Как часто, заезжая на автосервис, чтобы поменять масло, слышишь от сервисменов предложение промыть двигатель, перед заливкой свежего и нового масла. Доводов, побуждаемых к этому «мероприятию», вроде бы, предостаточно: во-первых, неизвестно, кто и когда последний раз менял в машине масло «правильно» (то есть вовремя и используя качественное масло). Во-вторых, работая по принципу «всяк кулик свое болото хвалит», сервис, предрасположенный к использованию масла одного производителя, обязательно посоветует промыть систему, если до этого использовалось масло другого производителя. В третьих, самый «продвинутый» мастер по замене масла всенепременно глянет под крышку маслозаливной горловины, или напротив, на щуп уровня масла, и выдаст свой вердикт – масло грязное, лучше промыть. Вроде бы, все просто, — нужно, так нужно, гигиена двигателя штука полезная, кто бы сомневался. Но давайте не будем торопиться, и посмотрим все таки, что же происходит при промывке двигателя.
Начать следует с самого промывочного масла, или промывочной жидкости. Что же это такое? Как правило, промывочная жидкость, делается из недорого минерального масла (оно не должно долго работать в двигателе, поэтому его смазочные свойства интересны в десятую очередь) в которое добавлено несколько пакетов высокощелочных и прочих активных присадок, чья задача растворять отложения в двигателе. Современные промывочные жидкости делятся на две категории, — длительного воздействия (эти уже отживают свой срок), и «пятнадцатиминутки».
Промывки первого типа были распространены на рынке примерно 15 лет назад. Использовались они следующим образом: автомобиль, которому требуется промывка, и последующая замена масла, заезжал на станцию, и в него, после слива старого отработанного масла, заливалось «промывочное масло», на котором автомобиль должен был проездить какое-то время. Обычно мастер назначал повторный заезд через 1-2 дня. После этого промывочная жидкость сливалась, и вместо нее заливалось новое моторное масло.
В наше время, эта система имеет крупные недостатки. Например, сегодня, когда каждая минута на счету, никто особо и не захочет заезжать два раза на сервис с интервалом в два дня. В идеале надо, чтоб все было сделано «здесь и сейчас».
Вторым, и более ощутимым недостатком, было ограничение на скорость передвижения автомобиля. Промывочное масло при всех своих «минеральных базах» очень далеко от свойств даже плохого, но обычного моторного масла. Эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах, в котором залита промывка было попросту нельзя, — чревато поломкой двигателя, из-за слабой масляной пленки, поэтому к проблеме «катания два дня» добавлялось еще и полное отсутствие удовольствия от такой езды.
Третьим, и самым главным недостатком длительного воздействия на двигатель промывочного масла (которое, напомним, обладало пакетом мощных чистящих присадок), являлись неконтролируемые химические реакции, которые происходили с сальниками двигателя. Гулявшее по двигателю промывочное масло, никак не могло обходить стороной резинотехнические изделия, для которых щелочь, в принципе, является очень опасным объектом. Небольшое количество щелочи, присутствующее в каждом современном масле сальники хорошо переносят, но эксплуатация автомобиля в течение двух дней на «щелочи с добавлением масла» нередко приводила к полному «выкрашиванию» сальников. То есть при контакте с щелочью, свойства резины менялись, она «дубела» и начинала крошиться. Это приводило к достаточно дорогому ремонту, но опять же, 15 лет назад и машины были другими, и цены были пониже. Сегодня, на технически сложном двигателе (например, Honda или Subaru) замена одного сальника приводит к полному разбору подкапотного пространства автомобиля, — иначе просто не долезть до нужного места!
Проанализировав все вышеперечисленные недостатки, производители промывочных масел предложили новый товар, — «пятнадцатиминутную» промывку двигателя. Преимущества этого состава были, на первый взгляд, очевидны, — быстрее работает, значит, меньше портит. Подводным камнем оказался вопрос «а лучше ли очищает?», после которого каждый производитель начинал петь дифирамбы своей продукции. И вот тут появляется следующий логичный вопрос, — а за счет чего же происходит очищение, как минимум не хуже чем на промывке старого типа, но не за два дня, а за 15 минут?! А оказывается, за счет того, что концентрация активных моющих веществ была значительно увеличена! С одной стороны, это должно было привести просто к уничтожению сальников, но с другой, как заверяет нас производитель, в промывочную консистенцию была добавлена химическая присадка, которая, при попадании на резину, создавала защитный слой, предохраняющий сальники от вредного воздействия щелочи! При этом к отложениям на металлических частях двигателя новый тип промывки категоричен и беспощаден.
Кстати, промывки-пятнадцатиминутки бывают двух типов. Первый тип, — промывочное масло, продаваемое в больших, четырехлитровых, или пятилитровых канистрах, которое заливается в двигатель после старого, слитого масла. Второй тип, — промывочная жидкость в чистом виде, — маленькая упаковка, примерно в 300 мл, выливаемая в старое масло. В обоих случаях, после попадания в систему этих жидкостей, необходимо дать поработать двигателю на холостых оборотах 15 минут, после чего ее можно сливать, и заливать новое, чистое масло.
И знаете что? Клинические испытания на независимых автосервисах показали, что это работает! После подобной операции, слабо загрязненный двигатель становился почти чистым. Казалось бы, — вот оно счастье, живи, и радуйся. Но тут возникли, как обычно бывает, непредвиденные обстоятельства.
Первым, и очень тревожным, звонком стала переборка двигателя на Honda Civic (да-да, том самом, который из Ишикавы), во время которой было обнаружено, что сетка маслозаборника, с которого начинается путь масла из поддона в ГБЦ, была залеплена грязью, на три четверти. Это было удивительно, ведь к этому моменту масло трижды менялось в двигателе, и все три раза была использована хорошая «пятнадцатиминутная» промывка. Кроме этого, состояние всего двигателя было такое, что чтобы его отмыть от отложений (теперь уже при помощи щеток и ершиков) потребовалось не одно ведро солярки. Ну да ладно, двигатель был отмыт, собран, и вроде как об этой неприятности можно было удивиться и забыть, но вскоре прозвучал второй звонок, и это уже был настоящий набат.
Металлическая сетка маслозаборника. Слева — чистая, справа, — забитая отложениями.
В автосервис одной компании, специализировавшейся на автомобилях Honda, был доставлен на эвакуаторе автомобиль BMW. Хозяин, как оказалось постоянный клиент компании, ранее ездил на Honda, и ему все очень нравилось, но тут решил приобрести себе леворукий, красивый седан, и потом пригнал себе BMW. Счастье длилось недолго, — на третий день эксплуатации из под капота раздался хруст и автомобиль встал посреди улицы. Не зная, куда и к кому обратиться с BMW, человек привез автомобиль на эвакуаторе по знакомому адресу, где тут же ему задали вопрос, — что он делал с автомобилем, до того, как произошла поломка. Весь разговор происходил в процессе выгрузки с эвакуатора, и владелец автомобиля, как мантру твердил одну и ту же фразу: «ничего я с ней не делал, она, как приехала я только масло поменял». Дальнейшая беседа выявила следующее, — согласно сервисной книге последняя замена масла на этом автомобиле производилась едва ли не 20 000 км назад. Естественно, и новый хозяин автомобиля это прекрасно понимал, требовалась замена масла. Приехав на пункт замены масла, он попросил сделать замену, на что ему предложили сделать предварительную промывку двигателя. Не найдя в этом ничего плохого, человек согласился. Менее чем через сутки машина встала, и приехала в сервис Honda уже на эвакуаторе.
Когда двигатель вскрыли, выяснилось, что ремонтировать его, было бесполезно. Распредвал — сломан, постель распредвала полностью разбита, и вообще вся ГБЦ была изуродована до неузнаваемости. Было понятно, что такие повреждения могли возникнуть из-за проблем с маслом, точнее из-за его отсутствия, но на щупе четко обозначался необходимый уровень! Вскрытие поддона показало, что сетка маслозаборника (того самого, как в Honda Civic) была «запечатана» некоей субстанцией, чем-то средним, по консистенции между слизью и пластилином. Остатки этой субстанции были равномерно «размазаны» в виде бахромы по всему поддону. Что же произошло? А вот что.
Автомобиль длительное время эксплуатировался на масле, прямо скажем, не лучшего качества. То есть, то масло, которое использовалось, обладало низкой моющей способностью (это признак дешевого масла). Характерной особенностью дешевого масла является «умение» создавать отложения в разных местах двигателя, особенно в поддоне. Это свойство значительно усиливается, если не менять мало вовремя. Следует отметить, что понятие «вовремя» сильно разнится для разных типов масел и разных двигателей. Одни масла действительно могут выхаживать 10 000 км. Другие, — самые дешевые, — с трудом дотягивают до 5 000 км. Конечно, после 5 000 км масло не всегда начинает сгорать, — оно может оставаться в двигателе, но как масло (т.е. качестве
hondavodam.ru
К одной из наиболее популярных манипуляций по ремонту и обслуживанию автомобиля можно отнести промывку двигателя при замене масла. Эта операция, имеет свои тонкости и нюансы, и если вы осуществляете ее своими силами, то должны непременно знать о них.
К примеру, многие автолюбители полагают, что ее нужно проводить всякий раз при сливе отработанного масла из двигателя. При этом в мотор будет добавляться масса ненужных химических присадок, которые не принесут пользы. Помимо этого, следует знать, что если двигатель работает на профессиональном масле, то промывку тогда вообще следует исключить, так как в составе качественной смазочной жидкости уже присутствуют все нужные очищающие компоненты. Поэтому справедливо возникает вопрос, в каких случаях нужно осуществлять промывку двигателя, а в каких в этом нет большой необходимости.
При покупке автомобиля, с неизвестной историей обслуживания (в двигателе присутствуют скопления шлаков и нагара), есть смысл произвести полную замену масла с промывкой двигателя. Лучше использовать ступенчатый подход: промыть двигатель промывочным маслом, после этого залить недорогое моторное масло, соответствующее вашему типу мотора по классификациям API и SAE. И следующую замену произвести через 1–2 тыс. км.
Промывку следует осуществить, если вы смешали разные типы масел или если воспользовались жидкостью неизвестного происхождения и у вас есть подозрение, что попалась низкокачественная подделка.
Промывка двигателя в этом случае необходима, так как разные типы масел не всегда смешиваются и могут образовать отложения, забивающие масляные каналы. Это относится к таким видам масла, как – синтетическое, полусинтетическое, минеральное, их разновидностям в зависимости от вязкости (5w40, 10w40, 5w30 и т.д), а также от производителя.
Если вы переходите на масло выше классом (по классификации API и SAE), то также не забудьте о процедуре промывки двигателя. интенсивной эксплуатации автомобиля
Если вы любитель быстрой езды и практически не вылезаете из-за руля автомобиля, то наверняка замечаете, как стремительно изнашиваются детали машины. Естественно, что при таком спорт — режиме автомобилю необходима более интенсивная смазка, а, следовательно, и частое удаление продуктов износа.
Турбодвигатели, как известно, нуждаются в самом высококачественном масле идеальной чистоты, а образующаяся грязь может привести к их поломке. Поэтому своевременная промывка двигателя – залог нормальной работы автомобильного агрегата.
В этом случае специалисты вручную вымывают все части мотора бензином, соляркой или керосином. Данный способ действенен, но очень трудоемок, к тому же следует учитывать и высокую оплату труда механиков. Если вы не имеете опыта подобных работ, то не беритесь за разбор мотора самостоятельно.
Бывают такие случаи, что промывка двигателя стандартными жидкостями, может быть вредна и опасна. Наряду с ними стоят и запущенные до безобразного состояния агрегаты. Поэтому иной раз – ручная чистка – единственный вариант привести мотор в нормальный режим работы. Но не у каждого автолюбителя найдется гараж, а также база умений и знаний, чтобы разобрать, отмыть и собрать обратно двигатель внутреннего сгорания. И если вы не располагаете необходимыми условиями, то вам ничего не остается, как воспользоваться другими способами промывки двигателя.
Промывочное масло для мотора – то же самое масло на минеральной или синтетической основе, но обладающее обогащенным набором очистительных присадок, способное поддерживать двигатель только во время процедуры промывки. Такое масло способно растворить вредный осадок и вывести его из системы двигателя. В России, в отличие от Запада, промывочные масла представлены в достаточном количестве брендов, так как спрос в данном случае породил предложение. Ниже приводим небольшой перечень основных промывочных масел с приблизительными ценами на стандартный объем 4 литра:
Обладает хорошими очищающими свойствами. Безопасно при контакте с деталями из полимеров (сальники). Сохраняет основные свойства свежего масла, препятствует его окислению. Стоимость — около 16$.
Обладает замечательными очищающими свойствами. Не позволяет отложениям оседать на поверхности, предотвращая, таким образом, забивание масляных каналов. Стоимость – около 4$.
Отличное соотношение цена/качество. В арсенале полный комплект присадок, отвечающих за износостойкость жидкости, качественно удаляет старую грязь. Стоимость около – 12-15$.
Жидкость разработана на основе масла, с примесью моющих и антиокислительных присадок. Бережно устраняет нагар и отложения, отлично выводит грязь. Стоимость около 10-12$.
Пользуется большим спросом как у гаражных механиков, так и на СТО. Стоимость около 12$.
Принцип применения промывочной жидкости довольно прост: заводим мотор, чтобы он поработал 10-20 минут на холостом ходу, затем сливаем отработанное масло, заливаем промывку в том объеме, что требует автопроизводитель для моторного масла, опять заводим двигатель на 10-20 минут, сливаем промывочную смесь и заливаем свежее масло.
Во время промывки двигателя нельзя повышать обороты, так как промывочная жидкость не обладает достаточным смазывающим свойством.
Пользоваться промывочными маслами или нет, должен решить каждый водитель самостоятельно. Единственное, что можем сказать, что данная субстанция не способна избавить двигатель от шлама или лака.
«Пятиминутки» — это средства, разлитые по маленьким флаконам, имеющие свойства восстанавливать очищающие свойства старого отработанного масла. Их добавляют перед заменой масла непосредственно в двигатель и включают его на 5 минут. Далее процедура промывки проходит по тому же принципу, что и с промывочным маслом.
Пятиминутки обладают отличными моющими свойствами, без затруднения убирают грязь со стенок картера. Однако вывести все отложения должно отработанное масло, которое и без того содержит продукты износа.
Если вы используете пятиминутное средство очистки, то строго следуйте инструкции, так как это очень агрессивная среда. Стандартное время применения 5–10 минут, дольше мотор не гоняйте, так как полимерные сальники могут пострадать из-за этого. Имейте в виду, что использовать «пятиминутки» рекомендуется в редких случаях, с повышенной загрязненностью двигателя. В иных случаях лучше употребить полноообъемное промывочное масло. Промывка-пятиминутка
Самой нежной и бережной считается промывка двигателя моторным маслом. Эта промывка совместима с двигателем, сальниками, прокладками, новым маслом и другими компонентами.
Принцип чистки элементарен: требуется залить ваше стандартное моторное масло, которым вы обычно пользуетесь или самое дешевое минеральное масло, проехать 500 – 1000 км и слить. На всякий случай можно заменить и масляный фильтр.
Спешим вас предупредить, данный способ содержит один большой недостаток: оно обладает низкой моющей способностью.
По факту, моторное масло может вынести частицы загрязнения, которые уже оторвались от стенок агрегата, а основные отложения так и останутся нетронутыми. Либо нужно очень много времени и расстояния, чтобы по чуть-чуть двигатель вымывался. Этот недостаток сводит на нет всю операцию по промыву двигателя, поэтому если осадок серьезный, поищите другой способ очистки.
Итак, мы привели вашему вниманию 4 основных способа очистки двигателя. Но прежде чем, вы выберете какой-либо из них, удостоверьтесь, что вашему автомобилю необходима промывка двигателя. Как это сделать? Легко.
Возьмите фонарик, открутите крышку заливного отверстия и загляните внутрь, если увидите чистые металлические стенки, то ваш двигатель не требует промывки, так как сам по себе не загрязнен. Стенки маслозаливной горловины – это такие же внутренние стенки двигателя, как и все остальные, кроме того, и расположенные в самом верху. Всегда помните, что промывание должно иметь достаточное основание, ради профилактики мыть чистый двигатель не стоит.
Смотрите также следующее видео по правильной промывке двигателя:
filtrzamena.ru
Все время лью в двигатель одуну и ту же марку масла Total Qaurtz 10W-40 (поулсинтетика всесезонка). Мне в магазине говорили, что если заливается одно и тоже масло то промывку двигателя делать не надо (типа что бы не смывать маслянную пленку образовавшуюсь на деталях двигателя). Правда ли это или все равно надо делать промывку при каждой замене масла? Спасибо.
если авто - новый и в двигателе неизвестно что с завода - следует промыть промывочным маслом,
перед заливкой промывки желательно поставить новый масл. фильтр, потом выбросить..
Большая часть авто-владельцев думает, что при смене моторного масла необходима промывка двигателя. И специалисты в некоторых автосервисах вас будут убеждать, что промывка жизненно важна для двигателя. Тем не менее, тем, кто предпочитает регулярно промывать сердце своего железного друга, необходимо учитывать, что невозможно до конца слить остатки промывочной жидкости, которой вы воспользовались, из системы после окончания процедуры. После промывки во всевозможных каналах, полостях, на внутренних поверхностях двигателя обязательно останется грязная смесь масла, а также моющая жидкость с высокой концентрацией, в объеме пять - двадцать процентов от общего объема заливаемого моторного масла! А чем это может грозить? Так, нужно ли промывать двигатель при замене масла, постараемся разобраться в этой статье.
Практически каждый водитель знает о том, что в моторное масло входит базовое масло, а также сбалансированный пакет присадок к нему. Вот именно в этой-то сбалансированности - все дело. В качественном, современном моторном масле имеется множество разных видов присадок – вязкостные, противопенные, ингибиторы коррозии, антиоксиданты. И только благодаря кропотливым, долгим исследованиям подбирается процент соотношения этих присадок. В связи с грамотным подбором баланса присадок видна удивительная стабильность, которую гарантирует производитель, свойства моторного масла сохраняются на протяжении всего периода эксплуатации, до следующей замены.
Сейчас давайте представим, что вы при замене масла промыли систему любым специальным препаратом для промывки мотора.
И после слива отработанной жидкости в системе остается приблизительно 15 процентов от общего объема заливки. Например, для ВАЗовского двигателя это составит 0,5 литра, для Мерседесевского двигателя V 12 больше одного литра моющего средства, смешанного со старым грязным маслом. А у некоторых двигателей в системе есть радиаторы охлаждения моторного масла, емкостью от одного литра и больше, их них-то невозможно слить отработку. В двигателе вашего автомобиля на данный момент находится масло с добавлением присадок, которые назвать сбалансированными очень сложно. И существует вероятность того, что масло может повести себя в любой момент непредсказуемо.
Могут возникнуть такие ситуации – вспенивание масла, образование отложений, вырабатывание эмульсии в вентиляции картера, и преждевременное старение моторного масла, и это, не считая общего снижения уровня защитных свойств моторного масла.
Еще одна проблема - это вязкость масла в двигателе вашего автомобиля сейчас значительно ниже, нежели было указано на этикетке упаковки. Вызвано это было низкой вязкостью моющей жидкости. И поэтому, чем больше содержится моющего препарата в моторном масле, тем в итоге будет ниже кинематическая вязкость масла. В реальности эта ситуация выглядит так, вы заливаете моторное масло с вязкостью по SAE, к примеру, 5W-40, а в двигателе получаете 5W-30 или еще меньше.
Как этого можно избежать?
Эту проблему с промыванием двигателя сможет решить обычное качественное масло, на нем двигатель может поработать в холостую от пяти до пятнадцати минут, а также проехать несколько сотен километров, если сравнивать с промывочными жидкостями.
Но имеется оптимальная схема: в двигатель заливается качественная минералка или полусинтетика , далее нужно проехать на этом масле половину от рекомендуемого срока смены масла. Процедуру нужно будет повторить до исчезновения отложений, если заметили, что одного раза оказалось мало. Преимущество данного способа заключается в мягкой, постепенной промывке двигателя вашего автомобиля, это позволяет избежать некоторых неприятностей - нарушения смазки крупицами отложений и шлама, закупоривания тонких масляных каналов, отстаивания шлама во внутренних полостях двигателя, скапливания грязевых частиц в картере около масло-заборника и его засорения.
При этом методе промывки, очистка двигателя проходит постепенно, без риска засорить тесные маслоканалы в блоке цилиндров и в коленчатом вале фрагментами отложений. При использовании агрессивных жидкостей для промывания двигателя засорение узких мест не исключено.
После окончания промывки можно переходить на заливку моторного масла, которое по плану нужно заменить. Если вы раньше в двигатель заливали качественное моторное масло известных фирм, и вы знаете интервал замены, тогда заменить масло можно без промывания двигателя, методом слил – залил . Это используется и при замене марки масла, с одной марки на другую, то есть промывать двигатель при замене моторного масла не нужно.
23-03-, 03:15 | Ирина Гудкова
Моторное масло нужно регулярно менять, так как со временем оно переходит в неработоспособное состояние.
Определить момент замены достаточно просто по целому ряду признаков:
Кроме того, масло со временем смешивается с топливом и с охлаждающей жидкостью, из-за чего его вязкость резко увеличивается. Также с наступлением зимы нужно переходить на смазку с меньшей вязкостью, чтобы облегчить пуск двигателя при низких температурах.
Все эти вопросы мы ранее рассматривали на нашем сайте Vodi.su. В этой же статье расскажем о том, чем промывать двигатель перед заменой.
Если у вас новый автомобиль, за которым вы следите и придерживаетесь всех правил эксплуатации, то промывка перед заменой не требуется, однако выделяют основные моменты, когда промывка не только рекомендуется, но крайне желательна:
Также мы писали на Vodi.su, что согласно инструкции замену проводят через каждые 10-50 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.
Способы чистки
Основные методики промывки следующие:
Часто на СТО предлагают и такие экспресс-методы, как вакуумная очистка двигателя или ультразвуковая мойка. Об их эффективности нет единого мнения.
Стоит сказать, что нет единого мнения относительно и перечисленных выше способов. Из собственного опыта скажем, что заливка очищающих присадок или применение пятиминуток особого действия не оказывают. Подумайте логически, какая агрессивная должна быть формула у такого состава, чтобы он за пять минут очистил все отложения, которые накапливались в нем годами?
Если же вы слили старое масло, а вместо него залили промывочное, то нужно придерживаться щадящего режима езды. К тому же, не исключены серьезные поломки двигателя, когда все старые загрязнения начнут отслаиваться и забивать систему, в том числе масляные фильтры. В один прекрасный момент двигатель может попросту заклинить, его придется везти на эвакуаторе на СТО.
Наиболее эффективный способ очистки
В принципе, любой механик, который действительно разбирается в работе двигателя, и не желает продать вам очередное «чудодейственное средство», подтвердит, что моторное масло в своем составе содержит все необходимые виды присадок, в том числе и очищающие. Соответственно, если вы бережно относитесь к своей машине, — вовремя проходите ТО, производите замену фильтров и технических жидкостей, заливаете качественный бензин, — то особых загрязнений наблюдаться не должно.
Таким образом, придерживайтесь простого алгоритма:
Ну а чистку двигателя с помощью промывок проводите лишь в случаях перехода на новый тип жидкости. При этом старайтесь выбирать не самое дешевое промывочное масло, а от известных производителей — LiquiMoly, Mannol, Castrol, Mobil.
Оцените материал:
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Евгений ****** Мудрец (17121) 5 лет назад
Промывка это низкосортное масло, все не сольется .Нальеш свежего перемешается с ним и твое свежее дорогое станет бодяженным.
Иосиф Мыслитель (5693) 5 лет назад
Вопрос очень спорный
У меня тоже 2106
Купил с пробегом, х его знает какой у нее пробег и промывали ли ее хоть раз?
А грязи в моторе хоть лопатой греби, меняю масло, а через 200 км оно грязное как смола. Мыть боюсь, вдруг каналы масляные забьются грязью.
промывочным маслом. залил половину уровня и минут 10 пусть работает на ХХ
В ответ на:
Я просто уверен что в ТОЙОТЕ не мыли двигатель.
А сальники трогать зачем с прокладками, пока все ОК я туда не полезу!
А про сальники я вспомнил именно в контексте промывки ибо та жижа что ты зальеш априори заметно более агрессивна чем масло вот и те РТИ что уже не первой свежести от нее могут попортится.
Источники: http://www.2114.ru/forum/showthread.php?p=69636, http://www.autoshcool.ru/1883-nuzhno-li-promyvat-dvigatel-pri-zamene-masla.html, http://vodi.su/promyivka-dvigatelya-pered-zamenoy-masla/, http://otvet.mail.ru/question/43196547, http://forum.autoua.net/showflat.php?Number=1044569
Комментарии: 3
avtopiligrim.ru
Промывка двигателя — нужна ли она и в каком случае? Статья будет полезна и владельцам мотоциклов.
Споры о полезности, или наоборот вреде промывки двигателя различными составами, не прекращаются по сей день, и не прекратятся никогда, ведь химическая промышленность не стоит на месте, и каждый день появляются новые якобы волшебные препараты. В этой статье мы рассмотрим, какими способами и чем можно промыть двигатель и в каком конкретном случае, и на основании этого, каждый автовладелец для себя сможет сделать вывод — нужна ли промывка двигателя его машины (мотоцикла), или нет.
О том, как и с помощью чего избавиться от закоксовки деталей, нагара и смол в клапанном механизме двигателя и на деталях поршневой группы, и вернуть компрессию мотора (и при этом не разбирая двигатель) я уже писал и об этом можно почитать вот в этой полезной статье.
А в этой статье мы разберём, нужно ли промывать двигатель и его систему смазки полностью, и в каком случае, ну и каким способом.
Чтобы точно ответить на вопрос, нужна ли промывка какого то двигателя или нет, нужно знать его состояние, которое зависит от многих факторов его эксплуатации. Такими факторами являются: периодичность замены моторного масла и масляного фильтра, качество применяемого моторного масла, чистота моторного масла (например если в него попал антифриз, то о его чистоте говорить не приходится) и другие факторы, о которых будет сказано ниже.
Проще написать в каких случаях не нужна промывка двигателя, а в каких случаях нужна, об этом и будет описано ниже.
В каком случае не нужна промывка двигателя.
Качественное моторное масло от авторитетного производителя включает в семя не только отличные смазывающие и антизадирные свойства, но и кучу полезных присадок. И в состав полезных присадок несомненно входят моющие присадки, которые не позволяют на деталях двигателя откладываться различным отложениям, о некоторых из них будет написано подробнее ниже.
Моющие присадки, которые содержатся в современных моторных маслах, работают не сколько не хуже, чем присадки содержащиеся в любом промывочном масле, или в банке с любой промывкой. Но работают моющие присадки (как и другие присадки) до определённого времени, пока не состарятся. Старение свойств моющих и других присадок происходит в тот срок, который совпадает с сроком замены масла, рекомендуемого производителем этого масла.
У дорогого синтетического моторного масла, срок сохранности моющих и других присадок больше, чем у большинства минералок, поэтому и менять синтетические масла можно реже, чем минеральные. Это нетрудно проверить на любой машине или мотоцикле, если покататься на минералке например 5 тысяч, и затем проверить чистоту деталей мотора, и покататься те же 5 тысяч на синтетике — детали после синтетического масла будут намного чище за тот же пробег (проверено).
То есть получается, что если чуть раньше, чем рекомендует завод, менять качественное моторное масло одной и той же маркировки, то промывать двигатель не нужно будет вообще, и его детали будут относительно чистыми. Если же менять масло примерно на треть раньше рекомендованного срока, то детали мотора будут всегда идеально чистыми.
Это простое правило действует конечно же при нормальной эксплуатации мотора, ведь если перегреть двигатель, то на деталях может образоваться трудноудалимый нагар, в следствии пригорания масла, или лак, который появляется в следствии полимеризации плёнки масла, от сильно нагретых металлических деталей. И тогда может потребоваться промывка двигателя, но об этом ниже.
В каком случае необходима промывка двигателя.
Как было сказано выше, при своевременной замене моторного масла, промывка не требуется, но часто бывает так, что водитель покупает подержанную машину, и естественно он не знает о её прошлом и её реальный пробег (смотреть на спидометр в большинстве случаев бесполезно). Слушать заверения бывшего владельца о якобы своевременной замене или о том, что масло менялось даже раньше положенного срока, конечно же бесполезно, ведь это только слова.
В таком случае следует просто снять крышку маслозаливной горловины, и с помощью фонарика внимательно рассмотреть распредвалы, их постели, тарелки клапанов, пружины клапанов и саму поверхность стенок головки двигателя.
Если детали ГРМ и поверхность cтенок головки чисты и не имеют отложений, как на фото слева, то значит периодичность замены масла соблюдалась, и эксплуатация двигателя была нормальной (без перегревов). В таком случае промывка естественно не нужна.
Если же детали покрыты тёмным налётом, а тем более толстым слоем отложений (см. фото слева), то это говорит о том, что масло вовремя не менялось, и со временем оно потеряло свои свойства и окислилось. При этом окислы и смолы в виде достаточно твёрдых отложений покрыли детали двигателя, причем не только снаружи, но и внутри, а это уже серьёзнее, так как площадь масляных каналов от этого уменьшилась, и производительность масляного насоса от этого тоже уменьшилась.
От этого работа системы смазки естественно ухудшилась, и здоровья двигателю это конечно же не прибавит. К тому же в системе смазки имеются мелкие, но важные детали (о которых очень советую почитать вот тут), которые от налёта грязи и различных смол могут перестать работать, и это приведёт к серьёзным неприятностям.
При несвоевременной замене масла, теряют свои свойства не только моющие присадки, но другие, например щелочные присадки, нейтрализующие кислоты и от этого появляется кислота, от которой детали корродируют. Так же появляется смолистый налёт — результат полимеризации различных окислов масла, и от несгоревшего топлива.
Кстати, не только от перегрева, но и от несвоевременной замены масла появляется нагар, который покрывая детали не даёт им нормально охлаждаться, нарушая нормальный температурный режим. Кроме нагара, ухудшает температурный режим двигателя и налёт своеобразного лака на деталях. Этот лак появляется от полимеризации именно старого моторного масла, потерявшего свои свойства и свойства входящих в него присадок.
Кроме перечисленных отложений на деталях мотора, в составе старого масла появляются различные виды шлама, которые ухудшают антизадирные и смазочные свойства масла, а так же его определённую вязкость.
Выше была описана только малая часть того, что может покрывать детали двигателя и быть в старом масле, если не соблюдать сроки его замены и нормальные режимы эксплуатации двигателя. К тому же промывка мотора может потребоваться и при попадании в масло тосола или антифриза.
Или при переходе с минералки на синтетику, ведь после слива старого масла, в двигателе остаётся примерно 10 процентов старого масла (если не откачать его вакуумом или хотябы не отмыть поддон). И для того, чтобы избавиться от всех этих неблагоприятных факторов, и служит промывка двигателя, о которой ниже.
Промывка двигателя и различная автохимия для этого.
Чтобы промыть двигатель автомобиля от различных отложений, существуют несколько способов, как и несколько препаратов. О каждом из них я напишу подробно ниже.
Полнообъёмная промывка мотора: Этот способ эффективен только при регулярном применении, чтобы смыть не сильные отложения. Если двигатель запущен (не ухожен) и его детали покрыты толстым слоем смолистых отложений, то такой способ не подойдёт, и нужно будет использовать промывку с помощью специальной установки, для принудительной циркуляции, о которой я напишу ниже.
А при полнообъёмной промывке, двигатель прогревается, затем сливается старое масло и заливается промывочное масло. Промывочное масло ( или жидкость, как на фото слева, почти то же самое) это в большинстве случаев минералка, содержащая в себе пакет моющих присадок. Но перед заливкой промывочного масла, очень желательно выкрутить старый масляный фильтр и вкрутить вместо него какой нибудь дешёвый турецкий или корейский новый фильтр.
Затем заводим двигатель и даём ему поработать примерно минут 10 — 15. Сливаем грязное промывочное масло, и после этого очень полезно удалить остатки вакуумом (он есть во многих профессиональных мастерских). Естественно у большинства водителей нет вакуумного насоса, значит нужно хотя бы снять поддон, тщательно отмыть его изнутри (да и снаружи не помешает), затем осмотреть сетку маслоприёмника, и если всё нормально (на ней нет грязи) вернуть поддон на своё место.
Остаётся заменить масляный фильтр новым, от авторитетного производителя, и залить свежее моторное масло, рекомендованное заводом изготовителем.
Мягкая промывка мотора: При этом способе в двигатель со старым маслом заливается специальное средство, которое содержит сольвент и моющие присадки. Но мягкой такая промывка называется потому, что концентрация сольвента и присадок не большая, да и вязкость масла препарат не изменяет. Добавляется такая промывка в старое масло за 300 — 500 км до его замены.
Так как концентрация сольвента и других моющих веществ небольшая, то очистка масляной системы и деталей мотора происходит постепенно (в течении тех же 300 — 500 км), и поэтому крупных частиц грязи, которые могут закупорить некоторые тонкие масляные каналы, не образуется.
Но всё же для сильно неухоженного мотора (с толстым слоем отложений) такая промывка тоже может оказаться неэффективной. Да и всё таки велика вероятность отслоения толстых частиц грязи (нагара, смол и т. д.), которые могут закупорить какой то масляный канал или мелкие детали смазки (например редукционный клапан).
Мягкая промывка не опасна при регулярном применении, то есть не для слишком грязных моторов. Остатки старого масла и промывки желательно удалить.
Химическая промывка мотора: Такая промывка наиболее распространена, и для её используют специальное достаточно агрессивное моющее средство, которое заливается в мотор перед сменой масла (так называемая пятиминутка или семиминутка — на препарате обычно пишут время). После заливки препарата, мотору дают поработать до 10 минут, хотя точное время у некоторых составов разное и написано на упаковке. После чего старое масло сливается вместе с промывкой, фильтр меняется на новый и заливается свежее масло.
Здесь тоже важно после промывки и перед заливкой свежего масла, удалить остатки смывки и старого масла. Это делается с помощью вакуума или хотя бы отмывкой поддона и сетки маслоприёмника. Этот способ достаточно эффективен (конечно же если препарат от авторитетного производителя, например от «Ликви Моли» как на фото слева), но как и вышеописанные способы лучше использовать при регулярном периодическом применении, перед каждой заменой масла, или через замену.
Тогда не будут образовываться толстые отложения, способные забить какой то канал после промывки, или забить сетку маслоприёмника, как на фото слева. Ведь это приведёт к недостатку масла, и детали будут работать на сухую. Последствия очевидны — застучавший двигатель.
Что касается воздействия на сальники таких препаратов, то вопреки распространённому мнению, что они якобы портятся от такой химии, то возможно да, если препарат производит какая то неизвестная фирма. Если же его делает авторитетный производитель (такие препараты ощутимо дороже) то воздействия на сальники не будет, так как состав разрабатывается химиками изначально с учётом сохранения материала сальников. Ведь они же не враги себе, чтобы портить репутацию, и отпугивать потребителя.
Профессиональная промывка с помощью установки для принудительной циркуляции жидкости по каналам системы смазки мотора.
Это единственный способ, который позволяет достаточно эффективно отмыть сильно грязный двигатель и не бояться закупорки каналов масляной системы. В каналах не остаётся грязи, и даже сетка маслоприёмника остаётся чистой. При этом с мотора сливается отработка и выкручивается старый масляный фильтр. В резьбовое отверстие масляного фильтра вкручивается резьбовой штуцер с шлангом от специальной установки, ещё один шланг от установки подключается к маслозаливной горловине в клапанной крышке мотора, ну и резьбовой штуцер от третьего шланга вкручивается в резьбовое отверстие для слива масла в поддоне.
В специальный бак такой установки (см. фото) заливается достаточно агрессивная моющая жидкость, причём в установке имеется собственный фильтр, который задерживает грязь, из циркулирующей при промывке жидкости. Установка включается и в ней создаётся определённое давление, которое прокачивает моющую жидкость в прямом, затем в обратном направлении, через смазочную систему двигателя.
Как я уже говорил, в такой установке имеется специальный фильтр, и при прокачке жидкости в обоих направлениях, вся образовавшаяся при промывке грязь (отложения нагара, хлопья, смолы и т.д.), задерживается этим фильтром. Трубопроводы в определённых местах (на некоторых установках) прозрачные и можно наблюдать, как циркулирующая моющая жидкость темнеет от грязи.
Причём такой процесс циркуляции (промывки) может длится примерно час, а то и более (зависит от состояния мотора) и он достаточно эффективен даже для сильно запущенных моторов (с достаточно толстыми и стойкими отложениями).
При такой промывке разумеется запускать двигатель автомобиля не нужно, ведь прокачивает моющую жидкость насос установки. После промывки мотора таким способом, все шланги установки отключают, затем вкручивают в двигатель какой нибудь недорогой (турецкий или корейский) масляный фильтр, затем производят дополнительную полнообъёмную промывку, о которой я написал выше.
Дополнительная полнообъёмная промывка двигателя нужна для того, чтобы полностью вымыть из мотора довольно агрессивную химию (которая использовалась при промывке установкой и наверняка осталась в моторе, примерно 10%). Но прежде чем запускать двигатель для полнообъёмной промывки, нужно несколько раз провернуть коленчатый вал вручную или электро-стартером, чтобы промывочное масло заполнило все каналы маслосистемы.
Ведь при промывке с помощью специальной установки, все остатки масляной плёнки были полностью вымыты с каналов и деталей мотора и при его запуске (при дополнительной промывке), двигатель некоторое время будет работать на сухую. Чтобы этого не произошло, следует прокрутить несколько раз коленвал мотора, без его заводки, чтобы заполнить масляные каналы промывочным маслом, и только после этого заводить двигатель.
Заключение.
Как видно из описанного выше, нормальную промывку (без риска закупорить систему) сильно грязного двигателя в гаражных условиях не сделаешь, нужна специальная установка. А если двигатель не сильно загрязнён, то промывки другими способами, с помощью всевозможной химии можно конечно же делать, но остатки препаратов и грязи следует полностью удалять откачкой вакуумом или отмывкой поддона и сетки маслоприёмника, а это дополнительные хлопоты.
Так не проще ли немного раньше положенного срока заменять моторное масло, ведь пока оно свежее, в нём и так содержится достаточно моющих присадок, которые не дадут на деталях мотора образоваться различным отложениям. Ведь если потратить деньги на свежее масло на пару тысяч км. раньше положенного срока, то потом эти деньги окупятся тем, что не придётся выбирать и покупать различные промывки и при этом заморачиваться полезны они или нет.
Хотя нужна ли промывка двигателя, или нет, конечно же зависит от состояния двигателя, ну и конечно же от решения самого водителя, успехов всем.
suvorov-castom.ru
Как промыть двигатель?
Если в мотор машины заливалось некачественное масло либо его не заменяли на протяжении длительного времени, возникает необходимость в промывке двигателя.
Сделать это можно с помощью нескольких способов. Остановимся подробнее на том, как промыть двигатель.
Промыть двигатель можно с помощью промывочных жидкостей, которые без труда можно приобрести в любом магазине для автомобилистов. Чтобы выполнить промывку правильно, руководствуйтесь этой инструкцией, которая актуальна для машин любых марок, в том числе для ВАЗа и Lada:
elhow.ru