1 ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ одноцилиндровый, с вертикальным расположением, четырехтактный, с воздушным охлаждением, с прямым впрыском топлива
2 ПРЕДИСЛОВИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Благодарим Вас за приобретение продукции нашей компании. Настоящий документ является кратким вспомогательным руководством и не содержит полной информации о техническом обслуживании и ремонте двигателя. Данный двигатель представляет собой сложное техническое устройство. По всем возникающим вопросам просим Вас обращаться к дилеру. Звоните и пишите нам, чтобы получить полезный совет, связанный с выбором запасных частей, эксплуатацией или обслуживанием, чтобы сэкономить время и избежать возможных неприятностей. Особенности двигателя: Прямой впрыск топлива Пружинный пусковой механизм и/или система электрозапуска (дополнительное оборудование) Система принудительного воздушного охлаждения Кожух вентилятора из многослойной стали для снижения уровня шума Легкий и компактный четырехтактный дизельный двигатель с воздушным охлаждением и прямым впрыском топлива обладает максимальной эффективностью при минимальных затратах энергии и материалов, прост в обслуживании и удобен в транспортировке. Наши двигатели используются в качестве источника механической энергии для промышленного, сельскохозяйственного и прочего оборудования (оросительные системы, напорные распылители, газонокосилки, керноприемники, вибротрамбовки, морские суда, малогабаритные транспортные средства, переносные компрессоры и генераторы). Настоящее руководство содержит информацию об эксплуатации и техническом обслуживании. Пожалуйста, прочитайте данный документ перед началом выполнения работ. Строго следуйте инструкциям, указанным далее, с целью обеспечения длительного срока службы оборудования. Со всеми вопросами и предложениями, пожалуйста, обращайтесь к нам или к своему дилеру. Имейте в виду, что в связи с вносимыми в оборудование улучшениями текст и иллюстрации в данном руководстве по эксплуатации могут иметь небольшие отличия от реальной техники. Компания Jiangsu ChangFa Group сохраняет за собой право на внесение изменений в любой момент без предварительного уведомления и соответствующих обязательств. 1
3 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1 Технические характеристики и требования 1-1 Технические характеристики 1-2 Габариты и монтажные требования Шкив и положение двигателя Угол поворота коленчатого вала Электрооборудование Параметры вала. 1-4 Устройство двигателя 1-5 Фазы распределения, угол опережения зажигания и зазоры клапанов 1-6 Температурный диапазон выхлопа и давление впрыска 1-7 Моменты затяжки деталей Раздел 2 Эксплуатация 2-1 Меры предосторожности Топливо 2-3 Запуск двигателя Ручной запуск Электрозапуск Холодный запуск. 2-4 Работа и остановка двигателя Работа двигателя Проверка работающего двигателя Остановка двигателя Раздел 3 Техническое обслуживание 3-1 Ежедневный осмотр и обслуживание 3-2 Регулярный осмотр и обслуживание. 3-3 Длительное хранение Раздел 4 Устранение неисправностей Двигатель не запускается. 4-2 Потеря мощности Самостоятельная остановка двигателя 4-4 Выхлопные газы черного цвета. 4-5 Выхлопные газы синего цвета 4-6 Выхлопные газы белого цвета 4-7 Способы определения неполадок двигателя
4 ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ Пожалуйста, соблюдайте требования техники безопасности. ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ В целях недопущения потери сознания или смертельного исхода избегайте вдыхания выхлопных газов, содержащих окись углерода, не имеющую ни цвета, ни запаха. Не включайте двигатель в закрытых помещениях и участках с недостаточной вентиляцией (тоннель, пещера и т.п.). Будьте предельно внимательно во время эксплуатации вблизи людей и животных. Не загораживайте выхлопную трубу. ЗАПРАВКА ТОПЛИВОМ Обязательно выключайте двигатель перед заправкой. Не заливайте лишнее количество горючего в бак. В случае проливания удалите следы топлива и дождитесь высыхания его остатков перед пуском двигателя. Не забудьте плотно завернуть крышку топливного бака, чтобы не допустить проливания горючего. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Не включайте двигатель рядом с источниками огня и не курите во время эксплуатации. Не используйте двигатель вблизи сухостоя, ветоши и прочих огнеопасных материалов. Держите двигатель на расстоянии не менее 1-го метра от зданий и других сооружений. Держите двигатель на удалении от легковоспламеняющихся веществ. 3
5 ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАЩИТНЫЕ КОЖУХИ Обязательно закрывайте вращающиеся детали защитными кожухами, чтобы избежать несчастного случая во время работы двигателя. Не забывайте, что глушитель и другие элементы нагреваются во время работы двигателя и остаются горячими некоторое время после его остановки. Эксплуатируйте технику в безопасном месте. Не допускайте к работающему двигателю детей. РАБОЧЕЕ МЕСТО Эксплуатируйте двигатель на плоской и ровной поверхности свободной от мелких камней. Избегайте наклона двигателя, чтобы не допустить проливания топлива. ПРИМЕЧАНИЕ: Эксплуатация на поверхности с большим углом наклона может привести к заклиниванию двигателя по причине недостаточной смазки даже при нормальном уровне моторного масла. Будьте осторожны во время транспортировки. Плотно затягивайте крышку топливного бака и закрывайте топливный кран перед перемещением двигателя. Не перемещайте работающий двигатель. Перед транспортировкой на дальнее расстояние слейте топливо из бака, чтобы предотвратить его утечку. ПРЕДЭКСЛПУАТАЦИОННАЯ ПРОВЕРКА Тщательно проверьте состояние топливопроводов и соединений. Течь топлива может привести к опасной ситуации. Проверьте затяжку крепежных элементов, чтобы избежать поломки оборудования и несчастного случая. Выполняйте периодическую проверку уровня моторного масла. Выполняйте периодическую проверку уровня топлива. Избегайте ношения свободной одежды и украшений, которые могут быть захвачены деталями двигателя. 4
6 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ Раздел 1 Технические характеристики и требования 1-1 Технические характеристики Модель CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Тип Диаметр цилиндра х ход поршня Одноцилиндровый, с вертикальным расположением, четырехтактный, с воздушным охлаждением, с прямым впрыском топлива 70 х х х Рабочий объем, л 0,211 0,296 0,406 Эксплуатационное число оборотов, 3600 мин -1 Номинальная мощность, квт/л.с. Расход топлива, мл/квтч Тип топлива Емкость топливного бака, л Объем моторного масла, л Тип масла Направление вращения коленчатого вала Система охлаждения Способ подачи смазки Сухая масса, кг с ручным пуском Сухая масса, кг с электропуском Система запуска Габариты (ДхШхВ), мм 2,5/3,4 2,8/3,8 3,68/5,0 4,0/5,5 5,7/7,7 6,6/ Дизельное 0 (летнее), 10 (зимнее) 2,5 3,5 5,5 0,75 1,1 1,65 SAE10W30 (не ниже СС) По часовой стрелке (со стороны маховика) Принудительная с помощью вентилятора Разбрызгивание под давлением Ручной или электростартер (дополнительное оборудование) 415х385х х485х х470х570 Примечание: «Е» означает наличие электростартера. 5
7 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ 1-2 Габариты и монтажные требования Ось вала Ось цилиндра Ось вала Ось цилиндра Ось вала Ось цилиндра Монтажные требования 1) Во избежание чрезмерной вибрации и перемещения во время эксплуатации двигатель следует установить на устойчивой стационарной поверхности. Для увеличения срока службы двигателя необходимо использовать монтажную опору. 2) Отцентрируйте выходной вал. 3) Убедитесь, что размеры отверстия шкива и шпоночного паза на валу совпадают. Проверьте момент затяжки болта крепления вала. 4) После подключения оборудования посредством приводного ремня следует удостовериться, что число оборотов ведущего шкива соответствует числу оборотов ведомого шкива. Формулу расчета смотрите ниже. 6
8 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ Диаметр ведущего шкива = Диаметр ведомого шкива х число оборотов подключенного устройства Число оборотов двигателя 5) Проверьте натяжение приводного ремня. ПРИМЕЧАНИЕ: чрезмерное натяжение ремня может привести к износу подшипников на большой скорости, что может стать причиной отказа двигателя. Слабо натянутый ремень будет проскальзывать на больших оборотах, создавая свистящий звук высокой тональности Шкив и положение двигателя Шкив должен быть расположен максимально близко к двигателю. Значения расстояния шкива (L) приводятся в таблице 1-1. Таблица 1-1. Допустимое удаление шкива от двигателя. Модель CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Ремень Тип А В С Кол-во Минимальный диаметр шкива L 80 мм 70 мм Угол поворота коленчатого вала Угол поворота коленчатого вала должен составлять не более 120º (рис. 1-1). Допустимые значения угля наклона см. на рис Наклон выходного вала Допустимый угол наклона при продолжительной работе Наклон двигателя Допустимый угол наклона при продолжительной работе Рис. 1-2 Рис
9 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ Электрооборудование Обратитесь к официальному дилеру. Рекомендуемая емкость аккумуляторных батарей показана в таблице 1-2. Модель АКБ (Ач) CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Параметры вала Таблица 1-3. Размеры выходного вала (мм) Шпоночный вал Резьбовой вал Конический вал 8
10 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ Таблица 1-4 Размеры фланца вала отбора мощности (ВОМ) Фланец ВОМ 1-4 Устройство двигателя Крышка бака Форсунка Глушитель Рычаг декомпрессора Топливный бак Воздушный фильтр Топливный насос Регулятор оборотов Кожух пускового механизма Стартер Топливопровод высокого давления Топливный кран Маслоналивная горловина и щуп Спускное отверстие Регулятор Маслоналивная горловина и щуп Рукоятка пускового механизма Спускное отверстие Масляный фильтр Выходной вал Масляный насос 9
11 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ 1-5 Фазы распределения, угол опережения зажигания и зазоры клапанов Таблица 1-5 фазы открывания и закрывания клапанов Фаза CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Открытие впускного клапана 18º30 до ВМТ 18º до ВМТ 13º до ВМТ Закрытие впускного клапана 45º30 за ВМТ 46º за ВМТ 52º за ВМТ Открытие выпускного клапана 55º30 до НМТ 52º до НМТ 57º до НМТ Закрытие выпускного клапана 8º30 за НМТ 12º за НМТ 8,5º за НМТ Угол опережения Таблица 1-6 Модель двигателя CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Угол 21º + 1º 22º + 1º Зазоры клапанов Таблица 1-7 CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Впускной клапан 0,10 0,15 (холодный) Выпускной клапан 0,10 0,15 (холодный) 1-6 Температурный диапазон выхлопа и давление впрыска CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Температура выхлопа, ºС 480 Таблица 1-8 Температура моторного масла, ºС 95 Дым (Bosch) 4 Давление впрыска, Мпа (кгс/см 2 ) 19,6 + 0,49 ( ) 1-7 Моменты затяжки деталей CF170F(E) CF178F(E) CF186F(E) Гайка шатуна Гайка головки цилиндра Гайка маховика Стопорная гайка форсунки Болт опоры рычага клапана Стандартный болт М Стандартный болт М Таблица
12 Раздел 2 Эксплуатация 2-1 Меры предосторожности ЭКСПЛУАТАЦИЯ Соблюдайте инструкции по безопасности эксплуатации дизельного двигателя. 1. Перед использованием дизельное топливо следует профильтровать или оставить на 24 часа. Добавлять моторное масло в работающий двигатель запрещено. 2. Держите работающий двигатель в помещении с достаточной вентиляцией и вдали от легковоспламеняющихся веществ и материалов. 3. Не дотрагивайтесь до глушителя во время работы двигателя и сразу после его выключения. 4. Следите за частотой оборотов и мощностью двигателя. В случае отклонений немедленно заглушите его и устраните проблему. 5. Новый двигатель должен пройти обкатку в течение первых 20-ти часов на малой скорости и небольшой нагрузке. Не допускайте превышения допустимого числа оборотов и нагрузки в период обкатки. 2-2 Топливо Использовать только дизельное топливо ( 0 летнее, 10 или 20 зимнее). Избегайте попадания пыли и грязи в топливо и топливный бак. Не промывайте сетку воздушного фильтра, поскольку она должна оставаться сухой. В случае падения мощности или необычного цвета выхлопа выполните замену сетки фильтра. Эксплуатировать двигатель без воздушного фильтра и сетки запрещено. Емкость, л Внимание: не заливайте топливо выше красной риски Крышка Красная риска Стоп Пуск/работа 11
13 ЭКСПЛУАТАЦИЯ Смазочное отверстие: Зимой, в случае затруднительного пуска отверните пробку и залейте 2 см 3 масла в отверстие. Плотно заверните пробку, чтобы избежать попадания в двигатель пыли. Опустите рычаг декомпрессора для пуска двигателя. Двигатель поставляется с завода без топлива и моторного масла. Перед заправкой следует проверить состояние топливопровода. При наличии воздуха систему необходимо продуть. Для этого следует отвернуть гайку соединения насоса и топливопровода и прокачать систему. Фильтр Крышка топливного фильтра Топливный кран Открыто Закрыто Поставьте двигатель на ровную поверхность и залейте моторное масло. Для проверки уровня масла вставьте щуп в отверстие, не заворачивая его. Верхний предел (H) Нижний предел (L) Емкость Литры Рекомендуемое значение Допуск Используйте масло класса СС или CD API. Не допускайте перегрузок во время обкатки нового двигателя, чтобы продлить срок его службы. Период обкатки составляет 20 часов. Избегайте перегрузки двигателя Выполняйте регулярную замену моторного масла. Периодичность замены масла см. ниже. Начало эксплуатации Через месяц или 50 часов Каждые 3 месяца или 200 часов Периодичность замены моторного масла 12
14 ЭКСПЛУАТАЦИЯ 2-3 Запуск двигателя Ручной запуск ПРИМЕЧАНИЕ: не тяните за рукоятку пускового механизма, когда двигатель работает, чтобы избежать его повреждения. Открыть топливный кран Запуск Поставить регулятор оборотов в положение «RUN». Взяться за пусковую рукоятку Если двигатель не запустился, повторить действия с п. 3 Быстро дернуть шнур, вытянув его на всю длину. При необходимости использовать обе руки. Плавно потянуть пусковую рукоятку пока не почувствуется сопротивление Нажать и отпустить рычаг декомпрессора Крепко удерживать пусковую рукоятку Плавно вернуть рукоятку в исходное положение 13
15 ЭКСПЛУАТАЦИЯ Избегать резких движений в п. 3 Плавно тянуть за пусковой шнур Если не вытянуть шнур на всю его длину (п. 5), двигатель не запустится Если не вытянуть шнур резким движением (п. 5), двигатель не запустится Всегда вытягивать шнур на всю его длину Вытягивать шнур резким движением 14
16 ЭКСПЛУАТАЦИЯ Электрозапуск Дизельный двигатель с электростартером (1) Запуск Порядок подготовки дизельного двигателя, оборудованного электростартером, к пуску аналогичен порядку действий с механизмом ручного пуска. а. Открыть топливный кран. б. Переставить рычаг регулятора оборотов в положение пуска. в. Повернуть выключатель стартера по часовой стрелке в положение пуска. Выключатель стартера г. После запуска немедленно отпустить выключатель стартера. д. Если двигатель не запускается в течение 10-ти секунд, подождать около 15-ти секунд и повторить процедуру заново. ПРИМЕЧАНИЕ: слишком долгая работа двигателя электростартера может привести к его поломке и разряду аккумуляторной батареи. Во время работы дизельного двигателя выключатель должен находиться в положении «ON». (2) Аккумуляторная батарея а. Выполнять ежемесячную проверку уровня электролита. Если он находится ниже крайней метки, долить дистиллированную воду до верхней метки. верхняя нижняя 15
17 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИМЕЧАНИЕ: двигатель электростартера не сработает в случае недостаточного количества электролита в аккумуляторной батарее. Следите за уровнем электролита. В случае чрезмерного объема электролит может выплеснуться и повредить расположенные рядом детали Холодный запуск Если запуск двигателя осложнен (зимой), следует снять резиновую пробку и добавить в отверстие 2 см 3 моторного масла. ПРИМЕЧАНИЕ: Двигатели, поставляемые в страны тропического пояса, оснащаются твердой пробкой вместо резиновой. Крышка головки цилиндра ВНИМАНИЕ: слишком долгая работа двигателя электростартера может привести к его поломке и разряду аккумуляторной батареи. Во время работы дизельного двигателя выключатель должен находиться в положении «ON». двигатель электростартера не сработает в случае недостаточного количества электролита в аккумуляторной батарее. Следите за уровнем электролита. В случае чрезмерного объема электролит может выплеснуться и повредить расположенные рядом детали. Не используйте другие виды топлива в качестве горючего. Не снимайте воздушный фильтр с целью облегчения запуска двигателя, чтобы избежать взрыва всасываемых газов. Не снимайте пробку без надобности, чтобы не допустить попадания в двигатель пыли, грязи и прочих посторонних частиц, способных вывести его из строя. Пробка смазочного отверстия 16
18 2-4 Работа и остановка двигателя Работа дизельного двигателя ЭКСПЛУАТАЦИЯ (1) Дождитесь прогревания двигателя без нагрузки в течение 3-х минут. (2) Установите необходимое число оборотов с помощью регулятора Проверка работающего двигателя (1) Проверьте двигатель на отсутствие чрезмерной вибрации или посторонних шумов. (2) Проверьте степень сгорания (избегайте работы на предельной скорости, чтобы избежать сокращения срока службы двигателя). (3) Проверьте цвет выхлопных газов (белый или черный). (4) При наличии признаков неисправности немедленно заглушите двигатель и обратитесь к ближайшему дилеру Остановка двигателя (1) Понизьте число оборотов с помощью регулятора. Отключите нагрузку и подождите 3 минуты, перед тем как заглушить двигатель. (2) Заглушите двигатель. (3) Закройте топливный кран (положение «S»). Ручка топливного крана (4) Если двигатель оснащен электростартером, поставьте выключатель стартера в положение «OFF». (5) Плавно потяните за рукоятку пускового шнура и остановитесь, когда почувствуете сопротивление. Это означает, что поршень находится на такте сжатия, когда впускной и выпускной клапаны закрыты. Такое положение предотвращает образование ржавчины в случае длительного хранения оборудования. Плавно верните рукоятку в исходное положение. ПРИМЕЧАНИЕ: Действия, указанные в п. 5, следует выполнять с выключенным двигателем, чтобы избежать его поломки. Меняйте скорость двигателя с помощью регулятора оборотов. Избегайте самостоятельной настройки положения ограничителя регулятора. Не допускайте резкой остановки двигателя, чтобы избежать скачка температуры. Плавно снижайте нагрузку перед остановкой. Никогда не используйте декомпрессор для остановки двигателя. 17
19 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Раздел 3 Техническое обслуживание 3-1 Ежедневный осмотр и обслуживание Проверьте уровень моторного масла. Убедитесь в отсутствии течи масла. Выполните очистку двигателя от потеков и грязи. 3-2 Регулярный осмотр и обслуживание Регулярный осмотр и обслуживание выполняются с целью поддержания двигателя в исправном состоянии. Ниже приводится таблица с периодичностью технического обслуживания. Символы обозначают необходимость использования специального инструмента или метода. Обращайтесь к официальному дилеру для выполнения специального обслуживания. Проверить уровень топлива и заправить Слить топливо из бака Очистить топливный фильтр Проверить на предмет течи топлива Проверить форсунку Проверить топливный насос Проверить уровень моторного масла и долить Заменить моторное масло Очистить масляный фильтр Проверить воздушный фильтр Проверить сетку воздушного фильтра Проверить уровень электролита АКБ и долить Отрегулировать клапанный зазор Ежедневно Через 1 месяц или 50 ч перед запуском после каждой эксплуатации перед запуском первый раз первый раз первый раз Каждые 3 мес. или 200 ч второй раз и далее второй раз и далее второй раз и далее Каждые 6 мес. или 400 ч Ежегодно или 1000 ч Выполнить замену в случае повреждения или сильного загрязнения первый раз второй раз и далее ПРИМЕЧАНИЕ: Гарантированный срок службы форсунок и топливного насоса составляет 1500 часов или два года. Символ означает необходимость использования специального инструмента или обращения к дилеру. 18
20 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Очистка и замена топливного фильтра В целях обеспечения максимальной производительности двигателя топливный фильтр должен содержаться в чистоте. Вытянуть фильтр Чистка Замена Каждые 6 мес. или 500 ч Ежегодно или каждые 1000 ч Отвернуть и снять гайку Ослабить затяжку винтовой пробки Слить топливо Снять топливный насос высокого давления Замена масляного фильтра Чистка Замена 250 ч 500 ч или во время обслуживания Извлечь фильтр с помощью пинцета Уплотнительная шайба Емкость, л Верхний предел Замена Первая Вторая и последующие Периодичность После 1-го месяца или через 20 ч Каждые 30 месяцев или 1000 ч Нижний предел Замена сетки воздушного фильтра Сетка Проверка Первая Вторая Замена Периодичность После 1-го месяца или через 50 ч Каждые 3 месяцев или 200 ч В случае повреждения или загрязнения 19
21 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Использовать моющие средства для очистки сетки воздушного фильтра категорически запрещается. Используйте мягкую щетку. В случае загрязнения фильтрующей сетки производительность двигателя снизится по причине недостаточного количества воздуха, поступающего через фильтр в камеру сгорания. В связи с этим объем поступающего топлива будет не соответствовать требованиям, что приведет к неправильному значению топливновоздушной смеси. Содержите воздушный фильтр и фильтрующую сетку в чистоте. 3-3 Длительное хранение (1) Включите двигатель на три минуты, чтобы сжечь излишки топлива в камере. (2) Слейте моторное масло, пока двигатель не успел остыть, и залейте свежее моторное масло. Маслоналивная горловина Сливная пробка (3) Снимите резиновую пробку с крышки вала клапанных рычагов и залейте 2 см 3 масла в отверстие. Закройте отверстие пробкой. (4) Двигатели с механизмом ручного пуска. Нажмите на рычаг декомпрессора и потяните за пусковую рукоятку два-три раза, чтобы удалить лишнюю смесь из камеры сгорания. (5) Двигатели с электростартером. Нажмите на рычаг декомпрессора и поверните выключатель стартера в положение пуска. Подождите 2 3 секунды, чтобы удалить лишнюю смесь из камеры сгорания. (6) Поднимите рычаг декомпрессора и плавно потяните пусковой шнур. Когда вы почувствуете сопротивление, это означает, что оба клапана закрыты. Это поможет избежать скопления влаги в камере сгорания. (7) Очистите двигатель от потеков и поставьте его на хранение в сухое место. 20
22 УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ Раздел 4 Устранение неисправностей 4-1 Двигатель не запускается Причина Повышение вязкости моторного масла из-за холодной погоды Попадание воды в топливную систему Загущение топлива Попадание воздуха в топливную систему Недостаточное количество топлива, попадающего в цилиндр или слабая струя впрыска Неполное сгорание Перебои подачи топлива Низкая компрессия Износ поршневых колец, ведущий к снижению компрессии Совмещение зазоров поршневых колец Заедание или повреждение поршневых колец Утечка через клапаны Неправильный клапанный зазор Заедание штока клапана в направляющей Порядок устранения Залить масло в картер после предварительного прогрева. Залить масло во впускной коллектор. Отсоединить приводной ремень, запустить двигатель и дождаться прогревания двигателя без нагрузки. Заглушить двигатель. Подсоединить приводной ремень и запустить двигатель. Прочистить топливный фильтр и топливопровод. Заменить топливо. Использовать правильный тип топлива. Продуть систему. Затянуть соединения топливопровода. Проверить положение регулятора оборотов и прочистить распылитель форсунки. При необходимости проверить топливный насос или форсунку. Повреждение форсунки или неправильный угол впрыска. Течь через прокладку головки цилиндра и низкое давление компрессии. Устранить неполадки. Недостаточное количество топлива в баке. Залить необходимое количество топлива. Или засор топливопровода, или топливного фильтра. Выполнить замену. Заменить прокладку головки цилиндра или затянуть болты головки по диагональной схеме. При замене прокладки выполнить повторную затяжку болтов головки цилиндра после прогона двигателя. Заменить поршневые кольца. Сместить поршневые кольца таким образом, чтобы угол между зазорами составлял 120º. Прочистить кольца и цилиндр дизельным топливом и/или выполнить замену колец. Обточить клапаны. Если углубление слишком глубокое, выполнить замену. Отрегулировать зазор согласно техническим требованиям. Разобрать клапан. Прочистить шток и направляющую. 21
23 4-2 Потеря мощности УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ Причина Засор топливной системы (топливопровод или топливный фильтр) Повреждение топливного насоса Неправильная работа форсунки или неправильное давление впрыска Нагар во впрыскивающем отверстии Заедание игольчатого клапана Слабое крепление игольчатого клапана к корпусу Загрязнение воздушного фильтра Недостаточное число оборотов Порядок устранения Прочистить топливный фильтр и топливопровод. Проверить положение топливного крана (должен быть полностью открыт). Выполнить ремонт или замену поврежденных деталей насоса. Отрегулировать давление впрыска. Прочистить. Очистить или заменить клапан. Заменить клапана или корпус. Разобрать фильтр и очистить сетку и фильтрующий элемент. Проверить показания тахометра. Настроить максимальные обороты. 4-3 Самостоятельная остановка двигателя Причина Отсутствие топлива в системе Засор топливопровода Воздух в топливной системе Заедание игольчатого клапана форсунки Засор воздушного фильтра Резкое увеличение нагрузки Порядок устранения Добавить топливо в бак. Прочистить топливопровод. Продуть систему и залить свежее топливо. Прочистить или обточить форсунку. При необходимости выполнить замену. Очистить фильтр. Снизить нагрузку. 4-4 Выхлопные газы черного цвета Причина Перегрузка двигателя Недостаточный впрыск топлива Недостаточное количество входящего воздуха или утечка воздуха Порядок устранения Снизить нагрузку. Подключить к оборудованию двигатель соответствующей мощности. Проверить давление впрыска. Изменить положение форсунки или заменить ее. Очистить воздушный фильтр. Определить причину утечки и устранить ее. 22
24 УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ 4-5 Выхлопные газы синего цвета Причина Попадание моторного масла в цилиндр Износ поршневых колец или совмещение зазоров колец Износ поршня или цилиндра Износ клапана или направляющей Порядок устранения Проверить уровень масла и слить лишнее масло. Проверить или заменить поршневые кольца. Выставить зазоры под углом. При необходимости заменить. Заменить при необходимости. 4-6 Выхлопные газы белого цвета Причина Вода в дизельном топливе Порядок устранения Очистить топливный бак и топливный фильтр. Заменить топливо. 4-7 Способы определения неполадок двигателя Причина Колебание оборотов двигателя Посторонние звуки Выделение выхлопных газов черного цвета Металлический стук в цилиндре Порядок устранения Проверить крепление системы регулировки оборотов. Убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе. Тщательно проверить каждую вращающуюся деталь. Проверить топливную систему, особенно форсунку. Слишком большой угол подачи топлива. Выполнить регулировку. 23
25 Китай, Чангжоу, Лижиа Тел.: (86519) Факс: (86519)
docplayer.ru
.jpg"> Стационарный одноцилиндровый дизельный двигатель, Германия, Аугсбург, 1906 Патент, выданный Рудольфу Дизелю на его изобретение В 1890 году Рудольф Дизель развил теорию «экономичного термического двигателя», который, благодаря сильному сжатию в цилиндрах, значительно улучшает свою эффективность. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893. Первый функционирующий образец, названый «Дизель-мотором», был построен Дизелем к началу 1897 года, и 28 января того же года он был успешно испытан. Интересно, что в написанной им книге в качестве идеального топлива предлагалась каменноугольная пыль. Эксперименты же показали невозможность использования угольной пыли в качестве топлива — прежде всего из-за высоких абразивных свойств как самой пыли, так и золы, получающейся при сгорании; также наблюдались большие проблемы с подачей пыли в цилиндры. Зато была открыта дорога к использованию в качестве топлива тяжелых нефтяных фракций. Хотя Дизель и был первым, кто запатентовал двигатель с воспламенением от сжатия, инженер по имени Экройд Стюарт ранее высказывал похожие идеи. Он предложил двигатель, в котором воздух втягивался в цилиндр, сжимался, а затем нагнетался (в конце такта сжатия) в ёмкость, в которую впрыскивалось топливо. Для запуска двигателя емкость нагревалась лампой снаружи, и после запуска самостоятельная работа поддерживалась без подвода тепла снаружи. Экройд Стюарт не рассматривал преимущества работы от высокой степени сжатия, он просто экспериментировал с возможностями исключения из двигателя свечей зажигания, т. е. он не обратил внимания на самое большое преимущество — топливную эффективность. В 1898 году на Путиловском заводе в Петербурге инженером Густавом Тринклером был построен первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», т.е. дизельный двигатель в его современном виде с форкамерой, который назвали «Тринклер-мотором». При сопоставлении двигателей постройки «Дизель-мотора» и «Тринклер-мотора» русская конструкция, появившаяся на полтора года позднее немецкой и испытанная на год позднее, оказалась гораздо более совершенной и перспективной. «Тринклер-моторы» не имели воздушного компрессора, а подвод тепла в них был более постепенным и растянутым по времени по сравнению с двигателем Дизеля. Российская конструкция оказалась проще, надежнее и перспективнее немецкой.[2] В 1898 г. Эммануэль Нобель приобрел лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Двигатель приспособили для работы на нефти, а не на керосине. С 1899 г. Механический завод «Людвиг Нобель» в Петербурге развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобеля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название «русский дизель».[3] В настоящее время используется термин «двигатель Дизеля», «дизельный двигатель» или просто «дизель», т. к. теория Рудольфа Дизеля стала основой для создания современных двигателей с воспламенением от сжатия. В дальнейшем около 20—30 лет такие двигатели широко применялись в стационарных механизмах и силовых установках морских судов, однако существовавшие тогда системы впрыска топлива не позволяли применять дизели в высокооборотистых агрегатах. Небольшая скорость вращения, значительный вес воздушного компрессора, необходимого для работы системы впрыска топлива сделали невозможным применение первых дизелей на автотранспорте. В 20-е годы XX века немецкий инженер Роберт Бош усовершенствовал встроенный топливный насос высокого давления, устройство, которое широко применяется и в наше время. Использование гидравлической системы для нагнетания и впрыска топлива позволило отказаться от отдельного воздушного компрессора и сделало возможным дальнейшее увеличение скорости вращения. Востребованный в таком виде высокооборотный дизель стал пользоваться все большей популярностью как силовой агрегат для вспомогательного и общественного транспорта, однако доводы в пользу двигателей с электрическим зажиганием (традиционный принцип работы, лёгкость и небольшая цена производства) позволяли им пользоваться большим спросом для установки на пассажирских и небольших грузовых автомобилях, В 50 — 60-е годы дизель устанавливается в больших количествах на грузовые автомобили и автофургоны, а в 70-е годы после резкого роста цен на топливо на него обращают серьёзное внимание мировые производители недорогих маленьких пассажирских автомобилей. В дальнейшие годы происходит рост популярности дизельных двигателей для легковых и грузовых автомобилей, не только из-за экономичности и долговечности дизеля, но также из-за меньшей токсичности выбросов в атмосферу. Все ведущие европейские производители автомобилей в настоящее время предлагают как минимум по одной модели с дизельным двигателем[источник не указан 497 дней]. Дизельные двигатели применяются также на железной дороге. Локомотивы, использующие дизельный двигатель — тепловозы — являются основным видом локомотивов на неэлектрифицированных участках, конкурируют с электровозами за счёт автономности, перевозят до 40 % грузов и пассажиров в России и выполняют 98 % маневровой работы[источник не указан 497 дней]. Существуют также одиночные автомотрисы, дрезины и мотовозы, которые повсеместно используются на электрифицированных и неэлектрифицированных участках для обслуживания и ремонта пути и объектов инфраструктуры. Иногда автомотрисы и небольшие дизель-поезда называют рельсовыми автобусами.^ [править] Четырёхтактный цикл
В зависимости от конструкции камеры сгорания, существует несколько типов дизельных двигателей:
Для осуществления продувки в нижней части цилиндра устраиваются продувочные окна. Когда поршень находится внизу, окна открыты. Когда поршень поднимается, он перекрывает окна. Окна могут использоваться и для выпуска отработавших газов, и для впуска свежего воздуха; такая продувка называется щелевой. Существует также клапанно-щелевая продувка, когда отработавшие газы выпускаются через клапан в головке цилиндра, а окна используются только для впуска свежего воздуха. Есть ещё двигатели, где в каждом цилиндре находятся два встречно двигающихся поршня; каждый поршень управляет своими окнами — один впускными, другой выпускными (такая система использовалась на тепловозах ТЭ3 и ТЭ10, танковых двигателях 4ТПД, 5ТД(Ф) (Т-64), 6ТД (Т-80УД), 6ТД-2 (Т-84), в авиации — на бомбардировщиках Юнкерс). Поскольку в двухтактном цикле рабочие ходы происходят вдвое чаще, то можно ожидать двукратного повышения мощности по сравнению с четырёхтактным циклом. На практике же это не удаётся реализовать, и двухтактный дизель мощнее такого же по объёму четырёхтактного максимум в 1,6—1,7 раз. В настоящее время двухтактные дизели широко применяются только на больших морских судах с непосредственным (безредукторным) приводом гребного винта. При невозможности повышения частоты вращения двухтактный цикл оказывается выгодным; такие тихоходные дизели имеют мощность до 100 000 л.с. В связи с тем, что организовать продувку вихревой камеры (или предкамеры) при двухтактном цикле сложно, двухтактные дизели строят только с неразделёнными камерами сгорания.^ Крейцкопфный (слева) и тронковый (справа) двигатели. Номером 10 обозначен крейцкопф. Двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню) и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком). Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах. Крейцкопфные двигатели могут быть двойного действия, когда рабочие полости устраиваются с обеих сторон поршня или 2 поршня движутся навстречу. Из-за сложности конструкции двигатели двойного действия почти не используют.^ Цех судовых дизелей завода «Даймлер-Бенц» в Штутгарте Большинство ДВС рассчитаны на вращение только в одну сторону; если требуется получить на выходе вращение в разные стороны, то используют передачу заднего хода в коробке перемены передач или отдельный реверс-редуктор. Электрическая передача также позволяет менять направление вращения на выходе. Однако на судах с жёстким соединением двигателя с гребным винтом фиксированного шага приходится применять реверсивные двигатели, чтобы иметь возможность двигаться задним ходом. Для этого нужно изменять фазы открытия клапанов и впрыска топлива. Обычно распределительные валы снабжаются двойным количеством кулачков; при остановленном двигателе специальное устройство приподнимает толкатели клапанов, что даёт возможность передвинуть распредвалы в новое положение. Встречаются также конструкции с реверсивным приводом распределительного вала — здесь при изменении направления вращения коленчатого вала сохраняется направление вращения распределительного вала. Двухтактные двигатели с контурной продувкой, когда газораспределение осуществляется поршнем, не нуждаются в специальных реверсивных устройствах (однако в них всё же требуется корректировка момента впрыска топлива). Реверсивные двигатели также применялись на ранних тепловозах с жёстким соединением вала двигателя с колёсами.^ Бензиновый двигатель является довольно неэффективным и способен преобразовывать всего лишь около 20-30 % энергии топлива в полезную работу. Стандартный дизельный двигатель, однако, обычно имеет коэффициент полезного действия в 30-40 %, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением свыше 50 % (например, MAN S80ME-C7 тратит только 155 гр на кВт*ч, достигая эффективности 54,4 %).[4] Дизельный двигатель из-за использования впрыска высокого давления не предъявляет требований к летучести топлива, что позволяет использовать в нём низкосортные тяжелые масла. Дизельный двигатель не может развивать высокие обороты — смесь не успевает догореть в цилиндрах. Это приводит к снижению удельной мощности двигателя на 1 л объёма, а значит, и к снижению удельной мощности на 1 кг массы двигателя. Это послужило причиной малого распространения дизелей в авиации (только некоторые бомбардировщики Юнкерс, а также советский тяжелый бомбардировщик Пе-8 и Ер-2, оснащавшиеся авиационными дизелями АЧ-30 и АЧ-40 конструкции А. Д. Чаромского и Т. М. Мелькумова). На максимальной эксплуатационной мощности смесь в дизеле не догорает, приводя к выбросу облаков сажи («тепловоз дает медведя»). Дизельный двигатель не имеет дроссельной заслонки (современные дизеля их уже имеют, т.к. имеют необходимость взаимодействовать с системой EGR, процессом управляет электроника/программистика), регулирование мощности осуществляется регулированием количества впрыскиваемого топлива, т. к. дизель (исправный) всегда работает на обеднённых смесях (неисправный -- чадит). Это приводит к отсутствию снижения давления в цилиндрах на низких оборотах. Потому дизель выдаёт высокий вращающий момент при низких оборотах, что делает автомобиль с дизельным двигателем более «отзывчивым» в движении, чем такой же автомобиль с бензиновым двигателем. По этой причине в настоящее время большинство грузовых автомобилей оборудуются дизельными двигателями. Это является преимуществом также и в двигателях морских судов, так как высокий крутящий момент при низких оборотах делает более лёгким эффективное использование мощности двигателя, а более высокий теоретический КПД (см. Карно) даёт более высокую топливную эффективность. По сравнению с бензиновыми двигателями, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, в связи с применением каталитических конвертеров на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН) , оксиды (окислы) азота (NOх) и сажа (или её производные) в форме чёрного дыма. Они могут привести к астме и раку лёгких. Больше всего загрязняют атмосферу дизели грузовиков и автобусов, которые часто являются старыми и неотрегулированными. Другим важным аспектом, касающимся безопасности, является то, что дизельное топливо нелетучее (то есть легко не испаряется) и, таким образом, вероятность возгорания у дизельных двигателей намного меньше, тем более, что в них не используется система зажигания. Вместе с высокой топливной экономичностью это стало причиной широкого применения дизелей на танках, поскольку в повседневной небоевой эксплуатации уменьшался риск возникновения пожара в моторном отделении из-за утечек топлива. Меньшая пожароопасность дизельного двигателя в боевых условиях является мифом, поскольку при пробитии брони снаряд или его осколки имеют температуру, сильно превышающую температуру вспышки паров дизельного топлива и так же способны достаточно легко поджечь вытекшее горючее. Детонация смеси паров дизельного топлива с воздухом в пробитом топливном баке по своим последствиям сравнима со взрывом боекомплекта, в частности, у танков Т-34 она приводила к разрыву сварных швов и выбиванию верхней лобовой детали бронекорпуса. С другой стороны, дизельный двигатель в танкостроении уступает карбюраторному в плане удельной мощности (мощности, снимаемой с единицы массы мотора), а потому в ряде случаев (высокая мощность при малом объёме моторного отделения) более выигрышным может быть использование именно карбюраторного силового агрегата (хотя это характерно для слишком уж лёгких боевых единиц). Конечно, существуют и недостатки, среди которых — характерный стук дизельного двигателя при его работе и маслянистость топлива. Однако, они замечаются в основном владельцами автомобилей с дизельными двигателями, а для стороннего человека практически незаметны. Явными недостатками дизельных двигателей являются необходимость использования стартера большой мощности, помутнение и застывание (запарафинивание) летнего дизельного топлива при низких температурах, сложность и более высокая цена в ремонте топливной аппаратуры, так как насосы высокого давления являются устройствами, изготовленными с высокой точностью. Также дизель-моторы крайне чувствительны к загрязнению топлива механическими частицами и водой. Такие загрязнения очень быстро выводят топливную аппаратуру из строя. Ремонт дизель-моторов, как правило, значительно дороже ремонта бензиновых моторов аналогичного класса. Литровая мощность дизельных моторов также, как правило, уступает аналогичным показателям бензиновых моторов, хотя дизель-моторы обладают более ровным и высоким крутящим моментом в своём рабочем объёме. Экологические показатели дизельных двигателей значительно уступали до последнего времени двигателям бензиновым. На классических дизелях с механически управляемым впрыском возможна установка только окислительных нейтрализаторов отработавших газов («катализатор» в просторечии), работающих при температуре отработавших газов свыше 300 °C, которые окисляют только CO и CH до безвредных для человека углекислого газа (CO2) и воды. Также раньше данные нейтрализаторы выходили из строя вследствие отравления их соединениями серы (количество соединений серы в отработавших газах напрямую зависит от количества серы в дизельном топливе) и отложением на поверхности катализатора частиц сажи. Ситуация начала меняться лишь в последние годы в связи с внедрением дизелей так называемой системы Common rail. В данном типе дизелей впрыск топлива осуществляется электронно-управляемыми форсунками. Подачу управляющего электрического импульса осуществляет электронный блок управления, получающий сигналы от набора датчиков. Датчики же отслеживают различные параметры двигателя, влияющие на длительность и момент подачи топливного импульса. Так что, по сложности современный — и экологически такой же чистый, как и бензиновый — дизель-мотор ничем не уступает своему бензиновому собрату, а по ряду параметров (сложности) и значительно его превосходит. Так, например, если давление топлива в форсунках обычного дизеля с механическим впрыском составляет от 100 до 400 бар (приблизительно эквивалентно "атмосфер"), то в новейших системах «Common-rail» оно находится в диапазоне от 1000 до 2500 бар, что влечёт за собой немалые проблемы. Также каталитическая система современных транспортных дизелей значительно сложнее бензиновых моторов, так как катализатор должен «уметь» работать в условиях нестабильного состава выхлопных газов, а в части случаев требуется введение так называемого «сажевого фильтра» (EGR). «Сажевый фильтр» представляет собой подобную обычному каталитическому нейтрализатору структуру, устанавливаемую между выхлопным коллектором дизеля и катализатором в потоке выхлопных газов. В сажевом фильтре развивается высокая температура, при которой частички сажи способны окислиться остаточным кислородом, содержащимся в выхлопных газах. Однако часть сажи не всегда окисляется, и остается в «сажевом фильтре», поэтому программа блока управления периодически переводит двигатель в режим «очистки сажевого фильтра» путём так называемой «постинжекции», то есть впрыска дополнительного количества топлива в цилиндры в конце фазы сгорания с целью поднять температуру газов, и, соответственно, очистить фильтр путём сжигания накопившейся сажи. Стандартом де-факто в конструкциях транспортных дизель-моторов стало наличие турбонагнетателя, а в последние годы — и так называемого «интеркулера» — то есть устройства, охлаждающего воздух после сжатия турбонагнетателем - чтобы после охлаждения получить бОльшую массу воздуха (кислорода) в камеры сгорания при прежней пропускной способности коллекторов, а Нагнетатель позволил поднять удельные мощностные характеристики массовых дизель-моторов, так как позволяет пропустить за рабочий цикл большее количество воздуха через цилиндры. В своей основе конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя (Отто). Однако, аналогичные детали у дизеля обычно тяжелее и более устойчивы к высоким давлениям сжатия, имеющим место у дизеля, в частности, хон на поверхности зеркала цилиндра более грубый, но твёрдость стенок блока цилиндров выше. Головки поршней, однако, специально разработаны под особенности сгорания в дизельных двигателях и часто (но не всегда) рассчитаны на повышенную степень сжатия. Кроме того, головки поршней (верхние плоскости) в дизельном двигателе находятся выше (как правило) верхней плоскости блока цилиндров, когда поршень находится в верхней точке своего хода. Во многих случаях головки поршней содержат в себе камеру сгорания ("прямой впрыск").^ Дизельные двигатели применяются для привода стационарных силовых установок, на рельсовых (тепловозы, дизелевозы) и безрельсовых (автомобили, автобусы, грузовики) транспортных средствах, самоходных машинах и механизмах (тракторы, асфальтовые катки, скреперы и т. д.), а также в судостроении в качестве главных и вспомогательных двигателей.^ Дизельный двигатель с турбонадувом
Судовой, 14 цилиндровый — ^ , созданный компанией Wartsila в 2002 году, для установки на крупные морские контейнеровозы и танкеры, является самым большим дизелем в мире [7]. Конфигурация — 14 цилиндров в ряд Рабочий объём — 25 480 литров Диаметр цилиндра — 960 мм Ход поршня — 2500 мм Среднее эффективное давление — 1,96 МПа (19,2 кгс/см²) Мощность — 108 920 л.с. при 102 об/мин. (отдача с литра 4,3 л.с.) Крутящий момент — 7 571 221 Н·м Расход топлива — 13 724 литров в час Сухая масса — 2300 тонн Габариты — длина 27 метров, высота 13 метров ^ [источник не указан 777 дней] ^ предназначен, для установки на карьерный самосвал Caterpillar 797B, созданный в 1998 году. Состоит из двух совмещенных двигателей Caterpillar 3512B HD. Конфигурация — Два последовательно соединенных V-образных 12 цилиндровых мотора (24 цилиндра) Рабочий объём — 117,1 литров Диаметр цилиндра — 170 мм Ход поршня — 215 мм Мощность — 3550 л.с. при 1750 об/мин. (отдача с литра — 30,3 л.с.) Крутящий момент — более 16 000 Нм ^ [источник не указан 777 дней] Audi 6.0 V12 TDI с 2008 года устанавливается на автомобиль Audi Q7. Конфигурация — 12 цилиндра V-образно, угол развала 60 градусов. Рабочий объём — 5934 куб. см Диаметр цилиндра — 83 мм Ход поршня — 91,4 мм Степень сжатия — 16 Мощность — 500 л.с. при 3750 об/мин. (отдача с литра — 84,3 л.с.) Крутящий момент — 1000 Нм в диапазоне 1750-3250 об/мин. |
ignorik.ru
Двигатель — 8.1. Двигатель (привести характеристики) Изготовитель и модель С воспламенением от сжатия или с искровым зажиганием Тактность (двух или четырехтактный) С естественным всасыванием, механическим наддувом или газотурбонаддувом Число цилиндров… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Двигатель Ванкеля — Роторно поршневой двигатель в разрезе. Роторно поршневой двигатель внутреннего сгорания (РПД, двигатель Ванкеля), конструкция которого разработана в 1957 инженером компании NSU Вальтером Фройде (англ.), ему же принадлежала идея этой конструкции.… … Википедия
одноцилиндровый — ая, ое. Техн. Имеющий один цилиндр; работающий на одном цилиндре. О. двигатель … Энциклопедический словарь
одноцилиндровый — ая, ое.; техн. Имеющий один цилиндр; работающий на одном цилиндре. Одноцили/ндровый двигатель … Словарь многих выражений
ДИЗЕЛЬ (двигатель) — ДИЗЕЛЬ, поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе с воспламенением от сжатия. Топливо впрыскивается в цилиндр двигателя в конце сжатия и воспламеняется от высокой температуры сжатого воздуха. Дизели отличаются… … Энциклопедический словарь
Двухтактный двигатель — … Википедия
Дизельный двигатель — Дизельный двигатель поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.[1] Спектр топлива для дизелей весьма широк, сюда включаются все… … Википедия
Ванкеля двигатель — Роторно поршневой двигатель в разрезе. Роторно поршневой двигатель внутреннего сгорания (РПД, двигатель Ванкеля), конструкция которого разработана в 1957 инженером компании NSU Вальтером Фройде (англ.), ему же принадлежала идея этой конструкции.… … Википедия
V-образный восьмицилиндровый двигатель — У этого термина существуют и другие значения, см. V8 (значения). V8 Chevrolet ZF V образный 8 цилиндровый двигатель двигатель внутреннего сгорания с … Википедия
V8 двигатель — V8 Chevrolet ZF V образный 8 цилиндровый двигатель двигатель внутреннего сгорания с V образным расположением восьми цилиндров двумя рядами по четыре, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается V8 (англ. «Vee Eight», «Ви… … Википедия
dik.academic.ru