С появлением самой младшей модели бренда и собрата Civic – компакт-кара Fit (Jazz), Honda запустила новое семейство бензиновых агрегатов «L», самыми объемными из которых являются представители линейки L15. Мотор пришел на смену довольно популярному D15, который был немного больше по габаритам.
В данном двигателе с объемом 1.5 л, инженеры Honda использовали алюминиевый БЦ высотой 220 мм, коленвал с ходом поршня 89.4 мм (компрессионная высота – 26.15 мм) и шатуны, длиной – 149 мм.
ВНИМАНИЕ! Надоело платить штрафы с камер? Найден простой и надежный, а главное 100% легальный способ не получать больше "письма счастья"... Читать дальше»
Шестнадцатиклапанные L15 оснащены системой VTEC, срабатывающей на 3400 об/мин. Удлиненный впускной коллектор оптимизирован для работы на средних оборотах. Выхлоп с системой рециркуляции отработанных газов EGR выполнен из нержавеющей стали.
Есть вариации L15 с фирменной системой i-DSi (интеллектуальное двойное последовательное зажигание) с двумя свечами, расположенными по диагонали напротив друг к друга. Такие двигатели были специально разработаны для экономии бензина и снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, и после Fit они мигрировали на другие модели от Honda, в частности на Mobilio и City.
Кроме того, что есть 8- и 16-клапанные L15, также они выпускаются как с одним, так и с двумя распредвалами. Некоторые модификации данного ДВС оснащаются турбонаддувом, PGM-FI и системой i-VTEC. Кроме того, у Honda имеются и гибридные вариации мотора L15 – LEA и LEB.
Номера двигателей находятся на блоке цилиндров внизу справа, если смотреть со стороны капота.
Среди модификаций двигателя L15A (A1 и A2) стоит выделить агрегат L15A7 с 2-х ступенчатой системой i-VTEC, серийное производство которого началось в 2007 году. L15A7 получил обновленные поршни и облегченные шатуны, увеличенные клапаны и уменьшенные в весе рокеры, а также измененную систему охлаждения и усовершенствованные коллекторы.
L15A объемом 1.5 литра устанавливался на Fit, Mobilio, Partner и другие модели Honda.
Основные характеристики L15A:
Объем, см3 | 1496 |
Мощность, л.с. | 90-120 |
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 131 (13)/2700;142 (14)/4800;143 (15)/4800;144 (15)/4800;145 (15)/4800. |
Расход топлива, л/100 км | 4.9-8.1 |
Тип | 4-цилиндровый, 8-клапанный, SOHC |
D цилиндра, мм | 73 |
Max мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 90 (66)/5500;109 (80)/5800;110 (81)/5800;117 (86)/6600;118 (87)/6600;120 (88)/6600. |
Степень сжатия | 10.4-11 |
Ход поршня, мм | 89.4 |
Модели | Airwave, Fit, Fit Aria, Fit Shuttle, Freed, Freed Spike, Mobilio, Mobilio Spike, Partner |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Особняком в линейке L15B стоят два форсированных аппарата: L15B Turbo (L15B7) и L15B7 Civic Si (доработанная версия L15B7) – турбированные стоковые двигатели с прямым впрыском топлива.
L15B объемом 1.5 литра устанавливался на Civic, Fit, Freed, Stepwgn, Vezel и другие модели Honda.
Основные характеристики L15B:
Мощность, л.с. | 130-173 |
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 155 (16)/4600;203 (21)/5000;220 (22)/5500 |
Расход топлива, л/100 км | 4.9-6.7 |
Тип | 4-цилиндровый, SOHC (DOHC – в турбо-версии) |
D цилиндра, мм | 73 |
Max мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 130 (96)/6800;131 (96)/6600;132 (97)/6600;150 (110)/5500;173 (127)/5500. |
Степень сжатия | 11.5 (10.6 – в турбо-версии) |
Ход поршня, мм | 89.5 (89.4 – в турбо-версии) |
Модели | Civic, Fit, Freed, Freed+, Grace, Jade, Shuttle, Stepwgn, Vezel |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Турбированный двигатель L15C, оснащенный программируемым впрыском топлива PGM-FI, занял почетное место среди силовых установок для хэтчбека Honda Civic (FK) 10 поколения.
Турбированный двигатель L15C объемом 1.5 литра устанавливался на Civic.
Основные характеристики L15C:
Объем, см3 | 1496 |
Мощность, л.с. | 182 |
Max крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 220 (22)/5000;240 (24)/5500. |
Расход топлива, л/100 км | 05.07.2018 |
Тип | рядный, 4-цилиндровый, DOHC |
D цилиндра, мм | 73 |
Max мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 182 (134)/5500 |
Степень сжатия | 10.6 |
Ход поршня, мм | 89.4 |
Модели | Civic |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Надежность 1.5-литровых двигателей семейства «L» находится на самом должном уровне. В данных агрегатах все предельно просто и служат они без особых проблем.
Плюсы:
Минусы
На двигателях с системой i-DSI по мере необходимости следует менять сразу все свечи зажигания. В остальном же, все как обычно – своевременное ТО, использование качественных расходников и масла. Цепь ГРМ не требует дополнительного обслуживания, кроме периодического визуального осмотра в течение всего срока службы.
Хоть по ремонтопригодности L15 и не самые лучшие, зато все конструкционные решения, примененные мотористами Хонда, позволяют этим двигателям иметь огромный запас прочности, чтобы выдерживать самые распространенные ошибки в обслуживании.
Тюнинг моторов серии L15 – довольно сомнительное занятие, ведь сегодня полно автомобилей с более мощными агрегатами, в том числе оснащенными турбиной, но если хочется добавить «лошадок» тому же L15A, то придется делать портинг ГБЦ, устанавливать холодный впуск, увеличенную заслонку, коллектор «4-2-1» и прямоток. После настройки на суб-компьютере Greddy E-manage Ultimate, поддерживающем работу с VTEC от Honda, можно будет добиться 135 л.с.
Владельцам Honda с турбированным L15B7 можно рекомендовать сделать чип-тюнинг и приподнять тем самым наддув до 1.6 бар, что в итоге позволит получить до 200 «лошадей» на колесах.
Система подачи холодного воздуха во впускной коллектор, фронтальный интеркулер, тюнингованная выхлопная система и «мозги» Hondata дадут порядка 215 л.с.
Если поставить на атмосферный мотор L15B турбо-кит, то можно надуть до 200 л.с., и это именно тот самый максимум, который держит обычный стоковый мотор L15.
Двигатели серии L15 появились не в самые лучшие для Honda времена. На рубеже веков японский автоконцерн оказался в застое, так как конструктивно совершенные, старые силовые агрегаты было невозможно превзойти с технической точки зрения. Однако потенциальные клиенты компании хотели новшеств, которые им интенсивно предлагали конкуренты. И Honda спасалась лишь за счет таких хитов, как CR-V, HR-V и Civic, начиная подумывать о новом поколении малолитражек. Именно поэтому и появилось обширное семейство L-двигателей, которые изначально задумывались для новой модели Fit, ставки на продажи которой были очень высоки.
L-моторы по праву можно считать одними из самых востребованных в истории компании Honda. Конечно, с точки зрения ремонтопригодности эти движки значительно проигрывают силовым установкам прошлого столетия, однако и проблем с ними гораздо меньше.
Частота периодичности планового технического обслуживания и выносливость серии L, также уступают «старикам», таким как легендарные представители D- и B-линеек, но ведь раньше от агрегатов не требовали соблюдения столь большого количества экологических норм и экономичности.
Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ
motorist.expert
2 |
YEL (желтый) |
INJ4 (ИНЖЕКТОР № 4) |
Управляет работой инжектора № 4 |
При включенном зажигании в положении ON (II): напряжение аккумулятора На холостом ходу: управляемый режим |
3 |
BLU (Синий) |
INJ3 (ИНЖЕКТОР № 3) |
Управляет работой инжектора № 3 |
|
4 |
RED (красный) |
INJ2 (ИНЖЕКТОР № 2) |
Управляет работой инжектора № 2 |
|
5 |
BRN (коричневый) |
INJ1 (ИНЖЕКТОР № 1) |
Управляет работой инжектора № 1 |
|
6 |
GRN (зеленый) |
FANC (УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРОМ ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА) |
Управляет работой реле вентилятора охлаждения радиатора |
При работающем электровентиляторе охлаждения радиатора: примерно 0 В При остановленном вентиляторе радиатора: напряжение аккумулятора |
7 *2 |
GRN/WHT (зеленый/белый) |
DNLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ВЕДОМЫМ ШКИВОМ АКП, СТОРОНА +) |
Управляет клапаном управления ведомого шкива бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): импульсный сигнал |
8 |
RED/WHT (красный/белый) |
ЕСТ (ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ) |
Определяет сигнал датчика ЕСТ |
При включенном зажигании в положении ON (II): примерно 0,1−4,8 В(в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) |
11 *2 |
RED/WHT (красный/белый) |
MIND (ИНДИКАТОР M) |
Управляет лампой индикатора M |
Со включенной лампой индикатора М: примерно 6 В С выключенной лампой индикатора М: примерно 0 В |
12 *2 |
LT GRN (светло-зеленый) |
SIND (ИНДИКАТОР S) |
Управляет лампой индикатора S |
Со включенной лампой индикатора S: примерно 6 В С выключенной лампой индикатора S: примерно 0 В |
13 |
WHT/RED (белый/красный) |
ALTF (СИГНАЛ FR ГЕНЕРАТОРА) |
Определяет сигнал FR (частотный) генератора |
При работающем двигателе: примерно 0 −5 В(в зависимости от электрической нагрузки) |
14 |
PNK (Розовый) |
EGR (КЛАПАН СИСТЕМЫ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ (EGR)) |
Управляет работой клапана EGR |
При работающей системе EGR: управляемый режим При неработающей системе EGR: примерно 0 В |
15 |
GRN/YEL (зеленый/желтый) |
VTS (ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН СИСТЕМЫ VTEC) |
Управляет электромагнитный клапан системы VTEC |
На холостом ходу: около 0 В |
16 *2 |
YEL (желтый) |
SCLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЕМ СТАРТОВОГО ФРИКЦИОНА CVT, СТОРОНА (+)) |
Управляет клапаном управления давления стартового фрикциона бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): импульсный сигнал |
17 |
RED/YEL (красный/желтый) |
IAT (ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ВПУСКЕ) |
Определяет сигнал датчика IAT |
При включенном зажигании в положении ON (II): примерно 0,1−4,8 В(в зависимости от температуры воздуха на впуск) |
18 |
WHT/GRN (белый/зеленый) |
ALTC (УПРАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАТОРОМ) |
Посылает сигнал управления генератором |
При работающем двигателе: примерно 0 −5 В(в зависимости от электрической нагрузки) |
19 *2 |
LT GRN/RED (светло-зеленый/красный) |
S-DN (ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПОНИЖЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ) |
Определяет сигнал переключения на низшую передачу |
Переключатель на руле передвинут в сторону понижающей передачи (отмечено знаком −): примерно 0 В Переключатель на руле в нейтральном положении: примерно 5 В |
20 *2 |
YEL (желтый) |
S-UP (ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ) |
Определяет сигнал переключения на высшую передачу |
Переключатель на руле передвинут в сторону повышающей передачи (отмечено знаком + ): примерно 0 В Переключатель на руле в нейтральном положении: примерно 5 В |
21 |
RED/YEL (красный/желтый) |
КЛАПАН ПРОДУВКИ БАЧКА АБСОРБЕРА ПАРОВ ТОПЛИВА (EVAP) |
Управляет клапаном продувки бачка абсорбера EVAP |
При работающем двигателе, температура охлаждающей жидкости ниже 65°C: примерно 0 В При работающем двигателе, температура охлаждающей жидкости выше 65°C: управляемый режим |
24 *2 |
BLU/WHT (синий/белый) |
DRLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ВЕДУЩИМ ШКИВОМ АКП СТОРОНА +) |
Управляет клапаном управления ведущим шкивом бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): управляемый режим |
omanual.ru
2 |
YEL (желтый) |
INJ4 (ИНЖЕКТОР № 4) |
Управляет работой инжектора № 4 |
При включенном зажигании в положении ON (II): напряжение аккумулятора На холостом ходу: управляемый режим |
3 |
BLU (Синий) |
INJ3 (ИНЖЕКТОР № 3) |
Управляет работой инжектора № 3 |
|
4 |
RED (красный) |
INJ2 (ИНЖЕКТОР № 2) |
Управляет работой инжектора № 2 |
|
5 |
BRN (коричневый) |
INJ1 (ИНЖЕКТОР № 1) |
Управляет работой инжектора № 1 |
|
6 |
GRN (зеленый) |
FANC (УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРОМ ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА) |
Управляет работой реле вентилятора охлаждения радиатора |
При работающем электровентиляторе охлаждения радиатора: примерно 0 В При остановленном вентиляторе радиатора: напряжение аккумулятора |
7 *2 |
GRN/WHT (зеленый/белый) |
DNLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЕМ ВЕДОМОГО ШКИВА АКП СТОРОНА+) |
Управляет клапаном управления ведомым шкивом бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): импульсный сигнал |
8 |
RED/WHT (красный/белый) |
ЕСТ (ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ) |
Определяет сигнал датчика ЕСТ |
При включенном зажигании в положении ON (II): примерно 0,1−4,8 В(в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) |
9 *3 |
BLU/BLK (синий/черный) |
VTPSW (ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ МАСЛА КОРОМЫСЕЛ (ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ МАСЛА VTEC)) |
Определяет выключатель, действующего под давлением масла коромысел (выключатель, действующий под давлением масла VTEC) |
При малой частоте вращения двигателя: примерно 0 В При высокой частоте вращения двигателя: напряжение аккумулятора |
13 |
WHT/RED (белый/красный) |
ALTF (СИГНАЛ FR ГЕНЕРАТОРА) |
Определяет сигнал FR (частотный) генератора |
При работающем двигателе: примерно 0 −5,0 В(в зависимости от электрической нагрузки) |
15 |
GRN/YEL (зеленый/желтый) |
VTS (ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ МАСЛОМ КОРОМЫСЛА (ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН VTEC)) |
Приводит в движение электромагнитный датчик управления маслом коромысел (электромагнитный клапан VTEC) |
На холостом ходу: около 0 В |
16 *2 |
YEL (желтый) |
SCLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЕМ СТАРТОВОГО ФРИКЦИОНА АКП, СТОРОНА (+)) |
Управляет клапаном управления давлением стартового фрикциона бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): импульсный сигнал |
17 |
RED/YEL (красный/желтый) |
IAT (ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ВПУСКЕ) |
Определяет сигнал датчика IAT |
При включенном зажигании в положении ON (II): примерно 0,1−4,8 В(в зависимости от температуры воздуха на впуск) |
21 |
RED/YEL (красный/желтый) |
КЛАПАН ПРОДУВКИ БАЧКА АБСОРБЕРА ПАРОВ ТОПЛИВА (EVAP) |
Управляет клапаном продувки бачка абсорбера EVAP |
При работающем двигателе и температуре охлаждающей жидкости ниже 65°C: примерно 0 В При работающем двигателе и температуре охлаждающей жидкости выше 65°C: управляемый режим |
24 *2 |
BLU/WHT (синий/белый) |
DRLS+ (КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ВЕДУЩИМ ШКИВОМ АКП (+)) |
Управляет клапаном управления ведущим шкивом бесступенчатой трансмиссии |
При включенном зажигании в положении ON (II): управляемый режим |
omanual.ru