Самые первые двигатели внутреннего сгорания были газовыми. Бельгиец Жан Этьен Ленуар и немец Николаус Отто, каждый по отдельности работая в XIX столетии над этой революционной для человечества темой, не располагали никаким другим топливом, кроме светильного газа. Впоследствии для обеспечения процесса испарения жидкого топлива (бензина или солярки), фактически – для перевода его в газообразное состояние, придумали карбюратор и ТНВД с форсунками. Казалось бы, все наладилось, но дефицит автомобильного топлива, рост цен на нефть не раз в ХХ веке заставляли искать альтернативу бензину. И применяли все, что горит: от спирта до древесной щепы. Поэтому немудрено, что в линейке продукции любого моторостроительного предприятия обязательно были или есть газовые двигатели, созданные обычно на основе бензиновых моторов или конвертированные из дизелей.Но все же при упоминании фирмы Cummins у российского автомобилиста нет других ассоциаций, кроме как с дизелем. А зря. Хотя история Cummins Engine Company началась в 1919 году действительно с одноцилиндрового промышленного дизеля мощностью 6 л.с. Талантливый механик Клесси Камминз сумел разглядеть в дизеле перспективу, несмотря на то, что в те времена самыми распространенными моторами были бензиновые карбюраторные. И эти без малого 100 лет компания занимается совершенствованием рабочего цикла и конструкции дизелей, находится на острие прогресса в дизелестроении. Однако у Cummins Inc. есть и газовые моторы, очень актуальные по нынешним временам, которые созданы на основе практически всех дизелей в линейке. Чтобы успешно производить и дизели, и газовые моторы, нужен очень серьезный конструкторский и технологический потенциал, помноженный на большой опыт в производстве. Мощностной диапазон таких двигателей Cummins просто огромный: от автомобильных «шестерок» 5,9 литра и 150 л.с. и вплоть до промышленных V-образных 18-цилиндровых двигателей с поршнем диаметром 180 мм и объемом (внимание!) 91 литр! У таких монстров в технических характеристиках указывается не мощность на коленвалу, а мощность электрогенераторной установки, вращаемой этим двигателем. Но для автомобилей и спецтехники, конечно же, столь огромные двигатели не нужны. В качестве топлива у газовых Cummins чаще всего применяется природный газ – метан, тогда в обозначении присутствуют буквы CNG (сompressed natural gas, или по-русски «компримированный (сжатый) природный газ) или LNG (liquefied natural gas – сжиженный природный газ), или просто слово «gas». Хотя бывают и «пропановые» моторы с обозначением LPG. Часто указывают метановое число газа (т.е. не цетановое и не октановое). В основном это число не ниже 65-75 единиц, но в любом случае октановое число газа выше бензина А‑92 и доходит до 105 единиц. Воспламеняют газовоздушную смесь в цилиндрах искровые свечи зажигания, то есть моторы работают по циклу Отто. Но, конечно же, используют не батарейную систему зажигания с распределителем и контактами, а электронную High-Energy Ignition System с высокой энергией.Из почти 20 заводов, входящих в корпорацию Cummins Inc., разработкой и производством газовых двигателей для автомобилей занимаются в США, Китае и в Индии. А большие промышленные газовые силовые установки проектируют и выпускают в США и Великобритании. Еще их выпуск организован в Индии.
Cummins в Новом Свете
Если вы, пытаясь глубже разобраться с газовыми Cummins, захотите полазить в интернете, тогда набирайте http://www.cumminswestport.com. То есть к бренду Cummins добавляется слово Westport. Дело в том, что все производимые в США газовые двигатели Cummins CNG часто имеют в обозначении название Westport. Это итало-канадская компания, которая специализируется на разработке и выпуске топливной газовой аппаратуры, и именно ей принадлежат известные бренды по производству ГБО: OMVL, Valtek и EMER. Кроме Cummins с ней работают Volvo, Caterpillar и другие производители газовых двигателей. В России с Westport сотрудничает «Группа ГАЗ» по газовому двигателю на основе УМЗ‑4216 для метановой версии «ГАЗели-Бизнес», а также для его более современной версии – мотора Evotech 2,7. Газобаллонное оборудование Westport поставляется на конвейер КАМАЗа, Ликинский автобусный завод, на ПАЗ. Современные газовые двигатели ЯМЗ серии «530» тоже созданы в сотрудничестве с компанией Westport.Гамма газовых моторов Cummins Westport, выпускаемых в Америке, начинается с рядных «шестерок» Cummins B Gas Plus размерности 102х120 мм, которые во многом унифицированы с Cummins серии В 5,9 литра. Их мощностной диапазон 150-230 л.с., крутящий момент – от 569 до 678 Н.м, экологический уровень – Евро‑3 и Евро‑5. Но есть еще и моторы увеличенного до 6,7 литра объема.Более мощные моторы – Cummins С Gas, их объем 8,3 литра, размерность 114х135 мм, поэтому и диапазон мощности увеличен – от 250 до 280 л.с., момент от 895 до 1152 Н.м. Они укладываются в нормы Евро‑4 и Евро‑5. Дизель конструктивно схож с Cummins С и имеет одинаковый с ним диаметр поршня, но больший ход – это Cummins ISL объемом 8,9 литра. Газовый Cummins ISL G развивает мощность от 250 до 320 л.с. и момент от 990 до 1356 Н.м, нормы Евро‑5 и Евро‑6, плюс специфичные для США Certification Level – уровни сертификации CS 5 и EPA 13.Самый большой газовый мотор для транспортных средств, выпускаемый в Америке, – Cummins Westport ISX 12G объемом 11,9 литра, размерностью 130х150 мм. Его мощность 320-400 л.с., момент 1560-1966 Н.м, уровень токсичности EPA 13. Двигатель ориентирован на Heavy-Duty Truck (для тяжелых грузовиков), и это несмотря на то, что по мощности он несколько проигрывает дизелю Cummins ISX 12, у которого диапазон от 310 до 425 л.с. Интересно, что в семействе Cummins ISX есть и 15-литровый дизель, размерностью 140х165 мм, мощностью от 440 до 600 л.с., но его не конвертировали под газ. Между тем Cummins ISX 15 широко применяется как флагманский мотор на американских седельных тягачах: Volvo VHL 670, VNL 630, VNL670 и на VNL780, на International 9200i, 9400i и 9900i, на Kenworth T600, T2000 и T800B, а также на PETERBILT 387. То есть газовый Cummins Westport ISX12 G все же более бюджетный мотор.
reis.zr.ru
Верим в благоприятные перспективы
21 марта в Набережных Челнах (Татарстан) на предприятии ЗАО «Камминз Кама», совместном предприятия ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc., состоялся торжественный запуск производства двигателей Cummins серии ISL. На мероприятие были приглашены представители специализированной прессы и в том числе журнала «Основные Средства».
Совместное предприятие действует уже почти 11 лет. В настоящее время оно производит 4- и 6-цилиндровые двигатели серии ISB с рабочим объемом 4,5 и 6,7 л, развивающие мощность 140-300 л.с. в зависимости от модификации.
Освоение производства более мощных двигателей семейства ISL - это важный шаг в развитии СП. 6-цилиндровые двигатели серии ISL имеют рабочий объем 8,9 л и развивают мощность от 280 до 400 л.с. в зависимости от модификации. Если двигатели серии ISB по мощности, массе и габаритам пригодны для автомобилей полной массой до 25 т, то двигатели ISL подходят для автомобилей полной массой до 33 т.
Таким образом ассортимент моторов Cummins российской сборки значительно расширяется и охватывает теперь самый массовый мощностной диапазон, силовые агрегаты из которого востребованы в производстве коммерческого транспорта, сельскохозяйственной и специальной техники.
На российском рынке имеются двигатели ряда производителей рабочим объемом 4,5-7,0 л (ЯМЗ 500-й серии, Cummins ISB), и 11-12 л (ЯМЗ 650, КАМАЗ 740, двигатель из Китая Cummins ISG12 и совместная разработка КАМАЗ-Liebherr). Новые двигатели серии Cummins ISL объемом около 9 л закрывают нишу и мощностной диапазон между эти двумя размерностями. Руководство «Камминз Кама» считает, что двигатели этой размерности востребованы и поэтому освоение их выпуска будет способствовать значительному увеличению общих объемов реализации двигателей СП «Камминз Кама».
ЗАО «Камминз Кама» занимает территорию в 14000 м2. Численность работников 226 человек, из них 94 человека ИТР. При таком количестве работников на предприятии могут изготавливать до 12000 в год или по 80 двигателей обеих серий, ISB и ISL, за смену.
Объем производства можно быстро увеличить до 25000 двигателей в год при работе в 2 смены, достаточно будет закупить буквально 4 станка. В цехе уже заложены виброизолированные фундаменты для их монтажа. При необходимости увеличить объемы производства или расширении модельного ряда планируется нанять дополнительно рабочих, увеличение числа ИТР пока не планируется.
Из всего объема выпуска двигателей ISB в настоящее время порядка 80% составляют 6-цилиндровые. Эти агрегаты применяются на средних и тяжелых грузовиках КАМАЗ, а также на автобусах марок НЕФАЗ и КАВЗ. На 2017 г. запланировано выпустить 5500-6000 двигателей ISB экологических классов Евро-4 и Евро-5, т. е. порядка 35 ед./смену. Максимальный объем выпуска 12000 ед. был достигнут в 2014 г. 95% выпуска этих двигателей поступает на КАМАЗ, а 5% - сторонним потребителям: НЕФАЗ, КАВЗ и др.
Предприятие заботится о повышении квалификации своих работников: каждый работник в среднем один раз в два года проходит обучение.
Производственный процесс. Цех механической обработки деталей и цех сборки предприятия «Камминз КАМА» располагаются в отдельных помещениях, чтобы обеспечить повышенную чистоту воздуха и поддерживать ровную температуру в помещении. У СП «Камминз Кама» все оборудование - современное и сертифицировано инженерами Cummins.
Механическая обработка отливок блоков цилиндров производится на автоматизированной линии с помощью немецких обрабатывающих центров ф. Heller и Nagel Maschinen (Германия). Расточка и двухпереходное хонингование для повышения точности производится с использованием установочной плиты. Эти универсальные станки позволяют обрабатывать не только негильзованные блоки двигателей серий ISB и ISL, но и при необходимости растачивать блоки под установку «мокрых» гильз.
Автоматизированная линия обработки головки блока поставлена компанией StarragHeckert AG. Коленчатые и распределительные валы хонингуются на шлифовальных станках Nagel Maschinen (Германия). На линии обработки маховика используются обрабатывающие центры ф. EMAG, а балансировка маховика выполняется на станке ф. Schenck.
Режущий инструмент настраивается на специальном участке с помощью станка от компании Zoller (Германия). Используются установки технологической и финишной мойки с ультратонкой фильтрацией от ф. Heller и Dürr (Германия, Китай).
Для обеспечения безопасности на станках установлены излучатели инфракрасных лучей и принимающие экраны, в случае пересечения человеком этой невидимой линии работа станка останавливается, чтобы человека не затянуло в станок, как бывало раньше на производстве, где не было таких систем безопасности. В цехе имеются видеокамеры, которые изначально устанавливались для отслеживания хищений, но поскольку в течение 10 лет ни одного случая хищения не было зафиксировано, их используют для контроля правильности выполнения рабочими производственных операций.
Система автоматизированного производства отслеживает расход деталей на сборочной линии, обеспечивает передачу информации на склад для выбора комплектующих со стеллажей и своевременной подачи их на сборку.
В окрасочной камере предусмотрено четыре стадии мойки и окраски двигателей. По просьбе заказчика — ПАО «КАМАЗ», двигатели окрашиваются в черный цвет, хотя могут окрашиваться в любой другой. На некоторых других заводах Cummins двигатели покрывают лишь бесцветным антикоррозионным защитным составом. Уникальные двигатели, экспериментальные образцы и агрегаты, выпускаемые малыми партиями из нескольких экземпляров КАМАЗ просит окрашивать в красный цвет.
Кроме готовых двигателей на заводе «Камминз Кама» изготавливают ремкомплекты двигателей в составе головки и блока цилиндров, коленвала и поршневой группы. К сожалению, еще не все потребители знают о возможности приобрести такие заводские ремкомплекты, удобные для проведения капремонта двигателя.
Контроль качества. На предприятии «Камминз Кама» внедрена система менеджмента качества, соответствующая стандарту ISO/TS 16949. Соответствие системы подтверждается ежегодно многочисленными аудиторами, как зарубежными так и отечественными.
Как и на любом заводе Cummins по всему миру на «Камминз Кама» организован многоступенчатый контроль качества: промежуточный - на каждой технологической операции, контрольные испытания 100% готовых изделий и периодический углубленный выборочный контроль двигателей. Используются механические (пневматические) и электронные измерительные приборы, способные определять размеры с точностью до 1 мкм.
Все параметры обработки отражаются на мониторах и сохраняются в электронном виде. Вот лишь краткий и неполный перечень выполняемых контрольных измерений. Измерение блока цилиндров и прочих обрабатываемых отверстий в блоке производится электронными нутромерами ф. Air Gage. Чистота обработки блоков цилиндров составляет до 3 мкм. Производится проверка на герметичность каналов и полостей систем топливоподачи, смазки и охлаждения путем опрессовки головки и блока цилиндров. Каждый 40-й блок дополнительно проверяется более чем по 3000 точек в 3-координатной электроизмерительной машине Carl Zeiss с профиллографом, которая находится в термоконстантном помещении, где поддерживается постоянная температура. Блок перед проведением измерений тоже некоторое время выдерживается в этом помещении для выравнивания его температуры. Электронная система постоянно анализирует более 500 размеров и выполняет статистический контроль стабильности технологических процессов.
После успешного прохождения всех проверок и измерений на готовый блок цилиндров автоматически набивается заводской порядковый номер (для визуального считывания), а также наклеивается дублирующий штрихкод для автоматического сканирования номера. На некоторых операциях применяется ручной сканер, на других номера считывает сам станок. На каждый двигатель при «рождении» заводят электронный паспорт, в нем фиксируется порядковый заводской номер блока, а также заводские номера головки блока, коленвала, ТНВД, электронного блока управления двигателем. В «паспорте» (или «истории») двигателя под этим номером содержится вся информация — кто и когда его обрабатывал, выполнял те или иные технологические операции. По «паспорту» можно отследить результаты проверок выполнения промежуточных технологических операций. Вместе с картой сборки все результаты измерений по каждому выпущенному двигателю сохраняются в заводской базе данных и в единой базе данных Cummins. Такой порядок существует на всех заводах корпорации Cummins.
В дальнейшем по мере сборки контролируются моменты затяжки резьбовых соединений, проверяется момент страгивания коленчатого вала, величина выступания поршней над плоскостью блока цилиндров, контроль толщины лакокрасочного покрытия, его адгезии, стойкости к механическому воздействию, стойкости к солевому туману, к влажности и проверки других механических и химических свойств окраски согласно стандартам Cummins. Имеются стенды для проверки электрических цепей и программирования и испытаний электронного блока управления от Sytech (США).
Перед сдачей в сбыт 100% готовых двигателей подвергают «горячей» контрольной обкатке на испытательном стенде в течение 6 мин. - от холостого хода до максимальной мощности и обратно до холостого хода. Вместе с затратами времени на установку при помощи быстроразъемных соединений и снятие на каждый двигатель требуется 10 мин. По расчетам, двух испытательных стендов ф. AVL (Австрия) хватит для проверки 25000 двигателей в год. Проверяют максимальную мощность, температуру и давление в системе смазки, количество картерных газов. Все параметры отражаются на мониторе оператора. Измеренные параметры записываются в паспорт двигателя и сохраняются в архиве. Применяют особые обкаточное масло и антифриз с флуоресцентной присадкой. После обкатки двигатель помещают в «темную» камеру, где в свете люминесцентной лампы выявляют места утечек из двигателя этих технических жидкостей.
Кроме того, ежемесячно методом случайного выбора проводят проверку 1-2 двигателей путем обкатки в течение 17 моточасов (такими же циклами по 6 мин.). Затем мотор полностью разбирают, каждую деталь тщательно промеряют и проверяют. По результатам исследования составляется отчет. Если обнаруживаются какие-либо отклонения от предельно допустимых параметров, принимаются меры по исправлению дефекта. Иногда проводят проверку одного произвольно выбранного двигателя обкаткой под нагрузкой на стенде в течение 250 час. Затем его также полностью разбирают для контроля.
По статистике СП «Камминз Кама», около 93% двигателей проходят все контрольные проверки с первого раза.
Локализация. Локализация производства двигателей серии ISB к настоящему времени составляет более 60%. Из 300 наименований деталей двигателя уже локализовано 98 позиций Отливки блоков цилиндров двигателей поставляет бразильский завод Cummins. Ведется работа по локализации отливки блоков на литейном заводе КАМАЗа. Отливку головки блока локализовали частично — часть отливок поступает из-за границы, часть — продукция КАМАЗа. Коленчатые и распределительные валы, а также маховики двигателей ISB отливают на КАМАЗе. О локализации мехобработки ряда деталей уже сказано выше. Пневмокомпрессор локализован частично — поступает от Wabco или с нижегородского завода Knorr-Bremze. Жгуты электропроводки изготавливает предприятие из Набережных Челнов. Также локализовано производство мелких деталей — трубки, крепеж (болты, гайки шайбы), кронштейны и т. п. В этом году планируется завершить локализацию изготовления поршней, картера маховика и других крупных алюминиевых деталей. К концу года локализация увеличится на 5-7%.
При небольших первоначальных объемах выпуска новых двигателей ISL глубокая локализация с изготовлением отливок просто невыгодна экономически. Однако успешный пример локализации производства двигателей ISB показывает, что и с локализацией изготовления двигателей ISL в дальнейшем проблем не будет.
4- и 6-цилиндровые двигатели ISB обеих размерностей предлагаются в вариантах экологического класса Евро-4 или Евро-5. Конкурентными преимуществами этих двигателей являются:
6-цилиндровые двигатели с турбонаддувом серии ISL массой 706 кг и мощностью от 280 до 375 л. с. предлагаются в версиях Евро-4 (для КАМАЗ и других коммерческих автомобилей) и Stage II (для сельскохозяйственной и внедорожной техники) и оснащены системой селективной нейтрализации отработавших газов SCR. Существуют и газовые версии двигателей ISL, производство которых в дальнейшем тоже может быть освоено в России.
Среди преимуществ двигателей ISL:
Двигатели ISL универсальны и пригодны для установки на коммерческие автомобили, специальную и сельскохозяйственную технику. В частности, их устанавливает компания РИАТ (г. Набережные Челны) на тяжелые самосвалы КАМАЗ-6520 и другую спецтехнику. Из первой пробной партии из 10 двигателей, собранных 21 марта 2017 г., 8 пошли на комбайны ACROS 595 завода Ростсельмаш, а 2 — на РИАТ. В следующем году планируется довести объемы поставки двигателей ISL на Ростсельмаш до 2500 двигателей в год, до 500 ед./год — на РИАТ, а примерно 500 ед./год — на КАМАЗ. Проявляли интерес к двигателям Cummins ISL и белорусские машиностроители.
На ближайшее время — на 2017 г. предусматривается только локализация сборки и постепенное увеличение доли локализованных комплектующих. Если объем выпуска достигнет 3000 двигателей в год — при таком количестве целесообразно приступать к глубокой локализации. Сейчас детали поступают из центральных логистических центров Cummins в Великобритании и Бельгии. Есть центральный логистический центр в Китае. Детали по качеству все одинаковые и компания Cummins выбирает, откуда их доставлять, из соображений удобства логистики. При необходимости каналы поставки меняются.
Руководство предприятия предоставило журналистам возможность принять участие в тест-драйве автомобилей КАМАЗ, укомплектованных двигателями Cummins:
Все автомобили оснащены 9- и 16-ступенчатыми коробками передач ZF, обеспечивающими четкое переключение.
Насколько можно было судить по движению без груза, двигатели развивают вполне достаточную для работы мощность. Хочу особо отметить устойчивость, с которой все автомобили держатся на обледенелой дороге: даже без груза они продолжали уверенное движение, когда колеса попадали на лед.
В период, когда положение в экономике не самое благополучное, акционеры СП «Камминз Кама» — компании КАМАЗ и Cummins, делают серьезные инвестиции в создание производства нового двигателя. Это свидетельствует о твердой уверенности руководства этих компаний и совместного предприятия в перспективах российской экономики.
Как сказал участвовавший в торжественном мероприятии Стив Чапман, вице-президент Cummins Inc.: «В течение 30-лет мы работаем в России с КАМАЗом и несмотря на изменения политического климата отношения наших компаний остаются стабильными и продолжают развиваться. Cummins очень заинтересован в сотрудничестве с КАМАЗом, в успешной деятельности совместного предприятия. Мы очень рады, что номенклатура расширена и будет выпускаться еще одна серия двигателей». Практически то же повторил в своей речи и заместитель Ген. директора ПАО КАМАЗ, директор по развитию Ирек Фролович Гумеров.
os1.ru
В России было локализовано производство моторов, широко востребованных не только для грузовиков КАМАЗ, но и для целого ряда автомобилестроительных кластеров, а также и для предприятий самого разнообразного профиля, в том числе и агропромышленного. Статус двигателя российского производства позволяет российским производителям техники участвовать в различных программах государственных субсидий, что в свою очередь отражается на снижении стоимости продукции для конечного покупателя.
Историческая справка
История сотрудничества компаний «КАМАЗ» и «Cummins» насчитывает три десятилетия. Первый рабочий визит в Набережные Челны топ-менеджеры американской корпорации нанесли в 1987 году, и результатом тех переговоров стало освоение советской стороной мелкосерийного производства тягачей КАМАЗ с десятилитровыми дизелями Cummins. Новый виток сотрудничества пришёлся на 2004 год, когда Камский автозавод вывел на рынок среднетоннажник КАМАЗ-4308. И в 2006 году были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия по производству двигателей. Так и родилось ЗАО «КАММИНЗ КАМА».
Производство и модельный ряд
Производственные мощности совместного предприятия с высокой степенью автоматизации отличаются компактностью, занимая участок площадью всего 14 100 м2. Суммарная производительность предприятия — 25 000 шт. двигателей в год. Начав с простой отверточной сборки, СП постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав более 50% компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.
Итак, с марта 2017 года в производственную программу ЗАО «КАММИНЗ КАМА» входят три семейства двигателей. Основную массу из них по-прежнему составляют рядные «шестёрки» Cummins ISBe 6.7 мощностью до 300 «лошадок». Эти агрегаты успешно применяются на средних и тяжёлых грузовиках КАМАЗ, а также на автобусах марок НефАЗ и КАвЗ. Остальной объём выпуска приходится на дизельные «четвёрки» Cummins ISBe 4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л.с., и шестицилиндровые автомобильные двигатели серии ISL рабочим объёмом 8,9 л, мощностью до 400 л.с.
Все семейства двигателей, предназначенные для установки на автомобили предлагаются в вариантах как четвертого, так и пятого экологического классов. Но параллельно с автомобильными моторами уже более двух лет СП развивает производство перспективных промышленных модификаций своей продукции для обеспечения потребностей производителей дорожно-строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Двигатели серии QSB 6.7 Tier 3 построены на единой платформе с широко применяемым на автомобильной технике ISBe 6.7, по аналогии с ними унифицированы и девятилитровые моторы серии «L».
Технологический процесс и качество
Предприятие ежегодно подтверждает соответствие системы менеджмента качества автомобильному стандарту ISO / TS 16949. Оборудование для производства двигателей распределено по следующим технологическим участкам: линия блока цилиндров, сборочный конвейер, испытательные стенды, линия окраски, склад. Отдельного описания заслуживает процедура обработки отливки блока цилиндров. Сама отливка импортируется из-за рубежа (точно такие же заготовки поставляются на другие заводы Cummins в США, Бразилию и Англию) либо поставляется с Литейного завода ПАО «КАМАЗ». Механическая обработка отливки производится с помощью немецких обрабатывающих центров Heller и Nagel. Посты контроля качества размещены на каждой рабочей станции, при этом оператор, исходя из важности размера, производит замеры самостоятельно c помощью средств измерений Air Gauge, либо отправляет деталь на координатно-измерительную машину Carl Zeiss. Статистический контроль стабильности технологических процессов производится автоматически и охватывает более 500 размеров.
Заключительным аккордом в деле контроля качества является проверка на герметичность полостей системы смазки и системы охлаждения. И лишь после успешного прохождения всех этих тестов на готовый блок цилиндров набивается серийный номер. Перед сдачей в сбыт полностью готовый двигатель подвергается «горячей» обкатке на испытательном стенде, результаты всех выполненных проверок по каждому экземпляру выпущенного двигателя сохраняются в заводской базе данных.
Серия ISLe, соединяющая преимущества лёгкого и компактного мотора с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей, обеспечивает достойные технические характеристики при выполнении экологических требований. При массе чуть более 700 кг двигатель подходит для применения на грузовых автомобилях и средних тягачах и обеспечивает высокий уровень крутящего момента для двигателей такой размерности. Это семейство уже нашло своё применение на тяжёлых грузовиках и шасси семейства КАМАЗ-6520, спецтехнике производства ОАО «РИАТ», локализованную версию серии «L» будут устанавливать на сельскохозяйственную и внедорожную технику других российских производителей: комбайны «Ростсельмаш», бульдозеры «Четра». Промышленные модификации серии «L» будут представлять собой механическую и электронную версии мотора для разных уровней сертификации. Мировая гарантия на двигатели составляет 2 года без ограничения по пробегу с глобальным покрытием в сервисной сети Cummins в 190 странах мира. С 2017 года гарантия на автомобильные двигатели производства ЗАО «КАММИНЗ КАМА» составит 3 года или 200 тысяч км пробега.
400 / 2100 | 6 | 1700 / 1400 |
370 / 2100 | 6 | 1550 / 1400 |
360 / 2100 | 6 | 1500 / 1400 |
340 / 2100 | 6 | 1460 / 1500 |
325 / 2000 | 6 | 1400 / 1400 |
300 / 2000 | 6 | 1230 / 1400 |
110 / 2200 | 4 | 488/1500 |
110 /1800 | 4 | 488/1300 |
130 / 2200 | 4 | 600/1500 |
160 / 2200 | 4 | 624/1500 |
160 / 2500 | 4 | 624/1500 |
160 / 2500 | 6 | 732 / 1500 |
173 / 2200 | 6 | 800 / 1400 |
190 / 2200 | 6 | 929 / 1400 |
200 / 2100 | 6 | 743 / 1500 |
220 / 2200 | 6 | 945 / 1500 |
240 / 2500 | 6 | 987 / 1500 |
240 / 2000 | 6 | 986 / 1500 |
260 / 2500 | 6 | 990 / 1500 |
260 / 2200 | 6 | 990 / 1400 |
275 / 2500 | 6 | 990 / 1500 |
140 | 4 | 550 / 1100-1700 |
160 | 4 | 600 / 1100-1800 |
185 | 4 | 700 / 1200-1800 |
210 | 6 | 800 / 1200-1700 |
230 | 6 | 900 / 1200-1700 |
245 | 6 | 925 / 1200-1700 |
270 | 6 | 970 / 1200-1700 |
285 | 6 | 970 / 1200-1700 |
300 / 2300 | 6 | 1100 / 1200-1600 |
6LTAA8.9 | ||
240 / 2200 | 6 | 1180 / 1400 |
260 / 2200 | 6 | 1200 / 1300 |
300 / 2200 | 6 | 1230 / 1400 |
325 / 2200 | 6 | 1350 / 1400 |
325 / 2000 | 6 | 1400 / 1400 |
360 / 2200 | 6 | 1400 / 1400 |
QSL8.9 | ||
220 / 2200 | 6 | 936 / 1500 |
325 / 2100 | 6 | 1385 / 1500 |
340 / 2100 | 6 | 1455 / 1500 |
360 / 2100 | 6 | 1500 / 1500 |
Автор: Даниил Минаев (фото автора)
sdelanounas.ru
В последние годы была проведена модернизация двигателей Cummins ISBe, выпускаемых в Набережных Челнах, причем именно с учетом российского опыта эксплуатации моторов на автомобилях КАМАЗ различных моделей. Все работы осуществлялись специалистами ЗАО «КАММИНЗ КАМА» с учетом мирового опыта Cummins и при участии Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ».
Изменения в первую очередь коснулись системы очистки воздуха, которую обычно разрабатывают совместно производитель двигателя с производителем автомобиля. Уже в первые годы эксплуатации двигателей Cummins ISBe на грузовиках КАМАЗ было отмечено использование фильтрующих элементов воздушного фильтра низкого качества или несоблюдение сроков замены фильтра при прохождении ТО. Эти нарушения приводили к попаданию пыли в двигатель и, как следствие, к повышенному абразивному износу поршневой группы. В 2013 году была разработана новая двухступенчатая система впуска, полностью исключающая попадание пыли. В корпус воздушного фильтра устанавливается два картонных фильтрующих картриджа: основной и внутри него – дополнительный. При повреждении шторки основного элемента пыль удерживает второй элемент. Кроме того, на всех автомобилях КАМАЗ забор воздуха в двигатель осуществляется с наименее загрязненной пылью зоны – от уровня крыши кабины и проходит через предварительный фильтр-циклон. Применены герметичные воздуховоды от корпуса фильтра до двигателя, изготовленные из высокопрочной пластмассы, и усиленные хомуты на резиновых патрубках.
Одна из важнейших проблем, возникающих при эксплуатации высокотехнологичных дизелей в России, – преждевременный выход из строя прецизионных деталей топливной аппаратуры из-за загрязнения дизтоплива и наличия в нем воды. Для сохранности системы Common Rail двигателей Cummins ISBe применили новые фильтры очистки топлива с увеличенной почти в два раза грязеемкостью и существенно более тонкой дисперсностью очистки. Фильтров тонкой очистки теперь просто два, а не один (№ 6). При этом фильтры на заводе специально предохраняют от дополнительного окрашивания – так они более узнаваемы и напоминают перевозчику о необходимости применения оригинальных фильтров. А при попадании воды в фильтры на панели приборов загорается индикатор ошибки и электронный блок управления ограничивает мощность двигателя. Водителю достаточно слить отстой или воду с фильтра грубой очистки топлива, и можно продолжать движение.
Кроме пыли и грязи не менее страшен для любого двигателя перегрев. Поэтому ряд изменений внесен и в систему охлаждения Cummins ISBe. Изменена схема монтажа приводного ремня генератора и водяного насоса (№ 1), изменена конструкция натяжного ролика. В процессе эксплуатации были отмечены случаи, когда натяжитель не натягивал поликлиновый ремень с надлежащим усилием. Ослабнувший ремень самопроизвольно перемещался с ролика на 1-2 ручейка, а далее при работе надре зался, расслаивался и рвался. Особенно часто эта ситуация возникала зимой, причем в теплой Европе эта проблема практически не существовала. Завод «КАММИНЗ КАМА» дважды провел модернизацию ременного привода – в 2012 и 2014 годах. После июня 2012-го и вплоть до 2014-го натяжной ролик устанавливался сверху водяного насоса на приливе головки блока, а в верхней части блока был установлен промежуточный ролик, задающий нужную траекторию движения ремня. Начиная с 2014 года натяжной ролик устанавливается в нижней части блока цилиндров, под генератором и водяным насосом. Ролик в этом исполнении работает не по наружной части ремня, а по внутренней, поэтому на поверхности ролика имеются аналогичные ручьи, как и на других шкивах. Ручьи на натяжном ролике позволяют дополнительно фиксировать положение ремня, что предотвращает его смещение и возможный обрыв. Введен в конструкцию дополнительный шкив вентилятора, также с ручьями. Он устраняет вибрации на участке максимальной длины ремня, и тем самым полностью исключаются повреждения. Увеличился угол охвата поликлинового шкива водяного насоса: вместо 90º он стал почти 120º. Угол охвата шкива генератора составляет практически предельные 180º. Увеличивается сила трения на шкивах генератора и насоса, вследствие чего появляется возможность уменьшить силу натяжения в механизме регулировки. Благодаря этому уменьшается нагрузка на подшипники генератора и насоса, возрастает их ресурс. С 2014 года не зарегистрировано ни одной рекламации по конструкции привода агрегатов. Владельцы автомобилей с моторами до 2012 года выпуска могут поменять привод ремня на более позднюю конструкцию. А для изменения схемы прокладки ремня на самый современный и надежный вариант, образца 2014 года, потребуется замена опоры крепления силового агрегата с вырезом под натяжитель.
Как защиту от повреждений некачественным антифризом можно рассматривать применение заглушек из нержавейки (№ 3) в системе охлаждения блока цилиндров. Изменено уплотнение водяного насоса (№ 2) – здесь применен новый сальник. В его конструкцию добавили уплотнительное кольцо, сохраняющее часть ОЖ рядом с зоной уплотнения. Это позволяет избежать сухого трения (ТОСОЛ, как известно, маслянистая жидкость) в уплотнителе после долгого простоя двигателя. Оба насоса взаимозаменяемы.
С сентября 2013 года все выпускаемые двигатели Cummins ISBe оснащаются воздушным компрессором Wabco почти на треть большего объема – 318 см³ – и соответственно увеличенной производительности. (№ 4) Раньше применялся пневмокомрессор Knorr-Bremze объемом 225 см³. Одна из причин использования компрессора большей производительности заключается в том, что большое количество шестицилиндровых двигателей Cummins ISBe устанавливается на тягачи, работающие в составе автопоезда, и автобусы. А там расход сжатого воздуха гораздо больше. Кроме того, мощному компрессору проще обеспечивать нужное давление в пневмосистеме и у одиночного автомобиля. К сожалению, грузовики часто выходят на линию с утечками в пневмосистеме, а большой компрессор оказывается более долговечным. Агрегат Wabco взаимозаменяем с пневмокомрессором Knorr-Bremze, но при замене потребуется и замена насоса ГУРа.
На все выпускаемые ныне шестицилиндровые двигатели Cummins ISBe устанавливают стартеры Bosch (№ 5) взамен стартеров Prestolite. Одна из проблем с теми стартерами – плохая герметичность, попадание влаги внутрь и коррозия деталей. Корродировал даже корпус обгонной муфты! Вторая распространенная неисправность, к сожалению, оказалась связана с водителями. У этих стартеров наблюдался перегрев обмоток, и они «горели». Все происходило из-за продолжительной работы, преимущественно при пуске двигателя в холодное время года или при неисправностях топливной аппаратуры, а также системы подогрева воздуха во впускном трубопроводе – спирали накаливания. Кроме того что стартер Bosch несколько мощнее, чем Prestolite – 6,5 кВт против 6,0 кВт, – на нем еще введена электронная система защиты. Благодаря ей перестали выходить из строя электронные блоки управления. По прошествии 30 секунд работы стартера в электронный блок записывается код, благодаря которому можно отследить неправильные действия водителя. Стартеры Prestolite и Bosch полностью взаимозаменяемы.
Так что многие изменения в конструкции собираемых в Набережных Челнах моторов вызваны не просчетами конструкторов и технологов, а особенностями российской эксплуатации. А в том случае, если все же Cummins ISBe потребовался серьезный ремонт, то с учетом менталитета российского перевозчика «КАММИНЗ КАМА» через сервисную сеть ПАО «КАМАЗ» предлагает локализованные детали двигателя: блок цилиндров, головка блока, коленвал, поршень. Конечно, хочется сэкономить на ремонте, но покупать россыпью детали для Cummins ISBe может оказаться невыгодно и приведет только к потере времени. Кроме того, не в каждом АТП сейчас есть толковый моторист… Поэтому еще одно предложение – приобретать по программе «Сервисный ремонтный двигатель» подсобранные моторы заводской сборки с полностью оригинальными компонентами. Есть комплект, так называемый Long block – практически полностью готовый мотор, но без навесного оборудования и агрегатов. Второй комплект Short block – блок, коленвал, шатуны-поршникольца, распредвал. На такой «короткий» блок надо ставить головку, крышки, поддон, картер маховика и маховик, а также все навесное… Но выбор остается за клиентом. |
www.cummins-kama.ru