ЛуАЗ 969 – удивительный автомобиль. А как еще назвать неказистую внешне машину, которая по проходимости может сравниться с уазиком и Нивой, проектировалась для армии, а применялась сельчанами? Сейчас это авто родом из Луцка почти забыто, но до сих пор встречаются ценители, готовые потратить свои деньги на покупку «жужика».
История успеха 969 ЛуАЗа отчасти парадоксальна. Производился он в Луцке, где в 50-х годах прошлого века несколько автомастерских были объединены в автомобилеремонтный, а потом и машиностроительный завод. Ничем особенным он не отличался: как и во многих республиках СССР, здесь производили сельхозоборудование и ремонтировали грузовики.
Перемены начались, когда в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте была разработана специально для ВДВ концепция ТПК (транспортера переднего края). Он представлял собой обыкновенную моторизованную тележку, которая десантировалась с самолета и перевозила помимо водителя несколько носилок или шесть раненых в сидячем положении. Обязательными требованиями были низкий силуэт, полный привод и оснащение лебедкой. К тому же ТПК был амфибией, то есть плавал с помощью вращения колес. Прототип получил название «Огонёк» с индексом НАМИ-049. Помимо полного привода его оснастили независимой торсионной подвеской, межосевым и двумя межколесными блокирующимися дифференциалами и редукторами. Транспортер приводился в движение 22-сильным мотором, так что было принято решения и дальше развивать данный проект.
НАМИ-049А оснастили уже стальным кузовом с тентом (у прошлой модели кузов был из стеклопластика). Ходовая часть претерпела некоторые изменения: межосевой дифференциал убрали, а задний мост сделали отключаемым, предоставив возможность езды по дорогам с асфальтовым покрытием. Важнее же всего прочего стала установка нового 27-сильного двигателя объёмом 0,9 литра, того самого, который потом ставили на знаменитый «горбатый» запорожец.
Смотрите историю про неизвестные советские внедорожники, которые так и остались образцами.
Как заиметь УАЗ 469 с консервации?.
Подрамник автомобиля: зачем он нужен и как сделать подрамник на Ниву 2121? Подробнее тут.
В таком виде ТПК и стали выпускать в Луцке уже как ЛуАЗ 967. До 1989 года эти автомобили выпускались в большом количестве, претерпев несколько модернизаций и, как принято сейчас говорить, редизайнов. В 1969 ЛуАЗ наконец добрался до военных, где использовался в составе мотострелковых частей и частей ВДВ.
Проявил себя ЛуАЗ и за пределами СССР в других странах Варшавского договора. Транспортер-амфибия, по словам некоторых экспертов, не имеет аналогов и по сей день. Со временем ЛуАЗ стал уже не тележкой и легким джипом, а в некоторых модификациях даже обзавелся собственным вооружением.
Гражданский вариант транспортера претерпел ряд конструктивных изменений, главное из которых – отказ от плавучести. Приспосабливая автомобиль для нужд сельчан, инженеры-конструкторы изменили посадку водителя и пассажиров, добавили пристяжные брезентовые боковины, а обводам кузова предали какое-то подобие формы. Измененный транспортер под индексом 969 в количестве первых тридцати штук выпустили в Запорожье, после чего производство было передано все тому же Луцкому автомобильному.
Конечно, ЛуАЗ 969 м не является амфибией, но его происхождение чувствуется с первого взгляда. Кузов компактно смещает в герметичном корпусе мотор и коробку передач, главную передачу и кардан, который для надежности еще и в трубу поместили. Ходы подвески даже по нынешним меркам впечатляют, образуя дорожный просвет в 28 и 30 сантиметров под передней и задней осью.
Внедорожный арсенал дополняется отличной зубастой резиной, редукторы, дифференциал и продуманную развесовку: при весе меньше тонны переднеприводный ЛуАЗ имеет смещенный на переднюю ось кузов и мотор, расположенный тоже спереди. В результате карабкается этот малыш в гору и пробирается по труднопроходимой местности подобно маленькому танку: медленно, упорно, но стабильно и целенаправленно.
В народе бытует мнение, что моторы от запорожцев сослужили ЛуАЗу плохую службу, сильно убавив его потенциал. Однако надо заметить, что именно благодаря этим двигателям «жужик» не только появился на свет, но и вошел в массы. Кроме того, в отличие от заднемоторного «Горбатого», ЛуАЗ не испытывал склонности к перегреву.
Зато ездил он примерно так же. Отзывы владельцев говорят однозначно: динамика – это не про 969-й. Без сноровки ехать на дальние расстояния однозначно не стоит, бывалые водители говорят, что на первых двух передачах автомобиль едет примерно как танк. Только на пятой передаче создается ощущение езды.
Ехать комфортно можно на 60 км/ч, причем, здесь проявляется интересная деталь. От природы ЛуАЗ не оснащен какой-либо шумоизоляцией (она, конечно, есть, но по факту бесполезна), однако при наборе скорости шума в салоне становится меньше (или же к нему просто привыкаешь). Когда со временем начинаешь чувствовать автомобиль, выходишь на оптимальную скорость и спокойно едешь на постоянной скорости от заправки до заправки.
Успех в массах (или попросту отсутствие альтернативы из числа переднеприводных авто) позволил ЛуАЗу выйти на международный рынок и преобразиться. В 75-м на модель поставили 4-сильный запорожский движок, слегка изменили салон и корпус, заменили светотехнику, добавили наконец-то замки на двери, а в спустя четыре года запустили в серию под индексом ЛуАЗ 989М «Волынь». Дошло даже до того, что обновленный автомобиль в 78-м году на Туринском автосалоне был признан одним из 10 лучших европейских внедорожников.
В 1985 году произошла смена индексов и 989М стал называться ЛуАЗ-1302. Однако не только название изменилось: главным изменением стал 53-сильный 4 цилиндровый мотор от Таврии, который был не только экономичным, но и давал хоть какую-нибудь динамику. Если 989М при езде в 60км/ч расходовал 10 литров на сотню, то 1302 тратила лишь 7.7 литра, причем максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч. ЛуАЗ 1302 позаимствовал у ВАЗ 2108 сиденья, получил дополнительную шумку, став в результате быстрее и комфортнее. Впрочем, к началу выпуска Украина уже стала самостоятельным государством, так что россияне новинку оценить не смогли.
Вместе с СССР закончились и золотые времена «Волыни». Украинские период истории вышел не совсем удачным: выпуск небольших партий по госзаказу, неудачные модификации и спецверсии показали, что «Волынь» уже упустила свои лучшие годы, не сумев наладить полноценное собственное производство.
«Волынь» прославилась в народе. Ее и любят, и ненавидят, но к ней явно не относятся с равнодушием. Судить об этом можно даже по прозвищам автомобиля: уже упомянутый «жужик», «Волынка», «Лунтик/Луноход», «тушканчик», «Чебурашка» и т.д.
Первый народный «проходимец» отлично покупают и по сей день, причем причина не только в выдающихся внедорожных качествах. Практически полное отсутствие комфорта открывает простор, чтобы провести тюнинг тюнинг ЛуАЗ 969, что и привлекает народных умельцев.
Купить ЛуАЗ 969 сегодня можно по нескольким путям:
— из частных рук. Цена индивидуальна, зависит от пробега и состояния. Известны случаи, когда продают абсолютно новые автомобили, с пробегом в пару километров и в идеальном состоянии, просто машина стояла в гараже лет 20-25. Коллекционеры готовы заплатить очень большие деньги, о чем продавцы естественно знают.
— купить ЛуАЗ 969 с консервации. Законсервированные ЛуАЗы – это списанные с резерва в военных частях автомобили, которые продают частным лицам. Учтите, что так можно купить исключительно ранние версии, а состояние машин может быть как близким к идеальному, так и практически убитым. К тому же необходимо правильно расконсервировать автомобиль и подготовить его к эксплуатации.
ЛуАЗ 969 – легендарный автомобиль, который стоит в одном ряду с УАЗ и Нива, а по некоторым показателям и превосходит их. Если вы решили купить «Волынь», учтите, что придется уделить достаточно много времени на приведение и поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Вариантов его тюнинга великое множество, однако эксперты не советуют устанавливать более мощный двигатель, потому что узлы машины попросту на рассчитаны на возрастающие в таком случае нагрузки.
procrossover.ru
Ещё древние римляне осознали, что оперативно добираться до отдалённых провинций империи можно лишь при наличии хороших дорог. Истина эта была настолько очевидна, что прокладка их в Римской империи стала делом государственной важности. В итоге, неплохо сохранившиеся древнеримские дороги с выбитой ещё колесницами колеёй функционируют кое-где и в XXI веке.Ну а в нашей стране с дорогами всегда были проблемы. Соответственно, проблемы возникли и у конструкторов, которым приходилось ломать голову над тем, под какие дороги им следует проектировать новые автомобили.
В начальный период автомобилизации в нашей стране создавались лишь автомобили, рассчитанные на дороги с твёрдым покрытием, каковые были, в основном, в больших городах. Ну а значительная часть российских дорог представляла собой обычные грунтовки, которые даже после небольшого дождичка превращались в непроезжие. Именно для таких «направлений» и требовались автомобили-вездеходы, тем более, что предварительные расчёты показывали, что дешевле произвести небольшое количество машин-вездеходов, нежели закатывать асфальтом тысячи грунтовых большаков, булыжных трактов или щебёночных шоссе. И, в соответствии с этой концепцией, в 1930-е годы в нашей стране начали появляться первые автомобили-внедорожники.
В начале это были армейские машины-вездеходы, где их высокая проходимость помогала решать не только тактические, но порой и стратегические задачи. В их числе были трёхосные и полугусеничные грузовики-«полуторки», трёхосные ЗИС-6, первые легковые полноприводные вездеходы ГАЗ-61, а также армейские джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. А с началом Великой Отечественной войны с
modelist-konstruktor.com
История утилитарных внедорожников ЛуАЗ берет свое начало в 1967 году. Именно тогда был издан приказ Министерства автопромышленности СССР об организации производства машин на площадях Луцкого машиностроительного завода (ЛуМЗ), вскоре переименованного в автозавод. За годы своего существования предприятие производило сборку нескольких моделей гражданских машин и армейского транспортера. Все машины имели большую степень унификации между собой и использовали силовые агрегаты от автомобилей завода «Коммунар».
Армейские транспортеры встречаются в продаже нечасто, гораздо проще приобрести распространенные гражданские версии ЛуАЗ. Ранние образцы машин с 30-сильным мотором и передним или полным приводом редки, и их можно приравнять к музейным экспонатам. Эти машины обозначались 969В и 969 и производились до 1975 года. На фото ниже можно увидеть образец ранней модели внедорожника ЛуАЗ с будкой от ИЖ "каблук".
Гораздо чаще встречаются машины 969А и 969М, оснащенные 40-сильным мотором МеМЗ-969А. Модернизированный 969 М выпускался вплоть до 1996 года, и можно найти экземпляры в идеальном состоянии. В 90-е годы ограниченными партиями производились машины проектов 1301 и 1302, оснащенные двигателями МеМЗ с жидкостным охлаждением от легкового автомобиля «Таврия».
Потенциальных покупателей привлекает конструкция автомобиля, позволяющая эксплуатировать машину на суше и на воде. За счет еще более малого веса проходимость машины выше. Но при выходе ТПК из воды на илистый берег легко застрять. Причина кроется в узких родных шинах, которые являются дефицитом. Поэтому владельцы стараются заменить их на более широкие покрышки с развитым рисунком протектора. ТПК с самодельной кабиной и багажником на крыше перевозит груз.
Большим плюсом ТПК является штатная лебедка с тяговым усилием до 200 кг, которого, по отзывам, вполне хватает для самостоятельного освобождения машины из грязи. Огромным минусом ТПК является штатный салон, совершенно непригодный, как утверждают отзывы, для длительных поездок. Машины часто оснащают другими сидениями и устанавливают мягкий или жесткий верх.
Первой проблемой, с которой столкнется владелец ЛуАЗа, является дефицит запчастей. По этой же причине найти машину в приличном техническом состоянии очень сложно. Тент сгнивает за 8-10 лет, поэтому автомобили оснащаются или самодельным тентом из подручного материала, или жестким верхом из листов металла.
Среди явных плюсов владельцы выделяют высокую проходимость. Во многих отзывах ЛуАЗ-969М называют одним из самых проходимых внедорожников. Высокие внедорожные характеристики обусловлены невысокой массой автомобиля. Заметного улучшения проходимости можно добиться установкой более широких покрышек. Чаще всего применяют резину от "Москвича".
Машина оснащена торсионной подвеской, которая обеспечивает огромный дорожный просвет. Автомобиль не имеет мостов в классическом представлении, поэтому нет и выступающих картеров и узлов подвесок. Под двигателем установлен глухой лист защиты, который имеет загиб вверх в передней части. По отзывам, ЛуАЗ движется на этой защите по грязи, как лодка по воде.
В случае сложной дорожной ситуации на выручку приходит ручное подключение заднего моста с возможностью блокировки дифференциала. Блокировку следует включать только при пробуксовке и избегать поворотов руля на большой угол. Кузов ЛуАЗ-969М имеет вполне достаточный простор для размещения четырех пассажиров и багажа. Но наиболее комфортен автомобиль для поездок вдвоем.
Применяемые на машинах двигатели МеМЗ с воздушным охлаждением, по отзывам владельцев ЛуАЗов, не блещут надежностью. При полной нагрузке наблюдается нехватка мощности и крутящего момента двигателя. Если на трассе с этим можно мириться, спокойно двигаясь со скоростью 70-80 км/час, то на бездорожье этот недостаток становится критичен. Машину приходится разгружать и только тогда начинать выбираться из грязи. Но тут помогает малый вес авто ЛуАЗ-969М. По отзывам владельцев, чтобы вытащить машину, достаточно усилий одного человека и дешевой ручной лебедки. На фото один из этапов восстановления кузова ЛуАЗ. Машина оснащена нестандартными дисковыми тормозами.
Конструкция машины требует регулярного и кропотливого обслуживания, которое отнимает много времени. Необходимо постоянно контролировать состояние уплотнительных манжет на колесах. Кузов автомобиля плохо противостоит коррозии и имеет массу скрытых полостей, где скапливается грязь и вода. Но владельцы машин выходят из положения просто – заменяя сгнившие участки обычным листовым металлом. На внешнем виде машины это сказывается мало, поскольку и заводские детали кузова имеют простую прямолинейную форму.
Основной доработкой машины является замена мелитопольского мотора на более мощный агрегат с жидкостным охлаждением. Истинные ценители ЛуАЗов рекомендуют применять двигатель ВАЗ-2101. Такую переделку необходимо регистрировать в ГИБДД, что отнимает очень много времени. Но с таким мотором ЛуАЗ, по отзывам владельцев, становится совершенно иной машиной. Кроме улучшения внедорожных данных, применение мотора жидкостного охлаждения решает проблему обогрева салона. Ниже на фото - ЛуАЗ-969М с установленным двигателем от жигулей и самодельным жестким верхом. В удлиненном кожухе спереди расположен радиатор.
На гражданском варианте отсутствует техническая возможность установки лебедки с приводом от двигателя, поэтому многие владельцы, по отзывам, самостоятельно устанавливают электрическую лебедку.
fb.ru