТО, ремонт двигателя, мойка запчастей, оборудование для мойки детал...

Новогодняя чудо мойка деталей двигателя ★ Серебряная волга ★ МИРовой влог

Чудо моющее обеспечивает просто волшебство чистоты при отмывании наццатилетнего масляного осадка. Не...

Ремонт двигателя. Часть 1. Дефектовка

Первая часть видео про ремонт двигателя ВАЗ 21083. После разбора двигателя нужно было отдефектовать. Больше...

Капитальный ремонт двигателя Audi v6.

Сборка двигателя AUK 3.2 Audi v6 quattro после гильзовки. http://www.hodosauto.ru/ По вопросам рекламы и сотрудничества: Илья...

О ремонте двигателя ИЖ 49

Предсборочный обзор деталей двигателя ИЖ 49, рассказ о том что и как сделано.

Капитальный ремонт двигателя! 3000 кадров в одном видео.

11 месяц. 3000 кадров. Так выглядит Капитальный ремонт двигателя в замедленной съёмке. Подписывайся на канал...

Мойка деталей двигателя

Чем я пользуюсь при отмывании деталей двигателя ○Мой Блог – https://www.youtube.com/user/MARYKLIFEBLOG ○Моя партнерка! –...

Ремонт двигателя Газель бизнес Cummins isf 2.8 день второй.

Газель бизнес двигатель Cummins isf 2.8 день второй. Установка поршневой группы, головки блока цилиндров, навесно...

Разборка для ремонта инжекторного двигателя Нива ВАЗ 21214 Часть 8.Тюнинг (доработка) и ремонт двигателя Volkswagen Golf (фольксваген гольф)

Установка двигателя в автомобиль.Метки ГРМ. Выбор охлаждающей жидкости.ПЕРВЫЙ ЗАПУСК Tuning (completion) and repair...

Ремонт двигателя K4J на Renault Symbol (1я часть) Притирка новых клапанов. Тут хорошая инструкция: http://reno-symbol.ru/html/sbork...

Как починить двигатель, поршень и любую деталь в My summer car ?

Как починить машину, а в частности поршень, шатун, поддон в My summer car? Обо всем по порядку на примере третьего...

cs 1.6 opengl indir www.candycraft.net kay?t ol far cry 4 siyah ekran hatas? diep io pvp alper ayy?ld?z agustos s?r?ls?klam sozleri boot device not found hard disk (3f0) hatas? gta 5 corrupt game data please reboot or reinstall hatas? minecraft ev hilesi wolfteam security alert hatas? 2016 minecraft 1.8.9 shader pack

debojj.net

Ремонт деталей газораспределительного механизма - Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей

§ 55. Ремонт деталей газораспределительного механизма

Ремонт распределительного вала.

Основными дефектами распределитель­ного вала являются: изгиб, износ опорных ше­ек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков.

Биение промежуточных опорных шеек про­веряют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки. Допустимая величина бие­ния устанавливается техническими условиями. Если биение превышает допустимую величину, то вал правят под прессом. Изношенные шей­ки шлифуют на меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шей­ки полируют абразивной лентой или пастой' ГОИ. При этом осуществляют замену изно­шенных опорных втулок на новые. Внутрен­ние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой рез­цом под размер перешлифованных шеек расп­ределительного вала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно вос-

станавливать хромированием или осталиванием под номинальный или ремонтный размеры.  Небольшой износ кулачков устраняют шли­фованием на копировально-шлифовальном станке. При значительном износе вершину ку­лачка можно восстановить наплавкой сормайтом № 1 с последующим предварительным шлифованием на электрошлифовальной уста­новке и окончательной обработкой на копи­ровально-шлифовальном станке.

Ремонт клапанов, толкателей, коромысел.

Наиболее часто встречающи­мися дефектами клапанов являются: износ и обгорание рабочей фаски, деформации тарел­ки (головки), износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восста­навливают притиркой к седлу. При значитель­ных износах или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндриче­ской части головки клапана должна быть не менее величины, установленной техническими условиями.

Все клапаны притирают одновременно на специальном станке. Герметичность пары кла­пан— седло контролируют прибором, при по­мощи которого нагнетается под избыточным давлением (0,6—0,7 кгс/см2) воздух. Давление в течение 1 мин не должно резко уменьшаться.

Изгиб стержня и биение рабочей фаски го­ловки относительно стержня проверяют на специальном приспособлении (рис. 82). Конт­роль осуществляют индикаторами 10 и 11. До­пускаемое биение стержня клапана — 0,015 мм на длине 100 мм, а биение рабочей фаски — 0,03. При большем биении стержень клапана правят.

Изношенный стержень клапана можно вос­становить хромированием или осталиванием с последующим шлифованием до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности.

У толкателей клапанов изнашиваются сфе­рическая и цилиндрическая поверхности. Стер­жень восстанавливают шлифованием до ре­монтного размера или хромированием. При этом отверстие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанав­ливаемых стержней или для запрессовки втул­ки. Втулки изготавливают из серого чугуна и запрессовывают с натягом 0,02—0,03 мм. Пос­ле запрессовки внутренний . диаметр втулок обрабатывают разверткой, обеспечивая необ­ходимый зазор в соединении. Износ сферичес­кой поверхности стержня устраняют шлифова­нием по шаблону, выдерживая установленную техническими условиями высоту.

В коромысле клапанов изнашиваются втул­ки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ре­монтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сфериче­скую поверхность носка коромысла обрабаты­вают шлифованием.

toira.ru