ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

ПАМЯТКА ДЛЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ2. Непроверенный механиком двигатель


Как и почему умирают моторы от механических повреждений

Сломанные коленвалы, задранные цилиндры, погнутые клапаны – все это, как считается, проблемы гаражных тюнеров и прочих уличных гонщиков. На самом же деле «полный Сталинград» может произойти с каждым мотором, даже если эксплуатация машины сугубо гражданская и ТО проходятся вовремя. В прошлой части серии статей мы говорили о перегреве и масляном голодании, теперь вспомним повреждения привода ГРМ, детонацию, уход в разнос и прочие механические проблемы, которые за короткий срок могут привести к гибели двигателя.

Потеря синхронизации

В английском языке цепь ГРМ носит, пожалуй, более логичное название «timing chain» – временная цепь, цепь синхронизации. Именно синхронизация вращения коленчатого вала и распределительных валов является залогом успешной работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Что будет с мотором?

Любые ошибки в синхронизации приводят к нарушению газообмена и рабочего процесса. В лучшем случае мотор просто не заведется, потеряв компрессию. Но чаще всего поршни из-за «рассинхрона» успевают стукнуть и погнуть клапаны. Работа даже со слегка деформированным клапаном обычно приводит к отрыву его тарелки, а дальше лишний предмет в цилиндре быстро разрушит мотор, повредив ГБЦ, проломив поршень и поцарапав цилиндр. Дополнительные повреждения способны нанести изменения момента зажигания, если распределитель зажигания или трамблер приводятся от распредвала.

timing belt

Почему так происходит?

Статьи / Практика

Цепной ГРМ: как он устроен и как менять цепь

Нет в двигателе элементов более или менее ответственных, но все же есть механизм, неправильная сборка которого может обнаружиться только после окончания монтажа и попытки пуска двигателя. Да, именно попытки – и зачастую...

23042 4 1 12.10.2016

Начну с простого: обрыва или растяжения цепи или ремня. По ремню можно повторить банальность: меняйте его согласно регламенту, а лучше – за десяток тысяч километров до положенного срока. Если же пробег у машины ничем не подтвержден, то замену лучше провести сразу после покупки. По цепи можно лишний раз напомнить, что времена «вечных» крепких железок давно прошли. Современные цепи тонкие, служат они по 150, а то и 100 тысяч километров – подробно об этом я писал в отдельном материале.

Но соблюдением регламента все не ограничивается. Плохая смазка, перегревы, повреждения пластиковых частей ГРМ, некачественное масло и недостаточный его уровень – все эти факторы повышают риски до предела.

В случае использования ремня в приводе дополнительно возникают риски коррозийных повреждений подшипников роликов, натяжителя, помпы (если она приводится от ремня ГРМ), грязь и лед в кожухе ремня, низкие температуры, высокие температуры и замасливание ремня из-за протечек масла или пролитого при заменах. Реже встречаются случаи с подклиниванием валов, клапанов, приводных механизмов, подключенных к распредвалам (насосы ГУР на Саабах, вакуумные насосы на Тойотах и Ниссанах) или разрушение фазовращателей и шкивов-демпферов.

Как и во многих других случаях с мотором, предотвратить проблему может внимательность, вовремя проведенная диагностика и ТО. Повышенный шум от механизма, показания расхождения углов на датчиках положения коленвала и распредвалов, плавающие обороты мотора, видимые повреждения ремня, замасливание передней крышки – все эти факторы говорят о том, что тянуть больше нельзя, пора в сервис на замену.

И уж тем более не стоит усиленно пытаться завести заглохший после непонятных стуков мотор. Возможно, он заведется, вот только это будет его последний запуск в этой жизни.

Детонация

Детонацией, то есть ускоренным, взрывным сгоранием рабочей смеси пугали автомобилистов прошлого. Современный автолюбитель почему-то уверен, что она ему не грозит, ибо на впрысковом моторе ее просто не бывает. Обычно уповают на работу датчиков детонации, «умные» мозги машин и непосредственный впрыск. Но на деле она никуда не делась, стала даже чаще встречаться в последние годы.

Растет степень сжатия, рабочая температура и нагрузка на малых оборотах, все чаще устанавливается наддув… При этом акустические системы контроля детонации неэффективны на больших оборотах и при шумной работе механики мотора, да и в целом на датчик полагаться нельзя. Все эти факторы даже по отдельности способствуют появлению детонации, что уж говорить, если они встречаются в одной конструкции…

Что будет с мотором?

Сильные детонационные стуки способны вызывать трещины в головке блока и поршнях, разрушить герметичность стыка головки с блоком цилиндров, сгибать шатуны и разрушать вкладыши коленвала.

Трещины поршней, повреждения клапанов и ГБЦ, в свою очередь, чаще всего приводят к быстрой утере компрессии, повышению давления в картере, нарушению работы его системы вентиляции и попаданию выхлопных газов в систему охлаждения. А в особо запущенных случаях – к повреждению цилиндров и шатунов.

Почему так происходит?

Причины обычно столь же стары, как и само явление: легкий перегрев, плохой бензин с пониженным октановым числом, неисправность систем питания и наддува… В современных моторах добавились большая нагрузка после разогрева мотора управляемым термостатом на малой нагрузке, попадание масла через систему вентиляции или турбину на впуск, необдуманный чип-тюнинг , а также перелив топлива из-за сбоев в работе топливных насосов и форсунок.

Как ни странно, но бдительность, тонкий слух и внимательность спасут и в этом случае. А еще банальное следование инструкциям производителя. Никаких «92-й чище, чем 95-й, а 95-й это все равно 92-й с присадками», «все американские машины заточены под 92-й» и прочих гаражных баек.

Современный мотор, даже 1,6, если он 16-клапанный, с управляемым термостатом, да еще с автоматической многоступенчатой коробкой и постоянно работающим кондиционером, требует минимум Аи-95, а если он с турбонаддувом, то, возможно, и Аи-98. И если при выключенной музыке на разгоне в звуке моторе слышно «что-то такое», что это повод задуматься. А может и записаться на профилактику топливной системы, проверить и заменить лямбда-зонд, датчик массового расхода воздуха и что-нибудь еще.

В разнос

Дизельным моторам детонация не грозит, но для них есть другая беда. При попадании масла или топлива на впуск дизельный двигатель невозможно заглушить, а если топлива попадает много, то агрегат набирает обороты и будет так работать, пока не сломается окончательно или ему не перекроют подачу воздуха. Это и называют «уходом в разнос».

Car engine burned

Современные дизельные моторы все как один с турбонаддувом, а значит сценарий с попаданием избыточного количества масла через изношенные уплотнения турбины вполне вероятен. Изредка разнос начинается на изношенном моторе из-за поступления масла непосредственно из картера, через закоксованные поршневые кольца.

Что будет с мотором?

Дальнейший сценарий обычно такой: водитель бегает вокруг машины, извергающей клубы черного дыма и огня, а мотор ревет на предельных оборотах, высасывая из картера остатки масла. Когда масло кончится, произойдет что-то из описанного в прошлой статье про потерю давления масла. И, скорее всего, мотор этого не переживет.

Почему так происходит?

Причины очевидны. Эксплуатация дизеля с расходом масла через турбину или поршневую группу увеличивает шансы на разнос – тут достаточно засосать скопления масла в интеркулере или впускном коллекторе. Конструкции с различными вакуумными регуляторами давления топлива, завязанными на разряжение на впуске, – опять же, фактор риска. Мотору не обязательно работать на моторном масле, во времена использования АКПП с пневмогидравлическим управлением происходили и случаи ухода в разнос на трансмиссионных маслах. Бывает, что мотор уходит в разнос, если его жестко перегреть. Сделать это сложно, но у некоторых людей все же получается.

Бороться можно только хорошим качеством обслуживания мотора, поддержанием отличного состояния у турбин, системы вентиляции картера и готовностью засунуть фуфайку во впускной коллектор или подать туда газ из углекислотного огнетушителя. Причем для последних операций требуется немалое мужество: мотор в процессе разноса страшен. Машина может подпрыгивать на месте, рев, дым будет валить из всех щелей, а из картера может даже полыхать. Вряд ли вы сами пострадаете, но зрелище не для слабонервных.

Чистая механика

Именно чистая поломка одной из деталей мотора, ответственных за рабочий процесс, встречается редко. Трещины блока, коленчатого вала, распредвалов, разрушение рокеров и толкателей, стенок цилиндров и болтов ГБЦ – такое обычно само по себе не происходит, это чаще следствия того, что описано выше и в статье о перегревах и масляном голодании. Но исключения бывают.

Depositphotos_68738751_original

Причин может быть множество. Случается, что снимают для ремонта ГБЦ, а при установке обратно не выдерживают нужный момент затяжки болтов или используют старые вытянутые. Бывает просто старческий износ. Бывает заводской брак – системный или единичный. Или еще случается банальнейший «перекрут».

А еще мотор корродирует изнутри. Бывает не только химическая коррозия каналов охлаждения, но также и кавитационная коррозия гильз цилиндров при детонации, и химическая коррозия легкосплавных ГБЦ дизельных моторов из-за избытка NO и образования азотистой и азотной кислот…

Хорошие масла, тщательный уход, контроль ресурса и знание конструкции конкретного мотора могут спасти и в этой ситуации, предотвратив серьезные разрушения. Но в целом сделать что-то сложно. Для очень старого двигателя вероятность подобных поломок увеличивается с «невозможно» до «вполне вероятно», но, к счастью, даже моторы янгтаймеров обычно умирают по более прозаичным причинам, со множеством предварительных симптомов.

В каждом из случаев серьезного и «быстрого» повреждения мотора, как вы теперь знаете, есть признаки скорого конца. Как правило, только настойчивое их игнорирование и нежелание серьезно задуматься о судьбе вверенной техники приводит к роковому финалу. Немного внимательности, настойчивости в поиске причин – и вот уже можно обойтись сравнительно малой кровью. А может быть, с вашей машиной случалось что-то не попавшее в наше поле зрения? Успели ли вы предотвратить наступление тяжелых последствий и как обнаружили? Поделитесь.

www.kolesa.ru

ПАМЯТКА ДЛЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ2 - Стр 3

Через упорный подшипник передается усилие ГРЕБНОГО ВИНТА НА КОРПУС СУДНА (толкает судно) !!! В упорном подшипнике периодически осматриваем сухари (залитые баббитом) и проверяем ОСЕВОЙ РАЗБЕГ (который составляет обычно 0,6 – 0,8 мм) !

23/ Работая младшим механиком слышал от ст.механика, что он принял т/х “Алупка» в Болгарии и двигатель работал плохо : высокие температуры выхлопных газов, нет оборотов ГТН, высокая температура продувочного воздуха и т.д. Он начал анализировать и все проверять ! Знал, что для сжигания 1 кг топлива, надо подать 15 кг воздуха ! Турбина подавала какое количество воздуха в куб.метров . Узнал, что 1 куб.метр воздуха весит 1,015 кг !! И когда все пересчитал – оказалось, что ГТН недостаточно подавала воздуха ! После всех переписок на двигатель поставили другую (более мощную) ГТН ! И двигатель заработал хорошо и качественно !!!!

И вот работая уже ст.механиком на греческом судне обнаружил, что один ДГ на ходу не может быть нагружен выше 250 киловатт, хотя по инструкциям он должен на ходу обеспечить один всю потребность в Эл.энергии т.е 550 киловатт. Судно уже работало 24 года и по старым журналам я понял, что на ходу всю жизнь работало два ДГ !!!

Начал и я анализы и переписку с фирмой ! Я пришол к выводу, что ГТН не дают достаточно воздуха ! И попросил фирму заменить ГТН на более мощную ! Приехал на судно суперинтендант и начали мы с ним проверять !

Все перечистили, паремыли , осмотрели ! Он предложил снять охладитель воздуха после ГТН !! И когда мы открыли боковины холодильника ОКАЗАЛОСЬ, что половина (по длине) трубок отключена плоской планкой !

Через малые лючки мы этого увидеть не могли (все виделось в норме).

По видимому на заводе, для разных моделей ГТН ставятся ОДИНАКОВЫЕ ОХЛАДИТЕЛИ, только для маломощных отключают (отглушивают) часть длины трубок ! А тут видимо рабочие перепутали и установили на большую ГТН более малый охладитель !!! И вот с приемки судна 24 года никто не сообразил разобрать охладитель (а с наружи ничего не видно) и ГОНЯЛИ ДВА ДГ !!!!! Сколько сожгли топлива лишнего, сколько делали лишних моточисток, сколько расходовали масел, сколько делали лишних моточисток!

24. Рамовые и мотылевые подшипники смазываются маслом защет создаваемого МАСЛЯНОГО КЛИНА ! Масло прилипает к шейке вала, масло к ней прилипает , а так как шейка вращается масло затягивается под шйку и создается микроклин из масла !!!

А шейка головного подшипника НЕ ВРАЩАЕТСЯ !!! а только качается! А как же смазывается головной подшипник ?!

Так вот на ГД головные подшипники имеют ряд канавок, к которым подводится масло с давлением больше чем к рамовым и мотылевым !!

И когда поршень идет вниз масло остается в подшипнике (т.к. от сжимания оно густеет до коститенции тавота) , а когда поршень идет вверх то снизу через канавки масло заходит в подшипник !!!

Все фирмы по разному подводят масло к головному подшипнику : например Бурмейстер – отдельным насосом качает с большим давлением; МАН – устанавливает на шатуне 2 подкачивающие насоса; Зульцер – сразу от насоса масло идет к головным подшипникам, а уже оттуда по шатуну к мотылевому !!!

25. Принимая контейнеровоз у немцев на Балтике мы обнаружили, что все рамовые подшипники ГД слегка подплавлены !!! Почему ? а может дальше они совсем выйдут из строя ??!! Вызвали инженера с завода-строителя !

А оказалось вот что !!! Двигатель запускался дистанционно с ЦПУ ! Нажал кнопку пуска двигателя и по программе запускается резервный масло насос (для прокачки маслом всех подшипников) и после прокачки 3-5 минут запускается двигатель, а резервный насос автоматически отключается !

Но когда двигатель стоит больше суток, масло с подшипников стекает и выдавливается весом коленвала, шатунов, поршней и т.д. Подшипник прилипает к шейке без масла !!!! А резервный насос хоть и работает не может поднять вал, чтоб масло зашло в подшипник !!! И в момент пуска ПРОИСХОДИТ СУХОЕ ТРЕНИЕ (пусть даже доли секунды) Но так как это происходит часто – вот и стерлись (подплавились) вкладыши подшипников !!!! ВЫВОД : ПЕРЕД ПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВРУЧНУЮ ПРОВЕРНУТЬ КОЛЕНВАЛ ДГ С ПРОКАЧКОЙ ДВИГАТЕЛЯ МАСЛОМ !!!

26. Проворачивать коленвал ГД валоповороткой НЕОБХОДИМО обязательно наблюдать за открытыми ИНДИКАТОРНЫМИ КРАНАМИ КРЫШЕК ЦИЛИНДРОВ (не выходит ли из цилиндров вода) И СМОТРЕТЬ ЗА ПОКАЗАНИЯМИ АМПЕРМЕТРА ВАЛОПОВОРОТКИ (чтоб небыло перегрузки – может в картере,что забыли и нагрузка увеличится на амперметре )

27. Валоповоротка вращает коленвал ГД со скоростью 1 оборот за 3,5 – 6 минут. Но когда спросиш механика, он отвечает, что валоповоротка вращает коленвал ГД со скоростью 30 – 40 оборотов в минуту. Это уже явно человек не думает !! Ведь тогда можно швартоваться валоповороткой, не используя ГД – какая будет простая работа и экономия по ГД !!!

28. Сейчас в мире идет борьба с загрязнением окружающей среды ! При работе двигателей на судне на топливе с высоким содержанием серы, с выхлопными газами в атмосферу вылетает сернистый газ, который соединяется в воздухе с влогой образует СЕРНУЮ КИСЛОТУ ! Ну объяснять вам о вреде СЕРНИСТОЙ КИСЛОТЫ не стоит, вы и сами знаете!

Страны прилегающие к Балтийскому морю приняли закон, чтоб в ихнем районе уменьшить образование серной кислолты !!! Для этого, они определили район, где суда не могут работать на топливе с содержанием СЕРЫ : в тяжелом топливе = до 1,5 %, а в легком топливе = до 0,2 % !!!

ЭТОТ РАЙОН НАЗЫВАЕТСЯ «СЕКА», от пролива Ла-Манш – Северное и Балтийское море !!! Суда которые идут допустим в Балтийское море (порт РИГА к примеру) должны запросить своего фрахтователя или фирму и заказать и получить инструкцию,как эксплуатировать и как перейти на не сернистое топливо !! Для этого заказать и получить (например в ГИБРАЛТАРЕ) топливо с содержанием до 1,5 % и 0,2 % серы!! И расчитать количество по присланной из фирмы инструкции, Процедура не из приятных, много работы и много бумаг и спецбланков заполнять !! Но и забыть нельзя , иначе будут большие штрафы или до порта вас потянут буксиры !!! И очень надо хорошо отрегулировать работу КОТЛА !!!!!

29. ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛИ (ГТН) двигателей обычно не вызывают больших проблем, Главное – хорошо их знать и обслуживать !

ГТН со стороны турбины и со стороны компрессора надо периодически мыть (водой на ходу). Ну и естественно вовремя перебирать и менять подшипники. Я ни один раз не видел, чтоб даже если перебирают ГТН давали замеры на судно !!! ГЛАВНЫЕ ЗАМЕРЫ НА ТУРБИНЕ - ЭТО ЗАЗОР R – зазор между торцами лопаток турбины и внешним кольцом ( он обычно лежит в пределах 0,6 мм – 1,3 мм ), А ТАКЖЕ ЗАЗОР N – зазор между торцом крылатки компрессора и корпусом ( он лежит обычно в пределах 0,6 мм –1,1 мм.

У меня на судне был с лучай, что через год после постройки судна стала сильно подниматься темперетура выхлопных газов за тукрбиной , Если раньше перед турбиной была 450 гр. А за турбиной 400 гр. То теперь стала до турбины 450 гр. А за турбиной 450 гр. И турбина стала хуже крутиться и естественно упал наддув воздуха на ГД ! При разборке оказалось, что увеличился зазор R до 1,75 мм (придопустимом 1,3 мм !!! И выхлопные газы с ресивера шли не через лопатки турбины , а в образовавшуюся щель над лопатками турбины !!! И все показатели на ГД ухудшились - мало воздуха давала ГТН !!

Все инструкции гласят, что если износились подшипники на ГТН турбина будет ВИБРИРОВАТЬ. У меня один раз было : турбина не вибрирует в нашем понятии , а просто шумит,как будто жужжит крупная муха ! К счастью на борту был суперинтендант (Итальянец) и сказал, что это и есть вибрация !! Мы в порту поменяли подшипники и все прекратилось !!!

30. Если проверяете затяжку анкерных связей ГД необходимо начинать от средних и продолжать к концам (как бы расправляя двигатель.) Если к примеру анкерная связь должна быть затянута (гадравликой) на 700 кГ/см, то вы сначала должны освободить затяжку , а потом зажать на 700 кГ/см . На одном из судов (двигатель Бурмейстер и Вайн) при очередной перетяжке анкерных связей одна связь была перетянута и приотдать ее (как положено) неполучилось ! 2-й механик решил, что ничего страшного и так ОСТАВИЛ !! Через пару недель эта анкерная связь лопнула (оборвалась) !

И когда проверили на сколько она была затянута, оказалось на 1100 кГ/см (вместо на 700 кГ/см !) И естественно, что эта связь «РАБОТАЛА» а остальные нет !!! И связь одна не могла долго «РАБОТАТЬ» ! ЛОПНУЛА !

31. МАСЛО СИСТЕМЫ ЦИРКУЛЯЦИИ двигателей требует особого внимания ! Во время работы ГД масляный сепаратор должен работать постоянно, и чем меньше производительность – тем лучше ! Регулярно сдавать масло на анализ в лаболаторию !! МАСЛО – ЭТО ВСЕ !!!

Работая на ГД Зульцер 6РД76 я имел сверх ПРОБЛЕМУ , имел выговор и был снят с судна. Но потом разобрались и отменили выговор ! Суть вот в чем

На этом двигателе установленные выхлопные заслонки (для увеличения наддува ! По краям заслонки,где выходит вал, установлены уплотнения , чтоб выхлопные газы с цилиндра не попадали в масло ! Но уплотнения износились и газы стали попадать в масляную полость и через сапунчики выливаться наружу. Это создавало страшную пожароопасность и естественно потеря масла ! Я запросил службу, мне запчасти не дали и не дали (в Одессе) бригаду слесарей для ремонта (так как был июль – отпуска). Тогда я вместо сапунчиков через которые выливалось масло , вставил штуцерочки и присоединил трубки и свел их в одну трубу, и масло теперь стекало снова в сточную цистерну. И небыло теперь пожароопасности !!!

Я ушел в отпуск, а меня сменил ст.механик с военного флота да еще и шел первый раз ст.мехом !!! А масло все продолжало контактировать с горячими выхлопными газами !! И через ДВЕ НЕДЕЛИ работы ГД, масло в картере стало суперчерное,густое , с каком-то непонятным запахом !! И самое ГЛАВНОЕ : все шейки валов и пошипники были с царапинами и рисками – просто ужасными ! Пришлось судно ставить в завод и делать СУПЕРФИНИШ (полировку) шеек и подшипников !!! ЭТО МИЛЛИОННЫЕ УБЫТКИ !!! Но так как я подавал рапорта и слал кучу радиограмм на начальника службы - все спустили на тормозах и никому ничего небыло (начальство же не может быть виновато !!!)

32. Масляные фильтра при очистке должен осматривать ЛИЧНО СТ.МЕХ !

И картер двигателя на стоянке также осматривает ст.мех (хотябы с наружи)

Если картер черный и не просвечивается какой цвет краски картера - это сигнал, что плохо сепарируется масло, что гдето выхлопные газы двигателя контактируют с маслом !!! Проверте все возможное и невозможное !!!

Часто масло загрязняется через подпоршневые полости цилиндров – не держат и требуют переборки САЛЬНИКИ ШТОКОВ !!!

На трубках стока масла из сальников штоков (снаружи двигателя) я установил пробки . Открываю их по очереди и если оттуда толчками выходит воздух – значит не держат верхние (компрессионные) кольца, а если оттуда струйкой течет масло – значит не держат нижние (маслосьемные) кольца !!! Все надо перебирать при первой возможности !!!

33. На одном из судов на Одесском судоремонтном заводе № 1, меняли приводную цепь выхлопных заслонок двигателя Зульцер 6РД76 , После смены новую цепь установили на место , но так как небыло новых ШПЛИНТОВ (а в цех идти было неохота) установили старые ШПЛИНТЫ !

Хотя все механики должны знать, что шплинты используются ТОЛЬКО ОДИН РАЗ !!! При запуске двигателя через 15 – 2о минут работы ШПЛИНТ СЛОМАЛСЯ В МЕСТЕ СТАРОГО ИЗГИБА и цепь слетела с звездочек и наделала таких неприятностей в картере , что судно еще месяц стояло в заводе в ремонте. Я думаю, что истратили на это не менее миллиона, да еще и то , что судно месяц простояло и не приносило дохода !!!

Вот, что значит не знать простых истин и БЫТЬ СВЕРХНЕВНИМАТЕЛЬНЫМ !!!

34. На моем судне в фирме В.ШИПС, когда я был в отпуске, суперинтендант по указанию фирмы Зульцер,дал команду ст.механику уменьшить подачу цилиндрового масла на ГД с 1,3 г/л.с./час до 1,05 г/л.с./час , Ст механик выполнил эту команду не правильно !!! У бавил подачу масла до 0,65 г/л.с./час ! На судне за 1 месяц дали трещины 2 втулки (их заменили) И когда я приехал после отпуска на судно , при приеме дел определили что еще одна втулка дала трещину (двигатель 5 РТА 58 – 5-ти цилиндровый). Приехавший суперинтендант (Одессит – бывший механик – наставник !!!) уже был на судне и кричал, что втулки Корейские и мол ,что от них ждать ?!

Он даже не обратил ,что внутренняя поверхность втулок ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА - первый признак ПЕРЕГРЕВА ! Втулку быстро сменили (каждая втулка стоимостью около 30 000 долларов + доставка + работа ) .

И когда с отходом я начал анализировать, почему же лопнуло 3 втулки выяснил : Как я писал выше, была уменьшена подача цилиндрового масла до 0,65 г/л.с./час (вместо 1,05 г/л.с./час). А каждый механик ЗНАЕТ , что первая задача цилиндрового масла – ОХЛАЖДАТЬ ВТУЛКУ , а уж затем 2-я задача – СМАЗЫВАТЬ !!! Так причина была в перегреве втулок, а не в том кто их изготовил !!!!!!

Самое интересное, что отчет по расходу масел на судне ст.маханик подавал 4 – е месяца и суперинтендант не смотрел и не анализировал !!!! И вместо того, чтоб сказать что Я И СТ.МЕХ безграмотные и бестолочи – придумал , что втулки Корейские ! Я нашол сертификаты на втулки - они НЕМЕЦКИЕ

И когда я перерегулировал маслоподачу, то те оставшиеся еще 2-е втулки проработали 3 года, пока судно и не продали !!

И поверте : у меня таких тупых,как этот суперинтендант, небыло НИКОГДА дажа 4-х механиков, Правда его через полгода с фирмы выгнали !!!

Вот,что значит не анализировать, не проверять себя, не слушать дроугих и главное – НЕ ДУМАТЬ !!! Главное убедить себя, ЧТО Я УМНЫЙ !!!

35. Работая на судне с двигателем Зульцер 7 РНД 96, при очередной переборке поршней 2-й механик НЕ УВИДЕЛ, что в ЦПУ на виду висит штук 100 плоских шплинтов для поршней . Шплинты сделанные из листовой стали толщиной 0,5 мм. Такой стали на судне небыло и 2-й механик (зная, что шплинты 2 раза использовать нельзя, изготовил из листового железа толщиной 2 мм ! расстояние в поршне куда ставились эти шплинты равно 2 мм. Но так как установили под болты толще прокладки, да еще и загнули кончики шплинтов на гайку (это еще 2 мм) То подняли юбку на 3.5 мм (а как мы помним расстояние там только 2 мм, то юбка поршня села не на плоскость по окружности головки поршня, а на эти кусочки шплинта на головках болтов.!!! Во время работы шплинты расплескались, болты стопоров сверху юбки ослабли и открутились, поршень разлетелся и 2-е юбки раскололись. По 14 000 долларов каждая, да еще и сколько мы работали !!!

36. Все детали двигателя должны иметь сертификаты, а крупные детали (крышки,поршни,шатуны и т.п) еще должны иметь клеймо Регистра !

В Роттердаме мы с капитаном сдали крышку в ремонт , Пришол инженер завода и сказал, что у них есть уже готовая отремонтированная крышка, Если мы ее возьмем он отдаст ее дешевле,нам по пару бутылок виски дал ! А если будем ждать ремонтировать нашу - это займет пару дней (а мы работали на линии и ждать было некогда)

Мы взяли предложенную крышку, сообщили в службу какие мы молодцы (не задержали судно в ожидании ремонта и ГЛАВНОЕ : уплатили дешевле !!!

Но когда пришли в Одессу и пришол на судно Регистр, сказал, что эту крышку использовать нельзя т.к. на ней нет клейма Регистра !!! Вот что значит НЕЗНАНИЕ , и мы НЕ ЗАПРОСИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ ВЗЯТЬ ЕЕ !!!

37. На одном из судов фирмы В.Шипс в Роттердаме привезли на судно 2-е заказанные втулки цилиндров ГД , Их приняли,опустили в МО и в следующем порту решили менять (на ГД уже 2 были изношены !!!) Втулку демонтировали, а новую начали вставлять ! Но увы, она не подходила !!! Отверстия штуцеров подвода смазки оказалось на 20 мм ниже ! Ст.механика и 2-го механика с судна сняли и с фирмы выгнали : только за то, что получая втулки не сверили по чертежу все размеры. А так убытки понесли за отправку этих негодных и присылку новых ! Кто должен оплатить ?! А это тысячи , да еще и какой труд КОМАНДЫ !!!

Учтите это, и всегда тщательно проверяйте получаемые детали на судно.

Я тоже получил 2 вала сепараторов (не под те подшипники) и вал центробежного насоса !!! Еле выкрутился (хорошо что прислали почтой и посылку агент доставил на момент отхода судна !!!!

38. Необходимо очень тщательно и СВОЕВРЕМЕННО ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА ЗАПЧАСТИ ! Я подал заявку на фильтра сепаратора льяльных вод ! Через 4 месяца судно не выпускали из Роттердама, так как на судне отсутствовали запасные фильтра ! Но на судне был суперинтендант, я показал ему,что заявку я отправил еще 4 месяца назад, а он ее не удовлетворил ! Он как-то с властями уладил и нас выпустили, но на меня наорал (русский ведь), сказал что я должен постоянно ему сообщать, чего нет Я сказал, что он же мне не напоминает присылать ежемесячные отчеты !

39. CRITICAL EQUIPMENT (ВАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ) Это как у нас говорят аварийное оборудование ! Перечень его определяет фирма ! Но проверяют его во всех портах (особенно в портах США !!! Это : аварийный пожарный насос, аварийный компрессор, аварийная рулевая, аварийный ДГ и другие механизмы и устройства !! Главное при проверке – чтоб они были в работе И НА НИХ БЫЛИ ЗАПЧАСТИ !!!!! Иначе судно могут не выпустить с порта или могут оштрафовать на крупную сумму !!!!

40. Я уже неоднократно говорил, что все что можно пометить – пометьте !

Манометры, термометры, уровни, и т.п. Чтоб человек подошел и увидел отмеченные параметры и был спокоен,либо вызывал механика !!!

На судне с двигателем Зульцер 6 РД 76 при подготовке судна и установки к отхолду ГД НЕ ЗАПУСТИЛСЯ !! Сбежалась вся машинная команда искать причину, все носятся нервничают ! А на вахте стоял молодой, делал первый рейс в жизни и очень скромный паренек ! Он всех останавливал и пытался что-то сказать, но его не слушали (мол что может сказать салага). Но когда мимо проходил ст.мех он ему сказал, что вот за фильтром топлива раньше бала блестящая штучка, а таперь она спряталась внутрь корпуса !! Это оказался золотник автоматики, который заклинило в нерабочем положении ! По нем слегка стукнули ,он вылез и ГД стал работать ! И все начали орать на парня, что же ты раньше молчал !!!

Вот,что значит наблюдательность !!!

Второй с лучай был с ДГ. На валу топливных насосов , возле ГТН стоял сектор на этом насосе со стрелкой указавающей нагрузку ДГ ! Стрелка была в неудобном месте,уже загрязненная и на нее никто не обращал внимания !

И вот случилось, что 4-е (из 8-ми) насоса заклинили и никто ничего не заметил (ведь насосы не заклинили все одновременно ! И когда разобрались, то увидели, что стрелка УПЕРЛАСЬ В ОГРАНИЧИТЕЛЬ и не давала дальше грузить двигатель (слава богу, а то бы спалили ДГ !) ! Потом мы поставили на секторе белой краской метку и с трелку окрасили белым, так что было видно на расстоянии как нагружен ДГ !!

ВОТ Я И РЕКОМЕНДУЮ МЕТИТЬ ВСЕ ЧТО МОЖНО ! ОНО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТИ !!!

41. НА ОДНОМ ИЗ СУДОВ ФИРМЫ В.Шипс Сгорел утилизационный котел (его замена стоила 1 200 000 долларов )

С постройки судна к котлу подвели пожарную магистраль и установили перед котлом клапан ! Если вдруг загорится сажа в котле, открыть этот клапан и запустить пожарный насос – пожар будет потушен ! Но наши умные головы маховик клапана закрутили 4-х мм проволокой !!! чтоб случайно никто НЕ ОТКРЫЛ ! (чтоб вода на стоянке не попала в ГД !)

И вот придя в порт НАДО БЫЛО СРОЧНО ПОТЯНУТЬ ПОРШЕНЬ ГД !!

Не дождавшись пока остынет ГД (стоянка короткая – судно контейнеровоз !) сняли крышку цилиндра ГД . Естественно, появилась тяга воздуха через выхлопную трубу ! А в утилизационном котле (так как его не продули паром) гдето еще горел очажок сажи !! И вся сажа в котле вспыхнула ! Пустили пожарный насос, чтоб подать воду на котел, но клапан открыть не смогли т.к. он был завязан ! Принесли ножовку по металлу и в спешке полотно ножовки лопнуло ! А запасные полотна хранились у 2-го механика в каюте (а он работал на ГД), пока нашли и принесли новое ножовочное полотно – котел уже сгорел , как говорят ДО ТЛА !!! Вот что такое в работе НАДО ДУМАТЬ !!

42. Когда я был в отпуске на судне ,как всегда на стоянке велись работы !!! Люди работали на крышках ГД и 2-й механик послал ПРАКТИКПАНТА пустить дополнительный вентилятор в МО! А пускатель вентилятора стоял рядом с пускателем маслоперекачивающего насоса !!! И практикант попутав пустил маслоперекачивающий насос ! А на насосе были открыты клапана т.к. 3-й механик менял масло в картере ДГ !, но табличку «НЕ ПУСКАТЬ» не повесил на пускатель и пошел на перекур !! Все масло с цистерны было выкачано под плиты !!

Чтоб списать масло и не получить нагоняй с фирмы, ст.мех сказал залить в картера ДГ ЦИЛИНДРОВОЕ МАСЛО ГД (оно было лишнее и не числилось!). В Сингапуре я этого ст.меха сменил и сдал масла с основных механизмов на анализ ! И через неделю СРОЧНОЕ УКАЗАНИЕ с фирмы : остановиться и немедленно разобраться, что за масло в ДГ ! Разобрался и доложил , масло во всех 3-х ДГ поменяли !!! Того ст.мех с фирмы уволили, внесли в ЧЕРНЫЙ СПИСОК и он уже больше не плавал нигде !!!

А ребята на судне уродовались в жаре меняя масло (моя картера, выдувая масло с труб и т.д. Так еще раз спрашиваю : кто создает работу в МО ??!!

43. ЧТОБЫ НИ УСТАНАВЛИВАЛИ НА СУДНО должно быть испытыно на судне !! У меня на судне в Японии была установлена ФЕКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА !! Естественно на заводе – изготовителе ее испытали и нам дали СЕРТИФИКАТ и все документы !!! Но придя в Николаев Регистр запретил ею пользоваться : ОНА НЕБЫЛА ИСПЫТАНА РЕГИСТРОМ НА СУДНЕ. Как сказал Регистр, может что смонтировали не так, может трубы установили не те, МОЖЕТ, МОЖЕТ, МОЖЕТ !!!!

И пришлось вызывать бригаду людей с лаболатории и Инспектора Регистра для испытании установки на судне ! А это не одна тысяча долларов и много времени потребовалось !! А ведь устанавливала установку нам заводская бригада, и она должна была испытать установку уже на судне ! Но мы этого не потребовали (не знали), а заводские не сделали этого !!!

44. ВСЕГДА надо знать что и как надо делать (например проверки или испытания) и ГЛАВНОЕ КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПИСАТЬ !!!

На фирме В.Шипс два судна привезли с Вьетнама рис в Роттердам ! И на обеих судах рис в трюмах был подмочен и естественно дурно пахнул ! Отчего не понятно он подмок (может было отпотевание,может еще что ) Естественно начались проверки и никто нехотел забирать этот рис ! Проиграл В.Шипс !!!! И за порчу груза на одном судне заплатили 1 000 000 долларов, а на другом заплатили 1 200 000 долларов !!! А дело вот в ЧЕМ :

Согласно Конвенции СОЛАС не реже раз в полгода ПРОВЕРЯЕТСЯ осушение трюмов. И сказано, что проверяется так : наливаются водой полные колодцы в трюмах, а потом стационарной системой осушения откачивается эта вода !!!! Но так как этой записи небыло в журнале , то комиссия признала, что на судне не выполнили требования СОЛАС, а система видимо была не в порядке !

На другом судне капитан показал записи в судовом журнале, что он перед погрузкой мыл трюма ! Но комиссия не нашла в этом убедительного довода

Заявив, что по требованию не устроили откачки как требуется ! Аоткачивать при мойке воду могли погружными насосами, ручными насосами, и даже вычерпывать ведрами ! Могли ? Могли !! А когда касается миллионов – идут в ход ЛЮБЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И Т,П, !!!

У меня на судне было, что перед погрузкой судна 2-й механик доложил ст.пому и сделал запись в журнале, что он сжатым воздухом продул систему углекислотного тушения в трюмах !!! Но в порту погрузки (Кандла) причал был занят, чтоб не платить судну за простой устроили проверку судна готовности к погрузке. И потребовали продуть воздухом систему в их присутствии !!! Но 2-й механик даже не знал как это делается и что где открывать !!! Естественно судно за задержку в порту не получило ничего, а еще пришлось чистить и предъявлять трубы системи тушения !!! И все это 2 дня делали мотористы !!! Так откуда в МО берутся РАБОТЫ ?!!

45. Согласно Конвенции СОЛАС на судне все шпигаты находящиеся ниже главной палубы должны иметь надежное закрытие (через невозможности закрытий утонул «Титаник» - вода перетекала с помещения в помещение при погружении судна) При проверке в порту 4-й механик, который по записям проверял эти закрытия ЕЖЕМЕСЯЧНО - не мог даже показать что это такое и где они находятся !!! Штраф конечно заплатила фирма, а 4-го механика списали с судна !!!

46. На одном судне, после каждой швартовки в помещении рулевой появлялась вода ! Капитан сказал, что спишет ВСЕХ механиков Т.К. вода может попасть на Эл.моторы , они погорят и судно будет неуправляемо и может погибнуть !!! Несмотря на доказательство что, через помещение рулевой трубы не проходят (особенно паровые запрещены СОЛАСОМ )

Но капитан и слушать ничего не хотел – он считал, что механики дубари !

Мы обнаружили , что под шпилями имеется в палубе проржавевшее отверстие и во время швартовки вода со швартовных концов стекает на палубу и через отверстие в релевую !! А по инструкции фирмы, КАПИТАН И СТ.ПОМ лично осматривают корпус, надстройки, помещения и т.п. и составляют акт по форме 10.5.6 !!! Но капитан, чтобы извинится затаил зло на механиков (но к счастью его через неделю списали с судна !!!

ВОТ ТО, ЧТО Я ПОСТОЯННО ГОВОРЮ : ИЗУЧИТЕ ХОРОШО ИНСТРУКЦИИ ФИРМЫ И ЗНАЙТЕ КОНВЕНЦИИ !!!

47. На всех судах на мостике и на крыльях мостика находятся приборы : тахометры ГД, указатели положения руля, указатели положения лопастей ВРШ, и т.п. Эти приборы необходимо ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРОВЕРЯТЬ и составлять акт проверки. Также на мостике висит много документов !!! Но их мало кто читает ! На моем судне нас не пустили через Панамский какнал, т.к. в данных по судну было указано, что ГД можно запустить 8 раз без пополненя пусковых баллонов. А ПО ТРЕБОВАНИЮ СОЛАС ДВИГАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПУСТИТЬСЯ НЕ МЕНЕЕ 12 раз при прямом соединении с валом/винтом, И 8 РАЗ ПРИ ВРШ !! Хотя это уже висело на мостике года 2. никто и не читал, ДА И НЕ ЗНАЛ ТРЕБОВАНИЯ СОЛАС .А тут лоцман прочитал, судно в канал не повел ! Мы вызвали Регистра и провели испытания количества пусков без пополнения пусковых баллонов,\

Оказалось,что пусков 19 (как было указано в инструкции по ГД !!!) Но мы потеряли сутки хода, уплатили деньги за вызов лоцмана и т.д.

48. Я приехал в Николаев на судно и на переходе до Одессы принимал дела !

С Одессы мы пошли на Вьетнам . И вот в Порт Саиде на рейде,простояв там сутки, готовились войти в канал. При подготовке эл.механик со ст.пом проверяли рулевую машину и при перекладке руля на ПБ, погнуло все тяги управления рулевой. В спешке я подумал, что не сработал конечный выключатель на рулевой, В канал конечно не пошли, быстро начали делать новые тяги. И когда сделали, начали испытывать рулевую , пришол и капитан и все механики ! При перекладке руля на ПБ снова погнуло все тяги, хотя я заметил до конечника еще руль на дошел.

Начали всё хорошо смотреть и проверять !!! Оказалось, судно ремонтировалось в заводе Сингапура ! Там полностью разобрали рулевую машину, заменили плунжера,выщелочили все трубы и т.д.

Но при сборке на правой тяге недокрутили винт на один оборот ( на 1,7 мм)

А самое интересное, что никто рулувую в работе НЕ ПРОВЕРИЛ И НЕ ИСПЫТАЛ !!!! А ведь при отходе из порта и входе в порт РУЛЕВАЯ МАШИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЕТСЯ В РАБОТЕ !! А здесь судно вышло с завода, затем пошло в Бангкок зашло/вышло, затем на Мадагаскаре зашло/вышло, затем в АКАБУ ЗАШЛО /ВЫШЛО, Затем прошло Суэцкий канал, затем прошло Дарданеллы и Босфор, Затем Николаев зашло/вышло, затем Одессу зашло/вышло, опять прошло Босфор и Дарданеллы (* уже при мне), пришло на рейд Порт Саида И НИКТО НЕ ВЫПОЛНИЛ ТРЕБОВАНИЯ МНОГИХ ИНСТРУКЦИЙ !!!! И судно простояло сутки, вызывало Регистра для проверки рулевой (власти порта потребовали). Вот вам и убытки, вот наша грамотность, вот наш большой ум. А так как раньше нигде до крайнего Правого борта положения руль не перекладывали - все сходило ! Ану если бы в канале или при швартовке это случилось !!! АЙ-АЙ

studfiles.net

Тесты по русскому языку

ВАРИАНТ 1.

Блок А

А1. Подберите к каждому фразеологическому обороту из 1 столбца синоним из второго столбца. Буквы запишите в строку в соответствующем порядке.

Столбец 1 Столбец 2

1. на краю света (земли) 1. громко

2. намылить шею 2. далеко

3. спустя рукава 3. проучить, наказать

4. прикусить язык 4. плохо

5. кот наплавал 5. коротко

6. мало

7. замолчать

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) завИдно 2) квАртал 3) прОволока 4) пОняла

А3. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. вывез…нный, завис…мый, зап…рать;;

  2. обвеш…нный (покупками), раду..шься;в…теран;

  3. вид…мый, останов…шь, просв…щение;;

  4. счита…шь, колебл…мый, нач…нать..

А4. В каком слове нет суффикса – ИК-?

1) дворик 2) фонарик 3) сатирик 4) выкрик

А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. бе…толковый, ра…хвалить, во…главить;

  2. пр…ввязочный, при…коснуться, пр…града;;

  3. бе…посадочный, ра…пилить, во…становить..

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Туристы поражались высоте небоскреба;

  2. Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями;

  3. Ему был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов;

  4. Директор отметил юбиляра почетной грамотой. .

А7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. нет времени;

  2. более доходчиво;

  3. более семиста участников;

  4. самый разговорчивый.

А8. Укажите слова, в корне которых пропущена буква А?

1) прик…снуться 2) в…реники 3) напр….вление 4) возр…ст.

А9. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

  1. боевой клич…, красивая брош…;

  2. суп горяч…; покориш…ся судьбе

  3. глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда. .

А10 Укажите верный вариант формулировки предложения.

  1. ФСБ предупредил;

  2. ФСБ предупредила;

  3. ФСБ предупредило

  4. ФСБ предупредили.

А11. В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена буква И?

А) клев…л В) вспыльч…вый

Б) выскак…вать г) стуш….ваться

А12. В каком предложении вместо слова ЛОЖНАЯ можно употребить ЛЖИВАЯ?

  1. Было решено ЛОЖНОЙ атакой отвлечь внимание противника от главного направления прорыва.

  2. Это растение называется ЛОЖНАЯ акация.

  3. Зачем же ты отказался от такого предложения? Это Ложная скромность совершенно неуместна

  4. Я чувствую в ней какую-то неискренность: ЛОЖНАЯ улыбка, лицемерие во взгляде.

А13. Буква О пишется в слове:

1) кар…ванн 2) б…дминтон 3) проп…ганда 4) скл…нять

А14 – НН - пишется в слолве:

  1. варе…ое мясо;

  2. искаже…ый вид;

  3. незва…ый гость;

  4. кожа…ый портфель.

А15. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду:

1. (не)точность в ответе, (не)добрать баллов;

2. (не)досталась никому, (не)смотря в окно;

3. (не)проверенный механиком двигатель, (не)медля ни минуты.

А16. В каком слове ударение на втором слоге?

1 )издавна 2 ) забрала 3) намерение 4) километр

А17. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождем (3) кажется (4) поддернутым серой дымкой.

1) 2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А18 и В19-В-25

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиваться прекрасный слух

Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.

В. Из птиц,, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.

Г. В лунные светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе сплошь тучи и облака?

А18. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

1. В, Б, Г, А. 2) А, В, Г, Б. 3) В, А, Г, Б 4) Б, Г, В, А.

Блок В

В19. Определите тип речи текста

В 20. Найдите в тексте слово, написанное с орфографической ошибкой, и запишите его правильно.

В 21. Укажите количество гласных и согласных звуков в слове сплошь.

В 22. выпишите грамматическую основу из предложения А.

В 23. Разберите по составу слово ночные.

В 24. Выпишите из предложения Г служебные части речи (через запятую).

В 25. Назовите вид подчеркнутого предложения.

Ответы

А1 – 3,5,1,4,6

А2 – 2

А3 – 2

А4 – 3

А5 – 1

А6 – 1

А7 – 2

А8 – 4

А9 – 2

А10 - 3

А11 – 2

А12 – 4

А13 – 4

А14 – 2

А15 – 2

А16 – 3

А17 – 3

А18 – 1

В19 – повествова-тельный

В20 - известно

В21 – гл. 1 согл. 4

В22 - слух должен был развиться

В23 – (НОЧНОЙ) НОЧ – корень Н- суффикс ОЙ – окончание

В24 - и ,в ,а ,что, когда, на

В25 - двусоставное

ВАРИАНТ 2

А1. Подберите к каждому фразеологическому обороту из 1 столбца синоним из второго столбца. Буквы запишите в строку в соответствующем порядке.

Столбец 1 Столбец 2

1. на краю света (земли) 1. громко

2. намылить шею 2. далеко

3. спустя рукава 3. Проучить , наказать

4. прикусить язык 4. плохо

5. кот наплакал 5. коротко

6. мало

7. замолчать

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) завИдно 2) квАртал 3). прОволока 4) пОняла

А3. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1. вывез…нный, завис…мый, зап…рать;

2. обвеш…ный (покупками), раду…шься, в…теран;

3. вид…мый, оснанов…шь, просв…щение;

4. счите…шь, колебл…мый, нач…нать..

А4. В каком слове есть суффикс – ИК-?

1) дворик 2) фонарик 3) сатирик 4) выкрик

А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. Бе…толковый, ра…хвалить, во…главить;

2. Пр…вязанный, пр…коснуться, пр…града;

3. Бе…посадочный, ра…пилить, во…становить.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

1. Туристы поражались высоты небоскреба;

2. Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями;

3. Ему был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов;

4. Директор отметил юбиляра почетной грамотой.

А7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1. нет времени;

2. более доходчиво;

3. более семиста участников;

4. самый разговорчивый.

А8. Укажите слова, в корне которых пропущена буква А?

1) прик…снуться 2) в…реники 3) напр…вление 4) возр…ст.

А9. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1. боевой клич…, красивая брош…;

2. суп горяч…; покориш…ся судьбе

3. глубокая бреш…, неб…ющаяся посуда.

А10 Укажите верный вариант формулировки предложения.

1. ФСБ предупредил;

2. ФСБ предупредила;

3. ФСБ предупредило

4. ФСБ предупредили.

А11. В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена буква И?

А) бор…нький в) закруч…вать

Б) расслаб…ться г) надоедл…вый

1). 1,2,3 2) 2,3,4 3)1,2 4) 3,4

А12. В каком предложении вместо слова ЛЕСНОЙ можно употребить ЛЕСИСТЫЙ?

1. Собирая грибы, дети лакомятся ЛЕСНОЙ земляникой.

2. К тому грибному месту вела известная только нам ЛЕСНАЯ тропинка.

3. Мимо пассажиров, вышедших на палубу, медленно проплывали ЛЕСНЫЕ берега;

4. Какая это радость: лежать на траве и слушать ЛЕСНЫХ птиц.

А13. Буква О пишется в слове:

1) утв…рь 2) экстр…вагантный 3) настр…чить 4) ур…внение

А14 – НН - пишется в слолве:

1.румя…ое яблоко ;

2. цивилизова…ый мир;

3. ветр…ый человек;

4. кова…ая дверь.

А15. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?

1. Он долго объяснял это правило, но я все равно (НЕ) мог понять;

2. (НЕ)возможно было понять, что он от меня хочет;

3. Из столовой доносился (НЕ)годующий голос отца.

А16. В каком слове ударение на первом слоге?

1 )черпать 2 ) понял 3) гражданство 4) гнался

А17. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе. .

1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,2,3 4) 1,3,4

Прочитайте предложения и выполните задания А18 и В19-В-25

А. Длина чучела, буксируемого за судном, - четыре метра; внутри находится генератор ультразвука, издающий крик голодной касатки.

Б. Дельфины причиняют японским рыбакам немалые убытки, распугивая стаи рыб, опустошая рыбачьи сети.

В. Эффективность пугала, помогающего рыбакам, доказана на практике.

Г. Чтобы бороться с этой напастью, японское управление рыболовства создало пугало для дельфинов – чучело касатки, их злейшего врага

А18. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

1. В, А,Г, Б . 2) А, В, Б, Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, А, В, Г.

Блок В

В19. определите тип речи текста

В 20. Найдите в тексте слово, написанное с орфографической ошибкой, и запишите его правильно.

В 21. Укажите количество гласных и согласных звуков в слове рыбачьи.

В 22. выпишите грамматическую основу из предложения Б.

В 23. Разберите по составу слово голодной.

В 24. В каком предложении есть однородные члены?

1) В 2) Г 3) А 4) Б

В 25. Назовите вид подчеркнутого предложения.

Ответы

А1 – 2,3,4,7,6

А2 – 3

А3 – 2

А4 – 4

А5 – 3

А6 – 4

А7 – 2

А8 – 2,3,4

А9 – 3

А10 - 2

А11 – 2

А12 – 3

А13 – 3

А14 – 2

А15 – 1

А16 – 2

А17 – 4

А18 – 3

В19 – повествова-тельный

В20 - генератор

В21 – гл. 3 согл. 43

В22 - дельфины причиняют

В23 – (ГОЛОДНЫЙ) ГОЛОД – корень Н- суффикс ЫЙ – окончание

В24 – Б-4

В25 - двусоставное

videouroki.net