ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

ЛиАЗ 5292.7 (газовый). Лиаз 5292 двигатель


Автобус ЛиАЗ 5292 - долгожданная замена Икарусам

Подробности Категория: Автобусы и троллейбусы Опубликовано: 12.10.2016
  1. Введение
  2. Технические характеристики
  3. Основные узлы
  4. Салон
  5. Развитие модели и модификации
  6. Преимущества и недостатки

Важнейшим индикатором государственной программы «Доступная среда» является доля маломобильных групп населения, которые пользуются объектами транспортной инфраструктуры. Одним из объектов является городской пассажирский транспорт. Низкопольные автобусы удобнее и безопаснее для всех категорий пассажиров, которые могут быстрее зайти в салон или выйти, что заметно сокращает время движения по маршруту. Представителем такого типа пассажирских комфортабельных городских машин большой вместимости является ЛиАЗ-5292, выпускаемый автобусным заводом в г. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевского района, Московской области.

Технические характеристики

Габариты

Основные характеристики

ЛиАЗ-5292 относится к городским пассажирским автобусам большой вместимости и используется на маршрутах со значительным пассажиропотоком. Он рассчитан на перевозку 85-114 пассажиров в зависимости от модификации, в том числе сидячих мест от 20 до 33, мест для инвалидов – 2-3.  

Длительный срок эксплуатации определяется ресурсом кузова, рассчитанного на 10-12 лет, моторесурсом двигателя на пробег в 1 000 000 километров, межсервисным интервалом 30 000 километров. Заводская гарантия составляет 18 месяцев или 150 000 километров пробега в зависимости от того, что наступит раньше.

Основные узлы 

Двигатель 

В зависимости от модификации на ЛиАЗ-5292 устанавливаются дизельные моторы отечественного производителя ЯМЗ, импортные турбодизельные или газовые от известных фирм Scania и MAN классов токсичности Евро-4 и Евро-5 соответственно. Обслуживание двигателей можно проводить как сзади машины через легкосъемную панель, так и со стороны салона, используя открывающиеся щиты.

Применение шестиступенчатой автоматической коробки переключения передач модели ZF обеспечивает плавность трогания, набора скорости и торможения, отсутствие рывков при переключениях. Пневматическая двухконтурная дисковая тормозная система с ABS повышает безопасность движения при перевозке пассажиров, а топливный бак вместимостью 220 литров обеспечивает длительную эксплуатацию без дозаправки.  Передняя и задняя подвески выполнены с применением упругих элементов и гидравлических амортизаторов, что обеспечивает хорошее энергопоглощение на неровностях городских дорог.

Интерьер салона

Комфортные условия для пассажиров обеспечиваются удобными пластиковыми сиденьями с мягкими тканевыми вставками, жидкостными обогревателями под пассажирскими местами, наличием эффективных кондиционеров фирмы Конвекта. Небольшой шум в салоне от работающего двигателя и малый уровень вибраций создают благоприятные условия для пассажиров. Последняя модификация машины имеет удлиненный кузов, что позволило увеличить количество посадочных мест. Здесь предусмотрены места для инвалидных колясок и откидные сидения.

class="eliadunit">

Панорамное ветровое стекло обеспечивает хороший обзор и безопасную езду в сложных дорожных условиях крупных городов. Место водителя оборудовано шкафчиком для одежды, сиденьем на пневмоподвеске, хорошим освещением и рациональной приборной панелью с информативным дисплеем. Электрообогрев левого водительского окна улучшил обзор через зеркало заднего вида в морозную погоду, а оптика от компании Hella позволяет уверенно двигаться по маршруту в темное время суток. Дополнительное удобство водителю создает усовершенствованное рулевое управление с гидроусилителем и устройством самовозврата.

 

 

История создания и модификации

Впервые ЛиАЗ-5292.00 представлен в 2003 году на выставке в Москве. Его мелкосерийное производство осуществлялось в период с 2004 по 2006 год. Несмотря на использование импортных элементов, таких, как дизельный двигатель, АКПП и мосты, машина имела множество недостатков и низкую эксплуатационную надежность.

Модифицированный вариант ЛиАЗ-5292.20 представлен публике в 2007 году. В его модернизации принимала участие одна из немецких фирм, а техническое задание разрабатывало государственное унитарное предприятие Мосгортранс. В нем применен мотор шведской фирмы MAN класса токсичности Евро-3, использовались мосты и АКПП от немецкой компании ZF. Через восемь лет после начала выпуска из-за большой степени износа автобусы выводились из эксплуатации и списывались. 

Дальнейшие усовершенствования ЛиАЗ-5292.21 были направлены на замену двигателя с классом Евро-4, повышение комфортабельности салона и рабочего места водителя, оборудование машины головной оптикой от фирмы Hella. Модернизированные автобусы ЛиАЗ-5292.22 оснащались усовершенствованными моторами MAN класса токсичности Евро-5, более информативной приборной панелью водителя и пластиковыми подиумами. Машины выпуска 2012 года получили улучшенный интерьер салона, более мощный кондиционер Конвекта, усовершенствованное водительское сиденье PILOT, новые более безопасные двери. На базе предыдущей модели для пригородных перевозок был выпущен ЛиАЗ 5292.22-02 с увеличенным количеством мест для сидения (32 шт.) и отсутствующей задней дверью. 

ЛиАЗ 5292.22 без задний двери

При дальнейшей модернизации была увеличена ширина прохода в задней части автобуса, установлена усовершенствованная оптика, поставлены новые пассажирские сиденья с мягкими вставками. С начала 2016 года ЛиАЗ – 5292.22-77 активно закупается автотранспортными предприятиями Москвы. Специально к Олимпиаде 2014 года на автобус ЛиАЗ – 5292.30 установили двигатель Scania DC09 91A класса Евро-4, обогреватели пассажирских сидений, обновили его дизайн.

В 2014 году автобусы модели 5292.60 с двигателем ЯМЗ-536111 класса токсичности Евро-4 и автоматической коробкой ZF EcoLife начали поступать в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, а с 2013 года их закупают предприятия Мосавтотранса. Укороченные машины ЛиАЗ- 5292.65 с мотором ЯМЗ-536 класса Евро-5 в низкопольном варианте с 2016 года вышли на микроавтобусные маршруты столицы. Модель 5292.71 с газовым двигателем MAN E0836 LOH01 класса Евро-5+ и АКПП ZF EcoLife 6 AP 1200B успешно работает в регионах. 

Преимущества и недостатки

Основные преимущества автобуса - комфортабельный салон, мягкость и плавность хода, возможность перевозить пассажиров старшего возраста, в том числе инвалидов, и комфортное рабочее место водителя - достоинства ЛиАЗ 5292.

К недостаткам можно отнести отсутствие защиты картера двигателя, а также высокие подиумы сидений, ограничивающие возможность отдельных категорий пассажиров занять эти места.

 

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su

Лиаз 5292 обзор | технические характеристики, схема, фото

Низкопольный автобус большого класса для городских перевозок

 

Автобус большого класса ЛИАЗ-5292 предназначен для городских перевозок в городах - миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. В 2010 году прошел 1 этап рестайлинга модели – автобус получил новый салон. В 2011 году планируется рестайлинг экстерьера, изменение рабочего места водителя и панели приборов.

Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.

При установке газового двигателя газовые баллоны располагаются на крыше автобуса.

Преимущества:

Базовые характеристики

Тип кузова

Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки

Ресурс кузова, лет

12

Колёсная формула

4х2/ задние

Длина/Ширина/Высота, мм

11990/2500/2880

11990/2500/3139

База, мм

5960

Высота потолка в салоне, мм

2200…2250

Высота пола над уровнем дороги, мм

360

Количество/ширина дверей, мм

2/1325+1/1225

Мин. радиус разворота, м

11,5

Масса снаряженная/полная, кг

9950/17700

10350/18000

Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг

6500/11200

6500/11500

Общее количество мест (в т.ч. посадочных)

105(22)

Емкость топливного бака, л

190

858 (8 баллонов по 97+ 1 маневровый на 82)

Передний мост

ZF RL-85AПортальная с дисковыми тормозами

Задний мост

ZF AV-132/87 портальный с центральным коническим редуктором. С дисковыми тормозами

Рулевой механизм

с гидроусилителем руля

Тормозная система

Пневматическая, двухконтурная, с ABS

Вентиляция

Естественная и принудительная

Система отопления

Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя

Шины

275/70 R22,5"

Агрегатные характеристики

ЛиАЗ-52922

ЛиАЗ-529221

ЛиАЗ-52927 (CNG)

Двигатель (дизельный/газовый)

MAN D0836LOh51

MAN D0836LOH56

CumminsCGе4 250

Количество и расположение цилиндров

6 R вертикальное

Нормы экологической безопасности

ЕURO-3

ЕURO-4

Рабочий объем, л

6.871

8.268

Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин.

176 (240) – 2400мин-1

176 (240) – 2300мин-1

185.8 (252) – 2400 мин-1

Макс. крутящий момент, Нм

925 при (1200…1800мин-1)

925 при (1200…1800мин-1)

1013.1 при 1400мин-1

Расположение

Заднее, продольное

Максимальная скорость, км/ч

65

КПП

АКПП: ZF 6HP504C

АКПП: Allison T 280R

ZF 6HP504C

www.vnalichii.info

ЛиАЗ-5292 | Русские автобусы

ЛиАЗ-5292ЛиАЗ-5292

ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса, производимый на Ликинском автобусном заводе. Этот автобус — первый полностью низкопольный, произведённый в России. Главное предназначение — для крупных городов с большим пассажиропотоком. Производится с 2004 года.

Дизельные модификации ЛиАЗ-5292

ЛиАЗ-5292.00 (2004-2006 гг.)

Первый автобус этой модификации появился в 2003 году. Его показали на Московском автосалоне. Двигатель — такой же, как у ЛиАЗ-5256.25, поперечно расположенный Caterpillar 3116, агрегатированный с коробкой-«автоматом» Voith Diwa D 854.3E. Имеет портальные (низкопольные) мосты Raba, рулевой механизм Csepel A-500.73-3520-00.

ЛиАЗ-5292.20 (52922) (с 2007 года)

Эта модификация появилась в 2007 году, увидеть её можно было на Московском мотор-шоу. Разработка велась совместно с IVM Automotive с учётом требований ГУП Мосгортранс. Двигатели — продольно расположенные MAN D0836 LOh51 (Евро-3), портальные (низкопольные) мосты ZF AV-132/87, коробка передач — «автомат» ZF 6 HP 504C Ecomat. Планируется установка другого силового агрегата, отвечающего экологическим нормам Евро-4.

ЛиАЗ-5292.21 (529221)

ЛиАЗ-5292ЛиАЗ-5292

Двигатель — MAN D0836 LOH56, соответствующий Евро-4. Имеет иную приборную панель (как у ЛиАЗ-6213.20 2009 г.), новый потолок салона, иную схему окраски. Для ГУП Мосгортранс комплектуются передними фарами Hella и системой кондиционирования для водителя и пассажиров.

ЛиАЗ-5292.22 (529222) (в серийном производстве с ноября 2011 года)

Имеет двигатель MAN D0836 LOH65, соответствующий экологическим нормам Евро-5, иную панель приборов, интерьер кабины водителя. За время выпуска претерпел ряд изменений в заводской эмблеме, салоне, лобовом стекле, кондиционере.

С 2013 года началось производство ЛиАЗ-5292.22 с масками, как у ЛиАЗ-5292.30, и цельностеклянными дверями.

ЛиАЗ-5292.22-01

Имеет учебную кабину и люки для вентиляции.

ЛиАЗ-5292.22-01

Модификация для использования в пригородных поездок с увеличенным до 32 посадочных мест, без задней двери.

ЛиАЗ-5292.30 (с 2013 года)

Двигатель Scania DC09 91A, соответствующий экологическим нормам Евро-4. Автобусы этой модификации использовались для обслуживания Зимних Олипийских игр — 2014.

ЛиАЗ-5292.60 (с 2013 года)

Двигатель ЯМЗ-536111 (Евро-4) и коробка передач ZF EcoLife 6AP1400B.

ЛиАЗ-5292.60-60 (с 2014 года)

Длина автобуса уменьшена до 10,5 метров. Может быть в городском варианте с тремя дверями и 22 сидячими местами или в пригородном, с двумя дверями и 26 сидячими местами.

Модификации ЛиАЗ-5292 с газовым двигателем

ЛиАЗ-5292.70 (52927)

Двигатель Cummins CGe 250 30 (MAN Е0836 LOH01 (соответствует Евро-5)).

ЛиАЗ-5292.71 (52927 EEV)

Имеет газовый двигатель MAN E0836 LOH01, соответствующий экологическому классу Евро-5+ (EEV) и автоматическую коробку передач ZF EcoLife 6 AP 1200B.

Технические характеристики ЛиАЗ-5292

Технические характеристики
Колёсная формула 4х2
Кузов Несущий, вагонной компоновки
Количество дверей 3 (2)
Ширина дверей, мм 2х 1325 + 1х 1225
Ресурс кузова, лет 10–12
Общее число мест 105–112
Число мест для сидения 20–30
Радиус разворота, м 11,5
Максимальная скорость, км/ч 65–85
Расход топлива, л/100 км 45
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS
Длина, мм 11 990
Ширина, мм 2 500
Высота, мм 2 880 / 3 140 (газовый)
База, мм 5 960
Полная масса, кг 17 700 – 18 390
Высота потолка в салоне 2200…2280
Вентиляция Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции)
Система отопления Радиаторного типа
Задний мост ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором
Комплектуется двигателями Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH041, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-5362

Недостатки автобуса ЛиАЗ-5292

rusautobus.ru

Лиаз 5292.7 (газовый) обзор | технические характеристики, схема, фото

Автобус большого класса для городских перевозок

 

ЛиАЗ – единственный отечественный производитель, в активе которого есть полная гамма автобусов, работающих на газовом топливе (ЛИАЗ-5256, ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213).

Низкий уровень пола у передней и средней дверей, система наклона кузова «книлинг», большая накопительная площадка, оборудованная специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарель для въезда/съезда, удобные антивандальные сидения позволяют чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. При установке газового двигателя газовые баллоны располагаются на крыше автобуса.

Преимущества:

Тип кузова

Несущий, вагонной компоновки

Ресурс кузова, лет

12

Колесная формула

4х2

Длина / ширина / высота, мм

11400 / 2500 / 3347 (по газовым баллонам)

База, мм

5840

Высота потолка в салоне, мм

2295/1900

Количество / ширина дверей, мм

3 / 1282

Уровень пола над уровнем дороги, мм

360

Мин. радиус разворота, м

11,5

Масса снаряженная / полная, кг

10620/17600

Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг

6200 / 11400

Емкость топливного бака, м3

177-186 / 858 л

Общее число мест (в т.ч. посадочных)

100 (25+1)

Мост

RABA, А-718.23-3300

Рулевой механизм

Csepel A-500.73-3520-00 или ZF Servokom 8098 с гидроусилителем руля

Тормозная система

Рабочая– пневматическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы передних колес дисковые, задних барабанные, с ABS. Стояночная – тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Запасная – каждый контур рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система

Вентиляция

Естественная, через потолочные люки и форточки

Система отопления

Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого подогревателя Webasto

Шины

275/70 R22,5

Агрегатные характеристики

Двигатель (газовый)

Cummins, CGe280 30

Количество и расположение цилиндров

6R

Нормы экологической безопасности

ЕURO-4

Рабочий объем, л

8,3

Мощность двигателя, кВт (л.с.) / мин-1

189 (257) при 2400 мин-1

Макс. крутящий момент, Нм / мин-1

1017 при 1400-1600 мин-1

Расположение

Заднее, продольное

Максимальная скорость, км / ч

80

КПП

Allison T-280R

www.vnalichii.info

5292 - низкопольный автобус, технические характеристики, фото

Тип кузова Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки
Мин. радиус разворота, м 10,7 10,7
Масса снаряженная/технически допустимая, кг 10500 / 18000 10500 / 18000
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг 6500 / 11500 6500 / 11500
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.)
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л 220 220
Шасси/мост Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами
Рулевой механизм с гидравлическим усилителем руля с гидравлическим усилителем руля
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR
Вентиляция Естественная и принудительная Естественная и принудительная
Система отопления Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины 275/70 R 22,5 275/70 R 22,5
База, мм 5960 5960

bus.ru

Автобус ЛиАЗ 5292. Технические характеристики, описание

Назначение Городской
Класс автобуса Большой
Дверей 3
Длина 12000 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2800 мм
Высота потолка в салоне 2078 мм
Ширина дверей 1282 мм
Высота ступеньки над уровнем дороги 340 мм
Двигатель Caterpillar 3116
Тип двигателя Дизель
Расположение Продольное, в заднем свесе
Объем 6600
Мощность 234 л.с.
Максимальные обороты 1560
Крутящий момент 820 н*м
Расположение цилиндров Рядное
Топливо Дизельное топливо
Колесная формула 4x2
Двигатель коробки передач VOITH D851
Максимальная скорость 90 км/ч
Расход топлива 29 л/100км
Снаряженная масса 10200 кг
Максимально допустимая масса 18360 кг
База 5900
Экологический стандарт EURO II

interdalnoboy.com

Традиционный автобус ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW

Производитель: Модель: Начало продаж в России:
ООО «Ликинский автомобильный завод» (Ликино-Дулёво)
ЛиАЗ 529222 и ЛиАЗ 529230
2013 г.

Андрей Филиппов, фото автора

Когда на фестивале «Мир автобусов-2013» в Коломне показали новый ЛиАЗ-5292, для праздной публики это не стало сенсацией. Да, броская модернизация внешности, но не более, а для коммерческого транспорта это хоть и важный, но отнюдь не решающий фактор. И только профессионалы поняли, что скромная презентация (даже индекс модели не изменился) скрывает под собой колоссальную работу, и, по сути, перед ними совершенно другой автобус, построенный по длинному перечню пожеланий транспортников и вобравший в себя наработки всех опытных машин, коих за век семейства «5292» было не так уж и мало…

Положа руку на сердце, даже называть новый ЛиАЗ-5292 старым именем нечестно. Да, по всем документам, в том числе и ОТТС, цифровой индекс автобуса остался прежним. Но мы все же отступим от правил, и для лучшего восприятия в рамках статьи обозначим модернизированную версию как ЛиАЗ-5292 NEW.

Уж ты ли это?

Перед тем, как углубиться в описание конструкции, расставим все точки над «i». В настоящее время на конвейере завода одновременно находятся сразу два кузова: традиционный ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW.

Старым кузовом комплектуют машины с двигателем ЯМЗ. Мотор в настоящее время пользуется хорошим спросом, и, похоже, прежний кузов ещё долгое время будут выпускать как бюджетный вариант ЛиАЗ-5292 (надо же, раньше ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 были «бюджетными» по отношению к ЛиАЗ-5292, а поди ж ты!). Полагаю, что он же в случае необходимости будет использован и под выпуск троллейбусов.

В свою очередь ЛиАЗ-5292 NEW вобрал в себя модификации с импортной силовой установкой. На данном этапе это моторы Scania (ЛиАЗ-529230), MAN (ЛиАЗ-529222) и газовый двигатель MAN (ЛиАЗ-529270).

Полагаю, у кого-то ещё вертится вопрос – а что же нового кроме дизайна появилось в автобусе? Если коротко, то – кузов. Он стал длиннее в свесах: впереди на 170 мм, а сзади на 150 мм. Много это или мало, судить, конечно, вам. Но данный факт позволил наконец-то установить на передних колёсных арках сиденья, а это как-никак ещё 4 посадочных места без снижения общей пассажировместимости.

Кроме того, отмечу проработку интерьера самого салона. Из незаметных, но ощутимых мелочей – окончательно и бесповоротно прописался обратный угол наклона подиумов под сиденьями, благодаря чему стоять в хвостовой части стало намного удобнее. Да и общее впечатление от совокупности светлого пластика и плавных обводов различных элементов – салон стал просторнее.

Если говорить о недостатках, то их теперь не так уж и много. Высоковатыми остались подиумы, пожилым людям на такие места не попасть. В итоге социальными является всего 6 мест в передней части салона. А ещё куда-то исчез потолочный поручень за 2-й дверью – он виден на фото в опытной машине. Не знаю, чем это обусловлено, но удержаться на месте во время движения теперь стало сложнее.

По исполнениям салона ЛиАЗ-5292 NEW в настоящий момент выпущено четыре варианта.

Во-первых, это планировка опытной машины, на которой отрабатывались теории и предположения – именно она фигурирует на большинстве фотографий.

Во-вторых, это автобусы «олимпийского» заказа с персональным входом для водителя и пассажировместимость на 105 человек, из которых 20 могут ехать сидя, и ещё есть места для 3 колясок.

А в-третьих, это партия для Подмосковья, с «маленькой» кабиной водителя, пассажировместимостью 114 человек при 28 сиденьях и креплением для 1 коляски.

Ну и конечно же версия для Первопрестольной с АСКП и всеми нюансами, связанными с этой системой.

Впрочем, у прежнего кузова ЛиАЗ-5292 насчитывалось 9 вариантов планировки с применением АСКП и 9 без неё. К тому же было три варианта учебных машин, один из которых «московский». Объективных причин для уменьшения этого богатства нет – скорее, с увеличением длины кузова на 320 мм их количество возрастёт.

И много, много радостей…

Если для кого-то ЛиАЗ-5292 NEW и 100% – праздник, то этот кто-то, несомненно, водитель.

Сказать, что его рабочее место изменилось – значит, не сказать ничего. Наконец-то кабина стала уже с завода представлять то, во что её долгие годы переделывали сами водители. Рациональная компоновка передней панели, шкафы для вещей, кармашки для мелочей, яркий штурманский свет и полноценное освещение кабины.

Наконец-то зеркала заднего вида размещены в оптимальных зонах, а не закреплены там, где это удобнее по технологическим соображениям. Порадовали нити обогрева окна в районе левого наружного зеркала. Правда, без ответа пока вопрос, насколько быстро будет загрязняться опущенная вниз линза, но время покажет. Кстати, линзы теперь с электрорегулировкой и обогревом.

Приятной неожиданностью стал информационный дисплей, разместившийся в центре панели приборов. Теперь на него выводится информация: о давлении масла, остатке мочевины, о давлении в пневмосистеме, пробеге до ТО, о состоянии тормозных колодок, о нагрузке на оси, о давлении воздуха в шинах и о расходе топлива. Всё просто, логично и главное – видно даже в солнечный день.

«Сочинские» машины могли комплектоваться телевизорами для трансляции соревнованийОсобенности «олимпийской» комплектации – отсутствие сидений ради места для 3-й коляски

Отдельно отмечу опробованную на «сочинских» машинах систему «Говорящий город». Её суть в обеспечении людей с ограничениями по зрению приёмопередатчиком, который звуком сигнализирует о местонахождении входа в автобус – по умолчанию, это 2-я дверь, над которой стоит приемопередатчик автобуса. Пассажир движется на звуковой сигнал, а у водителя на табло в это время светится надпись: «Внимание! Садится инвалид!». Естественно, это упрощённый принцип действия и возможности системы гораздо обширнее, но суть, я думаю, понятна.

Увы, это один из тех редких случаев, когда недостатки конструкции для красного словца приходится высасывать из пальца. Поэтому сегодня я с чистой совестью обойду это сомнительное удовольствие стороной. Проектировщики кабины из Ликино справились с поставленной работой на «отлично» – у меня нет претензий.

Дела «сердечные»

Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.

С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).

Компоновка моторного отсека при установке двигателей MAN… и соответственно ScaniaКомпоновка моторного отсека при установке двигателей MAN… и соответственно Scania

По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло. Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне. И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.

Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи. Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема. Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.

Технические характеристики автобусов семейства ЛиАЗ-5292 Модель ЛиАЗ-529222 ЛиАЗ-529230
Полная масса, кг 17 700 18 000
Снаряжённая масса, кг 10 350 (11 250)*
Пассажировместимость, чел. 85–11420–28
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 6500/ 11 200 6500/ 11 500 (6355/ 11 645)*
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D0836LOH65Турбодизельный, I-6, Euro 56871250 при 2300 мин-11000 при 1200–1750 мин-1 Scania DC 09 91AТурбодизельный, I-5, Euro 49291275 при 1800 мин-11283 при 1200 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF AP-1200BАвтоматическая6/1 ZF 6HP504CАвтоматическая6/1
Подвеска Передняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 11,5
Вместимость топливного бака, л 220

Ветер перемен

Что ж, снимаю шляпу. Кто бы и что ни говорил, конструкторы ЛиАЗа научились работать. Если раньше их идеи зачастую были прожектами, яркими, но не функциональными, то теперь каждому решению есть логическое обоснование.

Более того, заводчане научились СЛУШАТЬ. Всего пару лет назад на критику планировки салона конструкторы лишь покровительственно улыбались в ответ. Но как всё изменилось теперь. Замечания по опытной машине были не просто выслушаны – спустя полгода первая партия серийных ЛиАЗ-529230 ушла к заказчику с исправлением если и не всех, то по крайней мере большинства отмеченных недостатков. И, мыслимое ли дело, по совету транспортников, некоторые уже запланированные самостоятельно изменения не стали вносить! Да, это ещё не китайские «доработки за неделю», но тенденция обнадёживает.

А ещё впереди у завода борьба за качество и за нормальное отношение со стороны эксплуатационников. И если над первым завод довольно успешно работает – при мне директор завода, Александр Козаков, перечислял, что уже сделано для улучшения надёжности и что ещё предстоит сделать, то разбить стереотип, что отечественное – значит плохое, будет гораздо сложнее. Впрочем, версия ЛиАЗ-5292 NEW имеет все шансы на победу в этом нелёгком деле.

А ещё я жду, когда новый ЛиАЗ-5292 обретёт в дополнение к цифровому ещё и буквенное название. Из всех новинок, выехавших в минувшие годы из ворот автобусных заводов «Группы ГАЗ», он, как никто, заслужил право носить имя собственное.

Автобус на тест предоставила компания «Группа ГАЗ» «Дивизион Русские автобусы»

www.gruzovikpress.ru